Часть 2. Отверженный пророк

Глава 1. Пророк и блудница

В один из дней 753 года до х. э. древний город Самарию, столицу Израильского царства, облетела странная весть о том, что Божий пророк Осия, сын Беериин взял себе в жены блудницу, красавицу Гомерь. Как это понять? Разве это не свидетельствует о том, что красивые речи пророков — это только теория, в повседневной же жизни грешат и они, нарушая свои же собственные предписания? Другие увидели в этом общий кризис духовности, третьи даже обрадовались, найдя в этом поступке пророка извинение своих собственных грехов. И лишь небольшая группа глубоко задумалась над этим очень странным на первый взгляд поступком Осии. Но вот у пророка от Гомери рождается сын. «И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева» (Ос. 1:4). Первый сын и первая страшная весть, кроящаяся в его имени и обращенная ко всему народу. Недавние насмешки многих над пророком сменяются уже неким другим чувством — чувством неосознанного беспокойства, волнения, раздражительности. Зловещее предсказание Осии, осуществлённое при столь странных и необычных обстоятельствах, будит население Израильского царства, пребывающее в приятной неге уже более 30 лет. И на первый взгляд, народ имел на это право после долгих лет войн и бедствий. Израильское царство образовалось в 933 году по смерти царя Соломона, когда против его сына и преемника Ровоама выступили десять израильских колен. Попытки сына Соломона вернуть их под свою власть ни к чему не привели, и некогда могущественное древнееврейское государство разделилось на два: Иудейское царство со столицей в Иерусалиме, имеющее на престоле династию Давида, и Израильское царство. Между обеими царствами на протяжении последующих лет шли почти непрерывные войны. К тому же, история самого Израиля сотрясалась от постоянных внутренних смут и государственных переворотов. Ко времени пророка Осии на престоле Израильского царства сменилось уже весьма много властителей: Иеровоам I, Нават, Вааса, Ила, Замврий, Амврий, Ахав, Охозия, Иоарам, Ииуй, Иоахаз, Иоас. При этом практически все они или погибли в битвах, или, что было чаще — умерщвлены в результате придворных заговоров. Но вот, наконец, этому страшному периоду истории вроде бы наступил конец, когда в 788 году на престол Израиля вступил представитель династии Ииуя Иеровоам II. Именно при нем Израиль становится одним из сильнейших государств Ближнего Востока. [Циркин Ю. История библейских стран. М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 210]. В его правление Израиль достигает пика своего могущества и процветания. [Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб.: И-во О. Абышко, 2003. С. 232]. Энергичный и умелый правитель Иеровоам одерживает блестящие победы над давнишними врагами израильтян — сирийскими царствами, заставив их признать свою власть. [Klengel H. Syria 3000 to 300 B. C. Berlin, 1992. P. 212]. Присоединил он к своей державе и Моав, доставлявший столь много хлопот Израилю. [Ренан Э. История израильского народа. М.: И-во Шевчук В., 2001. С. 299]. Он взял под свой контроль важнейшие торговые пути, что весьма благоприятно сказалось на экономическом процветании государства. [Tadmor H. Die Zeit des Erstens Tempels // Geschichte des jüdischen Volkes. München, 1981. P. 161]. Этому также способствовало и укрепление связей с финикийцами. [Katzenstein H. J. The History of Tyre. Jerusalem, 1973. P. 195—198]. Царь занимается и бурной строительной деятельностью, украшая города своей державы, и в первую очередь Самарию, великолепными дворцами и могучими крепостями. [Циркин. Указ. соч. С. 211]. Долгих сорок лет правил страной Иеровоам II, который по меткому выражению Иосифа Флавия «провёл свою жизнь, испытывая полную во всём удачу». [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Литература, 1994. Т. 1. Книга 9. Глава 10, 3. С. 493]. Действительно, удача сопутствовала ему во всем, несмотря на то сложнейшее время и условия, в которых он правил. И это было ещё более