Иеремия и пророки его времени

(609-586 гг. до Р. X.)

Конец VII в. до Р. X. был насыщен великими политическими переменами в истории Древнего Востока. По предсказанию пророка Наума рухнула, наконец, столица Ассирии — Ниневия. Ее падение вызвало радость и ликование среди всех народов от Кавказа до Египта. «Ибо на кого непрестанно не простиралась злоба твоя?» — утверждающе вопрошал пророк. — «Неисцелима болезнь твоя».

«Падение Ассирийской военной державы было беспримерным в истории явлением»031 .

Ассирия потерпела крах неожиданный, быстрый и окончательный. Египет оставался слабым и невосстановленным на протяжении тысячелетий. Вавилон умирал медленно, веками, несмотря на то, что его старательно «врачевали» все последующие цари. А гибели Ассирии только рукоплескали, и восстановить ее как государство никто никогда не пытался. «Город кровей» захлебнулся в своей собственной крови и умер навеки. Это был пророческий приговор, вынесенный трем великим державам Древности, и каждая из них в точности испытала на себе его неотвратимую силу.

Читая древние рукописи пророков, мы не можем не поражаться той убежденности, с которой они говорили о событиях, которые могли бы получить совсем иное развитие.

События на равнинах Мегиддо в 609 г. до Р. X.

Политические события развивались весьма драматично. Остатки ассирийских войск еще мечтали о «реванше». А египетский фараон Нехао II, извечный враг Ассирии, в свою очередь, решил отнять Сирию и Палестину у Вавилона. Для этого он собрал огромную армию и двинулся к реке Евфрат, чтобы завладеть ассирийским наследством Вавилона. Его путь, как всегда, пролегал через Иудею, чтобы встретить противника севернее Палестины.

Понятно, что царь иудейский посчитал опасным для своей страны прохождение по всей ее территории воинственно настроенной чужеземной армии. В случае победы над вавилонянами Египет мог без труда подчинить себе маленькие государства: Сирию, Финикию и Иудею. Потому иудейские войска преградили дорогу египтянам на равнинах Мегиддо. Мужественный Иосия встал в первых рядах на боевой колеснице. Встретив неожиданное сопротивление евреев, фараон пришел в ярость, потому что еще до своего похода предупредил иудеев, что он собирается воевать не с ними, а с вавилонянами.

Египетские стрелки устремились вперед, и пораженный стрелами царь пал в самом начале битвы. Иудеи в смятении отступили, увозя смертельно раненного царя. Разграбив Мегиддо, фараон пошел своей дорогой к Евфрату.

Потрясающая весть быстро достигла Иерусалима. Для большинства иудеев такая неожиданная и трагическая смерть их благочестивого повелителя была ошеломляющим и необъяснимым событием.

Однако для Иеремии, который научился видеть скрытую сущность происходящих событий, этот случай не был непостижимой тайной. И все же его глубокое страдание вылилось в погребальной песне, в которой он оплакивал царя (см. 2 Пар. 35:25).

Да, от Иеремии не было сокрыто подлинное духовное состояние его народа. Иосия, конечно, объединил всю страну и осуществил реформы по возвращению к истинной вере, но в целом Иудея все же не воплотила в жизнь великий замысел Божий — стать святым народом, у которого все народы земли научатся правде и истине. Многие иудеи смотрели на своего деятельного и влиятельного царя как на желанного освободителя — Мессию, Он более всех соответствовал их представлениям о том, каким должен быть политический Мессия — освободитель.

Гибель царя Иосии. Египетские стрелки устремились вперед, и пораженный стрелами царь пал в самом начале битвы.

В видении пророк Иеремия увидел кипящую чашу. Господь сказал, чтобы пророк подал чашу Иерусалиму и царям его, а также окружающим народам. Эту же чашу будут пить и жестокие цари мира сего.

Мы не можем понять сегодня всю глубину божественной премудрости и дальновидности Его планов. Погруженный в печаль, Иерусалим вопрошал к Богу и ждал от Него ответа.

Чаще всего люди измеряют события жизни своей человеческой меркой. Им хотелось бы, чтобы добро сразу же получало воздаяние и чтобы зло тотчас же было наказано. А у Бога свое мерило, которое дает оценку не только внешней стороне случившегося, но и определяет его скрытую сущность. И прежде чем премудрость Божия откроет сокрытое, мы, люди, должны жить верой и надеждой.

Иосия не получил указания Божьего через пророков о необходимости идти против фараона. Библейский писатель свидетельствует, что выступление совершилось не по воле Божьей (см. 2 Пар. 35:22). Война Иудеи против Египта была опрометчивой, т. к. через три года вавилонские войска наголову разбили египтян у Кархемиша (605 г. до Р. X). Господь предвидел это и желал уберечь своих детей от напрасного кровопролития. За свою самоуверенность Иосия поплатился жизнью.

Пророк Аввакум вопрошает Господа

В это время вместе с Иеремией на пророческом поприще выступает пророк Аввакум. Потрясенный всем происшедшим, он вопрошает Господа от лица всего народа: «Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2). Почему в этом мире господствуют фараоны, вавилонские цари, а праведники страдают?

