Глава 5. Мобилизация рядовых членов церкви на служение

После того как три десятилетия подряд особое внимание уделялось духовным дарам, сейчас адвентистские пасторы по всей Северной Америке убеждены, что в служение нужно вовлекать членов церкви. Они часто ссылаются на Писания, в которых прямо говорится, что «все» и «каждый» член «тела Христова» наделены особым даром «для служения», который, при правильном использовании, «строит» церковь (Ефесянам, 4; Римлянам, 12; 1Коринфянам, 12). И все же на практике пастору часто кажется, что легче и быстрее выполнить служение самому, чем просить и готовить к этому членов церкви.

Особенно это проявляется в XXI веке, так как средняя семья посвящает все больше и больше времени работе. Три четвертых женщин работают, и большинство из них работают еще и во вторую смену – ведут домашнее хозяйство. Это подтвердили результаты опроса не только адвентистских, но и большинства других женщин. Средняя продолжительность рабочей недели в США выросла с 39 часов в 1970-е годы до 53 часов в 2005 году. Так как наличие свободного времени уменьшается, за право на него усиливается конкуренция – появляется все больше клубов, где предлагается восстановить силы и здоровье, хобби и культурных возможностей. Это особенно ощущается в метрополиях, где многие работодатели предъявляют очень высокие требования к сотрудникам, особенно в области свободных профессий и менеджмента. Возможности для проведения досуга бесконечны.

Так как становится все труднее найти помощников, в каждой церкви существует тенденция все сваливать на горстку давних верных работников. Все чаще мы чувствуем, что у нас не хватает времени для долгих молитв во время собраний и комитетов. Все чаще руководители из рядовых членов церкви чувствуют себя изможденными, а некоторые из-за этого покидают церковь. В межконфессиональном опросе руководителей из рядовых членов протестантских церквей был такой вопрос: «Чувствуете ли вы себя изможденными, исполняя роль руководителя в церкви». Более половины ответили положительно. Только треть сказали, что не имеют этой проблемы. Я повторил это исследование в нескольких адвентистских церквах и получил аналогичные или даже еще более обескураживающие ответы. Тот же результат был подтвержден при ответе на анкету из 32 вопросов, составленную социологами, которая выявляет симптомы переутомления.

«Когда каждый четвертый ключевой руководитель из рядовых членов церкви истощен, заражен цинизмом, разочарован и испытывает комплекс неполноценности», – говорит Рой Освальд, директор межконфессионального исследования. Что оказывает отрицательное влияние на жизнь церкви. Он спрашивает: «Не по этой ли причине моральный настрой в некоторых церквах так низок? Не является ли это одной из причин, почему некоторые церкви не растут?» Он рассматривает эту проблему в теологической перспективе. «Первейшее служение церкви направлено на людей и совершается ради людей. Чтобы быть эффективной, церковь должна использовать свои собственные человеческие ресурсы. Как же церковь управляет своими человеческими ресурсами? Насколько хорошо заботится о людях, которые отдают всю энергию на поддержание ее работы?»

Хотя ни исследование Освальда, ни мое, проведенное в адвентистских общинах, не основывается на достаточном количестве ответов, чтобы можно было сделать надежные выводы, они все же дают некоторое представление о том, почему среди руководителей из рядовых членов церкви так высока степень физического и духовного истощения. Эти люди очень заняты в различных сферах жизни. Они не только несут добровольное служение в церкви, но также принимают активное участие в общественных, семейных и деловых мероприятиях. Они – труженики в церкви и обществе.

Другая причина, по которой руководители из рядовых членов церкви чувствуют себя изможденными, должно быть, связана с реалиями жизни прихода. «Когда кто-либо более глубоко окунется в пучину жизни прихода, – говорит Освальд, – у него может возникнуть отрицательное отношение к собратьям. Около половины тех, кто принимал участие в исследовании, отметили, что, исполняя служение руководителя в церкви, они больше узнали о мелочности и злословии некоторых членов церкви. Почти 40% ловят себя на том, что становятся циничными, потому что собратья откровенно равнодушны, когда они рассказывают о своих планах в церкви». Это более ярко выражено в адвентистских церквах, которые я изучал, чем в протестантских примерах Освальда.

Поглощенность собой, материализм и честолюбие, которые стали доминирующими чертами американской культуры, не только ослабляют интерес людей к добровольной работе, но и объясняют новые требования, выдвигаемые, когда люди все-таки они могут использовать для достижения цели программы, и немедленную обратную связь, чтобы всегда знать, как идут дела. И, конечно, множество одобрений. Около четверти респондентов в исследовании Освальда жаловались на неточно поставленную задачу; более половины сказали, что на них давит неопределенность в сроках и перспектива год за годом нести определенное служение в церкви. Почти 70% не согласны, что имеют достаточно ресурсов (люди, деньги, время), необходимых для выполнения работы, 40% чувствуют себя перегруженными, так как стараются все сделать сами. Каждый четвертый часто испытывает трудности с тем, чтобы попросить кого-нибудь в церкви сделать работу и отчитаться за нее. В моем исследовании адвентистские руководители из рядовых членов церкви отметили то же самое.

Руководители из рядовых членов церкви отмечают недостаточную обратную связь от членов церкви или пастора, когда соглашаются на служение и приступают к его выполнению. Хотя большинство признают, что время от времени их за работу в церкви хвалят, совсем немногие сообщают, что не получают никакой оценки своей деятельности. Многим кажется, что всем либо все равно, что они делают, либо работа не очень важная, раз нет никаких комментариев.

Единственная и главнейшая причина истощения, отмеченная руководителями из рядовых членов церкви в обоих исследованиях, это необходимость посещать многочисленные, выбивающие из колеи собрания. Лишь каждый десятый сказал, что не испытывает разочарования в конце общего собрания церкви. Им кажется, что большая часть времени в церковных комитетах и советах тратится напрасно. Пасторам и другим лицам, ответственным за проведение собраний, необходимо уделять больше времени основам: должна быть ясно сформулирована цель собрания, тщательно подготовлена повестка, предложено выполнимое домашнее задание, сформированное заранее, следует отпечатать доклад в достаточном количестве экземпляров, а в докладе четко излагать факты, необходимые для принятия решений. Не следует проводить собрания, если в них нет острой необходимости, которую можно ясно и четко сформулировать. Халатное отношение к основным элементам руководства дорого обойдется церкви, она может растерять свои ресурсы – и человеческие, и духовные.

Оба исследования предлагают ряд шагов, которые могут начать делать пасторы и руководители из рядовых членов церкви, чтобы решить проблему усталости среди добровольцев в церкви. «Отличным началом будет, если один или два человека проведут интервью со всеми людьми, оставляющими руководящие посты», – пишет Освальд. Он предлагает задать следующие вопросы:

Что было самым трудным в вашем служении?

Что было самым приятным и удовлетворяющим?

Каковы ваши главные достижения?

От каких первоначальных надежд и ожиданий пришлось отказаться?

С какими проблемами придется столкнуться вашему последователю?

Какие проблемы ожидают церковь в будущем?

Если бы вам снова пришлось выполнять эту работу, что бы вы сделали по-другому?

Что вы чувствовали, оставляя этот пост?

В каждой поместной церкви возникнут особые нужды по мере того, как будут проведены опросы и собраны результаты. Другие проблемы, которые следует обсудить: использовать больше способов выражения благодарности церковным добровольцам, точнее оценивать духовные дары членов церкви, не перегружать церковь программами, предоставить возможность ключевым руководителям из рядовых членов церкви для духовного возрождения, разработать специальную процедуру набора добровольцев с составлением простого письменного контракта, обеспечением, наблюдением и оценкой. (1)

Церковь не должна поощрять изощренную конкуренцию, когда речь идет об участии ее членов в служении. Лучше более серьезно и компетентно отнестись к набору, назначению, подготовке, поддержке и управлению добровольцами. Традиционные попытки обвинять и манипулировать больше не срабатывают. «Каждый, кто слышал Евангелие, желает подчиниться Божьему призыву… Мотивация – это не принуждение к действию. Это направление собственных желаний человека в русло, которое ведет к успеху». (2)

Основные мотивы для участия добровольцев:

1. Чувство общности и возможность установить дружбу.

2. Возможность личного роста и развития.

3. Участие в решении проблем и принятии важных решений.

