Глава 7. Навстречу неведомому миру

В 1945 году Павел Андреевич переводится пастором из Риги в свой родной город Резекне. Перевод из столицы в небольшой городок нисколько не смущал его, ибо искал он всегда не карьеры, а возможности служить Богу и людям. А для этого есть место и нужда в любом городе или деревне. И вот в 1947 году в Латвию приезжает председатель Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня пастор Григорий Андреевич Григорьев. Это была поистине знаковая фигура в истории русского и советского адвентизма. Многократно арестованный за веру еще в царское время, пастор Григорьев был одним из служителей-самородков. Близко знавший его по 1920-м годам, редактор адвентистского журнала «Голос Истины» Александр Михайлович Демидов, на объемные воспоминания которого мы еще будем неоднократно ссылаться, пишет, что «не получив систематического образования (в том числе и чисто богословского), брат Григорьев отнюдь не был каким-то неучем. Наоборот, он постоянно и много учился и из общения с природой, и людьми, и, особенно, из доступных ему книг, и в этом преуспевал… Он умел читать и быстро, и внятно, и выразительно, и так, кстати, доходчиво, что люди буквально удивлялись… брат Григорьев был прекрасно… начитан и в соответствующей части русской литературы. Просто удивительно, как хорошо знал он и лучшие басни Крылова, и лучшее из русских поэтов, и из Гоголя, из Толстого, из Лескова, и даже из Горького и других. Он любил и собирал книги, а главное, умел быстро находить и извлекать из них именно все, входящее в понятие „разумного, доброго, вечного“. А вообще он мог буквально за вечер так просмотреть книгу, что накрепко вобрать в себя все вообще стоящее». [Демидов А. М. Краткое жизнеописание старшего брата Г. А. Григорьева. Рукопись. С. 24, 25, 26—27]. Прекрасно он знал и русскую историю. Поистине удивительным было его внимание к людям. После ареста в 1934 году Генриха Лебсака Григорьев в своем лице представлял все руководство церкви АСД в СССР, все служители и активные члены которой были репрессированы. Сам Григорьев остался на свободе, поскольку сталинскому правительству, провозглашавшему перед Европой свободу вероисповедания, необходимо было показывать, что в СССР с этой свободой все в порядке, и потому московская община АСД, куда приезжали иностранцы, окончательно закрыта не была, а ее пастор оставался на свободе, хотя и находился под пристальным вниманием спецслужб. Потепление в отношении религии наступило лишь в 1943 году после Тегеранской Конференции, на которой союзники поставили перед И. В. Сталиным как одно из условий открытия второго фронта, обеспечение подлинной свободы вероисповедания. Церкви вновь стали получать возможность открыто проводить служения и восстанавливать свою организацию. Пользуясь этим, Григорьев обращается с просьбой к правительству восстановить ВСАСД — Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня. Получив согласие властей, Григорьев приступает к формированию союзного руководства церкви, привлекая к этому выживших после репрессий служителей. Так из Мелитополя в Москву им был приглашен Федор Васильевич Мельник, из Средней Азии — Алексей Георгиевич Галладжев, из Украины — Василий Дмитриевич Яковенко. Понимая всю тяжесть задач, лежащих перед ВСАСДом, Григорьев приглашает в Москву и Павла Мацанова в качестве своего заместителя, с которым встречается в 1947 году в Латвии. Он рассказывает ему о том, что пережила церковь за эти годы в СССР. Говорит о том, что необходимо сделать. Говорит, что церковь имеет нужду в нем, Мацанове, как талантливом пасторе, организаторе и редакторе. Ибо вначале планировалось открыть всесоюзный адвентистский журнал, редактором которого должен был стать, в том числе, Мацанов. Слушая рассказ Григорьева, Павел Андреевич и его супруга Анна Георгиевна понимали, что Сам Бог через слова старого пастора обращается к ним. Но для этого им предстояло оставить родную Латвию. Землю, на которой веками жили и трудились их предки. Оставить привычный уклад жизни, друзей, родных. Оставить налаженный быт и поехать в совершенно новый для них мир — мир взглядов, образа жизни, истории, культуры. Отправиться навстречу неведомому миру. Сегодня легко читать об этом их переезде, но только задумаешься на минуту, чего он стоил им. Но эта семья не искала своего. И потому, быстро собрав вещи и взяв свою маленькую, 1933 года рождения, дочь Надежду (их старший ребенок, сын Павел, 1931 года рождения, умер в 1935 году), отправляются в Москву. Первоначально семья Мацанова жила в однокомнатной квартире у супругов Григорьевых одновременно с ними. Но духовная работа для них была первостепенной, и потому на жилищные условия никто не обращал внимания. Больше скорби вызывало тяжелое положение церкви после репрессий и развившегося доносительства. Также больно было смотреть, когда некоторые сломленные репрессиями братья отступали от принципов истины или поступались ими. Недаром одному из приехавших в Москву братьев Мацановы однажды сказали, что, порой, «нам приходится слышать чуждые церкви мнения». [Чернявскис Э. П. А. Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе с 1960 по 1981 г.г. Рига: Патмос, 1997]. Являясь заместителем председателя ВСАСДа, Мацанов начинает объезжать необъятные регионы Советского Союза, налаживая работу общин и республиканских отделений церкви. Своей энергией он вдыхает новую жизнь в церковь. За считанные годы церковь вновь превращается в эффективно работающую организацию. Принимает Мацанов и активное участие в религиозных конференциях, проводившихся в то время и направленных на укрепление мира. Так, 9—12 мая 1952 года он принимает участие в проходившей в городе Загорске Московской области Международной конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященной вопросам защиты мира, где выступает с обширным и содержательным докладом. [Конференция всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира. М.: Издание Московской патриархии, 1952. С. 94—99]. Его имя становится известным в стране и за рубежом. Церковь признает в нем нового лидера на смену смертельно больному Григорьеву, который также только Мацанова видит как своего преемника, говоря об этом другим пасторам и рекомендуя им именно его избрать вместо себя. 12 марта 1952 года Григорьев умирает. На его похороны съезжаются руководители церкви со всего СССР, и 17 марта проходит Расширенное заседание ВСАСДа, протокол которого мы приводим дословно.

