Святой Дух

В этой главе мы начинаем исследование трудной темы, которую никогда не сможем осветить полностью, мы поговорим о таинственной природе и действии Святого Духа. Хотя тема неисчерпана, тем не менее христианина это не должно страшить. Главное — испытать Его силу, действующую внутри и вне человека. Внутренне Святой Дух проявляет Себя в нашей победе над всеми человеческими слабостями, внешне — в проповеди Евангелия, которая распространяется, несмотря на ограниченные возможности человека.

Несмотря на то, что Третья Личность Божества всегда осуществляла и осуществляет Свою работу по восстановлению человека от греха, наше время с полным правом можно назвать эпохой Духа. «Период, в который мы живем, для верующих должен быть периодом Святого Духа» (Свидетельства для проповедников, с. 511). Он начался на Пятидесятницу и не закончится до тех пор, пока Бог не завершит Свою работу в нашем мире. Работа Святого Духа станет более очевидной и обширной, чем когда-либо прежде, превосходя даже событие Пятидесятницы.

То, что мы говорили в главе о праведности по вере, относится и к Святому Духу. Хотя, находясь здесь, на земле, мы никогда не сможем полностью осмыслить данную тему, нам надо на своем личном опыте убедиться в присутствии и силе Святого Духа и засвидетельствовать о Его работе в нашей жизни. В этом смысле о Святом Духе надо говорить не как о каком-то учении или теории, а как об опыте, зная, что до тех пор, пока Он не станет живой реальностью нашей жизни, мы никогда не сможем постичь основополагающей значимости Его работы. Я могу не иметь научных познаний в области электричества, но мне на практическом уровне надо знать, что такое электрический ток, поскольку я пользуюсь им каждый день.

Важная роль Святого Духа в евангельской работе видна из часто цитируемого изречения Е. Уайт: «Это обетованное благословение, получаемое через веру, в результате приносит все остальные благословения» (Служители Евангелия, с. 285). Поэтому обещание Христа послать нам Духа особенно актуально и крайне значимо в деле нашей подготовки к последним событиям и пришествию Господа.

Божество: совершенное единство

Природа Святой Троицы, которая едина (см. 1 Тим. 2:5), но явлена в трех ипостасях (Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа), представляет собой тайну, которую человечество не может объяснить и до конца понять. В оригинале в некоторых ветхозаветных текстах употребляется еврейское слово (элохим), причем во множественном числе («Боги»), но сочетается с глаголом в единственном числе. В этой конструкции грамматически отражается множественность Личностей, составляющих Божество, и в то же время их абсолютное единство.

Природу Троицы полностью нельзя объяснить никакой иллюстрацией, потому что ни в своем человеческом опыте, ни в природе мы не можем найти ничего подобного. Различие трех Личностей и их единство в едином Боге просматривается, к примеру, в евангельском поручении, которое Христос дает ученикам, говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Об этом же говорит апостол Павел: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13). Единство и сокровенное сотрудничество всех трех Личностей проявляется в крещении Христа. Когда Он выходил из воды, «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16, 17).

Точно так же, как все три Личности сотрудничали во время крещения Иисуса, они вместе в абсолютном единстве стремятся к тому, чтобы связать искупительную работу Христа со спасением каждого человека. Все три Личности участвуют в оправдании человека, в возрождении его сердца, в его освящении и в сообщении грешникам Божьей вести, провозглашаемой Его детьми.

Все три Личности деятельно участвуют в спасении человека. «Божество исполнилось жалости к человечеству, и Отец, Сын и Святой Дух начали разрабатывать план искупления» (Советы по здоровому образу жизни, с. 222). Обычно принято считать, что Сын Божий отдал Себя ради искупления человека; однако все три Личности Божества столь едины Друг с Другом, что представляют одного Бога, и по существу все Они отдали Себя во искупление человека, так что Бог Отец и Святой Дух тоже страдали в лице Сына.

В другом месте Е. Уайт пишет: «Отец, Сын и Святой Дух, три небесных ипостаси, возвестили о том, что они помогут человеку одолеть силы тьмы. Все Небо поручилось за тех, кто благодаря обетам, данным при крещении, вступил в завет с Богом» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1110).

