Глава 8. У врат Кавказа

Итак, в 1955 году семья Мацановых переезжает в Ростов-на-Дону, часто называемый воротами Кавказа. С этим городом были связаны многие детские воспоминания супруги Павла Андреевича Анны Григорьевны. Дело в том, что именно в Ростов в 1915 году приехали многие латышские адвентисты во главе с пастором Эглитом, спасаясь от немцев. Ростовская община тепло приняла своих латышских собратьев, которые проживали в Ростове до 1920 года. Среди этих беженцев приехала и проживала в Ростове до 1920 года вместе с родителями и Анна Григорьевна. И вот теперь она снова в этом городе. С тех пор уже прошло много лет, и многое переменилось, и все же было очень приятно встретить тех, которые помнили грозные годы гражданской войны. В Ростове Мацанов находит хорошую общину и добрых помощников. Среди которых главное место занимают пресвитер Алексеев Александр Никифорович (2.09.1881—26.01.1963) и его сын Борис Александрович (16.12.1925—13.04.1984). Последний в течение долгих лет был секретарем общины, однако на деле часто нес пасторское служение. В прошлом он был офицером. Занимал ответственную должность по подготовке молодых летчиков. Но Бог работал над его сердцем. Он начинает переписываться с братом Григорьевым и все более занимается изучением истины. Вскоре об этом становится известно его начальству, которое вызывает его на ковер, но видя, что поделать с ним ничего не может, в ужасе восклицает: «выучили попа летать!». Его изгоняют с работы. И он устраивается на работу фоторетушерем в Азове, служа и живя при этом в Ростове. Он был одним из принципиальнейших людей своего времени, живя Истиной и всегда отстаивая ее. Несмотря на гонения и шантаж со стороны органов, он продолжал поддерживать Мацанова и то дело, которое он вел. Итак, в течение короткого времени благодаря таланту и посвященности Павла Андреевича и рвению ростовчан, Ростов превращается в один из самых активных центров адвентизма в СССР. В этой связи большой интерес представляют воспоминания Александра Демидова, посетившего в те годы Ростов. Они интересны еще и потому, что Демидов будет принадлежать к другому духовному центру, являясь одним из его идеологов, относящимся негативно к Мацанову, и отстаивая линию так называемого Восточного адвентизма [учения, предусматривающего пересмотр работ Е. Уайт и взятие из них только тех, которые якобы подходят к адвентизму в странах Восточной Европы и СССР, что вольно или невольно приводило к обособлению адвентизма в этих странах от мирового. Так же Восточный адвентизм предусматривал тесное сближение христианской и коммунистической идеологий, что кстати высмеивали сами атеисты. (Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. М.: Политиздат, 1965)] и тесного сотрудничества церкви и органов. Но даже он не может не констатировать несомненный успех работы Мацанова в Ростове.

«Видимые причины и условия успехов на нашем юге.

1. Ростов, — один из крупнейших городов в нашей стране, — издавна считался вторым после Москвы деловым центром России, русским Чикаго. В настоящее время формально он только один из многих центров страны, центр края; но гораздо большая его значимость — перевалочного пункта из России на Кавказ и „умного“ города для всего Юго-востока России все же остается в силе.

2. Ростов и в развитии русского адвентизма играл видную роль как центр большого в свое время Юго-Восточного областного союза и как центр по подготовке новых работников. В Ростове были сосредоточены наши наиболее сильные работники (братья: Гинтер, Вильсон, Теппоне, Свиридов и др.). И до настоящего времени Ростов видимо сохраняет свое ведущее место в русском адвентизме, безотносительно кто из работников будет возглавлять там нашу работу.

3. Ростов — крупнейший перевалочный пункт, куда всегда ездили и будут ездить люди по любым делам, начиная от любых консультаций и кончая… подбором невест; и это за Ростовом, видимо, так и останется.

4. Важнейшим условием наблюдаемого успеха нашего дела в Ростове является наличие собственного большого и удобного молитвенного дома с отдельным двором. Помещение ведь может быть использовано в любое время, как под различные собрания, так и под спевки, репетиции, беседы и т. п.

5. Большим удобством является также хорошая отдельная большая квартира со всеми удобствами, достаточная для размещения в ней с ночлегом до 35 человек. Квартира изолированная, с отдельным чистым двором, расположенная в трех шагах от трамвайной остановки наиболее удобной линии. Квартира эта, занимаемая семьей бр. М., всегда к услугам всех приходящих и приезжающих.

6. Большую роль играет также рачительное и умелое гостеприимство и приветливость супруги бр. М., делающей свое большое доброе дело быстро, умело и так хорошо, что это буквально привлекает сердца.

