Глава 6. Стратегия служения в больших городах

До больших городов, где проживают миллионы не посещающих церковь

семей, нужно донести Благую весть. А чтобы выработать необходимую для этого эффективную стратегию, потребуются определенные элементы. Стратегию нужно разрабатывать для каждого города. В фокусе стратегии находится поместная церковь, а конференции и унионы должны помочь общине в планировании и выработке видения проблемы. Некоторые города полностью расположены в границах одной местной конференции, но более крупные города мира и все города на двух третях территории восточной части Соединенных Штатов принадлежат к двум и даже трем местным конференциям, делая, таким образом, унионную конференцию главным действующим лицом в общем планировании и координировании деятельности. Какие механизмы поддержки может использовать деноминация, чтобы наиболее действенно способствовать росту поместных церквей и их участию в городском служении? Что нужно для того, чтобы церковь Адвентистов Седьмого Дня смогла принять самый значительный миссионерский вызов в своей истории и продвигаться вперед?

Нужды городов

Как содействовать продвижению адвентистской миссионерской деятельности в крупнейших городах? Почему, по словам Елены Уайт, нужды городов так долго игнорировались? В исследовании, проведенном Комитетом по Евангелизму и Ученичеству Колумбийской Унионной Конференции в 1999 году, было определено семь основных нужд. Следует отметить, что многие из них относятся к городам за пределами Северо-восточного городского коридора Соединенных Штатов, и даже к городам во всем мире.

1. Существует большое количество неосвоенных районов, где нет

Адвентистской церкви и не ведется никакая работа. Города – это не единые массивные структуры, а мозаика из районов и пригородов. Адвентистская стратегия на протяжении 100 лет игнорировала этот факт, приравнивая горстку церквей в большом городе к одной или двум церквам в сельском округе. Даже в 1980-е годы адвентистские руководители в США все еще концентрировали внимание на «темных округах», даже после того, как население неосвоенных районов в больших городах давно превзошло по численности население этих районов. Например, Евангельский комитет Колумбийской Унионной Конференции установил, что из 5986 городских районов, входящих в юрисдикцию восьми штатов, только в 493 была адвентистская община. Почти в половине из них не жила ни одна адвентистская семья, но почти все они по численности населения входят в десятку крупнейших городов. Есть нужда в активном создании церквей в метрополиях.

2. Месторасположение большинства наших церквей в больших городах

США не способствует тому, чтобы охватить значительную часть населения. Большинство городских церквей работают почти исключительно среди иммигрантов, которые составляют не более одной пятой населения, и оставляют без внимания четыре пятых городского населения, в том числе коренных афроамериканцев и белых не латиноамериканского происхождения, а также второе поколение молодежи из иммигрантских семей. Я привожу эти факты не для того, чтобы умалить значение работы среди иммигрантов, которой мы аплодируем и радуемся, а для того, чтобы указать на то, что еще предстоит сделать. Очевидно, это относится не только к Америке. Общемировой опрос, проведенный Генеральной Конференцией в 1993 году, показывает, что во многих странах мира Адвентистская церковь более интенсивно работает среди иммигрантов, чем среди коренных жителей.

3. Представители второго поколения адвентистов из иммигрантских семей часто оставляют церковь. Из интервью, которые проводили мои помощники с пасторами, видно, что это одна из важнейших проблем иммигрантских церквей. Процент ухода из церкви представителей второго поколения в этих иммигрантских церквах больше, чем процент ухода из церкви представителей коренного большинства населения. Некоторые из моих помощников-студентов сами являются вторым поколением иммигрантов из адвентистских семей. Они говорят, что это их не удивляет. Результаты опроса совпадают с той ситуацией, которую они наблюдали среди своих сверстников в иммигрантских церквах, которые посещали.

4. Адвентистская церковь недостаточно заметна во многих городах Северо-востока и Среднего запада США. Общественные руководители знакомы с церковью, но она не играет значительной роли в решении проблем городов. Наш телефонный опрос населения демонстрирует, что две трети населения никогда не слышали об Адвентистской церкви, и меньше, чем каждый десятый, что-то знает о церкви. Даже в городах, где Адвентистская весть проповедуется уже 150 лет, только 5-6% населения что-то слышали об адвентистах. Исключение составляют несколько городов, где находятся крупные адвентистские учреждения здравоохранения. В остальных случаях об Адвентистской церкви мало что известно руководителям и СМИ. Это не способствует евангелизации и росту церкви, и сильно ограничивает наше свидетельство. Есть множество городов в Европе и Азии и, возможно, в некоторых районах Латинской Америки и Азии, где почти такая же ситуация.

5. Адвентистская церковь упускает много возможностей в больших городах. Нас пригласили принять участие в оказании помощи бездомным, в обучении неимущих детей, в служении жертвам СПИДа и т.д. Например, мэр одного из крупнейших городов Америки попросил адвентистов открыть «центры благополучия» в сотнях государственных школ города. Совет профсоюзов другого большого города попросил, чтобы мы помогли профсоюзам (а их сотни) провести выставку «Здоровье» для них и членов их семей. В каждом из этих случаев мы не смогли воспользоваться этими замечательными возможностями из-за недостатка добровольцев в общинах. Нашим руководителям не хватило проницательности. Наши поместные церкви не смогли проявить дух сотрудничества. Мы не пожелали сделать необходимые вложения. Мы прошли мимо по другой стороне улицы, когда нам представилась возможность оказать влияние на десятки тысяч людей и поработать в тесном контакте с влиятельными общественными руководителями.

6. Наше влияние незначительно в городах, потому что Адвентистской церкви не хватает голоса, чтобы быть услышанной, и точек соприкосновения с общественными руководителями и ключевыми институтами. Каждая церковь стремится свести Адвентистскую миссию до решения внутренних проблем церкви. Члены церкви с широкими взглядами на миссию не могут найти способа перейти границы конференции, чтобы работать вместе. Адвентистские учреждения в некоторых городах не хотят работать вместе. А маленькие инициативы не замечаются СМИ и не воспринимаются серьезно общественными руководителями. Если мы хотим охватить эти города, то должны научиться сотрудничать и укреплять местные служения, в которые вкладываем силы.

7. У нас недостаточно информации о крупнейших городах. У нас нет

адекватной оценки нужд и ясной картины субкультур. Мы не имеем представления о реальной жизни во многих неохваченных районах. Необходимо понять нужды каждого района города, если мы хотим попытаться достучаться до множества проживающих там людей.

Пока этим нуждам не будет уделяться достаточного внимания,

Адвентистская миссия не будет выполнена ни в городах Америки, ни в мире. Для осуществления этой миссии не существует быстрого и дешевого способа. Опросы, проведенные среди людей, крестившихся в результате больших евангельских программ в Северо-Американском Дивизионе, показывают, что треть из них – это бывшие адвентисты, которые возвращаются в церковь, а пятая часть – дети членов церкви. За исключением иммигрантских церквей, в среднем по Америке и Канаде у нас имеется один обращенный на церковь. Если мы будем продолжать евангелизацию в том же духе и игнорировать эти факты, то мы не выполним свою работу.

Насущная необходимость создания новых церквей

Церкви, как и люди, имеют жизненные циклы. В Американском Институте роста церкви были тщательно изучены досье тысяч протестантских церквей, и обнаружилась интересная закономерность. После 40-50 лет жизни община входит в период упадка. В девяти из десяти случаев церкви так и не удается выйти из этого состояния и в течение последующих 40-50 лет она умирает. Я изучил данные роста церкви на протяжении полного жизненного цикла на примере сотен Адвентистских церквей. Наблюдается та же закономерность. Но могу и еще кое-что добавить. Большинство адвентистских церквей останавливаются в росте, как только приобретают или строят собственное здание. Совсем немногие церкви по субботам в среднем начинает посещать намного больше человек, чем в день посвящения здания.

