Боги виртуального мира

«В истории человечества насчитывается три информационные революции: первая была вызвана изобретением письменности, вторая — книгопечатанием. Сейчас мы находимся в начале третьей информационной революции, которая в перспективе должна качественно изменить все условия жизни человека. Она связана с появлением глобальной информационной компьютерной сети интернет» [1]. «Компьютер в наши дни занял такое же место, как телефон, автомобиль и телевизор. Но, по-видимому, это только первые предвестники тотальной эры компьютеризации, которая грядет в следующем столетии… ни одно другое технологическое изобретение до него не проявляло себя так бурно, не развивалось так стремительно и не пронизывало так многогранно все сферы нашей жизни. Компьютеры уже стали незаменимы в делопроизводстве, в бизнесе, в военном деле, в науке, технике и в сотнях других видах профессиональной деятельности… в сферах искусства, политики и спорта… в частной жизни людей, в их отдыхе и взаимном общении. Но все это, быть может, служит только подготовкой или первым предвестником грандиозной информационной революции, которая грядет в ближайшие десятилетия» [2]. Действительно, современную жизнь практически невозможно представить без персональных компьютеров, которые впервые появились всего 20 лет назад (в 1981 году фирма IBM выпустила свой первый персональный компьютер IBM PC). Безусловно, признавая все те положительные аспекты, которые принесло появление и внедрение компьютеров, все же хочется отметить (и к подобным выводам приходят все большее и большее количество ученых из разных стран), что не все, связанное с компьютерами, выглядит так радужно и прекрасно. Более того, у этой проблемы есть многие подводные камни, приносящие страшные последствия пользователям ПК, интернета и т.д. Многие из этих камней носят самый настоящий зловещий характер. Но обо всем по порядку. Вместе с тем, что компьютерная сеть интернет открыла необозримые перспективы для развития науки и техники, она вместе с тем привела к тому, что:

Произошла изоляция общения людей на личностном уровне;

Зависимости от посредников передачи информации;

Происходит способствование снижению интеллектуального уровня людей, ибо для получения информации достаточно нажать нужную кнопку. «Привычка пользоваться компьютером заставит человека забыть о некоторых своих возможностях, поставив в зависимость от него, приведет к потере интеллектуальной свободы, создаст угрозу атрофии мышления и изоляции человека от окружающего мира» [3].

Развивается потребительское отношение к информации. Говоря об этих негативных сторонах внедрения компьютерных систем, необходимо остановиться на смежной с этим проблеме: проблеме телевидения вообще, на которые часто люди не обращают никакого внимания, точнее порой не желают замечать.

* Горе, превращенное в смех. Во многих телевизионных и компьютерных программах изображения мук людей служат простым развлечением, что неминуемо приводит к тому, что и в жизни для многих человеческие страдания становятся, если и не развлечением, то обычным явлением, на которое и внимание никто не обращает и тем более никак не хочет бороться с ним.

* Реклама разврата. Заполонившие экраны телевизоров и мониторов сексуальные фильмы буквально в считанные годы развратили несколько поколений. Свободная любовь стала сегодня нормой. Понятия прелюбодеяния, супружеская неверность ушли в прошлое. Гомосексуализм уже никем не порицается, более того, в Швеции браки между однополыми благословляются в церкви, а из 10 международной классификации болезней понятие гомосексуализма как патологии изъято. В интернете сегодня крайне популярны сайты, посвященные детской проституции, мужеложству, кровосмешению и т.д. «Интернет — легко доступный заповедник неконтролируемой порнографии, насилия и всякого рода неэтичностей» [4].

* Проблема семьи. Благодаря телевидению и интернету между взрослыми и детьми стерта граница. Ребенок видит на экране зрелища, которым объективно не способен дать оценки, но которые оказывают на него огромное влияние. Интимные отношения, всевозможные развращения, изуверские пытки, мордобои, транслируемые по телевидению и интернету, разрушают неокрепшую психику ребенка. Один из ученых сказал: «Телевизор лишил детей детства, чистого и безоблачного», и это отнюдь не схоластическое утверждение.