7. Все прибывающие в Ростов быстро и удобно размещаются у собратьев (чаще всего у М.), и получают хороший пансион и необходимые удобства.

8. Отмечается наличие в общине молодых и энергичных собратьев, горящих первой любовью и всегда готовых всем оказать любую консультацию и помощь (брат Борис Алексеев и др.). Это привлекает в Ростов молодежь, она же обучается здесь искусству ретуширования портретов. В результате 2—3 десятка молодых адвентистов в Ростове и вокруг него неплохо кормятся в различных видах работы по увеличению портретов. Это ремесло дает нашей молодежи свободную субботу и заработок не ниже 800—900 руб. в месяц, а это — основное.

9. Отмечается наличие в общине большого количества цветущей и энергичной молодежи обоих полов. Основное ядро этой молодежи — дети наших почивших работников и других ведущих собратьев, воспитанные в адвентизме и самоотверженно работающие для Господа (таковы — дочери бр. Титоренко, сестры Задохины, внуки и внучки бр. Гриц и другие).

10. Имеют место частые свадьбы, привлекающие молодежь (мужскую) и ободряющие женскую. Это ведь — одна из основных пружин жизни и разумно используется в Ростове.

11. Отмечается использование многочисленных собраний, репетиций, бесед и спевок для практического (и теоретического) воспитания новых работников. Известна отправка из Ростова до 20 новых работников, которые, в основном, там же и поженились. Все эти работники и их жены естественно базируются на Р. и создают ему дополнительную добрую славу и тем содействуют успеху дела.

12. Отмечается притягательная сила торжественных и обычных богослужебных собраний с обильными выступлениями хора, с декламациями, оркестром и особо привлекательными ораториями.

13. Налицо невидимая, но более плодотворная работа свеже-переписанной нашей адвентистской литературы, охотно раздаваемой всем желающим. Особо благоприятно влияние таких книг Е. Г. Уайт, как «Желание веков», «Притчи Христа», «Путь ко Христу», «Патриархи и пророки» и другие.

14. Отсюда и нарастающее число членов со средним и высшим образованием, людей из хороших семей, в свою очередь работающих в такой же среде. Имеет место обращение выдающихся людей: капитана, летчика, пресвитера, баптистов, руководителя пятидесятников, врачей, инженеров и т. п.

15. Имеют место делегации в Р. из всех почти мест страны, приезжающие за новыми идеями, музыкальными произведениями, ораториями, а главное — за нашей свежей литературой. И все по возможности получают здесь просимое и возможное.

16. Особо полезны для дела собрания актива общины и работников помимо субботы, пятницы, воскресенья и среды, да еще и по вторникам. Таким образом, не бывает собраний лишь по понедельникам и четвергам. Отсюда в общине царит дух первой любви, дух хорошо организованного (и видимо неплохо оплачиваемого) гостеприимства, отмечается искренняя любовь к приезжающим и приходящим, и естественная гордость за свою общину.

17. Но и этим перечнем далеко не исчерпываются все положительные стороны общинной жизни в Р., но и их достаточно, чтобы считать все эти явления — делом положительным, достойным изучения и использования в виде опыта для работы и в других местах. И это и делают те, кто приезжает в Ростов за идеями, литературой, советом и помощью.

18. Весьма отрадным является и то, что помимо основной общины (где бывает обычно до 200 молящихся) практически в том же Р., в его предместьях функционируют еще две вполне организованные общины в Аксае и Батайске. И это не предел. Имеется в виду и дальнейшее расширение работы.

19. Обращает на себя внимание и особая приветливость основной массы собратьев ко всем приходящим и приезжающим, искренняя заинтересованность в их вопросах и готовность быть полезными всем.

20. Однако за всеми этими как бы объективными благоприятными условиями для работы в Р. отнюдь нельзя не отметить и личную ведущую роль во всем этом многоразличном большом деле семей собратьев М. и Т. Причем обращает на себя внимание тесное их сотрудничество, четкое распределение сфер работы, а главное то, что один дополняет другого. И это имеет место не только между главами семейств, но и между их женами и дочерьми. Кстати, объединяют их не только общность целей и интересов, но и общие трудности и некоторая внешняя и внутренняя „опала“.

21. Бесспорно, нельзя отрицать нижеследующие положительные качества, ведущего из всех, самого бр. М-ва, а именно: его большой организаторский талант, умение руководить, подбирать помощников, умение располагать к себе кого надо, умение вызывать симпатию, свойственную ему корректность, умность, воспитанность, энергичность, находчивость, напористость, умение сосредотачиваться и направлять усилия в нужном направлении. Умение использовать время и средства, умение воодушевлять своих сотрудников.

