Глава 6

1. Дети, — Апостол совершил естественный переход от мужей и жён к детям (см. Кол. 3:20).

повинуйтесь — Это наиболее сильное слово, чем «подчиняйтесь» (как сказано в других переводах), которое употреблено, чтобы выразить отношение жены к мужу гл. 5:22, и показывает, различное взаимоотношение. Во всём Священном Писании непослушание родителям рассматривается как один из величайших грехов (ср. Рим. 1:30; 2Тим. 3:2). Послушание со стороны детей приемлемо, благоразумно и справедливо. Из всех созданных существ, которые рождаются, человеческие младенцы наиболее беспомощны и на протяжении многих лет зависят от доброты и любви родителей. Не может быть дисциплинированной семейной жизни, без послушания детей, ибо дитя не способно [1040] рассудить разумом об определённом курсе действия. Но ещё более значительным фактом является, что дитя, непослушное родителям, несомненно и неизбежно будет непослушным Богу, ибо он ничего не сможет понимать из той дисциплины и ограничений, которые так абсолютно необходимы для христианского роста. Слово «повинуйтесь», звучит неприятно в некоторых современных ушах, но те, кто возмущаются им, как «палочной дисциплиной», — становятся соучастниками вместе с обвинёнными за тревожное начало юношеской преступности в последние годы.

в Господе, — Эта фраза относится более к слову «повинуйтесь», чем родителям, таким образом, устанавливая факт, что дети, в силу их внутренней духовной способности, должны повиноваться скорее из принципа, чем из необходимости. «Повинуйтесь … в Господе», представляет вид послушания, которое истекает из сущности «во Христе» (см. на гл. 1:1); оно подчёркивает ограничения, свойственные каким-либо человеческим поведением, даже родителей к детям. Родительские требования должны быть в согласии с волей Божией Деян. 5:29. Родители должны чувствовать на себе ответственность за любое неверное моральное направление ребёнка. Родители должны принять во внимание пробуждение совести дитяти, только таким образом послушание может быть «в Господе».

справедливость. — Это главная причина, данная для послушания, однако, достаточная. Во всякой естественной черте послушания находится соответствие, во-первых, к Богу, заповедавшему послушание родителям, которые имеют право на него и оно дано также для блага детей. В Кол. 3:21 сказано о послушании, что оно «благоугодно Богу». Закон должен занять главенствующее положение в человеческих отношениях, он должен стать неотъемлемой частью их, в такой же мере, как и в естественном мире, иначе будет анархия и хаос. Послушание родителям в их законных требованиях является справедливым, в противном случае очевидны отрицательные факты в истории семейств, где был потерян родительский контроль.

2. «Почитай — См. на Исх. 20:12. Здесь сказано о почтении не в смысле чувствительного уважения, но действенного послушания. Божественный комментарий об этом принципе дан в Матф. 15:4-8. Почтение может быть в мыслях, как позиция, из которой послушание истекает, необходимо также заметить,

что это почтение должно быть надлежащим как отцу, так и к матери. Нельзя поставить одного из них прежде другого в уважении. Это почтение может быть проявлено в различных видах. Оно включает внимание, которое юноши должны проявить к возрасту, доверие семейной репутации и честности.

первая заповедь — Послушание родителям, это не только естественный факт, но выражение воли Божией. Это первая заповедь в Десятисловии, к которой особым образом присоединено обетование, в самом деле, оно единственное в своём роде в этом отношении. Обетование, данное во второй заповеди Исх. 20:6, — является общего характера, применимое к соблюдению всех заповедей, но особое благословение обещано тем, которые послушны своим родителям.

3. будет тебе благо, — Пятая заповедь, как отмечено во Втор. 5:16 может составить основу для этого заявления, хотя Павел не цитирует обетование дословно. Более счастливые дети, которые научены послушанию родителям, и все более счастливы, когда они научены быть послушными Богу.

долголетен — Пятая заповедь имеет слова «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», — с явно первоначальным применением ко входу Израиля в Ханаанскую землю. Здесь Павел излагает обетование более в общем смысле, для всего народа. Жизнь, это дар Бога Деян. 17:25, и долголетие, является благословением. Жизнь, которая получает благословения Божий на этой земле, имеет обетование жизни вечной.

Общепризнанно, что благотворная, здоровая семейная жизнь, частью которой является послушание и ведёт к благосостоянию общества и народов. Послушание родителям христианам, означает трезвость, трудолюбие, самообладание и все другие качества характера, которые приносят как физическое, так и духовное благополучие. Павел изложил естественный закон, в равной мере провозглашая особые благословения Бога на послушных. Пороки, укорачивающие жизнь, не должны быть обнаружены в христианском доме.

