Глава 3. Знаете ли вы Бога?

«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4:1—3). В этих ярких и ёмких словах пророк, с одной стороны, констатирует то, что видят все: кровопролитие за кровопролитием, убийство, прелюбодейство, воровство, за которые постигли народ суды Божьи. Но здесь же в самом начале он говорит о трёх причинах, вызвавших всё это: 1) отсутствие истины; 2) отсутствие милосердия; 3) отсутствие Богопознания. Три очень тесно связанные между собой причины, факторы, попрание которых привело народ к катастрофе. Не эти ли самые причины вызвали то всеобъемлющее зло, которое сегодня охватило нашу планету? Не попираем ли и мы эти понятия? Что Библия понимает под ними? Итак, что же такое, согласно Слову Божьему, Истина?

текст

его содержание

истина

Иер. 10:10

«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его».

Бог Отец

Еф. 4:21

«Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе».

Бог Сын

1 Ин. 5:6

«Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина».

Бог Дух Святой

Ин. 17:17

«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина».

Слово Божие

Пс. 118:142

«Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина».

Закон Божий

Таким образом, Библия выделяет пять истин, смотря на которые мы можем легко определить, отвечает ли наша жизнь Истине. Сегодня каждая религиозная конфессия претендует на истинность. Теологические споры длятся веками, не приводя ни к чему. Люди теряются между соборами, костелами, кирхами, названиями церквей, в море религиозной литературы. Но всё намного проще. Всего пять библейских текстов, и всё становится на свои места. И если первые три истины о триедином Боге не вызывают особых затруднений, то вот четвёртая и, особенно, пятая истина о законе Божьем явно свидетельствует о том, что что-то не так. Ибо вместо IV заповеди о субботе большинство христиан почему-то святят другой день. Вопреки второй заповеди «Не делай себе кумира» сооружаются статуи и изготовляются иконы. Вопреки первой заповеди поклоняются и служат многочисленным святым, деве Марии. Мы ни в коем случае не осуждаем других людей, но говорим лишь об учении многих церквей, именующих себя христианскими, но в своей идеологии открыто попирающими библейские истины. Итак, истина Божья попирается сегодня, к сожалению, не только атеистами, представителями различных нехристианских конфессий, но и теми, кто именует себя христианами. Далее — милосердие. Во многих современных словарях напротив слова «милосердие» стоит приставка «устар.», т. е. устаревшее слово, выражение. И действительно, это слово как-то вышло из современного словарного обихода. Но вместе с выходом слова вышло и само значение, понятие — милосердие! Различные справочники дают следующее его определение: «Милосердие — это любовь, спешащая на помощь, вытекающая из сердца, преисполненного сострадания». [Геце Б. Библейский словарь. Германия. Библейская лига, 1997. С. 222]. «Милосердие — любовь в деле, готовность делать добро всякому». [Даль. Указ. соч. Т. 2. С. 327]. Нравы жителей Израильского царства времён Осии являли собой прямую противоположность понятию милосердия: «Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии: ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицем Моим. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими — князей. Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. „День нашего царя!“ говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне» (Ос. 7:1—7). Глядя на наше время также приходят на мысль эти слова древнего пророка о том, что люди не просто греховны, но что грех пылает в них. Это пламя греха, коренящееся в сердце человека, сжигает не только тех, которые находятся рядом, но и самого человека в первую очередь. Бескорыстная помощь стала настолько непривычным явлением, что когда кто-то хочет кому-то что-то сделать просто так, то это вызывает удивление, переходящее в настороженность, ибо за милостью пытаются увидеть истинную причину, расчёт, который её вызвал. К сожалению, это, как правило, является правдой. Даже деятельность большинства благотворительных организаций нередко, как показывают судебные дела, оказывается ширмой для отмыва денег и теневого бизнеса. В христианство также вошла игра в милосердие, начиная от демонстрационной подачи милостыни нищим у паперти храма, что часто лишь