22. Очень большую помощь оказывают бр. М. его личная безупречная жизнь, примерная семейная жизнь, безупречная репутация. Бр. М-в — сам энтузиаст дела, которым он руководит. Он знает языки, имеет большой запас хороших книг, которыми охотно делится с просящими.

23. Но, быть может, наибольшую помощь в общем успехе дела дает ему именно свежая, смело им перепечатываемая на пишущих машинках наша переводная литература. За ней отовсюду едут, и все просящие получают просимое.

24. Первым помощником бр. М-а является его верующая, добродетельная, энтузиастка и неутомимая труженица, жена А. Гр. Ее искренняя доброта и энергия неистощимы. В результате все вокруг рады, обслужены и искренне довольны. Она — пример истинной помощницы.

25. Второй помощницей бр. М-ва является его весьма одаренная дочь. Она и толковая переводчица, и музыкантша, и регент, и поэт, и композитор, и режиссер. Это — настоящий клад для семьи бр. М-ва и для всего возглавляемого им дела.

26. Этим далеко не исчерпываются все положительные стороны согласованной работы как бр. М. с семьей, так и бр. Т. с его семьей. Нельзя недоучитывать духа времени и всеобщего желания оживить нашу работу. Это — всеобщее желание на юге, а семьи собратьев М. и Т. весьма удачно этот дух поддерживают, и усилия многих направляют вперед. Другое дело, все ли здесь только хорошо и не является ли целесообразным кое-что и улучшить?

27. Таким образом, основа успеха нашего дела на юге — самоотверженное служение всего большого коллектива наших собратьев, а в основном, нашей тамошней молодежи. Талантливое руководство бр. М-ва, одаренность его дочери и всеобщий энтузиазм — дополнительно является большим благословением. Пока что в основном везде на юге, в том числе и в Р., происходит процесс собирания остатков некогда многочисленных наших общин и в особенности — собирание детей зачастую уже умерших наших собратьев. Дети эти — теперь цветущие молодые люди и женщины, — и составляют ту основную массу энтузиастов, которые достойны всяческой похвалы и могут быть хорошим примером для всех других общин. Помогает наша литература и обращение — одаренных и хорошо образованных новых членов…». [Заметки и впечатления по поездке на юг в 1957—1958 гг. (Отдельное приложение к общему пониманию и изложению задач современного адвентизма в СССР). Третье литературно-просмотренное издание. М., 1979. С. 4—12]. Ростов становится настоящей кузницей многих будущих видных служителей церкви: Игнатова И. М., Горбатюка Т. А., Титкова П. Г., Панченко П. Г., Зайцева В. С., Дмитриенко Я. П., Ворохова Г. Д, Паращука И. Ф., Бахмацкого П. Е., Кучерявенко В. И., Дубняка С. С., Зозулина М. С, Лебедева Н. М. и т. д. и т. д. Безусловно, такая деятельность Мацанова не могла не вызвать самой негативной реакции со стороны атеистических властей, видящих, что, несмотря на выдворение из Москвы, Павел Андреевич продолжает активную миссионерскую работу. Убедившись, что с самим Мацановым договориться о сворачивании работы, и особенно среди молодежи, нельзя, власти избирают другой путь. Вскоре из ВСАСДа за подписью Кулыжского С. П. и А. Ф. Парасея Мацанову приходит письмо следующего содержания: «???» Спустя время, увидев, что Мацанов не меняет своей позиции, Кулыжский и Парасей отправляют сходное письмо Совету Ростовской общины от … 1958 года, в котором призывается ограничить власть Мацанова и фактически приостановить миссионерскую деятельность. Однако совет ростовской церкви, понимая, что позиция Мацанова верна, а следование советам Кулыжского и Парасея приведет, в конечном счете, к остановке всей работы церкви, продолжает поддерживать Павла Андреевича. Последним организовываются и вдохновляются молодежные миссионерские путешествия по Кавказу. Одно из них описывает в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Мацанова. «Летом 1956 года Ростовская молодежь посетила рассеянных собратьев на Кавказе и в Закавказье. В один прекрасный августовский день, какие бывают только на юге, небольшая группа друзей в составе семи человек покинула Ростов, чтобы посетить тех, о которых сказано: «Сетующих о торжественных празднествах Я соберу; твои они…» (Соф. 3:18). Вот некоторые впечатления, о которых рассказывают участники той поездки: „Первое посещение было намечено в г. Сочи. Это прекрасный уголок, где вся природа напоминает об утерянном счастье, об Едемском саде, о вечной любви Отца к Своему творению. Глядя на великолепные деревья, на прекрасные цветы, сердце наполняется тоской о том вечном покое, который человек обретает только вблизи Бога. В этом курортном городе была небольшая группа верующих. Несмотря на все невзгоды, которые им пришлось пережить, они многие годы верно хранили в своих сердцах семя истины. Некоторые сильно постарели, их жизнь приближалась к закату, но огонь любви к истине продолжал гореть в их сердцах. В их жизни исполнилось чудесное обетование: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас» (Ис. 46:4). Когда-то давно здесь работал брат Григорьев. Некоторые еще помнили то время. На торжественное собрание из Лабинска приехала небольшая группа молодежи с музыкальными инструментами и присоединилась к нам. Маленькое помещение не вмещало всех слушателей, многие стояли у открытых окон и дверей. После долгих тридцати лет печали и молчания прозвучали гимны в сопровождении оркестра, и они были далеко слышны в тихий летний вечер… Мы вспомнили слова пророка Исайи, записанные в 30 главе 29 стихе: «А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню». Невозможно описать чувства, которые испытывали в те минуты присутствующие. Только те могут это понять, кто годами был разлучен со своими братьями. По щекам катились слезы радости и благодарности. Ангелы Божьи собирают эти слезы и, как жемчуг, кладут к ногам Того, Кто знает все печали и радости Своих детей. «Во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис. 63:9). «Он… возвеселится о тебе с радостью» (Соф. 3:17)“. Молодые братья говорили слова утешения и ободрения для тех, кто был лишен общения с народом Божьим. На собрании звучали песни, стихотворения, музыка в исполнении оркестра. Провели четыре богослужения. Уставшие дети Божьи получали силу, чтобы продолжать путь. Много было рассказано о вечных принципах истины, о скором пришествии Христа. Вознося благодарность Отцу Небесному за возможность посетить и ободрить Его рассеянное стадо, мы отправились дальше в путь.

