Часть I. Археологическое исследование книги пророка Ионы

Ниневия в посте и молитве

Среди библейских книг ветхозаветных пророков особой популярностью и известностью издавна пользуется книга пророка Ионы. Хотя эта книга и не содержит апокалиптических пророчеств как книга пророка Исаии, в ней нет необыкновенных видений, как в книге Иезекииля, она не содержит пророчества, предрекающие судьбу целых государств и народов, как книга Амоса, она не изобилует описанием многочисленных исторических событий, как книги Паралипоменон. Она содержит историю, точнее весьма маленький ее отрывок, жизни одного иудейского пророка, который к тому же не сразу откликнулся на Божественный призыв. В книге описаны примерно два месяца его жизни. От пророка Ионы нас отделяет примерно 2800 лет, но описанные эпизоды из его жизни привлекают внимание людей во все века. И действительно, в этой книге с удивительной простотой для восприятия и одновременно глубиной для размышления затронуты такие темы, как: бегство от самого себя и от Бога; попадание и выход из страшных кризисных ситуаций; проблема покаяния; проблема милости и суда Бога в жизни людей; проблема человеческого и Божьего взгляда на один и тот же вопрос и его решения. Темы, затронутые в этой книге, привлекают внимание людей уже много веков потому, что каждый из нас в своей собственной жизни сталкивается с ними, причем ни с одной, ни с двумя, а со всеми! Но прежде, чем остановиться на духовных аспектах этой книги, необходимо рассмотреть исторические события, упоминающиеся в ней. Ибо на протяжении длительного времени книга пророка Ионы постоянно упоминалась атеистическими учеными и агитаторами, как пример нелепой сказки о ките и о покаянии громадного города. Сообщения, содержащиеся в этой книге, подвергались всевозможным нападкам, а главное насмешкам. В отличие от, к примеру, книг Царств или Иеремии книга пророка Ионы атеистами не комментировалась с исторической точки зрения вообще, ибо все записанное в ней было объявлено сказкой и сборником мифов [1]. Эта атеистическая пропаганда привела к тому, что и верующие люди перестали воспринимать книгу пророка Ионы, как реальную историю, объявив ее так же мифом. Даже такой очень известный современный христианский мыслитель и философ протоиерей Александр Мень, автор многих прекрасных книг, пишет о книге пророка Ионы, к сожалению, в духе атеистических агитаторов: «многие места и особенности книги указывают на то, что она вовсе не претендует на историческое правдоподобие. Ниневия, куда был послан Иона, изображается как город «на три дня пути», между тем древность вообще не знала столь больших городов; не было и такого побережья, откуда можно дойти до Ниневии за три дня. Сцена всенародного покаяния ниневитян на фоне того, что известно об Ассирии, также выглядит невероятной… Одним словом, все это, включая и рыбу… говорит о том, что перед нами аллегория» [2]. Конечно, после высказываний о мифичности всей книги рассуждения о ее духовных аспектах уже восприниматься не могут, ибо как можно черпать для себя духовные уроки из книги, которая является чьим-то вымыслом, по сути, фальсификацией? Если в ней вымышлены все события, да и к тому же еще это и подано в весьма примитивной форме, то где гарантия, что и рассуждения о покаянии, о любви Бога к людям не плод чьей-то фантазии? Итак, еще раз выделим те факты, содержащиеся в книге пророка Ионы, которые делают ее в глазах атеистов и ряда богословов мифической, лишенной реального исторического фундамента.

1. В древности не было таких городов, которые надо было бы обходить три дня (Ион. 3:3);

2. известия о покаянии населения Ниневии и ассирийского царя — нереальны (Ион. 3:5-10);

3. Ниневия не могла иметь населения в 120 тысяч человек (Ион. 4:11);

4. не существует рыб, в чреве которых человек мог бы прожить три дня (Ион. 2);

5. ни с одного побережья до Ниневии всего за три дня (Ион. 3) добраться нельзя.

Давайте же посмотрим, действительно ли столь неопровержимы эти факты, доказывающие полную неисторичность книги пророка Ионы.