47. Наглядные уроки

Примеры и иллюстрации.«Используя в своих наставлениях притчи, Христос демонстрировал принцип, характеризовавший Его миссию в этом мире. Чтобы открыть нам Свой Божественный характер и бытие, Христос стал человеком и жил среди нас. Божественное предстало перед нами в человеческом естестве, невидимая слава открылась в зримом человеческом облике. Благодаря этому человек смог приобщиться к непознанному через известное, небесное открылось через земное, Бог предстал в образе человека. То же мы видим и в учении Христа: доселе человеку неизвестное иллюстрируется привычными для него вещами, Божественные истины постигаются с помощью знакомых земных дел.

В Священном Писании сказано: «Всё сие Иисус говорил народу притчами… да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:34, 35). Посредством окружающих вещей постигается духовное; природные явления и жизненный опыт внимавших Христу соединились с истинами, запёчатлёнными в Писании. Ведя человека из земного царства в царство духовное, истина, раскрытая в притчах Христа, стала святыми узами, связующими человека с Богом, а землю с небесами» (Наглядные уроки Христа, с. 17, 18).

«Истину следует облекать в строгие и достойные слова; подобного же рода должны быть и примеры» (Служители Евангелия, с. 166).

«Работникам Божьим следует проявлять такт и талант, изыскивая новые методы для благовестия ближним и дальним» (Евангелизм, с. 206).

«Среди всех книг, написанных людьми, можно ли найти такие, которые бы так же пленяли сердца и пробуждали такой же интерес у детей, как библейские истории? Эти простые рассказы делают великие принципы Закона Божьего очевидными и понятными. Используя библейские образы, наиболее доступные детскому восприятию, родители и учителя могут с раннего возраста детей приступать к осуществлению повеления Господа относительно Его заповедей: «И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:7)» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 181).

«Хороший учитель должен стремиться к доступности и эффективности уроков. В обучении младших школьников эффективно использование наглядных пособий, а с учениками постарше методы работы должны быть особенно продуманными и доступными, ведь многие ученики, кажущиеся взрослыми, ещё дети» (Воспитание, с. 233).

Наглядные пособия.«Используя различные схемы, символы и иллюстрации, служитель может передать истину ясно и отчётливо. Такие вспомогательные средства находятся в согласии со Словом Божьим» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 142).

«Учителя, помните, что ваша сила — Господь. Старайтесь дать учащимся такие наставления, которые поведут их в жизнь вечную. Используйте наглядные пособия. Просите Бога дать вам такие слова, которые были бы понятны всем» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 254).

«Занятия в субботней школе следует сделать более интересными. В последние годы общеобразовательные школы в значительной степени усовершенствовали методы преподавания. Предметные уроки, наглядные пособия и доски используются для того, чтобы трудный материал сделать понятным для юного ума. Точно так же можно сделать исключительно интересной для любознательных детских умов и изучаемую библейскую истину» (Советы по работе субботней школы, с. 114).

«Использование наглядных пособий — школьной доски, географических карт, иллюстраций и репродукций — облегчит объяснение библейского материала, поможет закрепить его в памяти и душах детей. Родителям и учителям нужно постоянно совершенствовать методы работы с детьми» (Воспитание, с. 186).

«Использование таблиц наиболее эффективно для разъяснения пророчеств, относящихся к прошлому, настоящему и будущему, но они должны быть максимально простыми и не требующими больших затрат. Истину необходимо доносить во всей её простоте» (Евангелизм, с. 203).

«Слишком большое количество иллюстраций, используемых в проповеди, производит нежелательный эффект, умаляя святость Слова Божьего, которое необходимо донести до людей» (Евангелизм, с. 209).

«Брат С. — образованный евангелист, однако он проповедует с детской простотой. В его проповедях не услышишь чего-либо непонятного и невразумительного. Он строит их на Слове Божьем, давая возможность Господу обратиться к людям всех слоев общества. Его убедительная аргументация почерпнута в Ветхом и Новом Заветах. Он не стремится употреблять слова, которые продемонстрировали бы его обширные познания, но даёт возможность Слову Божьему говорить к людям ясным языком. Если человек отказывается принять весть, значит, он отвергает прежде всего Слово Божье.

Особое внимание брат С. уделяет пророчествам Книги Даниила и Книги Откровение. Он использует изготовленные в натуральную величину фигуры зверей, упоминаемых в этих книгах, — во время проповеди эти звери появляются в нужный момент, иллюстрируя его рассуждения. С уст проповедника не слетает ни одного случайного или не соответствующего моменту слова. Он говорит вдохновенно и торжественно, и люди всех слоев общества приходят на эти собрания. Многие никогда не слышали ничего подобного…

Я довольна тем, как наш брат с присущими ему изобретательностью и тактом использует в своих проповедях изображения, придающие проповеди силу и убедительность. Следует шире пользоваться подобными методами в нашей заключительной работе» (Евангелизм, с. 204, 205).