БАТУМИ

Разместившись на палубе теплохода «Грузия», мы увидели великолепную картину черноморского побережья. Мы наблюдали за величественным морем, вспоминая, как Всемогущий Бог определил границу водам, сказав: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов 38:11). Мы смотрели на серебристые волны и думали о прекрасном тексте, который становился особенно понятным на море: «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:18). Мы проезжали замечательные южные города и вспоминали морские путешествия апостола Павла, когда он, посещая рассеянных собратьев, останавливался в различных городах. Нашей конечной целью был город Батуми, где проживала одна семья, которая любила и ожидала Христа. В 1902 году брат Григорьев принял истину благодаря свидетельству дедушки главы этого семейства. Для этой семьи было приятной неожиданностью принимать группу верующей молодежи у себя. Тепло и ласково встречали они нас. Отдохнув, подкрепившись и, в свою очередь, ободрив их словами великой надежды, мы продолжили свой путь.

ТБИЛИСИ

Из Батуми мы прибыли в столицу солнечной Грузии — Тбилиси. С большой любовью сестры, члены местной общины, готовились, чтобы как можно лучше принять нас. Нас поселили в прекрасной удобной квартире и накрыли богатые столы. Для нас, усталых путешественников, это было большим наслаждением. Сидя за столом в уютной комнате, мы вспоминали, как на пути в Тбилиси, в поезде, достали несколько последних помидоров и остатки хлеба. Вспоминали, как ночью, когда мы спали на палубе парохода, нас неожиданно застал дождь. Немного отдохнув, мы начали готовиться к вечернему богослужению. Задолго до начала богослужения в молитвенном доме начали собираться люди, чтобы встретиться с нами. Они все время смотрели в ту сторону, откуда мы должны были идти, и, увидев нас, вышли навстречу и приветствовали нас. В этот момент мы думали о том прекрасном дне, когда все верные соберутся, чтобы никогда больше не расставаться. Когда мы заняли свои места перед началом богослужения и склонили головы в молитве, многие из собравшихся плакали. За годы одиночества и гонений у каждого в душе накопилась невысказанная боль… Служение начали песней: «Господь, Спаситель мой, к Тебе взываю я: услышь мольбу мою». Глубокий смысл слов этой песни и прекрасная мелодия тронули всех, и мы не могли петь ее без слез. Такие минуты остаются неизгладимыми в сердце человека на всю жизнь. Об этих мгновениях ангелы делают записи в «памятную книгу о боящихся Господа и чтящих имя Его» (Мал. 3:16). Наши дорогие собратья оказывали нам особую любовь. Каждый хотел что-то сделать для нас, чем-то обрадовать. Одна пожилая сестра сказала: «Я ничего особенного не могу для вас сделать, но позвольте мне хотя бы брать для вас билеты на трамвай и автобус». В субботу утром эта старушка встретила нас на автобусной остановке, чтобы взять нам билеты. На вечернем субботнем богослужении было особенно много людей. Многие стояли в дверях и под окнами, внимательно слушая проповедь о великой надежде на скорое пришествие Христа. И в далекой Грузии прозвучали слова, которые согрели и обрадовали одиноких братьев и сестер. И вот уже спета прощальная песня «Бог с тобой, доколе встретимся». Слова этой песни наводят грусть, потому что приходится расставаться, но они так же вселяют надежду на скорую встречу, если будем верны Господу. После таких собраний нелегко прощаться. Уже несколько раз было объявлено о том, что собрание окончено, но никто не хотел уходить. Еще так много не сказано, хочется больше услышать, и так не хочется прерывать это чудесное святое общение! «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое» (Пс. 15:3).

