Заключение

Божественная инспирация дает внутренний, авторитетный для себя самого, оценивающий себя критерий каноничности. Брюс Мецгер настаивал на том, что «канон завершен тогда, когда написаны книги, принадлежащие к нему по своим принципам»136. В тот момент, когда завершается написание инспирированной книги, эта книга становится каноничной. Каноничность — это не некий титул, который мы присваиваем писаниям Ветхого и Нового Завета. Каноничность — это внутреннее, неотъемлемое качество книг Библии. Признание того, что инспирированное Писание имеет канонический статус, вовсе не дарует ему этого статуса. Библия была каноничной до того, как ее каноничность была признана каким-либо сообществом верующих.

Разница между каноническими писаниями и позднейшей церковной литературой — не в каких-либо постановлениях религиозных обществ. Она теологически обусловлена. Сам Бог участвовал в создании библейских произведений через инспирированных Им пророков/апостолов. Поэтому только Бог наделяет Священное Писание статусом канона. И именно благодаря Богу эти писания признаны тем, чем они и являются по своей внутренней, инспирированной природе.

Мы вполне можем согласиться с таким заключением: «Церковь не создавала канона, но пришла к признанию, принятию и подтверждению качества определенных документов, которые как таковые стоят над Церковью. Если упустить этот факт из виду, то можно прийти к серьезному конфликту не с догмой, но с историей»137.

Даже если отдельные отцы Церкви и утверждали, что были наделены некоторой инспирацией, которую лучше всего можно определить как просвещение Святым Духом, их претензии лишь подтверждают существование предшествующей им фундаментальной и окончательной пророческо-апостольской инспирации Писания и его канонический авторитет138. Внутренний, Божественный авторитет Библии, основанный на ее Божественном происхождении в результате инспирации, делает ее постоянной канонической нормой веры и церковной жизни.

Библейские книги стали «каноническими потому, что никто не мог воспрепятствовать им сделаться таковыми»139. Поэтому «авторитет канона основан на самом каноне»140. Таким образом, Библия не является созданием Церкви141. «В конечном счете, каноничность была основана не на человеческих постановлениях, но на Божественной инспирации: признание внутреннего авторитета предшествовало канонизации»142. Мы можем сказать, что внутренний авторитет, данный через Божественную инспирацию, как подразумевает, так и влечет за собою каноничность. Через процесс инспирации Бог стремился сделать библейские Писания каноническими и имеющими авторитет в самих себе. Признание канона является второстепенным актом, который, конечно же, совершается под водительством Духа Святого, но который не является определяющим для природы канона библейских Писаний. Каноничность первична. Уникальным образом она основывается на «пророческой» (для ВЗ) и «апостольской» (для НЗ) инспирациях, облекая «слово Божие» в доступную для человека форму, понятную во все времена и в любой точке земного шара. Канонизация является указанным Богом внутренним процессом, основанным на воздействии свыше, инспирации. Различные попытки объяснить канонизацию всего лишь как человеческий процесс, как наделение библейских произведений авторитетом, придание им статуса, которого бы они не имели по своей внутренней природе, или как наделение библейских писаний особыми качествами по решению религиозной общины, не согласуются с теми свидетельствами, которые содержатся в Библии. Каноничность покоится на самих библейских Писаниях и на их происхождении посредством Божественной инспирации.

Сноски

1 Albert С. Sundberg, Jr., «The Bible Canon and the Christian Doctrine of Inspiration,» Interpretation 29 /197 5), р. 352; James Barr, Holy Scripture. Canon, Authority, Criticism (Philadelphia: Wesminster Press, 1983), p. 74.

2 Типичные примеры: R. L. Harris, Inspiration and Canonicity of the Bible (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1957); N. L. Geisler and W. E. Nix, A General Introduction to the Bible (Chicago: Moody Press, 1968), pp. 136 — 147; Milton С. Fisher, «The Canon of the Old Testament, « The Expositor’s Bible Commentary, ed. F. Gaehelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1979), 1:385 — 392; и многие другие.