4. Овладение методами, которые можно использовать в личных интересах и для личных нужд.

Основные правила усиления мотивации добровольцев:

1. Контракт с четко прописанной ответственностью и сроками.

2. Помощь в постановке целей.

3. Отработанные механизмы одобрения и обратной связи.

4. Четкое руководство, образовательные мероприятия по служению.

Несколько эффективных инструментов для подготовки членов к служению имеют два фатальных недостатка – они слишком мало требуют от руководителя из рядовых членов церкви и слишком много от пастора. Есть опасность слишком упросить задачу рядового члена церкви, предложить мотивированному члену церкви, который по-настоящему хочет принять участие в миссионерской деятельности, сделать что-нибудь настолько несложное, что это быстро ему надоест и убьет энтузиазм. Часто членов церкви просят сделать какую-то работу, которая не требует ни фантазии, ни посвященности. И даже не делается попытки предложить человеку служение в соответствии с его дарами.

С другой стороны, в служениях рядовых членов церкви, которые требуют профессионализма, обычно необходимо участие и наблюдение со стороны пастора. Иногда надо провести подготовительный семинар или личную беседу, для чего пастору требуется выделить нереальное количество времени из своего графика. Фактически, основная причина, почему членам церкви не поручают серьезного дела, это их неподготовленность, связанная с тем, что пастор не может уделить им достаточно времени.

Для того чтобы рядовые члены захотели принять участие в служении, программа служения должна предоставлять и пастору, и прихожанам известную степень свободы, и в то же время поддерживать необходимую организацию и контроль. Членам церкви следует предоставить свободу действовать в тех областях, где их дары обеспечивают необходимую мотивацию. Им следует предоставить возможность самостоятельно разрабатывать мероприятия и ставить цели, обусловленные их возможностями, а не графиком пастора. Пасторов нужно освободить административной обузы контролировать все до мелочей, чтобы они могли оказать духовную и эмоциональную поддержку в служении рядовыми членами церкви. В то же время служение рядовых членов церкви и пасторов должно осуществляться в единстве. Такая стратегия связывает в одно целое деятельность членов команды. Опыт показал, что групповое служение внутри церкви лучше всего соответствует этим критериям.

Малые группы расширяют спектр возможностей, позволяют использовать различные дары, которыми наделены люди, и разделить ответственность, чтобы пастору не пришлось брать на себя и подготовку, и наблюдение, и управление всем. Из моего исследования видно, что, следуя хотя бы три года стратегии малых групп, церковь начинает заметно расти, как количественно, так и духовно.

Несмотря на эффективность метода малых групп, многие церкви все же испытывают вначале определенные трудности. Группы могут замкнуться или настолько сконцентрироваться на изучении Библии и братстве, что не будут стараться служить людям со стороны. Новички могут почувствовать себя нежеланными в их среде. Неоднородность группы может стать причиной для конфликтов, неспособности договориться о целях. Из-за подобных проблем концепция малых групп потеряла свою привлекательность.

Трудности в использовании метода малых групп можно свести к трем причинам. Первая: группы образуются почти без обучения и подготовки. Вторая: не все принимают участие в проекте. Третья: группы формируются по списку, а следовало бы позволить людям добровольно собрать команду в зависимости от целей и совместимости. Чтобы служение малых групп было эффективным, членов церкви надо, во-первых, четко сориентировать перед тем, как они объединятся в группы, во-вторых, группы должны концентрироваться на миссии, в-третьих, объединение в группы должно быть добровольным, а не по чьей-то указке.

Во многих адвентистских церквах был разработан и опробован план, учитывающий вышеназванные факторы. Я называю это мастерской для миссионерской деятельности. План включает около десяти еженедельных собраний и однодневным выходом для совместного отдыха в конце. Собрания можно организовать среди недели, а отдых после обеда в субботу или даже в субботу утром. И тогда стоит ожидать, что от 10 до 25% членов церкви решатся принять участие в миссионерском служении.

Подготовительный процесс

Каждое еженедельное занятие длится от полутора до двух часов, включая изучение Библии, обсуждение, тренинги, повторение пройденного материала и ответы на вопросы. Чтение учебных материалов можно проводить между занятиями или включить во вступительную презентацию.

Пастору на этих собраниях отводится роль модератора, а не лектора. Поэтому лучше всего предоставить участникам распечатку учебной информации для самостоятельного изучения. В совместный процесс обучение лучше всего включать тренинги, открытые обсуждения и лабораторные занятия. Для участников более важно активное участие, чем обучение каким-либо специальным навыкам.

Ударение на занятиях делается на то, что это рабочие собрания для подготовки к командному служению. Я обнаружил, что лучше всего сочетать теорию с планированием намеченного проекта. Стратегия малых групп церкви разработана на занятиях-мастерских. Тем не менее, некоторые из тех, кто посещает занятия, хотят просто послушать и узнать что-нибудь новенькое, и не собираются принимать участия в программе. Никого не следует отсеивать. Напротив, все время надо повторять, что те, кто не собираются принимать участие в работе малых групп, все равно могут посещать занятия. Пусть каждый испытывает себя, знакомится с идеями малой группы, присматривается к ней и решает сам, нравится им или нет. Но обязательно надо сказать, что тем, кто не готовится к служению, придется покинуть группу на последних четырех занятиях, так как для команды очень важно единодушие, совместимость и одинаково серьезное отношение к проекту. Вначале же позвольте всем присутствующим принимать участие в обсуждении и лабораторных занятиях.

Отделение и уединение

Перед началом рабочей сессии команде требуется уединение, отделение от всех, кто не входит в группу. Теперь малые группы собираются своим более постоянным составом, чтобы наметить цели и требования к служению. Их просят описать миссию, включая целевую аудиторию, которой она адресована, и тот подход, который они собираются использовать в своем служении.

Группа занимается планированием с молитвой и глубоким осознанием руководства Святого Духа. Необходимо выделять время для молитвы и рассуждений, чтобы стратегический план действительно стал результатом сотрудничества с Богом, а не просто человеческим измышлением. Здесь требуется руководство пастора. Проповедь Слова очень важна, но гораздо больше времени следует уделить размышлениям и специальным молитвенными собраниями.

Настал момент, когда пастору необходимо отпустить группы в самостоятельное плавание. Ведь им придется проводить много времени, собираться вместе и действовать без пастора. Однако пастор как руководитель имеет право посещать собрания группы, но только если его пригласят, или к нему обратятся за помощью. Пасторам бывает нелегко противостоять искушению чрезмерно контролировать этот процесс. Он может противостоять искушению, проводя время в молитве и размышлениях, в то время как группы собираются для планирования.

Во время первых испытаний Мастерской миссионерской деятельности восемь церквей организовали более 50 миссионерских групп. Были включены большие и маленькие церкви, черные, белые и латиноамериканские, расположенные в маленьких сельских поселениях и в больших городах. Некоторые групп собирались самостоятельно всего несколько раз, но сделали очень мало, а кому-то вообще ничего сделать не удалось. Несколько групп функционировали более года и были задействованы в активной евангелизации. В двух случаях группы помогли создать новые церкви в неосвоенных районах, обе до сих пор процветают. Одна группа разработала служение заключенным, две группы проводили обширное служение здоровья. Еще одна группа разработала подготовительный центр при колледже, который объединился с деноминационным учреждением. В результате значительное количество людей приняли крещение.

Не все группы выживают. Не все группы по-настоящему творческие. Но сила Святого Духа, работающего через служение рядовых членов церкви, будет задействована, и мы увидим рост, возрождение и обновление.

Как насчет комитетов?

В малых группах, в отличие от комитетов, задействованы разные типы людей. «Родственные группы формируются не по признаку склонности к одной традиции или верности деноминации, – говорит Роберта Хестенес. – Они хотят знать, получат ли в результате этой деятельности выразительный, подлинный, значительный опыт? Они хотят чувствовать, что имеют вес как личности. Они хотят, чтобы другие считались с их личными переживаниями. Ориентированный на задачу комитет обычно относится к ним холодно и бездушно. Ориентированные на программу люди, с другой стороны, имеют тенденцию придерживаться устаревшей точки зрения, что говорить о себе и своих проблемах неучтиво и невежливо. Они видят себя бескорыстно выполняющими работу. Для них основным вопросом является, что они сделали и чего им это стоило.

