На народном сходбище

Когда говорят о митингах, стачках, сходбищах, то невольно представляется площадь, заполненная тысячами людей, держащих знамена и скандирующих лозунги. После распада СССР мы привыкли к подобным зрелищам, они стали хорошо нам знакомы. И наверное, мы бы очень удивились, если бы нам сказали, что верующие люди участвуют порой в стачках, сходбищах намного чаще и намного регулярнее, чем приверженцы каких бы то ни было политических партий. Более того, они принимают участие в подобных митингах, когда стоят под сводами церквей или молитвенных домов, читая Библию и произнося молитвы. Именно об этом пишет пророк Иезекииль: «И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез. 33:31). Древний Израиль был в те дни Божьей церковью, знавшей истину. Иудеи регулярно приходили на богослужения в субботу, пели псалмы, говорили о Боге. И вот, именно об этих людях, считавших себя весьма верующими пророк говорит, что они приходят к Богу, как на народное сходбище и что их служение и поклонение Господь не принимает. Как знать нам: принимает ли Бог сегодня мое поклонение Ему, не являюсь ли я к Нему, как на народное сходбище? Священное Писание дает нам несколько критериев, по которым мы можем определить, является наш приход к Богу приходом на народное сходбище или нет. Итак, наш приход в церковь будет равносилен приходу как на народное сходбище, если:

* Мы ходим слушать «сладкоголосого певца». «И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез. 33:32). Наверное, мы замечали, что если когда-нибудь в город приезжает известный пастор, особенно из-за границы, то члены церквей устремляются туда, где он будет читать проповедь, при этом они спокойно оставляют свои собственные общины и служения в них. Так же происходит и тогда, когда какая-либо община проводит жатвенное собрание. Другие предпочитают ходить в те церкви, где лучше поет хор и где больше исполнения сольных гимнов. Словом, люди идут не к Богу, а к другим людям. Они до конца не осознают, что приход в церковь — это прежде всего не слушание проповеди или субботней школы, не слушание хора и гимнов, а поклонение Богу. К сожалению, мысли о поклонении Богу стоят часто на последнем месте. Поэтому давайте спросим себя, что движет лично мной, когда я иду и нахожусь в церкви?

* Мы будем приходить к Богу, как на народное сходбище, если ведем себя по примеру фарисеев. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:10-13). Т.е. приходя к Нему не с покаянием и ощущением нужды в Спасителе, а с чувством самоправедности, возвышающей нас над другими людьми.

* Когда устанавливаем в церкви свои правила и обычаи. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:4, 13). Фарисеи времен Христа были элитной частью иудейского общества, являясь символом духовности. Целью иудейского народа вообще и фарисеев в частности было несение евангельской вести о Боге окружающим их языческим народам. Если прочитать работы фарисейских мудрецов и философов, мы увидим в них отражение этих мыслей [1]. Они проповедовали о Законе Божьем, высоких моральных принципах, любви Господа. Но почему-то не только окружающие языческие народы не приходили к Богу, но даже сами иудеи ненавидели фарисеев. Этот феномен был вызван тем, что к положениям Истинной религии фарисеи присовокупили свои обычаи и обряды, большая часть которых вошла в Талмуд (свод предписаний на различные случаи жизни). Своими правилами они пытались регламентировать каждую минуту жизни человека, вплоть до его мыслей. В этих сводах были с дотошностью расписаны, например, дела, которые можно и которые нельзя делать в субботу. Причем часто доходило до курьезов. Так, передвигание мебели в субботу работой не считалось, а ношение носового платка разрушало субботний покой. Взять маленького ребенка на руки также считалось недопустимым грехом. Словом, из религии радости и счастья, религии свободы в Боге они превратили веру в Господа в непосильное бремя для людей, своеобразный цитатник запретов. Спасение при этом провозглашалось по делам. Чем больше человек сделает добрых дел, тем большая вероятность того, что он будет спасен. В конечном счете их представления уподобились воззрениям языческих религий, в которых суд над человеком рисовался в виде весов, на одну чашу которых клались добрые дела, а на другую — злые. И в зависимости от того, какая из них перетянет и решалось, будет человек спасен или погибнет. В религии фарисеев люди не находили и не могли найти мира и покоя. Господь при этом им рисовался, как жестокий и придирчивый судья, только и ждущий, чтобы наказать человека и отметить побыстрее его грех в небесных книгах. Исследуя историю фарисеев и их роковой роли в судьбе иудейского народа, спросим себя: а мы, современные христиане, члены Божьей Церкви остатка, обладающие полнотой истины не отталкиваем ли своими взглядами, философиями людей от Бога? Не привносим ли мы в библейское учение своих собственных человеческих установок? Обдумывая этот вопрос, мы неизбежно придем к выводу, что делаем это очень часто. Это мы делаем тогда, когда начинаем вновь пришедшим людям навязывать свои представления об одежде. У некоторых, так называемых ревностных христиан порой существует твердое убеждение, что одежда настоящих христиан должна быть старообразной, черно-серых цветов. Что прически должны быть однотипны, ни в коем случае не подчеркивая красоту волос. При этом из контекста Библии вырывается место из 1-го Послания Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде…» (1Петра 3:3). Но если дословно принимать этот стих, то получится, что апостол запрещает плетение волос и призывает, чтобы женщины ходили с распущенными, распатланными волосами, типа нищих и бомжей. Конечно же, Петр говорит не об этом. Апостол подчеркивает, что истинным украшением человека является не золото или плетение волос, а характер человека, его образ жизни. И это действительно очень тонкое замечание. Ибо, как тогда, так и теперь многие полагают, что если у них есть фирма и мерседес, то они уже достойны уважения и почитания от окружающих их людей. Так же и многие современные девушки и женщины заботятся главным образом о внешних украшениях (косметике, модной одежде, фигуре), не придавая вообще значения формированию и исправлению характера. Мы же часто можем впадать в другую крайность — уделяя внимание характеру, вообще не придавать значения внешнему виду. Некоторые верующие говорят о необходимости выкинуть телевизоры, не читать газет и книг, кроме Библии. Даже смеяться, улыбаться, шутить в их глазах считается преступлением. А между тем Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

