Глава 2 . Заочно приговоренный

Когда мы читаем книгу пророка Захарии с ее обличительными вестями и величественными видениями будущих событий истории, то нам кажется, что они были произносимы старцем, убелённым сединами, с богатым жизненным опытом, но если бы мы могли перенестись в то время, то вместо старца, вещающего народу, мы бы увидели совсем молодого человека, еще юношу. Итак, пророк Захария принадлежал к колену Левиину, к древнему священническому роду. Его отцом был Варахия, а дедом — Адда. Адда пережил своего сына, на что указывает тот факт, что по возвращении иудеев в Палестину с Зоровавелем, главой священнического рода был Адда (Неем. 12:1, 4, 7), а чуть позже главой священнического рода становится Захария (Неем. 12:16), наследуя напрямую деду, что было бы невозможно, если бы был жив отец — Варахия. То, что дед передал главенство родом внуку, указывает на небольшой возраст последнего, что прямо подтверждается и самим Захарией, называющим себя в 520 г. до х. э. юношей. «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем» (Зах. 2:3—4). На Древнем Востоке так именовались люди, достигшие максимум 25 лет. Обычно же это определение относилось к лицам от 16 до 22 лет. Захария родился в Вавилоне и в детском возрасте прибыл с дедом в Иерусалим после указа Кира от 536 г. до х. э. [Kohler A. Der Weissagungen sucharjas erste Hälfte. Cap. 1—8. Erlaugen, 1861. S. 9—10]. О жизни пророка известно немного. Библия датирует начало его служения концом 520 г. до х. э., а последнее из видений датируется 516—515 г. до х. э. О кончине пророка сведения разнятся. Так, одно из древних преданий повествует, что он умер в глубокой старости и был погребен вблизи Иерусалима рядом с пророком Аггеем, с которым он начинал своё служение. По другому преданию, именно к Захарии относятся слова Христа. «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина» (Мф. 23:35). Так же по некоторым древним преданиям Захария принимал участие в обработке некоторых Псалмов Давида из книги Псалтирь, в частности, 137, 138, 145, 147 и 148 псалмы, для пения их общиной. [Самборский И. О книге пророка Захарии // Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1872. XI—XII. С. 205—283]. Итак, для возвещения столь важной вести Господь избирает еще совсем молодого человека, ибо Богу нужны в первую очередь не опыт, знания, влияние, а наше сердце, наша готовность служить Ему и людям. Пример избрания еще совсем юного Захарии показывает то, как мало было среди иудеев того времени тех, кто всем сердцем желал служить Господу, и выбор Бога падает на неопытного юношу. И одновременно с этим этот пример демонстрирует то, что с Богом нет ничего невозможного, что истинные знания и мудрость дает только Он. Можно закончить университет, духовную академию, выучить древние языки и правила гомилетики, но все это не будет иметь результата, если нет истинного посвящения. Духовность получают не в стенах академий (там дают знания), а на коленях пред Богом. Библия мало сообщает о том, как была встречена весть Захарии и лично он сам народом. Но, безусловно, многие сановитые иудеи, священники с многолетним стажем и опытом были недовольны тем, что столь важные вести переданы не через них, а через какого-то мальчика. Ведь они были бы этого более достойны. Во времена Христа фарисеи и книжники были также раздражены тем, что Иисус пришел не к ним, вождям, а к простому народу. Он общался с мытарями и блудницами и избегал общества лицемерных, надменных фарисеев. Ибо Богу нужна искренность человека. Этот прессинг давления, безусловно, испытал на себе и Захария, но он знал, что то, что он говорит, — это не его, а Божья весть. И что его избрал Сам Господь. Не боялся он проповедовать и публично, хотя в то время в Мидо-Персии, где только что закончилась, как мы говорили, гражданская война, крайне настороженно относились к любой общественной деятельности, будь то религиозная или политическая. А в вестях Захарии, если мы внимательно прочтем их, есть много мест, за которые можно было бы уцепиться тайной полиции царя Дария. Это, к примеру, и пророчества о разрушении Тира, Газы, о бедствиях в Дамаске, Сидоне (9 