Смерть

Нужно совсем немногое, чтобы полнокровная и наполненная радостью жизнь начала затухать или прекратилась вовсе. Можно ли такое забыть? Увы, смерть приходит всегда. Ее шаги не заглушить бодрым оптимизмом, напускным весельем или волевым усилием. «Всякая плоть — трава, и вся красота ее, как цвет полевой» (Ис. 40:6). «Трава засыхает, цвет увядает» (Ис.40:8). Ну и пусть. Мы-то еще в цветущем возрасте. Мы преисполнены энергией, мы ищем новое, делаем для себя удивительные открытия. Наш разум переполнен всякими планами, честолюбивыми проектами, надеждой. Трава еще не засыхает, а цветы едва начинают распускаться. Но вдруг появляется безжалостная коса, которая вмиг срезает под корень и траву, и цветы. Конечно, могут произойти разные несчастные случаи, мы признаем такую возможность, но почему-то при этом полагаем, что такое случается редко и касается других. Однако этими «другими» в любой момент можем оказаться и мы с вами.

Я помню юную Элен, умершую в девятнадцать лет от лейкемии. Вильяму исполнилось лишь двадцать два года, когда он погиб в горах. Жизнь Сергея, Антуана и еще троих их друзей — я был со всеми ними хорошо знаком — оборвалась на обочине у дерева, в которое врезалась их машина…

«Всякая плоть — трава, и вся красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет» (И с. 40:6, 7).

Смерть всегда бессердечна

Таков наш удел. От него нельзя отмахнуться или забыть его. Будем ли мы богатыми или бедными, старыми или молодыми, однажды смерть настигнет нас. Другого выхода у нас нет, по крайней мере, в ближайшее время. Деньги, красота, лесть здесь не помогут и ничего не изменят. Конечно, на кладбище можно повстречать и роскошные надгробия, напоминающие дворцы, и скромные могильные кресты. Да, за деньги можно заказать памятник или даже целую усыпальницу, но никаким серебром и золотом нельзя откупиться от смерти. Красота и молодость привлекательны, но смерть не обращает на них никакого внимания. У нее нет сердца, и она всегда где-то невдалеке. Иногда мы даже слышим ее дыхание и тихий шепот. Что можно сказать по этому поводу? Без сомнения, можно просто проигнорировать ее присутствие и действовать по методу страуса, который прячет голову в песок, полагая, что теперь его никто не видит и он в полной безопасности. Это фикция. Смерть безжалостна и не щадит никого, никто не забыт в ее списках и реестрах.

Есть иной путь. Можно смириться с мыслью о смерти и жить сегодняшним днем. Вам, конечно, известны расхожие фразы: «После меня хоть потоп», «Один раз живем». В них легко читается подтекст:

«Бери от жизни все, а дальше будь, что будет». Такая позиция стара, как мир. В своей «Истории» Геродот, живший за пять веков до Иисуса Христа, повествует нам о том, что богатые египтяне по окончании трапезы пускали по кругу статуэтку, изображающую усопшего. При этом произносились традиционные слова:

«Посмотри на эту фигурку. А теперь обратись к житейским радостям, пей и веселись, так как, однажды умерев, ты станешь таким, как он». Египтяне принимали смерть как неизбежное зло, которое довлело над ними на протяжении всей жизни. Однако можно относиться к смерти совершенно по-другому. Надо увидеть в ней лишь переходный этап, сон. Так учит нас Библия. Человек призван после этого сна начать совершенно иную жизнь. Такое положение вещей напоминает ситуацию с личинкой, которая прячется в кокон и умирает там. Но ее ожидает прекрасное будущее — однажды она оживет, превратившись в прекрасную бабочку.

Возможность избавления

Смерть неизбежна, и этот факт неоспорим. Однако ее существование в мире случайно. Человек, пришедший к Богу, должен обрести жизнь, ибо Бог — есть жизнь, Он — источник жизни. Человек, отвергший Господа, отрезан от жизни. Такое состояние называется грехом. Апостол Павел уточняет: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). К счастью. Священное Писание не останавливается на этом. Итак, смерти нельзя избежать. Мы это знаем. Смерть есть бесповоротный финал, необратимый конец? Мы можем такое предположить. Однако Сам Иисус Христос отвергает наше предположение и доказывает обратное: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). Таким образом, оказывается возможным жить новой жизнью, забыв о смерти. Вспомним слова апостола Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).

Иисус Христос победил смерть. Если мы уверуем в это, смерть потеряет над нами свою власть и станет лишь временным явлением, пройдя через которое, мы придем к вечной жизни. Да, смерть — это конец, но конец нашего серого существования и прозябания. «И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26), — обещает нам Спаситель. И пророк полностью отдавал себе отчет, когда утверждал, что «всякая плоть — трава» (Ис. 40:6). Но он добавил при этом: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8). Эти слова указывают на то, что жизнь возможна и после смерти.