Глава 38

1 [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал: 2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? 3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: 4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? 6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? 8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, 9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, 10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, 11 и сказал: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим»? 12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, 13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, 14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, 15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?

16 Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? 17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? 18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы? 20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. 21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. 22 Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, 23 которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? 24 По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? 25 Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, 26 чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, 27 чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? 28 Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?

29 Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? 30 Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает.

31 Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? 32 Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? 33 Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? 34 Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? 35 Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: «вот мы»?

36 Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? 37 Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, 38 когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?

39 Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, 40 когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде? 41 Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?

Комментарий к 38-й главе

1 38:1 Эта фраза переведена с греческого и в еврейском оригинале отсутствует.

2 Господь действительно явился Иову в буре. Именно эту бурю заметил и описал в своих последних словах Елиуй. Скорее всего, Елиуй перестал говорить не потому, что слова его кончились, а потому, что он в страхе бежал от лица Господа, боясь наказания за свое посягательство на должность Божьего спикера.

3 38:2 К кому обращены эти слова Господа — к Иову или к Елиую? Хотя нам так хочется направить их по адресу бежавшего самозванца, но они равно подходят и Иову. В действительности, в своем незнании Иов произносил слова, лишенные смысла; слова, которые противоречили его же пониманию Бога; слова, которые омрачали характер Божий. Ведь Иов делал Бога ответственным за все зло, которое было доставлено ему сатаной (1:21; 2:10; 3:15– ср. 9:16, 17).

4 38:3 Господь мог бы конкретно ответить Иову и объяснить ему все происходящее во Вселенной — то великое противостояние между Творцом и падшим ангелом, по причине которого пострадал праведник Иов. Но Бог избирает другой метод — метод вопросов и ответов, для того чтобы Иов сам мог разобраться в коварстве сатаны. Господь ведет справедливую борьбу с Люцифером, и потому Он не стремится как бы то ни было навязывать Свою сторону человеку, являющемуся одним из главных участников битвы.

6 38:4 и далее Здесь Господь вовсе не пытается сказать Иову о Своей творческой силе, так как Иов все это знает сам и даже неоднократно высказывал (12:7-9). Цель этого монолога в том, чтобы открыть Иову нечто «чудное», о чем он еще не знал (42:3).

6 38:5 Великая борьба между Богом и сатаной началась задолго до сотворения земли и человека, но Иов многое знал о творении. Всего несколько поколений сменилось от Адама, и Иов мог слышать историю грехопадения из третьих или четвертых уст (вполне вероятна схема передачи знаний: Адам — Ламех — Сим — Иов). Поэтому Господь обращает внимание Иова на самое начало, чтобы показать ему истоки борьбы, зарождение и природу зла.

7 38:7 Под утренними звездами здесь могут подразумеваться ангелы и/или представители других миров. р. Ис. 14:12; денница = утренняя звезда).

8 В седьмой день творения вся Вселенная ликовала, когда Творец произносил слова «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Несмотря на грех, вошедший в мир и исказивший совершенство Божьего труда, Господь оставил нам субботу для того, чтобы она напоминала нам о Нем как о всемогущем, любящем и милостивом Творце (127, 6T. 349).

9 38:8 Если в нескольких предыдущих стихах описывались сцены творения, то здесь автор представляет море самозародившимся, появившимся изнутри самого себя. И действительно, море зла не было создано Богом. Оно появилось как бы само по себе.

Потому Творцу надобно было «затворять его воротами».

10 38:9 Тучи и мгла усиливают образ зла. Господь избрал такой же метод описания сатаны, его характера и действий, какие впоследствии использованы в Книге Откровения. Если бы эти книги были написаны открытым текстом, сатана сделал бы все возможное, чтобы уничтожить их.

11 38:10, 11 Что же это за запоры и ворота? В чем заключалось определение Божье по отношению надменных, разбушевавшихся волн зла? Иову не было известно то, что мы читаем в первых двух главах книги. Но именно там мы и находим определение Божье по отношению сатаны, и пределы, которые он не может перейти самостоятельно м. 1:12 и 2:6).