4. отцы, — Термин, общеродовой, включающий как отцов, так и матерей. Однако первая ответственность за дисциплину обычно ложится на отца, и кроме того, отцам необходим совет, чтобы следовать далее свершённого матерями. Если матери склонны к чрезмерной снисходительности, отцы имеют склонность быть строгими. [1041 ]

не раздражайте — Этот совет в отрицательной форме является существенным, если послушание, требуемое от детей, — покоится на моральной основе. Параллельное место в послании к Колоссянам представляет причину этого увещевания: «дабы они не унывали» Кол. 3:21. В настоящее время низкий упадок родительского авторитета иногда вытекает из несправедливых, раздражительных или даже жестоких повелений, сделанных родителями детям, особенно нежелательно для таковых. Слишком часто детей рассматривают как «нарушителей мира» в доме, как помеху. Другая преимущественная причина обиды среди детей — капризные, непостоянные требования некоторых родителей. Даже если внешнее видимое послушание достигается насильственным путём, всё это за счёт почтения и уважения.

воспитывайте — Греч, ektrepho (см. на гл. 5:29).

учении — Греч, paideia, «дисциплина», «наставление», «наказание». Paideia в Евр. 12:5-11 употреблено для описания «наказания Господня» которое «доставляет мирный плод праведности». Сравните употребление глагола paideud в 1 Кор. 11:32; 2Кор. 6:9. Наказание Господа, наставление и дисциплина является признаком Его любви Откр. 3:19, и таким духом должны быть проникнуты действия родителей.

наставлении — Греч, nouthesia, «представлять в уме». Слово подразумевает наставление или дисциплина посредством слова в виде предостережения. Nouthesia встречается в НЗ ещё только в 1Кор. 10:11 и Тит 3:10. Родственный глагол noutheteo обнаружен в Рим. 15:14; Кол. 1:28; 2Фес. 3:15; и т.д. Для предостережения имеется место в любой системе воспитания и для любой цели. Наставление ободряет дитя, когда оно поступает справедливо, и предостерегает его, когда его поступки несправедливы.

Некоторые воспитатели подчёркивали, что дитя должно быть оставлено для формирования своих собственных религиозных идей и убеждений, поскольку несправедливо навязывать их ему, когда оно не подготовлено мыслить самостоятельно. Это аргумент, ошибочный, ибо для дитяти невозможно возрастать без религиозного представления некоторого рода. Если родители или воспитатели не наставят своих детей в истине, то кто-то ещё наставит их во зле. Не может быть нейтральности в этом вопросе.

Господнем. — Если дети возрастают в страхе Господнем «учение и наставление», данное родителями, должно исходить от Господа и иметь Его одобрение. Родители занимают место Бога для своих маленьких детей — наиболее трезвая и серьёзная ответственность для отцов и матерей.

5. Рабы, — Греч, douloi, «рабы», «крепостные слуги» (см. на Рим. 1:1). Это выражение многократно употреблено Павлом как для описания своего собственного отношения ко Христу, так и при описании совета о рабстве, которое существовало во всём Римском мире (см. Шет. 2:18-25; 1Кор. 7:21, 22; Кол. 3:22-25; Ним. 6:1, 2; Флм.). Рабство практиковалось издревле не только язычниками, но также и христианами в ранней христианской церкви. Нигде в Священном Писании нет особенного осуждения этому неестественному обычаю, но как в ВЗ, так и НЗ провозглашены эти принципы, которые приближали то время для искоренения их (см. на Втор. 14:26; 1Кop. 7:20-24; Флм.)

повинуйтесь — Следуя наставлению Павла о взаимоотношениях со своими господами, большее число рабов христиан внутри империи могли иметь сильное влияние на высший класс, которые были рабовладельцами. Посему, своим образом поведения большое число рабов формировали поручение тела церкви, чья сила должна быть ощущаема во всём обществе. Неизбежно, когда раб и хозяин являются истинными братьями, произойдёт социальная и религиозная перемена.

по плоти — Эта фраза, которая также встречается в Кол. 3:22, делает различие между их физическим рабством по отношению к их господину и их духовной верностью ко Христу. Человеческое рабство может заключать в тюрьму тело, но оно никогда не может подчинить духа. Павел здесь случайно упоминает ограничение человеческого рабства, которое имело право на служение тела, но никогда не могло распоряжаться духом.

