Вызов

Исследуя причины трагической истории некогда великого храма, убеждаешься в том, что и он, будучи на первый взгляд оплотом христианства, бросал вызов Истинному Богу, Которому он был посвящен, молитвы к Которому возносились под его сводами. И этот вызов был не менее роковым в своей гордыне, чем вызовы языческих храмов, в которых кадили идолам. Итак, в чем же был этот вызов храма св. Софии Богу?

* Личности строителей. Вглядываясь в создателей св. Софии императора Юстиниана и императрицы Феодоры мы видим весьма яркие, но зловещие личности. «В характере Юстиниана удивительным образом сочетались самые неуживающиеся свойства человеческой натуры: решительный правитель, он, случалось, вел себя как откровенный трус; ему доступны были как алчность и мелочная скаредность, так и безграничная щедрость; мстительный и беспощадный, он мог казаться и быть великодушным, особенно если это умножало его славу; обладая неутомимой энергией для воплощения своих грандиозных замыслов, он тем не менее был способен внезапно отчаиваться и «опускать руки» или напротив, упрямо доводить до конца явно ненужные начинания» [15]. «ухо его… всегда было отверсто клевете» [16]. «Он жаловал доносителей и по их проискам мог ввергнуть в опалу ближайших своих придворных» [17]. Но главной чертой императора была непомерная гордыня, «Любовь к славе глубоко вкоренилась в его душе» [18]. Он завидовал славе своих же сподвижников. Так, полководцев, одержавших для него великие победы, он, пользуясь для предлога любой клеветой, предавал суду и опале, а порой и смерти. Особенно это ярко проявилось по отношению к Велизарию, одному из выдающихся полководцев Византии, многократно подвергавшегося опале и ссылке из-за зависти. Наконец, в конце своих дней вместо награды за победы «Велизарий предстал перед высшим советом не столько со страхом сколько с негодованием; после его сорокалетней службы император предрешил его виновность, и эта несправедливость была освящена присутствием патриарха. Жизнь Велизария пощадили из милости, но на его состояние был наложен секвестр, и его держали с декабря по июль под арестом в его собственном дворце» [19]. Когда же полководец умер, то император радовался его смерти [20]. Зато самые гнусные личности были в чести у императора и о них он отзывался прекрасно. Одним из них был Иоанн Каппадокиец, руководивший всей финансовой политикой Византии. Вот как о нем пишет современник тех дней историк Прокопий Кесарийский: «Быв самым дурным человеком, он употреблял свои способности на дурное. Ни помышления о Боге, ни стыд людей не входили в душу его; из корысти погубил он множество людей и целые города. Нажив в короткое время великое богатство, он вдался в непомерное пьянство. До обеденного часа он грабил имущество подданных, после обеда проводил время в питье и в самом гнусном разврате, от которого никак не мог себя удерживать. Пищу употреблял он до пресыщения и рвоты. Он всегда готов был красть деньги и еще готовее издерживать и расточать их. Таков был этот Иоанн» [21]. И о таком человеке, которого не то что ненавидели, а презирали, современник Юстиниан писал: «Он радеет о благе императора и возрастании общественных доходов» [22]. Так писал император не просто о воре и развратнике. Всем было так же хорошо известно, что Иоанн занимался магией и был тайным язычником [23]. Другой ближайший сподвижник Юстиниана Трибониан, был «всегда готов торговать правосудием. Он ежедневно то уничтожал, то составлял законы, продавая их, по мере надобности, просителям» [24]. Об этом человеке император писал: «Он равно замечателен в деле, слове и составлении законов и ничего не ставит выше наших приказаний» [25]. И действительно, любые приказы своего господина, какими бы низкими они не были, Трибониан выполнял безотлагательно, придавая им вид справедливости. Недаром «имя Трибониана стало нарицательным для обозначения продажного юриста» [26]. Таковы были приспешники, ближайшие советники «наихристианнейшего» императора, строителя св. Софии. Но особым влиянием на Юстиниана пользовалась его жена Феодора. «Обладая ясным умом и твердым характером, она долгих 22 года правила государством, была самой влиятельной и верной помощницей из всего окружения Юстиниана» [27]. Сама императрица писала об этом следующее: «Император — ничего не решает не посоветовавшись со мной» [28]. Сама Феодора до свадьбы с Юстинианом, состоявшейся в 523 году, была профессиональной проституткой, пользующейся огромным успехом [29]. «Феодора изведала на себе все глубины падения женской нравственности» [30]. «Самовластие Феодоры не знало границ — в течении трех лет она тайком и безнаказанно продержала в подземельях дворца чем-то провинившегося перед ней консуляра, и никто даже не смел заикнуться об его участи. За соблюдением всех тонкостей этикета, связанных с поклонением царственным особам, она следила с болезненным вниманием, любила богатство и внешний блеск. В путешествиях вне города ее сопровождала огромная свита из различного ранга вельмож, четырехтысячный отряд гвардейцев и слуги» [31]. Она заставляла высших сановников целовать себе ноги [32]. Церковные историки пытались обелить ее, превратив в настоящую святую женщину [33], которая изображалась на фресках и иконах. Такая любовь духовенства к ней объяснялась тем, что Феодора, подобно своему мужу понимая, какое влияние имеет религия на умы людей и что она необходима для возвеличивания государства и его правителей, всегда оказывала покровительство церкви, точнее духовенству, щедро жертвуя деньги на строительство храмов и монастырей. Храмов и монастырей, в которых помещались изображения Юстиниана и Феодоры. Таковы были заказчики строительства храма св. Софии, в характере которых даже самый доброжелательный историк не найдет христианских черт. Из Библии мы знаем, с каким благоговением собирал все необходимое для строительства храма царь Давид, с каким смирением возводил его Соломон. С какой любовью и страхом Божьим в душе его отстраивали Ездра и Неемия. Ничего даже близко подобного библейским героям мы не находим у строителей св. Софии. Они строили храм Богу, всем своим поведением и жизнью отрекаясь от Него. Мог ли Господь благословить такое строительство и его руководителей?

