Приложение

Личное участие Елены Г. Уайт в служении благотворительности

[Хотя на протяжении всей жизни сестра Уайт никогда не забывала о нуждах окружавших ее людей, были времена, когда она чувствовала эти нужды особенно остро. Мы не пытаемся дать полный отчет о ее деятельности, скорее это некоторые типичные случаи, которые она потрудилась записать в своих дневниках или письмах. Эти выдержки отражают широкие масштабы ее благотворительного служения с акцентом на двух периодах в жизни сестры Уайт — раннего и позднего.

В выдержках из дневника 1859 года Елена Уайт предстает перед нами 31-летней матерью троих детей, на которую возложены все обязанности по дому в дополнение к писательскому труду, поездкам и проповедованию. При этом ей удавалось помогать окружающим, оказавшимся в беде или нужде. Второй из упомянутых периодов — 90-е годы XIX века, когда сестра Уайт находилась в Австралии. Это был период жестокого и продолжительного кризиса, когда трудности осаждали сестру Уайт со всех сторон. Помимо прочего читатель найдет целый ряд утверждений, которые помогут проследить общее направление ее социального служения на протяжении всей ее жизни.

Читатель, несомненно, заметит, что выдержки из дневников Елены Уайт записаны в сжатом, порой даже обрывистом дневниковом стиле. Нельзя не отметить также, что чисто биографический материал, освещающий ежедневную деятельность Елены Уайт, не содержит непосредственных наставлений для Церкви, а потому не может считаться авторитетным свидетельством. То же относится и к биографическим свидетельствам, почерпнутым из ее писем. Тем не менее, личный пример Елены Уайт придает убедительность ее указаниям.

Сердечное бремя Елены Уайт, острое осознание возложенной на нее ответственности, понимание необходимости служения страждущим и нуждающимся, ее искреннее стремление помочь окружающим, несмотря на недостаток средств, должны вдохновить каждого адвентиста седьмого дня на более активное участие вСлужении благотворительности. — Составители.]

Елена Уайт получает наставление стать примером. — После замужества я получила наставление о том, что мне надлежит проявлять особое участие к детям, потерявшим родителей, и что некоторых из них нужно взять под опеку на некоторое время, а потом найти для них постоянную семью. Таким образом я буду подавать пример другим, как следует поступать.

Хотя мне приходилось много путешествовать и много писать, я взяла на попечение детей от трех до пяти лет и стала воспитывать их и готовить к ответственному служению. Время от времени я брала к себе в дом мальчиков от десяти до шестнадцати лет, окружая их материнской заботой и готовя их к служению1. Я считала своим долгом представить нашему народу то служение, которое должно совершаться в каждой церкви.

Будучи в Австралии, я продолжала ту же работу, принимая детей и сирот, оказавшихся пред лицом искушений, способных погубить их души. — Ревью энд Геральд, 26 июля 1906 г.

Примечание.

1 В нашем распоряжении есть свидетельства двух служителей, проведших в юности не один месяц в доме Елены Уайт: «Сестра Уайт была не только доброй советчицей для своего мужа, оберегавшей его от ошибок, которые могли нанести вред делу, но в своей личной жизни она стремилась тщательно соблюдать все, чему учила других. Например, в своих публичных выступлениях она часто говорила о необходимости заботиться о вдовах и сиротах, отсылая своих слушателей к Ис. 58:7—10. Она подкрепляла эти увещевания своим собственным примером, принимая у себя в доме нуждающихся в крове, пище и одежде. Я очень хорошо помню, как одно время у нее в семье жили мальчик и девочка, а также вдова и две ее дочери. Более того, мне известно, что она раздала бедным новую одежду на сотни долларов, купленную ею специально для этой цели». — Дж. О. Корлисс, Ревью энд Геральд, 30 августа 1923 г.

«Пастор Уайт всегда был настоящим филантропом. Он всегда жил в большом доме, но в нем никогда не было пустующих комнат. Хотя его собственная семья была весьма немногочисленной, дом всегда был заполнен вдовами и их детьми, бедными друзьями и братьями-служителями, а также теми, кто нуждался в крове. Его сердце и кошелек всегда были открыты, и он с готовностью помогал тем, кто в этом нуждался. Определенно, он являет собой достойнейший пример для нашей Церкви, пример великодушия и щедрости духа». — Медик-миссионер, февраль 1894 г.