«В небесном трио есть три живые Личности; во имя этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — крестятся люди, принимающие Христа в живой вере, и эти силы будут сотрудничать с ними в их усилиях жить новой жизнью во Христе» (Евангелизм, с. 615).

Каждая Личность Троицы — это Бог во всей Своей полноте, имеющий в Себе все Божественные качества и особенности. Все трое едины в мыслях и планах, любви и заботе о человечестве. Каждая Личность свята, всемогуща, вечна и всеведуща.

Конкретная личность

Библия не говорит о Святом Духе как о какой-то безликой силе или об определенном влиянии, как нравится думать отдельным людям. Глаголы, которыми библейские писатели характеризуют работу Духа, не согласуются с представлением о Нем как о некоей безликой силе.

Например, в Послании к Римлянам (см. Рим. 15:30) говорится о «любви Духа». Простое влияние или сила любить не может, это свойственно только Личности. Если приведенное греческое выражение перевести буквально, оно будет означать: «Для любви, которую имеет Дух». Дух говорит (см. 1 Тим. 4:1), обличает (см. Ин.16:8), учит (см. Ин. 14:26). Его можно оскорбить и против Него можно согрешить (см. Евр. 10:29; Мф. 12:31, 32). Павел говорит об общении Святого Духа (см. 2 Кор. 13:14).

Об этом же говорят приведенные ранее цитаты, и мы можем добавить еще несколько. «Князя зла способна удержать только сила Божья третьей Личности Божества, Святого Духа» (Евангелизм, с. 617). На встрече в колледже Авондейл в Австралии Е. Уайт произнесла слова, которые позднее повторила в одном из своих писем: «Нам надо осознать, что Святой Дух, Который так же личностей, как личностей Бог, ходит по этим землям» (там же, с. 616; Рукопись 66, 1899).

Таким образом, наша связь с Богом и Христом, ставшая возможной благодаря пребывающему в нас Святому Духу, является очень тесной. Мы общаемся не с какой-то таинственной силой, а с Личностью, Которая любит нас и так же, как Отец и Сын, работает во имя нашего спасения. В то же время надо помнить, что Святой Дух может помочь нам лишь в той мере, в какой мы выполняем условия, необходимые для Его пребывания в нас, и сотрудничаем с Ним. Лучшая форма сотрудничества — проявлять послушание и делать то, что Он призывает нас делать. В противном случае мы угасим Дух, оскорбим Его и вынудим покинуть нас.

Представитель Бога и Христа

Одна из главных задач Святого Духа заключается в том, чтобы представлять в нашей жизни Бога и Христа. «Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин. 16:13). «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).

Е. Уайт говорит, что «Христа представляет Святой Дух, и когда этот Дух оценивается по достоинству, когда те, над кем Он властвует, сообщают окружающим энергию, которой проникнуты они сами, тогда затрагивается невидимая струна, вдохновляющая всех» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1053). «Он [ищущий истину] молит Святого Духа, представителя Христа, о том, чтобы Тот стал его постоянным Наставником» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 450).

Христос называет Его Утешителем, Духом Святым, «Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14:26). Посланный Отцом во имя Иисуса Дух представляет Отца и Сына и пребывает в человеке, чтобы руководить им, учить его, утешать, очищать и давать силу для победы над злом и грехом.

Если бы ученики продолжали наслаждаться зримым общением со своим Учителем, они не почувствовали бы необходимости в присутствии Святого Духа. Когда Христос находился среди них, человеческое обличье позволяло Ему оказывать благоприятное воздействие только на конкретную группу людей в конкретный период времени. Когда же Он вознесся на небо и послал Своего Духа, Он смог вступить в более тесную связь со своими учениками независимо от времени и пространства, поскольку Дух в одно и то же время мог находиться везде и заботиться о каждом человеке так, будто этот человек — единственный во всем мире. Иными словами, служение Духа делает возможным присутствие Бога и Христа в любое время и в любом месте.

Только благодаря этому служению призыв «Пребудьте во Мне, и Я в вас» стал реальностью. «Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви» (Желание веков, с. 671).

