Глава 4. Бог очищает жизнь

«Бог — Отец не более, чем мать»

Когда вы думаете о Боге, какой образ предстает перед вами? Седовласый старец, «Ветхий днями»? Или высокий мускулистый воин? А может быть, вы представляете Его себе добрым, сострадательным, заботливым, подобным отцу в притче о двух братьях?

А вы никогда не думали о Боге как о женщине? Точнее, как о домохозяйке? Звучит неестественно? Или слишком необычно для вас? Противоречит всему, что вы когда-нибудь думали о Боге? Да, но, может быть, вы еще недостаточно знаете Бога?

Бог сравнивается с домохозяйкой — так Иисус изобразил Его во второй притче 15-й главы Евангелия от Луки. Бог сравнивается с женщиной! Это один из образов, который Иисус оставил нам, чтобы показать Свое понимание Бога. Звучит странно, не правда ли? Но соответствует Библии.

Некоторые могут возразить, спрашивая, действительно ли Иисус изобразил Бога как женщину? Но рассмотрим этот вопрос более внимательно. Кто является пастырем в первой притче? Бог, ищущий потерянное человечество. Кто является отцом в третьей притче? Любящий и сострадательный Бог, Который ожидает возвращения Своих сыновей. Тогда кто является женщиной во второй притче? Если вы ответите, что это Церковь, то сделаете герменевтический скачок, который недопустим в экзегетике. Если в первой и третьей притчахпод ищущими подразумевается Бог, то во второй притче поисками также занимается Бог. Иисус был последовательным во всех трех повествованиях. Но тогда встает решающий вопрос: «Не является ли Бог Женщиной?»

Бог сравнивается с женщиной

Во-первых, мы должны признать, что природа Бога превосходит все человеческие категории. Бог больше, нежели в отдельности мужчина или женщина. Он больше всего, что может выразить историческая или культурная ограниченная терминология. Другими словами, Священное Писание написано человеческим языком, в нем использованы человеческие образные обороты речи. Например, в ветхозаветных Книгах Бог описывается патриархальным языком. Вдохновение использовало патриархальный язык, потому что общество, для которого были написаны эти Книги, было патриархальным. Это не значит, что в буквальном смысле Бог является больше Патриархом, чем Пастырем и Отцом.

Тогда как же нам понять Бога? Здесь поможет метафорическая концепция. Метафора — это риторический оборот речи, используемый для расширения смысла через сравнение несходных вещей. Например, «жизнь есть сон» — это метафора. Жизни приписываются особенности, присущие сну, и значение слова «жизнь» таким образом расширяется. «Сон» используется как экран, через который рассматривается жизнь. Два несходных понятия помещены рядом, и это помогает нашему осмыслению того, что есть жизнь.

Выражения «Бог есть Пастырь» и «Бог есть Отец» являются метафорами. Здесь также два несходных понятия — «пастырь» и «Бог» или «отец» и «Бог» — помещены рядом. В результате смысл слова «Бог» расширяется. Хотя выражение «Бог есть Отец» является сильной метафорой для расширения нашего понимания Бога, эта метафора, подобно любой другой, может стать расхожей. Кроме того, со временем понятие отцовства изменилось настолько, что первоначальное сравнение

утеряло для нас свое значение. Некоторые могут понимать метафору буквально, то есть они полагают, что она в точности описывает природу Бога. Несходные понятия становятся подобными, и метафора становится утверждением: «Бог — Мужчина, потому что Он — Отец».

«Если теперь сказать «Бог есть Мать» (или «Бог есть Женщина»), сила метафоры будет очевидной. Когда предлагается образ «Бога Матери и Отца» как увеличительное стекло для взирания на Бога, начинает говорить голос истинной метафоры, как это было с утверждением «Бог Отец»… Бог не более Отец, чем Мать (или Женщина, или Пастырь) или чем жизнь есть сон. Читая и слыша о «Боге Отце и Матери», мы прибегаем к метафоре для изображения Бога, которая уравновешивает наиболее знакомый мужской образ с женским… Метафора дает нам новый способ видения»53.