Это означает, что если в деноминации не будет постоянно увеличиваться число церквей, в конце концов, союз церквей в Северной Америке будет состоять из остановившихся в развитии и умирающих общин. Сегодня мы опасно близки к такой ситуации. Чтобы в этом убедиться, вам нужно лишь заглянуть в документы Униона и сравнить количество церквей, отметивших 50-летние или 100-летние годовщины, с количеством вновь создаваемых церквей.

Роджер Дадли и Кларенс Грусбек провели тщательный анализ 375 новых церквей, организованных в Северо-Американском Дивизионе в период с 1977 по 1984 годы (1). Он указывает на то, что «одна из причин, по которой Адвентисты Седьмого Дня в Северной Америке создают все больше новых церквей, – это то, что, по наблюдениям руководителей церкви, Адвентисты охватывают очень малую часть общества». Нам нужно охватить более широкие массы. В 100 крупнейших городах США и Канады в большинстве районов нет адвентистских церквей и активного адвентистского служения, предназначенного для решения особых проблем многих социоэкономических сегментов.

Молодые общины могут достучаться до людей, а существующим церквам не удается привлечь в церковь новых людей. Новые церкви меньше ограничены традициями. Члены новых церквей более восприимчивы к новым идеям, новым типам богослужений и новым служениям, которые привлекают больше людей.

Не компрометируя стандарты или вероисповедание церкви, новая церковь демонстрирует новый подход к выражению христианских принципов и больше гибкости в способах евангелизации. Новые церкви имеют тенденцию принимать людей такими, какие они есть, в то время как более старые церкви сдерживают миссию, задавая вопрос: «Почему они не такие, как мы?»

Поэтому исследователь Лайл Шаллер пишет: «Многочисленные исследования показали, что 60-80% членов новых церквей раньше не были активно вовлечены в жизнь какой-либо церкви. В новых церквах гораздо больше, чем в старых, новообращенных среднего возраста, рождения 1940-х годов».

Некоторые из этих новых членов ушли из церкви в возрасте 13- 25 лет. Когда они сами стали родителями, то захотели, чтобы у их детей было какое-нибудь религиозное образование. И снова решили стать членами церкви, но не той, куда ходили их родители. Эти люди ищут новые типы богослужений и новый опыт возрождения.

Другие не хотят возвращаться в общину, где у них не сложились отношения, они чувствуют себя неловко, боясь, что их не примут доброжелательно. А в новой церкви все можно начать с чистого листа, какие бы осложнения ни испытывали в прошлом.

В Библии есть множество указаний для создания новых церквей. Особенно в книге Деяния Апостолов. Там говорится о том, что росло количество новообращенных христиан и умножались церкви (см. Деяния 16:5,9:31). Мы читаем, что христианство – это религия, основанная на отношениях, и что новообращенные должны быть собраны в братство (Деяния 2:41-47). Поэтому нужно добавлять общины, чтобы поспевать за количеством новообращенных.

Елена Уайт в своем видении Адвентистской церкви также подчеркивает необходимость создания новых церквей. «От тех, кто избран Богом, требуется умножать церкви везде, где они могут помочь привести души к истине», – писала она. «Нужно создавать новые церкви и организовывать новые приходы» («Свидетельства для церкви», том 7, стр. 20; Свидетельства для служителей, стр. 199). На протяжении всей истории Адвентистской церкви создание новых церквей играло ключевую роль в ее продолжающемся росте. В своей исследовательской работе на докторскую степень Ларри Эванс (сейчас заместитель секретаря Генеральной Конференции) составил график роста/падения количества членов адвентистской церкви в зависимости от организации новых церквей в Северо-Американском Дивизионе с 1910 по 1979 годы. Это исследование показывает, что чем больше церквей, тем больше членов церкви.

Техасская конференция может служить примером того, как создание новых церквей способствует значительному росту членов церкви в конференции. За восемь лет в результате специальной программы в конференции было образовано 76 церквей. В этот период количество новообращенных увеличилось более чем вдвое. За шесть предыдущих лет в год крестилось около 700 человек самое большее. Во время же проекта за один только год крещение приняли 1900 человек. Практика показывает, что количество новообращенных значительно возрастет, если церквей в районе несколько, либо собрания проводятся в нескольких местах, либо одна община проводит, кроме богослужения по субботам, еще несколько собраний в неделю.

Дадли и Грусбек установили необходимые составляющие успешного создания церквей Адвентистов Седьмого Дня нового типа. В их книге «Создайте церковь, пожните урожай» описывается семь ключевых элементов новых церквей с наибольшими показателями роста:

1. Новые церкви расположены в больших городах. Лучше всего создавать церковь в большом городе с населением не менее 50000 человек или в пригородах большого города. Именно здесь проживает наибольшее число потенциальных членов.

2. Новую церковь спонсировала «материнская» церковь, расположенная в трех-десяти милях от нее. Близость содействует росту, а конкуренция не является проблемой. Чем больше выбор, тем больше людей присоединяется к церкви.

3. «Материнская» церковь насчитывала от 100 до 200 членов. Стоит ли небольшой общине рисковать, создавая новую церковь? Но оказывается, даже сравнительно маленьким церквам очень полезно трудиться, создавая новую общину, так как тогда они не только не теряют членов, но сами растут и укрепляются.

4. Проект создания церкви включал в себя сбалансированную комплекс евангельских мероприятий. В том числе: личное изучения Библии, служение малых групп, рассылка миссионерских журналов, ряд семинаров по здоровью и семейным отношениям, публичный евангелизм. Успех проекту приносит стратегия развертывания работы среди групп новых людей или в неохваченном районе.

5. Было проведено демографическое изучение района. Тщательное

планирование проекта в большинстве случаев начиналось с поиска информации о людях, проживающих в целевом районе. И эта информация использовалась для разработки мероприятий, связанных с нуждами и культурой людей данного района.

6. У пастора-основателя был демократический стиль управления.

Пасторы, успешные в создании новых церквей, способны вовлечь членов церкви в планирование, принятие решений и выполнение этих решений.

7. Они арендовали место для богослужений через 3-5 лет после создания. Создав церковь, дальновидные организаторы не торопятся покупать или строить новый молитвенный дом, но ждут, когда новая церковь созреет, чтобы поддержать программу строительства.

На собрании в конце 1989 года Комитет Северо-Американского Дивизиона проголосовал за создание многих новых церквей. Это было официальное разрешение для сотен советов церквей и миссионерских групп начать планировать создание новых церквей, которые предлагают новый стиль богослужения и новое служение, и охватывают все новых людей.

Новые церкви дают новый жизненный импульс всей деноминации. Если не будут постоянно создаваться церкви нового поколения, мы рискуем скатиться в застой. Новые церкви, в основном, более прогрессивны, активны и продуктивны, чем церкви, созданные 40 и более лет назад. Каждая городская территория имеет множество районов и пригородов, где нет адвентистской церкви. В следующие несколько десятилетий в Северной Америке можно было бы создать одну-две тысячи новых адвентистских церквей.