«ПРОТОКОЛ № 77

Расширенного заседания Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня, состоявшегося в Москве 17 марта 1952 г.

Присутствовали члены ВСАСДа — братья: Мацанов П. А., Яковенко В. Д., Галладжев А. Г., Мельник Ф. В. и Уполномоченные ВСАСД от некоторых Республик и областей СССР: Аут А. А., Чолдерс А. И., Парасей А. Ф., Катанов И. Н., Кулыжский С. П., Сильман П. Г., Вовк Н. Л.

Заседание началось в 16 час. 20 мин. с молитвы брата Яковенко В. Д. и некоторых других братьев.

Присутствующие единогласно избрали руководить данным заседанием брата Яковенко В. Д.

Предложена была следующая повестка дня:

1. Избрание председателя ВСАСДа в связи со смертью Григорьева Г. А.

2. Избрание Президиума ВСАСДа из пяти человек.

3. Избрание полного совета ВСАСДа в составе 11 человек.

4. Избрание Ревизионной Комиссии.

1. Присутствующие выставили кандидатуру на пост Председателя ВСАСДа Мацанова П. А. и дали о нем хорошую характеристику. Общим и открытым голосованием единогласно был избран Председателем Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня — Мацанов Павел Андреевич.

2. В Президиум ВСАСДа были избраны еще 4 члена:

а/ Заместителем Председателя ВСАСДа единогласно был избран брат Яковенко Василий Дмитриевич;

б/ Секретарем, кассиром и счетоводом единогласно был избран брат Галладжев Алексей Георгиевич;

в/ Членами Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня были избраны единогласно: бр. Мельник Федор Васильевич и бр. Кулыжский Степан Павлович.

3. В полный состав Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня было избрано еще шесть человек, кроме пяти членов ВСАСДа, составляющих Президиум.

Единогласно были избраны следующие братья: Ауг Аугуст Андреевич, Чолдерс Арвидс Иосифович, Парасей Александр Федорович, Лукашенко Дмитрий Семенович, Вовк Николай Лукьянович, Хрипко Степан Матвеевич. Первым кандидатом единогласно был избран брат Катанов Иван Николаевич, вторым — Ликаренко Адам Васильевич.

4. В Ревизионную Комиссию Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня единогласно были избраны следующие члены:

1. Сильман Петр Густавович

2. Костомский Парфений Дмитриевич

3. Химинец Иван Васильевич.

Расширенное заседание Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня окончилось в 18 час. 10 мин. молитвой брата Кулыжского С. П.

Председатель ВСАСДа /подпись/ Мацанов

Зам. Председателя ВСАСДа/подпись/Яковенко

Члены ВСАСДа /подпись/ Мельник

/подпись/ Кулыжский

Секретарь ВСАСДа /подпись/ Галладжев

Подписи других присутствовавших: Ауг, Чолдерс, Парасей, Вовк, Катанов, Сильман.

Вскоре новым руководителем было разослано Циркулярное письмо по общинам, в котором говорилось: «С большим прискорбием извещаем, что 12 марта в 4.30 утра, после продолжительной и тяжелой болезни скончался наш дорогой брат Григорьев Григорий Андреевич. Итак, наш дорогой брат Григорьев завершил свое земное поприще и закончил святую работу, возложенную на него Господом. Он умер в вере с молитвой на устах, и теперь он спокойно спит. 16 марта состоялись похороны в присутствии Московской общины и других собратьев от областей и республик нашей страны. К нему можно отнести слова Священного Писания: „Блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними“ (Откр. 14:13).

По случаю смерти брата Григорьева, председателя Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня, 17 марта состоялось расширенное заседание ВСАСДа, на котором был избран новый председатель. Единодушно и единогласно председателем ВСАСДа был избран брат Мацанов Павел Андреевич.