12 38:8-11 Бог использует известные Иову и упоминаемые им самим образы, чтобы обратить его внимание на существование сатаны, ответственного за все зло в мире. Показывая историю зарождения зла, Бог использует слова Иова м. 7:12 и 26:12) и его понятия, основанные на древних месопотамских мифах о борьбе бога с морем Тиамат и злыми чудовищами, обитающими в нем.

13 38:13 Господь здесь совершенно не пытается сказать Иову что-либо новое о творении и мироздании. Иов все это знает сам м. 9:6-9). Слова Господа имеют совершенно другой смысл: основываясь на знаниях Иова и высказанных им словах, Господь вкладывает в них совершенно новый смысл, открывая детали вселенской борьбы.

14 38:12-14 Некоторые усматривают в этом отрывке описание вращения земли вокруг солнца, что было открыто Коперником только около 1500 года н.э.: утренняя заря, т.е. солнце — находится на своем месте, охватывая края земли (и проливая дневной свет на нечестивых, любящих ночную тьму — их «свет» образно «стряхивает» их), а земля — повернулась вокруг (евр. haphak, переведено как «изменилась»).

16 38:16 Букв. «источники моря» (евр. nebek). Быт. 7:11 упоминает «источники великой бездны» (океана). На дне морей и океанов имеются многочисленные, подчас очень мощные глубинные источники, вырывающиеся из донных расселин.

16 Речь идет о глубинах океанов и морей. Только недавно ученые смогли разработать способы проникновения на морское дно, во многие морские впадины, хотя самые глубокие из них до сих пор не исследованы полностью.

17 38:17 То есть ты знаешь не понаслышке, что такое страдание и смерть. Ср. 24:17.

18 38:18 р. 1:7; 2:2) Хотя Иов не читал первые две главы «своей» книги и только мы можем сравнить эти тексты, тем не менее Иов мог понять, что Бог говорит о правителе земли.

Обозревать всю землю мог только ее Создатель и ее правитель. Первым правителем был Адам, который сдал свою власть Люциферу, который теперь являлся на небесные советы как представитель земли. Задавая этот вопрос Иову, Господь вопрошал его о причине, почему человек более не является правителем земли, как это было установлено Творцом? (Быт. 1:26).

19 38:19 В то время как Иов приписывал Богу как добро, так и зло (1:21; 2:10; 3:15), Господь пытается показать ему, что подобное сосуществование взаимоисключающих сил в одной личности невозможно. Иов и сам это прекрасно понимал (9:16, 17).

20 38:20 Продолжая открывать Иову истину о сатане, Господь направляет его мысли к тому, что существует некто другой, помимо Господа, кто является ответственным за один из этих взаимоисключающих факторов. При этом Господь опять апеллирует к прошлым рассуждениям Иова м. 9:24), утверждая, что мысль, до которой Иов уже доходил, является верной.

21 38:21 Многие комментаторы рассматривают эти слова как иронию со стороны Бога (что уже само по себе иронично), так как видят в речи Господа только обращение к истории творения. Но если учесть, что здесь Бог раскрывает образ и характер сатаны, то Иов действительно очень близко познакомился с тьмою, и это произошло в достаточно зрелом возрасте, когда он может правильно проанализировать результат и значение этой «встречи».

22 38:22, 23 Елиуй напомнил Иову о том, как Господь использует природные силы в своей борьбе со злом (37:6). Обращаясь к этим, еще звучащим в ушах Иова словам, Господь предсказывал окончательную участь сатаны и его последователей, как она описана для нас в Священном Писании (Откр. 16:21). В этом звучит заверение, что хотя зло и существует, но оно не бесконтрольно, оно ограждено и находится под стражей (38:10), сберегаясь до последнего дня битвы, до окончательного возмездия (Иуд. 1:6).

