39. Простота и ясность благовествования

Слово Божье, а не человеческое. «Проповедуйте истину в смирении простоты, твёрдо помня, что не наши слова, а Слово Божье проникает в сердце» (Ре-вьюэнд Геральд, 13 июня 1912 г.).

«Проповедникам необходимо более просто и ясно раскрывать перед людьми истину, как она есть в Иисусе…

Тот, кто пренебрегает подобной работой, сам нуждается в обращении, прежде чем приступить к проповедническому служению. Те, чьи сердца исполнены любовью Иисуса, драгоценными истинами Его Слова, извлекут из сокровищницы Божьей нестареющее, вечное учение. Они не будут тратить время на анекдоты, не будут демонстрировать своё ораторское искусство, не будут витать в облаках, не замечая при этом окружающих, но простым языком со всей серьёзностью будут открывать людям истину такой, какова она в Иисусе» (Избранные вести, т. 1, с. 157).

«Бог призывает служителей Евангелия не пытаться превзойти самих себя, демонстрируя свой интеллект и красноречие и прибегая к приукрашиваниям и преувеличениям в тщеславном желании вызвать восхищение и аплодисменты присутствующих… Чем отчетливее служители представляют себе Христа и воспринимают Его дух, тем с большей силой они смогут проповедовать простую истину, в центре которой — Христос» (Евангелизм, с. 181).

«В воскресенье в 11 часов утра брат Вильсон из Новой Зеландии произносил прекрасную наставительную проповедь, великолепную по своей простоте, но вовсе не заурядную. Чем проще и понятнее проповедь, тем яснее учения пастырей-помощников отражают учение Пастыреначальника» (Письмо 82, 1895 г.).

Использование евангельской «сети». «Господь хочет научить вас пользоваться евангельской «сетью». Многим нужно научиться этому искусству. Чтобы иметь успех в работе, вам надо залатать все прорехи в своих «сетях». Писание надо применять таким образом, чтобы ученики легко понимали смысл текстов. Затем попытайтесь привлечь в свой «невод» как можно больше людей. Сразу переходите к делу. Пусть иллюстрации будут убедительными. Какими бы большими познаниями человек ни обладал, они не принесут пользы, если он не сможет передавать их другим. Торжественная интонация вашего- голоса и глубина чувств произведут на слушателей должное впечатление. Убеждайте учеников отдать себя Богу…

Пусть ваши доводы будут ясными, ибо я знаю, что есть немало людей, для которых многое из услышанного остаётся непонятным. Пусть Святой Дух исправит и украсит вашу речь, очищая её от словесного «мусора». Говорите на детском уровне, помня, что многие люди, будучи взрослыми по годам, остаются детьми по уровню восприятия» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 253, 254).

«Преподносите истину такой, какова она в Иисусе, со всей кротостью и смирением, то есть в простоте и искренности, давая каждому пищу для размышлений вовремя и в соответствии с его разумением» (Евангелизм, с. 432).

«Многие блуждают в сумраке и тумане заблуждений, желая познать истину. Так рассказывайте им о ней не высокопарными словами, а с простотой, присущей детям Божьим» (Литературное служение, с. 12).

Краткие речи, доступные пониманию каждого. «Настоящий воспитатель обязательно поведёт за собой своих слушателей. Его речи будут краткими, но вескими. Идущие из сердца, они наполнятся сочувствием, теплом и любовью к драгоценным душам» (Советы по работе субботней школы, с. 167).

«Наши служители должны стремиться наилучшим образом раскрывать истину перед людьми. Пусть все, насколько возможно, будут едины. Пусть проповеди будут простыми и освещают жизненно важные вопросы доступно, чтобы услышанное легко воспринималось» (Избранные вести, т. 1, с. 167).

«Ум некоторых людей подобен антикварному магазину, где можно найти всевозможные части некогда целого драгоценного ожерелья, но люди не знают, как соединить их. Именно взаимосвязь отдельных идей придаёт знаниям особую ценность. Каждая идея и каждая отдельная мысль должны быть тесно соединены друг с другом, подобно звеньям одной цепи. Если же проповедник обрушивает на слушателей обилие всевозможных знаний, предоставляя им самим всё расставить по порядку, его труд становится напрасным, ибо мало кто из слушающих сможет это сделать» (Евангелизм, с. 648, 649).

«Для того чтобы научиться доступно объяснять людям Писание, необходимы пристальное внимание и упорный труд. Это нужно для того, чтобы вести преподавание связно, логично и убедительно, выделяя самые важные моменты так, чтобы избежать непонимания» (Письмо 185, 1899 г.).

«Истину следует представлять столь наглядно, чтобы, услышав её, ни один нарушитель Закона не смог бы оправдаться неспособностью понять важность послушания повелениям Божьим» (Служители Евангелия, с. 148).

«Если ваш труд оживит благодать Христа, то в проповедях ваших будет чувствоваться серьёзность и искренность. Тема будет предельно ясна для вас самих; не будет пространных высказываний и неуверенных речей, когда вы сами не верите в то, о чём говорите. Преодолевайте медлительную нерешительность, неловкость и вялость. Учитесь быть точными.