Избран был также президиум ВСАСДа в составе 5 лиц:

1. Мацанов Павел Андреевич — председатель ВСАСДа;

2. Яковенко Василий Дмитриевич — заместитель председателя ВСАСДа;

3. Галладжев Алексей Георгиевич — секретарь и кассир ВСАСДа;

4. Мельник Федор Васильевич — член ВСАСДа;

5. Кулыжский Степан Павлович — член ВСАСДа.

Вышеуказанные братья приняли на себя высокую и ответственную обязанность — руководство делом Божьим в нашей стране. Сознавая свою высокую ответственность и немощность своих сил, мы обращаемся к вам с просьбой поддерживать наши руки и молиться за нас, дабы мы могли поступать благоразумно, сохранять силу и радость в служении Господу, а также и во всей жизни нашей быть добрым примером для Церкви Божией. Еще раз обращаемся к вам со словами Священного Писания: „Молитесь о нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно“.

Просим вас, все письма и переводы адресовать ясно, четко, с указанием обратного адреса и направлять по старому адресу, но на имя Мацанова Павла Андреевича.

Ваши во Христе братья: (далее следовали подписи братьев П. А. Мацанова и А. Г. Галладжева)». [Юнак Д. О. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России: В 2 т. Заокский: Источник жизни, 2002. Т. 1. С. 330—334].