Елена Уайт и ее дела милосердия

(Выдержки из дневника Е. Уайт за 1859 г.)

2 января, воскресенье. — Ко мне пришла сестра Августа Бонс, чтобы помочь приготовиться к очередной поездке. Она сшила пальто для Эдсона. Он поедет с нами. Мы пытались утешить Августу. Она разочарована и подавлена, ее здоровье подорвано, и ей не на кого положиться. Она сложила оружие и опустила щит веры. Пусть Господь укрепит ее слабые руки и утвердит трясущиеся колени. Я передала сестре Ирвинг теплое пальто и платье, а также другие вещи, чтобы она их перешила на себя.

3 января, понедельник. — Побывала в офисе. Зашла к брату Лафборо и к своей сестре. Написала длинное письмо доктору Нараморесу, а потом поужинала с сестрой. Побеседовала с отцом и матерью. После ужина снова поехала в офис и написала письмо семье брата Ортона. Написала также и семье брата Хоуланда и сестре Эшли, а также семье брата Коллина. Заплатила вдове Крэнсон доллар за пару рубашек. Заплатила сестре Бонс доллар за пальто. Она не хотела брать, но я настояла на своем. Она бедна и больна. Да сжалится над ней Господь и позаботится о ней. Иисус сказал: «Нищих всегда имеете с собою». Да избавит нас Господь от себялюбия и поможет нам заботиться о ближних и облегчать их участь.

6 января, четверг. — Сделала шапку для Эдсона и накидку. К вечеру очень устала. Отдала Агнессе поношенное платье для ее матери. Они бедны. Муж и отец больны. В этом году у них неурожай. Нужно купить продукты, а не на что. Агнесса — их главная опора. Ей всего семнадцать лет. У них в доме четверо детей. Если церковь не позаботится о них, они будут голодать. Да смилуется Господь над нуждающимися и да вложит в сердца своих детей желание служить им щедрой рукой.

3 февраля, четверг.— Весь день чувствую себя очень плохо, сильно болит голова. У нас в доме Генри Пирс из Монтерея. Отправила сестре Леандре Джонс кое-какие вещи для детей, а Дженни послала ей свою лучшую шляпку. Да поможет нам Господь видеть нужды бедных и да наделит нас сердцем, готовым помогать им.

28 февраля, понедельник. — Приехала Мэри Лафборо, осталась у нас на ужин. У нее заболел малыш. Поехала к сестре Ратель. У нас была очень приятная беседа. Ее девочка была одета в старое порванное белое платье. Это самое лучшее, что у нее есть, за исключением того, что она хранит на выход. Она говорила о своих детях, умерших два года назад. Она уже не хочет, чтобы они вернулись к ней. Семья очень бедная. Старшая дочка очень дорожит Библией, которую я ей подарила. Читает ее в слух родителям. Здоровье у сестры Ратель очень слабое. Сегодня у нее шла горлом кровь. Боюсь, она уже не долго пробудет с семьей. Она пытается поступать правильно. Муж ее бедный, нечестивый человек, подверженный страстям, и она много страдает. Да поддержит ее Господь. Она просила нас молиться, чтобы Господь помог ей всегда поступать правильно.

1 марта, вторник. — Ходила в офис. Зашла к сестре Саре и матери. Сара дала мне маленькое платье и две юбки для дочки сестры Ратель. На обратном пути зашла к Авроре Локвуд. Замечательно с ней побеседовали. Она замечательная сестра, любимая Богом и весьма уважаемая всей церковью.

Съездила в город и купила кое-какие вещи. Купила маленькое платье для дочки сестры Ратель. Зашла в офис, помогла там немного, а потом пошла домой ужинать. Отправила сестре Ратель вещи. Мэри Лафборо послала ей еще одно платье, так что ей пока хватит. О, если бы все познали радость благотворения бедным, помощи и служения ближним. Господи, открой мое сердце, чтобы я могла делать все, что в моих силах, чтобы облегчить участь моих ближних. «Помоги мне проникнутся горестями брата моего».