Воодушевляя служение малых групп

Независимо от названия, будь то «Дом надежды», домашняя церковь, собрание в коттедже, миссионерская группа или Домашнее Библейское Братство, малые группы играют существенную роль в евангелизации метрополий. Это обусловлено влиянием на городские и пригородные церкви внутренних и внешних факторов. Типичная адвентистская церковь представляет собой, по мнению экспертов по росту церкви, братство «одной ячейки». Это значит, что в мероприятиях церкви, в основном, принимает участие одна группа людей. В маленьких городах и сельских церквах это не проблема, потому что общество, из которого церковь старается привлечь людей, чаще всего является монокультурным. И новым людям относительно несложно почувствовать себя, как дома. В церквах больших городов и пригородов представлено большее разнообразие культур. Поэтому необходимо, чтобы в городской церкви образовалось несколько братских «ячеек», даже для того, чтобы удержать существующих членов. В свою очередь, требуется разнообразие служений, чтобы достучаться до разных групп в метрополии.

Адвентистские церкви в крупных урбанизированных центрах должны стать, как выразился один писатель, базовой церковью, т.е. оказывать поддержку многим малым группам и служениям. Базовая церковь постоянно питает и воодушевляет проекты служения людям и проявляет заботу о новообращенных членах церкви. Это церковь, открывающая многообразие возможностей для развития людей, новых стилей служения и даров, удовлетворяющая многие нужды. Это церковь, в которой есть место для множества ячеек различного вида братств и рабочих групп. Елена Уайт, описывая свою концепцию растущей городской церкви, назвала ее деятельностью «пчелиного улья» («Свидетельства для церкви», том 7, стр. 110-114).

Превратить умирающую церковь в сильную и активную трудно. Немногие адвентистские пасторы владеют методами возрождения церкви, да и руководители конференции не всегда представляют себе, что надо делать, чтобы возродить умирающую общину. Возможно, начать возрождение церкви в городе можно следующим образом: выбрать одну церковь в качестве «добровольца», чтобы она стала базовой церковью для новых служений, и сосредоточиться на возрождении и строительстве этой церкви, оставляя другие церкви «пристанищем» для тех членов церкви, кому не по душе концепция малых групп. Эта базовая церковь могла бы стать спонсором проектов создания церквей, и за 10-20 лет общая картина жизни церкви в том городском регионе могла бы измениться без особых осложнений.

Миссионерская деятельность адвентистской церкви в настоящее время, в основном, осуществляется через публичные евангельские программы и СМИ. Служение малых групп не предполагает отмену существующих служений. Чтобы расставание с прошлым и построение новой стратегии не привело к потерям, надо найти способы, сочетающие служение малых групп с традиционным подходом, так, чтобы они взаимодействовали друг с другом. Программы СМИ и публичные собрания можно использовать, чтобы усилить служение малых групп.

Придание новых форм служению СМИ

Привлечению новых людей через служение малых групп могут помочь СМИ. Неорганизованные, случайные свидетельства веры могут затеряться и остаться незамеченными в море средств массовой информации большого города. С другой стороны, средства маркетинга делают возможным личное общение с массовой аудиторией. Так психолог из ток-шоу на радио становится доверенным консультантом десятков тысяч радиослушателей, а слова бабушки из телевизионной рекламы на устах многих телезрителей.

В настоящее время Адвентистская церковь не использует потенциал служения СМИ в городах. Проблема не в продукции, а в стратегии. На рекламную кампанию по продаже мыла приобретается в десять-пятьдесят раз больше эфирного времени, чем на адвентистские евангельские программы. Эфирное время покупается с учетом специфической аудитории и массы доступных демографических данных. Правильно срежиссированная кампания в СМИ очень важна для успеха евангельской деятельности в больших городах, и не только потому, что через нее люди будут приходить на собрания и программы, но и потому, что она придает убедительности имиджу Церкви.

Постоянное использование радио и телевидения для того, чтобы повлиять на общественное сознание в городе, включает в себя как однократные объявления, так и более длинные регулярные программы в течение всего года. Сюда войдут местные и национальные программы. В каждом крупном городе в эфире должны присутствовать все национальные адвентистские передачи, адресованные каждая своей уникальной аудитории. Местные программы должны ориентироваться на те группы людей, которые не охватываются национальными программами.

Например, можно сделать еженедельную 30-минутную программу с местным пастором и специалистом в области психологии в качестве ведущих. Темы могут быть те же, что и на семейном служении в поместных церквах. Чтобы завладеть вниманием зрителей, вначале каждого шоу можно показать 3-5 минутный документальный фильм. Остальную часть программы посвятить диалогу с небольшой аудиторией в студии. В таких программах можно рекламировать семинары и деятельность малых групп поместных церквей, есть возможность наладить обратную связь, найти заинтересованных людей, предложив им бесплатную информацию. Можно рекламировать Библейские курсы в городе. Такие программы можно делать собственными силами, во многих городах для этого хватает талантов, некоторые телекомпании выделяют бесплатный эфир для социальной рекламы и пропаганды общественного служение. Их также спонсирует Адвентистский институт здравоохранения. Подобные радио и телепрограммы успешно опробованы в Нью-Йорке и Ванкувере.

К сожалению, пока Адвентистское служение СМИ игнорирует потенциал коротковолновых программ (30 или 60-секундные послания). В больших городах больше денег нужно вкладывать в короткие информационные передачи, чем в более длинные программы. Короткие передачи – особенность стремительной городской и пригородной жизни, поскольку большинство людей невозможно привлечь к религиозной программе продолжительностью пять, пятнадцать или тридцать минут. Только 4% американского населения смотрят традиционные религиозные передачи, и одна из основных причин – слишком большая продолжительность программы (2). Коротковолновые передачи можно адресовать определенной аудитории с большей точностью, чем длинные, хотя придется более тщательно планировать, чем в традиционных формах служения СМИ.

Принцип массовой коммуникации, который церкви нужно более полно понять и более широко использовать, основан на разнице между рекламой организации и рекламой продукта. Применительно к евангелизму с помощью СМИ, эта концепция означает, что короткую рекламу следует использовать, чтобы сообщить о деятельности адвентистской церкви, специальной серии собраний, особом служении или новой книге. Специалисты сделали вывод, что лучших продаж можно достичь, используя оба вида рекламы. Хорошим примером этого может служить рекламная стратегия корпорации Макдональдс. Рекламные ролики преподносят рестораны Макдональдс как приятное, дружелюбное место, где заботятся о людях. Другие ролики «продают» еду. Адвентистской евангелизации необходимо использовать такое же сочетание рекламных инструментов в СМИ, рассказывая о поместной церкви и ее служении.

Этот подход был апробирован в 1989 году в Спокэйн, Вашингтон, Операционной группой Объединенного маркетинга САД, группой специалистов Адвентистских СМИ и церковных служений. В телефонных опросах до и после рекламной кампании обнаружилось, что 62% жителей видели рекламу, 75% зрителей, которые знали что-то об адвентистской церкви, сказали, что им понравилась реклама. Каждый пятый сказал, что придут в церковь после этой рекламы, а 12% хотели бы присоединяться к церкви. «Значит, что-то в этом есть, если люди из района с населением от 30000 до 40000 человек в Спокэйн быстрее присоединяются к церкви Адвентистов Седьмого Дня после рекламы, чем до ее появления», – говорит д-р Кермит Неттебург, координатор проекта. Тот же подход с использованием различных видов рекламы применили в Индианаполисе и Детройте в 1990 году. Проект проверил и установил успешность маркетинговой политики, которая обеспечила Адвентистской церкви значительно возросшую известность в метрополиях. Посыл рекламы был такой: Церковь Адвентистов Седьмого Дня там, где в ней нуждаются.