* Храм во имя императора. В языческие времена было модно строить храмы в честь императоров и героев. В центре таких святилищ устанавливались статуи или изображения этих людей, которым поклонялись и приносили жертвы. Правитель христианского государства Юстиниан не отошел от этого примера. И хотя построенный им храм был вроде бы создан для прославления Бога, на деле же он был храмом в честь него самого. Во-первых, сам храм должен был свидетельствовать о рождении и воссоздании Нового Рима. Во-вторых, прославлять силу и богатство его правителя. Как верно заметил крупнейший историк XVIII века Э. Гиббон: «Для возведенных Юстинианом построек служили цементом кровь и достояние его подданных» [34]. Император забыл библейское изречение «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв. 2:12). В-третьих, созданный храм не только косвенно, но и прямо прославлял императора. «Алтарь был украшен великолепными шелковыми тканями, на которых были вышиты славные дела Юстиниана и Феодоры» [35]. Изображения Юстиниана красовались рядом со Христом. Да и сам правитель не скрывал гордости за самого себя. Во время посвящения храма василевс воскликнул «я победил тебя, о Соломон!» [36]. Тут же историк тонко замечает, что: «Не прошло и двадцать лет, как гордость римского Соломона была уничтожена землетрясением, разрушившим восточную часть здания» [37]. Юстиниан забыл горький урок Навуходоносора, воскликнувшего когда-то при обозрении Вавилона: «царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!»» (Дан. 4:27-28) и ставшего на семь лет безумным в наказание от Бога за свою гордыню. Не бывает ли чего-то подобного и в нашей жизни, читатель, когда мы забываем о Боге и упиваемся чувством собственной значимости? И когда это происходит, то давайте чаще вспоминать уроки, преподносимые нам Навуходоносором и Юстинианом, и трагической судьбой св. Софии, ставшей символом человеческой гордости.

