9. Десять заповедей Божьих

Священное Писание прославляет закон десяти заповедей как «закон царский» (Иак. 2, 8), «закон свободы» (Иак. 1, 25; 2, 12). Иисус возвеличил и прославил этот закон (Исаии 42, 21), и верующий считает его излюбленным предметом для размышления (Пс. 1, 2). Его нужно созерцать с благоговением, и всем людям необходимо на него смотреть серьезно, потому что Бог однажды будет нас судить по этому мерилу: «Выслушаем сущность всего: Бойся Бога и заповеди его соблюдай, ибо в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное хорошо ли оно или худо» (Еккл. 12, 13-14). Джон Уэсли характеризует десятисловие следующими словами: «Закон Божий это оттиск вечного Духа, список божественной природы. Да, это прекрасный канон вечного Отца, светлейший поток Его мудрости, видимая красота Всевышнего. Это радость и удивление херувимов и серафимов и всех небесных воинств и слава и радость каждого разумного верующего, каждого наученного дитяти Божьего на земле».

Когда исследователь Стенли однажды во внутренней Африке впервые ознакомил вождя одного племени с 10 заповедями, туземец сказал: «Слушай! Оставайся здесь и научи этому великому закону и мой народ. Когда все мои подданные этот закон будут знать и соблюдать, то я буду первым царем в мире!» Как постыдны эти слова для многих «просвещенных» христиан-европейцев», которые давно уже забыли свой катехизис и по своей надменности уже и не чувствуют потребности в познании заповедей Божьих и в повиновении им.

Десять заповедей состоят из двух больших отделов.

В первый отдел входят заповеди, которые определяют отношение человека к Богу; во второй — отношение человека к человеку.

Об отношениях к Богу

1-я Заповедь: «Я Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

В самом начале десятисловия Бог представляет Себя как Бога-Избавителя, Который освободил народ от рабства и плена.

Этот исторический факт выходит за рамки временной истории, так как Египет — символ царства греха, вражды к Богу (Откр. 11, 8), из-под власти которого Бог желает освободить всех людей. переход от идолопоклонства, от самодельных религий, от преклонения перед созданием человеческим — к преклонению перед единым истинным Богом и прославлению Его — это основа первого божественного требования. Так как существует только один святой, невидимый Бог, то Он обладает абсолютным превосходством во всем.

Только так можно понять слово Иисуса: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат. 10, 37). Однако нельзя полагать, что этот запрет относится только к грубому идолослужению, нет, он имеет куда более глубокое значение. Что человек любит более Бога, то становится его идолом. Сюда относятся все, которые мерилом всего делают человеческую идеологию, которые обожествляют нацию, привязывают свое сердце без удержу к людям, богатству и похотям, не предоставляя Богу первого места. Однако тот, кто разрезает нить жизни, ведущую к небу, является могильщиком своего собственного существования, причем не только вечного, но также и земного. Потому что, если утрачена связь с Богом, то утрачивается также связь с супругом, с семьей, с обществом. Кто живет беззаконно перед Богом, тот будет беззаконником и перед своим ближним. Этим же в расстройство приходит все общество. Так, например, во время французской революции религию, как известно, хотели отменить.

На месте Бога поставили богиню Разума, роль которой играла уличная женщина.

А результат этого возмущения? Преступления умножились донельзя, семьи ослабели. В Париже насчитывали к тому времени 500 тысяч населения, за год было 5900 разводов! Народный Конвент признал, что этот путь приведет к разорению: «Французская нация признает Высшее Существо… ибо без Бога невозможно управлять народом».

Или Бог, или ничего. Компромисса здесь не может быть. Апостол Павел говорит: «Не можете пить чашу Божью и чашу бесовскую» (1Кор. 10, 21). Наше сердце принадлежит либо добру, либо злу.

Бог выбор представил нам, суд же Он держит в Своих руках.

2-я Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Первая заповедь открывает нам истинного Бога, вторая говорит, как Его должно почитать. Так как Бог — Иной, Надвременный и Надземной, как говорит ап.