«Мы исследовали, действительно ли церковь там, где людям нужна помощь», – говорит Неттебург. «И пришли к двум заключениям. Первое. Если церкви нет там, где в ней нуждаются, она, вероятно, и не нужна. Второе. Церковь Адвентистов Седьмого Дня, похоже, чаще готова помочь не членам церкви, чем членам, и наша маркетинговая политика нацелена на тех, кто не является членом церкви». Естественно, если члены чувствуют, что их нужды не удовлетворяются, они скажут об этом потенциальным членам, и это повредит росту церкви. Поместные церкви, описанные в этой книге, продемонстрировали, что церковь может эффективно удовлетворить нужды и действительных членов церкви, и потенциальных.

Эффективная стратегия использования СМИ должна быть долгосрочной. Реклама не принесет успеха за несколько недель. Порой нужны годы постоянного влияния на аудиторию с регулярным обновлением презентаций, но одним или двумя постоянными образами, которые врезались бы в подсознание массовой аудитории.

Печатные СМИ также необходимо использовать в евангелизации городов. Последовательная и хорошо разработанная реклама для непосредственной рассылки по почте является, возможно, самым дешевым способом впервые обратиться к новым людям и превратить первый контакт с церковью в членство. Адресную рассылку писем можно также использовать, чтобы найти аудиторию для радио и телеслужений, продавать адвентистские книги или набрать людей на заочные Библейские курсы. Например, делать вкладыш в местной газете района или городского квартала. Собрать средства на вкладыш можно от продажи по почте миссионерских книг в мягком переплете и размещения рекламы издательского отдела, адвентистских книжных центров и других учреждений. В каждом номере можно рекламировать текущие публичные семинары, проводящиеся в городе. Можно также включить свидетельства людей, которым помогли общественные служения, презентации богослужений, Библейские курсы, собрания малых групп, христианские учебные заведения и молодежные мероприятия церкви.

Публичные собрания

Публичные собрания остаются ключевым элементом в распространении вести в больших городах. Стратегия публичных собраний, которая учитывает важность вовлечения членов церкви в общественное служение и должным образом ассимилирует новообращенных, не только будет действовать как механизм «сбора урожая», но также поможет наладить контакт сразу с большой группой людей. Такая стратегия не только не противоречит методу малых групп. Напротив, малые группы могут поддержать регулярные собрания больших групп, которые, в свою очередь, дадут путевку в жизнь новым малым группам. Две эти программы могут взаимодействовать, питая друг друга и одновременно заботясь каждая о своей аудитории. Подходящей формой публичных собраний могут стать семинары, так как они используют хорошо известный невоцерковленным людям стиль бизнес-тренингов и школьных занятий, где используются многие элементы стратегии малых групп. Наиболее эффективные публичные семинары посещают от 25 до 50 человек. (3)

Эксперименты, проведенные Марком Финли и другими проповедниками, демонстрируют, что если программа гармонично сочетает в себе религиозные темы с темами о физическом и духовном здоровье, то результат намного лучше, так как удовлетворяет интересам разных людей. Многие неудачи в проповеди здорового образа жизни можно объяснить дисбалансом между общегуманитарными и религиозными темами и резкими переходами от темы к теме. Людям трудно уследить за такими скачками. Проповедники должны это учитывать и стараться естественно интегрировать духовную тему в изложение принципов физического и эмоционального здоровья. Связующим звеном, позволяющим плавно и естественно перейти к духовной теме, могут послужить семинары по управлению стрессом и временем, темы о депрессии и гармонии семейной жизни. Можно попробовать и другие возможности.

Практика показывает, что успех приносит цикл публичных собраний в течение года в каждой поместной церкви. В первом квартале каждого годового цикла (он необязательно совпадает с годом календарным) представляют серию программ по здравоохранению и развитию личности: выставка «Здоровье», программы «Здоровое сердце», профилактика диабета, уроки кулинарии, семинар «Дышите свободно». Во втором квартале каждого цикла проводится семинар связующей категории: принципы душевного здоровья, управление стрессом, семейная жизнь. В последнем квартале цикла проводится предшествующий евангелизму семинар, например по Книге пророка Даниила. В последнем квартале проводится семинар по Откровению или серия других евангельских семинаров.

Для второго годового цикла надо подготовить новую программу. Теперь акцент делается на личный контакт с людьми, ведется индивидуальная работа с теми, кто в этом нуждается. На собрания, посвященные доктринам, могут прийти новые люди, для них остальные темы цикла послужат подпиткой, чтобы утвердиться в адвентистском образе жизни. Люди, менее ориентированные на религию, предпочтут сначала темы, где обсуждаются физические или эмоциональные нужды, и на этой основе познакомятся с духовными концепциями. Конечно же, на протяжении всего цикла кто-то покинет семинар, но общим результатом будет более последовательное вступление в ученичество и большая возможность для духовного и личностного роста.

Маленькие церкви применят эту стратегию с меньшим размахом, чем большие, но опыт показал, что даже небольшая церковь способна проводить ежегодные публичные программы в рамках текущей политики финансирования деноминации. Небольшие церкви могли бы растянуть один цикл на несколько лет, а более крупные – провести более одного цикла в год. Можно было бы одновременно проводить два или более циклов в нескольких районах города. Важно, чтобы каждой фазе цикла предшествовала качественная рекламная кампания и чтобы ключевые семинары каждой фазы цикла проводились вне здания церкви.

Координатор городских служений

Адвентистская церковь никогда не сможет охватить большие городские территории, если не будет серьезно подходить к подбору адекватного персонала для каждого города. Это существенно, так как очень мало пасторов имеют специальную подготовку в разработке общественных служений. Построение эффективной городской стратегии – долгосрочная задача, а пасторы обычно остаются в городских церквах сравнительно короткое время, кроме того, существует большая текучесть среди членов церкви. Поэтому в каждом городе жизненно необходим постоянно действующий центральный координационный офис. Эффективное служение в городах является сложной задачей, требующей сотрудничества всех поместных церквей в городе и создания новых церквей. Из-за того, что каждый пастор – патриот своей общины, общая задача может быть выполнена только при условии, что будет назначен координатор, который не принадлежит ни к какой поместной церкви, но действует интересах всей миссии. Координатор городских служений также может стать пресс-секретарем миссии, осуществить связи со СМИ и общественными руководителями, а также побуждать к сотрудничеству адвентистские церкви в городе.

Наши городские церкви в большинстве своем не являются процветающими. В Северо-восточном коридоре Соединенных Штатов неэтнические адвентистские церкви медленно исчезают. Простая оценка состояния этих церквей показывает, почему в них нет роста. Во многих исторически белых церквах в больших городах присутствует, по словам Питера Вагнера, «синдром Святого Джона». То есть, эти общины в основном состоят из потомков основателей в третьем и четвертом поколении и прихожан с большим стажем. Это обычно люди среднего возраста и старше, у которых нет мотивации или сил что-то делать, единственная их цель – как-то выжить. К этому во многих случаях еще добавляется второе условие, которое Вагнер называет «человеческая слепота». До 80 % членов церкви приезжают в городскую церковь из пригородов и абсолютно не общаются с населением района, где расположена церковь. Они не видят различий в культуре, демографии, нуждах, которые существуют между пригородными районами, где они живут, и районами, где церковь несет свое служение. Поэтому проекты евангелизации этой общины обычно не приносят успеха.

В исследовании роста церкви в Северо-Американском Дивизионе, проведенном еще в 1981 году, было установлено, что одним из десяти наиболее важных факторов роста адвентистской церкви было «тщательное изучение жителей определенного района» (Дадли и Каммингс, 1981, стр. 64-65). Более позднее исследование 2000 и 2002 годов показало, что участие в общественном служении больше всего имеет отношение к росту адвентистской церкви в США (Адвентистская церковь сегодня, глава 2).