8 марта, вторник. — Сегодня не самый легкий день в моей жизни. У меня сильно болит левое плечо и легкое. Чувствую себя подавленно. Брат Джон Андрюс уезжает сегодня. Приходил навестить нас. Хорошо поговорили. Собрала для него кое-какие вещи, чтобы он взял их домой. Отослала Ангелине новое коленкоровое платье, девять шиллингов и добротную пару кожаных ботинок. Отец пообещал справить брату Андрюсу пару ботинок и пару сапог. Я отправила его маленькому сыну красивую фланелевую рубашку и пряжу на пару носков. Отправила сестре Андрюс большую красивую накидку, она ей будет в пору. Все это я связал в узел. Написала небольшое письмо сестре Мэри Чейз, записала для нее рецепт, который мне дал Джон.

10 марта, четверг. Прогулялась в город и обратно. Сильно устала. Купила Джону Ф. пару брюк. После обеда заходила сестра Ирвинг…

На протяжении десяти недель ее дочь жила у нас, и мы платили ей девять шиллингов в неделю. Все эти деньги, кроме одного доллара, она отдавала своей матери. Сама она одета очень плохо, однако не тратит на себя ничего. Она беззаветно служит родителям. Это самая трогательная сцена, которую я когда-либо наблюдала. Нежелание матери брать деньги, заработанные ее дочерью, хотя они так необходимы, и то, с какой радостью дочь помогает своим бедным больным родителям. И мать, и дочь плакали, и мы плакали вместе с ними. Мы немного помогли им. Заплатили половину стоимости за ботинки для младшего брата. Один доллар. Я заплатила доллар пятьдесят за пару туфель для матери. Муж дал ей один доллар. Генри дал десять центов, Эдсон десять центов и маленький Вилли тоже. Муж дал еще двадцать пять центов, чтобы купить что-нибудь для больных. Еще мы дали им много ношеной одежды, чтобы они ее перешили.

21 апреля, четверг. —Написала письмо Дэниэлу Бордо. Сегодня утром некоторые из наших верующих проявили сострадание к семье брата Бенедикта. Мы тоже послали им в помощь немного денег, примерно семь долларов. Купили кое-что из еды и отнесли им. Брат и сестра Бенедикт были у нас весь день. Беседа была очень интересной и приятной. Ко мне приходила повидаться мама, что меня очень обрадовало.

Многолетнее благотворительное служение

Просьба о помощи. — Дорогие братья и сестры! Фонд помощи бедным, состоящий из одежды и тому подобного, практически исчерпан. Поскольку число обращающихся к нам неимущих постоянно растет, я подумала, что было бы неплохо, если бы те из вас, у кого есть лишняя одежда, постельные принадлежности или какие-то деньги, отослали их в адрес фонда незамедлительно. Мы надеемся, что с этим не возникнет задержек, ибо мы будем помогать нуждающимся по мере поступления вещей. Направляйте ваши пожертвования брату Урии Смиту или мне. — Ревью энд Геральд, 30 октября 1860 г.

Джеймс и Елена Уайт сочетали молитву и труд.— Когда у нас еще не было санаториев, мы с мужем уже начали заниматься медицинской миссионерской работой. Мы приводили домой людей, от которых отказались врачи, оставив их умирать. Когда мы не знали, что с ними делать, мы ревностно молились Богу и Он всегда посылал Свои благословения. Он могущественный Целитель, и Он трудился вместе с нами. У нас не было ни времени, ни возможности получить хоть какое-то медицинское образование, но нам сопутствовал успех, когда мы продвигались вперед в страхе Божьем и искали Его мудрости на каждом шагу. Это придавало нам смелости в Господе.