Когда одна группа выступает за главенство отношений в общей работе, а другая – за проявление власти, им не избежать между собой напряженности. Люди, пытающиеся поддерживать организацию на плаву, будут все больше разочаровываться из-за нехватки денег, ресурсов или поддержки в своем деле. Люди, основывающие свою работу на проявлении отношений, создадут сеть малых групп и привлекут людей, которые считают эти группы важными. Но по мере роста церкви (а вместе с этим, растут и требования к программе), руководящие люди могут спросить, почему люди, основывающиеся на проявлении отношений, не работают по программе». (3)

Д-р Хестенес отмечает, что главным недостатком традиционного церковного комитета является то, что часто члены не готовы выполнять какую-нибудь работу, а приходят просто для того, чтобы послушать, что предлагается, высказать свое мнение и проголосовать «за» или «против». Эгоцентричные, самодовольные клики, которые образовались в ходе служения малых групп, могут также стать непродуктивными. Она выступает за группы, «сконцентрированные на миссии», которые работают, чтобы служить людям за пределами группы, и заботятся друг о друге под руководством Божьего Слова и водительством Святого Духа. Как могут комитеты стать миссионерскими группами? Вот примерный план действий:

1. Выберите руководителей, которые уже зарекомендовали себя в служении и которые рассматривают людей, как цель программы. Набирайте людей тщательно и честно рассказывайте им о том, чего ожидаете от их работы, в чем она заключается и сколько на нее потребуется времени. Не выбирайте в комитет людей лишь потому, что они давно ходят в церковь. И не говорите им, что от них потребуется потратить на группу лишь один час раз в месяц. Убедитесь в том, что они понимают: основная задача любой группы в церкви – служить людям, а не управлять ими. Они полностью ответственны за миссию Христа, выполняемую церковью, и их задача – духовная. Такой подход к выбору комитетов требует больше времени, чем просто написать список имен. Кто-нибудь, чаще всего, пастор, должен лично встретиться с каждым кандидатом и неторопливо обсудить все необходимое. Часто необходимо молитвенное ожидание, чтобы принять правильное решение.

2. На первом же собрании нового комитета надо начать деятельность по сплочению группы. Например, попросите кого-нибудь рассказать, как он присоединился к адвентистской церкви. Заведите традицию начинать каждое собрание с интересного вопроса, побуждающего поделиться опытом. С самого начала сделайте установку, что с каждого собрания они будут уходить с домашним заданием, и что вы призываете их к серьезной совместной молитве, а не к ритуальному обращению к Богу.

3. Каждый год собирайте членов комитета отдельно, чтобы они могли провести время с пользой, общаясь друг с другом, изучая Библию, обсуждая теологию и цели своей миссии, посвящая время долгосрочному планированию. Если уединение проводить должным образом, включая в него множество совместных упражнений и немного гостей выступающих (если вообще стоит их приглашать), то оно может зарядить духовной энергией и упрочить отношения, а также помочь наметить план действий и бюджет на наступающий год. Здесь можно обсудить отношения в группе, конструктивно разобраться в конфликтных ситуациях. Возрастание в духовности и служении возможны только в атмосфере доверия, лишь тогда служение группы поднимется над традиционными церковными мероприятиями и сможет произвести перемены в жизни неверующих людей в секулярном мире.

4. Собирайтесь дома, выделите 15 минут, чтобы помочь всем влиться в коллектив. Попросите рассказать, что произошло на прошедшей неделе, начните с наиболее важных тем и продолжайте по порядку в соответствие с повесткой. Завершите вечер прохладительными напитками и неформальной беседой. Такой вид регулярных собраний комитета (отпечатанная повестка с указанием времени должна быть разослана заранее) обеспечит высокую посещаемость, задействованность и посвященность. Не бойтесь отменить собрание, если руководитель не готов провести его продуктивно.

5. Лучше иметь поменьше постоянно действующих комитетов, а

больше краткосрочных оперативных групп. Когда нужно выполнить специальную задачу, лучше предоставить это малой группе, которая будет работать несколько месяцев, пока все не сделает, а затем прекратит свое существование. Несколько постоянных комитетов с широким кругом обязанностей могут держать руку на пульсе и создавать при необходимости подгруппы. Оперативные группы можно укомплектовать наиболее подходящими для выполнения работы людьми. Сегодня добровольцы лучше откликаются на конкретные, с установленным сроком, задания.

6. Вводите новых людей по мере проявления у них даров, без какого-либо графика. Все члены комитета должны иметь полномочия принимать людей, которые, по их мнению, заинтересованы в деятельности группы. Свежие таланты не появляются только во время ежегодных выборов комитета, так же как новые люди не чувствуют, что в них нуждаются, если им приходится ждать, пока непонятные традиции не укажут, что пришло время использовать их в служении.

7. Научите председателя комитета чувствовать себя заместителем

пастуха своего малого стада. Они должны проявлять заботу о своем комитете между регулярными собраниями. Забота включает такие мелочи, как поздравительные открытки в день рождения или какой-то годовщины, небольшие подарки (книги, сувениры), совместные обеды, проявление внимания и помощи в особых случаях, если человек заболел, потерял работу, закончил учебное заведение, собирается жениться, или хоронит близких. Помогите председателю развивать умение слушать и обращать внимание на личные качества членов комитета, чтобы понять, как чувства, особенно духовные, влияют на работу комитета, и как работа в комитете влияет на духовный рост и отношения членов комитета между собой и с другими верующими.

Растущее число Адвентистских церквей в Северной Америке применяют эти идеи, создавая Церковный Совет Служений. Церковный Совет Служений представляет собой собрание нескольких комитетов и советов, которые раньше были в поместной церкви, или должны были быть, но которые пострадали из-за проблемы «слишком большого количества комитетов». Он включает старый совет Субботней школы, совет по деятельности рядовых членов церкви (или личного служения), и, возможно, молодежный совет, семейный совет, руководящий комитет и другие, в зависимости от размера церкви. И он больше концентрируется на служении, а не на содержании и финансовых проблемах.

Церковный Совет Служений руководит братством и служениями в церкви, работает для того, чтобы поддерживать друг друга, а также реагировать на нужды церкви и окружающего общества. Обычно церковные советы тратят большую часть своего времени на решение проблем, связанных со средствами, содержанием молитвенного дома и политикой. Он стал административным органом, а не командой служения. Во многих адвентистских церквах это привело к тому, что группа не уделяет достаточного внимания ни людям, ни служению. В результате посещаемость снижается, проводятся лишь немногие специальные мероприятия и евангельские программы, и игнорируются нужды членов, а также возможности роста. Когда в церкви создан Церковный Совет Служений, это дает шанс для того, чтобы начать все сначала, установить новую модель группового процесса и сконцентрироваться на новых приоритетах. Он оказался хорошим средством для поддержания жизнеспособности церкви и перемен в ней.

Разработка новых служений

Чтобы начать служение, надо «найти нужду и удовлетворить ее», – говорит Роберт Шуллер из Хрустального Собора. Конечно же, пастор, некоторые заинтересованные члены церкви или совет церкви имеют общее представление о нуждах. Но такого общего представления о нуждах недостаточно. При успешном служении «чешут там, где у людей чешется». Вам нужно знать, где у ваших людей, вашей церкви и, еще важнее, вашего района, «чешется» в данный момент. Сколько человек хотят научиться искусству быть родителями? Преодолеть горе? Найти работу? Разобраться с разводом? Улучшить семейную жизнь? Сколько одиноких людей? Сколько студентов? Сколько заключенных, бездомных или инвалидов? Чем им можно помочь? Чем они хотят помочь друг другу – временем, средствами и личным участием?

Одним из способов определения нужд является обращение к уже собранным статистическим данным. Демографические данные дадут вам представление о нуждах местных жителей – количестве подростков, семейных пар, родителей-одиночек, разведенных, вдов, семей с детьми младше 13 лет, студентов, заключенных, бедных домов, безработных и различных этнических групп. Эти данные просто отражают количество потенциальных участников в различных программах и служениях, но не указывают степень их заинтересованности или их нужды. Я написал книгу под названием «Понимая свой район», в которой содержится информация о том, как получить такую подробную информацию и тщательно проанализировать демографию. Я не буду больше здесь тратить на это время.

