Жизнь победы

«Итак, будьте совершенны» (Матф.5:18).

«Есть только одна жизнь, которая побеждает, и это — жизнь Иисуса Христа. Каждый человек может иметь эту жизнь, каждый человек — жить такой жизнью» (Карл Г.Трамбелл).

— Господин Эмерсон — член вашей церкви, не правда ли? Я взглянула с большим удивлением на вопрошавшую.

— Да, конечно. Я думала, вы знаете это.

— Я знала, что он был членом церкви, но я видела его несколько раз идущим в город в день Господний с сумкой или свертком в руке и… — продолжала она, запнувшись, — дочь Эмерсона посещает кинематограф.

Молодая женщина, говорившая это, хоть и не была членом нашей церкви, достаточно хорошо ее знала. Она не была сплетницей и не выискивала чужие ошибки, но такое непостоянство (поведение) заставило ее усомниться — были ли эти, сравнительно новые в ее кругу друзья, членами церкви?

Облачко, омрачившее мое чело, и несколько последовавших замечаний по поводу сказанного ею, не могли открыть ей ни остроты боли, ни горечи разочарования, которые причинило мне ее сообщение. Я была хорошо знакома с Эмерсоном и его дочерью, хотя в последние годы наши пути редко сходились. Я видела в нем идеального руководителя субботней школы по изучению Священного Писания, Его дочь также была членом церкви, одарена прекрасными талантами для служения Господу. Меня радовала дружба с этими симпатичными людьми, но почему они так поступают? Почему они ведут такой образ жизни, который резко противоречит их вероисповеданию?

Однажды священнослужитель спросил одного делового человека, христианин ли он?

— Нет, я не могу сказать, что я — христианин. Я еще не знаю этого, но я не хуже большинства членов вашей церкви. Например, вчера я сел в поезд, намереваясь ехать в Чикаго. В купе вошла и села рядом со мною женщина, которую я хорошо знал и которая занимала значительное положение в церковной организации. Она называла себя христианкой и знала, что я не христианин, но все время в течение этого трехчасового путешествия не делала ничего более благословенного, как только сплетничала о своих друзьях и соседях до тех пор, пока поезд не пришел в Чикаго. Я был рад сбежать от нее. Почему эта женщина, называя себя последовательницей Христа, проводит все свое время в сплетнях и не имеет что сказать о своем Господе?

Итак, почему христиане так мало рассказывают окружающим о своем Господе? Почему так часто они отвергают Его подобным образом жизни? Печален тот факт, что тысячи юношей и девушек довольствуются более низким уровнем жизни, не обнаруживая никакого желания возрастать в меру полного возраста Христа Иисуса, и не имеют никакого влечения жить жизнью, которая принимается Богом. Они не делают решительного усилия победить окружающий их грех и не протягивают руки помощи тем, кто находится в нужде. Дома они также зачастую нелюбезные и хмурые. Такие христиане и в среде друзей не пользуются авторитетом. Они отдаются тем же удовольствиям, чтению тех же книг, той же суете, которой отдавались до того, как приняли крещение. Они не достаточно религиозны, чтобы чувствовать себя счастливыми на молитвенных собраниях и в христианском служении, наоборот, ищут увеселений и развлечений, к которым христиане обычно относятся отрицательно. «В чем же тут вред?» — спрашивают они. Но такой вопрос сам по себе является опасным сигналом, указывающим на низкую степень духовности.

Было бы хорошо, если бы каждый молодой христианин применял к себе наставления, которые Джон Уэсли получил от своей матери и которые сопровождали его во всех развлечениях в период его школьной жизни. Вот что мать написала ему: «Когда ты рассуждаешь о законности или незаконности развлечения, следуй такому правилу: все, что ослабляет твой разум, повреждает чувствительность совести, затемняет твое чувство близости к Богу или отнимает вкус к духовным предметам, все, что склоняет тебя к превосходству тела над умом, — это для тебя грех».

Есть много христиан среди юношества, которые как будто ничего не делают такого, что вы могли бы положительно осудить, но и ничего такого, что заслуживает похвалы. Они похожи на банк в Майне, который однажды был закрыт по распоряжению государственного инспектора. Калеб Кобвеб сказал по этому поводу; «Учреждение это было вполне кредитоспособно. Не было недостатка в доверии к его чиновникам. Банк регулярно выплачивал дивиденды. Почему же тогда он был закрыт? — Потому что не развивался. Он находился в состоянии полного застоя».

Этому несостоятельному банку подобен и христианин, который довольствуется жизнью низкого уровня. Очень опасно чувствовать себя удовлетворенным таким состоянием, быть довольным, просто не делая ничего плохого.

