Глава 4. Сила культуры — вопросы компетентности

Я понял, что папа был строг ко мне и суров со мной, потому что мальчик

должен чего-то достичь, а Куколка Мери — нет, ведь она девочка.

Вилл Твиди, «Холодное дерево сэсси» Олив Энн Бёрнс

«…а Куколка Мери — нет, ведь она девочка». Это почти Ж кредо Вилла Твиди, весёлого юного рассказчика из за-____ бавного повествования Олив Энн Бёрнс о жизни в маленьком южном городке, и именно оно встряхнуло меня, заставив проснуться. Довод, который рефреном звучит в речи четырнадцатилетнего мальчика, полностью отражает то наследство, которое наши дочери, вырастая, получают от общества и берут с собой во взрослую жизнь. Можно было бы сказать: «Я думаю, что мы, граждане 90-х, выросли вдали от этих старорежимных установок». Но в сознании очень многих укрепилась мысль, что девочкам не нужно «добиваться чего-то», ибо, вырастая, они выходят замуж, рожают детей и зависят от того, что сделает для них муж.

Как мы уже подчёркивали в своей книге: то, кем наши дочери рождаются, и то, какими они вырастут, зависит от влияния четырёх мощных сил — биологической, психологической, культуры и глубокого колодца женской души. Мы почти не в силах каким-либо образом повлиять на биологический фактор. Как мы видели, его влияние заложено в генетическом коде задолго до рождения малышки. Мы говорили о

том, как от нормального психологического развития зависит формирование здорового образа Я в контексте системы отношений. Мы показали, как родительские установки и обстоятельства жизни могут задавить или высвободить маленькую слабую искру девичьей души — самую её суть — и раздуть из неё пламя подлинной женственности.

Именно сила, довлеющая со стороны общества, испытывает отвагу и темперамент родителей. До сих пор общество подавляло женскую энергию, прибегая к особенностям женской физиологии для того, чтобы ограничить возможность женщин стать кем-либо или создать что-либо. В нашем обществе такие черты характера, как уверенность в себе, независимость и решительность, традиционно считаются мужскими, а покладистость, заботливость, общительность — женскими, причём последние постепенно обесцениваются, и упускается из виду тот факт, что все эти человеческие качества, как мы знаем, одинаково важны для продолжения жизни.

В ходе исследования, проводившегося в Гарварде доктором философии Эмили Хэнкок, было обнаружено, что по мере взросления девушки теряют связь со своим истинным Я. Это происходит вследствие предопределенности роли, навязанной ей обществом: хорошенькая малышка, вампир-подросток, грудастая заводила в компании, королева девственной красоты, упорная молодая сотрудница, довольная жизнью жена, преданная мать, бешеная собака, молодящаяся карга, маленькая пожилая леди. Трагедия загнанности в рамки этих стереотипов заключается в том, что девочка очень рано либо забывает, либо так и не успевает узнать, кто же она на самом деле.

Пока мне не исполнилось тринадцать, мне разрешали делать всё, что я хотела: лазать по деревьям, кататься на лошади, играть в бейсбол, бродить по руслам ручьёв. Потом оказалось, что такая раскованность «не приличествует юной леди», поэтому мне пришлось ходить в школу в платьях, следить за своими волосами, держать в чистоте ногти. Когда-то жизнь была полна свободы, открыта всем ветрам. Потом меня ограничили, выбили из колеи, мне стало скучно. Теперь я перехожу с одной работы на другую, от одного мужчины к другому…

Дженни, сорока пяти летСтереотипы современного общества в Америке проникают в каждый дом через телевизор, книги, газеты, журналы, через нашу систему образования; они диктуют нам установки и выдвигают требования к воспитанию наших дочерей, указывая им, какими они должны быть. Не задумываясь, мы воспитываем детей так, как когда-то воспитывали нас самих, и поэтому учим дочерей соответствовать определенным нормам культуры, даже не пытаясь осмыслить их. Мы требуем от них дисциплинированности, как советуют нам «специалисты», и соглашаемся с тем, чего нашим детям, как им кажется, хочется, потому что они видели это по телевизору, в рекламе или у подруги.

Компетенция: руководство по воспитанию

Самая трудная задача в воспитании физически и эмоционально здоровых девушек — это сознательно подойти к вопросу, является ли призма, через которую мы на них смотрим, наилучшим средством разглядеть их. Мы должны буквально на каждом шагу задавать, себе вопрос: позволяет ли данная конкретная установка или «норма» воспитать адекватную самооценку, дать девочке те навыки, которые ей необходимы, чтобы стать тем, кем она хочет быть на самом деле.

Идею компетенции мы заимствовали у психотерапевтов и исследователей Карли Риверс, Розалинды Барнетт и Грэйс Ба-руха. Они пишут: «…приобретение компетенции подразумевает анализ общества и осознание того, какие умения и навыки позволят вам выжить (и расцвести!) в этом обществе». Насколько хорошо нашим дочерям удастся выжить и расцвести в обществе, в котором они живут, будет зависеть от того, научим ли мы их этим умениям и навыкам, обретут ли они необходимую для жизни компетентность. Мы можем и не замечать этого, но именно в руках родителей находится возможность влиять на развитие дочерей «через голову» общественных стереотипов. Давайте вместе посмотрим, как установки общества и практика воспитания ограничивают компетентность девушек и женщин и что могут сделать родители, чтобы вырастить компетентную девочку.

Диссоциация

Для того чтобы использовать влияние общества на благо своим дочерям, мы сначала должны сами выйти из состояния

общественного транса, в котором пребываем. Совсем не маловажно, как может показаться, очистить свои истинные убеждения от того, во что нас приучили верить в отношении девушек и женщин. Опыт взросления девочек в западной культуре временами был настолько труден и мучителен, что мы привыкли подавлять в себе чувства несправедливости, боли и обиды, сознательно избегая их. Психологический термин диссоциация обозначает процесс захоронения неприятных воспоминаний и чувств и отрицание реальности того, что мы видим, ибо это позволяет нам жить с ощущением, как будто ничего не случилось. И мужчины и женщины в своих переживаниях склонны отстраняться от реальности.

…психология в своей исследовательской практике как-то не замечает того, что в выборках обычно не бывает женщин. Вы знаете, нужно спросить самих себя, где же они работают. Женщин нет ни в выборках на взрослых, ни среди подростков, а ведь эти исследования проводят женщины. Вот поэто-. му нам и приходится говорить о диссоциации. Мы вынуждены говорить о диссоциации, потому что женщины были соавторами таких книг, как, например, «Мир психологии подростков», где исследование проводилось на 175 мальчиках! Нет, серьёзно. Только подумайте об этом: вы не сможете ответить на этот вопрос с позиций логики. Подумайте, что могло заставить женщин стать авторами такой книги. Какой процесс? Или выступить соавторами книги Левинсена «Времена года в жизни мужчины: периоды развития взрослого человека».

Кэрол Джиллигэн, доктор философии, директор

Гарвардской программы исследования

психологии женщин и развития девочек

Поскольку шоры диссоциации действуют столь мощно, мы рискуем попасть в ловушку очевидности объяснения, данного доктором Джиллигэн. Названия этих двух исследований вызывают такое возмущение, потому что они предполагают, что мальчики и мужчины — это тот материал, изучая который, мы можем выяснить всё, что нам нужно, о психологии развития взрослого или подростка. Когда-то нам навязали убеждение, что переживания девочек и женщин не имеют значения для исследования и понимания человеческого поведения. Еслимы знаем что-то о мужчинах, то мы можем перенести эти знания на всё человечество. Эта распространённая установка напрочь отрицает уникальность женского опыта, ставит пределы развитию девочек и женщин и лишает несчастный мир тех талантов и возможностей, которыми в действительности обладают девочки. Наконец пришло время, чтобы мы, родители, вступили в борьбу со своими собственными диссоциациями и осознали те установки и убеждения, которые опутывают наших дочерей своими сетями, тем самым останавливая их рост и развитие.