Став председателем, Мацанов продолжает укреплять церковь, а также ведет весьма активную миссионерскую работу. Крещения становятся регулярными. В церковь вливается молодежь, проходят торжественные служения. Здесь ему весьма пригодился его богатый опыт работы в Латвии. Безусловно, это не могло понравиться атеистическим властям, провозглашавшим, что религия в СССР вообще вскоре отомрет. Весьма не нравилась им и принципиальность Павла Андреевича, не желавшего поступаться вопросами истины и вероучения церкви в обмен на благожелательное отношение к нему властей, которые предлагали ему тесное сотрудничество. Не нравилась властям и помощь, которую осуществлял Мацанов семьям репрессированных служителей. Наконец, четко увидев, что этот человек ставит интересы церкви выше своих собственных, и что договориться, а точнее, подкупить чем-то его нельзя, и что дальнейшая его деятельность только приведет к росту и укреплению адвентистской церкви, власти вызывают Мацанова 7 декабря 1954 года в Совет по делам религиозных культов и изымают справку о регистрации его как председателя ВСАСДа, предлагая вообще покинуть Москву. [Юнак Д. О. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России: В 2 т. Заокский: Источник жизни, 2002. Т. 1. С. 341]. Однако, по их плану, снятие Мацанова, чтобы не усиливать его авторитет в глазах верующих, должно было быть «подано» как чисто внутрицерковное дело. И для этого они объединяются с заместителем Мацанова по ВСАСДу Василием Яковенко. [Чернявскис Э. П. А. Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе с 1960 по 1981 г.г. Рига: Патмос, 1997]. «Власти рассчитывали, что, устранив от руководства ВСАСДом П. А. Мацанова, они будут осуществлять полный контроль над деятельностью Церкви АСД. Теперь они делали ставку на В. Д. Яковенко, который не только входил в совет ВСАСДа и являлся заместителем Мацанова, но о котором они (власти) могли дать „доброе свидетельство“. По их расчетам Василий Дмитриевич должен был возглавить ВСАСД. Вначале так оно все и складывалось. Брат Яковенко принял на себя полномочия исполняющего обязанности председателя сразу после отстранения от руководства Павла Андреевича. Однако планы совета по делам культов провалились. В. Д. Яковенко потерял свое членство в Московской общине, а с ним и все должности». [Юнак Д. О. Указ. соч. Т. 1. С. 343—344]. За нехристианское поведение Яковенко на совместном заседании Всесоюзного совета и ревизионной комиссии Всесоюзного совета АСД от 23 февраля 1955 года и Совместного заседания совета Московской общины и Ревизионной комиссии Московской общины АСД от 23 февраля 1955 года, было предложено Московской общине снять с пресвитерской должности и исключить из церкви. Протоколы подписали все члены ВСАСДа: Мельник Ф. В., Кулыжский С. П., Галладжев А. Г., Мацанов П. А., Сильман П. Г., Костомский Д., Химинец И. В. и члены совета Московской общины: А. И. Холоднов, О. Порген, Павловская. Через много лет Яковенко осознает свои ошибки, и после прохождения Московского совещания 16—18 ноября 1967 года под названием «Мир Мой даю вам», он скажет в субботу 9 декабря: «Мое состояние здоровья не позволяет мне громко и долго говорить. Я хочу начать свое выступление со слов, записанных в Откр. 2:1—5: „Вспомни, откуда ты ниспал…“ Я был проповедником 28 лет, включая институт 5-летних лагерей. И оттуда мог проповедовать истину Господню… Господь говорит мне: „покайся, и твори прежние дела…“. Возможно, и не все из вас знают, что я был проповедником, в том числе и в Московской общине. Но мою жизнь, ее отрицательную сторону видели многие…. Всему этому были причины… Теперь этих причин не существует… Я не мыслю о том, чтобы занять прежнее положение или быть проповедником… у меня в мыслях другое: „Ты оставил первую любовь твою“. Да, у меня ее не было, этой первой любви, я ее потерял… Мы не должны оставлять нашу первую любовь… Слава Богу за все и за выраженное мне здесь доверие…. Это доверие я постараюсь оправдать с Божьей помощью…». [«Мир Мой даю вам». Краткий отчет о радостном собрании примирения братьев и проповедников АСД в Москве с 16 по 18 ноября 1967 года, на котором достигнуто, наконец, полное примирение и единство в наших рядах. М., 1967. Приложение. С. 1—2]. Ошибаться могут любые люди, главное лишь в том, чтобы мы с Божьей помощью осознали свои ошибки, покаялись, и тогда Господь обязательно простит и благословит нас, усмотрев наш дальнейший жизненный путь. Но это будет много позже. А пока на новом пленуме ВСАСДа была избрана компромиссная фигура в качестве председателя ВСАСДа. Им стал пастор Винницкой общины Степан Павлович Кулыжский (19??—1983), человек по всеобщим воспоминаниям очень добрый, но не обладавший должной твердостью и административным дарованием для такого служения. Один из известных адвентистских историков Церкви, в прошлом руководитель АСД в Украине пастор Н. А. Жукалюк в своих воспоминаниях пишет: «П. А. Мацанова приглашали в различные государственные инстанции, а особенно в Совет по делам религий, и предупреждали об ответственности, если он не изменит тактики своей деятельности. Естественно, как верный Божий домоправитель Мацанов не мог уклониться от избранного пути, чем вызвал неудовольствие и гнев власть имущих. Начались шантаж и провокации. Как уже упоминалось, советские правители во избежание международных скандалов, хотя и судили религиозных деятелей, отправляя их в тюрьмы, однако в приговорах указывали статьи закона, напрямую не связанные с религией, например: хулиганство, сопротивление властям, нарушение общественного порядка, занятие незаконным промыслом (такая статья применялась к тем, кто был причастен к переводу и печатанию литературы) и т. п. Такой предлог искали и для П. А. Мацанова, но его имя было хорошо известно в различных международных организациях, а потому коммунисты опасались очередных санкций мирового сообщества. Была запущена тайная закулисная машина. Павла Андреевича обвиняли перед другими церковными лидерами в узурпации власти, в пренебрежении „советскими законами“. Следует отметить, что за более чем десятилетний период существования ВСАСД общины АСД привыкли к центральному руководству, чувствовали себя увереннее. Во избежание личного субъективизма в освещении событий того времени не берусь утверждать, что действия Павла Андреевича были безупречными. Возможно, ему следовало бы пойти на какие-то уступки, прислушиваясь к суждениям своих коллег по ВСАСД. С другой стороны, будучи замечательным стратегом, П. А. Мацанов понимал, что требуемые уступки не изменят положения. Коммунистическое правительство вынесло своеобразный вердикт о ликвидации наиболее малочисленной, как считали тогда, конфессии АСД, а в своих секретных отчетах записать этот факт как очередную „победу марксистско-ленинской идеологии“. Забегая вперед, скажу, предсказания П. А. Мацанова оправдались. Несмотря на уступки со стороны нового духовного центра, в 1960 году ВСАСД все же был ликвидирован. Боюсь оказаться необъективным и в отношении руководящих проповедников, советовавших