Говорят, несколько лет тому назад в Сицилии из земли пробился серный источник, причем поток покрывал серой все, что попадалось на его пути. Маленькая живая рыбка, пущенная в бассейн, в который стекал этот поток, вскоре теряла свою силу двигаться, а потом и свою жизнь, и само тело ее превращалось как бы в мертвый комок серы. Грех подобен этому серному потоку. Быть бездеятельным в христианской жизни — значит окаменеть во грехе.

Такие христиане не только губят себя, но и других соблазняют. Как говорится, каждый христианин есть чья-либо Библия. Они суть камни на жизненном пути, о которые претыкается неподготовленная нога. Их жизнь как бы постоянно и громко взывает: «Евангелие есть сила Божья ко спасению, но она не много сделала для меня!»

Доктор Л.У.Монхолл в молодости имел опыт, который должен стать предостережением для всех. Он пережил его прежде, чем начал служение. Вместе со своим приятелем он пошел однажды вечером в театр сомнительной репутации. На следующий день встретил другого друга, о котором очень беспокоился, хотел, чтобы он стал христианином.

— Я не хочу, чтобы ты когда-нибудь еще говорил со мною об этом, — сказал молодой человек, — я видел тебя вчера в театре и испытываю мало доверия к человеку, который, называя себя христианином, находится в таком месте развлечения.

«Я не приобрел его для Бога, — сказал Монхолл, — он отошел от Церкви и от Христа; позже я встретил его на Западе безнадежно погибшим обломком».

Почему же так много христиан довольствуются жизнью низкого уровня? Потому, что не хотят платить цену жизни, которая принимается Богом, не желают изучать Путеводителя и следовать Его предначертанием. Мне вспоминается одна Нью-Йоркская фирма, о которой я когда-то читал. Один молодой человек из Южной Америки заказал у этой фирмы товары. Он дал точные указания, как они должны быть упакованы. Но рабочие Нью-Йоркской фирмы умели упаковывать по-своему. Они не приняли никаких указаний заказчика из Южной Америки, и товары были упакованы так, как у них было принято. Через несколько недель фирма получила письмо, уведомляющее, что, поскольку они не упаковали товар, как требовалось, он весь испортился и фирма должна понести убытки. Оказывается, товары должны были быть посланы за несколько миль в почти непроходимые горы на спинах мулов. Эти мулы иногда теряют опору для своих ног и скатываются с горы вниз. Товары должны были быть упакованы с расчетом именно на эту случайность. Нью-йоркская, фирма пренебрегла указаниями.

Подобно этой фирме многие молодые христиане думают, что для них достаточно их собственного разума. Между тем существует абсолютная необходимость следовать указаниям Путеводителя, потому что Он объясняет, какова должна быть жизнь, принимаемая Богом, и как можно жить ею. Христианин может читать Библию, стоя на коленях. Тем не менее, как же мало размышления над Словом Божьим и горячей молитвы проявляется в жизни многих поверхностных христиан. Истинная молитва и низкий уровень христианской жизни несовместимы. «Великих мужей молитвы, — писал Котланд Майерс, — всегда узнавали по их чистым и любящим сердцам».

Роберт Ф.Гордон подчеркнул: «Когда душа близка к Богу, грех становится неприемлемым, и возгорается желание победить его. Искушения теряют силу. Маска сорвана с лица искусителя, который более не появляется нам видом ангела света. Таинственные источники силы приносят победу в борьбе со страстями и искушениями.

Единственная жизнь, угодная Богу — это совершенно бескорыстная жизнь Иисуса Христа. Библия и природа постоянно учат человека, что жить жизнью, которая засчитывается Богом, — значит погрузить себя в борозду великой мировой нужды. «Нет птицы, которая рассекает воздух, и нет животного, которое движется по земле, у которых был бы иной принцип жизни. Нет ни одного листочка в лесу или маленького стебелька травы, которые не совершали бы своего служения.

Цветы издают чарующий аромат и раскрывают свою красоту в благословение миру. Солнце излучает свет, чтобы радовать все живое. Океан, наполняющий живительные источники, вбирает в себя вод всей земли, чтобы снова отдать их. Влага, испаряющаяся с его поверхности, падает в виде дождей, чтобы увлажнить землю, дабы он могла цвести и приносить плоды» («Христос — надежда мира». С.8).