Поиск цели вашего служения

После того, как вы установили нужды, вы можете начать формировать для нового служения целевую группу. Помните, что причиной всего, что вы делаете, является особая группа людей, которым вы хотите служить. Настоящее христоцентричное служение, руководимое Святым Духом, организуют не потому, что церковь должна что-то делать и казаться живой, а потому, что «люди нуждаются в Господе» – люди, которые страдают, ищут ответы на свои вопросы, поддержку и дружбу. Служение отношений касается людей, а не программ. Кто те люди, с кем вы хотите связаться, познакомиться и построить долгосрочные отношения?

Существует соблазн оторваться от реальности в этом вопросе. В большинстве случаев, когда я работаю в качестве консультанта с группой, начинающей новое служение, и спрашиваю: «До кого вы пытаетесь достучаться?», в ответ чаще всего слышу: «всем», либо: «кому-нибудь». Оба ответа могут привести к неудаче. Если сконцентрироваться на «ком-нибудь», то это мешает увидеть за деревьями лес, так как все внимание сосредоточено на одном или двух частных случаях. Можно провести отличное служение с горсткой людей, неразумно потратив потенциал группового служения, который способен охватить гораздо большее количество нуждающихся душ. Если сконцентрироваться на «всех», то не увидишь нужд отдельных личностей. Нереальные оценки количества людей, которых можно фактически охватить, могут привести к разочарованию и заставить тех, кто все же откликается, чувствовать, что до них лично никому нет дела, что они нужны, как дрова в колоде.

Дуглас У. Джонсон, директор Института Развития Церкви, дает реалистичную формулу расчета количества людей, которых можно охватить новым служением. Узнайте количество людей в целевой группе (можно взять из данных переписи населения), умножьте эту цифру на процент адвентистов среди общего количества членов церкви в районе (городе). Обычно эта цифра колеблется между 0,5 и 2%. Затем прибавьте количество членов церкви, которые также входят в целевую группу.

Например, если бы вы начинали служение холостым людям, то могли бы рассчитать целевую аудиторию следующим образом. Предположим, в вашем районе проживает 10250 неженатых и незамужних, количественный состав вашей церкви представляет 1% от общего числа людей, посещающих церковь в городе, и в вашей церкви есть 40 неженатых/незамужних:

10250 х 0,01 + 40 = 142 человека

Именно 142 человека вы реально можете охватить в вашем новом служении. Джонсон говорит: «Сверх этой цифры можно прибавить количество членов целевой группы, которых церковь постарается задействовать. Исследования динамики групп показывают, что в существующей группе или семинаре примут участие не более 40 человек». Если церковь хочет вовлечь в новое служение более 40 человек, она должна разработать программу с несколькими группами, которые будут собираться в разное время или в разных местах.

Группа, осуществляющая служение

Координатору нового служения нет необходимости быть экспертом или профессионалом, но существенно, чтобы этот человек обладал способностью организовывать и осуществлять проекты, и имел доверие целевой аудитории и совета церкви. Координатору не обязательно входить в целевую группу, но он должен уметь общаться с представителями целевой группой. Он должен быть личностью с яркой посвященностью церкви и Христу, желанием видеть это служение в долгосрочной перспективе, приобретать новые навыки и быть открытым для новых идей. Без всего этого невозможно продвигаться вперед. Иногда приходится ждать, пока квалифицированная личность разовьет в себе чувство призвания. Но потраченное время, в конце концов, с лихвой окупится служением с прочной духовной базой, качественной разработкой программ и умелым руководством.

Все популярнее становится идея, что для служения не на любительском, а на профессиональном уровне церковь должна пригласить координатора-профи. С точки зрения адвентистской традиции, такая идея сначала может показаться ересью или просто непрактичным подходом. Фактически же, многие адвентистские поместные церкви для выполнения своих программ годами нанимают на полставки или даже на полную ставку работников для определенной деятельности. Например, многие церковные школы берут на работу секретаря, дворника, повара, водителя автобуса, помощников учителей. Наши учителя не хотят рассчитывать на добровольцев, когда речь идет о детях. Мы не можем надеяться осуществить значительные служения в городском контексте с недостаточным уровнем человеческих ресурсов.

Но можем ли мы позволить себе платить координатору служения? Важно понимать, что здесь нет однозначного ответа. Например, типичный молодежный пастор или музыкальный руководитель в маленькой протестантской церкви в Америке не являются штатными сотрудниками деноминации, как постоянно работающие пасторы или учителя. Другими словами, цена может оказаться намного меньше, чем вы думаете. Сегодня очень типично для большинства христианских церквей и общественных организаций, начиная новое служение, сначала платить координатору стипендию всего 200 или 500 долларов в месяц. Это работа лишь на полставки. Ведь в первое время приходится выполнять меньше работы. Но потом, когда программа наберет ход, она даже может принести какой-то доход, из которого можно будет оплачивать полную ставку координатору и, возможно, даже помощнику. Другими словами, координатору нового служения нужно заплатить лишь символическую сумму в начале, но если с его помощью служение развивается – очень вероятно, что при этом растет и церковь – тогда и оплата пропорционально возрастает. Дополнительный доход не обязательно приходит от участников программы. Если вы проводите служение с малообеспеченными людьми, тогда дополнительное финансирование будет поступать от жертвователей и благотворительных организаций. Но так или иначе, развивающаяся программа будет привлекать больше средств.

Координатору потребуется лояльная группа добровольцев. Размер целевой аудитории и предполагаемой программы подскажет размер группы, но, по крайней мере, должны присутствовать четыре должности. Вам понадобятся два основных помощника – один для ведения документации, закупок, установки оборудования, телефонных звонков, распространения рекламы, а другой для того, чтобы поговорить с людьми, когда они собираются по какому-либо поводу, лично с ними познакомиться, отвечать на вопросы, слушать и организовывать личные посещения во внерабочее время. И вам понадобятся два «невидимых» помощника – один (возможно, пастор или пресвитер) для того, чтобы руководить и консультировать, быть каналом связи между группой служения и советом церкви; другой, чтобы молиться ходатайственной молитвой. Вся группа должна собираться каждый месяц или квартал для оценки своей деятельности, молитвы, обсуждения, планирования, бесед и помощи друг другу. От качества отношений в группе в большой степени зависит успех служения.

Разработка деталей

После того, как вы установили нужды и целевую группу, можно

начинать составлять особый план действий для нового служения. Совет церкви должен уполномочить плановый комитет написать (и принести для утверждения советом) предложение, включающее особое описание нужд и целевой аудитории, координатора и группу служения, цели, план программы, ресурсы программы, бюджет и предполагаемую дату начала программы.

Для того чтобы служение было эффективным, содержание программы должно отвечать нуждам, высказанным самой целевой аудиторией. Но «упаковка» также важна.

Где группа или группы будут собираться? Там, где адвентистскую церковь хорошо знают и принимают, лучше всего использовать подходящие комнаты для собраний в самой церкви. Но иногда для программы лучше, если использовать местный банк или какое-нибудь другое общественное сооружение. Часто можно найти такие общественные помещения без оплаты, но даже если это не удастся, обычно удобное место встреч по известному всем адресу стоит любых денег.

В какое время года будет начато служение? У каждой группы людей есть любимое время года, когда они будут готовы посещать различные мероприятия, и такое время, когда гарантирована низкая посещаемость. Например, одна церковь в Пенсильвании предложила провести медицинское обследование в летние выходные, на самом пике футбольного сезона. Не удивительно, что пришло совсем немного народу. Та же программа, с той же рекламой, на том же месте годом раньше, только весной, привлекла в десять раз больше народу.

Когда группа или группы будут собираться? Собрание молодых матерей лучше проводить по будням в первой половине дня, но не слишком рано. Группа поддержки подростков/родителей может хорошо поработать в субботу днем. Семейные группы, возможно, предпочтут освободиться к 8.30 вечера, в то время как людям, не имеющим семьи, удобнее начинать в 8 вечера.

Сколько раз будет группа собираться? Хотя для многих легче собраться один раз и все обсудить сразу, научные исследования показывают, что для разработки программы, способной оказывать значительное влияние (особенно в изменении привычек и семейных отношений), необходимо собираться несколько раз на протяжении нескольких недель. Лиман Коулмэн, автор материалов для малых групп «Счастливая способность делать неожиданные открытия», говорит, что люди с большей готовностью придут на шесть-десять еженедельных собраний, чем на двенадцать – сорок еженедельных собраний, а если группа начинающих подобралась заинтересованная, люди, возможно, захотят приходить почаще. Причем собрания раз в две недели могут быть такими же эффективными, как и еженедельные собрания. Количество собраний одно и то же.