Так мы сочетали молитву и труд. Мы использовали простые приемы гидротерапии, а затем старались обратить взор пациентов на Великого Врача. Мы рассказывали им о том, что Он может для них сделать. Если мы сможем вдохновить пациентов надеждой, это послужит им ко благу. Мы хотим, чтобы все, совершающие какую-либо работу в наших санаториях, во всем полагались на силу Безграничного. Мы верим в Него и в силу Его слова. Когда мы делаем все возможное для помощи больным, мы можем просить Его быть с нами, дабы нам увидеть Его спасение. Слишком мало мы доверяем силе руки, управляющей всем миром. — Рукопись 49, 1908 г.

Служение от дома к дому. — Когда у нас еще не было санаториев, мы с мужем шли от дома к дому, оказывая людям медицинскую помощь. По Божьему благословению мы спасли жизнь многим страдальцам. — Письмо 45, 1903 г.

Сострадание к нуждающейся вдове. —Что касается Нелли Л., то вы знаете, что она вдова и на руках у нее трое детей. Кроме того, она стремится получить образование, чтобы работать в детском саду, где ее собственные дети постоянно могли бы быть с ней. Давайте же не будем равнодушно взирать на то, как борется эта бедная душа за жизнь, жертвуя своим здоровьем ради этой цели. Я подумала о щедрых дарах, которые были принесены новобрачным в Окленде. Как было бы хорошо, если бы эти друзья потратили свои средства на благо этой вдовы и ее сирот, которые заслуживают их внимания и сострадания. Разве такие случаи не обязывают нас к действию?

Я помогу Нелли сотней долларов, если вы сделаете то же самое. 200 долларов станут для нее огромным и весьма своевременным благословением. Готовы ли вы сделать это ради Христа? Сможете ли вы и других уговорить помочь ей начать новую жизнь? Не стоит ждать, пока Нелли окончательно измучается под бременем тревог и забот и падет в борьбе, оставив детей без надежды, круглыми сиротами, нуждающимися в заботе чужих людей.

Сто долларов не станет для вас большим ущербом, но явится огромным благословением для нее. Сделаете ли вы это? Давайте принесем эти пожертвования, чтобы бремя долгов не довлело над этой женщиной, оказавшейся в столь незавидном положении. Если вы захотите поучаствовать в этом, пожалуйста, отправьте на мое имя в редакцию «Знамений времени» сто долларов для Нелли Л. Давайте поучаствуем в этом деле, и Господь благословит нас. Я знаю, что она сделает все возможное, чтобы стать независимой финансово.

Батл-Крик, Мичиган, 28 марта 1889 г.

Брат Джонс:

Пожалуйста, выплатите на имя _____ сто долларов в качестве дара от Господа, сделавшего меня распорядителем Его средств.

Елена Уайт (Письмо 28, 1889 г.)

Почин в Австралии

Служение благотворительности побеждает предубеждение. — Когда мы были в Австралии, с нами произошло много интересного. Мы стояли у самых истоков нашего учебного заведения: жили в палатках в эвкалиптовом лесу, пока там валили деревья, расчищали площадку и возводили здание.

Предубеждение по отношению к нам среди местных жителей было побеждено благодаря медицинской миссионерской работе, которую мы совершали. Ближайший врач жил в двадцати милях от нас. Я сказала братьям, что мой секретарь, медсестра по специальности, которая трудилась со мной на протяжении двадцати лет, будет помогать больным всякий раз, когда ее позовут. Мы превратили свой дом в лечебницу. Наша медсестра успешно лечила некоторые наиболее сложные случаи, от которых отказались врачи, посчитав их неизлечимыми. Этот труд принес свои плоды. Подозрительность и предубеждение исчезли. Мы завоевали сердца людей, и многие из них приняли истину. Когда мы только прибыли туда, необходимо было все тщательно запирать из опасения воров. Но нас обокрали только однажды, да и то в самом начале. Теперь эти люди стали законопослушным, и никто не боится краж. — Рукопись 126, 1902 г.