23 38:24 Ученые определили, что ветер происходит от распределения солнечной энергии. Данный текст можно прочесть так: «По какому пути разливается [солнечный] свет, который разносит восточный ветер по земле?» Очевидно, Книга Иова намного опередила современную науку.

24 38:25 Книга Иова с научной точностью описывает движение молнии, которая движется по заряженному пути шириной в несколько сантиметров.

26 38:27 Ср. 12:15. Если Иов в подобных словах описывал могущество Бога творить, то Господь в тех же словах открывает Свое могущество преобразовывать сердца людей.

26 38:28, 29 Используя различные образы природы, Господь представляет Иову две противоположные концепции: добро и зло, жизнь и смерть. Как дождь и роса животворят и питают землю, так лед и иней убивают жизнь.

27 38:31-33 м. прим. к 38:13) Опираясь на знания Иова (9:8-10), Господь использует небесные явления с тем, чтобы открыть Иову невидимое — конфликт двух миров, небесного и земного.

28 38:31 На протяжении многих лет ученые полагали, что звезды неподвижны, так как они постоянно находятся на своих местах в созвездиях, но современные измерения показали постоянное движение звезд по своим орбитам. Причем звезды могут двигаться в различных направлениях, так как они не всегда находятся на одном уровне Вселенной. Так звезды на противоположных концах ковша Большой Медведицы движутся в разные стороны. В то же время созвездия Плеяд и Ориона (Хим и Кесиль) являются истинными группами звезд, так как все звезды в этих группах связаны, т.е. движутся в одном направлении.

29 38:32 Каждое из 12 зодиакальных созвездий появляется на небосклоне в свое определенное время на короткий срок. Иов был астрономом, но не астрологом.

30 Большая Медведица и Полярная звезда, на которые ориентируются все путники, совершает свой регулярный путь по небосклону.

31 38:33 Иов, конечно же, созерцал и понимал гармонию неба.

Милость и справедливость Божья также не была тайной для него. Но почему эти уставы и законы, по которым живет вся Вселенная, не работают на земле? Что необходимо для того, чтобы небесная гармония снова превратила земную пустыню в цветущий Едемский сад? 32 38:34 А эти облака, которые скрывают в себе потоки зла (ст. 9), которые отделяют землю от неба, которые не позволяют уставам неба водвориться на земле, могут ли они стать для тебя источником благословений? 33 38:35, 36 Иов воспевал в поэме о Мудрости Того, кто единственный может повелевать дождю и молниям (28:26). Господь теперь предлагает Иову воспользоваться этим Божественным источником мудрости, чтобы понять, почему зло еще допускается (облака; ср. 38:9), почему Господь еще не использует свои силы для его уничтожения (сосуды неба; ср.

38:22), в то время, как зло обращает человека (пыль, прах земли; Быт. 2:7) в грязь м. ст. 37, 38).

34 38:37 Здесь вовсе не говорится о подсчитывании количества облаков (что невозможно человеку, но возможно Богу, знающему даже число волос на голове каждого: Матфея 10:30), что вовсе не является научным вопросом, но речь идет об области покрытия облаками поверхности земли, особенно штормовыми облаками.

36 38:39 С этого стиха начинается галерея животных — образов сатаны. Лев в Священном Писании является чуть ли не первым символом дьявола, уступая, возможно, лишь дракону или змею. В Книге Иова этот образ уже встречался.

См. 4:10-11.

36 38:40 Но кто же все-таки ответственен за зло, если Бог силен заключить зло в оковы? Почему же Он допускает, чтобы этот лев, сидящий в засаде, все же схватил свою жертву? (24:5).

37 38:41 Когда «черный ворон» требует от Бога предоставить ему пищу (читай: жертву; 1:11; 2:5; Лк. 22:31), как должен поступить Господь? Этот вопрос должен направить мысли Иова на то, что в борьбе со злом Бог руководствуется теми же принципами справедливости, на которых зиждется все Его правление во Вселенной.