Темы, представляемые многими нашими служителями, и наполовину не соответствуют идеалу ясности и силы» (Ревью энд Геральд, 6 апреля 1886 г.).

«Служители должны излагать истину просто и ясно. Среди их слушателей много тех, для кого понятное объяснение является обязательным условием для обращения. Множество людей куда более невежественно в вопросах истины, чем может показаться. Среди выпускников колледжей, красноречивых ораторов, государственных деятелей, людей, занимающих высокое и ответственное положение, много таких, кто обратил все силы своего разума на второстепенные вопросы, оставив в пренебрежении проблемы величайшей важности. Когда подобные люди составляют часть общины, проповедник нередко всеми силами стремится сделать свою проповедь интеллектуальной и не открывает собранию Христа. Служителю не удаётся показать, что грех есть нарушение закона. Он не раскрывает плана спасения во всей его очевидности, хотя мог бы воистину глубоко тронуть сердца слушателей, указав им на Христа распятого, даровавшего искупление всем» (Служители Евангелия, с. 170).

Доносите истину шаг за шагом. «Истина настолько сильно отличается от широко распространённых заблуждений и по своей сути, и по воздействию, что, когда её преподносят людям, она их поражает и захватывает. Истина — твёрдая пища, и кормить ею нужно осторожно, так, чтобы ваши слушатели, если вы остановитесь, были готовы слушать дальше.

Бог сделал Своих вестников хранителями истины весомой и определяющей нашу вечную участь. Свет призван светить среди тьмы безнравственности, обличая грех и заблуждение, и истину нужно преподносить шаг за шагом, отчётливо и ясно выделяя главное, чтобы она осталась в сердце, уподобившись прочно забитому в нужном месте гвоздю.

Проповедник должен добиться понимания и расположения со стороны своих слушателей. Если он поднимает планку слишком высоко, люди будут не в силах до неё дотянуться. Такую тактику в преподавании истины едва ли можно назвать искусным руководством» (Письмо 7, 1885 г.).

«Проповедник должен добиваться понимания и симпатий своих слушателей. Не взмывайте слишком высоко, куда они не могут последовать за вами. Преподносите людям истину пункт за пунктом, медленно и верно, указывая лишь на несколько существенных её аспектов. Если вы остановитесь там, где нужно, и не дадите слушателям больше того, что они могут воспринять и использовать во благо, они будут жаждать услышать больше, и, таким образом, вы поддержите их интерес» (Евангелизм, с. 177).

«Мне было дано наставление относительно опасности умствований в нашем преподнесении библейской истины. Мы много теряем, отказываясь от простоты истинного благочестия. Бог даровал нам всё необходимое для обращения ближних, однако возрождение человеческих сердец в результате проповеди Евангелия — подобное тому, какое происходило в дни Христа, — сегодня редко. Наши сердца нуждаются в обращающей силе Божьей, чтобы научиться простоте в словах и делах» (Рукопись 85, 1909 г.).

Молитвы о Божественном просветлении и мудрости. «Совершающим служение словом и учением предстоит огромная работа по освобождению из плена смертельных обольщений сатаны тех, для кого они трудятся. Люди должны осознать, насколько важно стремиться к достижению великого Божьего эталона праведности. Божьи соработники должны усиленно молиться о Божественном просветлении и мудрости в преподнесении истины, открытой в Иисусе. Сочувствие, нежность и любовь, вплетённые в речь и проявляемые в жизни, укрощают противодействие, развенчивают предрассудки и открывают путь ко многим сердцам» (Исторические очерки миссий, с. 121).

«Служители вредят своей работе и умаляют воздействие проповедуемой ими истины, когда пытаются в течение одной беседы «втиснуть» в умы слушателей как можно больше, не давая им по достоинству оценить изложенное и следовать ему. Их труду сопутствовал бы больший успех, если бы они закрепляли в сознании людей то, что те в состоянии усвоить. Помогая осознать, насколько важно услышанное и как опасно отвержение посланного им света, служители будут способствовать полному принятию истины. Добивайтесь ясного понимания сути каждого вопроса, а затем призывайте к принятию решения.

Мне было показано, что время, посвящаемое исключительно чтению и изучению истины, порой оказывается более чем потраченным впустую. Большую часть этого времени следовало бы проводить в молитве перед Богом, взывая к Нему о небесной мудрости и силе, о том, чтобы мы смогли донести до людей свет истины во всей её гармоничной красоте. Слишком мало времени уделяем мы тихой молитве и духовным размышлениям. Служители Божьи должны всей душой стремиться к святому помазанию и облачению во спасение, чтобы их проповедь доходила до сердец. Время не терпит — служителей в последние дни слишком мало, поэтому все свои силы они должны отдать труду благовестия и твёрдо держаться Бога и святых ангелов, чтобы в их проповеди проявлялась чудесная сила — та сила, что привлекает всякого честного человека, любящего истину, и побуждает принять её» (Рукопись 7, 1863 г.).