Это же девочка!

До того как дочка родилась, я решила, что буду обращаться с ней точно так же, как с сыном. Никаких оборочек, розовых платьиц, никакого убранства комнаты в стиле Маленькой Русалочки, никаких ограничений в выборе игрушек — не только куклы и посудка! Я буду поддерживать все её начинания, кем бы она ни захотела стать: врачом ли, создателем ракет, лётчиком-испытателем. И вот ей четыре года. Она любит оборочки и всё розовенькое, предпочитает кукол и посуду всем остальным игрушкам и обожает Маленькую Русалочку! Она хочет стать, когда вырастет, руководителем хора и мамой! Что я сделала неправильно?

Кэрол, мать восьмилетнего Шауна и четырёхлетней Молли

Хотим мы того или нет, но большинство людей по-разному относятся к мальчикам и девочкам. Розовое убранство комнаты и розовый бант в волосах оповещают весь мир: «Я девочка! Я думаю не так, как мальчик, не так действую, не так разговариваю». И это на самом деле так, как бы она ни была одета! К сожалению, розовый наряд активизирует наши установки и предубеждения в отношении девочек и диктует нам определённое обращение с ней. А ведь мы с ней еще и не знакомы! Она только что пришла!

Однако, что бы мы ни решили для себя, предпочтения и поступки каждой девочки неповторимы. Установки и убеждения, которые мы усвоили в отношении того, какой должна быть девочка, определяют, сможем ли мы помочь своим доче-

рям расширить и углубить их собственные предпочтения и взгляды, или же мы будем сужать и ограничивать возможности выбора по мере их роста и развития.

Мы, родители, возможно, подсознательно готовим своих сыновей и дочерей к разным дорогам в жизни. Считается, что мальчикам в будущем предстоит «тянуть лямку», и поэтому в раннем возрасте от них требуют, чтобы они учились нести ответственность за свои поступки. Девочки же, считается, должны быть милыми и уступчивыми, хотя они «срываются с цепи» не реже, чем бывают очаровательными и умненькими. Сталкиваясь с последствиями своих поступков, мальчики учатся общаться с властями, решать проблемы и верить в свою способность справиться со всем, с чем им придётся столкнуться в жизни. Из-за того что мы считаем девочек хрупкими, нуждающимися в защите, мы, особенно отцы, слишком быстро бросаемся на помощь дочерям в каких-либо делах или в решении проблем. Слишком часто девочки вступают во взрослую жизнь без уверенности в своих силах, без чёткого представления о том, чего они хотят, и не зная, как этого добиться. Психотерапевт Целия Халас пишет в своей очень содержательной книге «Почему женщина не может быть похожей на мужчину?»: «Беспомощность маленькой девочки оборачивается во взрослой жизни женской нерешительностью и безответственностью».

Когда я росла, отец для меня делал всё. Он обеспечивал содержимое моей чековой книжки, нашёл мне мою первую работу, купил мне мою первую автомашину, регулярно её ремонтировал и так далее и тому подобное. После того как я вышла замуж, то же самое делал муж. Сейчас мы разводимся, и я просто в ужасе. Так многого в мире я не знаю, я чувствую себя неспособной удовлетворить свои самые насущные потребности.

Маурин, сорока шести лет

Неважно, что наши девочки могут быть милыми, покладистыми, хорошенькими и нежными или шумными, требовательными, капризными и непредсказуемыми, главное то, что все они должны пройти через переживания и обрести опыт, благодаря которому они обретали бы женскую силу и который уравновешивал бы их женские слабости. Что же мы понимаем под словом женские?За определением понятия «женские» мы пойдём в глубину веков, туда, где духовная жизнь ещё не была отделена от повседневного бытия и поклонения Богине. В те времена Богиню считали «берегиней сокровенного». Ей вверяли то, что считалось самым святым в жизни человека, — поддержание огня, приготовление пищи и владение секретами племени. Её боялись и почитали за животворную силу и власть над смертью. Она была Целительницей, Хранительницей животных, Повивальной бабкой, легендарной Ткачихой и Пряхой, Защитницей путешественников и воинов, Покровительницей ремесел. София, богиня мудрости, объединяет в себе семь ветвей знания, которые современные мыслители считают исключительной прерогативой мужчин, — арифметику, геометрию, астрономию, грамматику, риторику, диалектику и музыку. Платон говорил об anima mundi, Женском Начале, как сущности всей природы, а философская школа стоиков верила в неё как в единственную жизненную силу Вселенной.

Из этих ранних взглядов и убеждений рождается более глубокое и всеобъемлющее понятие Женщины. Дарующая жизнь, охраняющая сокровенное, Хранительница священного места, материнское, жизненно важное, мудрое, духовное, оберегающее, сильное, энергичное, сочувствующее и связующее — все эти слова определяют тот громадный потенциал, что несут в себе наши дочери. В это новое понимание Женского необходимо включить и менее приятные аспекты, такие как агрессивность, гнев, разрушительность, неповиновение. Деметра, Богиня посевов и плодородия, — это ещё и та мифическая мать, которая, потеряв свою дочь Персефону, так сильно горевала и так разгневалась на Аида, Бога Подземного мира, что лишила жизни на целые полгода всё живое вокруг.

То, как мы своим разумом и сердцем представляем себе своих дочерей, трансформируется в наши убеждения относительно того, кто они есть и кем могут стать. В свою очередь, эти убеждения и взгляды диктуют нам методы воспитания, которые определяют, найдем ли мы для своих девочек роли, отрицающие их подлинную натуру, или поведём их к такому опыту, который даст им силы выполнить своё предназначение.

Игры и игрушки

«У меня есть хорошие новости и плохие, — говорит молодая мать своей подруге. — Наша дочка, Лиза, очень любит верста-

чок, который мы ей подарили на день рожденья, но она использует его как кухонную плиту!»

Дети осваивают полоролевые функции, подражая действиям своих родителей. Не удивительно, что игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые девочки могут наблюдать вокруг. Вероятно, Лиза чаще видела, как мама (или оба родителя) готовит еду, чем то, как используют верстак и инструменты.

В нашей семье папа часто пользовался инструментами, Ж работая по дереву, и старался научить моего брата дер-

жать в руках инструменты и содержать их в порядке. Жаль, что меня он этому не учил. У меня есть природный дар к работе по дереву, но инструменты такие неудобные, да я часто и не знаю, каким из них нужно воспользоваться для конкретной работы.

Мариан Бёррес, журналистка из «New York Times», пишет: «В том году, когда небывалое количество женщин получили места в Конгрессе и заняли важные государственные посты, когда первая леди взяла на себя ответственность за реформу здравоохранения, очень мало что изменилось в домах работающих женщин, даже на самом высоком уровне». Хотя наблюдается смещение в сторону равенства роли мужчин и женщин в быту, девочки по-прежнему видят, что на материнские плечи ложится основная тяжесть домашних дел. Чаще всего, даже если женщины и работают вне дома, они готовят еду, они являются главными воспитателями детей, стирают и убирают в доме, а также организуют деятельность всех членов семьи; мужчины же берут на себя обычно только уход за газоном, автомобилем и мелкий ремонт дома и домашнего оборудования.