страхом и трепетом, — Это типичная фраза Павла (ср. 1Кop. 2:3; 2Кор. 7:15; Фил. 2:12) имеющая дополнительное значение великой заботы и серьёзности. Она употребляется, когда предписывается торжественная ответственность, в данном случае ответственность слуг, быть постоянно обеспокоенными, чтобы доставить удовольствие своим господам. Христианство не освобождало их от обязанностей к их законным господам, и они должны осознать глубокое значение их обязанности. [1042]

простоте — Греч, haplotes, «прямодушие», «искренность» (см. на Рим. 12:8). Единственное намерение, которое может понравиться Христу при исполнении долга раба по отношению к хозяину. «Хитрость или лицемерие» сердца ищет, чтобы понравиться внешне, в то время как этим устраняется надлежащее служение всякий раз, когда только представляется возможность. Раб мог быть искушён рассуждать, что поскольку его порабощение было несправедливым, был единственно правильный выход, — он должен получить свои права через увёртки, если необходимо. Поступать справедливо из-за несправедливости -высокий христианский принцип.

как Христу, — Слуги должны были рассматривать служение своему господину, как часть их служения Христу.

6. видимою … услужливостью, — Фраза, таким образом, переведённая ещё только в Кол. 3:22. Вполне понятно, что рабы могли быть особенно чувствительными к искушению, проявлять видимую услужливость по отношению к своим господам, то есть, служили только тогда, когда наблюдал работодатель или хозяин. Не взирая на причину, такое служение искажало характер работника. Следовательно, повеление, — быть верным и честным (ср. 2Пар. 16:9).

человекоугодники, — В противоположность угодникам Христа (см. Гол. 1:10; 1Фес 2:3, 4). Земному хозяину, возможно даже нравилась видимая услужливость, ибо он не осознавал того, ради чего это совершалось, но христианин также трудился для Того, Который безошибочно видит побуждение сердца. Несправедливо желание угождать людям; на самом деле, это христианский долг стараться поступать так; но угождать людям, во чтобы-то ни стало, часто используя такие средства, как лесть и обман, недостойны личности, имеющей чувство собственного достоинства, будь то христианин или нет.

рабы Христовы, — Или, «рабы Христа» (см. на Рим. 1:1).

волю Божию — Когда кто-либо совершает волю Божию, это наиболее угодная, но облагораживающая задача, но при условии, что её совершают «от души» (ср. Кол. 3:23).

7. усердием, — Это можно подразумевать даже как более высокое служение, чем «в простоте сердца». Слуга, который питал искренний интерес в благополучии своего господина и его делу, уже этим уменьшал тяжесть или бремя, и приближался к положению свободного человека. Действительно раб, когда он призван в служение Господу «есть свободный Господа» (см. на 1Кор. 7:22). Принципы, подобные этим, воплощённые в Евангелии Христа, в конечном счете, уничтожили рабство и между тем, дали облегчение рабам христианам на протяжении столетий. Дарованная благая воля в состоянии разрушить почти всякий барьер между людьми.

Господу, — Убеждение, что каждый во главе с Богом, является наиболее сильным побуждением для удовлетворения жизни, как и познание, что личные усилия приняты Богом. Мученик, стоявший лицом к лицу с позорным столбом в этой уверенности и раб терпеливо переносил свои мучительные несправедливости лишь вследствие этого. Однако мужество мучеников и терпение рабов не превратили в справедливость несправедливости преследования их господина. Они должны будут ответить перед Богом за их несправедливость.

8. Зная, — Раб мог иметь уверенность, что его жизнь и дела были под надзором провидения и что награда, которая придёт к другим людям, будет также и его. Великой духовной уверенностью является наследство всех верующих.

каждый — Добрые дела, которые принесут вознаграждение, истекают из «усердия» и посвящения раба. См. Кол. 3:25, где подобная истина выражена с отрицательной точки зрения.

получит — Сравните Матф. 25:21. Священное Писание преисполнено обетованиями награды Матф. 5:12; 16:27; Лук. 6:35; Рим. 2:6-10; Евр. 10:35; Откр. 22:12; и т.д.

раб ли, или свободный. — Сравните эту фразу в 1Кор. 12:13; Гол. 3:28; Кол. 3:11. Благодать Божия не знает какого-либо различия, ибо «Бог нелицеприятен» Деян. 10:34, и Его суды беспристрастны Пс. 97:9. Но суть утешения для раба должна быть не столько в том, что все были равными слугами Бога, как в том, что все получат от Него равную награду — царствие.

9. господа, — Этим словом подчёркнуто, что в христианской церкви былихозяева, имевшие слуг, обращенные люди, которые жили согласно их меры духовного познания и имели сознание христианской ответственности. Таковым, без сомнения, был Филимон (см. комментарий на эту книгу). Обращаясь к обязанностям господ, Павел не выставлял их, чтобы осудить, но как в обращении со слугами, он полагает принципы, которые в должное [1043] время должны искоренить греховное наследие, рабство (см. на Втор. 14:26).