ОРДЖОНИКИДЗЕ

Ранним воскресным утром мы распрощались с солнечной Грузией и через Кавказский хребет отправились в столицу Северной Осетии — г. Орджоникидзе. Мы неслись на открытой машине между скалами и над пропастями. Этот город мы уже посещали прошлым летом. Тогда наша небольшая группа и четверо местных жителей покинули город, чтобы провести субботу в горах. Теперь же нас ожидало переполненное людьми и украшенное цветами помещение. Дорогие друзья потрудились, чтобы как можно лучше встретить гостей. Для нас были приготовлены места. Пол был земляной, и под ноги нам постелили ковер. Собрание приветствовало нас песней «Привет вам, братья, сестры!» Несмотря на маршевый характер этой песни, многие плакали. Это были слезы радости. Местной молодежью также была приготовлена программа, и мы присоединились к ним. Наши молодые братья говорили слова ободрения и предостережения. Помещение было переполнено, с улицы кричали: «Снимите занавески с окон, чтобы нам было видно!» Собрание продолжалось четыре часа, но для всех время прошло быстро и незаметно. Пресвитер общины предложил продолжить собрание на следующий день, в понедельник. После окончания служения можно было наблюдать интересную картину: все люди разделились на отдельные группы. Каждый из нас рассказывал о чем-нибудь: о чудесных опытах, о незабываемых торжественных собраниях в Ростове, об услышанных молитвах и переживаниях. С необыкновенным интересом слушали столпившиеся дети о детском хоре в Ростове, о том, что даже маленькие мальчики и девочки тоже прославляют своего Спасителя. Когда все посетители ушли, мы, оставшись одни в небольшом кругу друзей, делились впечатлениями. Несмотря на полночь, никому не хотелось спать. В такие минуты, когда сердце переполнено великой радостью, счастьем и благодарностью Отцу Небесному за то, что Он дает нам возможность предвкушать неземную радость уже на этой земле, сон убегал. На следующий день мы посетили больных братьев и сестер, которые не могли быть на богослужении. Посетили одну сестру, которой уже исполнилось сто лет. Она была очень слаба, лежала в постели и почти не говорила. Когда мы начали петь, она словно ожила и сказала: «Я помню все, пойте еще, пойте!» Попрощавшись с нею, мы вышли во двор. Нас провожали ее восьмидесятилетняя дочь, которая тоже является нашей сестрой, и многочисленные внуки и правнуки. Вдруг, неожиданно для всех, пожилая сестра поднялась с постели и вышла во двор, чтобы еще раз увидеть нас. Долго она стояла у калитки и провожала нас взглядом, пока мы совсем не скрылись из виду. В этом городе была еще одна сестра, которой исполнилось 96 лет. Она посещала богослужения и приглашала на них других. О, вы, верные дети Божьи! Вы скоро будете облечены в юность, которая будет вечна! Несмотря на рабочий день, вечернее богослужение прошло прекрасно. Помещение снова было переполнено. Людей было даже больше, чем накануне. Некоторые влезали на деревья, чтобы что-то увидеть и услышать через окна. Большинство на таком собрании присутствовали впервые. Снова были произнесены слова наставления, прозвучали гимны в исполнении хора, дуэты, сольные выступления, читались стихотворения. И снова звучит последний гимн «Бог с тобой, доколе встретимся». Собрание закончилось, но никто не встал, чтобы уйти. Мы еще долго беседовали, делились впечатлениями, говорили о том дне, когда уже не будем расставаться. И хотя вечером мы со всеми попрощались, на следующий день, за несколько часов до нашего отъезда, квартира пресвитера начала наполняться людьми, которые хотели еще раз пожать нам руки и проводить на поезд. Одни несли нам еду на дорогу, другие срезали самые красивые цветы в своих садах, как последний привет любви. Итак, нас проводили до станции. Последние рукопожатия, слова благодарности и пожелания… В поезде много говорили обо всем пережитом, о той неземной радости, которую испытали мы, доставляя ее другим. Через шестнадцать часов мы прибыли в свой родной город Ростов, где могли приветствовать своих близких и друзей и рассказать им о своем чудесном путешествии». [Мацанова А., Мацанов П. По тернистому пути. Калининград: Янтарный сказ, 1995. С. 112—117]. Эти путешествия, во-первых, способствовали проповеди Евангелия, во-вторых, крепили между собой общины, в-третьих, крепили дружбу молодежи, приучающейся с юных лет к труду на ниве Божьей, а также любознательности в познании новых городов и мест. Молодежь тех лет, ставшая сегодня уже людьми преклонного возраста, с любовью хранит альбомы с фотографиями, запечатлевшими миссионерские путешествия тех лет. Помню, как во время визита в Киев, дома у Лидии Дмитриевны Нейкурс, я рассматривал несколько из таких альбомов. На их пожелтелых фотографиях на меня смотрели мои ровесники, только жившие в 1950-е годы. Виды Тбилиси, Пятигорска, Сочи, Орджоникидзе мелькали на них. И везде улыбки, рвение и посвящение, написанные на лицах. Как жаль, что сегодня мы порой часто не уделяем внимания подобному методу евангелизации. Но между тем, силы зла также не дремали. Наконец, через атеистические власти они принуждают Мацановых уехать из Ростова. Вместе со своей дочерью Павел Андреевич был вызван в отделение милиции, где им был отдан приказ в течение трех дней оставить город. Это было самое начало 1959 года. Но семья Мацановых не согнулась. Своим новым местом духовной работы она избирает Сибирь, где после сталинских репрессий и войны остались лишь очень немногие рассеянные члены церкви. Но, покидая Ростов, Мацанов оставлял на Кавказе около 1000 членов церкви (вместо около 300 на момент его прибытия), около 20 общин (вместо 4) и 21 служителя (вместо 4). И это было в то время, когда церковь находилась вне закона, когда практически все принадлежащие к ней подвергались гонениям, увольнениям с работы, исключениям из институтов и техникумов, насмешкам, порой, насилию в собственных семьях. Но Бог вел Свою церковь и благословлял тех пасторов и служителей, которые не согнувшись пред престолом Ваала, продолжали нести весть Евангелия и Истины. Поезд Мацановых между тем ехал из Москвы в Новосибирск…