Да, природа — хороший учитель жизни, угодной Творцу, и если в устали от книг и работы, посидите на поросшем травою берегу реки позвольте ей рассказать вам историю истинной жизни. Есть нечто близкое человеку в реке! Генри Ван-Дейк писал о реке: «Она имеет свою жизнь, свой характер, свой голос. Она может говорить в различных тонах, громко и тихо, на различные темы, сердито и весело. В отношении дружбы и товарищества ничто вне животного мира не может сравниться с рекою».

Высоко в горах есть никогда не пересыхающий источник. От него как бы смеясь, бежит в долину небольшой ручей, — такой маленький что вы можете перешагнуть через него. Но по мере того, как ручей далее течет в долину, скользя через сотни холмов, прорезая плодородные поля и обрамляя благоденствующие города, он становится могучею рекою, протекающей у ваших ног. На всем протяжении пути река принимает в свое русло воду маленьких ручьев, чтобы затем отдавать ее. На всем протяжении своего пути река отдаст саму себя. Она увлажняет траву и цветы на своих берегах. Деревья простирают к ней корни и пьют ее влагу; птицы купаются в ее водах; скот утоляет жажду в прохладном течении; рыбы зависимы от нее в пище, и когда река становится большой и сильной, она несет на себе большие грузовые баржи, и наконец, не ища себе награды, ее воды спокойно вливаются в океан и теряются в его вечной глубине. Такова история, которую рассказывает река. Это — история бескорыстной, деятельной жизни — жизни, которая засчитывается Богом.

Стоит ли реке распространять вокруг себя благословения? Стоит ли розе отдавать благоухание миру. Стоит ли пшенице расти и кормить миллионы голодных людей? Точно так же стоит христианину жить Богоугодною жизнью. Каждый молодой или пожилой мужчина или женщина могут так жить, и эта жизнь не должна быть основана на сделке. Жить — значит освободиться от греха, потому что «грех есть величайшая сила во Вселенной после Бога». Знаете ли вы рассказ о команде корабля, погибающей от жажды. Снова и снова они сигнализировали судну, находящемуся вблизи: дайте нам воды!

И всякий раз с этого судна получали ответ:

— Черпайте глубже там, где находитесь.

Это казалось жестокой насмешкой, но, наконец, в полном отчаянии, они зачерпнули глубже и, к своему удивлению, нашли, что вода была пресной. Корабль находился в устье реки Амазонки.

Так и вы, «черпая глубже», там где находитесь, можете получать силы, чтобы жить богоугодной жизнью. Тайна этой жизни заключается в близости к Богу, а молитва есть невидимым проводом, протянутым от Божьего сердца к сердцу человека. Она так же реальна и достоверна, как электричество и закон тяготения; она не более таинственна и не менее практична. Так же разумно ожидать исполнения наших просьб посредством этого способа, как и посредством другого физического закона или изобретения. Да, молитва — великая реальность жизни. «Я молился Богу о том, чтобы Он сделал меня необыкновенным христианином», — писал великий Вайтфильд в своем дневнике. и жизнь его была доказательством услышанных и отвеченных молитв. Эдуарде писал о нем: «В духе, благочестии, непрестанном труде, в любви Христовой и в горячих, неутомимых стараниях спасти людей от грехов и привести их к Богу он был таким, каким был в молитве, — необыкновенным христианином.

Быть необыкновенным христианином, жить Богоугодной жизнью — совершенное счастье. Доктор В.Т.Гренфилл вспоминал начало своей стези в Богоугодной жизни: «В моей собственной жизни, когда я впервые после проповеди Д.Л.Муди принял Христа как своего Спасителя, мои воскресные дни, мои единственные свободные дни, прежде посвященные обычным развлечениям и занятиям молодых людей, я посвятил Богослужениям на открытом воздухе и посещениям трущоб в Ратклифф Хайуэй. Перемена была так внезапна, что я был в состоянии оценить контраст в моих ощущениях, потому что раньше было страшным усилием для меня — проповедовать вообще и на открытом воздухе — тем более, в местах, посещаемых моими товарищами-студентами. Меня радовало ощущение гигантских побед, и я взял более чем один трофей, но для моего ума не было какого-либо вопроса, кроме этого: что есть истиннейшая радость? Та, которую доставляло служение себе, или та, которую доставляет служение Христу. Радость, которую тогда я почувствовал впервые и ощущаю теперь, спустя 25 лет, в несколько измененном виде».