«И отвечал мне Господь и сказал: «запиши видение и начертай ясно на скрижалях; чтобы читающий легко мог прочитать… Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:2, 4).

Для Бога и Его вечной правды совсем не столь важно, занимаем ли мы ведущее положение в этом преходящем мире. Для Него главным является характер, который созидается в душах людей, потому что только его мы сможем взять с собою в вечность. Что же касается торжества безбожников, то оно временно, в свой час они пожнут плоды своего посева. «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем» (Авв, 2:8).

Праведник, даже если он унижен, верой созидает вечные, нетленные ценности любви, братства и свободы от греха и в великий день суда, благодаря этой вере, жив будет. «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14}.

Потому вера, которая не ищет вознаграждения за свои дела, но которая ищет Бога и в общение с Богом видит свою высшую награду, среди невзгод восклицает: «Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:18).

Так, накануне крушения Иудейского государства, верные души получили весть о личном спасении через веру.

Служение пророка Иеремии во дни царя Иоакима (608-597 гг. до Р. X.)

Жители Иерусалима возвели на престол сына Иосии — Иоахаза, но он царствовал всего три месяца и был низложен фараоном Нехао II, который воцарил его брата Иоакима. Нового царя не беспокоили великие идеи отца, как религиозные, так и государственные. Национальная независимость его не интересовала, и хотя реформы Иосии формально он не упразднял, но вместе с тем не проявлял ни малейшего интереса к духовному возрастанию народа. Более того, всю подать, которую страна платила фараону, он возложил на простой народ, минуя знать. Превыше всего его занимали великолепие дворца, обшитого кедром, роскошь и пиршества. Вельможи, составлявшие его окружение, были льстивые и своекорыстные люди. Духовенство в храме довольствовалось тем, что Иоаким снова не ввел идолопоклонство, и благодушествовало в беспечности.

В это время Иеремия возвысил свой обличительный голос, зазвучавший словно тревожные удары колокола. Комментаторы считают, что в это время были произнесены речи, записанные в главах 17,22,25,31,36,45.

Вот слова, с которыми пророк обратился к царю Иоакиму: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего… Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение».

Иеремия произнес пророчество о нашествии на Иерусалим Навуходоносора II, царя вавилонского, и подвластных ему народов. «Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы… И вся земля будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет, когда исполнится семьдесят лет… накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25:89, 11, 12).

Далее образно изображается гнев Божий на всех царей и князей сначала Иерусалима, затем Египта, филистимлян, царей Едома, Моава и Аммона, Тира и Сидона, царей Аравии, Елама и Мидии и царя Вавилона. «Шум дойдет до конца земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотию, нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь» (Иер. 25:31).

Эти яркие обличительные пророчества, данные в 604 г. до Р. X., касались ближайших событий той эпохи. Могущество Вавилона длилось ок. 70 лет, с 606-го по 538-й г. Серией военных походов Навуходоносор II полностью осуществил предсказанные события; некоторые из народов были наказаны позднее, например, Мидия была покорена персами. Полное же исполнение пророчеств, записанных в 25-й главе, найдет свое исполнение во время Второго пришествия (напр., ст. 33).

Проповедь в храме во дни царя Иоакима (Иер. 26)

По повелению Господа Иеремия обратился к собранию народа во дворе храма с торжественным и грозным предостережением: «Так говорит Господь: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих пророков, которых Я посылаю Вам с раннего утра, и которых вы не слушаете, — то с домом сим Я сделаю то же, что — с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли» (Иер. 26:4-6).

Эта речь встревожила народ и особенно священников, так как в ней они услышали явную угрозу Иерусалимскому храму и самому городу. Священники не сомневались в правильности совершаемого ими служения, ведь они служили в храме по обрядам, установленным самим Моисеем, и худо ли, хорошо ли, учили народ закону. Поэтому недоумевали: чего от них требуют еще, ведь и царь не препятствует, и идолов нет? Но то было опаснейшее из заблуждений, потому что как простой народ, так и богатые грешили в судах и с особенной силой преследовали тех, кто призывал их к истинному обращению. Суд совершался несправедливо.

Богатые отнимали у крестьян лучшие участки земли; в стране возрастали бедность и нищета. Книга Второзаконие, найденная и читаемая теперь, еще больше обнажила существующие в обществе пороки. Вот почему священники, ограничивавшиеся обрядами и приношениями, приходили в гнев, когда их обличали на основании той же Книги Закона, которую они призваны были читать и преподавать народу. Произошел один из первых случаев в истории религии, когда официальное священство вступило в конфликт со Священным Писанием. Впоследствии такое не раз повторялось, достигнув особенной остроты во время Иисуса Христа и в эпоху западноевропейской реформации. Фактически это был конфликт, вызванный неправильным подходом к Священному Писанию. Сущность его заключалась в том, что священнослужители ставили на первое место обряды, игнорируя нравственную, духовную и практическую стороны веры. В данном случае в эпоху Иеремии указанная проблема возникла уже после реформы, т. е. в условиях внешне истинной Церкви. Это величайший урок, имеющий непреходящее значение для всех веков: формализм всегда подавлял и заглушал свет истины и любви. Обрядоверие может возникнуть и там, где обряды, казалось бы, уже приведены в полное соответствие со Словом Божьим. На что мы сегодня обращаем больше внимания: па внешнюю обрядовую сторону богослужения или же на необходимость любви и неподдельного благочестия во взаимоотношениях людей?