«Я не говорю, что теперь в нашем понятии о Боге должна произойти драматическая перемена и что если в прошлом Бог считался мужеподобным, то теперь Его следует считать женоподобным. Вовсе нет. Поступая так, мы не приобрели бы ничего. Я хочу сказать следующее: нам нужно воспринимать Бога как владеющего качествами того и другого пола, в смысле нашего традиционного понимания их в нашей культуре (из библейского повествования ясно вытекает, что Бог сотворил человеческие существа по Своему образу, по образу Божьему сотворил их. Следовательно, образ Божий носит как мужчина, так и женщина). Важно также понять, что несхожесть мужского и женского пола, то есть «мужеподобия» и «женоподобия», определяется не природой, а нашей культурой. Конечно, Бог превосходит тот и другой пол, поскольку это всего лишь человеческие категории. Но пока в нашем распоряжении только человеческий опыт и только человеческий язык, для описания Бога мы обязательно будем использовать человеческие понятия»54.

Не звучит ли это для вас подобно ереси? «Ересь — это «часть истины, выдающая себя за полноту истины». Когда впубличном служении мы используем только образ «Бога Отца», то оказываемся настолько же виновными в ереси, как и в случае, если отрицаем Божественность Иисуса (потому что «часть истины выдается за всю истину»). Мы обязаны воспользоваться многочисленными прекрасными образами Бога. Это единственная возможность знать… что Бог не сокрыт за семью замками, но что Он всегда «среди нас» — что Он всегда больше любого образа, который мы можем полностью осознать»53.

Откровение никогда не стоит на месте, и, как поясняет Елена Уайт, характер Бога еще не был полностью раскрыт. Но последняя весть, которая должна быть дана миру, есть полное откровение Божьего характера. Это полное откровение не может быть дано, пока мы цепляемся за архаичные образы минувших времен и прежнего общества. Бог так же актуален, как события завтрашнего дня. Поэтому мы не можем во имя Бога, Который дает нам свободу, продолжать давить на людей безликими языковыми образами и понятиями, которые не полностью раскрывают Его характер.

Во время своего земного служения Иисус раскрыл Бога таким образом, что понимание Его природы стало более полным в сравнении с существующим тогда. Сегодня мы должны сделать то же самое. Мир отрицает существование Бога из-за гнетущих понятий о Боге, которых дети Божьи все еще придерживаются. Но Божьи сыновья и дочери должны дать более широкое, более полное понимание Бога, согласующееся с Его силой и состраданием. Именно этого хотел достичь Иисус, когда рассказал три притчи в 15-й главе Евангелия от Луки.

Однако, учитывая отношение к женщине во дни Христа, вызывает удивление, почему Он избрал образ домохозяйки в качестве метафоры для изображения Бога. Вероятно, Он сделал это по той же причине, по какой Он изобразил Бога пастырем — из-за сочувствия к слушавшей Его аудитории, большинство которой составляли женщины.

Почему Бог сравнивается с женщиной? Может быть, Иисус хотел подчеркнуть смысл того, о чем Иеремия сказал задолго до этого времени: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31.22). Своим учением и Своей жизнью Иисус хотел положить начало движению равенства, где все составляют одно целое и где всякая зависимость и господство исключены.

Иоаким Иеремиас, знаменитый исследователь Нового Завета, описав в своей книге «Иерусалим во времена Иисуса» униженное положение женщины во дни Иисуса, заявляет: «Только на фоне обстановки того времени можно полностью оценить отношение Иисуса к женщинам… Иисус не удовлетворился тем, что поставил женщин на более высокую ступень, чем они занимали тогда; будучи Спасителем всех, Он ставит их в равное положение с мужчинами»56.

Это был беспрецедентный случай в истории. Новозаветные источники не приписывают Иисусу ни одного негативного высказывания о женщинах. Напротив, учение Иисуса и Его практическая жизнь разрушили традиционное патриархальное устройство того времени, положив начало совершенно иным общественным отношениям. Иеремиас замечает: «Иисус… сознательно ниспроверг обычаи, когда позволил женщинам следовать за Ним»57.

Целью земной миссии Иисуса было не сохранять существующее положение и не утверждать ценности того времени, а изменять их, преобразовывая общество. Следовательно, Иисус всегда опережал Свое время в Своих идеях, позиции и действиях. Такова была всегда и миссия Церкви, ибо на земле нет общества, полностью сообразного с Царством Божьим. Печально, однако, что в настоящее время Церковь круто изменила свою роль и оказывается иногда позади общества в своих идеях, позиции и действиях. Она становится стражем существующего положения и ценностей, не всегда совместимых с ценностями Божьего Царства.

Очищающее действие Бога

«Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:8—10).

Притча говорит об очищающих изменениях. Подобно женщине, которая тщательно выметала свой дом, чтобы найти ценную для нее монету, Иисус пришел на землю совершить очищение: Он пришел многое изменить, ниспровергнуть, выбросить, удалить, заменить и, наконец, найти и восстановить ценный для Него объект — человечество, которое было потеряно.