Для детей вполне естественно использовать любые игрушки и предметы в своих играх так, как им это кажется наиболее подходящим; вот и становятся верстак кухонной плитой, листья — тарелками, шишки — пирогами и так далее. Всем детям идет на пользу, когда взрослые поощряют игры, в которых малыши используют воображение, имитируя реальную жизнь. В этих играх дети прорабатывают те трудности и проблемы, с которыми сталкивается в повседневной жизни их семья: неудачи, неприятности, необходимость делиться с другими, невозможность что-либо сделать из-за неумения, — а также осваивают нормы поведения и общежития.В игре ребёнок обретает те жизненные навыки, которые потребуются ему впоследствии, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни. Мы предлагаем вам пройтись по детской комнате и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы попытаться понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют ли развитию творческого потенциала ребёнка и выработке у него конкретных навыков и умений. При одном давнишнем исследовании, которое приводится в работе Риверс, Барнетт и Барух, упомянутой выше, было обнаружено, что в комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни, а комнаты девочек чаще всего наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Мы подозреваем, что это различие сохраняется и сегодня.

Д Я вхожу в комнату своего восьмилетнего сына. Любой сразу скажет, что это комната мальчишки, потому что в корзине возле двери торчат огромные башмаки. Есть и

другие признаки этого: огромный динозавр, нарисованный на одной из стен, огромная яркая коробка с тысячью (я немножко преувеличиваю) «Лего», большой ящик с деревянными строительными блоками, уютное местечко, где примостилась пёстрая коллекция черепашек Ниндзя, ящик с инструментами и гвоздями, ящик с различным «оружием» (рогаткой, шпагой, водяным пистолетом, ружьём и т. п.), корзинка с пауками, рептилиями и динозаврами, бейсбольная перчатка, большой контейнер с мячами, высокая башня из картонных кубиков разных цветов. Здесь еще много чего есть: деревянный кукольный домик с мебелью и кукольной семьёй, коробки с камешками, пёрышками и шишками, набор зверюшек, рыцари и гномы, полка с музыкальными инструментами, корзинка с шариками, комплект магнитов, коробка с тарелками, едой и кухонной утварью, чайный сервиз, картонный замок, кукольный театр, полка с настольными играми, головоломками и приспособлениями для фокусов и тысячи (я опять немного преувеличиваю) книг разного толка. И всё это не считая грузовиков и легковушек, хранящихся на заднем дворе, роликовых коньков и велосипеда в гараже, шахмат в гостиной и рисовальных принадлежностей на кухне.

Большинство этих игрушек способствуют тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяются его знания об окружающем мире: у него развиваются крупные и

мелкие мускулы, совершенствуется координация руки и глаза, а также точность визуально-пространственного восприятия. Многие из них требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий.

Ниже дан обобщенный рассказ наших друзей и клиентов, описывающий содержимое комнат их восьмилетних дочерей:

Комплект стеклянных лошадок и собачек, полка, забитая животными, вкладывающимися друг в друга, две куклы «американская барышня» с принадлежностями, кукольная кроватка, коробки с настольными играми, много книг, большая стопка составных мозаичных картинок, четыре комплекта бумажных кукол, ящик с «драгоценностями», календарики и множество наклеек с изображением животных, комплект кукол Барби с принадлежностями к ней, игрушечный мальчик, словенская семья в домике, школа со всеми принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска, бейсбольная перчатка, стол и стулья, чайный сервиз, пластилин и глина для лепки, карандаши, бумага для рисования и конструирования, краски, штампики и штемпельные подушечки. В гараже стоят велосипед, самокат, роликовые коньки, коробка с мячами, скейтборд и мячик для бросания в цель. На заднем дворе построен шалаш.

Сразу заметно, что большинство названных здесь игрушек ориентированы на домашние дела и уход за детьми, что также требует творческого подхода и воображения, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности или развивают визуально-пространственное восприятие и моторику (крупную и мелкую). Мы признаём, что девочки могут отдавать предпочтение одним игрушкам перед другими (например, куклу они могут предпочесть черепашке Ниндзя), но мы настоятельно рекомендуем предлагать им более широкий выбор игрушек и занятий (подробно это описано в главах 9 и 10), чтобы у них развивалась уверенность в своих силах, чтобы они обретали разного рода навыки, используя игрушки, требующие определённой ловкости в обращении, умения действовать, решать проблемы и творчески мыслить.

«Я такая толстая!»

Кто из нас знает хоть одну женщину, у которой фигура, как у куклы Барби? Тем не менее исследования показывают, что девочки уже в возрасте пяти лет понимают, что совершенное женское тело должно иметь определенные габариты 90-60-90. К девяти годам девочки начинают смотреть критически на своё собственное тело, периодически измеряя себя. Исследование, проведённое в 1991 году психологами из Веллслей-колледжа Элиссой Кофф и Джилл Рирдан на школьницах шестого класса в Бостоне, показало, что девочки с тревогой следят за количеством потребляемых калорий, отказываются от жиров, пытаются сбросить вес и во время еды как бы испытывают чувство вины. Естественное округление форм тела в период отрочества вследствие нормальных гормональных изменений, свидетельствующее о начале полового созревания, вызывает отвращение, ненависть к телу, которое кажется девочкам безобразно ЖИРНЫМ! Откуда у наших дочерей такое отношение к своему телу?

Когда я была маленькой/в семье меня часто использова-Ж ли в качестве груза. Я была единственной, кого сажали

____ на мороженицу у дедушки с бабушкой, потому что тогда

ручка поворачивалась легче. Мой старший двоюродный брат был слишком большим для этого, а мой родной брат и двоюродные сестры были слишком маленькими; я же была то, что надо. Когда папа ровнял гравий на площадке, я сидела на фейдере, и благодаря этому он не пропускал холмиков, оставляя за собой красивый, ровный след. Отец сделал для меня стремена из верёвки, чтобы я стояла на бур-машине, потому что иначе она не могла пробурить глинистую землю на нашем участке. И вдруг мне пришло в голову, что я большая, то есть толстая. Когда мне было за двадцать, я попросила маму прислать мне мои детские фотографии, которые делали каждый год. Получив толстый пакет, я открыла его, ожидая увидеть круглощёкую маленькую девочку. Я была потрясена, увидев, что никогда не была толстой!

Большинство из нас взрослеет с теми установками, которые были заложены семьёй относительно того, как мы должны выглядеть или вести себя. «Ах, боже мой! У тебя фигура точно, как у тёти Джо!» или «Она будет высокой, как моя мать», «Будь осторожна, иначе ты кончишь, как кузина Майя, без мужа, и будешь вынуждена работать всю жизнь!» Эти

слова, застрявшие в памяти, либо пугают нас, побуждая к стремлению стать совсем другими, либо оказываются пророческими. Девочки и женщины получают много косвенных, малозаметных сообщений по поводу своего тела. Это наносит ущерб их самооценке и лишает возможности испытывать подлинное удовольствие от жизни и сполна наслаждаться ею.

Мы говорим не только о сексуальном наслаждаясь, но и об удовольствии воспринимать мир всеми своими чувствами. Ведь мы любили посидеть за красиво сервированным столом, наслаждаясь многоцветьем красок, букетом запахов и вкусов, посмаковать каждый кусочек, каждый глоток, не задумываясь о том, можно нам это есть или нет, потому что в этом слишком много жиров, сахара или холестерина? . Шестиклассницы, высчитывающие каждую калорию из страха набрать лишнюю унцию (33 г) веса, естественно, относятся к своему телу, как к врагу. Постоянно сравнивая себя с другими, постоянно себя контролируя, постоянно боясь, что тело выдаст её несовершенство, девочка резко ограничивает свой кругозор, ощущения её ослабевают, чувства беднеют. Она теряет связь со своей интуицией, у нее нарушается система внутреннего управления, которая одна только и может подсказать ей правду о том, что она чувствует по поводу происходящего с ней и вокруг неё. Психологической ценой этих потерь в девичестве становится неудовлетворённость, нерешительность, уязвимость, чувство изоляции и одиночества, скованность и неумение радоваться во взрослой жизни.