поступайте — Это текст золотого правила Павла. Хозяева должны иметь такой же дух к слугам, как он советовал слугам по отношении к хозяевам, и нет хозяина, который смог бы даже выразить недовольство, что совет Павла слугам мог поощрить их к восстанию. Апостол настаивал, чтобы слуги поступали добросовестно и верно, зная, что очи Господа видят их, хозяева должны поступать таким же образом. Интерес их слуг должен быть первостепенным в их мыслях и

в справедливом отношении с ними, они также должны подразумевать служение Господу (ср. на Кол. 4:1). Хотя Павел имел дело главным образом с рабством, всё, что он сказал, может быть применено также к работодателям и рабочим и их взаимоотношениям в нашем современном обществе.

умеряя строгость, — Иудеям было дано специальное наставление относительно обращения со слугами Лев. 25:39-43; Втор. 15:12-14; Мер. 34:14, и даже больше этого ожидалось от христиан, которые имели более полное откровение Божие во Христе Иисусе, что касается человеческих взаимоотношений. Строгость подразумевает воздействие страха и силы, в то время как путь Евангелия есть путь любви. Строгость обычно является началом жестокости и должна быть аннулирована вовсе. Большой вызов к каждому администратору, проявить свой авторитет в любви скорее, чем показать власть и силу. Это не означает, что он не должен рассчитывать на справедливое служение, но его предостережения и дисциплинарные меры должны проявляться в духе самообладания и христианского характера. Уважение к другим личностям, является одним из первых доказательств обращенной жизни.

над вами … и над ними … Господь, — Оба, не взирая, на неравенство в социальном положении, имеют долг, быть верными одному хозяину Господу. Этот факт должен иметь влияние на хозяев или старших при обращении со слугами, ибо определённо, всякая несправедливость будет наказана и также имея в виду, что все, которые имеют общего Господа, являются собратьями слугами.

нет лицеприятия. — Греч, prosopolepsia, буквально, «лицо, воспринятое правильно» (см. на Рим. 2:11; ср. Кол. 3:25). Бог не желает быть под влиянием внешности, звания или положения.

10. Наконец, — Или, «что касается остального» (ср. Фил. 3:1; 4:8; 2Фес.3:1). Павел приводит своё послание к заключению. Он констатировал теологическую и духовную основу для единства всех людей и дал наставление относительно того, как лучше и быстрее осуществить практически это единство в церковных взаимоотношениях, семье и обществе. Теперь ему осталось ответить на вопрос, который возник естественным образом, как можно жить согласно такого вероисповедания? Как может кто-либо достигнуть этих качеств?

братья мои, — Важное текстовое свидетельства (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этих слов.

Господом — Эта фраза темы встречается в различных видах около 30 раз в послании (см. на гл. 1:1). Здесь секрет победы. Мы пребываем в Нём, или наша сила ослабевает Ин. 15:4-7; Его благодати достаточно для нас 2Кор. 12:9.

силы — Апостол пытается представить огромные армии зла, собранные вместе, чтобы сокрушить церковь. Спор, отчаянный и неравный, со всеми преимуществами со стороны врага, за исключением факта, как церковь будет придерживаться союза через веру с источником Всемогущества.

11. Облекитесь — Павел многократно употребляет символ «облекитесь»Рим. 13:12, 14; 1Кор. 15:53, 54; 2Кор. 5:3; Гол. 3:27; Кол. 3:10; 1Фес. 5:8.

Здесь главная мысль, облечение верующего в предохранительное вооружение.

во всеоружие — Греч, panoplia, «полное вооружение». Это слово употреблено в ИЗ ещё только в 13 спи ив Лук. 11:22. Параллельная мысль, высказанная Павлом, обнаружена в Ис. 59:16, 17. Некоторые намекают, что это место может быть источником его символической речи. Другие указывают на его осведомлённость относительно вооружения Римских солдат, ибо на протяжении нескольких лет он неразрывно был связан с ними. Всеоружие является Божьим, ибо Он предусмотрел каждую отдельную часть снаряжения Ефес. 6:14-17. Облечены ли мы в это всеоружие и готовы ли мы добросовестно сражаться в битве. Тот, кто выковал всеоружие, гарантирует и его пригодность.

можно было — В любом вооружении, но в Божественном, мы будем в состоянии «устоять».

козней — Греч, methodeiai, «хитрости», «обманы».