И вновь явно прослеживаются четыре ключевых слова: потерянная, поиск, пока и радость.

Слово потерянная в этой истории предполагает, «что иногда люди теряются, подобно монете, которая выскальзывает из руки. Виновата не монета, а рука»58. Безусловно, мы не должны заходить слишком далеко, раскрывая значение метафор в этой притче, ибо если, согласно притчи, этой женщиной является Бог, то богословски будет неверно говорить, что виновата Божья рука, позволившая монете (человечеству) выскользнуть из Его пальцев. Таково было обвинение сатаны, таково постоянное обвинение скептиков и неверующих. «Не дьявол заставил меня сделать это, а Бог». Но такие обвинения ложны.

Притча подразумевает, что монета была потеряна не по ее вине. Монета не могла потерять саму себя. Она была потеряна по какой-то причине. И нет нужды уточнять, по какой именно, ибо обстоятельства бывают разные. «Что можно сказать о детях, покалеченных наследственными заболеваниями и страдающих от психических дефектов? Они потеряны не по своей вине, а по причине наследственности!»59. Посмотрите на детей, живущих в гетто и бедных кварталах в странах третьего мира, которые научились красть и заниматься

проституцией. В самом раннем возрасте для многих из них воровство и торговля своим телом стали обыденностью. Они потеряны по вине других. А когда отец попадает в тюрьму, «на его детях ставится клеймо позора, которое страшнее тюремного заключения»60.

Обратите внимание на положение женщин на протяжении всей истории, когда они подвергались жестокому обращению со стороны мужчин, зачастую безо всяких на то оснований. Многие жили и продолжают жить во тьме не по своей воле, а под давлением жестоких обстоятельств, социальных условий и низкого уровня культуры. Иисус говорил об этом в Лк. 13:10—17. Женщина находилась в плену у сатаны и религиозных вождей, но была освобождена Христом.

Часто люди оказываются потерянными не по своей вине, а вследствие жестокого обращения с ними со стороны других людей, не сознающих ответственности за свои поступки, отношения и слова. Таково было положение мытарей и грешников, в которое поставили их фарисеи. Таково положение многих и в настоящее время. И поэтому, хотя и помимо воли, «человек (монета) закатывается в темный угол (и теряется)»61.

Однако поиск утерянного поднимает, образно говоря, клубы пыли. Когда бы Иисус ни начинал мести, от религиозных вождей, стоящих на страже существующего порядка и ценностей общества, поднимались пыльные клубы недовольства, ропота, злопыхательства.

Такое происходит и в настоящее время. Бог часто тревожит самодовольное прозябание. «К счастью, молитва об «обычном течении жизни» напрасна и недостойна. Посмотрите на историю человечества — пыльные клубы противостояния… ниспровергали устоявшиеся традиции (и общественные структуры)». Посмотрите на организационную деятельность — сколько бурь ересей, сколько пыльных клубов теологической борьбы, сколько мутных облаков реорганизаций поднимается время от времени. «Посмотрите на коттедж личной жизни — выметаемый радостью, а затем печалью, счас-тьем и горем, святым вдохновением и страданием от угрызений совести. И это маленькое жилище часто бывает в беспорядке»62.

Мы часто удивляемся, почему все идет не так, как мы того хотим. «Мы говорим о «хорошей» и «плохой» судьбе, о тирании и революциях, о возвышении наций и о честолюбивых стремлениях классов и народов. Разве это не примеры Божественного поиска? Не ищет ли нас Бог, используя большие перемены?» Не являемся ли мы Божьими «монетами (людьми), запачканными, но все же сохранившими царскую чеканку?»61. Слава Богу! Он все еще прилежно ищет нас, пока, наконец, не находит.

И владелец овец, и обладатель монеты, и ожидающий отец страдают более всего. Бог больше всех страдает, когда мы теряемся, но Бог больше всех и радуется, когда потерянный найден. И, как и в предыдущей притче, в этом повествовании также преобладает радость. Бог любит человеческое общество!

Мария — поиск смысла жизни

Переживания и невзгоды Марии, сестры Лазаря и Марфы, также известной как Мария Магдалина, хорошо иллюстрируют эту притчу. Новозаветные исследователи-богословы не считают, что Мария, сестра Марфы, и Мария Магдалина — одно и то же лицо, но Елена Уайт полагает, что это так. Основываясь на рассказе из ее книги «Желание веков» (с. 557—568), я поместил в этой книге нижеследующее повествование в форме коллажа.

