Золотой костер

В то время как на улицах падали замертво ассирийские воины, были слышны крики детей и женщин, в царском дворце царь Синшауришкун соорудил из золота и пурпура небывалый пьедестал, на котором сам вместе со своей семьей поджег себя: «Ассирiйський цар Сiн-шар-iшкун (Сарак) не дався живим до рук ворога, а пiдпалив свiй палац i згорiв в ньому… на цьому кострищi згорiло безлiч золота, срiбла та пурпурного вбрання» [1] (пророчество No15). «Синшаруишкун был последним преемником династии Саргонидов. Слишком гордый, чтобы перенести катастрофу любимой столицы, он… поджег свой дворец и бросился в пылающий огонь» [2]. Академик В. В. Струве более точно отмечает причину самоубийства царя: «царь Ассирии, чтобы не достаться живым победителям, зажег свой дворец и бросился в пламя» [3]. «В тот же день, когда противник ворвался в Ниневию, ассирийский царь Синшарришкун-Сарак бросился в огонь своего дворца» [4]. «После того как судьба изменила ему в битве, заперся в стенах Ниневии и по мере сил сопротивлялся неприятелю, наконец, не желая живым попасть в руки врагов, предпочел добровольно сжечь себя» [5]. «Сарданапал сам себя сжег в своем дворце» [6]. «Последний царь ассирийский по известиям древних, отчаявшись в спасении, сжег себя во дворце своем со своими женами и сокровищами; самый город также разрушен был частью огнем, частью наводнением. Неожиданно выступившие воды Тигра разрушили прежде всего часть дотоле неприступной стены, что позволило неприятелю вторгнуться в город» [7]. Ибо Синшауришкун хорошо понимал, какая жуткая ожидает его участь, попадись он в руки врагов живым. И какие издевательства ждут его жен и детей. Помнил ли в этот момент царь о том, что происходило 36 лет назад в Вавилоне? Шамаш-шум-укин после долгой осады Вавилона при его захвате ассирийцами в 648 г. до н.э. велел зажечь свой дворец и покончил с собой, бросившись в костер; об этом известно по самим аккадским источникам. Та же участь ждала ассирийского царя Син-шарри-ишкуна-Сарака, который 36 годами позже, в 612 г. до н.э. при взятии Ниневии мидяними и вавилонянами также велел поджечь царский дворец и погиб в его пламени. Об этом — очевидно, по сведениям, восходящим к Бероссу, — сообщают Евсевий Кесарийский (излагая Абидена) и вслед за ним Синкелл [8].

Так в точности исполнилось другое библейское пророчество, в деталях описавшее гибель последнего царя Ассирии. «Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Исаия 30:33). «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении» (Наум 1:14). Однако, Наум указывает, что местом гибели царя Ассирии будет дом его богов. Мы же знаем о том, что Синшауришкун поджег свой дворец и там погиб. Но дело в том, что в отличие, скажем, от вавилонян дворец ассирийцев и храм располагались всегда в одном архитектурном ансамбле, вплотную соприкасаясь друг с другом и отделяясь от всего остального города крепостной стеной [9]. Такое необычное тесное соприкосновение храма и дворца объясняется особым пониманием роли царя, имевшее место в Ассирии. «Главное в ассирийской концепции царской власти заключается в том, что он был высшим жрецом бога Ашшура. Как таковой, он совершал жертвоприношения и мог влиять как на храм, так и на культ» — пишет один из ведущих ассирологов профессор чикагского университета А. Лео Оппенхейм [10]. Так что погиб Синшауришкун в своем дворце-храме, где отправлял служения своим богам. И вместе с этими же богами он погиб в пламени костра. Эти боги не только не спасли своего жреца-царя, но и погибли сами. В одном костре слились золото, добытое путем убийств и насилия, идолы, требующие аморального поклонения и уводящие от Истинного Бога, и грешник, возомнивший себя полубогом. Подобное повторится и в последние часы истории Земли, когда при Втором Пришествии Христа в огненном озере окажутся богатства этого мира, лжеучения и отступившие от Бога, погрязшие в беззакониях люди. Только пепел и обугленное золото остались от величайшего из земных правителей, царя Ассирии, Синшауришкуна.