* Государственная религия. На примере истории различных государств и народов, с глубокой древности и до наших дней мы видели страшные примеры того, когда церковь сливается с государством, делаясь одним из его орудий или наоборот, когда церковь использует в своих интересах силу государства. Это в первую очередь такие примеры: деспотия папской власти, господствовавшая в Европе 1260 лет (538-1798), приведшая к созданию инквизиции, крестовым походам, господству схоластики. Это арабский халифат, религиозный фанатизм основателей которого привел к войнам за веру — джихаду. Последний является и сегодня огромной проблемой в Чечне, Афганистане и т.д. Это синтоистская доктрина Японии, вовлекшая ее во вторую мировую войну. Слияние церкви и государства опасно тем, что церковь при этом роняет авторитет в глазах людей. Ибо вместо того, чтобы встать над всей политической грязью, войнами, скандалами, она, став частью государства, начинает выполнять политический заказ его правителей и правящих партий. Страшно, когда в церкви происходит та же борьба за власть, доходные места, что и в миру. Наличие государственной церкви приводит к ущемлению религиозной свободы людей, что так же чревато непредсказуемыми последствиями. И, наконец, главное — соединение церкви и государства приводит к попранию Истины, Законов Бога, которые не могут сосуществовать вместе с обычаями и законами мира сего, основанными на эгоизме, жестокости, несправедливости. Так, состоявшееся при императоре Константине (IV век х. э.) объединение церкви и государства привело к тому, что в христианство вошли языческие обряды и догматы (о бессмертии души, о соблюдении дня солнца, и т.д.). Чистота учения Христа была грубо смешана в политических целях с языческой, а порой прямо сатанинской философией. Прямым продолжателем дела Константина в превращении христианской церкви в политическое орудие императора был Юстиниан. При этом меньше всего думали о сохранении чистоты библейского учения, которое самым бессовестным образом искажалось в угоду политической конъюнктуре, а порой и просто с целью наживы. «Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх» [38]. Император Юстиниан, единолично верша церковные дела, формируя догматы веры по своему усмотрению, совершая служение в храме, забыл историю иудейского царя Озии: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного» (2Пар. 26:16-19). В своей гордыне император считал себя главой церкви, смещая и назначая епископов и патриархов по своему усмотрению. Именно Юстиниан заложил основы будущего могущества римского папы. Так, император уничтожил государство остготов, мешавших папскому владычеству, а самого римского первосвященника сделал фактически правителем Италии, наделив согласно кодексу от 533 года х. э. властью над всеми христианами, так как «он есть глава всех святейших божьих священников» [39], с правом искоренять ереси [40]. Когда в 538 году остготы лишились Рима, а вместе с ним и фактически всего государства, римский папа воспользовался теми правами, которые ему даровал кодекс Юстиниана от 533 года. Таким образом, император соорудил не только постамент православной церкви, как неотъемлемой части государства, его орудия, но и фундамент будущей деспотии римского престола, захватившего власть над светским монархом и окрасившего кровью несколько веков истории. Он ввел в церковь мирские законы, сделав ее служанкой греховных правителей на востоке Европы и тираном на западе. Именно символом единства церкви и государства была св. София.

* Идолы в церкви. Описывая великолепие Софии, Э. Гиббон замечает: «Множество украшений и фигур были искусно сделаны из мозаики, и перед глазами суеверных греков были неблагоразумно выставлены изображения Христа, Св. Девы, святых и ангелов» [41]. Действительно неблагоразумно, ибо они стали настоящими идолами в глазах людей. Создатели храма святой Софии забыли Божьи запреты об изображениях: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15-16); «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Римл. 1:21-25). Они забыли о том, что поклонения достоин только Бог. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5); «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4); «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). Так в христианство вошло языческое многобожие в лице сотен святых, «многие из которых вообще были вымышлены церковнослужителями с корыстной целью. Ибо чем больше святых, тем больше приношений» [42]. Святые храма Софии как две капли воды походили на языческих богов и героев, переняв даже их функции, т.е. святой — покровитель скота, моря, путешественников и т.д. [43]. Таким образом, храм св. Софии стал сосредоточием неоязычества, где под флагом христианства процветали языческие суеверия. Как мог Господь одобрять такую псевдорелигию?

* Поклонение в день солнца. Одним из грубых попраний Божьего Закона, осуществленного Константином Великим и законченное Юстинианом, стала отмена IV заповеди о субботе — «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11). Вместо нее праздничным днем был объявлен языческий праздник — день солнца (Sunday), праздновавшийся в первый день недели, и только в русском языке звучащий как воскресенье.

Императоры и купленное ими высшее духовенство заставили народ приходить для поклонения Богу в день, который Господь не устанавливал. Более того, в день, который был символом язычества и, кстати, именно так и воспринимался людьми, в умах которых христианство слилось с язычеством. Сторонники переноса субботы на воскресенье забыли, что «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20); «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23). Таким образом, в св. Софии осуществлялось служение в день праздника языческого бога солнца, а день поклонения, который установил сам Творец, был предан забвению. Юстиниан и духовенство, попирая субботу, предпочли не заметить слова апостола Иакова — «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). А какой день празднуем мы, читатель? День, установленный Богом или людьми, к тому же с весьма отталкивающей репутацией?

