Часть 3. Что происходит в малых группах

Я больше, чем я есть, но меньше, чем мы есть. Я искал Бога, но я не видел Его. Я искал свою душу, но она скрылась от меня. Я искал моего брата, и я нашел все три составляющие. Неизвестный автор

Глава 4. Сила малых групп — в евангельском служении

Общество всегда удивляется любому проявлению здравого смысла. Ральф Уальдо Эмерсон

Организовывая в церкви малые группы, я не сомневался ни одной минуты с того момента, как понял, что это метод работы Бога. На основании Божественного откровения, как уже говорилось в предыдущих главах, мы основываем эти группы, будучи уверены в том, что Бог благословит нас по мере того, как мы следуем Его плану. И Он это делает.

Основные моменты организации групп будут рассмотрены в этой главе, а более детальная информация по каждому аспекту организации будет дана в следующих главах книги.

Как найти лидеров групп

Первое, что я делаю, когда начинаю служение пастора в новой церкви, — это ищу людей, которые могли бы стать потенциальными лидерами групп. Это очень занятное, но вместе с тем и ответственное дело. Я молюсь о том, чтобы Святой Дух руководил мной и мой выбор соответствовал воле Божьей. По мере того как я вхожу в контакты с членами церкви у них дома или в собрании, я анализирую их способности на основании того, как они ведут беседу, как относятся к другим членам церкви, а также насколько они усердны и честны в отношении всего, что касается Бога.

Такое пристальное внимание жизненно важно, так как лидеры групп — это те, от чьего стремления проповедовать зависит жизнь целой церкви. Я выбираю таких людей с большой осторожностью, с большей даже, чем любых других руководителей отделов церкви. Лидеры групп не обязательно должны быть хорошо материально обеспечены, быть симпатичными или высокообразованными людьми. Они должны быть христианами, которых можно было бы легко обучить и вести за собой. К сожалению, людей с такими характеристиками обычно очень сложно отыскать среди членов обычной церкви. Но тем не менее эти качества чрезвычайно важны для руководителя малой группы, если вы хотите, чтобы церковь быстро и гармонично росла и развивалась.

Церковь подобна симфоническому оркестру, а малая группа — каждой составляющей части этого оркестра — духовой, медной, струнной, ударной. В каждой части есть свой лидер, или первый исполнитель, но все они управляются дирижером. Лидер группы, который желает следовать указаниям пастора, подобен «первой скрипке».

Находить мужчин и женщин, соответствующих этому критерию, не так трудно, как кажется на первый взгляд. Но для этого, несомненно, требуется достаточно молитв, терпения и проницательности.

Было бы замечательно найти таких лидеров групп, которые обладают всеми необходимыми качествами, такими, как зрелость, способности к обучению, готовность к служению, хорошая репутация и так далее. Было бы также очень хорошо, если бы они являли в жизни плоды Духа; любовь, радость, ч мир, долготерпение, благость, милосердие, веру (Гал. 5:22). Но в небольших церквах вы вряд ли найдете много таких людей. Вот почему лидеры групп должны соответствовать трем основным качествам: полная посвященность в христианской жизни; способность учиться; желание быть ведомым?

С этими тремя основными качествами будет не очень трудно достичь идеала в течение достаточно короткого времени.

Группа пастора

Руководители малых групп становятся как бы продолжением пастора. Он делится с ними тем, что знает, что имеет. Следуя примеру Христа в воспитании двенадцати мужей, пастор тренирует, наставляет и дает нескольким руководителям все необходимое. Цель такой работы описана во Втором послании к Тимофею, во 2-й главе, 2-м стихе: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить»

Для достижения этих целей я прошу, чтобы руководители групп дали два очень важных обещания:

1. Каждую неделю посвящать два-три часа своей группе помимо регулярно намеченных встреч среди недели или любой другой деятельности в субботу.

2. Постоянно посещать еженедельные собрания руководителей групп по субботам после обеда, обычно проходящие за час до захода солнца.

Я обсуждаю все эти положения с предполагаемыми руководителями групп и очень редко сразу признаю их готовность. Я прошу, чтобы они присоединились к моей молитве об этом на одну-две недели. Это время размышлений и молитв помогает им увидеть важность и серьезность призыва к этому служению.