* Мы будем ходить в церковь, как на народное сходбище, если будем ходить туда, как в клуб по интересам. Одни ходят для общения в театр, другие в кино или варьете, кто-то в клуб охотников, любителей рыбной ловли или общество книголюбов, а кто-то в церковь. Многие приходят туда потому, что там собираются приятные и интеллигентные люди, с которыми интересно поговорить и провести время.

* Наш приход в церковь будет равносилен приходу, как на народное сходбище, если мы идем в церковь для решения своих семейных или материальных проблем. Многие воспринимают церковь как своеобразного донора, от которого можно постоянно получать все необходимое — от одежды до денег. При этом эти люди не задумываются над тем, что средства, которые они постоянно требуют от церкви жертвуются туда людьми, в подавляющем большинстве случаев не имеющими и среднего достатка. Когда же в выдаче очередной суммы им отказывается, то они сразу начинают говорить, что в церкви мало любви. При этом они почему-то не спрашивают себя, а кому они лично уделили эту самую любовь, которую так требуют от других? Другие пытаются с помощью церкви устроить свою личную жизнь. И проявляя вначале ревность в служении, интерес к Библии и затем увидев, что выйти замуж не удается, они сразу же теряют интерес и к Богу, и к Библии, и к церкви.

* И, наконец, мы будем приходить в церковь, как на народное сходбище, если будем туда приходить, как просто миряне. В 1Петра 2:9 сказано: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Таким образом, в Новозаветный период Господь не делит верующих на духовенство и мирян. Каждый верующий назван священником, причем царственным. Читать этот стих очень приятно для слуха. И христиане часто вспоминают о нем, когда говорят, как они ценны в глазах Бога. Но помимо того, что данный стих приятно читать и лестно осознавать себя царственным священством, стих этот и обязывает ко многому. Ибо священник — это тот, кто несет служение. Если же человек служения не несет, то священником он быть не может. В этой связи давайте спросим сами себя: какое служение в церкви несу лично я? Каким же должен быть наш приход в церковь, какого прихода от нас ожидает Господь? Священное Писание дает несколько советов по этому вопросу. Во-первых, мы должны понимать, что идем на поклонение к Богу и встречу с Ним. Во-вторых, мы должны научиться не смотреть на людей и не связывать с ними своей веры. Дело в том, что многие люди, приходя в церковь и видя, что среди некоторых ее членов процветает грех — будь то склонность к сплетням, зависть или прелюбодеяние — сразу делают вывод, что это не истинная церковь и делать им в ней нечего. Некоторых людей это вообще приводит к тому, что они отрекаются от Бога. А между тем, история Истинной Божьей церкви, начиная еще с ветхозаветных времен свидетельствует (и Священное Писание подтверждает это), что никогда не было и не будет такого момента, когда состояние всех членов церкви будет безукоризненно. Мы должны понимать два основных момента. Первое. В церковь и к Богу приходят разные люди, обремененные тяжестью греха и прошлой жизнью. И ожидать, что они изменятся во мгновение ока, придя в церковь, конечно же, нельзя. Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). И подобно как каждый из нас нуждается в этом, также в этом испытывают нужду и другие люди. И если мы хотим, чтобы Господь и другие люди принимали нас такими, как мы есть, то и мы тогда должны относится к окружающим с пониманием того, что и у них есть духовные проблемы. Второе. Всю силу своей ярости и коварства дьявол всегда обрушивал на церковь Божью. Причем делал он это как извне, осуществляя на церковь различные гонения, так и изнутри, внедряя в ее состав своих агентов. Недаром Христос говорил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Именно эти агенты сатаны пытаются вызвать в церкви разделения, сеют дух озлобления, лжеучений. С другой стороны, они своим образом жизни отталкивают многие искренние души от истины. Особенно яростными эти атаки сатаны на Божий народ стали в Последнее время. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петра 5:8). Поэтому, учитывая все это, с нашей стороны было бы неверным взирать на людей и по их поведению судить о Боге и Его церкви. Далее. Господь очень хочет, чтобы мы шли в храм, с желанием отдать, а не взять. И это касается денег в последнюю очередь. Главное — это делиться с другими людьми своим временем, любовью и заботой о них. Мы же часто требуем любви и внимания от других, а сами при этом не дарим этого никому. Библия же советует: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Следующее. Наш приход в церковь и наше служение Богу должно славить Его. «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21). Писание говорит, что радость — это одна из главных отличительных черт настоящего христианина (Фил. 4:4; 1Фесс. 5:16). Носит ли наше служение радостный характер? С какими лицами и какие псалмы мы поем? Не бывает ли так, что они порой напоминают более похоронный марш, чем хвалу Создателю? Священное Писание говорит нам, какое пение и служение угодно нашему Богу: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5); «Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова» (Пс. 80:2); «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом» (Пс. 97:4-6). Не засыпают ли люди на наших уроках и проповедях? Динамичны и интересны ли наши служения? Способствуют ли они духовному возрастанию или просто являются формой? И наконец, Господь очень хочет, чтобы мы научились молчать перед Ним: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:20). Очень часто этот стих истолковывается только буквально, т.е. в том смысле, что во время служения в зале должна стоять тишина. Между тем, это место говорит о намного большем, чем просто о тишине в помещении. Этот стих говорит о том, что мы должны научиться слушать Бога, для чего необходимо замолчать самим. Очень часто в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством проблем, будучи не в силах решить которые, начинаем роптать. Мы говорим: зачем это Бог допустил их в нашей жизни, как же нам их решить, и что вообще — я их выдержать не смогу! При этом мы, с одной стороны, вроде бы и обращаемся к Богу, а с другой — не хотим Его слушать, да и не можем это осуществить из-за своих стенаний. Мы себя ведем, как Иов, который не мог найти объяснения своим страданиям, пока не замолчал и не дал говорить Богу, Который и ответил на его вопросы. Но для этого — подчеркнем это еще раз — было необходимо, чтобы сам Иов замолчал. Поэтому и мы в своей жизни получили бы намного больше ответов на свои вопросы, решили бы намного большее количество проблем, если бы научились слушать Бога. И поэтому, особенно когда мы приходим в церковь, давайте будем меньше стенать и роптать, а больше слушать Бога, Который может ответить нам через Библию, проповедь, урок субботней школы, брата или сестру, обстоятельства жизни.

Давайте же будем стараться не повторять роковой ошибки древних израильтян иезекиилевых времен, приходящих к Богу, как на народное сходбище.

Примечания к 4 главе

[1] Обзор этого вопроса см.: Светлов Э. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983, с. 481-498. Также: Авода-Зара, I, л. 3; Филон Александрийский. О добродетели. С. 211-215; Филон Александрийский. Жизнь Моисея, II; Иосиф Флавий. Против Апиона, II, 24, 27, 36. М., Иерусалим, 1994