3 Ключевые высказывания собраны в книге, изданной Ernst Kasemann, Das Neue Testament als Kanon (Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1970). Также обратить внимание га большие публикации: Н. von Campenhausen «The Formation of the Christian Bible» (Philadelphia: Forterss Press, 1972); Kurt Aland, «The Problem of the New Testament Canon» (Oxford: A. R. Mowbray & Co., 1972); Davud L. Dungan, «The New Testament Canon in Recent Study», Interpreter’s Bible Dictionary. Supplementary Volume (Nashville: Abingdon, 1976, pp. 130 — 136; Jack N. Lighthouse, «The Formation of the Biblical Canon in Judaism of Laye Antiquity: А Prolegomenon to a General Assessment», «Studies in Religion 8/2 /1978), pp. 135 — 142; Leander E. Keck, «Scripture and Canon», «Quaterly Review 3/4 /1983), pp. 8 — 26; William Farmer and Denis Farkasfaivy, «The Formation of the New Testament Canon» (New York: Paulist Press, 1983); Jean Daniel Kaestii and Otto Wermelinger, «Le Canon de I’Ancien Testament. Sa formation et son histore.» (Geneva: Labor et Fides, 1984); Н. P. Ruger, «Der Umfang des alttestamentlichen Kanons in den verschiedenen kirchlichen Traditionen», «Die Apokryphenfrage im oekumenischen Horizont» (Stuttgart: W. Kohlhammer, 1989), pp. 137 — 145; Odil Н. Steck, «Der Abschluss der Prophetie im Alten Testament, Ein Versuch zur Frage der Vorgeschichte des Kanons» (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1991); С. Dohmen and M. Oeming, Biblischer Kanon — warum und wozu? Eine Kanonteologie (Freiburg: Herder, 1992)

4 См. Hartmut Stegemann, «Die Mitte der Schrift» aus der Sicht der Gemeinde von Qumran, «Die Mitte der Schrift? Ein judisch-christliches Gespraech, eds. M. Klopfenstein et al. (Bern: Peter Lang, 1987), pp. 149 — 184.

5 Такие публикации, как Harry У. Gamble, The New Testament Canon: Its Making and Meaning (Philadelphia: Fortress, Press, 1985); Roger Beckwith, The Old Testament Canon of the New Testament Church (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1985); Lee M. MacDonald, The Formation of the Christian Biblical Canon (Nashville: Abingdon Press, 1988); F. F. Bruce, The Canon of Scripture (Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1988); Ingo Baldermann et al. eds., Zum Problem des biblischen Kanons (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1988); and Gerhard Mauer, ed., Der Kanon der Bibel (Wuppertal: Brockhaus Verlag, 1990) служат доказательством этого продолжающегося интереса.

6 Типичный пример этого взгляда представляет А. С. Sundberg, «Canon of the New Testament», «Interpreter’s Bible Dictionary. Supplementary Volume (Nashville, TN: Abingdon, 1976), p. 137: «Нельзя более употреблять термины «писание» и «канон» как синонимы. Церковь получила «писания», т. е. религиозные писания, которые были в некотором смысле рассматриваемы, как авторитет для иудаизма; но Церковь не получила канон, т. е. закрытое собрание писаний, в которое ничто не могло быть добавлено, ничто не могло быть убавлено.» Сандберг принимает ныне уже устаревшую точку зрения, что канон ВЗ был «закрыт» в Джамине около 90 г. по Р. Х. (ibid.)

7 Например, A. Jepsen, «Zur Kanongeschichte des Alten Testaments,» Zeitschrift fer die alttestamentliche Wissenschaft 71 /1959), pp. 114 — 136; indem, «Kanon und Text des Alten Testaments,» Theologische Zeitschrift 21 /1965), pp. 358 — 370; Diminique Barthelemy, «L’Etat de la Bible juive depuis le debut de notre ere jusqu.’ a la deuxieme revolte centre Rome /131 — 135),» Le canon de I’Ancien Testament. Sa formation et son histoire, eds. J. -D. Kaestii et 0. Wermelinger (Geneva: Labor et Fides, 1984), pp. 9 — 45; Hartmut Gese, «Die dreifache Gestaltwerdung des Alten Testaments» Mitte der Schrift? Ein judisch-christlisches Gesprtch, ed. Martin A. Klopfenstein et al. (Bern: Peter Lang, 1987), pp. 229 — 328;

Shemaryahu Talmon, «Heiliges Schrifttum und Kanonische Becher aus judischer Sicht — Uberlegungen zur Ausbildung der Grosse «Die Schrift» im Judentum,» Mitte der Schrift?, pp. 45 — 97.