В некоторых церквах такое положение сохранялись так долго, что появилась третья болезнь, которая еще больше осложнила ситуацию. В этих церквах есть, как их называет Вагнер, «канониты». У них «нездоровая модель братства»: такие тесные взаимоотношения, что они препятствуют новым членам вписаться в церковную семью. Особенно трудно ассимилироваться тем новообращенным, кто раньше никогда не посещал никакую церковь или посещал общину, стиль отношений в которой отличается от того, к которому привыкли старые члены церкви. Те же трудности могут переживать адвентисты, приехавшие из других мест. В городах Северо-восточного коридора я встречался со многими молодыми адвентистами, приехавшими из других городов, чтобы найти работу или получить дальнейшее образование. И хотя в большинстве случаев они перестали принимать участие в деятельности своих прежних общин, но и переводиться в новую церковь не торопились, потому что чувствовали, что не вписываются нее. Когда церковь постигает такая болезнь, многие ее члены начинают активно противостоять любому виду евангелизма. В беседах с городскими пасторами я узнал, что такое положение вещей наблюдается во многих городских церквах мира.

Все это подчеркивает необходимость программы возрождения церкви в городах. Рядовые члены церкви не смогут по настоящему свидетельствовать о Христе, если не произойдет изменение приоритетов. Никакое увеличение евангельской деятельности в городах не приведет к росту церкви, если не произойдет возрождение церквей. Когда обращаются новые люди, важно, чтобы их приняли в объятия доброжелательные, заботливые члены церкви. Невозможно достичь возрождения церкви, если в деноминации «дела будут вестись, как всегда». Для этого нужны специальные кадры.

Для достижения максимальной эффективности группа, координирующая городские служения, должна состоять, как минимум, из четырех человек:

1. Директор, который способен обеспечить сотрудничество различных участников, заниматься исследовательской работой, развитием программы и стратегии.

2. Библейский работник, который обеспечит координацию действий и

интересов в масштабах всего города и будет обучать навыкам личного служения братьев и сестер в поместных церквах.

3. Социальный работник или организатор с опытом работы в области медицинского евангелизма и общественного служения.

4. Опытный коммуникабельный менеджер офиса, у которого есть образование в области маркетинга и отношений со СМИ.

Данные исследований роста церкви показывают, что адвентистская миссионерская деятельность в крупнейших городах выиграла бы гораздо больше, если была бы укомплектована такими кадрами, а не расширяла пасторский состав в церквах больших городов, особенно в пригородах. Ведь пасторы профессионально концентрируются на заботе о своей общине. Персонал же городского служения сосредоточен на миссии. Наши эксперименты, проведенные за последние восемь лет в Колумбийской Унионной Конференции, демонстрируют, что вполне реально иметь такую группу в каждом городе с населением более миллиона человек.

Непрерывная исследовательская деятельность

Перед тем, как начать в каком-либо городе новую евангельскую программу, проект по созданию новой церкви или общественное служение, необходимо провести тщательное, последовательное изучение этого города. Многие адвентистские работники, даже те, которые преданы служению в городах, не совсем понимают сложную динамику урбанизации. Никакая стратегия евангелизации города не увенчается успехом, пока не будет понимания того многообразия групп людей, культурных ценностей и социальной динамики, которые в нем присутствуют. Это больше, чем только демография. Адекватная база данных для определенного города включает в себя:

1. Определение на территории города групп людей,

имеющих похожий стиль жизни, и характера каждой группы с точки зрения ее ценностей, социоэкономической структуры, географического положения и т.д.

2. Изучение членов адвентистских церквей для того, чтобы установить,

с какими группами людей работали адвентисты, как они присоединились к церкви, определить другие местные модели роста церкви.

3. Оценка адвентистских церквей относительно их состояния, моделей

роста и готовности уделять больше внимания миссионерской деятельности.

4. Сбор доступной информации о религиозных организациях, членах

церквей всех деноминаций и общих ценностях населения.

5. Беседы с ключевыми руководителями различных районов с целью

выяснения, какие программы уже проводятся, чтобы адвентистское общественное служение не дублировало уже существующее.

6. Посещение районов с целью установления моделей, нужд и

возможностей, которые помогут выбрать способы работы, наиболее подходящие в данном районе.

Эта информация не будет представлять никакой ценности, если она не будет представлена в графиках, которые могут легко понять и использовать пасторы и рядовые члены церкви. Эти графики должны быть составлены так, чтобы не только представить факты, но и вызвать у людей преданность великой задаче распространения евангельской вести в городах. (Весь этот процесс исследования описан в моей книге «Understanding Your Community», опубликованной Центром креативного служения.)

Непрофессиональный подход к исследованиям не принесет успеха. Д-р Готфрид Оостервал, основатель Института Всемирной Миссии, уже давно предложил создавать городские институты для проведения этой работы. Подобающий штат сотрудников, работающих в таком институте, мог бы подготовить высококачественное исследование и профессионально истолковать его. Такой вид консультационных услуг мог бы способствовать выработке эффективных стратегий для городского служения во многих местах. Сотрудники института также могли бы следить за экспериментальными попытками на поле и сообщать руководителям церкви, что получается, а что – нет. Такой институт не был бы очень дорогим, так как для него не требуется персонала, работающего на полную ставку. Городским институтом мог бы управлять небольшой комитет, который бы помогал в организации и оплате услуг соответствующих сотрудников колледжа или университета, пасторов, менеджеров по кадрам различных деноминаций и квалифицированных профессионалов из рядовых членов церкви, привлекая их по мере необходимости для различных проектов и исследований. Институт также мог бы спонсировать подготовительные курсы, на которых ежегодно в течение примерно 10 дней могли бы обучаться пасторы, евангелисты и руководители из рядовых членов церкви.

Как раз такой институт был учрежден в Коламбиа Юнион Колледже в качестве одного из центров изучения Глобальной Миссии. Центр Городского служения открылся в 1989 году в качестве Центра глобальной городской миссии. Его первым директором был д-р Брюс Мойер. В 1999 году он был переименован и вскоре после этого его директором стал д-р Гаспар Колон. Центр провел успешные исследования для нескольких конференций и унионов Северо-Американского Дивизиона, а также и заграницей. В настоящее время он занимается проектом открытия своего филиала в Адвентистском университете на Филиппинах.

Городские инициативы – эксперименты в сотрудничестве

В 1999 году Колумбийская Унионная Конференция приступила к выполнению ряда предложенных в этой главе экспериментов. Благодаря тому, что две, три и даже четыре местные конференции делят одну и ту же территорию в крупнейших городах восточных Соединенных Штатов, у унионной конференции есть уникальная возможность собрать вместе конференционных администраторов, пасторов, церкви и институты для совместной деятельности в миссии. Цель данного подхода – преодолеть обособленность община, совершающих служение поодиночке в больших городах, и воспользоваться преимуществами объединения ресурсов и сил. Более того, когда члены церкви видят, как все организации деноминации работают вместе, охотно отказываясь от своей независимости во имя благого дела – осуществления христианской миссионерской деятельности в метрополиях, тогда они с большей готовностью и удвоенной энергией жертвуют своим временем и средствами, которые требуются для того, чтобы оказывать действенное влияние на большие города.

Объединенный подход к городскому служению был испытан несколькими годами ранее в небольшом городе Дэйтоне, штат Огайо. Результатом стало успешное служение «Дом добрых соседей». В период с 2000 по 2005 годы в четырех из десяти крупнейших городов, находящихся на территории восьми штатов и принадлежащих Колумбийской Унионной Конференции, – Филадельфии, Балтиморе, Ньюарке и Питсбурге были воплощены четыре значимые инициативы. В дополнение к этому были начаты менее крупные совместные программы в Уилмингтоне (Делавар), Алентауне (Пенсильвания), Колумбии (Огайо) и Вашингтоне ОК.

