Ибо в Нем обитает вся полнота

Почему Бог в самом зачатке не уничтожил зло, ложь, гордыню и самого сатану, когда тот восстал против Бога? На этот вопрос отвечает Библия и его очень доходчиво и достаточно обширно анализирует Е. Уайт в пятитомном труде «Конфликт веков». Но если попытаться обобщить ответ на этот судьбоносный вопрос, то, наверное, он может прозвучать так: «Господь не уничтожил дьявола с той целью, чтобы он и его последователи, сомневающиеся в Божьей справедливости, увидели, к чему ведет путь, предлагаемый сатаной. Земля превратилась в демонстрационный зал, а человечество превратилось в главное действующее лицо борьбы добра со злом. Кульминацией в этой схватке стало пришествие Бога на землю в Человеческой плоти, Его смерть на кресте и воскресение. Через страдания и крестную смерть Христа люди получили прощение грехов, надежду и спасение, а Люцифер был окончательно обличен во лжи, гордости и вообще «во всей несостоятельности его обвинений против Бога».

Все так, но неизбежно возникает следующий вопрос: почему Бог медлил? Зачем Он заставил человечество так долго ждать, прежде чем Самому явиться на землю в обличий человека? Почему Иисус Христос не совершил наше спасение через Свою жертву хотя бы на 2-3 тысячи лет раньше? С какой целью Господь и теперь медлит, почему Он не спешит прийти во второй раз? Наш Небесный Отец видит, что ужасные страдания переполнили землю, так зачем Он допускает их? Почему бы не прекратить мучения человечества Своим пришествием на нашу планету в образе Бога, Царя и Спасителя — ведь «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8)? Апостол Павел отвечает на вопросы, возникавшие и возникающие не только у меня одного: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал

Сына Своего» (Гал. 4:4). Павел не однократно использует слово «полнота», подчеркивая важность и незаменимость миссии Иисуса Христа (см. Еф. 1:23; Кол. 1:19); есть и другие тексты, и другие библейские авторы, использовавшие это слово. Я тоже достаточно часто буду употреблять выражение «полнота», потому что раскрытие смысла этого слова является основной темой этой книги.

Библейский Комментарий АСД прекрасно и убедительно объясняет утверждение апостола Павла, данное в Гал. 4:4: «Точное время пришествия Мессии было предсказано пророком (Дан. 9:24, 25). Небесный совет предопределил это событие (Деян. 2:23; 17:26). Мало того, что Мессия пришел в обозначенное пророком Даниилом время, Он явился в наиболее благоприятное время за всю историю существования Земли». Можно напомнить максимально благоприятные обстоятельства, перечисленные в Библейском Комментарии АСД. Большая часть тогдашнего цивилизованного мира находилась под владычеством Рима, а верховную власть осуществлял римский император. Практически вся территория Римской империи была покрыта сетью вполне приличных дорог, фрагменты которых сохранились и до нашего времени; древний Рим имел лучший по тем временам парусный флот. После блистательных походов Александра Македонского, создавшего колосальную империю, тогдашний цивилизованный мир получил универсальный язык — греческий. В то время, когда Египтом правила династия Птолемеев (Лагидов), на греческий язык был переведен Ветхий Завет. «Септуагинта» (такое название получил этот перевод) появилась примерно за 200 лет до пришествия Спасителя и оказала огромное влияние на духовную жизнь эллинов и варваров, знавших «койне», разговорный греческий язык. Люди не находили, чем по- настоящему восполнить духовный голод, им хотелось знать правду о происхождении человека, о целях и смысле его жизни и о его судьбе по окончании жизненного пути. Евреи были рассеяны за пределы обетованной земли и неплохо приспособились к новым местам проживания. Но тем не менее иудеи и прозелиты не забывали приходить на большие праздники в Иерусалим. Таким образом, мы видим, что и день распятия Бог предопределил — как раз на празднование Пасхи, и начало проповеди Евангелия учениками после вознесения Христа было выбрано не случайно — в день Пятидесятницы. В эти особенные дни народа в Иерусалим съезжалось даже больше, чем на Пасху, а Книга Деяния апостолов свидетельствует, что люди стекались из разных концов цивилизованного мира (см Деян. 2:9-11). Следовательно, возвращаясь на места проживания, иудеи и прозелиты несли с собой весть Евангелия. «Бог совершен в мудрости и знании, и мы имеем причину полагать, что все события в Его огромном космическом плане будут совершаться в точной закономерности и в назначенное время. Эта точность очевидна на примерах движения огромных космических тел и самого маленького атома Таким образом, нет никакого сомнения, что спасение человечества является уникальным, грандиозным планом Бога» (БК АСД Гал. 4.4)