П. А. Мацанову изменить свое отношение к существующим тогда властям. Не буду называть их фамилий, чтобы не огорчить в особенности тех, которые были вполне искренни в своих намерениях и побуждениях, желая добра Церкви. Итак, в апреле 1955 года в Москву были приглашены 15 руководящих проповедников Церкви АСД из различных регионов Советского Союза. Ныне, при демократическом устройстве государственной власти, трудно понять систему полицейского государства, каким был СССР. Тогда же все уполномоченные Совета по делам религий получили из Москвы инструкцию, в каком направлении должен действовать каждый из пятнадцати участников Всесоюзного Пленума Церкви АСД. Поэтому прежде чем ехать в Москву, каждый из участников того собрания был приглашен уполномоченным по месту жительства для специальной беседы и „совета“, кого следует избрать вместо „провинившегося“ всесоюзного председателя. Я далек от мысли, что эти уважаемые в Церкви служители действовали по указанию или, выражаясь библейским языком, „совету“ безбожников, однако определенное давление они все же испытывали. Перед ними возникла неимоверно сложная задача. На их плечах лежал огромный груз ответственности перед Церковью, властями и, самое главное, — перед Богом, Два дня горячих дебатов, дискуссий и братского противостояния привели к компромиссному решению: председателем ВСАСД был избран Степан Кулыжский, секретарем-казначеем — Александр Парасей, членами Совета — Петр Сильман, Арвинь Чолдерс и Алексей Галладжев. Разномыслие, зародившееся в церковных кругах по всей стране еще задолго до начала Пленума ВСАСД, на самом Пленуме переросло в разногласие. Это был взрыв, давший первую трещину в монолите Церкви АСД в Советском Союзе. Мне неоднократно приходилось встречаться с новым лидером Церкви Степаном Кулыжским, обсуждать все происшедшее на том собрании, и я смею утверждать: это был добрейший, смиреннейший человек; возможно, у Бога он считается праведником, но в то чрезвычайно сложное время Степан Павлович был, очевидно, не наилучшей кандидатурой на пост председателя ВСАСД. Кстати, он и сам понимал это; пастор Кулыжский говорил, что дал согласие занять этот ответственный пост ради сохранения духовного центра. Степан Павлович и после избрания старался быть добрым со всеми, каждому сочувствовал, но у него не всегда доставало смелости воспротивиться натиску разрушительной коммунистической лавины. Возможно, в такие моменты он боялся быть погребенным страшной стихией, а между тем трещина в братском единстве от каждого нового удара становилась, как это бывает на каленом стекле, все больше и опасней. В том же 1955 году Павел Мацанов был определен на местожительство в Ростов-на-Дону руководить Церковью на Северном Кавказе. Происшедшее тогда в Москве зловещим эхом начало распространяться во все концы огромной страны, становилось предметом обсуждения не только между служителями, но и в местных общинах. Каждый считал своим долгом определить в этом вопросе собственную позицию. Большинство адвентистов теперь считали Павла Мацанова обиженным не только властями, но и братьями, поэтому продолжали признавать его духовным лидером адвентизма в Советском Союзе. Так вокруг него очень скоро начал формироваться духовный центр со всеми церковными структурами и отделами. Другая часть адвентистов поддерживала официальное руководство, также имеющее все структуры и отделы. Сторонники П. А. Мацанова считали новое руководство ставленниками безбожных властей, в то время как официальный ВСАСД объявил центр во главе с П. А. Мацановым незаконным, а потому нелегитимным. Естественно, государственные власти сначала заняли четкую позицию в поддержку официально признанного ими руководства, хотя „заигрывали“ и с „мацановцами“. Даже не искушенному в этих вопросах было видно, что безбожники действовали по принципу „разделяй и властвуй“. Нужно было быть совершенно слепым, чтобы не заметить подстрекательства и шантажа одной группы против другой. Политика власть имущих состояла в том, чтобы верующие, в конце концов, истребили друг друга сами. Очень скоро начала приобретать очертания третья группировка, назвавшая себя „нейтральными“. Они считали: как один, так и другой духовные центры были избраны не в соответствии с Рабочим курсом Генеральной Конференции (т. е. не на съезде делегатов от общин), а потому и тот, и другой — незаконны. Кроме того, в пылу враждебности и противостояния как одни, так и другие натворили немало ошибок, поэтому „нейтральные“ имели все основания начать создавать собственную организацию. Спустя какое-то время существующие группировки начали делиться на более мелкие, и кто знает, чем бы закончилась эта своеобразная „цепная реакция“, если бы не Божье вмешательство, но об этом несколько позже. Десять лет продолжалось противостояние, пока не вылилось в открытую борьбу. Каждый духовный центр боролся за сферу своего влияния, „вербовал“ сторонников, а для этого все средства были хороши. Кандидаты на различные церковные должности в Церкви, а также на рукоположение в пасторский сан нередко определялись не столько способностями и духовностью личности, сколько его взглядами на руководство и умением „защищать“ определенную сторону. Общины становились приверженцами разных духовных центров в зависимости от взглядов их руководителей. Однако очень скоро возникло деление внутри самих общин. Принадлежащие к различным центрам группировки начали исключать друг друга из членов Церкви. Случалось, во время субботнего богослужения одна группа мешала выступлению другой пением, топаньем и другими средствами. Даже самые маленькие общины делились по принципу „верных“ и „неверных“. В некоторых небольших населенных пунктах в субботу богослужение одновременно начиналось в нескольких, нередко соседних домах враждующих между собою групп». [Жукалюк Н. А. Через крутые перевалы. Заокский: Источник жизни. 2002. С. 173—177; см. также Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурею. К.: Джерело життя, 1996. С. 72—73, 56, 57]. Итак, было решено отправить Мацанова для служения в город Ростов-на-Дону, для координации работы на Северном Кавказе. Причем, по настоянию властей Мацанов вскоре вообще выводится из состава ВСАСДа. Наступал новый период в истории церкви. Период не менее многострадальный, чем время царских ссылок и сталинских лагерей. Период, когда многие ломались, не выдержав испытаний, и уходили из церкви, а другие шли на сговор с совестью и становились Иудами. Чтобы лучше понять условия, в которых приходилось жить и трудиться церкви в те времена, а также методы работы, применяемые атеистическим государством, дабы сломить церковь, мы хотим привести большую аналитическую статью, написанную вскоре после развала СССР председателем комитета Верховного Совета России по свободе совести и вероисповеданий в газете «Известия» и базирующуюся на многих только что раскрытых секретных архивах. «За последние два года было опубликовано немало фактических данных о масштабах идеологического геноцида. Приводилась статистика физических расправ.

