Война царей

Евангельская весть

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг» (Быт. 13:1). Вернувшись из Египта в Ханаан, Авраам и его близкие вновь сталкиваются с проблемой: «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:6-7). Авраам предложил выход из создавшегося положения своему племяннику: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою… ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8-9). На первый взгляд, между дядей и племянником произошел самый обычный, ничем не примечательный разговор. Но в Библии каждая деталь, каждая, на первый взгляд, мелочь играет весьма важную роль. Так и данный разговор раскрывает истинный характер человека. Ну что особенного предложил Лоту Авраам? Выбрать себе землю? Но давайте вспомним, что дело происходило в Древнем Востоке, и Авраам был патриархом, главой рода, власть его была огромна и беспрекословна, каждое слово его было законом для близких, и вот этот владыка предлагает своему племяннику право выбора. Часто ли сегодня приходится видеть, чтобы вышестоящий оставлял последнее слово за нижестоящим? Причем в важных вопросах? В данном случае, в вопросе выбора земли, территории проживания. В древности слово земля отождествляло собой урожай, пастбища, колодцы с драгоценной особенно в тех местах водой, стратегически важные высоты, враждебных или дружественных соседей, и пр. Словом, хорошая земля — залог счастья, плохая — неудачи и разорение. И вот в таком жизненно важном ключевом вопросе право выбора Авраам предоставляет Лоту. В данной истории каждому из нас преподан урок смирения и скромности. Ибо без этих качеств характера наши взаимоотношения с людьми не будут совершенными, а мы окажемся непригодными для Небесного Царства. Приобрести эти качества каждому из нас может помочь только Христос, но при условии, что мы осознаем в них свою нужду. Мы должны помнить, что нам неизвестно, что с нами будет завтра, и какое бы высокое положение мы не занимали, в одну минуту мы можем потерять все, в том числе и жизнь. Вспомним быстрое свержение Н. Чаушеску в Румынии, многочисленные заказные убийства бизнесменов или банальное падение кирпича на голову — все это является ярким примером.

Часто достигнув более или менее высокого положения, ранее скромные и смиренные люди забывают друзей, свысока начинают смотреть на окружающих, не вспоминают о Боге, считая себя «королями положения» и приписывая только себе свой успех. Как тут не вспомнить богача из притчи Иисуса Христа: «…у одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он… сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12:16-20). У Авраама было много земель и житниц, но, в отличие от богача из притчи, он всегда осознавал свою зависимость от Бога, не полагался на самого себя и свои богатства, был смиренным и скромным человеком. Итак, патриарх предоставил право выбора Лоту, который с радостью принял это предложение. Он не возразил Аврааму, не сказал, что недостоин выбирать, что это право принадлежит дяде, а он довольствуется тем, что выпадет на его долю. Нет! Алчность взяла верх над скромностью и признательностью, и Лот выбрал самые прекрасные земли, «всю окрестность Иорданскую». Нескромность, проявленная Лотом, не встречается ли и в нашей жизни, в наших взаимоотношениях с другими людьми? Желание урвать для себя кусок получше не закрывает ли нам порой глаза, и не идем ли мы напролом, не считаясь ни с кем и ни с чем? Взять хотя бы бытовые мелочи: посадку в городской транспорт, желание занять место у окна, как часто в этом стремлении люди расталкивают всех на своем пути, не считаясь, что рядом дети, что кого-то толкнули. А разговоры друг с другом, так, мимоходом, если задели при этом нас? Когда же речь заходит о каких-то серьезных вопросах, вот тут люди нередко и вовсе теряют свое лицо. Но нередко бывает и так, что то, за что человек так упорно боролся и чего наконец-то добился, оказывается для него проклятием, ибо все, что приобретено неправедным путем, никогда не принесет счастья. Так произошло и с Лотом. Урвав себе прекрасные земли, он надеялся быть в выигрыше, но… Однако, прежде, чем узнать, что произошло в дальнейшем, отметим еще раз, что именно заставило Лота сделать свой выбор: «Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).