Иоанн: «Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине,»- то запрещается всякое материальное изображение Его.

Мы здесь касаемся самой основы истинной религии. В самодельной, человеческой религии Бог не мыслится иначе, как подобным творению человеку: у греков — прелюбодейный Зевс; завистливая Артемида; Гермес — угодник воров; у египтян — бычьи, крокодильи, обезьяньи и птичьи боги.

Этот перечень можно было бы продолжать до бесконечности. Все эти религии подпадают под определение Божье: «Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1, 22-23).

Все эти боги приносят разочарование, они не могут помочь, они не движимы и немы: «Кому уподобите Меня и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебренника, чтобы он сделал из него бога, кланяются ему и повергаются перед ним.

Поднимают его на плечи, несут его, и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не движется; кричат к нему, он не отвечает, не спасает от беды» (Исаии 46, 5-6).

Невидимый же Бог откровения является видимым Богом по Своим делам. Поэтому Иммануил Кант говорит о второй заповеди: «Нет места возвышеннее в еврейских Писаниях, чем заповедь: не делай себе кумира». Почитатели икон ищут достоверности.

Они хотят в известной мере осязать своего Бога. Они забывают, что нам надлежит ходить не видением, а верою. Вторая заповедь — это призыв дерзать верою, протест против идолопоклонства и материализма. Рожденный духом, истинный христианин не нуждается в материальных костылях для своей веры.

Иисус говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4, 23). Заповедь ясно говорит о поклонении и служении.

У Израиля также были херувимы в Святом Святых и 12 литых тельцов, на которых покоилось «море» — большая умывальница для священников во дворе храма Соломонова. Заповедь выступает против служения картинам и статуям. Не станем возражать, что эта заповедь сегодня уже не нужна, потому что мы, дескать, живем уже не среди язычников, но в христианском мире. Пусть это так в Европе, но как дело обстоит в странах миссии, в Африке и Азии? И можно ли ручаться, что христианство вновь не впадет в идолослужение? Не впадал ли Израиль в этот грех все снова и снова? Не станем говорить, что поклонение относится не к картинам, а к тому, что на картинах изображено. Уже древние язычники извинялись такой оговоркой, а на практике все же поступали наоборот. Пока практикуется коронование икон, присвоение иконам воинских званий, процессии в честь определенных чудотворных икон и статуй, трудно верить в искренность этого довода. Не говоря уже о том, что и поклонение перед творением, пусть это даже ангел, мать Иисуса или ап. Петр,- противоречит духу Евангелия. Когда Иоанн преклонялся перед ангелом откровения, последний его остановил со словами: «Смотри не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса.

Богу поклонись» (Откр. 19, 10). И когда римский сотник Корнилий пал к ногам Петра, апостол его поднял и сказал: «Встань! Я тоже только человек» (Деян. 10, 26).

3-я Заповедь: «Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно! Ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Мотивом этой заповеди является благоговение перед Богом. Проклинатели, насмешники и клятвопреступники подпадают под осуждение.

Однако заповедь этим не исчерпывается. Имя Божье это выражение Его природы и характера. Горе тому, кто из эгоистических побуждений и для недостойной цели злоупотребляют Богом и Его именем! Имя Божье, Его характер могут быть опозорены через ханжество и нетерпимость. Но Бог не дает поносить Свое имя безнаказанно, как и подчеркивается примечанием к заповеди: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит Его имя напрасно».

4-я Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмый суббота Господу Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя; ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Суббота приводит нас к сотворению мира, т. к. написано: «Ибо совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2). Здесь Бог установил ритм человеческой жизни.