* Распространение лжеучений. Основные принципы лжехристианства, получившие самое широкое распространение в Византии, как поклонение святым и деве Марии, их изображениям, соблюдение воскресного дня; принцип государственной религии, превращение ее в орудие политики; обрядность были приняты невольно и теми странами, которые приняли крещение из Византии. Это Болгария, Сербия, наконец, наша Русь. Как это ни неприятно осознавать, но мы должны понять, что на нашу землю христианство пришло уже в грубо искаженном виде. В те далекие времена у многих не было возможности разобраться во всем. Но сегодня, когда весть Евангелия охватила нашу страну, когда везде можно купить Библии, когда закон Божий всем хорошо известен, когда благодаря Библии мы видим лжеучения, получившие распространение во многих конфессиях, то у нас нет извинения в глазах Бога, когда мы не принимаем учение Христа, довольствуясь обрядами и суевериями отцов и дедов. Исконной христианской религией является не та, что создавали гордец Юстиниан и прелюбодейка Феодора и которую невольно приняли и наши пращуры, а та, которую проповедовал Христос и апостолы. История храма св. Софии сегодня показывает каждому из нас, что Господь не благословляет ничего, что бы противоречило Его воле. И что подобно тому, как он произвел суд над храмом св. Софии — бывшего символом государственной языческо-христианской религии, так и в жизни любого человека, следующего по пути ложного христианства, произойдет окончательный суд.

Примечания к 1 главе

[1] Кулаковский Ю.А. История Византии, в 2 т., СПб, Алетейя, 1996, т. 2, с. 80-81.

[2] Кулаковский, Указ. соч., с. 82-84.

[3] Прокопий Кесарийский, О постройках, М, Арктос, 1996, с. 148-149, 150, 152.

[4] Кулаковский. Указ. соч., с. 86.

[5] Куглер Б. История крестовых походов, Ростов-на-Дону, Феникс, 1995, с. 337.

[6] Робер де Клари, Завоевание Константинополя, М, Наука, 1986, с. 58.

[7] Там же, с. 58-59.

[8] Робер де Клари. Указ. соч., прим. с. 151.

[9] Дашков С.Б. Императоры Византии, М, Красная площадь, 1996, с. 272.

[10] Изборник. Повести древней Руси, М, 1987, с. 134.

[11] Дашков. Указ. соч., с. 327-328.

[12] Гиббон Э., Закат и падение Римской империи, в 7 томах, М, Терра, 1997, т 7, с. 370-371.

[13] Византийские историки Дука, Сфрандзи, Лаоник Халкокондил о взятии Константинополя турками ВВ, т. 7, 1953, с. 402.

[14] Гиббон. Указ. соч., т 7, с. 371, 373, 374-375.

[15] Дашков. Указ. соч., с. 58.

[16] Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация, СПб, 1908, с. 120.

[17] Дашков. Указ. соч., с. 58.

[18] Гиббон Э., Закат и падение Римской империи, в 7 томах, М, Терра, 1997, т 4, с. 602.

[19] Гиббон. Указ. соч., т 4, с. 600.

[20] Там же, с. 601.

[21] Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М, 1993, с. 318.

[22] Диль. Указ. соч., с. 110.

[23] Дашков. Указ. соч., с. 72.

[24] Прокопий Кесарийский. Тайная история. Указ. соч. с. 318.

[25] Диль. Указ. соч. с. 106.

[26] Дашков, с. 71.

[27] Дашков. Указ. соч. с. 77.

[28] Прокопий Кесарийский. Указ. соч. с. 284.

[29] Дашков. Указ. соч. с. 76.

[30] Кулаковский Ю.А. История Византии, в 2 т. — СПб.: Алетейя, 1996, том 2, с. 42.

[31] Дашков. Указ. соч. с. 78.

[32] Гиббон. Указ. соч., т 4, с. 335.

[33] Кулаковский. Указ. соч., т 2, с. 42.

[34] Гиббон. Указ. соч. т. 4, с. 361.

[35] Кулаковский. Указ. соч. т. 2, с. 84.

[36] Гиббон. Указ. соч., т 4, с. 364.

[37] Там же, с. 364.

[38] Дашков. Указ. соч. с. 21.

[39] Кулаковский. Указ. соч. т 2, с. 195.

[40] Codex Justinianus, Book i, title 1,7.

[41] Гиббон. Указ. соч. т 4, с. 366.

[42] см. Опарин А.А. И камни возопиют… Харьков, Факт, 2000, 2-изд. 2001, с. 64.

[43] Опарин. Указ. соч. с. 56-58.