Однако до сих пор не исследованной оставалась тайная деятельность КПСС и подвластных ей карательных структур по уничтожению традиционных конфессий „изнутри“ — методом преступного растления их внутренней организации. Сия задача, прямо скажем, трудно ассоциируется с легитимным принципом отделения церкви от государства. Вероучительным догматом, легшим в основу этого поистине сатанинского замысла, стало известное утверждение В. Ульянова-Ленина о том, что „праведный поп в тысячу раз вреднее аморального, так как его в тысячу раз труднее изобличить“. Отсюда и курс ленинской партии, преследующий сразу две цели: либо аморальные служители культа (пьяницы, жулики, развратники), которых церковь изгоняла сама, вовлекались в число ее могильщиков — становились образчиками атеистической пропаганды, либо скомпрометированные религиозные деятели „брались на крючок“ и склонялись к негласному сотрудничеству с „политорганами“.

Причем, и это важно знать, откровенный цинизм методов и целей „тайного ордена рыцарей революции“ раскрывается уже в самих истоках его деятельности. Я приведу один лишь документ, датируемый еще 1921 годом, — выдержку из протокола Секретного отдела ВЧК:

«л. 6. Доклад по поводу осведомительной и агентурной работы ЧК по духовенству.

Вопрос осведомительной агентурной работы по духовенству самый больной в ЧК как по трудности его выполнения, так и по тому, что на него до сих пор ЧК мало обращала внимания. Для более быстрого и верного проведения в жизнь необходимо на первых порах принять следующие меры:

1. Пользоваться в своих целях самим духовенством в особенности занимающим важное служебное в церковной жизни положение, как-то архиереями, митрополитами и т. п., заставляя их под страхом суровой ответственности издавать по духовенству те или иные распоряжения, могущие быть нам полезными, например: прекращение запретной агитации по поводу декретов о закрытии монастырей и т. п.

2. Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабы на черте честолюбия разыгрывать разного рода варианты, поощряя их желаниям и замыслам.

3. Вербовать осведомителей по духовенству предлагается после некоторого знакомства с духовным миром и выяснением подробных черт характера по каждому служителю культа в отдельности. Материалы могут быть добыты разными путями, главным образом через изъятие переписки при обысках и через личное знакомство с духовной средой.

Материальное заинтересование того или иного осведомителя среди духовенства необходимо, так как на одной этой почве еще можно договориться с попом, а надеяться на его доброжелательное отношение к Советской власти нельзя. При этом субсидии денежные и натурой, без сомнения, их будут связывать с нами и в другом отношении, а именно в том, что он будет ВЕЧНЫЙ РАБ ЧК (выделено иной. — Авт.), боящийся расконспирировать свою деятельность.

Должна практиковаться вербовка осведомителей и через застращивание тюрьмой и лагерем по незначительным поводам — за спекуляцию, нарушение распоряжений властей и т. п.

Правда, этот способ может быть полезным только в том случае, когда объект для вербовки слабохарактерный и безвольный…

Помощ. Уполномоч. Со ВЧК». (подпись неразборчива. — Авт.).

Казалось бы, документ 70-летней давности. Но он остается и поныне ключевым в понимании сущности тайных служб идеологической безопасности: методы их работы во все последующие годы не менялись; разве что становились изощреннее — чем дальше, тем больше усиливалось целенаправленное „селекционирование“ верующих, вплоть до прямой засылки агентов в религиозные объединения.

Конечно, здоровые силы в церкви старались сопротивляться, иногда и „засвечивали“ засланных провокаторов, но это стоило больших жертв — изгнания, лишения сана — и в последние десятилетия встречались уже редко. Зато игра на человеческих слабостях, спекулирование зависимым и бесправным положением духовенства, шантаж, репрессии оставались тем верным средством, которым КПСС, подчиненные ей Совет по делам религий и КГБ мало-помалу выедали традиционную религию изнутри.

Почему традиционную? А потому, что коммунистическая доктрина — это тоже религия. Но — новая, не традиционная, не ведающая совести. По сути, неоязычество с нелепыми заимствованиями из различных языческих культов, да и из самих традиционных религий. Скажем, явно египетский культ мумифицирования фараонов причудливо сочетается с евангельской заповедью: «Кто не работает, да не ест». Причем неоязычество фанатично, без тени веротерпимости, оно пытается вместить в себя все мироздание, а что не вмещается — отрубать. «Всякую ветвь, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь», — говорится в Евангелии. Но это метафора, имеющая смысл чисто духовного очищения. Марксисты же, как известно, любили «наполнять идеалистические категории материалистическим содержанием…».

К 70-м годам вмешательство КГБ СССР в международную деятельность религиозных объединений достигло апогея. «Органы государственной безопасности держат под контролем контакты Ватикана с Русской православной церковью…», — секретно докладывает в ЦК КПСС председатель КГБ Андропов.

О степени проникновения в церковную среду можно судить по рапорту КГБ в июле 1983 года:

«В Ванкувер (Канада) на VI генеральную ассамблею Всемирного совета церквей в составе религиозной делегации СССР направлено 47 (!) агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала».

