21. Иллюстрации, символы и фигуры речи

Фигуры речи и символы. «Наш премудрый Господь облекал духовные истины образной символической речью. Посредством образных выражений Иисус часто обращал к Своим обвинителям и недругам самые сильные и откровенные обличения, они же не могли найти ни малейшего повода осудить Его. С помощью притч и сравнений Он наилучшим образом передавал Божественную истину. Простыми словами, образными сравнениями, примерами из жизни природы Иисус открывал Своим слушателям духовные истины и провозглашал драгоценные принципы, которые бесследно исчезли бы из их памяти, если бы Он не связывал Свои уроки с человеческим опытом. Такой метод вызывал у людей интерес, возбуждал любопытство и оставлял след в их сердцах. При взгляде на то, с чем Иисус связывал Свои наставления, они всегда вспоминали слова Божественного Учителя» (Основы христианского воспитания, с. 236).

Возвышенные примеры. «В Своих проповедях Божественный Учитель не допускал ни одного примера, который бросил бы даже малейшую тень на скрижали души. Его речь имела самый чистый и возвышенный характер. Он никогда не прибегал к юмору ради привлечения внимания слушателей» (Ревью энд Геральд, 6 августа 1895 г.).

«Иисус никогда не стремился потворствовать людскому любопытству и услаждать праздный интерес, никогда не иллюстрировал Божественное учение приземлённой символикой. Его Божественные уста не изрекали сравнений и примеров, вызывающих веселье и смех, к чему порой прибегают современные евангелисты. Иисус представлял истину ясно и убедительно и примеры использовал самые чистые и возвышенные» (Ревью энд Геральд, 6 августа 1895 г.).

«Иисус иллюстрировал славу Царства Божьего, используя земные образы и понятия.С сострадательной любовью и нежностью Он воодушевлял, утешал и наставлял всех, кто слушал Его, ибо на Его уста изливалась благодать, чтобы Он мог передавать людям сокровища истины наиболее привлекательным способом» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 240).

«Спаситель говорил с людьми таким простым языком, что они не могли не понять Его. Он помогал всем опечаленным и скорбящим так, как умел делать только Он один. С нежностью и участием Иисус служил изнемогающим от греха душам, даруя им исцеление и силу.

Величайший из учителей искал пути к людям, используя хорошо знакомые им представления. Он излагал истину таким образом, что в сознании Его слушателей она всегда ассоциировалась с самыми сокровенными воспоминаниями и привязанностями. Христос учил таким образом, что люди чувствовали Его глубокую заинтересованность в их делах и желание сделать их счастливыми. Наставления Иисуса были столь конкретны, Его иллюстрации столь уместны, а слова настолько исполнены сочувствия и ободрения, что всё это очаровывало слушателей. Простота и искренность, с которыми Он обращался к нуждающимся, освящали каждое Его слово» (Служение исцеления, с. 23, 24).

Духовные уроки на лоне природы. «Великий Учитель обращал внимание Своих слушателей на природу, прославляющую своего Творца. Когда их сердца становились мягче, а умы восприимчивее, Он объяснял им великие истины, указывая на ласкающие взор прекрасные пейзажи. Он извлекал духовный материал из повседневной жизни, и притчи, с помощью которых Иисус преподавал Свои уроки, свидетельствовали о гармонии, соединяющей природу и её Творца. Птицы, парящие в воздухе, лилии, цветущие на лугах, сеятель, вышедший в поле, пастух, охраняющий стадо, — этими образами Христос иллюстрировал вечные истины. Закваска, скрытое сокровище, драгоценная жемчужина, рыболовная сеть, потерянная драхма, блудный сын, дом, построенный на камне или на песке, — эти простые примеры были хорошо знакомы и понятны слушателям. Уроки Христа заинтересовывали всякий ум, привлекали каждое сердце» (Воспитание, с. 102).

«Спаситель мира пытался сделать Свои уроки простыми и понятными, чтобы все могли уразуметь их. Обычно Он предпочитал беседовать с людьми на свежем воздухе. Никакие стены не могли вместить всех жаждущих познать истину, но у Христа были особые причины собирать людей на берегу моря или в тенистых рощах. То, что представало их взору, Он использовал для иллюстрации важных истин, которые Он доводил до людского сознания.

Христос связывал Свои духовные уроки с Божьими делами, запёчатлёнными в природе. Беззаботно распевающие птицы, цветы, радующие глаз своей красотой, величественные деревья, возделываемая земля, колышущаяся на ветру пшеница, бесплодная почва, засохшее дерево, древние холмы, журчащий ручеёк, заходящее солнце, окрашивающее небо в багрянец и золото, — всё это Он использовал, чтобы донести до умов слушателей Божественную истину. Он связывал дела Божьих рук на небе и на земле со словами жизни, которые хотел запечатлеть в их душах, чтобы, взирая на дивные дела Творца, люди освежали в памяти Его уроки» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 579, 580).

От известного к неведомому. «Уча людей, Христос объяснял святые небесные истины на примере дорогих сердцу семейных уз и привязанностей, знакомых всем природных явлений и земных предметов. Слова Христа проливали небесный свет на земное. Волнуя человеческие сердца, они становились новым откровением и запечатлевались в разуме.

Во всём, что было Им создано, явлено совершенство Творца, отражённое в красоте окружающего мира. И природами Священное Писание хранят драгоценные Божественные истины, которые Христос открывал людям» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 178, 179).