За шестью рабочими днями должен последовать день отдыха, подобно Богу человек также должен трудиться и покоиться, жизнь человека должна стать отображением жизни Божьей, и это должно быть не по божественному произволу, но ради счастья и блага человека. Все попытки отменить этот божественный порядок (вспомним хотя бы о декаде, десятидневной неделе, французской революции) окончились провалом. Суббота — знамение Творца, и тем самым признак всех истинных поклонников: «Это знамение между Мною и сынами израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31, 17). До тех пор, пока мы, христиане, «израильтяне по духу», придерживаемся истинного значения субботы, нам не опасны идолопоклонничество и материализм.

Священное Писание говорит: «Бог почил». Он почил не потому, что утомился (Ис. 40, 28), но для того, чтобы дать пример человеку. Как необходим такой день покоя особенно для суетливого дитяти двадцатого века! «БОГ БЛАГОСЛОВИЛ». На седьмой день, т. е. на последний день недели Бог возложил определенное благословение, дабы каждый, кто святит этот день в духе его Создателя, мог бы получить это благословение. В этом смысле суббота превосходит остальные дни и занимает особое положение. Еще заметим, что это благословение определено не только для еврея, но для каждого человека так как впервые им был наделен праотец человека. Поэтому Иисус говорит: «Суббота для человека» (Мат. 2, 27).

«БОГ ОСВЯТИЛ». Освящать в Св.Писании значит изъять что-либо из мирского и отделить это только для Бога.

Так, например, священники освящались (Исх. 29, 44) и отделялись для служения Богу. Суббота для человека, но также и для Бога.

В этот день Творец должен быть прославлен особенным образом. Итак, день седьмой не только день покоя, но и день поклонения и возвещения Слова Божьего.

Об отношении к ближним

5-я Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог Твой дает тебе».

Обязанности человека по отношению к ближним начинаются в семье, во внутреннем кругу его существования.

Родители стоят перед нами как наместники Бога, потому что они в малом то, что Бог в великом. Они наделяют нас жизнью и уходом в телесном, душевном и духовном отношении. Как высоко Бог ценит семью Он нам показывает тем, что Ему угодно воспользоваться именно отцовской и материнской любовью, чтобы открыть нам Свою бесконечную привязанность. В 102 псалме написано: «Как отец милует сынов, так Господь милует боящихся Его» (Пс. 102, 13) и пророк Исаия говорит: «Как утешает кого-либо мать, так Я утешу вас» (66, 13).

Если семья приходит в упадок, то нация обречена на погибель. Мы вынуждены платить дорогую цену за наш автомобильный и стирально-машинный материализм, который разрушил узы домашнего очага. Великий воспитатель Песталоцци это выразил так: «Лиши птицу гнезда, испорти ей гнездо и ты испортишь ей жизнь. Пусть народ разорит свои жилища, и он разорит свою жизнь. Пятая заповедь прежде всего обращается к родителям. Ап.

Павел знал глубину этой заповеди, когда он говорил родителям: «Отцы не раздражайте детей своих, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 4, 6). Затем заповедь обращается к детям.

Кто не хочет повиноваться и не уважает Божьих порядков, навлекает на себя суды Божьи. Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью матери, выклюют вороны дольные и сожрут птицы орлиные (Пр. 30, 17). «Без порядка и благочинности в мире не обойтись»,- однажды сказал Лангбен.

Благочинность же каждого творения означает подчинение».

6-я Заповедь: «Не убивай». Жизнь священна, потому что она дарована Богом.

Но не только плотская, но и духовная жизнь включена в эту заповедь. Иисус во гневе и ругательстве видит уже убийство (Мат. 5, 21-22). И ап. Иоанн говорит дословно: «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (Иоан. 3, 15). Не следует, однако, забывать, что эта заповедь относится к личному отношению человека к человеку.

Правда и охрана животных предписана Библией, так как написано: «Праведный печется о жизни скота своего» (Пр. 12, 10), но шестая заповедь ограждает только человеческую жизнь».

Написано: «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу и подобию Божию» (Быт. 9, 6). Этим обращением ко всему человечеству, и не только к евреям — ведь эти слова сказаны Ною, второму родоначальнику человечества — Бог утверждает правомерность правительственного суда.