8 Каждый новый труд о формировании канона Нового Завета обсуждает эти критерии.

9 Stuhlmaher, Biblische Theologie des Neuen Testaments, 1: 2 — 3, говорит об «экклесиастичком [церковном] каноне» и констатирует, что «Новый завет есть экклесиастичный канон ранних христианских книг, которые являлись основными для христианской веры и в которых происхождение и определение церкви было в основном принимало участие» (выделено мной) (стр. 3) Этот взгляд, похоже, констатировали многие другие либеральные протестантские теологи во второй половине этого столетия.

10 Martin Luther, Weimar Ausgabe, 3. 452

11 Martin Luther, Weimar Ausgabe, 48. 31

12 Martin Luther, Weimar Ausgabe, 3. 515, pp. 403 — 404

13 Ellen G. White, The Great Controversy, p. 8

14 Обычно заостряют внимаие на том, что греческое слово kann заимствовано из еврейского qaneh, «тростник, жезл»

15 См. Н. W. Beyer, «kanon, « Theological Dictionary of the New Testament /1982), III: 596 — 598

16 См. дискуссии е Hsrry Hamble, The New Testament Canon (Philadelphia:

Fortress Press, 1985), pp. 15 — 18; Bruce, The Canon of the Scripture, pp. 1, 13, 63;

Theodor Zahn, Grundriss der Geschichte des neutestamentlichen Kanons (Leipzig:

Hinrichs, 1904), pp. 1—14

17 Alexander Sand, Kanon. Von den Anfangen bis zum Fragment Muratorium(Freiburg/Basel/Wien: Herder, 1974), 8—11

18 MacDonald, p. 40

19 Bruce, The Canon of Scripture, 18

20 Sand, p. 9

21 Buyer, III: 598

22 Beyer, III: 599

23 Sand, p. 9

24 Bruce, The Canon of Scripture, 17; Sand, p. 9

25 R. P. C. Hanson, Origin’s Doctrine of Tradition (London: SCM Press, 1954). 93

26 Bruce Metzger, The Canon of the New Testament (Oxford: Oxford University Press, 1987), 282 — 88

27 Цитируется у Bruce, The Canon of Scripture, 18

28 Bruce, The Canon of Scripture, 36

29 A. Maichle, Der Canon der biblischen Bucher und das Konzil von Trient (Freiburg: Herder, 1929), 74 — 99; Ziegenaus, 218—220

30 Anton Ziegenaus, Kanon: Von der Vaterseit bis гиг Gegenvart (Freiburg/ Basel/Wien: Herder, 1991), 220

31 См. Josephus, Contra Apionem, I, 38 — 42

32 Иуд. 14 — 15 ссылка на апокрифическую книгу 1 Еноха. Кстати, Иуда не цитирует книгу, он цитирует человека, патриарха Еноха.

33 Bruce M. Metzger, An Inroduction to the Apocrypha (New York, 1957), p. 177

34 Metzger, An Inroduction to the Apocrypha, pp. 172, 262

35 Josephus, Ant. 1. 13; 10. 63; Introd. to Ecclesiasticus; Philo, Vit Cont., pp. 25, 28; 2 Мак. 2: 13 — 14; Baba bathra 14a-b

36 См. лист Оригена 22 книг Ветхого Завета в Eusebius, Eccl. Hist. 1. 25

37 Gillis Gerleman, «dabar Wort,» Theologosche Handworterbuch zum Alten Testament, eds. E. Jenni and C. Westermann (Munich: Kaiser, 1971), 1: 439, составивший список только 242 употреблений. Наши употребления пришли из компьютерного изучения Еврейской Библии.