странным и потому, что этот царь был отъявленным безбожником. «Этот царь… презрительно относился к Предвечному и был человеком крайне беззаконным, почитал идолов и предавался различным совершенно неуместным иностранным привычкам, следствием чего были неисчислимые бедствия, которые он причинил народу израильскому». [Иосиф Флавий. Указ. соч. С. 491]. Впрочем внешне эти привычки вида бедствий не имели. Напротив, они выглядели внешне весьма «современными». Так вместо суровой и чопорной, по мнению многих израильтян, монотеистической религии Иеговы царь культивировал радостные поклонения языческим богам — Ваалу, Астарте, Хамосу. В честь этих богов устраивали шумные празднества, пляски, богатые пиры. Смехом оглашались вершины красивейших гор, где отправлялись служения этим богам, апогеем которых становилась массовая оргия — своеобразный гимн свободной любви, не стеснённой никакими «сухими» запретами. Людей учили радоваться, жить в своё удовольствие, брать от жизни всё, не обременяя себя особыми думами и переживаниями. Впрочем, царь не запрещал и культа Единого Бога, поклонение Которому удивительно «сочеталось» с культами языческих богов и богинь, коим также кадили израильтяне, считавшие, что этим они не предают монотеистической религии своих отцов. Они оставались глухи к призывам предшественника Осии, пророка Амоса, через которого Господь, обращаясь к ним, говорил: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:21—24). Политика Иеровоама устраивала очень многих. Аристократов и купцов, чувствующих стабильность для своих богатств, ремесленников — имеющих постоянные заказы, языческое жречество, получающее большие барыши за отправление служб, духовенство Иеговы, довольное сохранением достатка и почёта при праве на вольготную жизнь, не стесненную религиозными постановлениями их же собственной религии. Простой же люд, который вконец обнищал, «покупали» шумными праздниками и оргиями, во время которых притуплялись ум и совесть, а невзгоды забывались от вина и объятий доступных красавиц. И вот в этой обстановке всеобщего довольства происходящим, блестящего положения страны, следует столь грозное пророчество Осии, которому ещё более выразительный вид придавали странные обстоятельства, его сопровождающие: брак с блудницей, рождение ребёнка с символическим именем: «И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им. А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы — не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом]» (Ос. 1:6—9). Теперь пред израильтянами открылся весь символизм происходящих с Осией событий. Брак пророка с блудницей символизировал взаимоотношения Бога и Его народа, впавшего в духовный блуд, выражающийся в поклонении языческим богам. Каждый из родившихся от брака Осии и Гомери сыновей символизировал поэтапное отпадение Израиля от Бога, влекущее за собой суд Божий. Сын Изреель (в пер. «Бог посеет») символизировал падение династии Ииуя. Дочь Лорухама (в пер. непомилованная) — символизировала окончание Божьей милости для израильского народа. Сын Лоамми (в пер. не Мой народ) — символизировал то, что отныне Израиль перестаёт быть Божьим народом. Почти каждый израильтянин вольно или невольно имел возможность увидеть себя в этой блуднице Гомерь, как имели такую возможность и духовные, и политические руководители народа, да и сам царь Иеровоам Второй. Но несмотря на это, они не оставили своих путей после этого первого призыва Осии. В течении нескольких лет до смерти Иеровоама он проповедует грядущий суд. К этому времени пророческого служения относятся первые три главы книги пророка Осии. Господь через него обещает помиловать Свой народ, если он обратится к Нему и покается: «И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: „ты Мой народ“, а он скажет: „Ты мой Бог!