То, что сюда не включены произвольные казни, из политических, религиозных и других соображений, ясно видно из текста и в особом пояснении не нуждается. Бог отдельному человеку велит любить своего врага, властям же Он дал право привлекать злоумышленника к ответственности в соответствии с его поступком.

В этом смысле христианин обязан властям, охраняющим своим мечом (Рим. 13, 4) общественный порядок, от которого продвижение Евангелия только выигрывает. Если, однако, власти преступают границы своей компетенции и вторгаются в область веры, то тогда действительно слово: «Должно повиноваться больше Богу, чем человеку» (Деян. 5, 29). По этой заповеди следует с решительностью отвергать всякий акт произвола против человеческой жизни. Поскольку Бог первопричина человеческой жизни, следует придерживаться слова Иова: «Бог дал и Бог взял» (1, 21).

7-я Заповедь: «Не прелюбодействуй».

Наше время сделало брак светским.

Часто его рассматривают как соглашение, которое может быть заключено и расторгнуто, когда угодно. Однако, брак прежде всего, дело Божье. Наравне с субботой он завещан еще в раю (Был.

2, 18, 24). Высокая оценка Богом брачного союза видна хотя бы из того, что Бог Свое отношение к Своему народу изображает в виде брачных уз. Бог-Жених, Супруг, церковь-невеста, супруга.

Ап. Павел пишет в послании к Ефес.: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава церкви». Этим уже определены обязанности супругов.

Муж создан первым, он естественный руководитель и носитель семьи.

Жена же не подчинена ему как рабыня, но приставлена к нему.

Она не стоит над мужем и не лежит у его ног. Она взята из ребра его и должна его дополнять, как равноправная частица, не преступая при этом границ своей природной компетенции. Жена должна уважать руководство мужа (Еф. 5, 22). Муж должен любить свою жену так, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Бог основал брачный союз на духе самоотверженности, любви и готовности жертвовать собою. Какой святой храм чистоты и красоты! Однако Бог при всем этом не желает ограничить брак только духовным родством; вообще Библия нигде не принижает значения тела. Писание не стесняется назвать по имени то, что Бог сотворил. Итак, истинный брак это духовный, душевный и телесный союз, созвучность веры, сердец и тел. Муж и жена образуют одну плоть (Еф. 5, 27-28) и никто не должен уклоняться от другого (1Кор. 7, 5).

То, что Бог создал, Он желает и сохранить. Он ограждает это святое учреждение седьмой заповедью. Как нельзя убить, а затем миловать, нельзя раз украсть, а потом возвратить, так и нельзя жениться, а затем разойтись. Божий план знает только единобрачие. Муж должен иметь только одну жену, и жена одного мужа. Развод, за одним единственным исключением, не допускается. Христос говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так, но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф. 19, 8-9). Заповедь же проникает еще много глубже, потому что Бог знает скрытые уголки нашего сердца. Состоять в браке, значит быть верным. Жизнь мотылька, порхающего от цветка к цветку в саду божественного брака исключается. Иисус это выражает недвусмысленно в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древними: Не прелюбодействуй. А Я говорю вам, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мат. 5, 27-28). Христос здесь имеет в виду десятую заповедь: «Не пожелай». Ведь прелюбодеяние начинается не с совершенной неверности или развода, а с того, что предоставляется свобода греховной похоти сердца, потому что, «каковы мысли в душе, таков и он» (Пр. 23, 7). Продолжительность брака — пожизненно; только смерть может нарушить его.

В Царстве Божьем брака в буквальном смысле уже не будет, потому что написано: «…не женятся, не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах» (Мат. 22, 30). Исходя из всего этого некий муж дал такое определение: «Брак — это союз обоюдной и пожизненной любви между одним мужчиной и одной женщиной».

Но здесь мы подходим к язве современного брака.

Мы бросили Богу вызов и должны за это платить горькую плату. Вначале века в старой Австрии с населением в 25 млн. человек, насчитывалось лишь около 1000 разводов в год. Перед первой мировой войной это число уже возросло в два — три раза.