Сегодня, куда бы девочка ни посмотрела, ей всюду навязывают образ идеальной женщины с идеальной фигурой. Коммерческое телевидение как можно громче и ярче призывает, особенно девушек, обрести успех среди окружающих, воспользовавшись именно этим мылом, надев именно эти джинсы, накрасив губы именно этой помадой. Кино и детские телепрограммы повергают младших школьников в уныние, демонстрируя последние моды, а девочка, у которой фигура среднего или большего размера, изображается смешной, непривлекательной и неврастеничной.

В журналах для женщин и девочек-подростков публикуется больше рекламы косметики и стандартов красоты, чем со-держательных статей. По наблюдениям, которые приводятся в книге писательницы Кэрол Таврис «К женщине — с неподходящей меркой», в женских журналах проблемам веса и фигурыуделяется гораздо больше внимания, чем в мужских. При анализе сорока восьми номеров популярных женских журналов в них оказалось шестьдесят три рекламы диетических продуктов, в таком же количестве мужских журналов подобное рекламное объявление встретилось только однажды; статей, посвященных проблемам фигуры, в женских журналах было девяносто шесть, а в мужских — всего восемь.

Мой папа постоянно отпускает комментарии по поводу каждой женской фигуры. Едем мы, например, в машине, а мимо идёт по улице женщина — он обязательно скажет: «Посмотри на эти выпирающие арбузы. Ей следовало бы немного сбросить». Прямо в присутствии мамы он может сказать: «Ого! Глянь-ка на эту красотку. Какой прекрасный экземпляр!» Я бы умерла, если бы в это время кто-нибудь был с нами в машине, особенно мои друзья. А мама никогда не скажет ни слова, тем не менее она сидит на жесткой диете.

Джейн, двадцати двух лет

Уже в начале своей жизни женщины узнают, что естественные формы тела, его запах, цвет и размеры — это не то, что нужно, если они не используют определённые продукты и изделия, не поддерживают на должном уровне вес, не носят «соответствующую» одежду. Тирания компаний по производству косметики и модной одежды, дополненная усилиями средств массовой информации в виде рекламы этих изделий, вносит свой вклад в увеличение количества расстройств из-за питания у девушек и молодых женщин, косметических операций и имплантаций груди, несмотря на опасность таких вмешательств и многочисленные побочные эффекты.

Наша дочка всегда отличалась высокой возбудимостью. Первые пять месяцев жизни она беспрерывно кричала. Я никогда не мог найти подход к ней, но самым страшным временем было отрочество. Мы с её матерью чуть не потеряли её совсем, когда она перестала есть, а мы никак не могли понять, в чём же дело, где же мы, допустили ошибку. Она всегда была очень хорошеньким ребёнком, и мы довольно часто говорили ей об этом, но после того, как ей исполнилось четырнадцать, она словно ни-

чего не замечала. Мы были потрясены, когда врач сказал нам, что она медленно морит себя голодом. Слава Богу, что нам удалось вовремя найти человека, который помог ей.

Лео, отец двадцатилетней Жюстины

Наверное, нет никакой возможности полностью оградить дочь от взглядов общества на то, каким должно быть совершенное женское тело, невозможно держать ее под стеклянным колпаком. Но если мы не в состоянии надёжно защитить её от этого до той минуты, когда она встретит своего Прекрасного Принца, мы должны научить свою девочку самостоятельно подходить к вопросу, что такое здоровый вес и нормальные формы тела, мы должны помочь ей выработать правильные привычки в питании и изыскать для неё возможность заниматься физическими упражнениями, которые приносили бы удовольствие и помогли ей приобрести компетентность. Девочка усвоит эти привычки и установки быстрее и проще, если родители и старшие братья и сестры будут служить для неё примером. О специфических мерах помощи девочкам в формировании здоровой схемы тела и его образа пойдёт речь в главах 9-12, где говорится о возрастных потребностях девочек с рождения до семнадцати лет.

Менструальные табу

Самым печальным результатом навязывания образа «совершенного» тела является то, что девочки начинают отвергать свою природную красоту, природные функции и своё предназначение. В древности философы говорили о теле, как о вместилище или о храме души, а во внешнем облике женщины ценилась его одухотворенность, животворящая сила. В наше время эталоном женской красоты стало юное, загорелое, гладкое тела с большой грудью и тонкой талией — те труднодостижимые формы, которые никогда не потеют, не покрываются пятнами, не сморщиваются и не менструируют.

В прошлом появление первой менструации считалось важным событием в жизни девочки, свидетельством её перехода в новое состояние. Ритуалы, связанные с менструацией — кровавые мистерии, — были важным моментом жизни в каждом селении. Вероятно, вследствие того, что женский менструальный цикл связан со сменой времён года и фазами луны, егоособо почитали и отмечали. Менструацию признавали — либо боялись, либо почитали, но никак не отрицали. Семейный психотерапевт Линда Рилей пишет: «В этих обществах женщины не боялись себя или друг друга. Не было хорошего или плохого образа женщины; ежемесячные циклы не считались злом или несчастьем; женщины не воспринимали себя как неполноценных членов общества… — они с уважением относились ко всем проявлениям женского организма». Сегодня у нас тема менструального цикла является запретной — о ней не говорят между собой ни женщины, ни девочки, на неё наложено табу в большинстве семей. И это является одной из причин широко распространённых симптомов, связанных с предменструальным напряжением и с самой менструацией, а также соответствующего синдрома.

По словам доктора медицины Сюзанны Ларк, опубликованы данные более, чем по 150 симптомам синдрома предменструального напряжения. Ниже приведён список наиболее часто встречающихся из них:

возбудимость угри тревожность

фурункулы колебания аллергия

настроения

депрессия сыпь враждебность

цистит мигренеподобная уретрит

головная боль боли в пояснице менее частое головокру-

мочеиспускание жение астма вздутие живота, слабость

метеоризм

боли в горле тремор насморк

охриплость боли в суставах запоры ‘

и их опухание прибавка веса набухание и

болезненность груди потребность спазмы в сладком

Месячные начались у меня, когда мне было одиннадцать лет; я чувствовала какое-то опустошение. Мама почему-то нервничала и не хотела об этом говорить, а отец вообще не обращал на меня никакого внимания. Братья, когда узнали, стали хихикать надо мной и строить гримасы отвраще-

ния, п чувствовала сеоя грязной и злилась на свое тело, которое так меня предало. До этого «бедствия» я была, как мальчишка: скакала на лошадях, плавала, лазала по деревьям. До сих пор в «это время месяца» я всегда бываю подавленной. Я чувствую себя действительно ужасно, как будто давным-давно потеряла что-то очень ценное, может быть, это были свобода и самоуважение.

Мэй, сорока пяти лет

Если девочка начинает относиться к своему телу, как к врагу, внутри неё каждый месяц идёт изнурительная битва. Теоретик школы Юнга Энн Уланов предполагает, что от того, в какой степени женщина настроена на свои ежемесячные циклы, зависят её переживания, настроение и способности. Энн Уланов пишет:

В период овуляции женское тело очень восприимчиво и способно к оплодотворению. Женщина в это время может испытывать прилив чувств и избыток сексуальной энергии, повышение творческого потенциала и обострение интуиции. Если женщина теряет связь со своим естеством, она, как правило, расточительно тратит свою энергию на работу или разговоры, а порой и на нервоз- ное кокетство. Если же женщина понимает, что происходит в её теле и душе, то этот период месяца может придать ей больше уверенности в своих силах и спо- собностях… Во время менструации… женщина часто ощущает, как вся энергия и чувства собираются в каком-то глубинном центре за пределами сознания. Если женщина игнорирует этот центр, она переживает менструальный период как «бедствие», как период дурного настроения, гиперчувствительности, боли, возбудимости. Если же женщина живёт в ладу со своим телом, этот период становится временем глубокой проницательности, возникновения новых отношений, неожиданных откровений и новых творческих возможностей. Юдифь Дьёрк в «Каменном круге» рассуждает, как бы изменилась наша жизнь, если бы мы приняли сердцем происходящие с нами физиологические изменения.