Чем больше будет приятных моментов во время встреч, тем привлекательней семинар. Предложите вашим гостям что-нибудь попить, прохладительные напитки во время перерыва, блокнот или папку, карандаши и бумагу для записей, аудиовизуальные средства и раздаточный материал, значки с именами. Все эти приятные организационные мелочи придают программе профессиональный оттенок. Позаботьтесь, чтобы участники имели возможность познакомиться и поговорить друг с другом. Четко укажите в ваших печатных материалах организацию-спонсора и список сотрудников с контактными данными, чтобы в дальнейшем с вами можно было связаться и задать вопросы.

Для некоторых целевых групп очень важна помощь по уходу за детьми. Нельзя ожидать, что молодые родители, особенно одиночки, смогут посещать собрание или семинар, если им не с кем будет оставить детей. Дедушек и бабушек, старших братьев и сестер почти никогда нет рядом, когда родителям срочно надо куда-то уйти. Хорошую няню найти нелегко, да и дорого. В ваших планах необходимо предусмотреть, кто и где будет оставаться с детьми, пока родители заняты, даже если придется немного увеличить регистрационную плату. Привлечь к уходу за детьми можно не только добровольцев из церкви, хотя это может быть идеальным способом задействовать девочку-подростка или бабушку, у которых есть свободное время и способности общаться с детьми. Вы также можете нанять профессиональную няню или педагога, и оплатить им эту услугу. Стоимость няни для шести пар ребятишек намного ниже, чем, если каждой из шести пар наймут индивидуальную няню. Воспользуйтесь услугами профессионалов, которые не являются членами церкви, если церковные добровольцы задействованы в выполнении других задач.

Программные ресурсы

Одной из причин, почему служение целевым группам доступно любой церкви, независимо от численности, является большое количество уже готовых разнообразных программ. Большинство программ предлагают подробное руководство для лидера группы, методические пособия и другие материалы для участников. Ряд организаций, разрабатывающих такие программы, предоставляют лекции известных специалистов на видеокассетах или в формате DVD. Линия Плюс (1-800-SDA-PLUS) может соединить вас с банком самых свежих материалов, либо посоветует обратиться в другой центр программных ресурсов, который предложит вам именно то, что вам нужно

Многие изданные программные ресурсы включают недорогие аудиовизуальные пособия, графики, которые можно отксерокопировать, схемы и файлы Power Point, которые можно продемонстрировать на компьютере и видеопроекторе. Плановая группа как раз и должна выбрать, какие программные ресурсы использовать, взять ли одну или две-три одновременно. Для этого группа должна ответить на вопрос, какие материалы нужно заказать? Сколько времени понадобится на доставку? Каким может быть минимальный заказ и можно ли вернуть неиспользованные материалы? Что касается количества, то вначале посмотрите, кто придет, а затем заказывайте материалы.

Можно использовать для выступлений гостей. Например, медсестра может преподавать свой предмет, а пастор – это свой, вместо того, чтобы все занятия вел бы один учитель. Карен Спрулл, директор-основатель Центра матери в Скинии Баттл Крик, использовала в этом служении исключительно гостей. «Вас может удивить, скольких ораторов вы знаете, – пишет она. – Посмотрите, нет ли в вашей церкви врачей, педагогов, музыкантов, агрономов которые работают по профессии? А может быть, есть женщина-руководитель, известная не только в церкви, но и в городе? Или найдутся мамы, которые вырастили успешных детей? Или люди интересной профессии или с необычным хобби? Обратитесь к людям, о которых писали газеты, или преподавателей местного колледжа. Познакомьтесь с сетью агентств «Объединенный Путь». Все это может помочь найти людей, которые вам нужны.

Описание целей и бюджета

Ни один план не является завершенным, если в нем нет простого и конкретного описания ожидаемых результатов. Какой эффект желательно произвести на тех, кто посещает собрания? Каковы критерии успеха? Вам нужно точно перечислить ожидания – не для того, чтобы соответствовать академическим и бюрократическим требованиям, но чтобы помочь группе служения, совету церкви и другим участникам четко понять, на что нацелено ваше служение. Этот список помогает служению продвигаться в правильном направлении и помогает руководителям точно определять, на верном ли они пути.

Грамматика, язык, даже правописание не существенны при хорошем описании цели. Однако три пункта являются фундаментальными:

1. Сделайте его конкретным, а не общим.

2. Сделайте его выполнимым, а не абстрактным.

3. Сделайте его измеримым.

Когда вы дошли до этого места, плановый комитет может работать над бюджетом и графиком нового служения. График определяет сроки отчетов, а бюджет – реалистичное финансирование. Бюджет формируется из следующих доходов: регистрационной платы, добровольных пожертвований на собраниях, специальных пожертвований, членских взносов и т.д., а также субсидий из церковного бюджета.

Не бойтесь взимать плату с гостей ваших программ, если у вашей целевой группы нет ничего такого, что препятствовало бы этому. Большинство людей считают, что «бесплатная» программа на самом деле имеет скрытый мотив, и поэтому не желают обращать на нее внимание. (Как бы вы отреагировали, если бы получили по почте предложение бесплатно полететь во Флориду?) Когда людям предлагается программа за разумную регистрационную плату или оплату материалов, это улучшает их впечатление о программе и представляет ее более профессиональной. Взимание платы может улучшить посещаемость в большинстве случаев. Однако очевидно, что никакой платы нельзя взимать с малообеспеченных и некоторых других целевых групп.

Теперь у вас есть документ, описывающий нужды, целевую аудиторию и учебный план, обозначены особые цели служения, собрана рабочая группа, сформирован бюджет и согласован график. Теперь все это можно предоставить совету церкви. И если совет проголосует «за», вы можете представить группу всей церкви во время утреннего субботнего богослужения, помолиться за них и посвятить на новое служение. И пора задействовать целевую аудиторию.

Реклама вашего служения

У группы имеется большой выбор средств связи. Она должна выбирать очень тщательно. Учитывается все: и ситуация в данном районе, и тип людей, с которыми она собирается работать, и финансовые соображения. В любом случае им придется что-то заплатить за рекламу. Нельзя рассчитывать на бесплатную рекламу, если вы хотите добиться каких-то результатов, хотя для усиления основной рекламы нужно использовать бесплатную рекламу в местных газетах, объявления об общественных услугах на радио и телевидении, бюллетени в интернете и рассылки по электронной почте.

Доступные средства коммуникации можно разделить на три основных категории: личные связи; официальные средства, такие, как письма; общественные средства, такие, как газеты и радиовещание. С маленькими городами, целевыми группами с низким уровнем образования, учащимися (например, студенты университета), служащими (например, медсестрами больниц), лучше всего использовать личные контакты. Для оповещения пригородов, особенно районов, где проживают служащие, лучше воспользоваться официальным письмом. И, наконец, общественные средства лучше всего действуют в высоко урбанизированных районах. Уровень образования, стиль жизни и район проживания целевой аудитории помогут определиться с выбором рекламы.

Личные контакты предполагают использование устной речи. Конечно, такая реклама всегда полезна и не очень дорого стоит. Можно начать неформальную рекламу так: сообщить утром в субботу в церкви о начале какой-либо акции и попросить членов церкви рассказать об этом своим друзьям, соседям и коллегам по работе. К организованным и более эффективным средствам относятся: телефонная реклама, распространение информации из дома в дом в районах новостроек, где сконцентрирована основная масса целевой аудитории, и объявления в различных общественных собраниях. Личные контакты будут более эффективными, если их усилить качественной брошюрой или какой-нибудь листовкой, т.е. раздаточным материалом для поддержания устной информации. Личные контакты – средства не дорогое с финансовой точки зрения, но дорогие с точки зрения времени, потраченного добровольцами. Церковные советы иногда слишком легко решают сэкономить, полагаясь на личные контакты, но не заботятся о том немалом времени, которое придется потратить добровольцам для выполнения их решения.