* Компьютер, заменивший для многих сегодня телевизор, приводит к тому, что общение членов семьи друг с другом сводится к минимуму. Родители, особенно современные деловые люди, «новые русские» покупают своим детям компьютер, чтобы те были заняты и не мешали родителям заниматься своим делом. Так ребенок живет сам по себе, смотря и играя на компьютере, а родители сами, сходясь лишь на обед или ужин вместе, и то не всегда. Так с одной стороны семья есть, а с другой нет. Дети растут сами по себе. А потом взрослые еще и удивляются, почему это в весьма благополучных семьях, имеющих огромный достаток дети весьма неблагополучные. А ответ прост: с этими детьми никто не занимается. А только на дорогой еде, хорошей одежде и компьютере ребенка не вырастишь. Но эта проблема касается не только родителей и детей, но и супругов между собой. Ибо придя домой, лучшим отдыхом является просмотр телевизора, что называется до «одури», а потом отход ко сну. Утром на работу, а вечером снова вместо своеобразного допинга — телевизор. Супруги практически не общаются между собой, а это неминуемо приводит к формированию отчужденности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

* Школа для террористов «Алькаида». Телевизионные и компьютерные передачи стали настоящей школой, где учат как надо убивать, насиловать, употреблять наркотики, воровать. Многие задержанные в совершении преступлений, особенно молодые люди, сознавались, что идея совершить это преступление пришла им из фильма, в котором они почерпнули и механизм его выполнения. Огромное количество преступлений никогда бы не совершилось, если бы их идея не была бы подброшена из того или иного фильма. После событий 11 сентября 2001 года, когда террористы уничтожили здание Всемирного Торгового центра многим обозревателям и экспертам вспомнились сразу же фильмы, в которых летчики-камикадзе совершали подобные нападения на тот же Вашингтон и Нью-Йорк. Было отмечено, что не из этих ли фильмов террористам пришла в голову мысль данного преступления, уж вплоть до мелочей выдержан весь сценарий?

* В наш XXI век люди больше всего гордятся своим умом и независимостью. Однако чем больше говорят о независимости, тем на самом деле ее меньше. Самоуверенные современные молодые люди и не подозревают порой, что их мысли, образ жизни, поведение формирует телевизор и компьютер, в которых представляется образ современного человека со всеми его атрибутами. Они начинают стремиться соответствовать этому образу, не обращая внимание порой и на его явно аморальные черты: распущенность, самодовольство, погоня за деньгами, частая смена половых партнеров и т.д. Телевизор способствует формированию наших мыслей и по вопросам политики, недаром отмечено, что контроль над СМИ дает ключ к победе на выборах; культуре, моде (взять хотя бы пресловутые мини-юбки, прозрачную одежду и т.д.). И в зависимости от того, какие передачи мы выбираем для просмотра, таков будет во многом и наш образ мыслей, а значит и поведение, и характер. Однако помимо вышеизложенных механизмов компьютерные и телевизионные программы оказывают свое влияние и напрямую на здоровье человека, при чем не только духовное, но и физическое. Осуществляется это через следующие каналы: цветовое воздействие, модальность (сенсорика), звук, скорость, морфинг. Рассмотрим каждый из них.

* Цветовое воздействие. Физиологами давно отмечено, что различные цвета оказывают на человека различные, причем весьма ощутимые действия. Так, зеленый цвет — успокаивает, красный — возбуждает. Эти давно установленные факты учтены в лечении многих заболеваний. Так больных, находящихся в состоянии депрессии помещают в светлые комнаты, окрашенные яркой красной, оранжевой красками. Больных с заболеваниями глаз, сердечно-сосудистой системы помещают в комнаты с превалированием зеленого цвета. Так и «предъявляя человеку определенные цвета по определенной программе, можно добиться изменений в его психоэмоциональном и физиологическом состоянии… используя цветовое решение компьютерной программы, можно вызвать определенное состояние играющего и, как следствие, изменить его физиологию» [5]. Итак, с помощью подбора цветов в компьютерных программах, их создатель может влиять на наше настроение, деятельность центральной нервной системы и других органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистую.