Насколько другой стала бы ваша жизнь, если бы у вас, молодой женщины, было место, где вы бы могли провестивремя с другими женщинами? Место, где бы вас приняли, когда вам нужно упорядочить свои дела и мысли, проведя особые дни наедине с собой.

Место, где вы смогли бы спокойно сосредоточиться на себе…, которое помогло бы вам настроиться на ритм каждого дня своего тела…, место, где бы вы могли спокойно ощутить присутствие прошлого и текущего… чтобы поддержать вас, … и вы бы, в свою очередь, научились принимать его таким, как оно есть, и сохранять. Как изменилась бы тогда ваша жизнь?

Как жить в небезопасном мире

Осознавая те опасности, которые поджидают наших девочек в обществе, склонном к насилию, мы, родители, должны стараться как можно раньше предотвратить развитие тех черт у девочки, которые, как мы боимся, могут довести её до беды. К тому времени, когда девочка войдёт в переходный возраст и начнётся её половое созревание, мы надеемся, что она будет знать, как избежать неприятностей.

Я хотела, чтобы моя дочь была в безопасности, чтобы она избежала той боли и стыда, которые в своё время испытала я, будучи подростком, поэтому я учила её быть приветливой, улыбчивой, готовой помочь. Мой муж всегда говорил, что он не любит болтливых женщин, и в этом, я думаю, он похож на большинство мужчин, поэтому я никогда не вмешиваюсь, когда он наказывает дочку, если она злится или огрызается.

Джейни, мать шестнадцатилетней Триш

По правде говоря, требуя от девочек, чтобы они были приветливыми, сговорчивыми, готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим девочек к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать «нет!» — это лучшая защита. Чиори Сантьяго, журналист, пишущий для семейных журналов, описывает попытки обезопасить девочек: «Мальчики-подростки имеют больше прав на свободу действий, за девочками следят более строго. Мальчики гуляют ночами; девочки должны сидеть дома. Мальчики одни ездят на автобусах, де-

вочкам это запрещено. Мальчиков учат отважно смотреть на мир; девочек — глядеть на него со страхом».

Мы вовсе не призываем вас «наплевать на всякие предосторожности». Угроза физического насилия всегда существует и для девушек, и для женщин. Точнуюстатистику сексуальных преступлений получить трудно, но все данные указывают на то, что проблема эта тревожит всё более и более, ибо число таких преступлений неуклонно растёт. По данным различных исследований, изнасилованными могут оказаться от 3,5 до 15% всех женщин, а Кризисный центр изнасилований Ист-Бэй в Окленде сообщает, что вероятность подвергнуться сексуальному нападению для девочки, не достигшей восемнадцатилетия, составляет одну четвертую. Другие исследования свидетельствуют, что над каждой четвёртой женщиной за годы её обучения в колледже совершается сексуальное насилие в студенческом городке.

Сексуальные проблемы для девочек начинаются довольно рано. Пятьдесят четыре процента девушек, обучающихся в средней школе Беркли, получили первый сексуальный опыт ещё в школе. Выборка была маленькой — всего 1246 школьниц, но мы подозреваем, что эта средняя школа является типичной для нашей страны. Нам кажется унизительным, если не преступным, что наши дочери должны терпеть щипки, приставания, настойчивые требования свиданий и неприличные намёки в тех местах, где они обязаны бывать и где они проводят большую часть своего времени. Просто услышав эту статистику, даже самые стойкие из нас захотят спрятаться дома. Вообразите себе, что несёт эта информация девушкам о том, как мир относится к женщине: как к предмету, которым можно попользоваться, которым можно манипулировать при помощи угроз, страха и насилия.

Что мы должны сделать, чтобы мир стал более безопасным для наших девочек, местом, где они могли бы спокойно расти и расцветать? Давайте вернёмся к нашему рабочему определению компетентности, которая подразумевает анализ общества и осознание того, какие умения и навыки позволят вам выжить (и расцвести) в этом обществе. Таким образом, мы посмотрели на своё общество и увидели, что оно склонно к применению насилия в отношении девушек и женщин. Как сможем мы помочь своим дочерям обрести необходимую компетентность для того, чтобы справиться с этим фактом? Мы начнём с девочек и пойдем дальше.Девочкам необходимо вырабатывать ощущение собственной силы и неприступности. Помните то ощущение уверенности в себе, которое охватывает вас после того, как вам удаётся найти решение проблемы, над которой вы перед этим долго бились? Маленькая девочка просто излучает эту уверенность, когда ей удаётся что-то впервые сделать самой. Политический лидер может исподволь внушить своим избирателям чувство преданности, если просто будет держаться авторитетно и уверенно. Исследования показываю т, что люди могут привлечь или оттолкнуть хулигана просто своей манерой идти по улице. Если вы идёте, «витая мыслями в облаках», выказываете некоторую робость, двигаетесь боком, как бы извиняясь за то, что занимаете дорогу, то вы просто призываете к нападению на вас. Мы вовсе не хотим сказать, что жертву нужно упрекать в том, что она подверглась нападению. Однако женщина, которая идёт по улице прямо, источая сознание собственной неприступности и знание мира, окружающего её, отпугивает потенциальных нападающих.

Ощущение собственной силы и неприступности у наших девочек изуродовано двумя установками: во-первых, девочки беспомощны и, следовательно, нуждаются в нашей защите, и, во-вторых, девочки хрупки и с ними нужно обращаться осторожно. Если мы будем убеждать девочек, что они нуждаются в нашей защите, то мы никогда не научим их полагаться в минуту опасности на свои собственные силы и рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Если мы будем относиться к ним, как к хрупким существам, мы не дадим им возможности достичь того, чего они могли бы.

Представление о необходимости защищать девочек — коварная штука. Есть два вида защиты. Все девочки нуждаются в том, чтобы родители в той или иной степени их защищали. Пока они младенцы и ползунки, мы оберегаем их от яркого света, громких звуков, от опасности проглотить какой-нибудь мелкий предмет, от падений, от холода и голода, от слишком раннего знакомства с тяжёлыми реалиями жизни и так далее и тому подобное. Когда они подрастают, мы делаем всё, что в наших силах, чтобы уберечь их от движущегося по улицам транспорта: мы учим их правилам безопасности при переходе через улицу; мы предостерегаем их относительно подозрительных незнакомцев и небезопасных мест, опасаясь, что их могут украсть или обидеть посягательствами, и поэтому требуя, чтобы они ходили только группой. Мы говорим им об

опасностях, которые таят в себе алкоголь, наркотики и неосторожность в половых сношениях. Такая родительская опека позволяет девочкам расти в относительной безопасности и увеличивает их шансы превратиться в здоровых взрослых.