диавольских; — Греч, diabolos (см. на гл. 4:27). Если бы конфликт был только с человеком, не было бы такой [1044] очевидной нужды во всеоружии, но мы стоим лицом к лицу с хитрым и искусным диаволом. Искушение Христа открывает коварные методы диавола, методы всегда направленные на слабые, уязвимые места человека {Матф. 4:1-11; ср. Went 2:11; 5:8; 2Кор. 2:11; Ефес. 2:2; 4:27). Намного легче иметь дело с открытым врагом, чем с обманщиком и искусителем. Всеоружие Божие, рассчитано для защиты против коварных атак, которые могли бы в противном случае, погубить воина христианина.

12. наша брань — Это место читается буквально так, «наше сражение не

против плоти и крови».

крови и плоти, — Буквально, «плоти и крови», также в Евр. 2:14. Это противоположно расположению, данному в Матф. 16:17; 1Кop. 15:50; Гол. 1:16. Павел не имеет в виду, что христиане не должны обнаруживать врагов среди людей, ибо церковь всегда страдала от руки безнравственных, злых людей. Он ссылается на духов и силы, которые превосходят человека в интеллекте мышления в такой же мере, как и в коварных злых замыслах: он имеет в виду сатанинские силы, выступающие в открытом восстании против Бога и против его детей. Борьба между Христом и сатаной, не только местного значения, она достигла космических размеров, включая всю Божью вселенную.

начальств, … властей, — См. на Рим. 8:38; Ефес. 1:21; ср. Ефес 3:10;

Кол. 2:15.

мироправителей — Буквально, «мироправителей этого века». Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) к чтению «мироправителей этой тьмы». См. на Рим. 8:38. Ясно, что Павел ссылается на личности злых духов, которые осуществляют степень авторитета над миром. Сравните фразу «князь мира сего» изображающую сатану в Ин. 12:31; 14:30; 16:11. Личность диавола также ясно открыта в Откр. 2:10; 12:10.

духов злобы — Скорее, «духовное воинство [или «стихии» или «силы»]

зла».

поднебесных. — См. на гл. 1:3. Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может

цитироваться за опущением этой фразы.

13. Для сего — Т.е., по причине свойства борьбы описанной в 12 ст.

приимите — Всеоружие Божие полезно для употребления, и к христианину звучит побуждение, облечься в него. Подобно тому, как армия прежде своего вступления в битву должна быть полностью снаряжена, так христианин должен приготовить каждое духовное укрепление прежде вступления в битву с диаволом; в противном случае, он потерпит определённое поражение.

всеоружие — См. на 11 ст. Наполовину вооруженный солдат может скоро поплатиться за своё безрассудство. Он вышел на поле битвы с ложным чувством безопасности, и враг уверенно найдёт его незащищённые места, и часто та характерная черта, о которой он помышляет как сильнейшей, оказывается при искушении самой слабейшей. Как цепь не является более сильной, чем её самое слабое звено, так христианин не является более сильным, чем его самая слабая черта характера. В виду различных слабостей плоти, ничто менее чем всеоружие Божие не будет достаточным.

день злой — Некоторые применяли это к последней великой борьбе церкви с силами зла. Определённый артикль говорит в защиту этой мысли. Другие применяют это выражение как «день злой» в более широком смыслу, к любому дню, когда битва особенно жестокая.

все преодолевши, — Это, вероятно, указывает на всё свершённое путём приготовления к битве. Некоторые применяют это ко всему, что христианин может совершить со своей стороны наилучшее на протяжении борьбы. Доверие Богу никогда не лишит человека преимущества приложить свои собственные, то есть, Богом данные силы до крайних пределов. Хотя истинно, что битва никогда не будет выиграна без всеоружия Божия и силы, в такой же мере, никогда не будет победа без сотрудничества человеческого естества с Божественным (см. НПХ142).

устоять. — Христианин может покоиться в уверенности, если он со своей стороны сделал всё наилучшее, посредством благодати Божией.

14. Итак станьте, — Порядок в котором перечислены части вооружения, вероятно является порядком, согласно которого действовал Римский солдат, об этом свидетельствует логическая последовательность мыслей. Иносказание является великолепным кульминационным пунктом к одному из наиболее глубоких Писаний, даже литературных трудов.

препоясавши чресла — Пояс вокруг поясницы держал вместе одежды солдата, которые могли в противном случае мешать его движению.