Тайная молитва — это дыхание Богоугодной жизни, потому что «Бог уходит из жизни тех, кто не молится». Тайной молитве сопутствует изучение Библии. Эти два абсолютно необходимые фактов могут подкрепляться различными способами. Добивайтесь успеха во всем, что бы вы не предпринимали. Не позволяйте вчерашнему дню причинить стыд следующему дню, но работайте в духе одного художника, который на вопрос, какую из своих картин он считает лучшей, ответил: «Следующую». Не позволяйте вчерашним ошибкам победить вас. Побеседуйте о них с Богом и помните, что «сегодня» предоставляется новое начало. Сделайте из него самое большее. Труд помогает сохранить чистоту и является одним из секретов увеличивающейся силы. Верьте в ваш труд. Верьте, что он заслуживает ваших лучших усилий, и тогда отдайтесь ему.

Опытные люди рассказывают, что воздержание в диете, правильность в купании и верность в моционе — хорошие помощники в борьбе за чистоту жизни. Хорошее чтение — другой помощник. Чарльз Диккенс говорил, что его любовь к хорошим книгам была одним из сильнейших оборонительных средств против искушения. Многие молодые люди были предохранены от ошибок посредством своей преданности добрым привычкам. Ян Кейтс Фальконер имел прекрасную привычку. Каждую неделю он посвящал один вечер евангельской работе среди бедняков Лондона. Чарльз Кингсли, которого спросили о секрете его Богоугодной жизни, ответил: «Я имею друзей». Собирайте вокруг себя хороших, верных друзей и будьте сами таким же другом в отношении других людей, и, что важнее всего, — сделайте Бога вашим Другом. Помните, что «если Господь не сохранит города, то стража понапрасну бодрствует» (Псал. 126:1). Прекрасные решения не могут противостоять ежедневным искушениям. Всецелое посвящение себя Богу — это единственная верная защита. Тогда отдайтесь Ему и верьте в Него, потому что Он в состоянии «соблюсти вас от падения». Некто сказал: «Верьте Богу, уважайте себя, будьте сильны силою Христа, и вы сможете попирать ногами молодого льва и ехидну».

Мир нуждается в молодых людях, которые желают жить Богоугодной жизнью. Желаете ли вы этого? Бог хочет написать в ваших сердцах Свой закон любви и чистоты.

Господь желает, чтобы ваша жизнь в этом греховном мире была тем же, чем бывает лилия в пруду. Более того, Он призывает вас помочь другим молодым христианам отвоевать их утраченное наследство, жить жизнью победы. Не страдает ли ваше сердце, когда вы видите молодую женщину, упускающую полезную, благородную стезю за несколько скоротечных удовольствий?

Не скорбите ли вы при виде молодых людей с прекрасными данными на будущее, но быстро идущими к гибели? Тогда встаньте в проломе! Будьте Даниилом! Будьте Эсфирью! Когда погибают миллионы, некогда думать о покое или эгоистических наслаждениях.

Во имя вас самих, во имя других и, конечно же, во имя Христа живите жизнью победы! Последуйте совету апостола Павла Тимофею: «Храни себя чистым», потому что чистота — огромная сила. Поступайте правильно и помните, что Бог не только прощает прошлое, но и снабжает силой для настоящего, дает надежду на будущее.

Не говорите: «Я сделал слишком много ошибок, — бесполезно!» Однажды Микеланджело осматривал развалины. Он заметил кусок мрамора, который был выброшен, поскольку считался бесполезным. Глаз скульптора увидел нечто ценное в этом куске мрамора, и он высек из него прекрасную изящную статую. Великий Ваятель душ видит чудесные возможности вашей жизни, и Он желает сделать ее благословением для мира — наилучшей жизнью, о которой вы когда-либо осмеливались мечтать, потому что «идеал Божий для Его детей выше, чем может постигнуть самая высокая человеческая мысль».

Печально не то, что молодой христианин нисходит в землю на покой в то самое время, как другие только что вступают на свой жизненный путь, но величайшая из всех трагедий — это трагедия молодой личности, которая отказывается жить жизнью победы.

Если бы мы на короткий момент могли отрешиться от суетного мира и представить себе истинную картину жизни и всего, что касается нас, то убедились бы, что жизнь победы стоит значительно выше, ибо жить ею значит быть верным перед Богом и перед ближним; это неистощимая сила для делания добра и истинное счастье, которое мир не может ни дать, ни отнять. Вы можете жить этой жизнью. Но хотите ли вы?

«О, не молитесь о легкой жизни, но молитесь, чтобы стать более сильными людьми! Не молитесь о задачах, которые вам не под силу; молитесь о силе, достаточной для решения больших задач. Тогда не свершение больших дел будет чудом, но вы станете чудесным. Каждый день вы будете изумляться большим свершениям, богатству жизни, пришедшей к вам по милости Божьей» (Филип Брукс).