Официальные письма, возможно, являются наиболее рентабельной и проверенной формой рекламы, доступной поместным церквам. Конечно, если рассылку писем, адресованных «Жильцу», поручить компании, занимающейся рекламой через письма, она окажется и более дорогой, и менее эффективной, чем другие виды рассылки. Тем не менее, она может принести пользу в привлечении общественного внимания к новому служению в районе, где церкви не удалось наладить отношения с жителями за последние годы, или если целевая аудитория представлена группой, которая в прошлом не была охвачена служением. Учитывая, что количество ответов обычно составляет менее 1%, вы должны отправить не одну тысячу писем, что может оказаться очень дорогим предприятием.

Адресное отправление отличается от массовой рассылки писем тем, что письмо посылается определенному человеку. Базу данных можно получить в компании, занимающейся рассылкой писем вашей целевой аудитории, или взять из списка людей, с которыми церковь, так или иначе, связывалась за последние годы. Например, в редакциях адвентистских телекомпаний и радиопрограмм «Так написано», «Вера сегодня» и «Голос пророчества» можно найти целые списки людей из нужных вам районов, которые в последние несколько лет заказывали библейские уроки и литературу. Или если координатор в вашей церкви ведет учет заинтересованных людей, это тоже золотая жила для адресной рекламы нового служения. Стив Данкин разработал простое и эффективное учебное пособие для поместных церквей, желающих самостоятельно заняться рекламой через адресную рассылку писем по скромной цене («Реклама церкви, 1981, Абингдон пресс).

Реклама через интернет все еще является экспериментальной. Возможности для рекламы некоммерческих услуг и семинаров по электронной почте или в сети Интернет пока мало изучены. Есть фирмы, которые продадут вам базы электронных адресов, но учитывая изощренность защиты потребителей от спама (информации, которую абоненты электронной почты получают, хотя и не заказывали) и перегрузку электронных почтовых ящиков у большинства людей, вряд ли кто-нибудь прочтет ваше электронное письмо, если не знает вас и вашу организацию. И все же есть два способа, которые помогут вам прорекламировать ваше служение через Интернет. Во-первых, вы можете послать приглашение по электронной почте людям, с которыми знакомы лично или которые знают членов вашей группы или вашу организацию. Полезно иметь электронные адреса всех, кого хоть как-то касается ваше служение. Во-вторых, поищите специализированную веб-страничку, которая охотно поместит объявление о ваших мероприятиях или услугах, так как рекламирует примерно ту же тему и адресована именно вашей целевой группе. Таких веб-ресурсов сейчас тысячи. Не беспокойтесь, если это чей-то личный веб-сайт или районного значения. Никогда не знаешь, кто из ваших соседей заходит на этот сайт, будь он хоть частный, хоть национальный или даже международный.

Публичные средства являются самой дорогой формой коммуникаций, ими сложней всего воспользоваться. Когда служители решают разместить платную рекламу в газете или на радиостанции, они должны посоветоваться с профессионалами, но это не должны быть сотрудники газеты или радиостанции, иначе есть риск сильно переплатить. Законы публичной рекламы настолько сложны и запутаны, что даже профессионалы чаще терпят поражение, чем добиваются успеха, особенно, если речь идет о реализации услуг или развлечений. Немногие профессионалы в области рекламы владеют уникальными методами воздействия на аудиторию, чтобы привлечь ее к вашему служению.

Где могут члены поместной церкви получить хороший и притом бесплатный совет? Во-первых, постарайтесь записаться на прием в одну из лучших фирм в районе, занимающихся связями с общественностью. Они иногда дают одну бесплатную консультацию добровольным общественным малобюджетным организациям. Во-вторых, узнайте, есть ли у организации «Объединенный путь» или другого некоммерческого института профессиональный директор по связям с общественностью. Этот человек не потребует оплаты за совет, зато, скорее всего, обладает обширными знаниями. И, наконец, возможно, церкви удастся найти адвентиста-профессионала в области связей с общественностью. Братья и сестры, работающие в общественных СМИ, часто помогают поместным церквам, которые хотят сделать что-то творческое.

Возможно, самая большая проблема – выбор лучшего способа рекламы. Все эксперты в области коммуникаций едины во мнении, что одного самого лучшего способа рекламы не существует. Опытный рекламодатель обычно использует несколько информационных каналов. Поместной общине для обращения к целевой аудитории вне церкви придется воспользоваться сразу несколькими видами рекламы. Для вашего служения может подойти: 1) устная реклама; 2) телефонный обзвон по спискам, предоставленным адвентистскими СМИ (например, «Вера сегодня» и т.п.); 3) распространение печатных материалов из дома в дом в многоквартирных домах, где сконцентрировано большинство целевой аудитории; 4) рассылка писем по адресам, содержащимся в папке по учету заинтересованных людей; 5) рассылка писем соответствующим профессионалам в районе; и 6) размещение плакатов в супермаркетах и прачечных. Конечно же, на выбор средств, которые вы используете в каждой конкретной ситуации, повлияют и особенности целевой аудитории, и имеющееся финансирование, и количество добровольцев, и ваши личные предпочтения, и наличие навыков и связей, и сложившиеся способы ведения дел.

Маркетинг считается выполненным, когда проведена первая публичная программа и на нее пришел народ. Но и дальше вам придется постоянно использовать рекламу, чтобы люди, которые отозвались, продолжали приходить. Например, вы можете попросить телефонный комитет каждый месяц напоминать участникам о новой встрече или выпускать информационный бюллетень. Для его рассылки отлично подойдет электронная почта.

Служение отдельным личностям

Каждый месяц на ваши встречи неженатых приходит 35 полных энтузиазма людей. Они очень вам признательны. И еще звонят люди, которые хотят узнать, как можно присоединиться к этой группе. Короче говоря, новое служение для одиноких кажется вполне успешным. Но так ли это на самом деле? Не так, если между посетителями и проводящими это служение не развиваются тесные личные отношения. Именно дружеские контакты превращают встречи в настоящее евангельское служение.

Бывает, что на этот важный элемент не обращают внимания, особенно, когда группа состоит из общительных, дружелюбных по природе людей, полных энтузиазма. Приятное и волнующее общение во время общественных мероприятий совсем не то же самое, что сердечная дружба, личная привязанность. Чтобы ваше служение стало эффективным, нужно от поверхностных дружеских контактов перейти к более глубоким и личным связям, а для этого необходимо прислушаться к нуждам людей и вовлечься в них. Только при тесных отношениях появляется возможность помочь в духовных нуждах. Каждому служителю необходимо развивать навыки установления глубоких отношений, необходимых для того, чтобы достучаться до скрытой, сердечной жизни людей. Именно это навыки позволяют достичь главной цели служения.

Если вы хотите, чтобы ваша деятельность была настоящим христовым служением, а не просто очередной церковной программой, тогда среди вас должны быть люди, умеющие слушать других, выслушивать жалобы и исповеди, чтобы работать с людьми на уровне их духовных нужд. В идеале вся группа должна иметь такую способность. Вам помогут «Семинар по дружескому евангелизму» и аудио-курс «Как научиться проявлять заботу», возможно, лучшие из доступных в настоящее время учебных пособий для развития этих навыков. (Вы можете позвонить в Центр Креативного Служения, где вам порекомендуют квалифицированных адвентистских инструкторов). Разрабатываются также программа «Серия Стивена» (межконфессиональный проект) и новый видео-курс с учебниками под названием «Друг Другу».

Пасторы, которые хотят воодушевить своих прихожан на эффективное служение, основанное на развитии отношений, позаботятся о такой подготовке. Таковы основные принципы личного служения, позволяющие поделиться Благой вестью с людьми, далекими от церкви. Об искусстве общения написано много книг, но научиться ему можно только в реальной жизни, на практике.

Приглашение в церковное братство

Организация трогательного служения лишь в качестве приманки, чтобы завлечь людей в церковь, не более чем манипуляция. Это не по-христиански. Но одинаково безответственно и не по-христиански создавать препятствия участникам, которые хотят удовлетворить свои духовные нужды и стать членами заботливого братства, участвовать в торжественном богослужении проводящей это служение церкви. Растущая церковь открывает путь к Богу тем, кто хочет перейти к более тесным отношениям с церковью. Для этого специальные служения должны быть доступными, а забота – искренней. Тогда ваши посетители и целые семьи будут стремиться в церковь, пожелают участвовать в религиозных мероприятиях.