глава). Вдумайтесь на минуту, что сегодня, в наши дни, кто-либо стал бы открыто проповедовать, что Запорожье или Ровно, или Москва будут разрушены. Как бы отнеслись к такому проповеднику? В лучшем случае его бы сочли безумцем, а в худшем — подстрекателем конфликтов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В Мидо-Персии же, где все устали от гражданской войны, проповедь о разрушении ее городов, безусловно, могла стоить жизни тому, кто ее нес. А какие последствия Захарии могла принести его проповедь о новом мировом царстве Мессии, центром которого будет Иерусалим, с человеческой точки зрения? Вдумаемся, человек живет в Мидо-Персии, а говорит и славит другое царство, которое должно еще прийти, и которое положит конец той же Мидо-Персии, как это вытекает из контекста, народ которой будет преклоняться со всеми другими в Иерусалиме, который сейчас является лишь одним из провинциальных центров. За куда более умеренные речи в царстве Дария отрезали нос и уши, а то и садили на кол. А тут публичная проповедь о новом царстве, новой столице и о падении самой Мидо-Персии. А утверждения Захарии о том, что только один Бог является истинным? Ведь это утверждение противоречило всей религиозной политике Ахеменидов, относящихся лояльно ко всем богам, всех покоренных ими народов с целью сохранить религиозное спокойствие в необъятной империи. И по-человечески, они были правы, давая равные права и чествуя как Истинного Бога, так и секты, поклоняющиеся злым духам или идолам. А тут какой-то Захария, безусый мальчишка, смеет нарушать религиозный мир в царстве. А подозрительные, малопонятные для персов пророчества Захарии о летящем свитке, женщине в ефе (5 гл.) могли бы стать так же предметом для разбирательства, тем более, в восточной стране, где только по одному подозрению в измене человека подвергали пыткам. Понимал ли все это Захария? Понимал ли, что он заочно приговорен к смерти своими проповедями? Безусловно. Но он понимал и другое, что весть от Бога нельзя затушевывать, нельзя изменять, нельзя урезать, нельзя подстраивать. Истина не может иметь ничего общего с ложью. Хотя определенную конспирацию библейские авторы иногда делали, к примеру, именуя Рим Вавилоном в некоторых апостольских посланиях. Но лжи тут никакой нет, тем более, что Рим был духовным Вавилоном. Нельзя проповедовать об Истинном Боге и при этом говорить, что и языческие религии хороши и верны. Нельзя проповедовать Истинного Бога и обниматься со жрецами и магами. Весть от Бога должна звучать определенно и ясно, чтобы она была понята всеми. Чтобы никто не сказал: а я не понял, о чем шла речь. Конечно же, ее надо передавать с рассудительностью. Конечно же, весть от Бога должна передаваться с любовью и в духе любви к людям, уважением к ним и к праву их выбора. Ибо это — принципы Господа. Это — принципы Библии. И Захария от этих принципов не отходил. А не отходим ли от этих принципов мы в наш век либерализма, консенсусов, век, когда стираются грани между христианством и миром, между христианскими конфессиями и языческими религиями, между Библией и учениями людей. Когда провозглашаются призывы к объединению всех религий, когда говорится, что все религии хороши и ведут к одному и тому же Богу. Захария, как это видно из его книги, любил всех людей всех вер и национальностей. И он хотел, чтобы спаслись они все, потому он и говорил им правду. Потому он и говорил им, что спасение только от Господа. Поэтому давайте, когда мы будем исследовать его книгу, помнить о том, что практически за каждое написанное им слово этот пророк мог быть подвергнут самой лютой казни. Но несмотря на это он писал их, потому, что знал, что она, эта книга, будет нужна его народу тогда, как и нам сегодня. Весть Захарии и он сам предстают пред нами не в одеждах полудоговоренности и полуфраз, а пророк предстает перед нами с живой вестью от Живого Бога, обращенной к сердцу каждого человека, заставляя его задуматься над тем, куда он идет и что делает, заставляя его задуматься над тем, что однажды грядет Божий суд, который положит конец злу на земле, а также и тем, кто отвергнет Божью любовь и изберет тем самым поклонение злой силе.