Препятствия в молитве

Часто приходится слышать, как люди жалуются: на их молитвы нет ответа. Они говорят: «Я молюсь ежедневно, но ответ не приходит». Вследствие этого некоторые разочаровываются и вообще прекращают молиться.

Но Иисус обещал отвечать на молитвы. Мы говорим не с молчащим миром, от которого не приходит ответа. Молитва — не форма духовной гимнастики или упражнений с гирями. Истинная молитва приносит результаты, благословенные для души.

Иисус говорит: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите — и будет вам» (Марк 11:24). Заметьте условие: «Верьте, что получите…» Чтобы получить ответ на свои молитвы, мы должны верить Богу. Верите ли вы, когда молитесь, что Бог даст вам то, о чем вы просите, если это находится в гармонии с Его волей? Или вы подобны женщине, которая молилась, чтобы гора, находящаяся перед ее домом, передвинулась? А встав утром, она нашла гору на прежнем месте, «как раз так, как и ожидала»! Господь приказывает тем, у кого недостает мудрости: «Да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иаков 1:6-7 ).

Не в этом ли ваше затруднение? Быть может, вы беспокойны, раздражительны, колеблетесь, как волны моря? Быть может, сегодня вы верите, а завтра сомневаетесь; надеетесь, что Бог слышит вас, но не вполне уверены; колеблетесь между сомнением и уверенностью? Если да, то Бог сказал, что вы не получите ничего. Вам нужно отбросить прочь колеблющееся сомнение и поверить Слову Божьему. Разве вы не в состоянии верить Богу? Можете ли вы найти хоть единственный пример во всех Его взаимоотношениях с людьми, когда бы Он не сдержал Своего слова? Бог исполняет Свои обещания, и мы верим Ему и успокаиваемся в Его Слове.

Другая причина, почему на некоторые из наших молитв не приходит ответ, заключается в том, что мы просим не на добро. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иаков 4:3). Мотив молитвы ложен; мы молимся из эгоистических побуждений, для собственной чести, но не Божьей. Поэтому, чтобы мы не были надменны и не погибли, Господь удерживает от нас вожделенное, фарисеи молились на углах улиц, чтобы люди их видели отовсюду. Их молитвы были неправильно истолкованы и адресованы; они были более заинтересованы в том, чтобы их слышали люди, нежели Бог; поэтому и были вознаграждаемы соответственным образом. Это очень о многом говорит. Мы должны направлять наши молитвы туда, откуда ожидаем на них ответ.

Другим препятствием в молитвах является зависть. Мы молимся о приближении Царства Божия, но желаем ли уничижать себя в то время, как другие превозносятся?

«Моисей сказал ему, не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числа 11:29). Комментируя эти слова помазанного вождя Израиля, епископ Ф.Б.Мейер писал: «Нет большего мерила искания, чем это: жажду ли я, чтобы Царство Божие наступило через других столько же, сколько через меня? Могу ли я просить так же сердечно и пылко об успехе моих конкурентов как о собственном? Могу ли я с душевным спокойствием видеть других, может быть, более молодых людей, чем я, идущих вперед и обнаруживающих дарования, о которых я всегда думал как исключительно о своем особом достоянии? Не исполняюсь ли я ревностью или завистью, видя, как моя власть переходит в руки соперника? Желал бы ли я, чтобы воля Божия была осуществлена через другого, если он подходит к Божиим планам более, нежели я?»

Воистину, мы должны обдумать эти животрепещущие вопросы, потому что ничто так быстро не разъедает духовную силу, как зависть. Я думаю, что именно зависть послужила препятствием в молитве и иссушила духовную силу людей, когда-то верно служивших Богу, а ныне отошедших в сторону. Она сдвинула их вниз с пьедестала власти и поставила в такое положение, что они не могут более достигать сердец людей. Эти люди могут произносить правдивые проповеди, но они не производят движения среди мертвых костей, устилающих долину. Когда-то громкая труба не издает более звука. Они более не в состоянии привести в движение аудиторию словами Того, Кто умер с разбитым сердцем на Голгофе. Вместо того, чтобы изгонять бесов, они руководствуются духом зависти, и демоны смеются над ними. О Господи, избавь нас от этого ужасного чувства, которое однажды удалило осеняющего херувима с его возвышенного места и сделало его дьяволом!