Люди, которые раньше не посещали церковь, часто решают прийти туда, когда в их жизни случается какое-нибудь серьезное событие: развод, рождение ребенка и т.д. Люди, принимающие участие в общественном служении, могут пожелать разделить свои радость или горе с членами церкви, некоторые из них захотят побывать в церкви, которой принадлежит группа, осуществляющая служение, так как они продемонстрировали свою дружбу и заботу. Если у членов группы есть умение слушать, они узнают духовные нужды людей и порекомендуют им подходящие мероприятия в своей церкви.

Изучение Библии в малых группах и группы поддержки для людей, не посещающих церковь, один из самых эффективных путей к церковному братству. Заинтересованных людей, с которыми удалось установить контакт во время общественного служения, можно направить в эти группы, когда они ищут духовную пищу. Во многих случаях бывает полезно создать группу духовной поддержки в рамках самого служения.

Некоторые чувствуют себя неуютно в малых группах и нуждаются в личной дружбе с кем-то из организаторов служения, они даже готовы поручить себя их духовной заботе и изучать вместе с ними Библию наедине. В каждой церкви есть братья и сестры, обладающие даром личного служения, им и следует поручить служение капеллана. Члены инициативной группы могут познакомить заинтересованных людей с капелланами.

Церковь может устраивать для людей, не посещающих церковь, специальные мероприятия по субботам во время богослужения, чтобы они почувствовали, что им здесь рады. Одна церковь устроила обряд «Обновления отцовского посвящения», на него 32 мужчины, которые не являются членами церкви. Многие церкви совместно с благотворительными организациями спонсируют «Выходные для одиноких». Во время пикника или выезда на базу отдыха можно прочесть серию семинаров. Например, многих заинтересует тема о том, как преодолеть последствия развода, а кто-то пожелает принять участие в группе поддержки для безработных. Церковь может пригласить известных гостей выступить по данной теме во время проповеди, а после обеда провести двух или трехчасовой семинар. Обеспечить аудиторию в специальные Субботы можно, послав приглашение участникам предыдущих мероприятий и пригласив их по телефону. Так же можно собрать посетителей на другие публичные евангельские мероприятия. Придут ли люди вновь послушать Благую весть, зависит от умения проповедника показать нужды общества через призму Библии.

К сожалению, церкви быстро вычисляют людей, которых они бы не хотели видеть в своей общине. Людей, которые впервые приходят в церковь благодаря знакомству с добровольцем общественного служения, вероятнее всего, не очень гостеприимно примут во время их первого посещения, если членов церкви не подготовили к этой встрече. Насколько ваша церковь дружелюбна к новичкам? Например, помогут ли родителям, посещающим церковь, если им не с кем оставить детей? Принимает ли церковь шумных, невоспитанных дошкольников? Найдут ли неженатые и незамужние в церковном бюллетене объявления для желающих создать семью? Церковное руководство должно тщательно продумать, с чем может столкнуться новичок, и заранее подготовить почву.

От того, насколько хорошо поставлено служение гостеприимства, которое несут привратники и другие руководители из рядовых членов церкви, зависит, придут ли новички и во второй раз. Другие важные моменты: удобен ли подъезд к молитвенному дому? Достаточно ли мест для парковки? Доброжелательны ли люди? Заинтересует ли стиль и содержание богослужения любознательного посетителя? Можно ли обменяться рукопожатиями во время богослужения и перебить пастора? А для людей, привыкших к наглядности в обучении (например, слабослышащие), имеются ли наглядные пособия, используется ли видеоряд во время проповеди? Соответствует ли музыка пристрастиям данной возрастной группы и культурному уровню посетителя? Есть ли подходящий класс Субботней школы для новичков? А для детей – увлекательные занятия с рукоделием? Приглашают ли братья и сестры гостей домой на обед или в церковную трапезную? Кстати, не стоит посещать новых людей и звонить им, пока они не посетят церковь два или три раза. Если вы попытаетесь связаться с ними раньше, они могут расценить это как навязчивость. Более тесный контакт сразу можно наладить разве что с человеком, который когда-то уже был в церкви адвентистов, или с адвентистом, недавно переехавшим в этот район.

Когда новички начинают посещать церковь, нужно позаботиться об их духовном росте. Здесь важно, отвечают ли проповеди пастора его нуждам? Пробуждают ли музыка и литургия чувство надежды, воодушевления и радости в его сердце? Учат ли их в Субботней школе применять Библию в решении повседневных проблем и находить с ней ответы на свои вопросы? Существуют ли возможности открытого обсуждения разочарований, опасений и решений в доверительной, поддерживающей группе? Останутся ли новые друзья в церкви во время духового кризиса, ошибки в поведении, в горе и радости? Является ли для них Божье присутствие и любовь очевидными благодаря тому, как показали им Бога друзья в церкви? Зреет ли их вера в испытаниях, помогает ли семья единоверцев своим членам устоять в жизненных трудностях? Поддерживают ли члены церкви общественное служение?

Ответы на эти вопросы покажут, насколько искренне и посвящено эта церковь служит людям. Это особенно важно в городском контексте. Маленькие города, сельскохозяйственные районы и даже некоторые пригороды заселены людьми, традиционно посещающими какую-либо церковь. Даже являясь атеистами, они признают роль христианских церквей в обществе. Однако большие города Северной Америки, Европы, Японии и Австралии стали настолько секулярными и плюралистичными, что религия все чаще рассматривается частным делом каждого человека. Многие люди, не посещающие церковь, не видят никакой необходимости принадлежать к организованной религии. Похожая ситуация сложилась также в Росси и Китае. Пока церковь не привлечет к себе внимание своим значимым вкладом в развитие общества, не основанным на религиозной проповеди, ею вряд ли заинтересуются далекие от религии люди. Поэтому так важно для успеха миссионерской деятельности в метрополиях развивать творческие, нетрадиционные виды служений.

1The interdenominational study was published as How to Prevent Lay Leader Burnout, by Roy M. Oswald and Jackie McMakin (1984, Alban Institute, Washington, DC) and includes a kit with which local churches can do a survey of their own volunteers. A number of the suggestions from this study and my own research among Adventist congregations have been incorporated in Connections, a complete curriculum kit for helping church members identify their spiritual gifts

and get involved in ministry available from the Center for Creative Ministry.

2Roger L. Dudley and Des Cummings, Jr., Adventures in Church Growth (1983, Review &Herald Publishing Association), page 114.

3Roberta Hestenes, “Turning Committees into Community,” Leadership, Summer Quarter, 1989, pages 46-52. On the same topic, I recommend Transforming Church Boards into Communities of Spiritual Leaders by Charles Olsen (1995, Alban).

4See Salty Christians by Hans-Ruedi Weber (1963, Seabury).

5Training Volunteer Leaders by National YMCA, page 114.

6Youth Ministry Accent, Issue G, page 43.

7Jones and Pfeiffer, Handbook, Volume V, page 13.

8Neighbour and Thomas, page 33, footnote 4.

Приложение: Программные ресурсы для мастерской по осуществлению миссионерской деятельности

Ниже представлен план проведенных мною десяти еженедельных занятий мастерской по осуществлению миссионерской деятельности. Задания по чтению взяты из журнала «Служение»: «Это возможно», Готфрид Оостервал (1972, Southern Publishing Association), Target Group Evangelism by Ralph W.Neighbour and Cal Thomas (1975, Broadman Press) and Christ’s Object Lessons by Ellen G.White (1900, Pacific Press). Most of the lab learning exercises are described in the standard reference for adult, nonformal education—Jones and Pfeiffer’s Handbook of Structured Experiences for Human Relations Training and the related Annual Handbook for Group Facilitators (1972-1997, University Associates). Alternative materials include The Adventist Way to Church Growth by Mark Finley (1982, Concerned Communications), Small Group Evangelism: A Training Program for Reaching Out with the Gospel by Richard Peace (1985, InterVarsity Press) and Nine Facets of the Effective Small Group Leader video seminar with Carl George and Clarence Schilt available from the Center for Creative Ministry.

Первое занятие

Тема: «Вы – соль земли» (4).

Изучение Библии: Лк. 10:1-20; «Служение исцеления», стр.143; «Желание веков», стр. 641.

Лабораторная работа:

А. (10 минут) Раздайте ученикам по два листа бумаги и попросите написать ответы на первый и второй вопрос на отдельных листах:

1. Что могут сделать члены нашей церкви для общества?