38 Исх. 23: 36; 24: 3 — 4: Числа 11: 24; Иис. Н. 3: 9; 1 Цар. 8: 10; 15: 1; Иер. 36: 4, 6, 8, 11; 37: 2; 43: 1; Иез. 11: 25; Амос 8: 11; 2 Пар. 11: 4; 29: 15

39 Иер. 23: 36; Ездр. 9: 4; 1 Пар. 25: 5

40 Иез. 6: 3; 25: 3; 36: 4

41 Суд. 3: 20; 1 Цар. 16: 23; 3 Цар. 12: 22; 1 Пар. 17: 3

42 Ludwig Koehler, Old Testament Theology (Philadelphia: Westminster Press, 1957), p. 106

43 Ibid., pp. 106 — 107

44 0. Grether, Name und Wort Gottes im Alten Testament (Berlin: W. de Gruyter, 1934), pp. 71 — 77, для добавочных текстов.

45 Заметьте также выразительность «десятисловия» для Десяти Заповедей (Исх. 34: 28; Втор. 4: 13; 10: 4)

46 Included in this counting are the variations with insertions such as Adonay in 92 usages and other variations. See D. Vetter, «ne’um Ausspruch,» Theologisches Handworterbuch zum Alton Testament, 2& 1

47 H. Eising, «ne’um,» Theologisches Worterbuch zum Alien Testament, eds. G. J. Botterweck and Rinngren (Stuttgart: W. Kohlhammer, 1984), 5″ 120

48 Это использовано 11 раз в Исх. (Исх. 4: 22, и т. д.). дважды в Иис. H. (Иис. H. 7: 13; 24: 2), однажды в Суд. /б: 8), восеми раз el—2, Цар., 33 раза в 3 — 4 Цар., 10 раз в 1 — 2 Пар., 27 раз в Ис., более 150 раз в Иер. и несколько раз в других пророческих книгах.

49 W. H. Schmidt, ««amar, sagen,» Theologisches Handworterbuch гит Alton Testament, 1: 214

50 Мф. 5:17; 7:12; 11:13; (в обратном порядке); Лук. 16: 16, 29; 24: 27; Иоан. 1: 45; Деян. 13: 15; 24: 14; 26: 22; 28: 23; Рим. 3: 21

51 W. Wiefel, Das Evangelium nach Lukas «Theologisches Handkommentar zum MT» (Berlin: Evangelische Verlagsanatalt, 1988), p. 411

52 E. Schweizer, Das Evangelium nach Matthaus «Das Neue Testament Deutch» (Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1973), p. 324

53 Otto Michel, Der Brief an die Romer (Gottingen: Vandenchoeck & Ruprecht, 1963), pp. 390 — 91 n.4

54 W. Friedrich, «propheties,» Theological Dictionary of the New Testament / 1968), 6: 832

55 Это может найти дополнительное подтверждение в комбинации двух категорий лиц, основавших христианскую церковь, как упоминалось в выражении «основание апостолов и пророков» (Еф. 2: 20; ср. 3: 5)

56 В Новом Завете ученики Христа — «Апостолы» (Map. 3:16—19; Матф. 10: 2 — 4; Лук. 6: 13 — 16; Деян. 1: 13, 23, 26, и т. д.). Павел также назван апостолом /I Кор. 1: 1; 2 Кор. 1: 1; Кол. 1: 1; Еф. 1: 1; 1 Тим. 1: 1—2:2 Тим. 1: 1, 11; Turn. 1: 1)

57 Это очевидно из использования «(книг) закона Моисея» в Иис. H. 8: 31 — 32; 23: 6; 1 Цар. 2: 3; 2 Цар. 14: 6; 23: 25; 2 Пар. 23: 18; 30: 16; Ездр. 3: 2; 7:

6; Неем. 8: 1; Дан. 9: 1, 13; Мал. 4: 4

58 См. Gerhard F. Hasel, Speaking in Tongues. Biblical Speaking in Tongues and Modem Glossolalia (2nd ed.; Berrien Springs, MI: Adventist Teological Society Publications, 1994)