Как только Иеремия окончил свою проповедь, он тут же был схвачен. Разгневанные священники и народ готовы были убить пророка. Услышав необычные крики и шум в храме, пришли князья и, по обычаю того времени, сели у ворот для разбора дела.

«Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «Смертный приговор — этому человеку, потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами» (Иер. 26:11).

Когда Иеремии разрешили говорить в свое оправдание, он сказал: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего те слова, которые вы слышали; итак исправьте пути ваши и послушайте гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас; а что — до меня, вот я — в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши» (Иер. 26:12-15).

Священники отвергают пророчество Иеремии. Это был один из первых случаев, когда духовенство вступило в конфликт со Священным Писанием.

Кощунство царя Иокима. Отвергая пророчество, царь собственноручно сжег свиток пророка Иеремии.

Пламенная речь Иеремии произвела глубокое впечатление на некоторых князей, и они напомнили народу и о прошлых пророках, и о тех событиях, которые вскоре последовали по их слову. Среди князей наиболее влиятельной фигурой был Ахикам, сын Софана. Его отец был писцом, во дни Иосии активно поддерживавшим дело реформы, и теперь понятно, почему «рука Ахикама, сына Софанова, была за Иеремию, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение» (Иер. 26:24).

Кощунство царя Иоакима (Иер. 36)

605 г. до Р. X. был четвертым годом царствования Иоакима. Несмотря на то, что египетские войска, разбитые у Кархемиша, уступили Сирию, Палестину и Иудею Навуходоносору Вавилонскому, египтяне все же мечтали о возвращении этих территорий.

Иоаким теперь был данником Вавилона, но в душе поддерживал Египет. В истории Иудеи наступил критический час. Царедворцы, как во дни Езекии, бездумно втягивались в политическую игру, которую вел Египет. Между тем Вавилон оставался не менее грозным властелином Заречья, нежели раньше Ассирия. Ставка на помощь Египта была соблазнительной и казалась правильной, но пророки Божий еще раньше предсказали, что время египетского могущества пришло к своему концу. Наступила эпоха великих семитских империй, и, согласно предсказанию праотца Ноя и пророка Исаии, господство хамитов навсегда окончилось. Предсказания пророков Иеремии и Иезекииля, согласуясь с древними пророчествами, подтверждали это. Свершающиеся события происходили в те времена, когда фараоны Позднего царства еще отстаивали права Египта как великой державы.

Господь повелел Иеремии записать все речи, с которыми он выступал вот уже ряд лет, в книгу и прочитать ее на площади у храма. Как раз в это время был назначен общенародный пост, т. к. пришли вести о том, что Навуходоносор снова собирается идти войной и особенно недоволен восстанием жителей города Аскалона.

«Возьми себе книжный свиток, и напиши на нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иудее и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии — до сего дня. Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они отвратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их» (Иер. 36:2, 3).

Иеремия в это время был заключен в темницу и не имел возможности прийти в дом Господень. Поэтому он обратился с просьбой к Варуху, своему верному другу и писцу, прочитать свиток «вслух народа в доме Господнем, вслух всех иудеев, пришедших из городов своих». В назначенный день Варух прочитал все предупреждения Божий, исполненные любви и увещеваний. «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему… Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа Моего?» (Иер. 6:16; 8:22).

Действительно, Бог по своей великой любви продолжал звать неверный народ, чтобы предотвратить надвигающуюся на него катастрофу.

Вот почему Книга пророка Иеремии — это не непрестанные вопли отчаявшегося человека. Здесь помещен целый ряд досконально изложенных пророческих вестей. И снова народ внимал предостережениям и истинам, которые ему уже не однажды приходилось слышать. Это были вести о том, что евреи рассеятся между великими народами, о том, что это рассеяние будет через определенное время окончено, и они будут собраны снова (см. Иер. 9:16), о том, что идолы всех народов, которые окружают их землю, исчезнут (см. Иер. 10:11). Пророчества упоминали и судьбы окружающих языческих народов Египта, Аммона, Моава, Вавилона, Тира и Сидона (См. Иер. 46, 47, 48, 49. 50). Одним из самых тяжелых и печальных пророчеств было известие о скором разрушении их любимого города Иерусалима. Эти предостережения не могли не насторожить даже самого беспечного, так как в город одна за другой приходили тревожные вести.

Этим чтением пророческих вестей был как бы подведен итог многих устных проповедей Иеремии, которые раздавались здесь, у храма, и в других городах и селениях Иудеи, где часто бывал неутомимый слуга Божий. Один из знатных иудеев, Михей, сын Гемарии, услышав все прочитанное, доложил князьям, которые в этот час совещались в одной из комнат дворца. Члены государственного совета пригласили Варуха и попросили прочитать им вслух все записи.

«Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга, и сказали Варуху: «мы непременно перескажем все сии слова царю»» (Иер. 36:16).

Встревоженные услышанным, они посоветовали Иеремии и Варуху скрыться, а сами направились в покои Иоакима и пересказали царю содержание свитка. Царь потребовал прочесть свиток в его присутствии.

Сам он в это время грелся у жаровни в зимнем доме. «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток… и не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сжигать свитка, но он не послушал их» (Иер. 36:23, 24, 25).

Тут же царь повелевает воинам взять Иеремию и Варуха, по они своевременно скрылись от царского гнева.

Господь повелел Иеремии написать новый свиток взамен сожженного и вписать с него все пророческие речи для свидетельства всем последующим поколениям. Об Иоакиме, царе иудейском, было особенное пророчество Господне: «Не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иер. 36:30). Согласно пророчества, негодный царь будет погребен «ослиным погребением». Беспристрастный историк сообщает: «Пророчество Иеремии сбылось. В мае 603 г. Навуходоносор снова отправился в поход с намерением покорить Иудею. Вавилоняне взяли с собой осадные орудия, предназначенные для разрушения стен Иерусалима. Иоаким покорился, не дожидаясь осады, и обязался платить дань Вавилону. В 602 г. Навуходоносор завершил покорение Заречья»032 .

После этого Навуходоносор пошел в Египет. Продолжительная битва против хорошо укрепившегося войска Нехао сильно ослабило обе стороны. Поэтому Навуходоносор вынужден был отправиться в Вавилон, чтобы залечить раны своего войска и пополнить его новыми формированиями. Временная неудача Вавилона вызвала подъем антивавилонского движения. «Иудея прекратила платить дань Вавилону. Пророки антивавилонской партии (лжепророки) уверяли народ: «Не увидите меча и голод не будет у вас, но постоянно мир дастся вам на этом месте»». На Иеремию, продолжавшего утверждать обратное, обрушились гонения. Даже его земляки из селения Анафоф сочли нужным предупредить его: «Не пророчествуй во имя Яхве, чтобы не умереть тебе от рук наших».

Но Иеремия опять оказался прав. «В декабре 599 г. вавилонские авангарды снова появились в Заречье. Навуходоносор решил сломить Иудею. Целый год вавилоняне и их союзники опустошали иудейскую землю. Наконец сам царь выступил из Вавилона и через месяц… достиг Иерусалима. Иоаким не посмел сопротивляться. С дарами он явился к Навуходоносору, но тот приказал заковать его в цепи и отправить в Вавилон. Затем Навуходоносор передумал: Иоаким и его приближенные были убиты, а их трупы без погребения брошены у ворот Иерусалима»033 .

Последние дни Иерусалима

В последующие десятилетия события развивались с катастрофической стремительностью. Сын Иоакима, Иехония, был утвержден Навуходоносором как зависимый правитель. Его царствование продлилось всего сто дней. Однако в этот короткий период он проявил себя как неверный Богу человек. В 597 г. Навуходоносор снова подступил к Иерусалиму. Иехония не стал сопротивляться — ворота открылись, царь, его жена и придворные в черных одеяниях вышли и пали ниц перед властелином Востока. Они были отправлены в Вавилон как пленники, а вместе с ними десять тысяч знатных иудеев, воинов и ремесленников Иерусалима. Улицы Иерусалима опустели, на престол Давидов был посажен последний царь — Седекия, третий сын Иосии.

Седекия дал клятву верности Навуходоносору и вначале старался избегать любой связи с египетским двором, который с новой силой начал свою агитацию против Вавилона. В годы царствования Седекии Иеремия не был так преследуем, как во дни Иоакима. Частью Книги пророка Иеремии, написанной в этот период, комментаторы считают следующие главы, содержание которых раскрывает последний период — с 597 по 586 гг. до Р. X.: Иер. 24; 29-31; 46-51; 27, 28, 21, 34, 32, 33, 37-39.

Видение двух корзин со смоквами (Иер. 24)

Это видение, данное в начале царствования Седекии, имело очень важное значение. Одна корзина, наполненная хорошими плодами, означала пленников, отведенных в вавилонский плен. Почему Господь назвал их хорошими смоквами? Большинство переселенцев, попав в новые условия, глубоко раскаялись и надеялись на Божье избавление, предсказанное ранее пророком Иеремией. Они жили отдельной колонией и составляли общину, в которой пророчествовал Иезекииль. Чтобы поддержать их веру, Господь послал им пророчество через Иеремию. В будущем им предстояло стать фундаментом новой Церкви, вновь образованной после плена.

Корзина с плохими смоквами символизировала царя Седекию и ту часть иудеев, которая проявила неразумную политическую активность. направленную против Вавилона.

Послание Иеремии к пленным иудеям

Первые годы Седекия исправно платил дань Навуходоносору, и Иеремия через сановников, сопровождавших подать, послал письмо пленным иудеям. Пророк от лица Божьего убеждал пленников: «стройте домы и живите в них, разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей… и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его вам будет мир» (Иер. 29:5-7).