Другая защита, или то, что иногда называют гиперопекой, лишает девочек своего Я и препятствует формированию в них уверенности в своих силах — знания, что, когда нет никого рядом, они могут рассчитывать только на свои внутренние ресурсы и что этих ресурсов должно хватить, чтобы сделать то, что нужно. Девочки обретают уверенность в своих силах только тогда, когда они думают, планируют и действуют по своей собственной инициативе. Слишком часто развитию этого процесса мешают преждевременные советы родителей и учителей или помощь с их стороны. Мы должны способствовать формированию в дочерях уверенности в своих силах, поддерживая их усилия в этом направлении и демонстрируя собственную веру в их возможности. Самую большую ошибку совершают те отцы, которые немедленно вскакивают и начинают делать замечания по поводу попыток дочери осуществить какое-либо начинание или перехватывают у девочек из рук любое дело, чтобы закончить самим. Девочки к любой проблеме подходят совсем не так, как мальчики, но разрешить ее могут с тем же самым результатом. Необходимо понять, что нет правильного или неправильного способа сделать что-либо, есть методы эффективные и неэффективные, и поэтому нужно сделать шаг назад и дать дочери возможность поэкспериментировать хоть немного, чтобы найти свой собственный путь безо всякого принуждения делать всё только правильно. Мудрый отец понаблюдает, как дочка продвигается к намеченной цели, подбодрит её и предложит свою помощь, которую она может либо принять, либо отклонить. Согласно исследованиям, проведённым психологами Мери Филд Беленки, Блайд Мак-Виккер Клинчи, Нэнси Рул Гольд-бергер и Джилл Маттук Тарул, мальчиков обычно хвалят, если они поступают рискованно и стремятся к исследованию неизведанного, девочек же хвалят тогда, когда они спокойны, предсказуемы, лишены воображения, послушны. Хотя такое поведение и делает маленьких девочек лёгкими в общении, оно не способствует их подготовке к реальной жизни. Если девочкам никогда прежде не приходилось испытывать свою силу воли в небольших делах, они оказываются в очень трудном положении, столкнувшись с неизбежной в жизниситуацией выбора, например, к какой группе сверстников примкнуть, когда и с кем начинать половую жизнь, какую профессию выбрать и как найти спутника жизни. Если же девочке дозволено рисковать и совершать ошибки, она научится анализировать последствия своих действий. Она поймёт, что мир ни на какой из её ошибок кончиться не может и что мы всегда, несмотря ни на что, будем её любить. С этой уверенностью, с ощущением собственной силы девочка будет в состоянии сказать «нет» наркотикам, заблуждающемуся большинству, половой связи, если она к ней не готова. И, что не менее важно, она сумеет сказать «да!» тому, чего ей в жизни хочется.

Девочкам нужно развивать физическую выносливость. Подсознательное убеждение в том, что девочки хрупкие создания, заставляет нас быть чересчур осторожными в развитии физических задатков своих дочерей. Мы испытываем смешанное чувство, поощряя их успехи в тех областях, которые ещё совсем недавно считались исключительно мужской сферой деятельности. При этом мы должны контролировать своё инстинктивное желание предостеречь дочку, чтобы она была осторожна.

Мой брат всегда до всего добирался: он влезал на столы, если ему что-то казалось привлекательным на верхних полках. Обнаружив его там, мама всплёскивала руками, пожимала плечами и возвращала его на землю со вздохом., означавшим, что она смирилась с его мальчишеской натурой. Однако, когда моя любовь к высоте поднимала меня на вершину дерева на заднем дворе или на турник, мама стояла внизу, подо мной, с вытянутыми руками, чтобы поймать меня, или прижимала их ко рту, как бы задавливая готовый вырваться крик. И при этом всё время быстро приговаривала: «Ступай осторожно, не так высоко, не смотри вниз», — и так было до тех пор, пока я совсем не потеряла вкус к приключениям.

Марианна, двадцати девяти лет

Предполагается, что большинство мальчиков будет обязательно играть в какой-нибудь спортивной команде или заниматься другими видами спорта, их даже к этому подталкива-

ют. Девочкам тоже очень нужен такой опыт, и они имеют на него право. Физическая сила и выносливость дают девочкам уверенность в себе, а овладение новыми навыками повышает их самооценку. Поскольку некоторые девочки от природы далеко не так физически активны, как обычно бывают мальчики, им нужна наша особая помощь и поддержка в том, чтобы найти такой вид спорта, который бы им понравился. Одни девочки получают удовольствие от командных соревнований, другим же это не по душе, поэтому очень важно уловить истинные устремления дочери. Может быть, она более склонна к индивидуальным видам спорта, таким как плавание, гольф, теннис, воинские искусства, лёгкая атлетика или гимнастика, а не к бейсболу, футболу или баскетболу.

Уверенность в себе и хорошая физическая закалка — это те мощные талисманы, которые всегда защитят девочку от любых посягательств. Огромное значение имеют и занятия по самообороне, проводимые со всеми девочками в соответствии с возрастом. Эта подготовка, конечно, не гарантирует безопасности наших дочерей, но даёт им некоторые преимущества, которых у них иначе не было бы. Выпускники ВАММ, организации, которая даёт уроки самообороны женщинам, утверждают, что, пройдя курс обучения, они чувствуют себя в мире более спокойно и надёжно.

На занятиях в ВАММ я смогла расширить для себя границы возможного и поняла, в чём моя сила. Я научилась по-новому держаться с людьми и перенесла умение говорить «нет» в другие сферы своей жизни. Я теперь могу отказать начальнику, если он покушается на моё свободное время, и не чувствую себя обязанной делать сразу всё, что от меня обычно требует мама. Я теперь могу в большей степени взять на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Донна, двадцати двух лет

Большинство мальчиков, подрастая, постепенно учатся драться и падать естественно, в процессе своего роста. Эрика Бунин, выпускница ВАММ, утверждает, что девочек не учат драться. «Нам говорят, чтобы мы не дрались, потому что мы слабые и хрупкие, поэтому скорее можем пострадать, если будем пытаться дать отпор нападающему. Вопреки этомуубеждению, статистика.свидетельствует о том, что любое решительное усилие, направленное на то, чтобы дать отпор обидчику: закричать, толкнуть, пнуть ногой, — способно сдержать нападение, если не прекратить его вовсе. Большинству людей известно, что у женщины больше силы в ногах, чем у многих мужчин в верхней части тела. В ВАММ нас учат тому, как использовать преимущества этой силы против обидчика».

Девочка должна уметь справляться с гневом. За гневом всегда кроется возможность насилия. По этой причине многие женщины и девушки боятся проявления гнева — и своего собственного, и чужого, так что они привыкли бездействовать перед лицом гнева, становясь беспомощными или подавленными.

В нашей семье никто никогда не злился. Если я плакала, меня обычно жалели, но если я начинала орать, мой пыл тут же остужали. Теперь я не нахожу себе места, если кто-нибудь на меня сердится. Я трачу уйму времени на то, чтобы такое больше не повторялось. А еще я не могу выносить, когда на меня не обращают внимания или когда меня оставляют одну.

Шарон, тридцати одного года

Гнев — мощный индикатор того, что что-то неладно. Без этого полезного предупредительного сигнала девочка была бы не в силах понять, что происходит, сказать о своих чувствах, попросить о помощи или собрать всё своё мужество, чтобы как-то изменить обстановку. Наши стереотипы женщины во гневе, представляющие её ведьмой, каргой, собакой, грымзой, мымрой, фурией, зашли настолько далеко, что полностью подавили проявление женской ярости. Если мы разрешим своим дочерям испытывать и выражать гнев, то это позволит им жить более полноценной эмоциональной жизнью. Когда же мы отказываемся от своих глубинных эмоций, то начинаем есть вместо того, чтобы кричать, пить алкоголь вместо того, чтобы плакать, тратить деньги сверх возможностей вместо того, чтобы переживать тревогу, вступаем в ненужные сексуальные связи вместо того, чтобы признать своё одиночество.

Гнев — очень сильное чувство, важный элемент системы внутреннего контроля девочки. В главе 7 речь пойдёт о том, как мобилизовать энергию гнева и как мы, родители, можем

помочь своим дочерям в том, чтобы использовать эту энергию на пользу.

Девочки должны учиться пользоваться своим голосом в полную силу. Молчание женщины в течение тысячелетий, пока властвовал патриархат, нанесло ей такую глубокую рану, что мы только теперь начинаем осознавать её последствия. Женский голос был задавлен в доме, ставшем собственностью мужчины-«домовладельца». Женский голос замолк в обществе, когда женщине запретили владеть землёй и магазинами, а также выступать публично. Женский голос перестал звучать в Церкви, где помазанниками божьими становились только мужчины. В средние века женщин сжигали, как ведьм, за их способность исцелять и за знание целебных свойств трав. Чтобы жить и выживать при современном патриархате, женщины сами заставляют себя молчать, доставляя тем самым удовольствие окружающим, сохраняя мир в семье и обществе, удовлетворяя потребности членов семьи, друзей и общества. Потеря женщинами своего голоса привела к тому, что они принесли в жертву часть самих себя.