Июль 1934 г. «В Швейцарию в составе делегации Русской православной церкви на ЦK Всемирного совета церквей выезжали агенты… (перечисляются их клички. — Авт.), имевшие задание на продвижение на пост генерального секретаря Всемирного совета церквей приемлемого для нас кандидата. На эту должность избран Эмилио Кастро, избрание которого, помимо РПЦ, поддержали церкви соцстран».

Или совсем недавно — июль 1989 года. Уже вся страна, затаив дыхание, слушает выступления бывших диссидентов на съездах народных депутатов СССР. Тут и там проходят манифестации в защиту демократических преобразований. А мы читаем в отчете:

«В соответствии с планом, утвержденным руководством КГБ СССР, осуществлены агентурно-оперативные и организационные мероприятия по обеспечению государственной безопасности в период проведения мероприятий Всемирного совета церквей в Москве… В результате осуществленных мер исполкомом ЦК Всемирного совета церквей приняты общественные заявления (8), послания (3), соответствующие политической линии социалистических стран. Проведены агентурные и оперативно-технические мероприятия в отношении 29 объектов… Взяты выгодные нам многочисленные интервью…».

Неясно одно. При чем здесь государственная безопасность?

С большой заботой опекала КПСС и другую международную организацию — Христианскую мирную конференцию. Еще в октябре 1968 года:

«Для контрразведывательного обеспечения работы Христианской мирной конференции и проведения агентурно-оперативных мероприятий совместно с друзьями (НРБ, ВНР, ГДР, Куба, ЧССР) в ГДР… маршрутировались 12 агентов органов госбезопасности. В ходе мероприятий не допущены невыгодные кадровые изменения, приняты политически выгодные итоговые документы и поправки к Уставу».

Ладно уж. Рискну предположить, что, возможно, профессиональные разведчики „под крышей“ религиозных организаций хоть что-то делали на пользу своему Отечеству. Но кому и какая была польза от жиреющей многотысячной агентуры внутри своей же страны — в монастырях, приходах, среди инакомыслящей интеллигенции? Право же, стоит приглядеться: а чем, собственно, были заняты денно и нощно эти высокооплачиваемые „профессионалы“ политического сыска?

Из отчетов 4 отдела 5 управления КГБ СССР:

Июнь 1986 года. «Проводилась работа по подготовке и проведению собора старообрядческой церкви белокриницкого толка, на котором состоятся выборы главы этой церкви. В этой связи в 20 органов КГБ—УКГБ направлена ориентировка с просьбой поддерживать через имеющиеся возможности наиболее приемлемую для нас кандидатуру…»

Октябрь 1986 года. «…совместно с ПГУ КГБ СССР мероприятия по дискредитации главаря т. н. карловацкой церкви архиепископа Виталия».

Ноябрь 1986 года. «Через ведущую агентуру из числа проповедников АСД (Адвентистов седьмого дня. — Авт.) в Туле проведено переизбрание старшего служителя церкви по Центральному региону. В результате на эту должность вновь продвинут агент «Светлов».

Летом 1988 года в Москве получил нелегальное распространение диссидентский якобы антисоветский журнал «Слово». Но только сейчас стало доподлинно известно, по чьей подсказке на страницах этого издания обливали грязью священника Г. Якунина (ныне депутата парламента России), религиозного правозащитника А. Огородникова и других. Цитирую:

«С санкции KГБ СССР для противодействия религиозным экстремистам в околоцерковной среде с использованием агентов выпущен первый номер неформального журнала «Слово», который распространен в среде верующих. В числе других материалов помещены статьи, разоблачающие антигосударственный характер деятельности священника Якунина…»

Будущее покажет, не состояли ли еще и другие особо идейные издания с провокационным душком на материальном содержании у КГБ. Hу да, это ремарка… Продолжим наше путешествие по местам „боевой славы“ госбезопасности в борьбе с происками „врага внутреннего“.

«…в период подготовки празднования 1000-летия введения христианства на Руси совместно с УКГБ Горьковской области проведена проверка сигнала о намерении группы рабочих стройуправления Даниловского монастыря организовать посещение на территорию Горьковской области места, якобы связанного с жизнью Серафима Саровского, и провести там богослужение. В результате принятых мер попытка сорвана».

Вдумайтесь: рабочие решили совершить паломничество на место деяний святого Серафима Саровского — какая опасная антигосударственная акция! И вот массированной атакой «искусствоведов в штатском», содержащихся, кстати сказать, за счет налогоплательщиков, в том числе и этих рабочих, сорвана попытка тяжкого преступления! Жаль, не указано, как были они потом премированы за свой беспримерный подвиг. Зато можно отметить, что тогдашний первый секретарь Горьковского обкома Христораднов вскоре стал Председателем Совета по делам религий при Совмине СССР.

Даже семейная, интимная жизнь тех, кто упорно отрицал коммунистическое язычество, не оставалась без внимания. Так, в августе 1988 года:

«Проводились мероприятия, направленные на дальнейшую компрометацию А. Огородникова… Через агентуру и другие возможности удалось склонить жену объекта обратиться в суд с заявлением о расторжении с ним брака».