Моисей одержал победу над духом зависти, когда сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками…» А ведь Моисей мог возомнить о себе, что обладает тем, чем действительно можно похвастаться!

С Божьей помощью он победил самого гордого монарха своего времени и стал вождем нескольких миллионов человек в дикой пустыне. Он дисциплинировал этот могущественный народ и дал ему свод законов настолько совершенный, что им восхищаются и из неге заимствуют до настоящего времени. Но Моисей не завидовал другим. Их успех не возбуждал в нем недоброго чувства.

У Моисея не было страха по отношению к новым звездам, появляющимся над горизонтом. Точно так же, как создание нового солнц не похитило бы у существующего солнца его блеск и свет, так и другой человек, говорящий Духом Святым, не встал бы между ним и Богом, чтобы воспрепятствовать потоку Божественной силы и света

Мы читаем о Сауле, что он «подозрительно смотрел» на Давида когда народ начал петь хвалу молодому человеку. Приписывание большей чести Давиду, нежели ему, возбудило его зависть, и зеленоглазое чудовище произвело разрушение в его душе, так что он замыслил убийство своего предполагаемого противника.

Зависть открывает двери сердца для убийцы. Она уничтожает благородное свойство души. Это ядовитое чувство должно быть удалено из сердца, в противном случае рано или поздно мы будем вычеркнуть из Церкви и дела Божьего. Быть может, стоит провести долгие часы наедине с Богом. Нужно будет отодвинуть свое «я» и смирять сердце до тех пор, пока мы не станем заботиться о славе Божией более, нежели о собственном возвышении.

Препятствием в молитве служит также дух непримиримости. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Марк 11:2)-26).

Злоба против ближнего закрывает уши Бога перед нашими просьбами. Это одно из объяснений того, что часто на наши молитвы об обращении других не приходит ответа. В сердце сокрыта тайная ненависть вследствие действительной или воображаемой обиды. Молиться о прощении греха и все-таки ненавидеть ближнего — значит молиться напрасно.

Один благочестивый священнослужитель в отчаянии молился, в образе человека, который не прощает греха другому: «О Господь, я согрешал против Тебя много раз от юности моей до сего дня. Я часто забывал о Твоей доброте; я недостаточно благодарил Тебя за Твои милости; я пренебрегал служением Тебе; я нарушал Твой Закон; я сделал много зла против Тебя. Все это я знаю и, кроме того, несомненно, я совершил много тайных грехов, которых по слепоте своей не заметил. Велика моя вина, Господи, в Твоих очах! Я умоляю Тебя, поступи со мною так, как я поступаю со своим соседом. Он не сделал мне и одной десятой, одной сотой доли того, что я сделал Тебе, но он грубо обидел меня, поэтому я не могу простить ему. Поступи со мною, Господи, как я поступаю с ним. Он был очень неблагодарен в отношении меня, хотя, правда, меньше, чем на десятую, даже на сотую долю моей неблагодарности по отношению к Тебе, но все-таки я не могу забыть такой низкой и постыдной неблагодарности. Поступи со мною, я умоляю Тебя, Господи, так, как я поступаю с ним. Я помню и храню каждую его малейшую насмешку, которая показывает, как дурно поступает он со мною. О, поступи со мною, умоляю Тебя, так, как я поступаю с ним!» («Наш Отец на небесах». С.238).

Мы рискуем очень многим, когда таим в себе непримиримый дух. Однажды, когда будет уже поздно, мы будем искать возможности простить, но в печали унесем с собой в могилу жало угрызений совести.

— Я никогда не прощу ему — никогда!

— Никогда — это слишком суровое слово, Джон, — сказала кроткая жена Джона Локка, на минуту оторвав свои глаза от шитья.

— Он — презренный, жалкий трус, и на этой святой Книге я…

— Прошу тебя, не говори ничего, помни, что он — мой брат и ради твоей любви ко мне перестань проклинать его. Он сделал тебе зло, я знаю, но, Джон, он очень молод и несчастен. За минутный стыд, который ты почувствовал вчера, проклятие — слишком большая цена. Пожалуйста, не говори ничего ужасного, Джон!