* Модальность (сенсорика). «Нейрофизиологами установлено, что направление взгляда соответствует определенным сенсорным каналам, иными словами, исходя из того, куда человек смотрит, вернее по тому, куда направлен его взгляд (вверх-вниз, вправо-влево, влево-вниз и т.д.), можно установить, какая система в данный момент используется человеком для кодирования поступающей информации и воспроизведения имеющейся: визуальная (зрение), аудильная (слух) или кинестетическая (ощущения)… Организуя на экране в определенных местах различные стимулы или их сочетания (цвета, команды, ритмы и т.д.), можно заставить человека погрузиться в то или иное состояние, значительно увеличивая эффект» [6].

* «В некоторых компьютерных играх с упрощенной (так называемой мимитированной) анимацией (2D animation), а также в мультипликации и видеоклипах широко используется прием (технологический трюк): быстрое чередование двух близких зацикленных фаз движения, создающее впечатление вибрации. Например, персонаж останавливается, но находится не в статике, а в состоянии тремора, он вибрирует. Этот примитивный прием оживлять, однако, делает свое дело, с помощью тремора притягивается внимание к динамизированному таким образом объекту… Очень часто к тремору «пристыковываются» другие спецэффекты: синтезированная психоделическая музыка высокого уровня громкости и чистоты звучания, сопутствующая изображению, многократно усиливает визуальные эффекты и действует так сильно, что делает почти нестерпимым длительное нахождение около инсталляций, которые, как правило, размещаются в особых замкнутых помещениях и своей конфигурацией как бы дополнительно сдавливают зрителя, провоцируя клаустрофобию. Что касается видеоклипов, использующих двумерную компьютерную анимацию, этот прием выводится на первый план, обретая агрессивность и воздействуя почти физиологически. Вводятся активные вибрации отдельных элементов изображения или всей картины в целом. В последнем случае фактически воспроизводится ситуация дефектной кинопроекции, причиной которой обычно является неправильно заряженная пленка» [7].

* Морфинг. «Многие идеи визуализированы с помощью морфинга, содержащего эффект перетекания одного лица (либо целого сюжета), в другое, третье, четвертое и т.д. Причем общий характер единого ритмического движения под музыку всех появляющихся персонажей как раз и вызывает эйфорическое ощущение того, что перед нами по-прежнему тот же самый, всего лишь один персонаж, меняющий свою внешность, как одежду. У профессионалов занимающихся компьютерной графикой и анимацией, подобные технологии вызывают приступы тошноты. Находясь на переднем крае, в условиях постоянного облучения электронными образами, профессионалы схватывают слишком большую «дозу облучения». Поэтому у них патологические симптомы проявляются более ярко и сильно по сравнению с рядовыми зрителями (игроками). Тошнотворная реакция вызвана природой морфинга. Для морфинга характерна обостренная «противоестественная сверхпластичность внешнего облика объектов и особенно живых существ». Морфинг демонстрирует сильные мутации, т.е. именно аномальные крайности, непереносимые в повседневной жизни, и, это вызывает естественную нормальную физиологическую реакцию тошноту [8]. В основе морфинга лежит буддистская идея о перевоплощении. Изменение скорости, «вращающиеся спирали, игра цвета, эзотерические и оккультные символы воздействуют на психику человека» [9].

* Звук (о действии звука см. главу 4 «Под шаманский бубен» данной книги).