Остается понять, какие намерения имел Бог, совершая определенные действия до Первого пришествия Христа? Почему Господь влиял на ход истории и изменял ее? Какую цель преследовал Бог, когда навел потоп на землю, уничтожив все живое, кроме тех, кто находился с Ноем в ковчеге (см. Быт. 7)? Бог знал, что даже столь суровое наказание не исправит людей, но все равно следовал Своей сокровенной цели. Смешение языков и рассеивание, совершенные Господом ради прекращения строительства Вавилонской башни (см. Быт. 11), также не отучили человека делать зло и совершать всякого рода глупые поступки. Как патриархи, которым не раз являлся Господь, повлияли на окружающий мир? Бог создал израильский народ, сделал его первым среди народов, дал евреям совершенный -духовный, обрядовый, и гражданский закон, чтобы они стали Его священниками для всего человечества. Бог знал, что израильтяне отступят от Него, что большую часть евреев ассирийцы уведут в плен и они растворятся среди других народов, а колена Вениамина и Иуды на семьдесят лет попадут в Вавилонский плен и по возвращении, спустя несколько столетий, не поняв Писания и не приняв Богочеловека, евреи казнят Его на позорном кресте. Итак, Господь заведомо знал, что никакие Его действия не изменят характер людей; тогда напрашивается еще один вопрос: зачем Он влиял на пути человечества и изменял ход истории? Да, слишком много вопросов, и они возникли прежде, чем Бог открыл мне простую, но очень важную истину. В основном на выше поставленные вопросы отвечают примерно так: потоп временно остановил зло, смешение языков предотвратило многие беды, которые люди могли натворить сообща. Напоминания о Содоме также настораживают, хотя мы знаем, что сегодня на земле есть места, где жизнь людей протекает еще развратней. Жизнь патриархов — самый положительный пример, и они по немощи своей наделали много такого что не может нас порадовать. Если продолжить поиск ответов в традиционной форме, то можно сказать, что благодаря израильскому народу мы имеем Священное Писание. Но я не думаю, что великий Бог не справился бы с этим без помощи евреев. И если говорить о вышеупомянутом комментарии на Гал. 4:4, по поводу политических, социальных и экономических предпосылок Первого пришествия Христа, то самое важное в истории событие, совершенное Христом на кресте, произошло бы и без этих предпосылок. Не подумайте, что я критикую или отвергаю распространенное и общепринятое мнение относительно указанной проблемы. Все варианты ответов имеют право быть, но они лишь частично раскрывают суть действий Бога, поскольку в ответах везде необходимо вставлять такие слова, как «немного», «временно», «частично», «слегка», то есть — не совсем, не в полной мере.