Долго ли продолжится вавилонский плен? Господь точно указал период пленения — он должен был продлиться семьдесят лет. Пленники по истечении указанного срока снова возвратятся в свою землю. Самое главное, чтобы они обратились к Господу: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня, и найдете Меня, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:12-13).

С каким волнением и надеждой повторяли иудеи слова, записанные в свитке: «И Я буду найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена, и соберу вас… говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иер. 29:14).

«Так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; — и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему» (Иер. 30:18).

А те неверные, которые еще находятся в Иерусалиме, будут непременно уведены в плен, и Иерусалим будет разрушен за свое непрекращающееся нечестие и идолопоклонство. Вот два диаметрально противоположных пророчества о двух частях одного народа. Те, которые продолжают грешить в Иерусалиме и пытаются возродить языческие культы, укрепляют башни и уповают на неприступные стены, проявляют неверность Богу и лукавят перед Навуходоносором, — будут уничтожены. А жалкие пленники в чужой стране, смиренно взывающие к своему Создателю, вернутся снова на свою родину, вновь построят разрушенный храм и будут славить Бога. В те дни им оставалось только верить и ждать. Но сегодня мы знаем, что эти оба пророчества исполнились в точности к концу семидесятилетия. Мы знаем годы и даже месяцы, знаем обстоятельства исполнения этих двух грандиозных пророчеств об Иерусалиме.

Лжепророки вещают иное

В начале непрерывной борьбы Вавилона со своими соседями признаки, говорящие об исполнении пророчества Иеремии, никак не проявлялись. Скифы, о которых в последнее время все говорили с ужасом, теперь направили боевых коней к границам Вавилонии. Их передовые отряды уже не раз атаковывали стены Вавилона, осыпая свистящими на лету стрелами сторожевые башни столицы мира. Крестьяне оставляли полевые работы и спешили укрыться за стенами ближайших крепостей. Среди иудейских пленников появились самозванные пророки-бунтари, которые утверждали, вопреки Иеремии, что плен вот-вот окончиться (см. Иер. 29:24-32).

«В 594 г. В Иерусалиме тайно собирались послы царей государств Моава, Едома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией о совместном выступлении против Вавилона. Вслед за тем иудейские послы отправились в Египет просить помощи у фараона. Царь Седекия, обязанный троном Навуходоносору, в душе был против войны, не веря в ее благоприятный исход. Но будучи человеком нерешительным, он не мог помешать росту антивавилонских настроений среди уцелевшего от плена иудейского гражданства»034 .

В Иерусалиме некто Анания, сын Азуира, лжепророчествовал о том, что вавилонский плен окончится через два года. Таким приятные и волнующие новости народ готов был слушать с восторгом. Но Господь повелел Иеремии противостоять этому губительному политическому обману. В один из дней Иеремия явился в храм в необычном виде: на его шее висело деревянное ярмо, и он повторил пророчество о том, что вавилонский плен будет продолжителен, как сказал Господь прежде этих событий. Разъяренный Анания сорвал деревянное ярмо с шеи Иеремии и разбил его, утверждая, что плен окончится в ближайшие два года. «И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное — и сделаешь вместо него ярмо железное» (Иер. 28:12, 13). Железное ярмо Навуходоносора будет в силе до тех пор, до каких Господь определил, и никто его не свергнет, а лжепророк умрет за свои слова. «И умер Анания в том же году в седьмом месяце» (Иер. 28:17).

Людей, как правило, впечатляет то, что ближе их мечтам и желаниям. Зачем слушать пророчества Иеремии от лица Господня о продолжительном пленении? Быть может, скифы все изменят? Быть может, вмешается Египет, и все будет снова по-прежнему: спокойно, сытно и весело.

Но как быстро ветер разгоняет многообещающую тучу, так неожиданно рассеялись все надежды. Угроза скифского нашествия обманула ожидания, т.к. скифы потерпели неудачу в Мидии, а у фараона возникли свои проблемы с Нубией. И тогда Вавилон решил укрепить свои позиции в Сирии и Финикии, а заодно основательно наказать вероломный Иерусалим.

Подай чашу Иерусалиму, царю и князьям его

Эти события удивительно похожи на происходившее во времена пророка Исаии и Езекии, происходившие сто двадцать лет назад. Но урок истории оказался бесполезным. Навуходоносор начал осаду Иерусалима 15 января 588 г. В этот час Иеремия пророчествовал: «Так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, — и он сожжет его огнем; и ты не избежишь от руки его: но непременно будешь взят и предан в руки его, и глаза твои увидят глаза царя Вавилонского, и уста его будут говорить твоим устам, и пойдешь в Вавилон» (Иер. 34:2, 3). Услышав эти слова, князья и прочее начальство возмутилось против Иеремии, но его пророчества сбывались так часто, что теперь люди боялись поднять на него руку.

