Глава 15. О безымянном пророке, молотьбе в точиле и о том, что нельзя делать в тайне

Итак, воспользовавшись начатыми у Израиля смутами, мадианитяне, вступив в союз с племенами амаликитян и арабов [Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 6, 1. С. 239], так же родственными иудеям, но находящимися с ними в давнишней вражде, «организовали крупномасштабное вторжение в Северную Палестину, быстро пройдя на своих верблюдах через Галаад и земли к востоку от Иордана и проникнув в Изреельскую долину». [Херцог. Гишон. Указ. соч. С. 73]. Прекрасные её земли пленили сердца мадианитян, сравнивавших её со своей песчаной родиной, где к тому же весьма часто бывали страшные засухи. И потому Мадиамские вожди выбирают самую страшную тактику ведения войны для иудеев, и в то же самое время максимально выгодную для себя. Суть её состояла в следующем: «Они являлись со своими верблюдами, большей частью после окончания посева, располагались на полях, уничтожали рождающуюся жатву; это было стихийное бедствие, как налёт саранчи. Они доходили до Газы, где им преграждали путь филистимляне, а затем возвращались в пустыню, уводя с собой стада и вьючных животных. Эти ежегодные нашествия держали население в страхе. Никто не осмеливался на открытое сопротивление. Когда разбойники приходили, израильтяне устраивали себе баррикады в пещерах или импровизированные крепости в городах. Впоследствии к этому времени относили устройство пещерных укреплений или masada — горных выступов, покрытых мелким камнем, которые так часто встречаются в Палестине, и которые действительно не раз служили для жителей равнины защитой от внезапных вторжений». [Ренан. Указ. соч. С. 121]. Итак, в период собирания урожая мадианитяне вместе со своими стадами и семьями [Херцог. Гишон. Указ. соч. С. 72] занимали плодородные равнины израильтян, истребляя тех, кто не успевал укрыться в горах. Затем собирали урожай, пасли свой скот, а затем, когда период жатвы подходил к концу, уходили назад в свои пустыни, предварительно подвергнув всё — и поля, и дома уничтожению. Вернувшиеся из горных укреплений иудеи восстанавливали уничтоженные хозяйства, засевали поля, но урожай с них в следующем году вновь собирали мадианитяне. Такая политика мадиамских князей была самым настоящим паразитированием, грозя медленной, но верной гибелью иудейскому народу. Семь лет, показавшихся израильтянам настоящей вечностью, продолжались эти страшные нашествия, пока, наконец, народ не возопил к Богу. «И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: „Я — Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете“; но вы не послушали гласа Моего» (Суд. 6:7—10). Это первый, не названный по имени пророк в библейском тексте. Действительно, история нам не сохранила его имени и его деятельность нередко вообще опускается, переводя внимание исследователей сразу на фигуру Гедеона. Но это неверно, ибо роль этого безымянного пророка весьма интересна и может многое нам сказать. Во-первых, его деятельность показывает, что даже в периоды наивысшего духовного кризиса у Господа всегда есть вестники, несущие Его волю людям. Во-вторых, истинный Божий посланник всегда привлекает внимание не к своей персоне, а к вести от Господа. История нам не сохранила имени этого пророка, но весть, посланная через него, дошла. Сегодня же мы наблюдаем часто картину, когда люди основывают на своём имени и авторитете церкви, секты, или проповедуя, много внимания уделяют своей личности. В-третьих, часто, обращаясь к Богу в молитве, многие люди, как говорят, не получают от Него ответа, тогда как ответ есть, но они его просто не хотят слышать. Так во дни мадианитян иудеи возопили к Господу о спасении, и Он ответил им через Своего пророка. Он не послал им сразу избавления, о чём они просили, а указал на причину того, почему это с ними произошло. Ибо только осознав свой грех, покаявшись в нём, народ смог бы получить прощение и спасение. Так часто бывает и в нашей жизни, когда Христос, перед тем как помочь нам, указывает нам на причину нашего падения. Мы же часто не желаем задумываться над ней, желая лишь получить избавление от той или иной нужды, не понимая и не желая понять, что вызвана она нашим грехом, и если мы искренне не покаемся, то она вновь и вновь будет повторяться в нашей жизни. Весть этого безымянного пророка помогает нам понять Божий замысел и Его, порой, «молчание» в ответ на наши прошения. В-четвертых, весть этого безымянного пророка готовила путь Гедеону. Он явился своего рода предтечей для Гедеона. Его весть указала народу на причину его плачевного состояния. Она дала возможность задуматься, поразмышлять. И потому призыв, обращённый спустя определенное время Гедеоном к Израилю пал уже на во многом подготовленную почву. В-пятых, результаты вести этого безымянного пророка стали видны не сразу, а как мы уже указывали, спустя некоторое время. И в этом так же кроется важный урок для нас. Часто, проповедуя о Христе, мы не наблюдаем результатов своих трудов и, порой, это вызывает в нашей душе отчаяние, у нас опускаются руки. Но безымянный пророк говорит нам, чтобы мы не унывали. Семя, которое сеется нами сегодня, обязательно даст свои всходы, когда «придёт» Гедеон, т. е., когда церковь получит силу Позднего дождя и земля огласится последней вестью спасения, под влиянием которой тысячи людей оставят отступившие церкви и присоединятся к Божьей церкви Остатка, став победителями и наследниками вечной жизни.