Благодаря ценной работе доктора медицины Джин Бэйкер Миллер и сотрудников Стоун-центра в Веллслей-колледже, а также доктора философии Кэрол Джиллигэн, директора Гарвардской программы исследований по женской психологии и развитию девочек, мы, наконец, предоставили возможность женщинам и девушкам сбросить с себя узду патриархата и заявить о своих переживаниях. Доктор Джиллигэн в своём новаторском исследовании девочек-подростков приходит к выводу, что в развитии девочки наступает время, когда она вынуждена уйти в подполье, заглушить свой собственный голос, утратить частицу себя в отношениях, для того чтобы сохранить сами отношения. В главе 11 мы поговорим о том, какую поддержку в этом случае могут оказать девочке-подростку её родители.

Неизбежна ли для девочек эта потеря своего голоса, или мы, родители, можем найти пути, которые позволили бы им свободно говорить о том, что они чувствуют, о чем переживают, о том, что для них важно в жизни? Поскольку взаимоотношения являются основным источником самооценки девушек и женщин, наши дочери обязательно должны знать, что они никогда не потеряют нашу любовь, даже если скажут нам о том, чего они хотят или что они испытывают по тому илииному поводу. Эту веру в нас, доверие к себе мы должны взращивать в них с той самой минуты, когда они появляются на свет. Если мы научим девочек формулировать свои конк ретные желания и просьбы, вместо того чтобы быть безуча стными и покладистыми, мы поможем им избежать той ловушки, в которую они могут попасть, если будут пытаться манипулировать нами и добиваться желаемого путём сложных расчётов.

Муж часто обижается на меня за то, что я не могу сказать ему прямо, что меня расстраивает или чего мне хочется. И он прав. Я в этом очень похожа на свою маму. Она, если хочет чего-нибудь, то всякий раз начинает издалека. Например, она говорит: «Здесь не жарко?» — вместо того чтобы попросить: «Выключите, пожалуйста, печку. Мне очень жарко». И я, вместо того чтобы сказать мужу, чем я собираюсь заниматься в пятницу вечером, спрашиваю о его намерениях, а потом говорю: «Ну, ладно», — и чувствую себя обиженной, потому что получается не то, чего я хотела.

Вильма, тридцати пяти лет

Возможно, мы не раз придем в ужас, услышав правду о жизни наших дочерей, но всеми силами необходимо сохранять доверительность отношений. Дети нередко бывают правдивы до жестокости. Мы не советуем девочкам выплёскивать свои чувства на окружающих, не задумываясь о последствиях. Мы, скорее, говорим о тех вещах, которые девочки видят, хотя у нас это считается невидимым. Замечательный пример такого рода привела доктор Джиллигэн, процитировав записку, написанную одной из участниц проводившегося исследования. Анна, девочка четырнадцати лет, пишет: «Не слишком ли много осталось животных на Ноевом ковчеге спустя сорок дней?»

Девочкам не дается математика

В начале 80-х годов прошлого века широко распространённое убеждение, что высшее образование губительно для здоровья девушек, мешало поступлению в колледжи многих жаждущих учиться. Те, чьи родители придерживались более либеральных взглядов, учились дома или посещали учебные заведения

для юных леди, например Женскую академию Сары Пирс в Литчфилде, где их готовили к роли добродетельных жён и, возможно, учительниц. В обязательный образовательный ми- нимум тех лет входило рисование акварелью и рукоделие; редко кто из владелиц школ требовал, подобно Саре Пирс, чтобы учащиеся получали знания по древней истории, латы- ни и греческому языку.

Конечно, времена и практика образования с тех пор суще- ственно изменились, но исследование, проведенное Американской ассоциацией женщин-сотрудниц университетов (AAUW), свидетельствует, что и до сих пор девушки находятся в невыгодном положении в существующей системе образования. Со-гласно этому отчёту, абсолютно ошибочным является убеждение, что мальчики и девочки одинаково чувствуют себя в школе. В некоторых ключевых моментах и ситуациях явно прослеживается неравноправие полов.

В школах преподаются две совершенно разные программы. Все мы знаем, что такое академический учебный план (чтение, письмо, арифметика), по которому учат в школе наших дочерей. Но есть и другая, тайная программа, часто извращённая, но по ней тоже учатся наши дочери. По этой второй программе наши дети постигают традиционные стереотипы полоролевого поведения. Это поведение постепенно девочками усваивается, но остаётся незамеченным большинством родителей.

Замечания типа «Девочки пойдут первыми, потому что они вели себя тихо» заключают девочек в жёсткие рамки предполагаемой роли и ограничивают им свободу выбора. Небрежность школьного персонала в отношении сексуальных переживаний девочек, когда мальчики их буквально изводят и допускаются высказывания вроде «Мальчишки всегда будут мальчишками», наносят вред и мальчикам и девочкам, как бы давая понять тем и другим, что «девочки не достойны уважения» или что «для мальчика вполне естественно направлять свою агрессивность на девочек». Поощрение грубых соревновательных игр между мальчиками и девочками заведомо оставляет на обочине многих девочек, и тому множество самых разных причин. Во-первых, учителям довольно часто не удаётся научить девочек основам физической культуры, а это могло бы значительно повысить уверенность девочек в своих силах, сформировать некоторые навыки компетентности, и тогда у них появилось бы желание играть. Во-вторых, у многих девочек отсутствуетначальная тренировка, которая позволила бы им «чувствовать» тело: их ошеломляет игра, которая даёт слишком быстро и в которой всегда побеждают те игроки, у которых больше навыка. Слишком часто учителя не дают себе труда уравнять шансы в игре за счёт формирования одинаковых по силам команд для того, чтобы девочки приобрели позитивный опыт, узнали радость успеха.

На успехи девочек в математике и естественных науках оказывает влияние отношение к их способностям. Разрыв, наблюдавшийся в прежние годы между мальчиками и девочками в части успехов по математике, значительно сократился и наблюдается тенденция к его дальнейшему уменьшению. В средней школе, однако, количество мальчиков в специализированных математических классах, как и в группах высокой успеваемости, по-прежнему значительно превышает количество девочек. В области естественных наук разница в достижениях между мальчиками и девочками довольно велика, и нет никаких признаков её уменьшения. Некоторые исследователи приписывают такой разрыв различию методов обучения, потому что мальчиков обычно поощряют к исследованиям, риску и познанию всего на опыте, что способствует успешному освоению естественных наук. Если заглянуть в души мальчиков и девочек, то можно увидеть поразительное различие в отношении к школьным успехам. Если мальчику хорошо даётся, например, математика, то он объясняет свои успехи талантом, тогда как девочки уверены, что высокие оценки они получают благодаря трудолюбию и прочным знаниям. Удивительно, но родители, согласно исследованиям, думают точно так же. Многие учителя тоже, кажется, полагают, что мальчики от природы одарены способностями к математике и естественным наукам, а девочки — к литературе; это убеждение проявляется в том, что учителя уделяют мальчикам больше внимания на уроках математики, физики, химии, а к девочкам чаще обращаются на уроках литературы.

Нам показалось интересным, что различие в успехах, доя стигаемых в математике и естественно-научных дисциплинах не подтверждается кросс-культуральными исследования ми. Американцы японского происхождения вовсе не считают, что женщинам не свойственны математические способности, так же думают исконные жители Гавайев и представители фи-липпино-американской культуры. Во всех этих культурах девочки испытывают гораздо меньшее отрицательное давление

со стороны сверстников, а родители поощряют их к выбору профессий, связанных с математикой и естественными науками. В американо-азиатских культурах придерживаются мнения, что и девочки и мальчики могут одинаково хорошо успевать по математике, а уровень достижений в большей степени зависит от приложенных усилий, чем от таланта.