59 Bruce, The Canon of the Scripture, p. 264

60 Дополнительные отрывки: Рим. 4: 3; 9:1 7; 10: 11; 11: 2; Гал. 3: 8; 4: 30;

Иак. 2: 8; 4: 6; 1 Петра 2: 6; 2 Петра 1: 20

61 Ис. 8: 1; 30: 8; Иер. 30: 2; 36: 2, 28; Авв. 2: 2; ср. Исх. 17: 14; 24: 4; 34: 1, 27; Втор. 27: 3; 31: 19, 24 — 26; 2 Пар. 26: 22; Неем. 9: 38

62 Bruce, The Canon of the Scripture, p. 264

63 См. непревзойденное исследование Benjamin В. Warfield, The Inspiration and Authority of the Bible (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing House, 1970), pp. 245 — 296

64 E. G. Selwyn, The First Epistile of St. Peter (London: Macmillian, 1946), pp. 134, 262 — 263

65 Альтернативный перевод — один при условии в NASB, «Вы ищете в Писаниях». Различие в переводе наважно для нашего исследования термина «Писание»

66 W. Schrenk, «graphe as Holy Scripture,» Theological Dictionary of the New Testament /1964), 1: 755

67 W. Schrenk, «gramma in NT usage,» Theological Dictionary of the New Testament /1964), 1: 765

68 W. Schrenk, «graphe as Holy Scripture,» 1: 754

69 Это допущено Rainer Riesner, «Ansatze гиг Kanonbildung im Neuten Testament,» Der Kanon der Bibel, ed. Gerhard Maier (Giessen:

Brunnen Verlag, 1990), p. 157, который предполагает, что с этим исключением назначение «Писания» для новозаветних книг найдено иначе только в середине второго столетия Н. Э. (2 Клем. 2: 4)

70 Simon Kistemaker, «The Canon of the New Testament,» Journal of the Evangelical Theological Society 20/1 /1977), p. 8

71 F. D. Nichol, ed. «2 Peter,» Seventh-day Adventist Bible Commentary (Washington, DC: Rewiew and Herald, 1957), 7: 618; Karl Hermann Schelkle, Die Petrusbriefe. Der Judasbrief «Hthk 13/2» (Freiburg im Breisgau: Herder, 1980), pp. 236 — 238

72 Bruce, The Canon of the Scripture, p. 120

73 Bruce, The Canon of the Scripture, p. 265

74 Так KJV, NASB, TEV, NIV, NRSB, и т. д.

75 Вопрос синтаксиса связан с положением прилагательного theopneustos, «богодухновенный». В предложении, как говорилось, прилагательное стоит в аттрибутивной позиции, «богодухновенное Писание». Это выражение является параллельноым такой фразе, как «священное Писание» в стихе 15. В наиболее распространенном переводе «все Писание богодухновенно» прилагательное стоит в предикативной позиции, которая кажется более естественной. Именно по этой причине такие исследователи, как, например, Джеймс Барр, «отказываются делать четкие различия между этими двумя возможностями.» (Beyond Fundamentalism: Biblical Foundations for Evangelical Christianity [Philadelphia: Westminster, 1984], p. 1).

76 С. F. D. Moule, An Idiom-Book of Nre Testament Greek (2nd ed., Cambridge: Cambridge University Press, 1960), p. 95

77 Barr, Beyond Fundamentalism, p. 1

78 Schrenk, «grapho,» I: 754

79 Утверждение, что Павел использовал неканоническую литературу являлосъ предметом дискуссий на протяжении 250 лет. Превосходный и сбалансированный просмотр этого спорного вопроса проведен Е. Earle Ellis, Paul’s Use of Old Testament (Grand Rapids, MI: Baker Books House, 1991), pp. 34 — 37, 76 — 84

80 Дата закрытия канона 200 г. до Н. Э. поддерживается I. N. Eybers, «Some Remarks about the Canon of the Old Testament,» Theologica Evangelica (Univ. of South Africa) 8 /197 5), р. 116

81 Sid Z. Leiman, Canonization of the Hrebiew Scripture. The Talmudic and Midrashic Evidence (Hamden, CT: Almond, 1076), p. 20 Этот том является опубликованной версией его диссертации 1970 года, относящейся к следующей сноске.

