Перстень Амана

Перстень, некогда подаренный Аману, Ксеркс теперь отдал Мардохею. Эта передача перстня символизировала царскую милость и доверие. Также на Востоке царский перстень был символом власти. На просьбу царицы возвратить письма, отправленные царем в провинции, в которых было дано повеление об истреблении иудеев, царь «предложил ей написать от имени его все, что угодно будет решить касательно иудеев, скрепить это его печатью и разослать письмо по всему царству: ведь никто, кто прочитает послание, снабженное царскою печатью, не осмелится действовать против указа. Когда затем было послано за царскими писцами, она приказала им написать касательно иудеев следующее письмо, адресованное всем [жившим в стране] народностям, всем управителям и начальствующим, от пределов Индии до Эфиопии, сатрапам ста двадцати семи сатрапий: «Великий царь Артаксеркс, приветствует начальствующих лиц и всех благомыслящих и преданных ему людей. Многие злоупотребляют обильными благодеяниями и почетом, которых они добились благодаря щедрости своих правителей, и притом решаются оскорблять не только своих подчиненных, но даже своих же собственных благодетелей; таким образом они искореняют чувство благодарности среди людей и, вследствие наглости своей, не умея пользоваться дарованными им сверх всякого ожидания дарами и не чувствуя признательности к виновникам этого их обогащения, они верят слепо, будто все это останется неизвестным Божеству и будто сами они сумеют избегнуть наказания. Некоторые из таких людей, получив от дружески к ним расположенных лиц управление делами и питая к некоторым особенную ненависть, путем ложных сообщений и клеветнических наветов побудили правителей своих восстать и разгневаться на совершенно невинных, которые в силу этого подверглись опасности погибнуть… И вот ныне сын Амадафа, Аман… достиг у всех великого почета… ему все поклонялись и он занимал после меня второе место в государстве и пользовался всем подобающим столь высокому сану почетом, но он не был в состоянии достойно отнестись к выпавшему на его долю счастью и не сумел разумно пользоваться великими доставшимися благами; но он злоумышлял против моей власти и моей жизни… При этом он… посягнул на Мардохея, и на мою подругу в жизни и на престоле Эсфирь, злобно и обманным образом добиваясь их гибели… Того же, который повел против них интригу, я повелел распять вместе со всем родом его пред воротами города Сузы… Вам же я повелеваю вывесить копию этого указа во всем царстве, оставить иудеев в покое и предоставить им жить по их собственным законам, оказав им поддержку во всех тех случаях, если бы им на тринадцатый день месяца адара пришлось отражать лиц, которые вздумали бы их в этот день обидеть. Этот день по желанию Господа Бога, станет для них днем спасения вместо гибели. Да будет день сей днем радости для всех преданных нам людей и днем памятным для злонамеренных, дабы они вспомнили о наказании… Этот указ пусть будет обнародован во всех частях подвластной нам страны и пусть все достаточно приготовятся к тому вышеуказанному дню, чтобы отразить врагов своих». Всадники немедленно развезли эти указы по всем направлениям» [1]. «В силу царского разосланного по всей стране указа иудеи в одних только Сузах перебили около пятисот врагов своих» [2]. «И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей. Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф. 9:16-17). Итак, согласно указу Ксеркса иудеям разрешалось оказать сопротивление своим противникам, чем они и не преминули воспользоваться. Отменить же вообще свой указ об истреблении евреев царь не мог, ибо, как мы помним, законы мидян и персов не могли отменяться. Поэтому и был найден такой необычный выход из сложившегося положения. Однако, заметим, что получив от царя полную свободу действия, иудеи не использовали ее с целью наживы и простой мести, как то планировали персы. Во-первых, Библия и другие исторические документы говорят, что евреи обрушились лишь на своих врагов, обидчиков, чинивших им зло и козни. Во-вторых, евреи «на грабеж не простерли руки своей» (Есф. 9:15). Примечателен также тот факт, что чудо-избавление, произошедшее с еврейским народом произвело громадное впечатление на другие народы необъятной Мидо-Персидской державы. Это привело к тому, что многие из них подвергли себя обрезанию [3] и сделались Иудеями (Есф. 8:17). Так к Божьей церкви присоединились люди, принадлежавшие к различным народам и племенам. Это еще раз иллюстрирует тот факт, что дверь спасения была открыта Господом всегда и для всех народов. «Поэтому Иудеи сельские, живущие в селениях открытых, проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу; [живущие же в митрополиях и пятнадцатый день Адара проводят в добром веселье, посылая подарки ближним]. И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование — в день праздничный, — чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным. И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним» (Есф. 9:19-23). «Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их» (Есф. 9:27, 28). Подобно тому, как древние иудеи были спасены во дни Эсфири, так и в последние дни земной истории Христос чудесным образом избавит Свой народ. Из гонимого, презираемого всеми он станет народом-победителем, который наследует вечную жизнь. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:1-5). Сегодня Христос обращается к каждому из нас со словами: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Постскриптум

Перед царицей Эсфирь лежали все богатства и сокровища Мидо-Персидской империи. Но она была готова полностью пожертвовать ими во имя счастья своего народа, пусть даже ценой собственной жизни. Она понимала всю призрачность и недолговечность этих несметных богатств по сравнению с сокровищем вечной жизни и вечного счастья, которое может даровать только Господь.

Примечания к 12 главе

[1] Иосиф Флавий. Указ. соч., т. 2, книга 11, глава 6, 12, С. 80-82

[2] Там же, с. 83

[3] Иосиф Флавий. Указ. соч., т. 2, книга 11, глава 6, 13, С. 82