Родители, учителя и другие уважаемые взрослые оказывают на девочек большее влияние, чем сверстники. Мы знаем — когда дочка вступает в отрочество, фокус её интересов вдруг резко перемещается с желания хорошо учиться на свою внешность, на общение с подругами и на мальчиков. Эти перемены могут оказать критическое воздействие на то, как девочка завершит своё образование и какую профессию она выберет. Если мы пустим это дело на самотёк, самоустранимся от проблем дочери и лишим её своего руководства и участия, то она может выбрать себе — под влиянием хотя и желающих ей добра, но предубеждённых сверстников, учителей или профконсультантов — программу полегче, даже такую, которая предназначена для больных детей, и профессию, не соответствующую её возможностям и склонностям.

Отец Сюзанны советовал ей учиться на инженера, как и он сам. Ей легко давалась математика и естественно-научные дисциплины, и отцу казалось, что специальность инженера была бы солидной и интересной профессией для такой блистательной и честолюбивой молодой женщины, как его дочь. Сюзанна внимательно слушала отца, но всерьёз никогда не думала о том, чтобы стать инженером. «Девушки никогда этим не занимаются, и я не хотела быть одной из тех девиц, которые идут туда… инженерные специальности не женское дело». Мно- гочисленные учителя, пока она училась в школе, настраивали её примерно так: «Ты девушка, и по- этому даже не думай о математике и естествен- ных науках. Девушкам это не нужно; пусть этим занимаются мальчики».

Сюзанна Бэйли, директор Центра изучения женщин

в Веллслей-колледже

Лучший способ помочь девочкам по математике, физике и другим предметам — попытаться привить интерес к предмету,чётко осознавать их возможности и не допускать появления пробелов с самого начала обучения. Маленькие дети- исследователи от природы: они буквально впитывают в себя все сведения о строении мира. Если мы позволим себе посмотреть на мир их глазами, в нас снова проснутся великая сила любознательности и удивление этим миром. Шарон Джедрнак Лакк, директор программы «Женщины и инженерное дело» в университете Пенн-Стейт, утверждает, что девочки лучше учатся, работая руками, то есть с птицами, аквари-умами, муравейниками, в саду, огороде, с фотокамерой, телескопом, магнитами и увеличительными стёклами. Когда девочкам позволяют испачкаться, о чём угодно спросить, рискнуть, самостоятельно поставить эксперимент, у них формируется сознание собственной умелости, мастерства, и это сознание помогает им без труда пройти через самые трудные лабораторные работы по химии и постичь тайны дифференциально-интегрального исчисления.

Хорошая математическая база предполагает обучение тому, как нужно рассуждать над задачей и планировать ход её решения. Школа и родители нередко забывают о том, что понять, «как» что-то делается, гораздо важнее, чем просто получить правильный ответ. Голодного человека лучше научить ловить рыбу, чем накормить его готовой рыбой однажды. И здесь действует тот же принцип. «Умея ловить рыбу», девочка всегда сможет добыть себе пропитание. Для того чтобы у девочек развивались математические способности, им нужны игры и игрушки, которые способствовали бы развитию пространственного мышления. Это различные кубики и кирпичики, головоломки, домино, наборы «Лего», шашки, шахматы, комплекты для изготовления моделей и инструменты для ручного труда. Родители могут «принести математику и естественные науки домой», показав дочери, как они используются в повседневной жизни, например при планировании домашнего бюджета или приготовлении еды.

Когда Фреда, отца тринадцатилетней Сары и одиннадцати-■ летней Элен, спросили, почему, на его взгляд, оценки по математике у девочек в возрасте двенадцати-тринадцати лет существенно ухудшаются, он ответил, не раздумывая: «Они не хотят приложить ни малейшего усилия! Существует так много других интересных вещей: мальчики, подружки, телевизор. А это им кажется неважным. Я им говорю, что это

очень важно, вы должны этому научиться. Пригодится вам это в жизни или нет, в данный момент не играет роли, но вы это изучаете и, значит, должны уметь этим пользоваться как инструментом. Не отставайте ни на шаг от Джонни, оправдывая себя тем, что Джонни хочет стать „ракетным учёным», а вы собираетесь сидеть дома и нянчить детей. Вздор! Так не должно быть!»

И здесь снова встаёт вопрос компетентности. Что нужно именно нашей дочери, так непохожей ни на чью другую, чтобы она прожила жизнь счастливо, с чувством удовлетворения? Помогут ли ей знания по математике и естественнонаучным дисциплинам осуществить свои заветные мечты. Воспитывать компетентность в девочке вовсе не значит заставлять ее добиваться выдающихся успехов в том, что ей не по душе. Вынуждая девочку стать тем, чем она не является в действительности, можно лишь вызвать у неё чувство обиды и сопротивление. Если дочка ненавидит математику и у нее есть природные таланты к чему-то другому, то давайте просто научим её добиваться своего. Возможно, она должна будет обратиться к кому-нибудь, кто будет вести её счета, или попросить своего «умного» друга каждый месяц сводить семейный баланс. Но так или иначе, а она сумеет взять на себя ответственность за выполнение дела, ведь мы научили её добиваться того, чтобы всё было сделано, как нужно.

Я хочу, чтобы мои девочки брали умом. Если им понадобится воспользоваться своими чарами или потребуется остроумие в соответствующем месте — ради бога. В некоторых ситуациях и я кое-чего добивался своим обаянием. Но я не хочу, чтобы именно это стало для них средством выживания. Со временем обаяние изнашивается. Это, знаете, как бывает с футболистом, который в течение десяти лет был непревзойдённым на поле, а потом, когда его исключили из колледжа из-за того, что не ходил на занятия, вынужден бежать в винный магазин или весь остаток жизни торговать подержанными автомобилями. Я не хочу, чтобы такая участь постигла моих девочек или чтобы они должны были надеяться на какого-нибудь мужика, который бы о них позаботился.

Фред, отец двух девочекМы приветствуем многообразие возможностей выбора, которое позволит нашим дочерям прожить жизнь полноценно и интересно в соответствии с их подлинной природой. Перед нами порой стоит невообразимо трудная, но всегда увлекательная задача — помочь дочерям понять, кто же они есть на самом деле. В прошлые времена родители целиком полага-лись на стереотипы и нормы, принятые в обществе относительно воспитания детей, и это позволяло им вырастить детей активными и сознательными членами общества. В наше время ценности меняются так быстро, что современные родители порой подобны лодкам без паруса и руля, дрейфующим в океане непредсказуемости дочерней жизни. Воспитание в нынешних условиях требует глубокого самоанализа, чтобы уяснить, прежде всего для себя самих, что же мы ценим в жизни.

Чего мы хотим в своей собственной жизни? Осуществляем ли мы свои мечты?

Чувствуем ли мы себя людьми творческими, плодотворными, полезными, состоявшимися, по-настоящему живущими?

Можем ли мы сказать, что дочери должны брать с нас пример?

Вполне естественно, что детей тянет к преходящим ценностям и сиюминутным увлечениям и им хочется разделить удовольствие со своими друзьями. Если же наши ценности вступают в конфликт с существующими в обществе стандартами, то нам приходится предпринимать смелые и решительные шаги, чтобы настоять на том, что, по нашему твёрдому убеждению, приемлемо для нашей семьи, и стараться привести свою жизнь в соответствие с идеалами. Иногда обращение за поддержкой к другим родителям может стать тем жизненным якорем, который нам бывает так необходим во время семейных бурь, вызванных поведением дочери. Добрые отношения между матерью и отцом, взаимная поддержка в семье и ясное понимание своей особой неповторимой роли в развитии дочери помогут вам без особых опасностей совершить вместе с ней трудное путешествие к зрелости.