Глава 9. Киевское совещание

Тем временем, пока Мацановы переезжали на новое место духовной работы, высказывание Мацанова о том, что никакие заигрывания с атеистической властью и уступки в вопросах истины не приведут ни к чему хорошему, а также не спасут Всесоюзную организацию церкви, получило свое полное подтверждение. И 12 декабря 1960 года в Совет по делам религий были приглашены председатель ВСАСДа С. П. Кулыжский и А. В. Ликаренко, бывший секретарем-казначеем ВСАСДа и пресвитером Московской общины. Там им объявили, что по решению правительства ВСАСД закрывается, что означало ликвидацию вообще адвентистской организации. Это горькое событие отображено в акте, составленном тогда же, 12 декабря, Кулыжским и Ликаренко.

«АКТ

1960 г. декабря 12 дня г. Москва.

Мы, нижеподписавшиеся, Председатель Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня Кулыжский Степан Павлович и Секретарь-Казначей Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня Ликаренко Адам Васильевич составили настоящим акт в нижеследующем:

12 декабря сего года в 13 часов, будучи позваны по телефону, мы прибыли в Совет по делам религиозных культов, где нас приняли: Член Совета Задорожный Павел Александрович ст. инспектор Совета — Букарин Александр Филиппович и Уполномоченный Совета по делам р/культов по г. Москве и Московской области Лишанков Евстафий Елисеевич и устно объявили, что Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня, за ряд нарушений законов о культах снят с регистрации. Письменного решения об этом нам не вручили, даже отказано было в нашей просьбе, чтобы таковое было прочитано. После этого, было предложено нам высказаться по этому делу.

Затрудняясь сразу, что либо сказать, ввиду неожиданности такого сообщения, спустя минуту молчания, мы заявили, что прежде чем произвести такую ликвидацию, нам необходимо пригласить во ВСАСД, членов Правления, которых в данное время, как показали тут же имевшиеся в Совете письменные данные, имеется 9 человек из числа избранных на последнем Пленуме ВСАСД — 11 человек. Необходимо также пригласить Ревизионную комиссию ВСАСД, для проверки работы в особенности в части финансов, после чего только можно было бы приступить к вопросу о ликвидации ВСАСД. На такое наше предложение был дан категорический отказ. На заданные нами вопросы: как будет поступлено с денежными средствами принадлежащими ВСАСД? С канцелярским и хозяйственным имуществом? С имеющейся во ВСАСДе библиотекой? Со всем письменным делопроизводством и архивом, хранящимся при канцелярии ВСАСД? — Нам ответили, что все денежные средства закрытых религиозных обществ, на основании тут же прочитанного пункта инструкции Министерства Финансов — переходят в фонд Государства. Канцелярское и хозяйственное имущество и все письменное делопроизводство ВСАСД, должно быть передано Уполномоченному Совета по делам р/культов по г. Москве.

