Обязанность христианина

Рассказывают, что Спартак, предводитель восставших рабов, был очень любим своими товарищами. Он олицетворял собой надежду на лучшую жизнь. Он нес освобождение угнетенным. Все были готовы следовать за ним д6 конца. Два года рабы шли от победы к победе. Наконец, терпение Рима истощилось, против восставших были брошены десять отборных легионов, и восстание захлебнулось в крови. Несколько тысяч рабов избежали смерти, оказавшись в плену. Среди них находился и сам Спартак. Победители знали об этом. Тогда один из римских военачальников собрал пленных и предложил им сделку: «Выдайте вашего главаря, и мы сохраним вам жизнь. Итак, кто из вас Спартак?» Наступило гробовое молчание. Никто не двигался. Но в тот момент, когда Спартак сам захотел заявить о себе, все его товарищи поднялись вместе с ним и каждый прокричал: «Я — Спартак». Голос самого Спартака потонул в их единодушном возгласе. Все пленные рабы были распяты. Их оказалось около трех тысяч. Жуткая шеренга из сотен и сотен распятых тел протянулась вдоль Алпиевой дороги. Трупы рабов запретили снимать, чтобы те послужили наглядным уроком для всех непокорных.

Толпа следовала за Ним

Для любого лидера нет более сладостной картины, чем вид толпы, следующей за ним. Толпа — это признак популярности. Немного демагогии, и всеобщий успех обеспечен.

«И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Толпа следовала за Иисусом. Люди шли за Ним из любопытства. Их притягивали чудеса, совершенные с хлебами и рыбой. Они не думали об испытаниях, о кресте. Они многое хотели получить, сами не давая ничего. Вспомните сподвижников Спартака, они шли за ним везде, они последовали за ним и на смерть.

Зачем следовать за Иисусом?

Может быть, это выгодно? Может быть, это модно? Может быть, это семейная традиция? Никто не принуждается силой идти за Христом. Именно поэтому Он оказался в одиночестве перед судьями, перед Пилатом. Куда девалась та толпа? Она никуда не исчезла, была здесь же и требовала отпустить… известного преступника Варавву. Она же решила судьбу Иисуса, призывая распять Его. Никто не принуждает силой идти за Христом. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мк. 8:34). Господь подчеркивает свободу выбора: пусть идет тот, «кто хочет». Этот путь тернист и опасен. От многого придется отказаться и многим пожертвовать. Иисус честно предупреждает об этом. «Итак, вы хотите идти за Мною? Очень хорошо. Тогда откажитесь от своего «я»». Эта мысль заложена в словах Иисуса. Ее надлежит правильно понять. Он не говорит: «Идите и учите всех самоотречению, пишите об этом статьи, станьте специалистами в этой области, обратясь к истории Церкви». Нет! Он сказал просто и емко: «Отвергнись себя».

Чтобы быть христианином, совсем не обязательно носить майку с надписью «Я люблю Христа» или цеплять на шею массивный крест. Нужно прежде всего отказаться от собственных амбиций и сказать Господу: «Я полностью принадлежу Тебе». Затем нужно так и поступать, чтобы слово не расходилось с делом.

Как трудно жить, действовать, отказавшись от своего эгоистичного «я». Однако именно с этого и следует начинать. Слова Христа «отвергнись себя» подразумевают прежде всего отказ от привязанности к чему-либо. Все надо отдавать, все посвящать Богу. Это альфа и омега нашей новой жизни, наших помыслов и поступков. Важно принять и усвоить мысль, что мы — не центр вселенной.

От теории к практике

Красивая теория, не правда ли? Что касается практики, то здесь все христиане очень похожи. Они отвергают мир, но каждый день своими делами показывают, что принадлежат ему. Они твердят, что их не интересует роскошь, богатство, они, мол, ищут лишь благополучия. На самом деле их благополучие зачастую выражается в богатстве. Они отвергают могущество, но с восторгом аплодируют, когда последнее стоит на страже их интересов. Они клеймят позором эгоизм и жадность, которые находят у других людей, но при этом сами «забывают» о словах Иоанна Крестителя, который говорил: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Действительно, мы призываем отказываться от всего, за исключением того, что принадлежит нам. Все это напоминает молитву маленького мальчика. Он сжимал в руках своего любимого плюшевого медведя и шептал: «Господь, я отдаю Тебе мое сердце, я готов отдать даже жизнь, только не бери моего плюшевого мишку». У каждого из нас за душой припрятано по такому плюшевому медвежонку. По этой причине нам во что бы то ни стало надо принести наш эгоизм, нашу гордость к престолу Божьему и, уже освободившись от них, начать новую жизнь.

Мы на самом деле хотим следовать за Христом? Тогда начнем с отказа от своих претензий к окружающим, от завышенных требований к миру, откажемся от горделивого себялюбия. Для чего это нужно? Такой шаг облегчит нам следование за Тем, Кто освобождает нас от зла. Благодаря этому мы обретем свободу, наконец, саму жизнь. Именно так воспринял эту мысль Божью великий апостол Павел, когда написал: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец— жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:22, 23). Нет свободы без отречения. Не бывает и радости без отречения. И если мало на свете христиан по-настоящему свободных и независимых от всякого рода закомплексованности, то это происходит лишь по той простой причине, что мало христиан, пришедших к Богу путем истинного самоотречения. Давайте научимся забывать о себе- Значительно лучше научиться заботиться о других. Существуют цепи, которые надо разорвать, и путы, которые следует перерезать. Те и другие связывают нас по рукам и ногам, заставляя оставаться рабами самих себя.