В республике, в которой число населения составляло лишь четвертую часть от населения бывшей империи, количество разводов возросло в восемь раз.

После второй мировой войны этот мутный прилив подымался еще выше, и в 1948 г. достиг 14256 разводов. Это значит, что из общего количества 69757 заключенных браков одна пятая часть распалась.

В последующие годы количество разводов несколько снизилось, но с 1958 года снова возрастает. В 1959 году снова распался каждый шестой брак.

Как сообщают, тенденция к увеличению сохраняется. Цена, которую мы вынуждены за это уплатить, это 8000 детей, которые ежегодно теряют тепло своих домов.

Как обольстителен грех сначала, и как он впоследствии умеет ужалить! Через блудодеяние и развод никто еще не стал счастливым. Св. Писание предупреждает: «Кто прелюбодействует с женщиною, у того нет ума, тот губит душу свою, кто делает это» (Прит. 6, 32).

Кто может дать исцеление современной семье? Единственная надежда, если брак вновь будет рассматриваться как божественное учреждение. Если Бог, как во всем, так и в выборе супруга, будет стоять на первом месте. Ибо если двое на одно надеются, об этом молятся и в одно верят, они не могут быть пристыжены. Когда к Мартину Лютеру однажды обратились с вопросом об истинном приготовлении к семейной жизни и о выборе друга, он в ответ написал: «Когда благочестивый юноша хочет вступить в брак, пусть он скажет: «Боже дай на это Свою милость!» Однако так не делается. Они берутся за величайшее дело в полной самоуверенности. Что же Господу при этом делать? Поэтому, дорогой магистр Фейт, делайте как я. Когда я думал сватать свою Катю, то я молил нашего Господа с серьезностью, и вы так делайте!» 8-я Заповедь: «Не кради».

Эта заповедь утверждает право собственности человека. Человеку свойственно зарабатывать себе на жизнь. Каждому должно предоставить то, что его уважение к чужой собственности является одним из основных условий Евангелия. Положение «собственность — это хищение», неверно, ибо как Бог каждому человеку предоставляет определенную личную свободу, так нам следует каждому предоставить свободу распоряжаться своим имуществом. Если у первых христиан было все общее, то это произошло по их общему свободному решению. Догматом этот древнехристианский пример не является, как явствует из случая с Ананией и Сапфирой, когда Петр указывает обманщикам, что они сделали бы лучше, если бы оставили себе свою собственность и деньги (Деян. 5, 4). Противоположность хищению — отдача. «Дай голодному хлеб твой», это практическое применение восьмой заповеди.

Великим примером является Христос, который не почитал хищением быть равным Богу, но обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою.

9-я Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Этой заповедью осуждается любой вид лжи. Иаков говорит: «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет (Иак. 3, 6). Как часто мы грешим языком своим! Вильгельм Буш говорит, что если бы ложь имела вид волоса, то не было бы ни одного плешивого, но все были бы волосаты как медведи. Как это, однако, верно сказано! Клевета, поношение, произвольные пересуды, как много раз они уже разрушали человеческое счастье! Поэтому Иаков говорит: «Язык огонь, прикраса неправды» (Иак. 3, 6). В притчах же сказано: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумный» (10, 19).

10-я Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Эта последняя заповедь указывает нам на корень нарушения всего десятисловия.

Все ранее сказанное из области действий переносится в глубину сердца. Не только поступок, нет, уже пожелание, которому потворствуют, является грехом. Однако искушение следует от этого отличить. Искушение еще не грех, если оно преодолевается. Оно становится преступлением, если ему поддаются (Иак. 1, 14-15).

Бог требует великого в Своем законе, но, безусловно, не слишком много. Цель не настолько высока, чтобы мы ее не могли достичь. Бог не шутит в Своем Слове. Со всей серьезностью Он говорит: Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди (Мат. 19, 17), и заповеди Его не тяжки (Иоан. 1 пос. 5, 3).