Как нам известно, коллаж — это синтетическое искусство, в котором соединяются вместе различные предметы, фрагменты живописи, фотографии, рисунки и т. п., чтобы создать красивый дизайн. В четырех Евангелиях мы находим фрагменты повествования о Марии. Если собрать их все вместе, то получится прекрасная история о преобразовании человеческой души. Чудо преображенной жизни Марии дает каждому читателю надежду и порождает в нем желание испытать подобное обновление.

Давайте попытаемся воспроизвести эту историю.

Мария родилась в маленьком городке Вифания к югу от Иерусалима. Скорее всего, она была младшей сестрой Лазаря и Марфы. Мария была милой и нежной девочкой с чутким и добрым сердцем. В юном возрасте она встретилась в своем родном городе с Симоном, фарисеем. Этот религиозный лидер сблизился с ней для того только, чтобы толкнуть ее на путь греха. А затем, как это обычно случается, чувство страха за содеянное заставило его пренебречь девушкой и отвергнуть ее.

Обиженная, гонимая чувством вины и стыда, Мария убежала из дома и направилась на север. В конце концов она достигла портового городка Магдала на западном побережье Галилейского моря. Погруженная в жалость к себе, презираемая мужчинами, влекомая чувственными желаниями, она начала заниматься постыдным ремеслом блудницы. Мария падала все ниже и ниже и деградировала все больше. Вскоре она стала заниматься непристойными делами и оккультизмом, пока не оказалась во власти бесов…

Когда мы стремимся прочь от Бога, то нетрудно упасть так низко. Но у нас есть надежда, ибо «никто не пал настолько низко и никто настолько не погрузился в порок, чтобы не найти избавления во Христе… Ни один вопль несчастной души, даже безгласый, не останется незамеченным»64.

…Затем Мария встретила Иисуса. Бог будет часто позволять нам падать все ниже и ниже в нашем желании скрыться от Него, пока мы не окажемся на каменистом дне. И там мы встретим Скалу Веков. Несмотря на все беды, Иисус, если мы признаем нашу нужду в Нем, поднимет нас, как Он поднял Марию из бездны уныния, отчаяния и деградации.

До сих пор все встречающиеся на ее пути мужчины, кроме брата, толкали ее все глубже и глубже в эту бездну отверженности. Каждый получал то, что хотел, но всякий раз заставлял ее все меньше и меньше уважать себя. Чуть мерцающая в ее душе искра надежды уже готова была погаснуть, когда она встретила еще одного Человека. Поступитли Он с нею так же, как остальные, погасит ли едва мерцающее пламя?

В крайне патриархальном обществе во времена, когда жила Мария, женщина, как ей было хорошо известно, была уважаема только в том случае, если она была замужем и давала жизнь сыну. Мария же находилась в самом униженном, презираемом положении, до какого только мог докатиться человек. Она пребывала во власти семи сильных демонов, и воля ее была сломлена.

Мария была очень любвеобильна, и мужчины знали это. Но они не любили ее, а лишь пользовались ею. Но затем в жизнь Марии вошла’самая любящая Личность в мире — Иисус из Назарета. За много столетий до этих событий пророк Исайя так описал служение Христа: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис.42:3).

Мария была надломленной тростью, перевязанной тонкой нитью. Она была курящимся льном, готовым вот-вот погаснуть. Однако, поступив с ней по истине, Иисус разжег эту крошечную искру в жаркое пламя.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис. 11.1—4).

Единственный способ судить Марию по правде — это игнорировать то, что видели Его глаза и слышали Его уши. Судить Марию по внешнему критерию означало бы осудить блудницу, одержимую бесами. Однако Иисус знал то, чего не знали другие: Он знал обстоятельства, сформировавшие ее жизнь и характер. Об этих обстоятельствах нельзя было судить по внешнему виду или основываясь на мнении свидетелей, потому что они глубоко затрагивали душу, борющуюся

за выживание. Иисус понимал все это и судил ее праведно и беспристрастно. Он призывает и нас поступать также по отношению к другим людям. Мы должны смотреть дальше внешних обстоятельств — на факторы, которые делают людей такими, какие они есть.