Итак, эти земли действительно были прекрасны. Более того, приведенный текст подчеркивает, что эти земли напоминали собой потерянный рай. Однако, только напоминали… За красивыми долинами и садами, за тучными пастбищами и уютными домами скрывалось истинное лицо этих земель: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13). Вот что скрывалось за прекрасным внешним видом: постыдные грехи содомлян были повсеместно известны, и Лот не мог о них не знать. Однако, в своем выборе он руководствовался материальной стороной вопроса, а отнюдь не духовными соображениями. Лот забыл, что Господь недаром повелел не жить вместе с язычниками, ибо их образ жизни и их влияние будут неизбежно сказываться. Грех всегда имеет очень привлекательную оболочку, красивый фасад, за которым кроется пропасть. Но Лот поступил по велению своих очей. Часто и мы поступаем по велению своих очей. Видят ли сегодня люди за стеклами роскошных иномарок, за долларовыми счетами в банках, легкой любовью ночных красавиц, сияющими витринами казино и баров обратную сторону: заказные убийства, тюремную решетку, венерические болезни, СПИД и наркоманию? Видимо, нет, ибо жажда обладать всем этим сегодня растет у людей в геометрической прогрессии. Дьявол очень тонкий психолог, способный найти ключ к сердцу практически каждого, кто не полагается на Бога. И поэтому Господь через Библию вновь и вновь обращается к сердцу каждого из нас, чтобы мы «…не ходили вслед … сердца и … очей, которые влекут… к блудодейству» (Числа 15:39). «И сказал Господь Авраму, после того, как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:14-15). Итак, Авраам, который сделал, по-человечески, ошибку, отдав Лоту самые лучшие земли, на самом деле выиграл, ибо помощь Божья и благословения были на его стороне. Вместо греховных земель Содома, дни которого были сочтены, патриарх получил в наследство весь Ханаан. Так и мы можем быть уверенны в том, что, проявляя смирение и скромность, следуя Божьим путем, мы получим от своего Небесного Отца «…жизнь… с избытком» (Ин. 10:10). Спустя немного времени после отделения Лота от Авраама, в этих краях вспыхивает война между местными палестинскими царями Содома, Гоморры, Адмы, Севоима и Сигора против коалиции царей, возглавляемых правителем Вавилона (см. ниже). Однако попытка палестинцев освободиться от месопотамского ига заканчивается полным провалом. Их объединенная армия была уничтожена, города разграблены, а население уведено в плен, в далекое Междуречье. Среди пленников оказался и Лот. И, видимо, Лот так бы и погиб на чужбине, если бы не Авраам. Авраам забывает о непочтительности и самонадеянности племянника и спешит ему на помощь. Он не взвешивает свои возможности, не страшится грозной вавилонской армии. Авраам просто знает, что Бог идет рядом с ним, потому что прекрасно осознает, что сила его в Боге и все предает в руки Божьи. Ведь «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Пр. 21:31). И действительно, нагнав вражеское войско, он одерживает блестящую победу: «И возвратил все имущество и Лота… также и женщин и народ» (Быт. 14:16). Возвращаясь назад, Авраам в долине Шаве встречается с Мелхиседеком, Священником Бога Всевышнего и царем Салима, получив от него благословение. «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:20). Здесь мы впервые встречаемся с понятием десятины Господней, иными словами, каждая десятая часть от нашей зарплаты, урожая и других доходов принадлежит Богу. Кстати, эта информация для каждого жителя бывшего СССР не новость, так как из наших зарплат государство отчисляло (отчисляет и сегодня) налог в размере 10% от общей суммы. Думаю, интересно будет узнать тем, кто об этом не задумывался, что эта идея взята из Библии.

По опросам общественного мнения сегодня мало кому на земле хватает денег, причем, как бедным, так и мультимиллионерам. Нехватка средств стала настоящим бичом нашего времени, одной из причин увеличения криминогенной обстановки, семейных проблем, и пр. В этой нехватке средств каждый из нас склонен винить государство, отдельных политиков, своих конкурентов, жизненные обстоятельства, но… только не себя. Но даже те, кто все же понимает, что в чем-то мы и сами виноваты, все же до конца не осознает причину своего бедственного финансового положения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что мы привыкли взирать на обыденные проблемы чисто по-мирски, плотски, забывая о духовной стороне вопроса. А ведь именно в этом и сокрыты ключи счастливой жизни, благополучия, в том числе и финансового. И таким ключом является десятина: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10). Десятина — это ключ от Божьей сокровищницы благословений, которую Творец готов раскрыть для каждого из нас. В случае же, если мы отказываемся возвратить Богу Богово, Его, то мы становимся ворами, как это не обидно, быть может, звучит: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы тебя? «десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8-9). Нам следует сознавать, что мы не платим Богу десятину, а лишь возвращаем Богу Его собственность, которую Он отделил для Себя, и, делая это, мы признаем Его Авторитет. Из этого следует аксиома: тот, кто возвращает Богу десятую часть от своих доходов, никогда не нуждается, и это исполнится в жизни любого человека, что автор книги может подтвердить и на собственном опыте. Но, если вы не верите этому, попробуйте сами, хотя бы один раз, принесите десятину, и вы убедитесь, что данная аксиома действует и в вашей жизни. Ключ к разрешению многих проблем находится в ваших руках. Но возвратимся к Аврааму. «Когда он возвращался после поражения… царей… царь Содомский вышел ему на встречу… и сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу… Что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама…» (Быт. 14:17, 21-23). Бескорыстие — это слово сегодня фактически вышло из обихода, став устаревшим, Ибо в наше время почти никто никому ничего не делает даром, не рассчитывая получить что-то взамен. Бескорыстный человек в понимании современного общества — это глупец, или в лучшем случае человек странный, «белая ворона». Но Авраам не стеснялся выглядеть ни «белой вороной», ни непрактичным. В своей помощи Лоту он не видел ничего особенного, ведь он сделал лишь то, что был должен сделать, он просто не мог поступить иначе. По этому поводу Христос сказал: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). И здесь уместным будет еще раз привести текст, который был приведен ниже: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24). Наше бескорыстие является ключом к самой успешной проповеди Евангелия этому погибающему миру. Авраам учит нас, что, делая кому-либо добро, мы не только ничего не должны ожидать взамен, но и сознавать, что ничего особенного мы не сделали. Проявляем ли мы бескорыстие в своей жизни? Если да, то искренне ли оно, несмотря на красивые слова? Смогли ли бы мы поступить подобно Аврааму, этому замечательному, и что очень важно для каждого, такому же человеку, как и мы с вами.