“» (Ос. 2:23). Эту весть о прощении пророк проносит и через своё собственное сердце. Он говорит не просто повеления Господни, он говорит то, через что прошёл он сам и потому его слова звучат ещё более выразительно. Ибо его жена Гомерь постоянно изменяет ему, торгуя своим телом, и, наконец, попадает в кабалу. Но пророк выкупает её «за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и за полхомера ячменя. И сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; также и я буду для тебя» (Ос. 3:2—3). Он любит эту женщину, мать своих детей, он прощает её, выкупает её, возвращает ей прежнее положение и умоляет отступить от того греховного пути, на который она вступила. Так и Господь многократно прощал и прощает Свой народ, всё более и более погрязающий в грехах. Народ также знал печальную историю семейной жизни Осии и потому его слова о Божьем прощении не были просто правильной теорией. Народ видел, что пророк несёт эту весть через свою собственную жизнь. Но всё же народ не верил, ибо он смотрел на окружающий мир плотскими глазами. Пророк говорил о падении царского дома Ииуя, а между тем при Иеровоаме II эта династия достигла апогея своего могущества. Пророк говорил о том, что милость будет отнята от народа Израиля, а люди видели, как их страна богатеет на глазах, идёт экономический рост, строятся крепости и дворцы. Пророк говорил об опасностях, которые ждали народ отошедший от Бога, а между тем, люди отмечали, что несмотря на то, что они отступили от Господа, предавались разврату, кадили иным богам, их жизнь и жизнь их царя не становилась хуже. Если бы Бог действительно так бы относился ко греху, как об этом говорил Осия, то Он давно должен был бы вмешаться. Эта мысль во многих вообще сеяла полное неверие. Божья милость и долготерпение представлялась в их глазах слабостью Бога, вседозволенностью или вообще отсутствием Бога. Сравнивая время Осии с нашим временем, мы наблюдаем весьма поучительные параллели: с одной стороны — процветание общества, бурное развитие науки и техники, полёты в космос, на фоне чего все разговоры о конце мира, Боге, ангелах кажутся какой-то средневековой темнотой. С другой — глубочайшее моральное падение общества. С третьей — открытое отступление многих христианских конфессий от библейских истин — святости субботы, отрицания бессмертия души, праведности по вере, а не спасение добрыми делами, исповеди только перед Богом, а не перед священником. С четвертой — совмещение современным обществом хождения в церковь с посещением ночных клубов, казино, прелюбодейством, пьянством и т. д. И, наконец, в-пятых, на фоне всего этого звучит трехангельская весть, призывающая людей опомниться, вспомнить о Боге, о Божьем Суде и Его скором Пришествии. Современные проповедники не проходят тем трагическим символическим путем личной жизни, что прошёл Осия. Но их проповедь вызывает не меньше насмешек, чем брак Осии и Гомери, а их слова о необходимости пересмотреть каждому свою жизнь — не меньшее озлобление. Ослеплённые грехом, они не видят, подобно древним израильтянам, всю эфемерность и ненадёжность того процветающего общества, в котором они живут. Они не видят всю его гниль и обречённость. Они не видят себя в блуднице Гомери. А кем сегодня являемся лично мы с Вами, уважаемый читатель? Осиями или Гомерями своего времени? Ибо может быть только два класса людей: тех, кто принял Бога и несёт весть о Нём другим, и тех, кто отрекается от Него, становясь духовными блудниками, как бы резко это не звучало для нас. Это очень личный вопрос. Ибо окружающих людей обмануть можно всегда. Но себя и Бога — никогда. Сквозь века перед нами высятся две фигуры: пророка Осии и блудницы Гомерь. А подле этих фигур — тысячи и миллионы людей, уже сделавших свой выбор, подойдя к той или иной фигуре, и миллионы спешащих к ним в своём выборе. Много веков назад народ израильский сделал свой выбор в пользу Гомери. И сделав его, они не подозревали того, что идя за гробом с телом умершего в 748 году до х. э. Иеровоама Второго, они хоронят вместе с ним свои иллюзии. И среди этой многотысячной толпы, оплакивающей своего умершего великого монарха, одиноко стоял пророк Осия, оплакивающий народ, идущий навстречу своей гибели.