Действие Святого Духа

1. В Евангелии от Иоанна (16:8) дается характеристика основополагающей работы Духа Божьего: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Греческий глагол, переведенный словом «обличать», означает также «приводить к осознанию», «убеждать». Если бы Святой Дух не оказывал влияния на сердце грешника, никто не мог бы ощутить раскаяния и печали вследствие нарушения Закона Божьего, почувствовать желания оставить грех. Покаяние не является заслугой человека, потому что его вызывает Святой Дух.

Он всегда заставляет наше сердце почувствовать наши духовные потребности, и когда сердце отвечает на Его нежный призыв, тут же следует покаяние, исповедание, прощение и мир.

Дух совершает Свою работу не только в сердце христианина, но и в сердце любого человека. Он приводит к обращению убийцу, алкоголика, грабителя. Благодаря Ему люди осознают свой эгоизм, гордость, алчность, суетность, несдержанность, дурной нрав, нетерпимость и прочие недостатки характера — осознают и чувствуют сильное желание освободиться от них.

Кроме того, Дух убеждает человека в необходимости стать праведным, даруя ему с помощью Слова Божьего и вестников Евангелия вменяемую и наделяемую праведность Христа, что ведет человека ко спасению.

Христос сказал, что Дух будет говорить и о суде. Понимание того, что каждому придется предстать перед небесным судом, во многих людях пробуждает чувство ответственности и желание принять спасение, предлагаемое Иисусом.

2. В других отрывках Евангелия от Иоанна (см. Ин. 14:16 и 16:13) описана еще одна сторона деятельности Духа: Он учит, наставляет на всякую истину и напоминает все, что мы познали.

Некоторые церкви притязают на непогрешимое наставничество, однако единственное непогрешимое наставничество, о котором упоминается в Библии, — наставничество Святого Духа, Непогрешимого Учителя. Когда мы с почтением открываем Священную Книгу, молясь, чтобы во исполнение обетования Он наставил нас на всякую истину, Дух отверзает наш ум и помогает постичь великие принципы Евангелия. Тем не менее работа Духа не освобождает от глубокого исследования и серьезного труда. По сути дела, Дух награждает тех, кто проникает в неисчерпаемую сокровищницу истины, сокрытую в Библии, обогащая себя новыми откровениями и озарениями, спасающими от ложных идей и ошибок. Люди должны приступать к исследованию и размышлению над Словом, предварительно подготовившись к усвоению и держа ум открытым. Бог посылает Свой Дух только тем, кто послушен Ему.

Открытие истины совершится не сразу, а постепенно. На заре адвентистского движения наши пионеры смогли полностью осмыслить некоторые основополагающие вероучительные аспекты Слова только спустя продолжительное время.

Интересно отметить, что Дух не только приводит нас к истине, но и заставляет вспомнить то, что мы уже изучали. Несмотря на то, что отдельные аспекты истины могут ускользнуть от нашего внимания, когда мы изучаем Слово под Его водительством, Он в нужный момент (будь то в разговоре, в кризисной ситуации или в каких-то чрезвычайных обстоятельствах) может напомнить их нам. Ежедневное исследование Священной Книги наделяет наше сознание обетованиями, наставлениями, обличениями и познаниями, необходимыми для подготовки к вечности.

3. Третий аспект деятельности Духа касается наших молитв. Молитва — одна из основ успешной христианской жизни. Благодаря молитве наша связь с небом не прекращается. Вместе с верой она дает нам возможность воспользоваться бесконечными Божьими благами.

Проблема заключается в том, что «мы не знаем, о чем молиться», но Сам Дух «ходатайствует» за нас «по воле Божией» (Рим. 8:26, 27). Таким образом, в наших молитвах принимают участие не только Отец и Сын, ибо Иисус говорит: «И если чего попросите у Отца в имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ян. 14:13), но и Святой Дух, Который, зная волю Бога о нас, воссылает на небеса наши молитвы, делая их совершенными и приемлемыми в очах Божьих. Следовательно, если то, о чем мы просили, не исполняется, нам не надо терять веру и унывать, потому что просимое могло бы принести нам вред. Тем не менее Отец всегда слышит наши молитвы и отвечает на них, посылая нам то, в чем мы больше всего нуждаемся.