Неподдельный интерес к людям. — Мы старались проявлять неподдельный интерес к людям. Если нам попадался человек по пути на станцию, расположенную в четырех с половиной милях от нас, мы с радостью подвозили его в своей повозке. Мы трудолюбиво обрабатывали землю и побуждали своих соседей заниматься земледелием и садоводством, чтобы и у них были собственные овощи и фрукты. Мы учили их, как подготавливать почву, что сажать и как заботиться о растущих растениях. Вскоре они стали понимать, насколько это замечательно — обеспечивать себя самим. Мы осознали, что Христос проявлял неподдельный интерес к людям, когда жил на этой земле. Куда бы Он ни шел, везде Он совершал служение медика-миссионера. Мы должны ходить, благотворя, как это делал Он. Нам дано наставление кормить голодных и одевать нагих, исцелять больных и утешать плачущих. — Рукопись 126, 1902 г.

Экономить, чтобы оставалось на помощь ближним. — Мы экономим на всем, постоянно думая, как лучше употребить каждый пенни… Снова и снова мы чиним свою одежду, расшивая и подшивая ее, чтобы она прослужила немного дольше, а мы смогли помочь одеться тем, кто нуждается больше нас. Один из наших братьев в Ормондвилле, умелый плотник, не мог принять крещение, потому что у него было перемены одежд. Когда он получил дешевый костюм, он не знал, как нас благодарить, потому что теперь он мог пройти через обряд крещения. — Письмо 89а, 1894 г.

Новый прочный материал, закупленный для служения вспомоществования. — Некоторые из наших верующих говорят мне: «Раздайте свою старую одежду, этим вы поможете бедным». Но если я отдам одежду, которую я латала и расшивала, люди не найдут среди моих вещей ничего, что смогли бы использовать. Я покупаю для них новый, крепкий и прочный материал. Я была на фабриках, где производят твидовую одежду, и приобрела там кое-какие остатки, которые хотя и не без брака, но зато дешевы и могут принести немалую пользу тем, кому мы их отдаем. Сама я могу носить старую одежду, пока она совсем не износится. Для вашего дяди я купила замечательную ткань для брюк и пиджака, и теперь у него есть приличная одежда. Вот так я могу обеспечить многодетные семьи крепкой и ноской одеждой, которую родители не могут себе позволить. — Письмо 89а, 1894 г.

Приобретение дров у нуждающихся фермеров.— Бедность настолько распространена в колониях, что многие смотрят в лицо голоду, и что самое странное — фермеры поразительно беспомощны и не могут придумать, как с пользой употребить свое время и средства… Мы приобретаем у наших собратьев-фермеров дрова, стараясь занять работой их детей. Но чтобы помочь семьям избежать голода, нам нужен большой благотворительный фонд. В нашей помощи нуждаются не бродяги и не нищие, а люди, зарабатывавшие в лучшие времена двадцать, а то и все сорок долларов в неделю… Я поделилась своими домашними запасами с такими семьями, для чего мне порой приходилось проделывать по одиннадцать миль туда и обратно. — Письмо 89а, 1894 г.

Беспокойство о нуждающемся студенте. — Спросите, пожалуйста, брата Н. о том, какая одежда ему необходима, приобретите эту одежду для него и вышлите счет мне. Он не получил свой багаж, поэтому я боюсь, что он страдает от недостатка самого необходимого. — Письмо 100, 1903 г.

Помощь служителю, страдающему от недуга. — Брат и сестра А. работали в Ормондвилле, расположенном примерно в сотне миль отсюда, и труд их был не бесплоден… Я встретила его в Напье, и он сказал мне, что именно я направила его в школу в Хелдсбурге, заплатив за его обучение. Я была так счастлива увидеть результаты этого вложения средств.

Мы направили брата А. в наш медицинский центр в Сент-Хелен… Он — великий страдалец. Я потратила на это дело 300 долларов, и хотя наше служение нуждается в каждом долларе, я абсолютно уверена, что не зря потратила деньги. Это именно та ситуация, в которой те, кто любят и боятся Бога, должны проявить сострадание, помня, что Христос отождествляет Себя со страдающим человечеством. — Письма 79 и 33, 1893 г.