Пророк Исайя пишет, что Он выступает в полноте Силы Своей (см. Ис. 63:1). Это очень важное слово — «полнота». Давайте разберемся, что оно означает. Возьмем, к примеру, стакан, до краев наполненный водой, которая вот-вот начнет переливаться через край. Библия раскрывает нам, что Господь действует в полноте Силы Своей. Таким образом, слова «немного», «слегка», «частично» не совсем подходят, ибо к поступку, совершенному в полноте, нечего добавить, как и влить каплю в переполненный стакан. Поэтому действия Бога необходимо анализировать так, чтобы просматривалось свойство полноты и нечего было добавить к ним или убавить от них, поскольку кроме этого действия любое другое было бы неэффективным. Безусловно стоит напомнить, что человек с его ограниченными возможностями не в состоянии дать полное определение нашему Господу и Его поступкам, так как мудрость и величие Бога безгранично велики. Но это обстоятельство не должно нас останавливать, ибо Дух Святой раскрывает человеку любой вопрос в той полноте, в которой ее может вместить несовершенный разум. Я полагаю, что теперь, по рассмотрению всех выше обозначенных вопросов и размышлений настало время сформулировать ответ. Прежде освежим в памяти два основных вопроса. Почему Христос не пришел на землю раньше, и не совершил «досрочное» спасение человечества через распятие Себя на кресте? Зачем нужны были действия Бога, имевшие место до Первого пришествия Христа? Бог, безгранично любящий человека, дает ему свободу выбора. Истинная любовь невозможна без свободы. Свобода выбора обязательно включает в себя альтернативу, то есть возможность свободно выбрать какой-либо вариант. Вот и получается, что не будь всех ветхозаветных действий Бога и приди Христос раньше времени, чтобы через Свое жертвоприношение совершить спасение человечества, дать ему надежду и праведность, соединяющую человека с Богом, то высокомерный род людской обязательно заявил бы, что ему не было предложено альтернативы. Может быть люди со временем, с накоплением опыта достигли бы праведности, если бы Бог предложил еще какой-то путь, дабы мы имели возможность выбора, но сейчас есть только одна дорога к спасению и праведности через Жертву Христа. Вспомните доктрины многих ныне не существующих религий и вы увидите, что им не нужна жертва Бога за их грех; последователи этих религий сами пытаются достичь праведности, используя различные методы. Бесспорно, Бог имеет безграничную мудрость, но и почему Он, исходя из этого Своего качества, не предложил нам другой путь к праведности? Да, действительно, Бог безгранично мудр, Он может все, но беда заключается в самом человеке, который грешен.

Все действия Бога, совершенные Им до Первого пришествия Христа, можно рассматривать как методы или пути достижения праведности, предложенные Им человечеству. Зачем нужны именно эти пути достижения праведности? Чтобы человек, не забывая собственную историю, понял что никакие иные варианты не сделают его праведным. Нужна Жертва Христа. Бог, складывая эти варианты словно ступени, поднимал людей к Голгофе, желая показать и, если хотите, доказать человечеству незаменимость распятого Иисуса Христа. Только в Нем мы обретаем полноту нашего спасения. «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:9,10). Только в Нем, во Христе мы в -полной мере имеем спасение, прощение грехов, покой и праведность. Я считаю, что все действия Бога, описанные в Ветхом Завете, в том числе потоп, уничтожение Содома, создание Нации и прочие, вместе взятые, подтолкнули людей к пониманию того, что нам не обойтись без Жертвы Христа. Ветхозаветные события показывают как ужасен грех и сколь безгранично дорога Кровь, пролитая на Голгофе. Обратите внимание, каждое событие, совершенное Богом, имеет, что называется, целевое воспитательное воздействие. Взятое в отдельности, оно не дает окончательного результата, а в целом поднимает нас по ступеням этих трагических, но одновременно поучительных событий на Голгофу. Мы получили ужасную реальность, но она — результат того, что мы стали настолько безнадежными и грешными, что нам понадобилась Жертва и Кровь Самого Бога. В дальнейшем я вернусь к рассмотрению основных исторических моментов, событий, имевших место до Первого пришествия Христа, как методов Божьего воспитания. Важно отметить, как в Своих поступках Бог раскрывал человеку Свой характер, благовествовал человеку, кульминацией же раскрытия Бога является все-таки Голгофа, «Ибо в Нем полнота». В данном анализе по отдельным эпизодам опасно судить об отношении Бога к человеку, необходимо целиком смотреть библейскую картину на фоне Распятого на кресте Бога. Отдельные события, такие как уничтожение всего живого потопом, египетские язвы, поощрение и помощь в уничтожении языческих народов, тяжело назвать проявлением Божьей любви, хотя в целом картина становится ясной. Раньше я с трудом читал отдельные тексты из послания Павла к Римлянам: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему: «зачем ты меня сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:16-21). Бог, совершая Свои заранее запланированные действия, определенным образом и с той целью распределил роли и обязанности, дабы показать, что никакие методы воздействия не помогут человеку стать праведным и что без Голгофского креста ему не обойтись. Ну как при таком раскладе человеку не возмутиться по поводу того, что Бог иногда даже смерть людей использовал для достижения Своих целей, поскольку для нас необычно ценна сама жизнь, а не то, как мы ее проживем. Мы своим недальновидным умом с трудом воспринимаем наиважнейший факт: прозябание на этой земле — всего лишь коридор, ведущий или в вечную жизнь или в вечное небытие. Не важна длина земного коридора, двадцать лет или сто, перед вечностью все цифры одинаково ничтожны, мгновенны, а важно как мы пройдем по своему коридору, куда это мгновение нас приведет. Бог знает каждого человека, знает его помышления и желания. Ему ведомо, сможет ли данный человек жить в вечности или он вообще не захочет жить в вечности по законам Бога. Поэтому Господь, учитывая маловажность продолжительности жизни на этой земле, допускал в Своих действиях смерть человека. Подобное случалось очень редко, нельзя говорить, будто все случаи смерти являются результатом действий Бога. Мне кажется, что Господь сейчас вообще не воздействует на обстоятельства так, чтобы вызвать чью-то смерть. Конечно, не мне судить о действиях Бога, и никто вообще не знает, как порой действует Великий, безгранично Мудрый Господь, но я твердо уверен в том, что Он меня любит настолько сильно, что Сам перенес смерть на позорном кресте. Любит так сильно, что прощает мне мои грехи и дает надежду на жизнь вечную. Я полагаю, стоит еще немного внимания уделить вопросу страданий и смерти, свободно гуляющих и процветающих на нашей земле. Многие люди задают себе и окружающим вопрос, почему Бог допускает страдания, почему близкий, хороший, добрый человек умер, чему Бог хотел научить нас, допустив смерть, и т. д. В конце книги я постараюсь, насколько смогу, ответить на вопрос: чему Бог хотел нас научить, где и как искать ответ, и каким способом его получить, поскольку я сам пережил потерю самого близкого и самого дорогого для меня человека. Касаясь проблемы смерти, надо еще раз сказать, что она существует на этой земле по причине великой борьбы между Богом и сатаной. Желание дьявола заключается в том, чтобы сделать смерть причиной уныния и разочарования человечества, и в конечном итоге заставить людей отвернуться от Бога. Смерть на земле существует еще и потому, что в человеке живут злость, гордость, зависть, равнодушие, то есть все те отрицательные качества характера, которые объединены одним словом — грех. Причиной смерти часто становятся изобретения человеческого ума, все то, чем человек окружил себя, начиная от вилки и бытового газа и заканчивая атомной бомбой. И все же главная причина, по которой смерть поселилась на земле, кроется в деятельности дьявола и податливости людей. На время мы закроем тему смерти и страданий, хотя в дальнейшем еще будем возвращаться к ней.

