Адам и Ева

Бог сотворил человека, наделив его физическим и интеллектуальным совершенством. Совершенное тело, совершенный разум, мозг не поражен грехом и отлично функционирует на все сто процентов. Представьте, человек дает название всякой живой душе. Растительности тоже, наверное, пришлось давать название. Это целая энциклопедия в человеческой голове. Условия обитания способствовали радостной, полноценной жизни. Умеренный климат, обилие полезной и вкусной пищи, отсутствие болезней, страданий и смерти. Была возможность общаться с Самим Богом. И самое главное — Бог посадил в райском саду дерево познания добра и зла (см. Быт. 1:25-2:17). Это одно из важнейших деяний Господа, ибо Он дал человеку возможность свободно выбирать между добром и злом. Настоящая любовь невозможна без свободы выбора, а Бог любит людей по-настоящему. Поэтому Он откровенно показал, что есть и другой путь, по которому люди могут пойти, но уже без Него, ибо конец самостоятельного пути — грех, безрассудство и в конечном счете — смерть. Адам и Ева решили испытать путь без Бога. Почему? С какой целью? Из каких соображений? Трудно найти ответы, потому что все было так хорошо, а наши прародители навеки испортили себе жизнь. Многие из нас, наверное, представляли себя на месте Адама и Евы и без сомнения утверждали, что так не поступили бы, не повторили бы проступка прародителей. Да, имея горький опыт тяжести греха, мы думаем именно так, а не будь этого опыта, как бы мы сейчас размышляли, не говоря уже о поступках?

Оригинально объясняет причину поступка Адама и Евы Герхард Ф. Хазел: «Подстрекаемые змеем, Ева и Адам захотели уподобиться Богу. Проблема заключалась не в том, что человечество обнаружило желание знать и понимать все вокруг, нет; люди попытались самостоятельно решать, что такое добро и зло. Человек вознамерился установить свой собственный закон. Он захотел быть свободным и независимым от отношений «Творец — Творение» (Г. Хазел, «Постигая живое Слово Божье», с. 30).

Хотя Ева и Адам, утверждая свое право выбора, не обдумали до конца всех ужасных его последствий, они, тем не менее, заявили о своей нравственной независимости. Наши прародители отказались признать себя сотворенными существами и, следовательно, Бог перестал быть для них высшим и окончательным авторитетом. Иначе говоря, средоточие авторитета переместилось от Бога к человеку, возжелавшему уподобиться Богу. Однако всякий человек, уподобляющий себя Богу, утверждает, по крайней мере, подспудно, что в Боге он не нуждается. Грех человека заключается в том, что он отходит от Бога, сам себя делает авторитетом в сфере нравственности, заявляет о своей независимости от Бога и о личном самоуправлении. Порой удивляешься, почему дети бывают упрямыми и не послушными? Кормишь их лучшей едой, одеваешь в хорошую одежду, нежно воспитываешь, объясняешь, как совершать правильные поступки, чтобы ему, ребенку, было хорошо. Мы ведь знаем, как надо поступать, ибо накопили солидный жизненный опыт. Мы желаем своему чаду всего самого лучшего, а он не принимает наших наставлений, не слушает нас, капризничает. Почему? Психологи объясняют такое поведение тем, что уже с четырех -месяцев ребенок пытается проявить себя как личность, сделать то, что ему хочется, а не то, чего ждут от него папа и мама. Поэтому порой родители не понимают, почему дитя без причины заплакало, заупрямилось, иной раз даже грудь не желает брать. И чем старше ребенок становится, тем ярче проявляется его самостоятельность. Из-за постоянных рекомендаций родителей по поводу того, что надеть, что кушать и как когда поступить, ребенок теряет себя как личность, начинает проявлять самостоятельность и заявляет о своей независимости, о самоуправлении, пренебрегая авторитетом родителей. Из-за частых переездов мы старались не заводить комнатных растений, но когда дочери исполнилось семь лет, у нас появился кактус. Я доходчиво объяснил дочери, что хотя колючки кактуса на вид нежные, на самом деле они очень острые, и если уколешься, колючка сломается и останется в теле; потом ее трудно вытащить. Знаю, что девочка все поняла, но какое-то время спустя она все-таки уколола палец. Испытание прошло благополучно, дочка чуть-чуть поплакала, когда я вытаскивал колючку. Но почему она так поступила? Когда я рекомендую ей, что надеть, поесть, как правильно поступить, то тем самым я проявляю заботу о ней. Но многие рекомендации я даю в повелительном тоне, потому что накопил достаточный жизненный опыт, и таким образом ущемляю ее личность, лишаю ее самостоятельности. Вот почему моя дочь чаще всего пытается предложить свой вариант действий, проявляя себя как личность. Наши разногласия вызывают спор, закрепляющий обиду друг на друга. Я пытаюсь совершенствовать методы воспитания и вам, дорогие родители, советую не указывать, а предлагать. Можно приказать: ешь и никаких споров, а можно спросить: ты будешь обедать? Ребенок в семье это не просто предмет нашей заботы, но личность. Конечно, Бог общался с Адамом и Евой иначе, чем мы с нашими детьми. Господь воспитывал как мудрый родитель и педагог, Он не ущемлял их личностей, но Адам и Ева поступили по-детски, безрассудно проявив личную независимость, и грех уколол их настолько глубоко и сильно, что процедура извлечения колючки греха затянулась на долгое время и оказалась крайне болезненной. Бог допускает этот длительный период человеческой истории, чтобы все люди поняли и самостоятельно осознали главный жизненный принцип: путь без Бога и Его закона ведет к страданиям и смерти, более того, он Самого Бога ведет к смерти на кресте. Только во Христе возможна полнота радости и совершенства, а также прекрасная вечная жизнь. Сегодня у человека есть возможность свободно и самостоятельно выбрать — жить с Богом или без Него, поскольку люди имеют за спиной жизненный опыт протяженностью в шесть тысяч лет. В данном труде мы продолжим размышления над опытами прошлого, и иногда будем брать в качестве примера отношения родителей и детей, потому что все эти ступени, или опыты, имеют воспитательный характер.