Итак, спустя некоторое время после вести безымянного пророка, землю Иудеи посещает Ангел Господень. «И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян» (Суд. 6:11). Местечко Офра располагалось между Мегиддоном и холмом Море в долине Изреель, и ныне на этой земле расположен современный Affulen. Ангел явился в тот момент, когда Гедеон выколачивал пшеницу. Но это не было чем-то обыденным, как то может показаться на первый взгляд. Дело в том, что зерно молотят на открытой площадке, чтобы ветер сносил мякину в сторону. При этом сама молотьба происходила, в основном, в июне-июле, с использованием волов, которые ходили по разложенным на площадке снопам. Точило же представляло собой квадратное или округлое углубление в скале, в котором могло поместиться несколько человек, которые также ходили и переступали по разложенным снопам. Молотьба в точиле была более затруднительна и неудобна по сравнению с молотьбой на открытом гумне, но зато была менее заметна. А именно это и необходимо было Гедеону, который, как и другие иудеи, постоянно ожидал в это время года очередного нашествия мадианитян. Словом, мы можем неплохо представить себе эту картину: Молодого человека, выколачивающего пшеницу, залог жизни для него и близких, и постоянно оглядывающегося по сторонам в ожидании услышать гиканье мадиамских лошадей или возгласы их верблюдов. Но тут вместо мадианитян является ангел. «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: „из Египта вывел нас Господь“? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» (Суд. 6:12—13). Ответ Гедеона — это не ответ неверующего или разуверившегося в Боге человека. Ибо, как покажут дальнейшие события, Гедеон не бы ни идолопоклонником, ни атеистом, верно исповедуя Господа. Его ответ — это ответ верующего, пребывающего в печали и смирившегося с той горькой участью, которая постигла его. Он верит Богу, но не верит, что Господь изменит Своё отношение к ним. И вот в этот момент раскрывается, Кто явился ему под видом Ангела. «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд. 6:14). Сам Христос, Сам Ангел Завета явился к Гедеону. «[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд. 6:15). Гедеон задаёт Господу вопрос, на который Тот ответил уже, сказав: «…иди с этою силою твоею». Он знал скромные силы и возможности Гедеона, уверяя его, что и с этой малой силой он спасёт Израиль. Но сын Иоасов как будто бы не слышит этого. Он поглощен более своими мыслями, чем тем, что говорит ему Христос, отвечая, что он младший в доме отца, да и племя его бедное. Рассматривая в предыдущих главах устройство иудейского общества, мы видели, что могущество племён и колен было различно, и что созывать воинов своего колена или даже дома мог далеко-далеко не всякий. Это делалось лишь на специально собранном народном собрании и совете старейшин. И Гедеон был прав, когда говорил, что он как младший в доме, который и сам, к тому же, был беден, не мог созывать ни воинов, ни собрания. У него действительно не было ни авторитета, ни денег, ни знатности. Он был прав. Но прав по-человечески. Прав по человеческой логике. Но здесь к нему обратился с призывом возглавить борьбу не человек, а Бог. И потому принципы, на которых зиждется человеческая логика, были здесь неуместны. «И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» (Суд. 6:16). Как это важно помнить сегодня и нам. Мы часто останавливаемся в работе на ниве Божьей, так как сталкиваемся, как кажется, порой, с непреодолимой преградой. Но ведь с нами Бог, и, следовательно, преград быть не может. Мы часто отказываемся от того служения, которое нам доверяет церковь, так как не хотим и боимся принимать на себя ответственность, оправдывая себя при этом тем, что не сможем нести это служение, вновь забывая, что даёт его нам Бог. Как могло бы быстро продвигаться дело Божье вперёд, если бы мы оценивали ситуацию не только с точки