Сейчас же, прежде чем приступить к анализу каждого отдельного случая воздействия Бога на человеческую историю, обратим внимание на одно весьма важное качество, вложенное Господом в сознание людей, — на умение человека наблюдать, предвидеть и действовать. Данный аспект очень важен в свете возможности людей свободно выбирать. Что представляет собой способность наблюдать, предвидеть и действовать и как она применяется в жизни? Наблюдение — это способность человека видеть жизненную ситуацию, в которой он будет участвовать или уже участвует. Предвидение — это умение человека на опыте прошлых событий выбирать оптимальное решение в конкретной жизненной ситуации, учитывая положительные последствия для’ окружающих и себя. Способность действовать вступает в силу тогда, когда человек, сделав соответствующие выводы, совершает поступок. Приведем три примера для более ясного понимания предлагаемого.

Водитель автомобиля видит, как. пешеход переходит дорогу. Ссылаясь на опыт прошлого, он оценивает ситуацию и решает, как ему действовать, чтобы не сбить пешехода.

Ребенок совершил заведомо нехороший поступок. Он предвидит отрицательную реакцию родителей, а также то, что, если он совершит хороший поступок, например, сделает уборку в доме, будет ласков при встрече с родителями и послушен, то тем самым немного смягчит их реакцию. И начинает действовать. Обычно родители в таких случаях замечают неладное и предвидят, что скорее всего их чадо что-то натворило.