Елена Уайт борется с трудным положением, в котором оказались ее собратья.— Семья брата М. — трудолюбивые люди, не брезгующие никакой работой. Нельзя допустить, чтобы они лишились пищи и одежды и впали в уныние. Они куплены, куплены кровью Христа и многоценны в глазах Божьих. Живя в этой стране, мы будем по-прежнему помогать бедным и угнетенным, насколько это в наших силах. Брат М. отягощен долгами за оплату жилья. Я заплатила проценты за последний квартал, что составило 7 фунтов. Я ничего не жду взамен, но я не могу допустить, чтобы эту семью выбросили на улицу… Мы молимся, чтобы Господь сделал что-то для этой дорогой семьи.

Мы изо всех сил стараемся уяснить для себя, в чем состоит наш долг перед всеми этими страдальцами. Так много семей не имеют работы, а значит, у них нет крыши над головой, они голодают, терпят лишения и пребывают в подавленном состоянии. Я не вижу иного пути, как только помочь этим бедным душам в их великой нужде, и так я и сделаю, если будет на то Божья воля, в чем я ничуть не сомневаюсь. Ибо слово Его верно, пребывает ввек, и его не могут переменить всякого рода человеческими ухищрения.

Мы должны помогать нуждающимся и угнетенным, иначе сатана вырвет их из наших рук, из наших рядов, и заставит их своими искушениями встать под его знамена. — Письмо 42, 1894 г.

Закупки продуктов и одежды для бедных. — Сегодня я еду в Сидней на ежегодную распродажу, чтобы приобрести кое-какие вещи. Торговцы устраивают ее, чтобы избавиться от лежалых товаров. Бедные вокруг нас страдают от недостатка пищи и одежды, которую я могу приобрести в это время по весьма выгодным ценам. Мы экономим, насколько это возможно, и для этого у нас достаточно оснований…Среди наших собратьев много бедных людей, отягощенных недостатком пищи и одежды. Всех наших средств едва хватит на то, чтобы восполнить нужды тех, кого мы знаем. Иисус говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Как драгоценны эти слова утешения для бедных! — Письмо 39, 1895 г.

Организация благотворительного общества. — В воскресенье у нас был напряженный день, потому что мы планировали нашу работу для самых-самых бедных, а также приступили к воплощению некоторых наших планов, призванных немного разгрузить меня и мою семью, ибо до сей поры вся тяжесть этой работы лежала исключительно на нас. Сестра К., достойная женщина, прикована к постели ишиасом. У нее на руках 13-летний сын и ее престарелая мать — инвалид, не имеющая никаких средств к существованию. Мать получает помощь от своих сыновей, которые покрывают ее арендную плату за дом, но времена нынче тяжкие, и это, по-видимому, все, что они могут сделать. Кроме того, у нас есть брат Р. со своей женой и четырьмя малыми детьми. Он бьется изо всех сил, чтобы содержать своих детей, но они постоянно нуждаются. За свои фрукты он получает совсем мало. Сейчас мы обходим членов церкви и разузнаем, не могли бы они помочь этим семьям старой одеждой. Сама я покупаю на распродажах хороший материал для них, а также снабжаю их продуктами.

Некоторые члены нашей семьи вчера были в благотворительной поездке, и уже кое-что сделали. Были собраны некоторые вещи. Мы помогаем восьми семьям всем, чем считаем нужным.

На этой неделе должно открыться благотворительное общество. Для начала его члены проверят и перешьют старую и новую одежду для нуждающихся. Вместе с членами своей семьи я сделала пожертвование в виде одежды и денег. Наша помощь не остается невостребованной. Нам не приходится разыскивать нуждающихся, они сами ищут нас. Мы все время сталкиваемся с нищетой; если мы хотим оставаться христианами, то нам нельзя проходить мимо таких людей, говоря: «Грейтесь и питайтесь», и не делая ничего, чтобы обогреть и накормить их. Господь Иисус говорит: «Нищих всегда имеете с собою». Это Божье наследие для нас. — Рукопись 4, 1895 г.