А кольцо осады с каждым днем сужалось, и страх перед наказанием рос. Кто-то из придворных подсказал царю мысль о том, чтобы отпустить на свободу рабов и рабынь, которые должны были освободиться по истечении семи лет, как того требовал Закон Божий (Втор. 15:12). Перед лицом опасности все охотно согласились на эту, хотя и запоздалую реформу. Седекия собрал народ у храма, и все знатные заключили завет перед Богом и отпустили рабов и рабынь на свободу. Иеремия, вдохновенный Богом, высказал одобрение: «Вы поступили справедливо, но этого было мало».

Тем временем фараон египетский Априй с большой армией двинулся навстречу Навуходоносору, халдеи сняли осаду Иерусалима и устремились навстречу египтянам. Казалось, наступило спасение. В городе ликовали, т. к. были уверены, что вавилоняне потеряют свои силы в войне с египтянами и никогда не вернутся более в Иерусалим. На радостях вельможи и богатые решили, что беда миновала и, одумавшись, стали возвращать себе рабов и рабынь, принуждая их работать на себя. Этот отвратительный поступок открыл все лукавство и глубоко закравшуюся в души вельмож испорченность, доказывая, каким поверхностным и вынужденным было их недавнее раскаяние. Эта последняя капля переполнила чашу их беззакония. Теперь суды Божий с неизбежностью должны были свершаться над иудеями.

Робкий Седекия обратился к пророку с вопросом о воле Божьей, тот ответил: «Не обманывайте себя, говоря: «Непременно отступят халдеи» — ибо они не отступят. Если бы вы даже разбили все войско халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы каждый из палатки своей и сожгли бы этот город (Иерусалим) огнем».

Видя бесполезность всех увещеваний, Иеремия решил покинуть город, пока халдеи не вернулись сюда. Однако возле ворот Вениаминовых начальник стражи задержал его, обвиняя в желании перебежать к врагам. Конечно, Иеремии был чужд подобный план, он желал удалиться в свое селение, но князья, озлобившись, избили его и бросили в темницу. Наступили тяжелые дни мучительного заключения. «Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренности и сердце» (Иер. 20:12). И действительно, мучительная агония отвергнутого пророка, непонятого и одинокого — это символ страдальца за других. Кто может измерить вся тяжесть его долгих страданий? Только один Господь — вечная опора во мраке! К Нему одному неслись жалобы и сердечные молитвы Иеремии.

Вскоре халдеи, разбив египтян, вернулись и возобновили осаду. «А над подземельем, где в смертных муках томился пророк, уже началась агония Иерусалима. Проходили месяцы, у осажденных стала ощущаться нехватка продовольствия. Пришло известие о взятии города Лахиша, и халдеи готовились к решительному штурму. Как-то ночью, возможно по совету одного из друзей Иеремии, пророка отвели во дворец. «Нет ли слова от Господа?» — спросил его Седекия. Царь окончательно убедился, что предсказания Иеремии исполняются в точности. Узник был изнурен заточением, обессилен душевной борьбой, но, когда от него потребовалось свидетельство, он призвал всю свою твердость и сказал лишь то, что знал как истину: «Ты будешь предан в руки царя Вавилонского…» Когда Иеремию уводили, он попросил царя освободить его из подземелья: «Не возвращай меня в дом Ионафана, писца, чтобы мне не умереть там». Царь приказал оставить заключенного в караульном помещении во дворце. Это спасло Иеремии жизнь»035 .

Пророческое учение Иеремии о Новом Завете

Чем ночь темней, тем ярче звезды,

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог

Мартин Лютер

Темные тучи заволокли небо над осажденным городом. Стенобитные машины днем и ночью своими глухими ударами долбили, казалось, само сердце. В эти дни, когда голод и страх погасили всякую радость, Иеремия, твердо убежденный в исходе, понимая, что суд свершится, указывает людям на Господа, который в Своих обетованиях обещает всем верным надежду на искупление и бессмертие.

Старый Иерусалим обречен, упорные пожнут, что сеют, но для всех, кто находится здесь не по своей воле, кто ищет утешения у Бога, Иеремия провозглашает новую, радостную весть: «Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове, и восклицайте перед главою народов; провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ Твой, остаток Израиля!» Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, — великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я приведу их с утешением… Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным, и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое» (Иер. 31:7-10),

Это не были громкие обманчивые слова, история подтвердила их истинность спустя 50 лет. В 538 г. до Р.Х. около 50 тыс. человек вернулись в город. Иеремия в подтверждение истинности своих слов на глазах свидетелей начинает необычное в те дни предприятие: он покупает себе участок поля, находящийся за стеной города, у своего племянника Анамеила. Все делается по правилам купли-продажи того времени. «И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; — и отдал эту купчую запись Варуху… в глазах Анамеила… Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: дома и поля и виноградники будут снова покупаться в земле сей» (Иер 32:11, 15).

Для всех надеющихся на Господа, живущих на земле, где жизнь и смерть ходят рядом, Бог устами Иеремии провозгласил весть о Новом Завете, о той безмерной милости, которую приготовил людям Бог и которую намерен был излить на последующие поколения во всем мире: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31, 33).