Компьютерные вирусы

Каждому владельцу компьютера известно такое понятие, как вирус. От последних страдают не только индивидуальные пользователи, но и фирмы, порой целые страны. Однако, только нарушением работы отдельных компьютерных программ вирусы не ограничиваются. «Компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. И эта искусственная жизнь, созданная человеком, служит исключительно для разрушения» — отмечает доктор Стивен Хокинг из Кембриджского университета. «Важно отметить, что электронные вирусы способны к саморазвитию и самосовершенствованию своих возможностей» [10]. «Уже появились вирусы и программы, которые будут убивать или кодировать пользователей ПК… Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили о том, возможно ли в принципе кодирование человека. Сегодня они уже не спорят, а создают различные методы и формы воздействия на человека…» [11]. «В скором будущем вирусы «научатся» убивать не только компьютеры, но и живых людей, операторов ЭВМ. Это вполне реально, поскольку современные технологии типа «виртуальная реальность» делают все более тесным симбиоз компьютера и человека» [12]. Сегодня же уже «созданы так называемые «сатанинские» вирусы, длина которых равна 666 байтам. Вирус «666» выдает на экран монитора «энным» (n-ным) кадром специально синтезированную цветовую композицию, погружающую человека в своеобразный гипнотический транс. Постепенно (по определенному закону) картина меняется, и в подсознательное восприятие скрытых узоров равной световой насыщенности и цветового тона может привести к изменению сердечной деятельности — ритма и силы сокращений. При этом артериальное давление в малом круге кровообращения резко возрастает, затем, резко падает, затем снова возрастает. И так до тех пор, пока не выдерживают сосуды головного мозга. Возможны фатальные исходы» [13]. При этом «нельзя исключить опасность проникновения вируса «666» в разного рода компьютерные заставки и популярные рекламные ролики, показываемые по телевидению. Последствия после прокрутки зараженных фильмов могут быть самыми непредсказуемыми… По оценкам специалистов, сегодня в мире зарегистрировано уже около трех тысяч разновидностей таких программ, поражающих персональные ЭВМ и влияющих на психику человека. В связи с этим возникают этические и духовные проблемы, связанные с распространением компьютерных вирусов, развивается новое научное направление — компьютерная вирусология» [14].