истиною, — Т.е., в её абстрактном, неопределённом смысле, о чём свидетельствуют отсутствие артикля в Греческом языке. Истина, о которой здесь сказано, более чем личная честность и правдивость; это истина Божия, как она живет в сердце, [1045] принятая и воздействующая на него. Сравните подобные значения слова в 1Кор. 5:8; 2Кор. 7:14; 11:10; Фил. 1:18, и предыдущее место в этом послании в гл. 5:9. Неискренность фарисеев вызвала публичное осуждение Иисуса Матф. 23 гл. Если истина и честность, как в умственном, так и в моральном смысле не станут преобладать в области религии, тогда где они будут преобладать?

броню — Сравните Ис. 59:17; 1 Фес. 5:8. Как броня прикрывает сердце солдата, так праведность сохраняет жизнь верующего и защищает «жизненные органы» духовной жизни.

праведности, — Некоторые применяют это к праведности Христа, которая покрывает дитя Божие, другие, к личной христианской верности принципам. Оба представления неотъемлемы для успешного результата борьбы, и Павел, вероятно, имел оба эти факта в своих мыслях. Относительно определения слова праведность (см. на Рим. 1:17).

15. обувши ноги — Ноги Римского солдата от бедра до ступни были покрыты ножными латами, а ступни были обуты в сандалии. Это было необходимо, чтобы его движения по неровной, каменистой почве не имели задержек. Чтобы он был в состоянии выдержать нападение, он должен был иметь уверенное, прочное положение ног.

готовность — В символическом значении Павла сандалии, очевидно, служили для того, чтобы дать возможность обладателю скорее твёрдо стоять, чем бежать. Изображение поэтому, не параллельное с представленным в Ис. 52:7.

благовествовать мир; — В Ис. 52:7 и Рим. 10:15 «ноги» и провозглашение «Евангелия мира», тесно связаны, подчёркивая действие несущих благую весть. В этом стихе, однако, кажется, выражена идея твёрдости в христианской борьбе. Следовательно, благая весть в этом случае не настолько относится к провозглашению Евангелия, как к Евангелию, которое должно твёрдо утвердится в сердце христианина. Это прекрасная и одобряющая мысль, что воин посреди духовного сражения может стоять твёрдо в мире. Он имеет мир с Богом Рим. 5:1. По существу, Евангелие является благой вестью, что люди не имеют нужды погибать и в то же время является приветственным словом к воину, стоящему лицом к лицу с безжалостными врагами. Он твёрдо стоит на фундаменте познания Христа, воплощённого, распятого, воскресшего и вознёсшегося — Который является сердцем Евангелия и причиной для мира.

16. А паче всего — Скорее, «в добавлении ко всему». Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим и чтением «во всём».

щит — Римский щит был большим и продолговатым, сделанным из дерева и покрытым выделанной кожей. Его размеры были приблизительно 4 фута на 2,5 фута, достаточные для прикрытия тела (один фут равен 30,48 см.). Следовательно, размеры щита были 122 х 76 см.

веры — «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» 1Ин. 5:4. Действующая активная вера подобно щиту, который задерживает огненные стрелы, она является также пассивной, когда полагается на Бога для избавления. Под ударами всякого рода искушений, вера восстанавливает доверие и даёт способность перенести битву. Кроме того, «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6.

угасить — Вера останавливает стрелы искушения прежде, чем они станут грехом в душе. Искушения и всякого рода нападения врага, должны быть встречены прежде, чем они достигнут уязвимых мест духовного тела.

раскаленные стрелы — Стрелы в древности иногда имели горючие материалы, такие как пакля и смола, зажигаемые в передней части так, чтобы огонь попадал в цель, в которую они направляли его. Это подходящее сравнение для огненных искушений, которые приходят к детям Божиим. Они могут проявиться в виде страха, лишения бодрости, нетерпения, греховных мыслей, зависти, гнева и всяких других пороков. Но вера в Бога, приподнятая подобно щиту, уловляет их, угашает пламя и они падают обезвреженными на землю.

лукавого; — Т.е., злого человека или злую личность диавола, который является предводителем нападающих армий.

17. шлем — Голова нуждается в особенной защите, будучи наиболее жизненно необходимой частью, местом воли и разума.

спасения — В 1Фес. 5:8 шлем назван надеждой спасения. Спасение имеется в виду прошлое, настоящее и будущее (см. на Рим. 8:24),

меч духовный, — Другие части вооружения являются только оборонительными, в то время как это, является и оборонительным и наступательным.

слово — Греч, rherna, означающее что-либо выраженное словами или сказанное (см. на гл. 5:26). Фраза «слово Божие» должно быть подразумевало Священные Писания, которые тогда существовали. Когда это послание было написано, НЗ [1046J Писания уже были частично написаны. Именно, с мечом Духа, Словом Божиим, христиане пересекали свой путь среди всех обстоятельств.