В 15 часов того же дня Ст. Инспектор Совета по делам р/культов Букарин А. Ф. и Уполномоченный Совета Лишанков Е. Е. прибыли в канцелярию Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня, для ознакомления со всем, что имеется.

О чем составлен настоящий акт.

Кулыжский

Ликаренко». [Акт о снятии с регистрации ВСАСДа от 12.XII.1960 г.].

Неделей позже ими же было составлено заявление, направленное председателю Совета по религиозным культам и переданное 4 января 1961 года заместителю председателя Совета по религиозным культам Розанову Ф. В. Однако, все эти документы остались без внимания, а архив церкви, библиотека ВСАСДа изъяты, а на все средства в государственном банке — наложен арест. Таким образом, к 1961 году на территории СССР сложилось два основных духовных центра, являющихся уже оба неофициальными. Первый центр, возглавляемый Мацановым, объединял примерно 2/3 всех общин и столько же служителей. [Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурей. Киев: Джерело життя, 1997. С. 77]. Центр данной организации находился в зависимости от места жительства его руководителя Павла Мацанова, соответственно, в городах Ростове-на-Дону, Новосибирске, Харькове, Белгороде. Второй центр возглавлялся первоначально С. П. Кулыжским и находился в Москве. Попытку положить конец этому разделению, очень искусно поддерживаемому атеистическими властями, пытались осуществить на Киевском съезде 20 января 1965 года, на который съехались практически все проповедники из Украины, РСФСР, Молдавии, Белоруссии, Латвии и Эстонии. Всего 70 рукоположенных служителей в следующем составе:

Из Украины: Колбач Д. К., Васюков А. Д., Химинец И. В., Сильман П. Г., Павлюк А. В., Комаров В. А., Жукалюк Н. А., Хрипко С. М., Вовк Н. Л., Белинский Л. И., Капитан Ф. И., Байдала А. А., Смык С. А., Шульга А. Т., Кацель А. Г., Пролинский В. И., Кучерявенко В. И., Панченко П. Г., Сорокин В. И., Фищук Д. С., Норальский В. А., Доктор М. Г., Луцьо М. М., Бураковский П. П., Котырло Н. Д., Паладийчук Н. Г., Андрийчук И. Я., Арефьев О. Н., Бондарский В. Н., Березов Т. Х., Коновал Р. И., Гуменюк В. Д., Бурыло П. Л., Подолин П. И., Воронюк И. Ф., Жаловага Ф. А., Майданец И. Р., Коленда В. Ф., Шульга П. Т., Бранашко Т. И., Нестерук А. С., Заднепрук Г. И., Наконечный В. П., Дымань В. А., Андрийчук В. В., Конарев В. А., Шарлай Ф. А., Качур А. А., Яковчук М. С., Ярмоленко.

Из Молдавии: Мельник Ф. В., Гуменюк И. А.

Из Белоруссии: Якубчик Я. С., Попко М. Д.

Из Латвии: Меднис А. Я.

Из Эстонии: Кярмас В. Ю., Вирсалу Т. Д.

Из РСФСР: Кулыжский С. П., Мацанов П. А., Кулаков П. С., Кулаков М. П., Зайцев В. С., Дмитриенко Я. П.

И другие рукоположенные братья с разных мест Украины — 7 человек.