Христос поступил с Марией в соответствии с обстоятельствами, которые сформировали ее жизнь, потому что Он имел семь духов. «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:1—3). Иисус знал, что образ жизни Марии не был безупречным и что она была очень близка к гибели. И Он оживил ее и помог вспомнить то, что она слышала в раннем детстве и еще хранила в своем сердце. Иисус оживил то хорошее, что еще оставалось в ее душе. Как и на монете, потерянной в куче мусора в темном грязном закоулке, образ Божий еще оставался запечатленным в ее душе. Хотя и едва различимый, он еще был не совсем стерт…

О, если бы мы могли делать то же самое! Проблема нашего отношения к заблудшим и друг к другу заключается в том, что мы обладаем иным духом, потому что нам недостает семи духов, перечисленных в Ис. 11:2: «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

…Владеющий этими семью духами оказался перед женщиной, одержимой семью злыми духами (Лк. 8:2; Мк. 16:9). Семь раз говорил Иисус. Семь раз слышала Мария, как Он запрещал семи бесам властвовать над ее сердцем и умом. Семь раз она слышала горячие молитвы Христа, обращенные к Отцу ради нее65. Никто еще не обходился с ней подобнымобразом. Иисус возродил ее из мертвых и дал ей жизнь —

вечную жизнь.

Понимая, как омерзителен грех для незапятнанной чистоты Христа, Мария силой Иисуса превозмогла свое падение и вернулась домой в Вифанию. Иисус часто посещал ее, Лазаря и Марфу. И каждый раз Мария сидела у ног Иисуса, горячо желая узнать больше о Нем и Его учении (Лк. 10:38—42).

Так случилось, что Симон заболел проказой — она, пожалуй, явилась точным символом его жизни, полной притворства и лицемерия. Он также встретился с Иисусом, Который исцелил его. В знак радости и благодарности Симон устроил пир в честь Иисуса (Лк. 7:36—50; Мф. 26:6—14). Здесь Симон и Мария должны были встретиться вновь, на этот раз в присутствии Иисуса.

Мария, сердце которой было преисполнено любовью к Спасителю, купила самое дорогое благовонное масло, чтобы помазать ноги Иисуса. Потраченная ею сумма была равноценна годовому заработку труженика. Когда она разбила сосуд с благовонием, этот поступок стал как бы символом всей ее жизни. Подобно тому как миррис (еврейское слово, от которого произошло имя Мария), по которому наносится удар, выделяет горькую смолу, используемую в качестве основы для благовоний, так и вся горечь и ненависть в жизни Марии были сокрушены прощающей любовью Христа. В итоге к Богу вознеслось самое благоуханное выражение любви. В этом сосуде для хранения благовоний я вижу также символ ее жизни, которую сформировал и ожесточил сатана, пока она не была сокрушена Иисусом, и тогда из нее полилось сладкое благоухание, которое коснулось жизни всех, с кем общалась Мария. Жизнь, однажды лишенная смысла и ценности, стала теперь самой осмысленной благодаря Сыну Человеческому.

Симон еще презирал в своем сердце Марию, и когда он узнал ее, его уважение к Иисусу сразу почти пропало. «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39).

Иисус, однако, противопоставил поступок Марии поступку Симона, ясно показывая, какой из них ценнее, потому что вытекает из большей любви.

Иуда, с его искаженной системой ценностей, не увидел в этом ничего, кроме пустой траты. Его упоминание о пустой трате живо направило мысли Христа на величайшую жертву из всех, когда-либо принесенных66. С человеческой точки зрения жертва Иисуса была совершенно пустой тратой. Для человеческого разума весь план спасения является растрачиванием милостей и небесных богатств. Даже небесные воинства могут с удивлением смотреть на тех, кто отказывается быть возрожденным Христовой безграничной любовью. Они могут восклицать: «К чему такое великое расточительство на неблагодарных человеческих существ?»

Но примирение не было совершено напрасно, во всяком случае для Марии. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Один этот поступок Марии олицетворяет собою все Евангелие.

Отношение Иуды к этому поступку как к напрасной трате выявило все его лицемерие: после того как Иисус мягко обличил его, он сразу пошел к первосвященникам и продал своего Господа за цену раба (Мф. 26:14—16).

Мария стала близким другом Иисуса. Она была ближе всех к Нему, когда Он висел на кресте. Она последней уходила из гробницы в пятницу после обеда и первой пришла туда в воскресенье утром. Она была первой, кому открылся Христос после воскресения. И она первая возвестила славную весть о воскресшем Господе.

Когда она увидела Иисуса ранним воскресным утром и услышала, как Он называет ее имя с нежной любовью и состраданием в голосе, ее сердце переполнилось радостью. Будто слышится ее голос: «Все, что я сделала ранее, не имеет теперь никакого значения. Я только что видела моего воскресшего Господа, и я уже никогда не стану такой, как прежде!