18. Всякою молитвою и прошением — Эти два слова также встречаются вместе в Фил. 4:6; 1Тим. 2:1; 5:5. В Фил. 4:6, благодарение также как и прошение присоединено к молитве. Благодарность и ходатайство являются двумя наиболее важными элементами успешной молитвы.

молитесь во всякое время — Буквально, «молитесь в каждый период» или «по всякому случаю». Сравните повеление «непрестанно молитесь» 1Фес. 5:17. Молитва не является ещё одним отличительным оружием; скорее всего это дух, образ действия, при котором всеоружие Божие будет носимо и применено в сражении. Павел здесь представляет молитву как постоянное состояние ума, непрерывное состояние общения с Богом (ср. Лук. 18:1; Фил. 4:6; Евр. 4:16).

духом, — См. на Рим. 8:26, 27. Даже хотя мы имеем наилучшие намерения, наши молитвы часто открывают наше бедное суждение, скрытые предубеждения, и явное пренебрежения тем, что является наилучшим для нас. Есть лишь немного тех, которые не могут оглянуться назад и не возблагодарить Бога, что Дух Святой исправил их молитвы, как это и произошло, заметил намерения и представил их Богу в таком виде, чтобы Он смог ответить на них. Как часто открывалась для нас крайняя бессмысленность некоторых из наших молитв и как мы должны благодарить, что никогда не получили всего того, о чём просили.

старайтесь — См. на Матф. 24:42; ср. гл. 26:41. В других переводах

«бодрствуйте».

со всяким постоянством — Постоянство в молитве не является целью, чтобы через абсолютную настойчивость заставить Бога изменить Свои мысли, в некотором смысле это напоминает просящего ребёнка, в конечном счёте вырывающего то, что он желает от несогласных родителей. Постоянство в молитве, однако, ясно подчёркивает со стороны просителя состояние мыслей, которые представляют Богу, возможность исполнить дело, которое Он не в состоянии совершить каким-либо другим образом для него иначе (см. на Лук. 18:1-8).

о всех святых — Буквально, «относительно всех святых». Святые должны взаимно поддерживать друг друга молитвами и общением. Невозможно для кого-либо быть «во Христе» (см. на гл. 1:1) без соучастия во всеобщих страданиях святых и чтобы не поддерживать их в молитвах (см. 1Пет. 5:9). Возможно престарелый апостол, находясь в тюремном заключении в Риме, размышлял о крайней необходимости общения святых в виду просьбы, которую он намеревался представить Ефес 6:19.

19. И о мне, — Буквально, «ради меня». Это трогательное упоминание доблестного воина о своей собственной нужде, открывающее его скромность и его доверие к другим относительно понимания и поддержки. Он нуждался в заступнической молитве о себе самом и часто выражал эту нужду Рим. 15:30; 2Кор.1:11; Фил. 1:19; Кол. 4:3; и т.д.

дано — Павел, подобно другим был зависим от небесного дара (см. на 1 Кор. 12:8)

слово — Греч, logos, буквально, «слово», «весть» (см. Матф. 10:19, 20; Ин. 1:1; 1Кop. 12:8),

устами моими открыто — См. на гл. 3:12. Иисус «отверз уста Свои», и с великой властью провозгласил принципы Своего царствия Матф. 5:2, и Павел желал такой же силы. Он нуждался в смелости, ибо его весть одними презиралась, а для других была ненавистной.

тайну — Это уже шестой случай применения этого выражения в данном послании (гл. 1:9; 3:3, 4, 9; 5:32; см. на гл. 1:9). Павел ссылается на благость Божию, которая в своё время была скрыта от язычников, но теперь она стала открыта (см. на 1Тим. 3:16).

20. Для которого — Т.е., ради которого.

посольство — Греч, presbeud (см. на 2Кор. 5:20).

в узах, — Буквально, «в цепях». В данном случае намек, несомненно, на обычай сковывания заключенного, его правого запястья с левым запястьем воина. При определённых условиях заключённым позволялось находить временно снимаемое жильё вне тюрьмы. Очевидно с наручниками, прикреплёнными к каждому из них Деян. 12:6, и подобный случай отмечен Павлом Деян. 21:33.

смело про по веды вал, — См. на 19 ст.

21. моих обстоятельствах и делах, — Он предполагал, что читатели этого послания, должно быть, поинтересуются узнать более об условиях его заключения (ср. Кол. 4:7).