82 Sid Z. Leiman, The Talmudic and Midrashic Evidence for the Canonization of the Hrebiew Scripture (PhD dissertation, University of Pensilvania, 1970), p. 48

83 Опубликование в Германии в Mitte der Schrift?, eds. M. Klopfenstein et al. (Bern: Peter bang, 1087), pp. 45 — 79

84 Ibid., pp. 50 — 52

85 Ibid., p. 54

86 Ibid., p. 57

87 Ibid., p. 58

88 Ibid.

89 Ibid.

90 Ibid., p. 59

91 Ibid., pp. 60 — 69

92 Ibid., p. 75

93 Ibid., p. 79

94 Hershel Shanks в своем предисловии к David Noel Freedman in Bible Rewiew 9/6 (December 1993), p. 28

95 David Noel Freedman, «Canon of the Old Testament,» Interpreter’s Bible Dictionary. Supplementary Volume (Nashville, Ahingdon, 1976), pp. 130 — 136

96 David Noel Freedman, «How to Herhiew Bible and the Christian Old Testament Differ,» Bible Rewiew 9/6 (December 1993), pp. 28 — 39, esp. p. 39

97 Beckwith, The Old Testament Canon of the New Testament Church, p. 312

98 Ibid., p. 406

99 Meredith G. Kline, The Scripture of Biblical Authority (rev. ed. ; Grand Rapidc, MI: Edermans, 1972); idem, «The Correlation of the Concepts of Canon and Covenant,» New Perspectives in the Old Testament, ed. J. Barton Payne (Waco, TX:

Word Books, 1970), pp. 265 — 279

100 Kline, The Structure of Biblical Authority, p. 43

101 Ibid.

102 Ibid., p. 71

103 Ibid.

104 Ibid., p. 75

105 Robert I Vasholtz, The Old Testament in the Old Testament Church. The Literal Rationale for Old Testament Canonicity. «Ancient Near Eastern Texts and Studies, Vol. 7» (Lewiston: Edwin Mellon Press, 1990)

106 Ibid., p. 2

107 Ibid., p. 9

108 Ibid., p. 20

109 Ibid., pp. 20 — 33

110 Ibid., p. 47

111 Ibid.

112 Ibid., p. 49

113 Ibid.

114 1 Цар. 2: 34 = 4: 11; 15: 1-2= 15:7 — 8; 30: 7 — 8 = 30: 17 — 20; 2 Цар. 3: 18 = 5: 17-21= 8: 1; 7: 12 — 13 =3 Цар. 2: 24; 2 Цар. 12: 11—12= 16: 21 — 22; 12: 14 = 12: 18; Для 3-4 Цар. см. 3 Цар. 11: 31-9 и 14: 2 = 12: 15 — 17;

3 Цар. 13: 3 — 13: 5; 3 Цар. 13: 8, 17, 22 = 13: 26; 3 Цар. 14: 7 — 13 = 17 — 18;

16: 2 — 4 = 16: 11 — 12, и многие другие примеры в 3 — 4 Царств.

115 Vasholtz, p. 54

116 Ibid., p. 57

117 Ibid., pp. 58 — 68

118 Ibid., p. 67

119 J. W. Wenham, Christ and the Biblr (London: Tyndale, 1972), 134, заявляющий: «Нет оснований быть уверенным, что канон Ветхого Завета есть существенно канон Ездры., также, как Пятикнижие было существенно каноном Моисея.

120 Утверждение «После смерти последних пророков Израиля — Аггея, Захарии и Малахии — (божественное или пророческое) вдохновение было отнято от Израиля, (b. San lla; Tos Sot ed. Zuckermandel 318, 21 — 23; b Sot 48b; Yom 9a), цитируемое у Talmon, «Heiliges Schriftum,» 74 может быть показательным в этой связи.