зрения человеческой логики, но и с точки зрения того, что нам будет сопутствовать Сам Бог, если мы трудимся по Его слову и на Его ниве. Мы часто себя считаем верующими людьми, но исповедуем, при этом, почему-то, материалистическую философию, отрицающую как Бога, так и тем более, возможность Его вмешательства в человеческие дела. В Гедеоне происходит ещё борьба, он колеблется. «[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой. В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, [явившемуся тебе] на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь» (Суд. 6:17—26). Как часто мы требуем что-то от других людей, не принимая во внимание их духовное состояние. И если они начинают выказывать опасения или сомнения, обрушиваемся на них с упрёками и критикой, обвиняя в неверии. Но Бог не таков. Он видел сердце Гедеона, как видит и сердце каждого из нас. Он знал те сомнения, то отсутствие уверенности, что было у него. Но Он не обрушился на него с гневными упрёками, Он снизошёл к нему, к его уровню понимания. Как это важно всегда знать, что Бог не просто любит, но понимает нас. Мы часто можем не найти понимания у людей, но Бог нас поймёт всегда, даже если мы, порой, сомневаемся в Нём, но при этом откровенно говорим Ему об этом. Откровенное сердце, откровенную молитву — вот, что от нас ожидает Господь. Однако, понимая и снисходя к сомнениям Гедеона, Христос медленно подготовляет того к предстоящей для него миссии — освобождения народа. И подготовка этого должна была начаться с малого. Ибо «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). Великие Божьи мужи начинали всегда с малого. Именно с малого готовит нас Господь. Именно в малом мы учимся доверять Богу. Большая и сложная задача может сломить неподготовленного человека, в то время как после небольших тренировок и решения небольших задач он может легко справиться и с большой задачей. Так и Гедеону необходимо было начать с малого, чтобы ощутить Божье присутствие, помощь, обрести уверенность. Ибо нельзя вселять уверенность в других, когда ты не уверен сам. И вот Христос даёт Гедеону «малое задание — сокрушить жертвенник Ваала, стоящий на земле его отца. Перед этим жертвенником отец Гедеона Иоас со своими соотечественниками поклонялся Ваалу». [Уайт. Указ. соч. С. 544]. Сокрушить этот жертвенник — это означало вызвать возможный гнев отца, а главное, навлечь на себя явную смерть от руки горожан. И вот «Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью» (Суд. 6:27). Гедеон не решается это сделать утром. Он делает это ночью, с одной стороны, дабы не вызвать сопротивление, а с другой — быть может, полагая, что так меньше привлечёт внимания к себе, оставшись в тени. Но этого сделать не удалось. «Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике. И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это. И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем» (Суд. 6:28—30). Дьявол никогда не даст Божьим детям оставаться в тени. Он высветит их и их деятельность, направив против них своих приспешников и людей, обманутых им. Верующим не удастся в тайне проповедовать Евангелие. Мы должны чётко знать, что встав на путь Христа, встретим отчаянное противодействие и сопротивление сатаны. Но Бог не покинет на и не оставит один на один с озверелой толпой, как не оставил в своё время и Гедеона. И действительно, в тот момент, когда тот полагал, что всё кончено, совершилось чудо. «Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его» (Суд. 6:31—32). Его отец, ещё недавно ревностно служивший Ваалу, открыто встаёт на защиту сына. Бог располагает сердце отца к Гедеону, а затем и сердца других жителей Офры, оставивших вдруг свои намерения убить Гедеона и мирно разошедшихся по домам, сочтя логичным сказанное Иоасом. Между тем, пока эти события происходили в Офре, стало известно, что несметные полчища мадианитян перешли границу Израиля.