* Виртуальная реальность. Среди многочисленных компьютерных игр сегодня несомненно самой популярной является виртуальная реальность. Ее появление повлекло за собой целый ряд этических проблем, которые впрочем многие люди и даже богословы считают наоборот выходом. Это относится к так называемому виртуальному сексу, который среди виртуальных игр безусловно лидирует. С помощью этой виртуальной игры человек может выбрать себе любого партнера, включая знакомых, ведущих программ, артистов, певцов и т.д. Можно выбрать юношей и девушек, детей и в любом количестве. С помощью этой программы человек может сколько угодно удовлетворять свою похоть и желания в практически полной мере. Но при этом не бояться заразиться ни каким заболеванием (СПИДом, гонореей, сифилисом и т.д.), не вызвать семейных проблем, наконец, никем не будучи замечен. Эти факторы и позволили многим, подчеркнем еще раз и богословам, говорить о пользе виртуального секса, который помогает якобы избежать нарушения седьмой заповеди — не прелюбодействуй и сохранить семьи. Но, во-первых, согласно Христу: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Что же касается семей, то их распад с появлением виртуальной реальности как раз резко увеличился. Виртуальный секс оказывает на психику человека развращающее действие. Особенно это опасно, когда им занимаются дети. Но «Вызывает ли виртуальная реальность привыкание?» Как показывают многочисленные исследования, если человек развлекается с виртуальной реальностью несколько часов подряд, то после этого он уже полностью дезориентирован, оторван от реальности. В виртуальной реальности сегодня «находит применение «принцип раздельного неспецифического воздействия на правое и левое полушария головного мозга, отвечающие за различные психические функции», использующий импульсные электронные очки. В отличии от оптико-механических очков, в электронных подбор цветовых сочетаний упрощается: светофильтры заменены окрашенными светодиодами, управляемыми с пульта. К цветному воздействию добавляется частотное (в диапазоне естественных ритмов головного мозга). В области технологий виртуальной реальности разрабатываются специальные сенсорно стимулирующие цветозвуковые матрицы, позволяющие «повышать ментальную энергию, программировать и стимулировать сознание, «запускать» воображение, открывающие путь к релаксации (расслаблению)!» Варьируя цветовую гамму, используя различные виды модуляции, можно вызвать стресс, усталость, депрессию и еще все, что угодно. «Цифровой стереозвук, волшебство красок и качество изображения на мониторе, сама специфика пользования компьютером создает идеальные условия для воздействия на пользователя. И если у вируса, на наш взгляд, возможности несколько ограничены, то у специально созданных компьютерных игр, либо у их «взломанных» версий, на сегодняшний день просто не существует ограничений воздействия на человеческую психику. Человек, сидящий за новой трехмерной игрушкой, погруженный в экран и слышащий только звук своего Sound Blaster, является идеальным объектом для психического воздействия» [15]. Однако виртуальная реальность не просто влечет за собой многие этические проблемы, с весьма серьезными последствиями. Она не только негативно воздействует на физическое здоровье человека, манипулируя его органами и системами, вызывая их серьезные расстройства. Она не только является прекрасным доступом для манипулирования сознанием человека. Она не только может при помощи, в частности, компьютерных вирусов убить человека. Она и бросает открытый вызов Богу! «богоборческий характер виртуальной реальности налицо. Налицо и отражение трагедии современного человека» [16]. Так «В MUD [Multi User Dimension] вы можете стать любым персонажем, например, используя терминологию MUD, «волшебником или богом». «Бог — это тот человек, который создал базу данных игры. Волшебник находится на следующем уровне иерархии и обладает ненамного меньшими возможностями. Боги могут делать все, что им угодно, с кем угодно, когда угодно и где угодно — на то они и боги. Не забывайте о том, что и волшебники и боги — это обычные живые люди» [17]. Так человек делает себя, пусть и в игре, равным Богу. «Виртуальная реальность — это специфическая идеология, один из новых наркотиков, позволяющий от конструктивной деятельности уйти в иные миры, создавать их и управлять ими» [18]. Человеческая гордость желает повелевать не чем-нибудь, а мирами, при этом считая, что может это делать не хуже Самого Бога. В свое время Люцифер так же счел, что он не уступает Христу и потому должен занять Его место. Это восстание на небе привело к тому, что Люцифер, осеняющий херувим превратился в сатану, дьявола. Многие люди сегодня вступают в царство виртуального мира, где можно удовлетворять любые свои самые низменные похоти и желания, где процветают вирусы 666, где на человека воздействуют механизмы, приводящие к разрушению психики и потере контроля над собой. Но на это они не хотят обращать внимание. Главное, что в этом виртуальном мире они боги, повелители миров, могущие их создать и разрушить по своему желанию. Вы можете стать богами, богами, пусть виртуального, но целого мира — говорит сегодня сатана людям, завлекая их в свое страшное царство виртуальной реальности. Попав в это царство, человек перестает практически интересоваться реальным миром. Вопросы греха, своего состояния и состояния своих близких, вопросы поведения и образа жизни уже не волнуют его. Он живет в виртуальном мире, где у него все хорошо и где он бог. Для общения же с Истинным Богом ни времени, ни желания уже не остается. А это очень выгодно врагу рода человеческого, на протяжении всей истории стремящегося погрузить людей в духовный сон. Вы можете стать богами, богами виртуального мира — этот страшный призыв сегодня обращен к людям из царства зла. Право отозваться на него или нет остается за каждым человеком.

Примечания к 2 главе

[1] Рыжов К.В. Сто великих изобретений, М, Вече, 2000, с. 495.

[2] Там же, с. 489.

[3] Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. Гусейнова. — М.: Республика, 1992.

[4] COMPUTERWORLD-РОССИЯ. / 16 апреля, 1996, No14 (31).

[5] Лещук И.И. Экология духа. — Одесса: Христианское просвещение, 1998. с. 197, 198.

[6] HARD SOFT. 1997, No1.

[7] Лещук. Указ. соч. с. 211-212.

[8] Техника кино и телевидения 1995, No11, с. 48-54; 1996, No7, с. 7-14; 1996, No8, с. 7-13.

[9] Лещук. Указ. соч. с. 201.

[10] Лещук. Указ. соч. с. 194-195.

[11] HARD SOFT. 1997, No1.

[12] Лещук. Указ. соч. с. 195.

[13] Лещук. Указ. соч. с. 199.

[14] Лещук. Указ. соч. с. 200, 195.

[15] Лещук. Указ. соч. с.196; HARD SOFT, 1997, No1.

[16] Компьютеры + программы, 1996, No3 (27).

[17] Компьютеры + программы, 1996, No3 (27).

[18] Компьютеры + программы, 1996, No3 (27).