Такова тайна страданий взирающей на Бога души: скорби, рожденные грехом, как бы велики они ни были, не уничтожат надежды на спасение. То сердце, которое испытало мучение и печаль, не угаснет в отчаянии, но будет радоваться и ликовать в Господе.

А те, которые самоуверенно смеялись над Божьими предупреждениями, не смогут выдержать испытаний и в смертный час ощутят всю глубину отчаяния.

Катастрофа 586 г. (Иер. 39, 52)

Пророка Божьего ожидало еще одно тяжкое испытание. Его обвинили в том, что он ослабляет силы защитников Иерусалима, и по приказанию князей Иеремию бросили в яму, полную грязи, привязав веревкой к отверстию, находящемуся высоко над его головой. Это была месть за его правдивые и обличительные речи, которые могли бы спасти его зложелателей от окончательной гибели, будь они чуть благоразумнее.

Какое испытание веры! Еще одно мучительное ожидание помощи Божьей, которая вскоре не замедлила прийти. Один из эфиопских евнухов, офицер, обратился к царю Седекии со словами ходатайства за Иеремию: «Он умрет там от голода». Царь послал тридцать человек, чтобы вытащили страдальца из ямы.

Вскоре состоялась последняя беседа с царем Седекией, который стал теперь остерегаться своих князей. Снова царь спрашивает совета у Иеремии. В этот час для него еще имелась возможность выйти с повинной к Навуходоносору, прекратить бессмысленную войну, спасти свою жизнь и жизнь многих. Но нерешительность царя и упорство князей остались непреодолимыми.

«18 июля 586 г. тараны пробили брешь в стене, и поздно вечером вавилоняне ворвались в Иерусалим. Под покровом ночи царь Седекия с семьей и отрядом воинов через потайной ход бежал из Иерусалима. Обнаружив побег, вавилоняне организовали погоню. Близ Иерехона Седекия и его свита были взяты в плен и доставлены в Ривлу, ставку вавилонского царя. По приказу Навуходоносора на глазах Седекии закололи его сыновей и всех пленных иудейских князей. Самого Седекию ослепили, заковали в медные цепи и отправили в Вавилон, где он умер в темнице»036 .

Надежда поддерживав праведника даже сред самых трагических событий. «Горы сдвинутся, холмы поколеблются; милость моя не отступи от тебя» (Ис. 54:10).

Божественная милость предусмотрела спасение верою, что и было предвещено пророком Иеремией, предвозвестившим Новый Завет.
Иеремия в Египте (Иер. 40-44)

Через месяц халдеи уничтожили город и храм. Саперные части вавилонской армии до основания разрушили стены Иерусалима. Вся храмовая утварь — золотая и серебряная — была погружена в повозки и под охраной отправлена в Вавилон. Оставшаяся часть городской знати также была отправлена под конвоем в далекую Халдею.

Иеремия и Варух были среди пленников, но при отборе пленных их узнали. Навуходоносор дал указание своим помощникам пощадить Иеремию и Варуха и дать им возможность выбрать — идти ли в Вавилон, где им обещалось благополучие, или остаться в Иудее (см. Иер. 40:4-7).

В главах с 40-й по 44-ю Книги Иеремии описаны события, совершившиеся после разрушения Иерусалима. Здесь нет необходимости повторять все сказанное. Смерть Годолии, иудейского наместника, которого оставили халдеи, от руки князя Измаила, поставила перед оставшимися иудеями проблему: что делать? Иеремия упрашивал уцелевших от плена иудеев не ходить в Египет, где они надеялись под сенью грандиозных пирамид, под защитой Тафнисских божеств укрыться от карающей руки халдеев. Страх и маловерие победили, и беглецы увлекли с собой престарелого пророка. Как и следовало ожидать, египтяне приняли их и разрешили им поселиться в районе Тафписы. Фараон вербовал наемников для своих полков, чтобы воевать с Навуходоносором. Здесь беглецы чувствовали себя безопасно, ведь от Вавилона их отделяли две тысячи километров пустынь и гор. Теперь, как думали иудеи, если усердно молиться богине неба, печь ей пирожки и возливать вино, то можно беспечно прожить долгие годы в плодородном Египте (см. Иер.44:16-20). До последнего дыхания Иеремия увещевал своих заблудших соотечественников обратиться к Господу. «Только малое число избежавших меча возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся Иудеи, чье слово сбудется — Мое или их. И вот вам знамение, говорит Господь, что Я посещу вас на сем месте, чтобы вы узнали, что сбудутся слова мои о вас…» (Иер. 44:28. 29).

Теперь приведем краткую справку по этому вопросу: «…Между Египтом и Вавилоном в 582 г. был заключен мир. Египтяне выдали вавилонскому вельможе Навузардану, тому самому, который уничтожил Иерусалим, укрывшихся в стране иудеев в количестве 745 душ. Теперь весь иудейский народ находился в вавилонском плену»037 .

«Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю; и пошли такие же к царю Идумейскому и к царю Моавитскому и к царю сыновей Аммоновых и к царю Тира и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому…» (Иер. 27:2-3).