Говорят: жесткая политика „центра“… Думаю, государство и должно быть достаточно централизованным, но оно должно быть светским. А у нас после Октября 17-го коммунистическая конфессия стала государственной идеологией, насильственно-селекционной по своей вероучительной сути.

Вчитайтесь в коротенькую цитату из записки Отдела пропаганды ЦК КПСС, одобренной секретариатом ЦК 13 марта 1986 (!) года:

«Поручить Совету по делам религий при Совмине СССР совместно с КГБ СССР подготовить предложения об упорядочении подготовки кадров духовенства».

Это же трудно себе вообразить: ЦК КПСС руководит отбором священнослужителей, их учебой. А конкретное осуществление задачи вверяет Совету по делам религий при Совмине совместно с органами государственной (!) безопасности.

Еще один пример того, как выполнял наказы партии Совет по делам религий (секретный план мероприятий по выполнению постановления ЦК КПСС от 22.09.1981 «Об усилении атеистического воспитания»):

«Более активно влиять на политико-воспитательный процесс… в мусульманских и католических духовных учебных заведениях. Исполнители, постоянно: т.т. Фуров В. Г., Тарасов Е. А., Нуруллаев А. А., Галустян Э. С., уполномоченные Совета».

Становятся объяснимы и неожиданные политические заявления некоторых священнослужителей:

«Через агентов «Кузнецова» и др. было подготовлено открытое письмо патриарха Пимена президенту США Рейгану. Письмо опубликовано в газете «Нью-Йорк таймс», перепечатано в «Известиях» от 11.04.1983 г. и направлено друзьям для публикация в их газетах».

А ведь все эти агенты, пишущие письма Рейгану, пресекающие деятельность монастырских старцев и паломников, получают тепленькие места, вознаграждения, зарубежные командировки, выводятся на резидентуру и т. д. Можно только догадываться, сколько средств и сил затрачено на абсолютно бесполезные, даже вредные для государства цели. Средства, отнятые у медицины, образования, у самих же …?… взамен исполнения своего долга перед Законом и Совестью, направлялись на темные дела — по сути, на подавление основных прав и свобод человека, в том числе и свободы вероисповедания. В результате миллионы последователей традиционных религий терпели унижение, фактически лишались права продвижения по службе.

А головка КПСС, спутавшая свой карман с государственным, бросала новые и новые средства на алтарь своей богоненавистнической религии. Ясно, что говорить в этой ситуации об «отделении церкви от государства» — значит издеваться над здравым смыслом. И в связи с этим возникает уже юридический вопрос: а не злоупотребляем ли мы сегодня бездумным, механический повторением в правовых документах этого сомнительного тезиса, пущенного с легкой руки французских материалистов? Ведь у нас он, по сути, утверждал всегда только одно — равенство всех конфессий в их бесправии. На практике же именно идеологическое бессилие годами восполнялось агентами в рясах и чалмах. Не пора ли основывать веротерпимость на правовом фундаменте „светского государства“ — ведь „светское“ никого и не от чего не „отделяет“, а устанавливает только принцип невмешательства государства в конфессиональные дела — любой конфессии без исключения. Думаю, вряд ли в нормальном светском государстве агенты госбезопасности положат свои души за избрание генеральным секретарем Всемирного Совета церквей человека с языческими взглядами и уж наверняка не станут срывать зловещие планы паломничества на святые места в Нижегородской области. В конце-то концов, должно же государство признать перед миллионами верующих, что стало орудием человеконенавистнической и богоненавистнической силы, которая, внедряя „четвертый сон, Веры Павловны“, замышляла сделать свободного человека „вечным рабом“». [Вечный раб ЧК. «Известия», № 18. 23 января 1992 г.]. Но это было и славное время, когда вопреки всему церковь продолжала расти и укрепляться. А истина Божья сияла в своей чистоте. И, безусловно, огромную заслугу в этом имела и деятельность Павла Андреевича Мацанова, которому вскоре было суждено Самим Провидением взять на себя координацию практически всем адвентистским движением на территории СССР. Как любой человек он, конечно, не был безгрешным. Он имел свои недостатки. Но он всегда искренне служил Богу, он никогда не шел на сговор с совестью и не поступался вопросами истины. Он всегда старался жить интересами Божьей церкви. И даже самые ярые его противники, как внутри, так и вне церкви, не могли высказать ему какого-либо обвинения, хотя таковые искались, особенно органами власти, со всей тщательностью. Даже его противники не могли не восхищаться его талантами и дарами, тому объему работы, который был им проделан и который мы, пусть хотя бы частично, проанализируем на последующих страницах этой книги. Хотелось бы также особо отметить, что мы ни в коем случае не хотим умалить и труда тех многих служителей и членов церкви, поддерживающих в силу различных обстоятельств другой центр. Там также была масса замечательных и самоотверженных тружеников на ниве Божьей, о которых написаны, в том числе и автором этих строк, и мы уверены, будут еще написаны многие статьи и книги. Но тот путь, которым, с Божьей помощью, шел Павел Мацанов, мы уверены, заслуживает особого места в истории нашей церкви.