поддерживает тунеядство и попрошайничество, до «дешёвых» проповедей с высокопарными словами, за которыми ничего не стоит. Однако, вопрос милосердия является вопросом не общественным, а в первую очередь сугубо личным. И потому, несмотря на то, что кто-то поступает, быть может, плохо, спросим сами себя, а что делаем в этом отношении лично мы? Проявляем ли мы в своей личной жизни к кому-либо милосердие? В милосердие можно играть: посещать больных, не проявляя к ним никакого сочувствия, говорить шаблонные слова, когда у кого-либо случается несчастье, пожертвовать что-нибудь, а потом вспоминать об этом всю оставшуюся жизнь, восхищаясь своей добротой. Но кому нужна эта игра? Окружающие нас люди рано или поздно увидят её всё равно, а Бога и себя мы не обманем. Да и разве вопрос личного спасения — это тот вопрос, с которым нужно играть? Наличие или отсутствие милосердия в нашей жизни является маркером наших взаимоотношений со Христом. Итак, сострадаем ли мы другим людям, готовы ли мы пожертвовать для них чем-либо дорогим для нас, хотя бы временем? И ещё одна особенность истинного милосердия состоит в том, что человек, творящий его, либо этого не замечает вовсе, либо не считает, что сделал что-либо значительное. Итак, не потеряли ли мы истину и милосердие, подобно Древнему Израилю? Третьей причиной духовного отступления Израиля, причиной основной, Осия называет отсутствие Богопознания на земле. Признавать Бога, верить в Бога и лично знать Бога — это принципиально разные вещи. Сам факт существования Творца признают сегодня практически все. Идея Бога в том или ином виде встречается практически во всех религиях и у всех племён и народов земли. Ап. Иаков говорит, что и «бесы веруют» (Иак. 2:19). Во всех религиях развито и поклонение Богу, порой, требующее от верующего больших физических и материальных затрат. Но пророк Осия говорит не об этом. Он говорит, что Бог желает видеть от верующих Богопознания. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Но что же такое Богопознание? Первой ступенью к этому является желание прийти к Богу, найти Его. «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: „пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю“» (Ос. 6:1—3). В первой части нашей книги мы видели, что современному миру, в том числе и христианскому, Бог мешает, Бог является лишним в жизни людей. Великий инквизитор прямо говорит Христу: «Зачем Ты пришёл?» Точно так вёл себя и Израиль, признавая лишь внешне Единого Бога. Итак, первая ступень к Богопознанию — это осознание своей зависимости от Бога, своей греховности, своей нужды в Нём. Вторая ступень — это покаяние. Третья — это вручение своей жизни в руки Творца с правом использовать её так, как того желает Он. Это жизнь, когда ты ищешь не своего, но Божьего. Это руководство в жизни не своими планами и амбициями, а руководство Словом Божьим. Богопознание — это личные опыты с Богом, переживаемые каждым индивидуально. Это формирование доверия Богу в любых жизненных обстоятельствах, готовность принять от Него и доброе, и худое. Богопознание — это молитвенная жизнь. Не в плане ухода в монастырь или жизни аскета с изнуряющими постами, нет. Молитвенная жизнь — это постоянное ощущение нужды во Христе. Ибо «без Меня не можете делать ничего» — говорит Христос (Ин. 15:5). Это исследование Библии и помощь ближнему. Проблемы израильского народа времён Осии и церкви Лаодикийского периода очень схожи. И в то время, как и в наше, люди не чувствовали своей нужды в Боге. Греховные законы мира и религиозное фарисейство духовно убивают верующих людей. И это особенно опасно. Ибо мирской человек сознаёт, что он далёк от Бога. Верующий же фарисей, напротив, считает себя самоправедником, не имеющим ни в чём нужды. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:15—18). Богу не нужны наши добрые дела, сделанные без Него, Ему не нужны наши деньги и приношения. Ему нужно наше сердце, чтобы спасти нас. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Но народ оставался безучастен к этим словам пророка. Он видел исполнившиеся пророчества Осии, видел стоящих на кордонах Израиля свирепых ассирийцев, но всё равно шёл своим путём. Бог мешал Израилю. Они не желали знать ни Бога, ни истины, ни дел милосердия. Ибо у них был свой бог, своя истина, своё милосердие. И потому они получили свой приговор.