Руководителем съезда был единогласно избран Павел Мацанов, а секретарем — Петр Сильман, административной частью совещания руководил Дмитрий Колбач, пастор Киевской общины и руководитель АСД в Украине «мацановского» центра. Главная цель съезда, отображенная уже в проповедях Мацанова на тему «Единство церкви» и брата Мельника Ф. В. на тему «Организация и дисциплина в церкви» была в ликвидации возникшего разделения. После проповедей был решен вопрос о правах и полномочиях данного совещания. По этому вопросу в протоколе записано дословно следующее: «В связи с возникшим вопросом о том, имеем ли мы право решать вопрос проповедника, принадлежавшего к бывшему ВСАСДу, было дано объяснение, что данное собрание имеет право решать подобные вопросы, так как в числе собравшихся присутствует большая часть бывших членов ВСАСДа. Всему собранию было предложено принять следующее решение: данное собрание имеет право решать духовное состояние любого проповедника, независимо от занимаемой им должности или прошлой принадлежности к бывшему ВСАСДу. Это решение было принято единогласно». [Протокол совещания проповедников и пресвитеров общин АСД, состоявшегося в г. Киеве 20 января 1965 года. С. 2]. В ходе долгих и сложных дебатов было принято решение лишить за раскольническую деятельность сана проповедника пастора Парасея А. Ф. и предложить Киевской общине исключить его из членов церкви. Подобные меры были предложены к еще нескольким служителям. [Протокол. Указ. соч. С. 3—4]. Далее предлагались меры к исправлению допущенных нарушений в ряде общин Украины. Рекомендовалось брату Кулыжскому исправить вызванные им замешательства на местах [Там же. С. 5], а также, ответственность по церквям АСД по Украине возлагалась на 7 проповедников (Колбача Д. К., Васюкова А. Д., Химинца И. В., Сильмана П. Г., Павлюка А. В., Комарова В. А., Жукалюка Н. А.). [Там же. С. 6]. В заключение было принято решение направить в общины АСД циркулярное письмо со всеми принятыми решениями. Оценка данного Киевского совещания весьма полно проведена в работах Жукалюка Н. А., в том числе, совместно с Парасеем А. Ф. и Юнаком Д. О., названия которых приведены в конце данной книги. В рамки настоящей работы, посвященной очерку жизни П. А. Мацанова, не входит задача всестороннего анализа как в целом истории церкви того периода, так и Киевского совещания. Это должно стать целью другой работы, написанной с учетом архивных материалов, воспоминаний противостоящих сторон и их комплексного анализа. Желательно также, конечно, чтобы она проводилась, с одной стороны, компетентным, а с другой — не заинтересованным и, тем более, не участвующим в тех событиях лицом, что, конечно, не может не сказываться на личных оценках человека. Это общее правило, устоявшееся уже столетия в исторической науке. Также, видимо, его комплексная беспристрастная оценка возможна будет спустя определенное время, так как наличие живых участников тех событий и их ближайших родственников создают объективные, вполне понятные затруднения. Подводя же, в общем, итог Киевскому совещанию, отметим несколько моментов. Первое. Все решения на нем принимались единогласно, хотя позднее и делались попытки как-то оспорить этот факт. Второе. Съезд не достиг желаемого единства, но, напротив, его еще более усугубил. Однако причины этого усугубления участники событий тех лет видят по-разному: одни в очень жестких и необоснованных решениях съезда, который они даже называли «судилищем или пародией на съезд» [Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Указ соч. С. 78], другие — в явно недостаточной подготовке самого совещания, в ходе подготовки вопросов которого не были задействованы служители различных центров. [Теппоне В. В. Из истории церкви АСД в России. Калининград: Янтарный сказ, 1993. С. 128]. Третьи, в частности, А. М. Демидов, — в давлении на участников съезда его организаторами. Четвертые, — напротив, приветствуя сам съезд и его решения, видели причину его неудачи в следующем: «Добрые намерения покончить с разделением и привести в порядок все разногласия в общинах, чтобы продолжить стройную работу, не осуществились. Те, которых коснулись решения съезда, а также их единомышленники, просто игнорировали эти решения, хотя сами голосовали за полномочия съезда. Они продолжали свою деятельность, создавая сепаративную организацию церкви, разделились на принимающих решения съезда и не принимающих эти решения. Те, кто принял решения съезда, продолжали сотрудничать с П. А. Мацановым». [Чернявскис Э. П. А. Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе с 1960 по 1981 г.г. Рига: Патмос, 1997]. Третье. Многие проблемы, приведшие к разделению и, в частности, давление и вмешательство атеистической власти, в том числе и через своих агентов, не могли быть открыто подняты на Киевском совещании, что также создавало определенную недоговоренность и мешало прийти к выработке необходимых мероприятий. Однако, лишь в вечности мы узнаем ответы на все интересующие нас вопросы, разобравшись в истинной подоплеке многих событий. Но как бы то ни было, атеистические власти ни в коей мере не были заинтересованы в достижении церковного единства, тем более во главе с П. А. Мацановым. Раскол и гонения нарастали. Но Бог продолжал вести Свой народ. И предсмертное завещание Генриха Лебсака: «Работайте, братья! Работайте! Ибо дело Божье как река, которую ничто не в силах остановить!» претворялось верующими в жизнь. И вскоре силы зла вновь ощутили свое новое поражение, когда Божьей Истиной стали освещаться необозримые просторы Сибири.