Практически все те, кому я предлагаю быть руководителями групп, принимают это предложение. Может быть, для них легко принять это, так как в сердце они испытывают именно то, что я чувствовал с самого начала: они обладают особым даром пасторского служения, который хотели бы развить.

Группы организуются по географическому принципу

Когда мы начинаем служение малых групп, мы нанимаем картографа, чтобы он сделал очень большие карты нашей территории. Каждая их этих карт примерно полтора на полтора метра длиной, и они висят на задней стенке церкви, там, где их можно хорошо видеть.

На этих картах мы обозначаем, где живет каждый член церкви, и видим, где можно организовать малые группы по тому принципу, кто с кем рядом живет. На второй карте мы намечаем территорию миссионерской работы. Карты отражают посвящение каждой малой группе и каждому завоеванному участку миссионерской работы. Я рекомендовал бы, чтобы каждый, кто заинтересован в организации малых групп в своей церкви, потратил деньги хотя бы на одну, если не на две такие огромные карты.

Небольшие лампочки можно поместить на карте в тех местах, где встречается каждая из групп. Это вдохновляет членов церкви, когда они смотрят на карту каждую неделю и видят, как еще одна группа достигла своей первостепенной задачи, а именно — удвоила свое количество, разделившись и организовав еще одну группу.

Когда я связывался с картографом, который создавал для нас карты, то он подумал, что они мне нужны для какой-нибудь фирмы. Когда я рассказал ему, зачем мне это, он произнес: «А, я понимаю. Вы, должно быть, свидетели Иеговы!»

«Нет, сэр — ответил я — Я адвентист седьмого дня».

«Адвентист седьмого дня? — переспросил он, — но я всегда думал, что адвентисты седьмого дня не ходят от двери к двери».

Я чувствовал себя смущенным. Как трагично то, что мы, верящие в скорое пришествие Христа, знамениты тем, что не делаем ничего, чтобы рассказать о Нем нашим ближним!

Этот случай еще более убедил меня в том, что необходимо начать работу в малых группах с тем, чтобы они вдохновляли, организовывали и обучали тому, как делиться любовью Христа со своими ближними. Нет никакого интереса расшифровывать аббревиатуру АСД как «адвентисты сидят дома», эти буквы должны обозначать «активно служить другим».

Организация групп по географическому принципу и указание того, где на большой карте находится дом каждого члена церкви, удивит многих, кто и не подозревал, как близко они живут друг от друга. Многие обнаружат, что они практически соседи в то время, как в церкви по субботам кроме «здравствуй» они не говорили друг другу ни слова. Организация групп, таким образом, также экономит много времени и бензина, так как для того, чтобы собраться на богослужение, людям не надо далеко идти или ехать.

Наши малые группы состоят из трех-четырех семей, которые живут недалеко друг от друга. Мы думаем, что группа должна насчитывать от восьми до двенадцати человек. У Бога было только двенадцать человек в группе, и мы не хотим улучшать Его метод.

Являясь пастором, я беру на себя обязанности непосредственной организации групп. Я работаю с картами, отмечая, где поблизости друг от друга живут три-четыре семьи, и предлагаю каждому члену встречаться с теми семьями, которые живут неподалеку от него. Вместе с тем я заинтересован и в том, чтобы члены моей церкви росли духовно, а не просто были предписаны к определенной группе. Очень важно, чтобы они развивались среди тех людей, с которыми чувствуют себя наиболее комфортно, и поэтому, если кто-то хочет ехать через весь город, чтобы встретиться со своей группой, — это их личное решение, и я уважаю его. Тем не менее как только они нашли группу которая им нравится, то я прошу их не уходить из нее.

Первичный источник поиска новых членов церкви

Когда группы организованы по географическому принципу, посетители и новые члены церкви найдут привлекательным то, что малая группа встречается неподалеку от его дома. Члены группы также следят за адвентистскими средствами массовой информации. Большинство обращенных, однако, являются родственниками, друзьями или соседями, которых члены групп приглашают на свои собрания. И такие люди находят более приемлемым для себя встречи небольших групп, чем большие собрания в церкви.