Жена победила; проклятие, которое уже срывалось с губ обозленного человека, не было высказано, хотя он и воскликнул;

— Я никогда не прощу его — он причинил мне ужасное зло. Молодой человек, который вызвал это раздражение, в смирении и раскаянии, напрасно искал прощения того, кого в минуту вспышки оскорбил почти неизгладимо. Джон Локк ожесточил против него свое сердце.

Прошло время. В одно прекрасное утро молодой деревенский купец сидел в своей конторе за чтением газеты. Послышались поспешные шаги, но он не обратил на них внимания, как вдруг в контору ворвался мальчик — без шапки, визжащий пронзительным голосом:

— Господин Локк, Джонни в реке, маленький Джонни Локк!

Бросить газету и выскочить на улицу было первым побуждением испуганного отца. Он бежал, как угорелый, пока не достиг берега реки, бледный и подавленный. Первое, что увидели его глаза, — маленький Джонни на руках матери, которая с растрепанными волосами, обезумевшая от страха, прижимала к груди своего ребенка. Мальчик был только что спасен; он тяжело дышал, но, открыв глаза, нежно улыбнулся матери, а она дрожащим голосом благодарила Бога.

Другое тело лежало без чувств рядом. Темная кровь стекала из ужасной раны на его голове. Человек, к которому Джон Локк питал непреходящую ненависть, с риском для собственной жизни оказался спасителем ребенка. Он ударился о плывущий кусок бревна, всплывая с мальчиком на поверхность воды, и его смерть казалась неизбежной.

Джон Локк упал на колени на землю и наклонился над бесчувственным телом.

— Спасите его, — умолял он приглашенного доктора, — верните его в сознание хотя бы только на момент. Мне нужно сказать ему нечто важное.

— Он приходит в себя, — ответил доктор. Раненый открыл глаза и встретился взглядом с мужем своей сестры, бледные губы затрепетали:

— Прощаешь ли ты меня?

— Да, да! Бог свидетель, я прощаю тебя и в свою очередь прошу твоего прощения за свое нехристианское поведение.

Несколько дней жизнь храброго молодого человека висела на волоске, и никогда еще не было более верных друзей, чем те, которые окружали его кровать. Но болезнь победила — и бледный, изможденный, он ушел в могилу.

— О, если бы он умер с душой, омраченной моим к нему отношением, я никогда не смел бы надеяться на милость моего Небесного Отца! — сказал Джон Локк своей жене, когда они провели в последний путь спасителя своего сына. — Познав ныне сладость прощения, я никогда больше ни к кому не буду питать злобы или неприязни. Новый смысл открылся мне в ежедневной молитве, и я вижу, что призывал суд на самого себя, когда нечестиво просил: «…Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Многие дети отошли в вечность неспасенными, потому что их родители ради удовлетворения своих злых наклонностей, из чувства ненависти разрушили религиозные убеждения своих сыновей и дочерей. В их присутствии изливались потоки злых слов и жестокой критики чужих поступков.

Подобным образом раздражительность, нервозное обращение с домашними или чужими людьми, грубость речи или несдержанный темперамент огорчали Святого Духа и препятствовали получению ответа на молитвы.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Петр.З:7 ).

Препятствием в молитве также может быть скупость. Милостыни, равно как и молитвы, возносятся к Богу (Деяния 10:4). Щедрая душа получает больше благословений. «Давайте — и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лука 6:38).

Сознательный грех, лелеемый в сердце, также препятствует получению ответа на наши молитвы.

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело, чтобы, слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаия 59:1-2).

Еще одна причина, почему на многие наши молитвы нет ответа. Божья рука не сократилась, но некоторые неисповеданные и непрощенные грехи, сокрытые в сердце, ставят нас пред Богом в такое положение, что Он «не слышит» наших молитв. Грех, конечно, ужасная вещь, и тот, кто желал бы видеть окна небесные отверстыми в ответ на его молитвы, должен быть беспощаден по отношению к собственным грехам.

Подобно сострадательному Отцу, наш Бог находит удовольствие в ответе на молитвы Своих детей. Ни одна искренняя молитва не пропадает. Господь слышит самый слабый вопль тех, кто взывает к Нему. Если мы будем прощать другим, откажемся лелеять грех в собственном сердце, окна небесные будут открыты для нас и полное благословение, хотя и незаслуженное, снизойдет на нас в ответ на наши молитвы.