121 Это показано у Leiman, Freedman и Beckwith. Позднее также включаются соглашения Есфири в то время.

122 См. Gerhard F. Hasel, «Establishing a Date from the Book of Daniel,» Synposium on Daniel, ed. Frank B. Holbrook. «Daniel and Revelation Committee Series, Vol. 2.» (Washington, DC: Biblical Research Institute, 1986), pp. 84 — 164

123 Это выражение использовано by War field. The Inspiration and Authority of the Bible, p. 412

124 Edward J. Yong, «The Canon of the Old Testament,» Revelation and Bible, ed. Carl F. H. Henry (Grand Rapids, MI: Backer, 1958), p. 162 пишет, что «можно с уверенностью утверждать, что отрывки, призванные содействовать идее, что Ездра «канонизировал» некоторую часть Писаний Ветхого Завета, не принесли желаемого результата. Ни Ездра, ни Неемия, ни люди Великой Синагоги, ни консул Джамины не канонизировали ни Ветхий Завет, ни какую-либо его часть.»

125 Подобное заключение описано у Young, p. 162: «Все очевидное содействие позиции, что книги Ветхого Завета, будучи богодухновенными, были последовательно авторитетны, и были признаны со времени их первого появления.»

126 Н. К. Ohig, Die theologische Bergundung des neutestamentlichen Kanons in der Alton Kirche (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972), pp. 57 — 156

127 Gamble, The New Testament Canon, p. 68

128 В. F. Westcott, The Epistle to the Herbiews (reprint; Grand Rapids, MI:

Edermans, 1974), Ixiii-lxv, для доказательства того, что обсуждалось в Риме.

129 Gerhard Maier, Biblische Hermeneutic (2nd ed.; Wuppertal: R. Brockhaus, 1991), p. 124

130 Ibid.

131 Geoffry Mark Hahneman, The Muratorian Fragment and tne Development of the Canon (Oxford: Clarendon, 1992) обсуждающий, как Sundberg («Canon Muratori: A Fourth Century List,» Harward Theological Rewiew 66 [1973], pp. 1 — 41) перед ним, что Мураторский Фрагмент датирован четвертым веком, а не вторым. Это позднее датирование is not significant once the idea of canonicity is not tightly linked со списком канонических книг, как показывает процесс канонизации. Для обратной возможности позднего датирования см. Е. Ferguson,»Canon Muratory: Date and Provenance,» Srudia Patristica 18/2 / 1982), pp. 677 — 683

132 Первый список, содержащий 27 новозаветнихкниг, которые составили наш Новый завет при условии Афанасия в его одноименном Восточном Письме, датирован 367 годом Н. Э. Текст см. в Bruce, The Canon of the Scripture, pp. 208 — 209

133 Hans von Campenhausen, Die Entstehung der christlichen Bibel (Tubingen, 1972), p. 382 n. 12

134 К. Aland, «Das Problem des neutsetamentlichen Kanons,» Neue Zeitschrift fur Systematische Theologie 4 /1962), p. 147

135 Bruce M. Metzger, The Canon of the New Testament: Its Origin, Development, and Significance (Oxford: Clarendon Press, 1987), p. 287

136 Bruce M. Metzger, The Canon of the New Testament: Its Origin, Development, and Significance (Oxford: Clarendon Press, 1987), p. 287

137 Ibid.

138 Тертуллиан заявляет: «What we ourselves, that also Scripture are from the beginning» (On Prescr. 38) The prioirty of «Scriptures» is the standard for what is later.

139 William Barclay, The Making of the Bible (London, 1961), p. 7 8, говорящий о Новом Завете.

140 Von Campenhausen, Die Entstehung der christlichen Bibel, p. 382 n. 12

141 D. В. Knox, «Problems of the Canon,» The Reformed Theological Rewiew 36 /1977), 11: «Ни решение церкви или консула, ни возрастающее христианское принятие, не могут даровать каноничность книге. Что христианство сделало было признано каноническим.»

142 Ronald Yongblood, «The Process: How We Got Our Bible,» Christianity Today 32/2 (Feb. 5, 1988), p. 26