Посетители, тем не менее, не приглашаются в группу до тех пор, пока группа не встретилась вместе хотя бы семь раз. Это дает группе возможность узнать друг друга и развить семейный дух, который может быть привлекателен для вновь пришедших.

Встречи малых групп

С самого начала наша группа встречалась по вечерам каждую среду в обычное молитвенное время. Это бывает сюрпризом или даже разочаровывает некоторых, тех, которые чувствуют, что ничего не должно заменять молитвы в церковном задании на богослужениях, проходящих в середине недели. Я верю, однако, что такое расписание может помочь группам в их развитии.

Многие признают, что в большинстве церквей еженедельные встречи становятся «слабыми» и их посещает очень небольшое количество людей. Зачем встречаться второй раз за неделю, если люди не приходят в первый?

Рациональное зерно, содержащееся в том, чтобы встречаться по вечерам в среду, заключается в том, что мы должны достигать людей там, где они есть. Если они находятся у себя дома, то почему же не провести собрание среди недели там? Более того, если они едва ходят в церковь один раз в неделю, как вы можете ожидать от них того, что они будут приходить два раза?

Когда мы изменили таким образом порядок работы в нашей церкви, которая насчитывает примерно 200 человек, то количество людей, посетивших молитвенные собрания, сразу же увеличилось примерно с сорока до 200 за одну неделю! Точно такой же феномен повторился и во второй церкви.

Церкви, которые доказали, как важны встречи групп по вечерам в среду, приобрели уверенность в том, что не существует никакой веской причины проведения этих встреч исключительно в церковном здании.

«Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:24). «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Дом — это не архитектурная постройка, но любящая семья. В таком же смысле церковь — это не здание, но любящая семья Божья. Там, где находятся христиане, там и будет церковь.

Успех малых групп зависит от того, подхватят ли члены церкви эту идею. Они должны понять, что гораздо более важно встречаться вечером в среду для того, чтобы молиться, изучать Слово Божье и привлекать души, чем встречаться по средам в церкви только для молитвы и изучения Священного Писания.

Члены церкви должны спросить сами себя: «Хочу ли я следовать традиции и приходить каждую среду в церковь, так, как это было заведено много лет назад, или я хочу, чтобы вечер в среду приносил пользу не только членам церкви, но и людям, которые до сих пор не знают Христа?»

Когда члены церкви стремятся достичь большее число людей как внутри, так и за пределами церкви, то тогда они увидят, что служение в малых группах и есть единственный путь к достижению этой цели.

Когда Бог даст силу последнего дождя, тысячи будут обращены в один день и никакое церковное здание не сможет вместить всех жаждущих. Что же мы будем делать тогда, если продолжаем настаивать на собраниях только внутри конкретного церковного здания?

Во времена гонений и преследований малые группы снова будут единственной надеждой на рост церкви. Если закрыты все церковные здания, то куда же люди пойдут для того, чтобы почувствовать дух товарищества и братства, дух совместного поклонения Богу, если не существует домашних встреч дома?

Нам необходимо стремиться к тому, чтобы дом каждого новообращенного становился домашней церковью. Организация групп по географическому принципу является первым шагом к этому. Если вам удастся организовать все так, чтобы группы встречались вечером, который уже запланирован как вечер молитвы, то это наиболее легкий и самый эффективный способ сделать первый шаг. Время от времени я прошу, чтобы хотя бы одна группа, может быть, та, которая расположена к церкви ближе всех, встречалась в среду в здании церкви. Это делается ради возможных посетителей, которые, может быть, захотят посещать служения по средам, и им будет приятно встретить в церкви группу христиан, собравшихся для прославления Бога.

Испытание пастора как руководителя

После того, как церковный совет одобрил такие перемены в церкви, можно сказать, что пастор прошел первое испытание в качестве руководителя на пути развития плана проповеди Евангелия путем организации малых групп.

Если церковный совет не может принять такие перемены, то становится ясно, что, возможно, они не признают и более важные элементы плана проповеди.