Часто подобные качества проявляются в эгоистичных, корыстолюбивых целях даже в церкви. Человек желает пожертвовать деньги на Божье дело, он видит, что все это делают да и в Библии так написано. Однако он задумывается, какую получит выгоду и есть ли аналогичный опыт в прошлом. Библия обещает благословения тем кто жертвует, а единоверцы рассказывают о личном опыте, когда они давали деньги и получали благословения. Теперь-то человек начинает действовать, он жертвует деньги и делает это не потому, что любит Бога и людей и переживает за Божье дело на земле, нет, он ждет выгодных последствий для себя лично. Перечисленные примеры вполне позволяют понять, как проявляются три перечисленные выше составляющие, и вспомнить аналогичные случаи из своей жизни. Если человек не предвидит, пропускает вторую составляющую, то есть только наблюдает ситуацию и сразу же действует, то в основном для него все заканчивается неприятностью. Не предвидит человек в основном в тех случаях, когда его переполняют чувства, когда он увлечен или раздражен, когда злится и завидует, когда он равнодушен и недальновиден. Несколько не вовремя сказанных слов могут перерасти в скандал, убийство, развод. Увлеченная девушка поддается чувствам и до брака теряет девственность. Человек попадает в наркотическую зависимость, потому что он не предвидел, а просто угождал плотским потребностям. Шизофреник никогда не использует возможность предвидеть, он лишь наблюдает и действует. Не зря говорят, что все люди в какой-то мере страдают шизофренией. Согласитесь, что иной раз мы упускаем возможность предвидеть и сразу действуем, руководствуясь чувствами, а не разумной оценкой ситуации. Важно отметить, что наблюдения психологов вторичны. Сам Бог через Библию неоднократно рекомендует сначала рассмотреть ситуацию, потом рассчитывать последствия, опираясь на опыт прошлого, а потом только действовать. Апостол Павел, обращаясь к Церкви, пишет, какими качествами она может и должна обогатиться во Христе. В Послании к Колоссянам Павел говорит, что Церкви следует обогатиться разумением и иметь во Христе все сокровища премудрости и ведения (см. Кол. 2:23). У. Баркли, анализируя греческий оригинал Послания, дает интересный комментарий: «В Кол. 2:2 Павел употребляет слово «синесис», которое переведено как разумение. «Синесис» — это критическое знание, способность оценить любую ситуацию и решить, как действовать в ней. Когда надо действовать, настоящая Церковь использует практическое знание того, как следует поступить. В Кол. 2:3 Павел указывает, что в Иисусе сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Премудрость — «софия», а ведение — «гносис». Указанные слова не повторяют-одно другое, между ними есть различие. «Гносис» — это сила, почти инстинктивная, помогающая понимать истину, когда мы видим ее и слышим. А «софия» — это сила мудрыми и понятными доводами закреплять и возносить истину после того, как она была интуитивно осознана. «Гносис» позволяет человеку осознать истину, а «софия» наделяет человека способностью обосновать живущую в нем надежду.

Таким образом, настоящая Церковь обладает проницательной мудростью, которая дает ей способность в каждой ситуации поступать наилучшим образом; мудростью, способной инстинктивно узнать и осознать истину, когда она видна; мудростью, могущей сделать истину понятной и доступной вдумчивому уму» (Комментарий на Послание к Колоссянам, с.132,133 рус. пер. У. Баркли).

Оценить ситуацию и закрепить ее можно только тогда, когда есть опыт и знания. Павел пишет: «Все это происходило с ними как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). И в Послании к Евреям, ссылаясь на опыт мужей веры, автор наставляет: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запивающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1). Бог желает, чтобы мы, помня опыт прошлых событий, благоразумно оценивали ситуацию и решали, как правильно действовать. Без опыта трудно реализовать свободу выбора, потому что не имея опыта, не из чего выбирать. Как оценить то, чего ты не видел и не знаешь? Сегодня мы можем смело дать оценку многим важным составляющим нашей жизни, нашего спасения. Я полагаю, давно уже надо понять то, что ни политики, ни предприниматели, ни научно-техническая революция, ни новые технологии, ничто не вернет человеку рай. Истинное упование человечества — это Второе пришествие Христа. Мы в состоянии оценить собственную греховность. Мы можем оценить незаменимость Христа и Его жертвы на Голгофе. Нам дано сполна оценить, насколько мы дороги для Бога, поскольку Он за каждого из нас пролил Святую Кровь.

А теперь предлагаю отдельно рассмотреть основные ступени исторических событий, в которых Бог принимал непосредственное участие, и подняться по этим ступеням на Голгофу (см. Рис.).

Напомню, что каждая далее рассматриваемая ступень — это воспитательный метод воздействия Бога на человека. Это путь к праведности, который в отдельности дает только частичный результат, а в целом помогает нам понять незаменимость Жертвы Христа, нашу личную несостоятельность и нужду в Спасителе.