Во время работы мы узнали, что во всех этих инициативах применялся один и тот же организационный процесс. Фаза первая – административное сотрудничество. Президенты конференций принимали решение объединить усилия и работать вместе. При этом сотрудники унионной конференции должны разделять одну точку зрения на более прогрессивное адвентистское влияние в больших городах и побуждать и поддерживать конференционных администраторов и исполнительные комитеты двигаться в этом направлении. Если руководство унионной конференции не способно принять эту точку зрения и позицию, направленную на выполнение миссии, тогда церковь постигнет энтропия, она сконцентрируется почти исключительно на внутренних проблемах, будет ориентироваться только на выживание и традиционный евангелизм, которые имеют ограниченное влияние.

Фаза вторая – всеобъемлющая оценка. Мы набрали группу выпускников-ассистентов и других студентов, чтобы они провели всеобъемлющее исследование и написали отчет. Они должна были собрать информацию о сильных и слабых сторонах церквей, опросив членов церквей, узнать о том, как воспринимают адвентистов и их инициативы население и общественные руководители, оценить нужды города и приложить к отчету полный каталог городских районов и пригородных общин. В течение трех летних месяцев каждая группа беседовала с пасторами, новообращенными, бывшими адвентистами, общественными руководителями и другими значимыми для проекта людьми. Они посетили каждую церковь в городе и во всех его пригородах. По каждому городу был подготовлен полный отчет, а также его слайд-презентация, которые были представлены администраторам унионных и местных конференций, пасторам и руководителям из рядовых членов церкви. Вся эта информация послужила для того, чтобы открыть глаза Божьему народу на реальное положение вещей и помочь увидеть город глазами Бога.

Фаза третья – общность взглядов. Нелегко прийти к общей точке зрения по поводу христианской миссионерской деятельности в больших городах. В Адвентистской церкви существует поразительное разнообразие восприятия нужд, люди по-разному относятся к широкому разнообразию подходов к служению. Кто-то радуется разнообразию, а кого-то он пугает. Требуется очень зрелый и проницательный руководитель для того, чтобы выработать настолько всеобъемлющую позицию, которую поддержало бы большинство руководства, сотрудники отделов, пасторы и руководители из рядовых членов церкви, а так же, чтобы она была достаточно захватывающей, чтобы люди смогли решиться взглянуть на вещи шире. Мы использовали процесс «от видения к действию», разработанный Исследовательским Институтом («Видение миссии» для использования в адвентистской церкви), который оказался успешным в Проекте утверждения в 1990-х годах в Адвентистском образовании. Был намечен «Городской саммит» продолжительностью примерно 10 часов в нейтральном месте, который начался по обыкновению в субботу днем и продолжился в воскресенье. В каждом городе общины посвятили целый день первоначальному рассмотрению проекта (более подробную информацию вы сможете найти в приложении к этой главе).

В результате удалось составить короткий список главных целей инициативы в городах. Сначала мы собрали вместе пасторов и руководителей из рядовых членов церкви, но затем поняли, что лучше начинать с пасторов и конференционных администраторов. Как только пасторы начнут работать вместе, когда достигнут согласия относительно целей и стратегии, тогда они смогут руководить процессом, в котором смогут уже принять участие руководители из рядовых членов, вместе они оценят цели и займутся планированием своей деятельности.

Очень важно, чтобы руководство унионной конференции не диктовало сверху цели для каждой инициативы. Мы собрали вместе местных руководителей, чтобы они поставили свои собственные цели. Нашей целью было побудить к сотрудничеству и творчеству, а не указывать местным руководителям, как проводить евангельскую работу.

Фаза четвертая – руководящий комитет. Руководящий комитет был образован, чтобы управлять на подготовительной стадии инновациями. Комитет может отличаться по составу в зависимости от города, но в нем всегда присутствуют конференционные руководители, ряд пасторов и другие ключевые лица, в качестве председателя – сотрудник унионной конференции. Эта группа собирается каждый месяц в течение трех-пяти лет, чтобы координировать развитие городских служений. Комитет оттачивает детальный стратегический план и представляет его исполнительным комитетам конференции и унионной конференции, а также советам церквей со специальными рекомендациями по стратегическим целям и управлению долгосрочными объединенными структурами для достижения этих целей.

Группе из руководящего комитета абсолютно необходимо, так или иначе, посетить совет каждой поместной церкви и обсудить их нужды и возможности для работы. Руководству церквей надо помочь понять, как служение их церкви вписывается в более широкую стратегию для всего города. Для этого может потребоваться расширенный диалог. Многие поместные церкви стали особенно близоруки из-за того, что их члены не проживают в том районе, где расположена церковь, знают нужд этого района и поэтому склонны полностью концентрироваться на внутренних проблемах членов церкви. Они часто так сосредоточены на своих проблемах, что миссионерская деятельность полностью упускается из виду. А когда кто-то о ней упоминает, то первым делом эгоистично спрашивают, насколько это выгодно с точки зрения приобретения новых членов. Хотя миссионерскую деятельность более правомерно рассматривать как жертвенное служение по примеру Христа. К сожалению, у многих церквей остались лишь проблески воспоминаний об истинной христианской миссионерской деятельности в своем городе.

Фаза пятая – формирование долгосрочных, объединенных миссионерских структур. Мы установили, что для миссии Христа в городах необходимы три таких организации. Если отсутствует хотя бы одна из трех структур, миссия Христа в городе вряд ли будет выполнена.

1. Совет городского служения, который собирается один

или два раза в год, состоящий из конференционных администраторов и пасторов, чтобы продолжить разрабатывать общее видение и время от времени ставить новые цели.

2. Евангельский координационный комитет, который наблюдает за выполнением графика евангельских кампаний, запланированных конференциями и пасторами, планирует совместную рекламу, когда это осуществимо, проводит обучение евангелистов из рядовых членов церкви и дает рекомендации конференциям по поводу создания церквей. Собирается раз в квартал или реже.

3. Религиозное гуманитарное агентство, которое действует от имени

Адвентистской церкви. Его задача – установить хорошие отношения с общественными руководителями и СМИ, найти средства из внешних источников на волонтерские программы, нанять компетентного директора, организовать пресс-центр Адвентистской церкви и ресурсный центр, чтобы помочь поместным церквам добиваться успеха в работе с людьми, проживающими в тех районах, где расположена церковь. Для управления агентством ежемесячно собирается небольшой совет.

В тех частях мира, где вся городская территория полностью находится в юрисдикции одной местной конференции, некоторые из этих функций можно было бы передать уже существующим конференционным структурам. Но этого недостаточно, если в конференцию входит более одного города или значительное количество церквей в маленьких областных городках и сельских районах. Должны существовать структуры, сконцентрированные на миссии, которую Бог определил Своей церкви в городе, иначе церковь просто несерьезно относится к этой миссии.

Довольно значительным элементом этих структур в больших городах США и многих других странах является возможность совместной деятельности для основных этнических групп. Не раз обсуждались проблемы расового и этнического разделения в американском обществе и их воздействие на Адвентистскую церковь. Ничто так не способствует налаживанию взаимопонимания между различными этническими группами и истинной социальной справедливости в рамках деноминации, как возможность для пасторов и руководителей из рядовых членов церкви из разных этнических групп работать вместе. Особенно в тех случаях, когда они вместе служат нуждающимся за пределами Адвентистской общины. Часто неловко и мало результативно просто посадить людей и сказать им: «Вы должны поговорить о ваших различиях». Гораздо более продуктивно создать условия для сотрудничества, тогда между людьми, объединенными общими задачами, диалог развивается естественно, на неформальном, личном уровне. Хотя бы по одной этой причине адвентистские церкви в США должны работать вместе в инициативах городского служения.