Тайная встреча царя Седекии с узником, пророком Иеремией.

У нас нет точных данных о последних днях великого пророка, который так долго и мучительно звал свой народ к обращению. Возможно, что его верный друг Варух похоронил своего учителя в Египте, и он лежит там до того великого дня, когда исполнятся пророчества Божьи о воскресения из мертвых, чтобы вместе со всеми верными видеть торжество Небесного Иерусалима и быть среди искупленных детей Божьих.

Краткие обобщения

1. Конец VII столетия до Р. X. был наполнен великими политическими переменами в истории Древнего Востока. Падение Ассирийской военной державы было беспримерным в истории явлением, никто никогда не пытался восстановить ее снова.

2. После падения Ассирии началась борьба между Вавилоном и Египтом за раздел бывшего ассирийского царства. Царь иудейский Иосия вступил, вопреки воле Божьей, в войну с Египтом и был убит в 609 г. Иеремия оплакивал смерть Иосии.

3. После крушения мечты о величии Иудейского царства пророк Аввакум получил весть о личном спасении через веру.

4. В царствование Иоакима пророк Иеремия выступает в храме с предупреждением о гибели города Иерусалима от рук халдеев. Священники хотят убить Иеремию, но князья заступаются на него.

5. По повелению Господа Иеремия и Варух составляют книгу пророчеств и Варух читает ее перед народом в день поста. Князья слушают пророчества и обращаются к царю Иоакиму. Царь сжигает книгу пророчеств. Иеремия предсказывает гибель Иоакима.

6. После смерти Иоакима Навуходоносор назначает на царство сначала Иехонию, а потом Седекию. Часть жителей Иерусалима вместе с Иехонией отводятся в вавилонский плен, где они поселяются отдельной колонией. В плену иудеи обращаются к Господу и слушают пророка Иезекииля. Иеремия сравнивает их с хорошими смоквами.

7. Царь Седекия и князья, оставшиеся в Иерусалиме, нарушают клятву верности Навуходоносору и вступают в союз с Египтом, что становится причиной нового нашествия халдеев на Иудею в 588 г. до Р. X. В городе объявляют о раскаянии и отпущении рабов на свободу, но как только халдеи отступают от Иерусалима, евреи нарушают свое обещание.

8. Пророк Иеремия предсказывает плен царя, князей и всех жителей Иерусалима. Осада возобновляется. Иеремия томится в заключении. Царь спрашивает о своей участи у пророка и перемещает его во двор стражи. Иеремия пророчествует о наступлении Нового Завета, о возвращении пленных в Иудею. Князья бросают Иеремию в яму, но его освобождают оттуда по указанию царя. Иеремия убеждает царя сдаться на милость Навуходоносора.

9. Взятие Иерусалима в 586 г. до Р. X. Седекия пытается бежать, но его догоняют и уводят в плен в Вавилон. Измаил убивает наместника Годолию, народ убегает в Египет, не слушая слов Иеремии.

10. В Египте Иеремия убеждает иудеев не участвовать в идолопоклонстве, предсказывает нашествие вавилонян на Египет и пленение укрывшихся здесь иудеев. Пророчество исполняется в 582 г. до Р. X.

Приложение

Ввиду того, что Книга пророка Иеремии составлена без учета хронологической последовательности событий, мы предлагаем данную таблицу, которая поможет изучить содержание Книги, учитывая последовательность свершившихся событий.

Перечень основных событий и проповедей

Годы до Рождества Христова

Главы Св. Писания

Призвание пророка Иеремии

627 — 626

Иер. 1:2

Первые выступления Иеремии в Иерусалиме

 

Иер. 2:3, 4, 11

Реформа паря Иосии

626

2 Пар. 34:3

Найдена книга Закона, заключен завет

621

4 Цар. 22:8; 23

Проповеди Иеремии во время засухи

616

Иер 14; 15; 16

Поучения о соблюдении субботы

ок 616

Иер. 17; 19

Смерть царя Иосии от рук египтян

609

4Цар. 23:30

Проповеди во дни царя Иоакима

608 — 606

Иер. 22-27: 31; 36

Священники хотят умертвить Иеремию

между 609 — 605

Иер. 26

Варух читает свиток, царь Иоаким сжигает книгу пророка Иеремии

605 или 604

Иер. 36

Воцарение Иехонии и Седекии

597

2 Пар. 36

Тайный союз против Вавилона

594

Иер. 27

Спор с лжепророком Ананией

593

Иер. 28

Иеремия под стражей покупает поле в Анафофе Пророчество о Новом Завете

587

Иер. 32

Взятие Иерусалима (В тот же год Иеремия уведен в Египет)

586

Иер. 39:52; 40-44

031 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л, 1936. т. II, с. 54.

032 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 76.

033 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 77.

034 Белявский В. Л. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 81.

035 Светлов Э. Вестники Царства Божия, Брюссель, Жизнь с Богом, 1986, с. 292.

036 Белявский В. Л. Ванилин легендарный и Вавилон исторический, М.. 1970, с. 87

037 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 91.

«И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца.» Иез. 9:2.