Если совет не соглашается на изменения, становится ясно, что пастор, видимо, еще не завоевал авторитета и он, возможно, столкнется с тем, что каждый шаг будет даваться ему с великим трудом. Развитие же этой или любой другой программы потребует несколько других подходов к жизни церкви. Руководители, которые стремятся к экстраординарности, всегда сталкиваются с необходимостью проявления инициативы и проведения благоприятных изменений.

Если у пастора нет природных способностей к лидерству, то он может этому научиться. Такого рода способности потребуются на всем протяжении периода служения малых групп. Умение организовать, повести людей за собой является как раз тем, чему так необходимо научиться лидерам малых групп от пастора, чтобы достигнуть каких-либо результатов в своих собственных группах. Я стараюсь научить хотя бы одному принципу, согласно которому должны работать руководители, с тем, чтобы в нужное время они стали хорошо развитыми и опытными.

Обязанности каждого члена группы

В каждой церкви есть такие люди, которые никогда не испытывают радости от внесения какого-либо реального вклада в жизнь и деятельность своей церкви. Самое большее, что они делают, — это посещают служение раз в неделю. Малые группы предлагают членам церкви возможность развить и использовать их дары в служении Христу и Его Церкви. На самой первой встрече группа сама поручает каждому члену какую-то обязанность. Это в свою очередь воспитывает чувство товарищества, общности, поклонения и служения — те самые составляющие, что даровали жизненную энергию и силу ранней христианской церкви. Вот должности, на которые можно поставить членов группы:

1. Лидер (назначенный и обученный пастором до первого собрания группы).

2. Помощник лидера (рекомендуется пастором, но одобряется лидером группы).

3. Секретарь.

4. Казначей.

5. Координатор личного служения.

6. Дьякон.

7. Евангелист-благовестник.

8. Руководитель субботней школы.

9. Руководитель молодежного служения.

10. Ответственный за средства массовой информации («Так написано», «Голос пророчества», «Тихий час», «Голос надежды» и так далее).

В той церкви, где мы начали такое служение, у нас сначала не было описания обязанностей каждого члена группы. Все шло более или менее хорошо, но когда мы разработали для каждого список обязанностей, эффективность работы группы резко возросла. Есть определенная сила в том, когда четко знаешь, что делать.

Описание обязанностей помогает членам группы духовно обновляться и исполняться энтузиазма в проповеди Евангелия, дает каждому члену возможность служить и приносить пользу. А увеличение числа членов, как мы помним, это первостепенная задача каждой группы.

Ежемесячные отчеты

Поскольку люди стремятся делать только то, за что они чувствуют себя ответственными, мы требуем от каждой группы ежемесячный отчет, составленный лидером группы. Это достаточно полный отчет, но его не сложно составить, если пастор вместе со снисходительностью проявляет и достаточную настойчивость в своих требованиях и если он сам заложил хороший фундамент, который поможет лидерам увидеть важность их служения.

Кроме того, существует ежемесячный отчет секретаря и координатора личного служения в каждой группе, так же как и пресвитера каждой общины.

Община состоит из групп

В Книге Исход, 18-й главе, стихах с 13-го по 27-й мы обнаруживаем, что малые группы в Израиле состояли из десяти человек; затем эти группы по десять человек объединились в группу, состоящую из пятидесяти человек. Это не только удачный пример, но и хороший логический расклад. В нашей церкви мы следовали как раз тому библейскому примеру. Каждые три группы составляют одну большую группу, которую мы называем «общиной». Эти общины находятся под руководством пресвитеров. Группы различаются между собой по номерам: группа 1, группа 2, группа 3 и так далее. Общины различаются по буквам: Община А, Община Б, Община В и так далее. Нижеприведенная схема очень ясно показывает, как вы можете организовать группы и общины в своей церкви.