2. Что лично вы хотите получить во время наших встреч?

Б. (20 минут) Попросите всех объединиться в пары, обменяться листами с ответами. Пусть каждый задаст вопрос своему партнеру по поводу того, что он написал.

В. (30 минут) Половина группы составляет резюме из ответов на первый вопрос и записывает на большом листе. Другая половина составляет резюме по второму вопросу. Результаты обсуждают всей группой.

Второе занятие

Предварительное чтение: Оостервал, глава 1.

Тема: Как мы можем узнать нужды других людей?

Изучение Библии: Ин.13:1-6, Ис.42 и 58, Флп. 2:7-8.

Лабораторная работа:

А. (20 минут) В группах по четыре человека нарисуйте карту или сделайте коллаж, на которых будет представлена целевая аудитория или область служения церкви.

Б. (20 минут) Попросите группы представить и прокомментировать свою работу.

В. (20 минут) Попросите каждую группу на большом листе бумаги составить список важных нужд общества. (5)

Третье занятие

Предварительное чтение: Оостервал, глава 5.

Тема: Немощные и обездоленные. Встань на их место.

Изучение Библии: Мк. 8:34-38, Мф. 10:34-36.

Лабораторная работа: Активное аудирование. Рекомендуется пособие Джоунса и Пфайфера «Настольная книга структурированных опытов для тренировки в человеческих отношениях», том 1, стр. 31, а также тех же авторов «Ежегодное пособие для помощников групп», 1978, стр.119. Еще одна программа под названием «Учимся проявлять заботу» была издана для церкви Адвентистов Седьмого Дня в Северной Америке. Чтобы получить дополнительную информацию по этому курсу, обратитесь в Центр творческого служения. Я также включил похожие материалы в мою книгу «Семинар по дружескому евангелизму: руководство для помощника», изданной Консернд Комьюникэйшнс.

Четвертое занятие

Предварительное чтение: Оостервал, глава 7.

Тема: Служение рядовых членов церкви.

Изучение Библии: Рим.12, 1Кор. 12, Еф. 4, Деяния 2.

Лабораторная работа:

А. Анализ деятельности руководителей из рядовых членов церкви с использованием материала на стр. 109 и 147 книги «Шаги по росту церкви» Дональда А. МкГаврана и У.С. Арн (1977).

Б. «Мы – члены Его Тела». Используйте материал на стр. 220-222 книги «Объяснение ценности как учебный процесс: пособие для христианских учителей», Брайан Холл и Мори Смит (1974).

Пятое занятие

Предварительное чтение: Target Group Evangelism by Ralph W.Neighbour and Cal Thomas, глава 1.

Тема: Что такое церковь?

Изучение Библии: Ин.17, Еф. 3:14-21, Деян. 2:42-47.

Лабораторная работа: Игра “The Tinker Toy Church” (6).

Шестое занятие

Предварительное чтение: Е. Уайт.

Тема: Духовные дары – как они выстраивают церковь.

Изучение Библии: Мф. 25:13-30, Рим. 12, 1Кор. 12, Еф. 4.

Лабораторная работа:

Наиболее подходящее упражнение – использовать простой инструментарий (анкеты, графики), чтобы помочь людям получить представление о своих духовных дарах. Можно использовать материалы ряда христианских издателей. Я рекомендую книгу Рой С. Наден «Открывая ваши духовные дары» (1982, Институт Служения Церкви, университет Эндрюса) и материалы из «Связь» (Connections).

Седьмое занятие

Предварительное чтение: Target Group Evangelism by Ralph W.Neighbour and Cal Thomas, глава 2.

Тема: Что такое служение малых групп?

Изучение Библии: Мф. 4:18-22, Лк. 6:12-16, Лк. 12:49-51, Мк. 9:43-50.

Лабораторная работа:

А. Разыграйте сбор, регулярные собрания и закрытие малой группы.

Б. Объединившись по парам, напишите список духовных дисциплин для малой группы.

Восьмое занятие

Предварительное чтение: Оостервал, глава 4.

Тема: Какова миссия церкви?

Изучение Библии: Лк. 4:18, Ис. 58 и 61, Мф. 25:31-46, Ин. 17:21-24, 1Ин. 3:16-19.

Лабораторная работа: Объединившись в группы по четыре-шесть человек, составьте демографический профиль одного из районов или другой целевой аудитории, в которых церковь проводит миссионерскую деятельность. Каждый профиль должен включать в себя: количество жителей, количество домов, образование, профессии, социоэкономические и религиозные факторы, нужды общества и т.д. Для работы вам понадобятся справочники и карты, которые можно найти в сборнике «Понимая ваше общество» (2005, Центр креативного служения). Попросите каждую группу представить всем свою работу.

Девятое занятие

Предварительное чтение: Target Group Evangelism by Ralph W.Neighbour and Cal Thomas, главы с 4 по 14.

Тема: Слова и дела в евангелизации.

Изучение Библии: Лк. 4:18, Ис. 58 и 61, Мф. 25:31-46, Ин. 17:21-24, 1Ин. 3:16-19 и комментарий в книге «Служении исцеления», стр. 143.

Лабораторная работа: Упражнение по установлению отношений, вербальное и невербальное общение. (7)

Десятое занятие

Предварительное чтение: Оостервал, глава 6.

Тема: Город – наше миссионерское поле.

Изучение Библии: Иер. 29:1-20, Книга пророка Ионы.

Лабораторная работа: Объединившись в группы по четыре-шесть человек, составьте список специальных служений, которые церковь может проводить. Попросите каждую группу представить свои списки всем остальным и сделать объединенный список на большом плакате.

Заключительное упражнение: Попросите каждого участника письменно оценить эту серию занятий и указать, желает ли он присоединиться к миссионерской группе. Пригласите всех к личной молитве об этом.

В дальнейшем на собрания группы будут приглашать только тех, кто пожелал принять участие в миссионерской работе.

График собраний миссионерской группы

Пятница

17.00 Регистрация и обед.

19.30 Чтение списка группы, составленного по ответам на последнем еженедельном занятии.

19.45 Обсудите цель уединенных собраний и с соответствующий отрывок из Священных Писаний и других книг для воодушевляющего чтения.

20.00 Сформируйте малые группы для каждого из служений, представленных в списке. Дайте каждой группе время для знакомства. (8)

21.00 Те, кто уже вернулись в зал, могут петь псалмы, ожидая других. Назначьте время молчаливых молитвенных размышлений. Попросите всех участников ни с кем не разговаривать до следующего утра. Молчание будет нарушено после завтрака. Объясните духовное назначение молчаливого молитвенного уединения.

Суббота

8.00 Молитва и завтрак. Молчание нарушается, когда заканчивается завтрак. Попросите всех собраться и рассказать, как они себя чувствовали во время молчаливых размышлений.

9.30 Проповедь о миссионерской деятельности поместной церкви в этом районе, обсуждение того, что было изучено на десяти еженедельных занятиях, повторное определение цели уединения и точка зрения пастора о служении малых групп.

11.00 Малые группы собираются, и люди рассказывают по одному опыту из своего духовного путешествия, объясняющего, почему они присоединились к этой группе.

13.00 Обед и прогулка.

14.00 Каждая малая группа собирается для обсуждения целевой аудитории и пишет определение миссии.

16.30 Общее собрание, на котором каждая малая группа зачитывает всем свое определение миссии. Обсуждение предложений.

18.00 Ужин.

19.30 Малые группы собираются, чтобы записать, какое участие ожидается от каждого из членов.

Воскресенье

8.00 Молитва и завтрак.

8.45 Малые группы собираются, чтобы установить время и регламент регулярных собраний, предварительно распределить роли в группе, выбрать руководителей и составить общий план мероприятий на ближайшие 6-12 месяцев. Сюда должен войти призыв к новому служению во время ближайшего субботнего богослужения.

11.00 Малые группы собираются вместе, чтобы сообщить о своих планах, объявить время общих собраний и представить своих руководителей. Затем общая молитва, в которой может принять участие каждый присутствующий.

12.00 Обед и отъезд.

Примечание: если вам будет трудно найти материалы для чтения, пожалуйста, свяжитесь с автором, можно через издательство, и он с радостью поделиться с вами ксерокопиями нужных вам материалов из собственной библиотеки.