Тихик, — Его имя упомянуто также и в Деян. 20:4; Кол. 4:7; 2Тим. 4:12; Тит. 3:12. Он был родом из провинции в Малой Асии, вероятно из Ефеса Деян. 20:4. Апостол очень полагался на него, доверяя ему наиболее важные [1047] обязанности вплоть до особо важных. Глубокая любовь, очевидно, возрастала между ними. Тихик, будучи «верным служителем», прошел вместе с Павлом через все роковые, но всё же славные дни. Во время своего второго тюремного заключения Павел снова послал Тихика в Ефес 2Тим. 4:12.

служитель, — Греч, diakonos, «слуга» или «диакон», но вероятно не употреблено здесь специально как диакон (см. на Ефес. 3:7; ср. на Марк 9:35).

22. послал — См. введение к Ефесянам 994 стр.; ср. на Кол. 4:8.

о нас — В 21 cm, Павел говорит о своих собственных обстоятельствах, здесь он включает и своих собратьев христиан из Рима.

утешил — Павел знал, как интересовались читатели о его благополучии, и он пожелал освободить их мысли от всякой чрезмерной озабоченности и в такой же мере показать, как радостно христианин может переносить свои страдания.

23. Мир — В этом благословении апостол вспоминает слова своей начатой

молитвы (см. на гл. 1:2).

братиям — Т.е., обществу верующих, входящих вместе в «тело Христово» (см. гл. 4:12).

любовь с верою — Т.е., любовь в её самом широком значении, соединённая с верой, оба качества, исходящие от Бога. Через Духа Святого, эта любовь изливается в сердца наши Рим. 5:5.

Бога Отца … Христа. — См. на Ефес. 1:2; ср. 2Тим. 1:2; Тит. 1:4.

24. Благодать — Характерная подпись Павла (см. 2Кор. 13:14; Гол. 6:18;

и т.д.).

неизменно — Буквально, «неподкупно», «неискажённо» (ср. 1Кop. 15:42). В своих заключительных словах Павел направляет внимание на вечные качества характера.

Аминь. — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова. Однако оно гармонирует с чувствами, как писателя, так и читателей.

Постскриптум приписка после 24 ст. не присутствовала в ранних рукописях, и не была частью вдохновенного первоначального текста.

Комментарий Е. Г. Уайт к 6 главе Ефесянам

1 ХД 199; ОХВ 101; ВМ444.1-3 1СЦ497.

2 ПП 308; 2СЦ 80.

4 ХД 168, 183, 204, 317, 318, 321; ВБ 259; РУУ 109, 159, 196,

501; ОХВ 67, 268; МС 180; ПЦ 245; 2СЦ 95, 224, 361; ЗСЦ 29,564; 4СЦ627,629; 5СЦ329,425; 6СЦ 199.

6 ДА 460; ВМ228; ЗСЦ 192.

10 НУХ47; Ев. 98; ПЦ175; 8СЦ300.

10.11 СП 163.10-17 8СЦ42.

10-18 РП26; 2СЦ515.

11 ХД232; С3 586; ЛЕ 32; РУУ 182; РП 46, 63,273; ОХВ 299;СЕ 308; МС 93; ВМ 33; ЗСЦ 325; 4СЦ 212, 439; 5СЦ 112,309; 7СЦ 190; 8СЦ298.

11.12 ВБ510; МЖС309; Воз. ПО; 6СЦ41; 9СЦ219.11-13 РП60,

11-17 МС113.

12 ДА 29, 219; ЛЕ 115; РУУ 424, 538; ЖВ 352, 508; ВБ 208,510; СИ 131; МЖС 78, 308; ВМ 55; ПЦ 111, 142, 176, 489;ПП717; ОЖ91; ИС 398; Воз. ПО; СП 51, 162; 1СЦ 345;ЗСЦ 240, 327; 5СЦ 132, 143; 6СЦ 140; 7СЦ213; 9СЦ220.

12.13 ОХВ 218.12-18 1СЦ182.

13 РП 60; СП 163, 327; 4СЦ 556.

13.14 МЖС 310.

14 ДА 76; МЖС 311; 1СЦ588; 4СЦ 123; 9СЦ61.14-17 ДА 502.

15 ЛЕ90; Ев. 114, 174, 564, 639; СЕ 305; МЖС 312; 7СЦ 237;8СЦ2И,295; 9СЦ48; СБ 100.

16 РУУ 182; РП60, 63, 73; МЖС 313; ВМ 61; 4СЦ213; 5СЦ281,294.

16,17 ДА 307; 1СЦ407.

17 ОХВ 125; МЖС 61, 315; Воз. 276; 1СЦ469; 4СЦ441; 5СЦ104,426.

18 РУУ 479; ОХВ 490; 2СЦ321; 5СЦ 190.

19 ОЖ84.