ОБЩИНЫ

Община «А» Старший пресвитер (имя пресвитера)

1. Имя лидера группы

2. Имя лидера группы

3. Имя лидера группы

Община «Б» Пресвитер (имя пресвитера)

4. Имя лидера группы

5. Имя лидера группы

6. Имя лидера группы

Община «В» Пресвитер (имя пресвитера)

7. Имя лидера группы

8. Имя лидера группы

9. Имя лидера группы

Община «Г» Второй пресвитер (имя пресвитера)

10. Имя лидера группы

11. Имя лидера группы

12. Имя лидера группы

Община «Д» Пресвитер (имя пресвитера)

13. Имя лидера группы

14. Имя лидера группы

15. Имя лидера группы

Община «Е» Пресвитер (имя пресвитера)

16. Имя лидера группы

17. Имя лидера группы

18. Имя лидера группы

Кроме следования библейскому примеру, рациональное зерно, скрывающееся за концепцией деления на общины, состоит в том, что группы будут умножаться слишком быстро. Работа со слишком большим количеством групп может превратиться в тяжелую ответственность для одного пастора. Руководитель общины, кто, как уже упоминалось раньше, также является пресвитером церкви, будет вести лидеров и членов трех групп.

(1Если вы на самом деле хотите увидеть, как ваша церковь превратится в сильное миссионерское движение, постарайтесь сгруппировать все ваши общины в два отдела. Сделайте так, чтобы ваш первый пресвитер стал во главе первого отдела, а другим руководил второй пресвитер. Эти две мега группы будут в большой степени стимулировать друг друга в стремлении достичь высших целей. Вся церковь будет полна энтузиазма, и жатва превзойдет все ожидания.

Мы использовали этот вариант в Норуаке слишком поздно, чтобы включить такой опыт в эту книгу. Но в приложении я объясню все в деталях.)

В церкви, где может быть не так много лидеров, чтобы выбирать, пресвитер ведет свою группу, кроме того наблюдая и направляя еще две группы. Поскольку одна из задач такого служения состоит в воспитании руководителей, пресвитер работает в направлении поиска и развития новых лидеров в своей группе с тем, чтобы по прошествии года он мог передать часть обязанностей кому-то другому. И затем он сосредотачивается только лишь на руководстве и координации деятельности исключительно своей общины. Это значит, что у него есть одна особая группа, о которой он заботится, но у него еще как бы три группы в подчинении. Он служит этим трем группам, так как является пресвитером и сам был или все еще продолжает быть руководителем группы.

Это удивительно и вдохновляюще — наблюдать, как развиваются отношения пресвитера с его общиной. Он, по сути дела, является «пастором» тех членов, которые входят в его общину. Он заботится о них, навещает их и вдохновляет их. Иногда он делает это в одиночку, но иногда он может подключать и других лидеров групп. Будучи пастором церкви, я иногда обращаюсь к людям лично, а иногда мне приходится общаться с ними через пресвитеров или руководителей групп, которые также следуют этой схеме.

Пресвитеры посещают хотя бы одну группу еженедельно в соответствии с существующими нуждами их общины.„Когда они посещают эти группы, то сами проводят собрание?

Общины собираются вместе каждые пять-шесть недель. В это время пресвитер готовит посвящение, заслушивает отчеты руководителей групп и просматривает стратегию проповеди, которой придерживается община, стратегию, которая, по сути, выбрана каждой конкретной группой.

Такой метод организации групп и общин, основанный Моисеем, потрясающе эффективен в деле достижения больших целей. Каждый понедельник вечером я звоню старшему пресвитеру с тем, чтобы рассказать ему об объявлениях и отметить особые моменты, которыми я хотел бы поделится со всеми членами церкви. Затем старший пресвитер звонит остальным пресвитерам, которые, в свою очередь, сообщают информацию своим лидерам, и последние уже передают ее своим группам во время еженедельных встреч. Очень просто, через одни телефонный звонок я общаюсь с каждым членом своей церкви.

Закрепленная миссионерская территория

Каждая группа должна иметь территорию, это постоянно будет поддерживать ее. Здесь, в частности, кроется причина того, что слишком много организаций, работающих по принципу малых групп, терпят неудачу. Они не занимаются служением. Группа верующих без служения долго не проживет. Изучение Библии, совместные молитвы и проповедь вести — вот основные составляющие успешной христианской жизни. И эта истина применима как к церкви, малым группам, так и к отдельному человеку. Слишком много групп основано на простом чувстве товарищества. Очень много групп построено только на изучении Библии. Также, может быть, можно встретить группы, основанием которых будет одно лишь служение. Я считаю, что здоровая группа объединяет в себе все три составляющих, или с течением времени она просто умрет.