Результаты городских инициатив

Полный процесс, описанный мною выше, был разработан в четырех крупных городах. Существуют менее крупные экспериментальные проекты в других городах, включая некоторые маленькие города. В результате мы имеем в этих городах 20 организаций, объединяющих миссионеров отечества, почти 1000 крещеных после публичных евангельских кампаний, как минимум восемь новых общин и более двадцати недавно начавшихся новых общественных служений. Труднее оценить влияние, оказанное на общественное сознание. Но о том, что сдвиг произошел, можно судить по некоторым беспрецедентным, даже эффектным событиям.

Одно из этих событий – грандиозный концерт “Live 8”, состоявшийся в июле 2005 года, на котором выступили популярные музыканты, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам нищеты и СПИДа, СМИ назвали «крупнейшим событием в мировой истории». Концерт транслировался по спутниковому каналу связи в прямом эфире с концертных площадок, расположенных в 10 городах мира. Он был специально организован во время саммита Большой восьмерки (G8), чтобы привлечь внимание мировых лидеров, убедить их списать долги беднейшим странам Африки и Азии. Среди 10 городов-участников единственным американским городом была Филадельфия. Ключевую и очень заметную роль в организации концерта в Филадельфии сыграли адвентисты.

Рядом с концертной площадкой адвентисты установили огромный передвижной медицинский пункт, где была возможность бесплатно измерить кровяное давление, уровень ожирения, глюкозы и сделать анализ на СПИД. Акция проходила в рамках городского служения Адвентистской церкви, которая была единственной организацией, предоставляющей возможность медицинского обследования во время «Live 8». Рядом раздавали две вещи, предохраняющие от теплового удара в нестерпимо жаркие летние выходные: маленькие ручные электрические вентиляторы и специальные одеяла от перегревания для грудных детей и малышей. Их получили тысячи зрителей, которые пришли на концерт. Литературные евангелисты раздали более 20 000 книг, включая книги о здоровье и буклет под названием «Разорванные цепи», посвященный духовным нуждам.

Ручные вентиляторы пользовались огромной популярностью, их можно было увидеть по телевидению, когда камеры показывали толпы народа в Филадельфии. Среди сотен людей, воспользовавшихся возможностью пройти медицинское обследование, была пара, собирающаяся пожениться, и много бездомных. В акции приняли участие 120 добровольцев из церквей конференции Алегхени Ист и Пенсильвании. Координатором проекта был Уильям Холл, старший пастор Северной церкви Адвентистов Седьмого Дня в Филадельфии, при поддержке Минни МакНил, председателя совета, и Рона Уайли, исполнительного директора Адвентистского Гуманитарного Ресурсного Центра агентства городского служения в Филадельфии.

Другой пример. «Балтиморские Адвентистские Общественные Службы» (БАОС) стало ведущим агентством на «Национальном Дне Молодежного Служения», ежегодном событии, учрежденном коалицией 166 некоммерческих организаций в Америке и 116 стран мира. БАОС – агентство городского служения в городах, последние пару лет оно мобилизует для волонтерского служения сотни молодых людей в городе и его пригородах. Ребят находили в государственных школах и секулярных организациях, а также в церквях, в том числе адвентистских. Акция проходила в апреле, в выходные дни, когда отмечается международный день молодежи. В США это событие спонсирует Государственная Фермерская страховая компания.

Пастор Дэриэл Хой, исполнительный директор БАОС, давала интервью вместе с другими, хорошо известными общественными руководителями, которых каждый год приглашают на телевидение, радио и в газеты. Агентство БАОС стало партнером мэра, когда Балтимор принимал большую группу беженцев из Нового Орлеана, пострадавших от последствий урагана «Катрина». Адвентисты вместе с другими общественными организациями помогали расселять людей. Она цитирует данные опроса, где говорится, что «73% американской молодежи верят, что могут как-то улучшить жизнь в своем районе». Там говорится также, что «молодежь, которая становится добровольцами, на 50% менее склонна употреблять наркотики, алкоголь, сигареты, или буйно вести себя; она склонна хорошо учиться в школе, закончить ее, принимать участие в голосовании и быть филантропами» в будущем. Дэриел известна в городе, где уделяется большое внимание публичным школам и профилактике преступности среди несовершеннолетних, тем, что часто выступает от лица молодежи и Адвентистской миссии. Она одна из самых эффективным оратором. В предновогоднюю неделю 2007 года тысячи молодых адвентистов приехали в Балтимор со всей страны, чтобы принять участие в публичном свидетельстве.

Третий пример. То, что произошло в Питсбурге 11 декабря 2006 года, представляет собой еще более замечательное событие, хотя и меньшее по размаху. Районный совет в Карнеги, внутреннем пригороде, собрался тем вечером, чтобы решить дать ли Адвентистским Общественным Службам Питсбурга с его пригородами разрешение на здание, которое они арендовали на Мэйн Стрит. Карнеги – крупнейший из созвездия семи городов в Чартис Вэлли с населением 90 000 человек, и до недавнего времени здесь никогда не было из адвентистов. В Питсбурге, одном 25 крупнейших городов Америки, меньше всего адвентистов, южный район центрального округа до сего дня не был охвачен.

Адвентисты пришли в этот город два года назад, чтобы помочь пострадавшим от разрушительного наводнения, оставившего многие семьи без крыши над головой. Государственные власти попросили организацию «Отклик при бедствии» (АОС) прислать группу добровольцев, а три недели спустя, когда добровольцам пришло время разъезжаться по домам, местные общественные руководители попросили, чтобы они остались еще на некоторое время. После того, как отъезд пришлось отложить еще пару раз по просьбе местных властей, руководящий комитет Питсбургской городской инициативы увидел возможность для адвентистов закрепиться в этом городе, и Конференция Пенсильвании быстро нашла молодого пастора, Эндрю Кларка, который прошел подготовку в городском служении в Коламбиа Юнион Колледже. Пастор Кларк приехал в Питсбург для постоянной работы.

Кларк со своей маленькой группой помогали семьям, пострадавшим от наводнения, содержали банк мебели, делали ремонт и реставрацию домов, а также занимались с молодежью, приглашая молодых людей принять участие в интересных семинарах и ряде других служений. Агентству общественного служения, которым руководил пастор Кларк, временно предоставили бесплатное место в торговом центре. Но оттуда однажды пришлось уехать, и группа начала искать новое, постоянное место. По разным причинам, включая сопротивление со стороны городского совета, помещение никак не находилось.

Тем вечером в декабре, когда группа собралась для молитвы, они почувствовали, что в поисках наступил поворотный момент: либо они что-то найдут, либо откажутся от всей затеи. Из предварительных личных разговоров с большинством членов совета Кларк понял, что они будут голосовать против выдачи разрешения на здание. И все же он надеялся, ведь это была Божья работа. И поэтому рассказал ряду знакомых в городе, что агентство нуждается в поддержке.