Не следует разочаровываться и в том случае, когда Бог не посылает желанного благословения, несмотря на то, что оно, быть может, и не противоречит Его воле (например, молитва об обращении сына или родителей). В деле обращения людей Духу приходится действовать постепенно, поскольку Он не может навязывать Свое присутствие тому, кто этого не хочет. Тем не менее Господь будет и впредь оказывать Свое влияние на человека: быть может, Он даст ему пережить какое-либо потрясение или пошлет нелегкое испытание, чтобы пробудить совесть и волю. Чтобы еще больше заинтересовать человека, укрепить его веру и усилить молитву, Господь может даже помедлить с ответом. Таким образом Он учит нас сохранять настойчивость и смиренно возлагать на Него бремя нашего желания, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26).

4. В Послании к Римлянам (8:16) говорится о четвертом аспекте деятельности Духа: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий». Какое это утешение — знать наверняка, что Бог принимает нас как Своих детей, что Он покрывает нас совершенным одеянием Своей праведности и руководит нами, особенно тогда, когда туман уныния и отчаяния окружает нас со всех сторон и враг хочет, чтобы мы испытали разочарование.

«Святой Дух — Личность, поскольку Он свидетельствует нашему духу о том, что мы — дети Божьи. Это свидетельство подтверждает само себя. В такие времена мы верим и уверены, что мы — дети Божьи» (Евангелизм, с. 616).

5. Одно из самых удивительных последствий пребывания Святого Духа в нашем сердце — плод, который он производит (см. Гал. 5:22, 23). Сюда входит множество христианских добродетелей. Ни одну из них мы не можем развить своими силами: их появление — чудо, совершаемое Духом.

«Жизнедающая сила Святого Духа, исходящего от Спасителя, наполняет душу, меняет побуждения и привязанности, и даже помыслы человека подчиняет воле Божьей настолько, что получивший Духа приносит драгоценные плоды добрых дел» (Деяния апостолов, с. 284).

Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Итак, Святой Дух дает рождение свыше. Он преображает нашу жизнь, изменяет мысли и чувства, вселяет в сердце новые желания, склонности и идеалы, сохраняет наши помышления в чистоте и святости и освящает эмоции.

Присутствие Духа в нашей жизни

Однако все эти духовные благословения становятся возможными, коль скоро человек позволяет Святому Духу работать в своей душе. Дух может действовать лишь в том случае, когда мы позволяем ему пребывать в нашем сердце.

Если это происходит, наше тело и ум становятся храмом Божьим, так что «Дух Божий живет» в нас (1 Кор. 3:16). Таинственная и динамичная работа Духа — это чудо, которое не может объяснить психология или какая-либо другая наука.

Не так давно я присутствовал на лекции одного известного психолога. Начертив на доске схему, он с помощью законов психологии пытался объяснить суть преображения, совершаемого евангельской вестью. В конце пространного объяснения, занявшего целый час, мне пришлось сказать лектору, что, согласно Библии, работа, которую Святой Дух совершает в жизни человека, — это тайна, недоступная науке, ее нельзя объяснить научными методами и подогнать под любой перечень так называемых законов психологии.

Однако, оставаясь тайной для человеческого разума, включая разум ученого-исследователя, работа Святого Духа тем не менее представляет собой чудесное действие, хорошо известное людям, родившимся свыше, потому что они сами проходят через это.

Несмотря на то что Бог искренне желает наделить Своих детей благотворной силой Святого Духа (см.Лк. 11:13), многие христиане проживают свой век без нее, поскольку они не готовы выполнить необходимые условия, а, согласно одному богодухновенному высказыванию, эта сила дается «по способности принимать» (Желание веков, с. 672).

Открывая свое сердце (см. Откр. 3:20), горячо моля о даровании Духа (см. Лк. 11:13), прежде всего отвергаясь себя самого (см. Мк. 8:34) и посвящая себя Христу, мы выполняем необходимые условия, дающие нам возможность принять «это обещанное благословение, получаемое по вере», которое «приносит с собой и другие благословения» (Желание веков, с. 672).