Итак, задачей каждого лидера группы является помощь группе в развитии и выполнении ее миссии. Вначале, когда в церкви только организуются группы, каждой группе отводится определенная миссионерская территория. Это делается с помощью наших больших карт. Первая карта, как вы помните, используется для того, чтобы указать расположение каждой группы. По мере того как число групп растет, мы стараемся также держать общины, состоящие из трех групп, в пределах одной территории.

Наша вторая карта используется для указания миссионерской территории каждой группе. Этот план не представляет собой ничего необычного или нового. В 1974 году годичное совещание постановило: «Принять план определения каждому церковному члену особой миссионерской территории в соответствии с советом, данном в книгах Духа пророчества. Е. Уайт поддерживает этот план:

Небеса с напряженным интересом наблюдают за церковью, чтобы увидеть, что же каждый член церкви делает для того, чтобы просветить тех, кто еще находится в темноте (Христианское служение, с. 89).

Он призывает церковь взять в свои руки вверенные ей обязанности, поддерживая людей, живущих рядом (там же, с. 14).Каждый человек должен стоять на своем месте, думая, говоря и действуя в гармонии с Духом Божьим. И только потом — и ни в коем случае не раньше — работа будет симметричным и законченным целым (Свидетельства, т. 6, с. 293).

(Многие) тоскливо смотрят на небо… на границы царства, и ожидают только того, когда их соберут и заберут (Деяния апостолов, с. 109).

В каждом селе, городе и деревне есть люди, которые бы приняли правду, если бы она была им принесена (Сеять по всем водам, с. 4).

Мы не должны сидеть и ждать, чтобы люди пришли к нам: мы должны искать их, где бы они ни были… Есть миллионы, которые никогда не будут достигнуты Священным Писанием, если им его просто не принесут (Наглядные уроки Христа, с. 229).

Наша церковь чувствует, что этих причин достаточно, чтобы закрепить определенные миссионерские территории для каждой малой группы. Пастор и совет, работая вместе, ответственны за то, чтобы дать членам церкви работу проповеди и указания, как эту работу выполнять.

Рабочий курс для церкви поддерживает философию того, что проповедь Евангелия является основной работой церкви. Вот что там сказано:

У церковного совета есть ряд важных обязанностей, но его главной заботой является… работа по планированию и активному развитию служения проповеди. Так как проповедь является первостепенной задачей церкви, то первым вопросом в повестке дня каждого заседания совета церкви должен быть вопрос о евангелизации миссионерской территории церкви. Кроме того, каждый квартал заседание церковного совета можно полностью посвятить планам проповеди… Насколько возможно, каждая семья и каждый член церкви должны принять предписанную территорию. Каждый дом на миссионерской территории должен быть закреплен за членом церкви (Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня, с. 131, 132). Может быть, вам приходилось встречаться с искушенными в данных вопросах членами церкви, которые всегда любят «следовать рабочему курсу». Может быть, им следует показать данный абзац и посоветовать следовать именно тому, что там написано! В Церковном руководстве сказано: «Когда совет церкви всю энергию направляет на служение каждого члена, большинство церковных проблем либо исчезают, либо решаются» (там лее, с. 129).

Следить за работой на каждой конкретной части территории намного легче, если вы используете малые группы. Более того, вы, по сути дела, просто должны использовать малые группы для такой работы.

Если вы планируете организовать клиники по борьбе с курением, классы по кулинарии, школу изучения Библии или что-то другое, нет никакой проблемы, если у вас созданы малые группы.

Большинство бизнес-организаций следуют принципу «территориального прикрепления» для достижения своих целей. Самыми сильными финансовыми компаниями являются те, которые следовали этому методу наиболее последовательно. Опытный директор отдела личного служения одной из конференций сказал, что он думает, что самой приемлемой миссионерской программой для любой церкви были бы малые группы с миссионерскими территориями. На примере двух церквей мы доказали, что это на самом деле так, и мы не хотели бы строить нашу работу каким бы то ни было другим путем. Но то, что произошло в Ван Нойсе и Норуоке, Калифорния, может произойти везде, если вы верите в силу малых групп в деле проповеди.