В тот вечер на заседание городского совета пришло более двухсот местных жителей. Возможно, это был самый многолюдное заседание в истории города. Один за другим пасторы других деноминаций, деловые руководители и хорошо известные местные фигуры подходили к микрофону с одним и тем же сообщением: дайте адвентистам разрешение. Они нужны нам в нашем городе! (Вы можете найти отрывки этих выступлений в коротком документальном фильме на U-tube в интернете.) В конце совет почти единогласно, с одним воздержавшимся, проголосовал за выдачу разрешения. «Я не собирался голосовать за это, – сказал один член совета, – но у них такая поддержка! Как я могу быть против?»

Несмотря на значительный прорыв и солидные результаты, общее число неохваченных городов, малая видимость и недостаток вовлеченности все еще остаются неизменными. Восемь лет, в течение которых проводятся Городские инициативы, только начало. Миссионерские структуры готовы начать работать над постановкой и достижением больших целей в этих городах, в то время как в других городах все еще ничего не делается. Нужно вложить большие ресурсы, чтобы добиться таких результатов, которых хочет достичь Бог, но у нас все же есть эта ценная сила – миссионеры отечества. Не забывайте, что эти работники городских служений – миссионеры, такие же, как те, которые несут служение в аграрной Новой Гвинее или на Амазонке. Они часто чувствуют себя одинокими и подавленными. Они работают с очень ограниченными ресурсами. Каждый день они решают проблему, как возвысить адвентистскую весть в преимущественно секулярном мире. Они могут добиться успеха лишь в том случае, если вы и я будем за них молиться и поддерживать их.

Более того, есть новое поколение молодых адвентистов, которые хотят ехать в большие города мира и создавать церкви, начинать проекты общественных служений и возвысить Божью весть, чтобы она была услышана в этих секулярных центрах. Тот опыт, который был приобретен в этих инициативах, переработанный в соответствии с местными реалиями, должен широко применяться в мире, и новые поколения нужно побуждать решать те проблемы, которые не удалось решить моему поколению.

Московский пример

Все больше и больше адвентистских руководителей во всем мире осознают необходимость перестроить нашу деноминационную структуру в соответствии с нуждами городской миссии. Существующая в настоящее время структура, фактически, во многих случаях препятствует евангелизации городов. Она придает большее значение внутренним проблемам, чем миссии Христа.

В начале 2003 года руководители церкви в России и Украине создали отдельную миссию (подобно конференции) для Москвы и для Киева. Целью такой реорганизации было «улучшить служение церкви в главных городских центрах», сообщило Адвентистское агентство новостей (ААН). Руководители деноминации «надеются, что этот ход воодушевит членов церкви на то, чтобы не бояться столкнуться с трудностями евангелизма в окружении секулярного города», заявил Валерий Иванов, директор Отдела общественных связей Евро-Азиатского Дивизиона. «У нас в Москве 4000 адвентистов, а население – около 11 миллионов…. Это значит, адвентистов можно сравнить с несколькими песчинками в океане. Многие, возможно, никогда так и не встретятся с адвентистом» (ААН, 21 января, 2003 года).

«Социум больших мегалополисов сильно отличается от сообщества небольших городов. Весь день жители мегаполиса получают непрекращающийся поток информации из СМИ, как хорошей, так и плохой. Ускоренный темп жизнь – они проводят много времени по дороге на работу. Им доступно огромное разнообразие развлечений». Городская миссия смогла бы «сконцентрироваться на практических служениях, предназначенных для того, чтобы удовлетворить нужды разных групп городских жителей».

Иванов подчеркнул те же проблемы в создании церквей в российских городах, какие существует в Северной Америке. «Церкви и члены имеют тенденцию скапливаться всего в нескольких районах больших городов. Одной из целей Московской Миссии будет создание церквей в неосвоенных районах. Простые люди не тратят час и более того на поездку в церковь. Нам нужно присутствовать в каждом районе, чтобы мы могли встречать людей там, где они живут».

В 2001 году общины Мехико был объединены в отдельную конференцию – Городскую Конференцию Мехико. В 2005 году город Гватемала сделал то же самое, а в 1999 году то же произошло в крупнейшем городе Чили. Почему другие мировые дивизионные и унионные конференции так медлят и не видят, что структура должна зависеть от миссии, а не от внутренних интересов деноминации? Есть широкое разнообразие структур, которые могли бы сделать так, чтобы деноминационная организация соответствовала миссии в метрополиях, если бы это действительно было приоритетом для руководителей и принимающих решение организаций. Наши эксперименты с Городскими Инициативами демонстрируют это, так же как и реорганизации, предпринятые в России, Украине и Латинской Америке.

Заключение

Если церковь не предпримет сознательных шагов, чтобы оказать значительное воздействие на города, она не только потеряет возможности для служения, но это также значит, что руководители деноминации несерьезно относятся к задаче донести до «каждой нации, племени, языка и народа» Трехангельскую весть. Как могут члены церкви серьезно воспринимать руководителей, когда они выходят за кафедру и проповедуют об «окончании работы», но не хотят предпринять необходимые шаги, чтобы донести весть до городов? Отсутствие стратегии для городов означает отсутствие миссионерской деятельности. Это ясно даже недавно крещеным подросткам.

В 2005 году на Сессии Генеральной Конференции в Сент-Луисе д-р Ян Полсен и другие сотрудники поставили четкие цели для всемирного поля: сконцентрироваться на главных городах и сделать Адвентистскую церковь более известной, принимая более активное участие в жизни общества. Руководство Генеральной Конференции постоянно поддерживает эти цели. Пришло время для исполнительного комитета каждой унионной и местной конференции воспользоваться информацией, предоставляемой экспериментами и исследованиями, и разработать специальную стратегию хотя бы для одного крупнейшего города на их территории.

Приложение.

Повестка городского саммита

Суббота

14.30 – 14.45 Регистрация и распределение по столам

14.45 – 15.35 ОТКРЫТИЕ ВСТРЕЧИ

Приветствие, знакомство, цель, формат, молитва

15.40 – 18.00 ТОЛКОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Предоставить информацию из исследования, проведенного прошлым летом, дать участникам время для изучения информации, направлять дискуссию по истолкованию информации и выводам.

18.00 – 18.30 Ужин

18.30 – 20.00 СБОР ИДЕЙ ДЛЯ ОБЩЕГО ВИДЕНИЯ

Дайте участникам время, чтобы написать о своих надеждах и чаяниях по поводу будущего Адвентистской миссии и служения в городе. Участники делятся идеями в своих рабочих группах, группы представляют свои наработки перед всем собранием. Редакторские группы сортируют идеи по категориям, записывают их на схемах и вывешивают на стене, чтобы все могли видеть.

Воскресенье

9.00 – 9.30 УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ ИДЕЙ ДЛЯ ОБЩЕГО ВИДЕНИЯ

Участники изучают все идеи, вывешенные на стене, и на больших листах на стене или отдельных листках записывают приоритетные пункты. Выбранные идеи подсчитывают и классифицируют.

9.30 – 10.00 БРАНЧ (что-то среднее между завтраком и обедом)

10.00 – 11.00 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Группы превращают приоритетные идеи в специфические цели и записывают результаты.

11.00 –11.30 ВЫЗОВ ЗАПЛАНИРОВАННЫМ ПЕРЕМЕНАМ

Обсудите вызовы, которые бросает общество запланированным вами переменам, и решите, как будет справляться с этими вызовами Адвентистская миссия служения в городе.

11.30 – 12.30 ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ

Группы готовят черновики планов для каждого наблюдаемого результата (указателя «миль»).

12.30 – 12.55 ПОСВЯТИТЕ СЕБЯ ДЕЙСТВИЮ

Рекомендация руководящему комитету: обеспечить исполнение. Назначение руководящего комитета. Выступление каждого президента конференции. Время молитвы.

12.55 – 13.00 ЗАКРЫТИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