Глава 27. О поисках лучшей доли в 1100 г. до х. э. и в 2006 г. х. э.

Итак, эти первые стихи семнадцатой главы явили перед нами распад института семьи, падение её духовности в Древнем Израиле. Сын ворует у матери. Мать толкает на грех сына. Семья поклоняется идолу. За разрушением семейного строя, являющегося как в социальном, так и в духовном отношении фундаментом любого общества, следует распад левитского строя, священства. «Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там; этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи. И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится. И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание. Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его. Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником» (Суд. 17:7—13). Итак, юноша-левит, который был призван нести служение пред Господом, покидает свой родной город Вифлеем, отказываясь от выполнения своих обязанностей, отправляясь на поиски лучшей доли. Служение Богу для него не было лучшей долей, он искал другого. И это был не малограмотный земледелец, а левит, получивший соответствующее образование. Как никто другой он видел тот духовный кризис, в котором находится израильское общество, нуждающееся как никогда в восстановлении истинного Богопочитания. Но вместо участия в этом процессе, он вообще оставляет служение, не отказываясь, впрочем, как мы видели, от духовных амбиций. К сожалению, подобный процесс мы наблюдаем и в наши дни, когда многие служители и активные члены церкви покидают свои посты, отправляясь на поиски лучшей доли в Америку, Европу, крайне редко неся там впоследствии какое-либо служение. А если и несут, то его в подавляющем большинстве случаев нельзя ни в коей мере сравнить с теми возможностями, которые они имели здесь в деле евангелизации. В США есть даже церкви, члены которых почти полностью состоят из бывших пасторов и пресвитеров, и это тогда, когда здесь так не хватает опытных служителей или активных членов церкви. Часто и не переезжая за границу, мы оставляем, и для этого не обязательно быть пастором или старшим дьяконом, своё служение, которое мы несём в церкви, вне зависимости от его вида. Оставляем в поисках лучшей человеческой доли. В своё время многие из духовенства христианской церкви времён императора Константина предпочли тихую и безмятежную жизнь, согласившись на реформу императора, по которой в церковь официально входило язычество. Сегодня, как и в древние времена пророка Иезекииля, Бог ищет человека, который бы согласился встать в проломе. «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее» (Иез. 22:30). А мы вместо того, чтобы встать в этом проломе, напротив, бежим, оправдывая себя всевозможными способами. А их мы всегда найдём очень много. И дьявол в этом хорошо нам поможет. И вот, оказавшись у Михи, левит получает от него заманчивое предложение сделаться священником и служить в созданном Михой храме. С человеческой точки зрения предложение действительно весьма заманчивое. Недавнему простому левиту предлагается стать духовным наставником целого района. Но это с человеческой точки зрения, с Божьей же и со стороны Закона — это было самым настоящим беззаконием. Ибо, во-первых, созданный Михой храм и культ нарушал Господне повеление о существовании только одного места поклонения Ему в святилище, и как уже упоминалось выше, попирал вторую заповедь. Поэтому, соглашаясь служить при этом храме, левит шёл на осознанное нарушение духовных законов. Во-вторых, по своему статусу, левит мог выполнять только вспомогательное служение. Священниками могли быть только потомки Аарона. И потому, соглашаясь быть священником, он брал на себя функции, которые Господь не поручал левитам. В-третьих, посвящение левита в священники совершает Миха! (Суд. 17:12), что иначе как святотатством и назвать нельзя. И левит не мог этого не понимать. Но мирские выгоды, такие, как почёт, деньги были для него важнее. К сожалению и сегодня многие руководствуются этими же принципами, неся служение в отступивших от христианства церквях, понимая, при этом, эти отступления, но всё равно продолжая совершать служение, поскольку оно даёт материальные выгоды. Порой церковнослужители на вопрос: Как вы можете брать деньги за совершение крещения, бракосочетания, отпевания отвечают, что это же выгодно. Это же даёт доход. И при этом заветы Христа о том, что всё это надо делать безвозмездно, мало кого интересуют. В средние века, да и в наши дни, папство, руководствуясь этими принципами, вообще торговало прощением грехов через индульгенции. Некоторые даже члены Божьей церкви считают для себя возможным работать в других конфессиях, выполняя там за деньги различные служения, будь то пение в хоре или работа оператором, или чтение проповедей. За деньги они льют воду на чужую мельницу — на религию кумира Михи. Другой не менее важной проблемой является то, что сегодня многие начинают присваивать себе те полномочия, которые Господь не давал им. Это и использование десятины в личных целях, оправдывая себя тем, что ты несешь служение. Это и непризнание вышестоящего церковного руководства, что ведёт к расколу. Это и претензии на более высокий церковный пост при отсутствии данных для этого. Это и выбор пасторского служения по принципу материальной выгоды. Платят хорошо, а работать можно мало. Читай только раз в неделю проповедь, а остальное время занимайся своими делами. Служение, таким образом, превращается в заработок. А для Бога места не остаётся вовсе, хотя, как и Михин левит, мы можем призывать Его Имя. Распад левитского строя, кризис духовенства, прекрасно раскрытый в этой истории, подготовил наравне с кризисом семьи распад иудейского общества. Подобный же кризис духовенства, служителей будет и в последнее время, чему свидетелями мы сегодня также являемся. Но не будем сводить всю проблему лишь к нашим пасторам. Ведь мы, согласно 2 Петра 2:9, также, как христиане, являемся царственным священством, и потому с нас также спросится, как мы относимся к тому служению в церкви, которое мы несём. Спросится и за наши побудительные мотивы, которые двигали нами при его исполнении. Как и левитам времён Михи, нам сегодня открыта, в отличии от большинства людей, полнота Истины. А ведь «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Сегодня дьявол так же, как и через Миху в древности, пытается с помощью мирских приманок увести с истинного пути Божьих служителей. И как, к сожалению, много из них, а точнее из нас, следуют этим путём, забывая о том великом предназначении, которое Господь оставил нам, современным левитам. «Хананезация» поражала не только простых верующих, но и служителей, подготовив следующую ступень кризиса общества, уже не на уровне отдельной семьи или региона, но и целого колена, куда нас переносит 18 глава книги Судей.