Помощь продуктами и одеждой. — Наша семья помогала бедным продуктами и одеждой, а вдовам и сиротам — продуктами, одеждой и деньгами. Это часть нашего христианского служения, которой нельзя пренебрегать. Христос сказал: «Нищих всегда имеете с собою», и в этой части Божьего виноградника таковых очень много. Благотворительность во всех ее формах предписана Божьим миссионерам в Священном Писании. Прочтите 2 Кор. 9. Как видите, наша работа состоит не только в проповедовании. Когда мы видим страдающих людей, мы должны помочь им в их земных нуждах. Так мы станем орудиями в руках Божьих…

Люди, посвятившие себя Господу, примут на себя Его иго и будут трудиться так, как трудился Он, всегда взирая на Христа в поисках мудрости и верного суждения в совершении своего поприща. Многие привносят в свое благотворительное служение излишнее рвение и необузданный нрав; они действуют импульсивно: они дают, кому вздумается, а на других, ничуть не менее достойных, взирают без всякого интереса, подобно священнику и левиту, и обходят их стороной с безразличием и пренебрежением. Священное Писание предписывает нам творить добро многообразно, но для этого необходимо благоразумие и тщательное размышление, чтобы понять, как помочь и оказать милость тем, кто в ней действительно нуждается. Лучше всего научить их помогать самим себе; открывать перед ними новые возможности, вместо того, чтобы давать им деньги; находить для них работу; проявлять рассудительность и стараться использовать средства таким образом, чтобы принести наибольшую пользу всем бедным — и теперь, и в будущем. — Письмо 31б, 1895 г.

Работа для нуждающихся семей. — Здесь было много людей, пребывавших в нужде и бедности. Мужчины, пытавшиеся служить Господу и хранить Его заповеди, не имели возможности обеспечить свои семьи пищей, и потому умоляли нас дать им хоть какую-нибудь работу. Мы наняли их, и они питались за нашим столом. Мы платили им достаточную зарплату, чтобы их семьи были сыты и хорошо одеты. Затем мы отпускали их на поиски другой работы. Некоторых из них нам приходилось снабжать из гардероба Вилли, чтобы им было в чем ходить на субботние собрания. — Письмо 33, 1897 г.

Обеспечивать людей работой, книгами и одеждой.— В этой стране истину принимают в основном люди из самых бедных слоев. Когда наступает зима, им очень нелегко содержать свои семьи. Я получила письмо от… одного человека, мастера по изготовлению повозок. Два года назад он пребывал в страшной нищете, и мы дали ему работу. Ему пришлось оставить семью, жену и пятерых детей в пригороде Сиднея и приехать сюда, в Куранбонг, за девяносто миль, чтобы получить работу. До этого он трудился вместе со своим братом, тоже каретным мастером.

Но когда он принял истину о субботе, он утратил свое положение и был вынужден работать за гроши, а в конечном итоге и вовсе остался без работы. Он умный, хорошо воспитанный человек, способный учитель субботней школы и искренний христианин. Он трудился до тех пор, пока у нас была для него работа, и уезжая он смиренно попросил нас, не могли бы мы дать ему несколько книг об истине для настоящего времени, поскольку у него ничего не было. Я дала ему книг примерно на шесть долларов. Он также спросил, нет ли у нас какой-нибудь изношенной одежды, чтобы его жена перешила ее для детей. Я собрала для него целую коробку вещей, за которые он был очень благодарен. — Письмо 113, 1897 г.

Как было предписано ей Господом. — Почему вы не обращаете внимание на положение таких людей, как брат N.? Он благородный христианин во всех смыслах этого слова. Он — человек по сердцу Божьему. Такие люди, как он, драгоценны в Его очах. Я его хорошо знаю.

Я не осталась равнодушной к тем обстоятельствам, в которых он оказался… Я решила предупредить его нужды и не доводить дело до того, чтобы ему пришлось умолять о работе. Будучи в Куранбонге, я старалась показать людям пример, как надлежит заботиться о нуждающихся. Я старалась поступать так, как показал мне Господь. — Письмо 105, 1902 г.

Благотворительное общество в доме Елены Уайт. — Вчера вечером у нас дома работало благотворительное общество. Мои сотрудницы, помогающие мне в подготовке статей для публикации, занимающиеся приготовлением пищи и пошивом одежды (всего их пятеро), сидели до полуночи, раскраивая ткани. Они пошили три пары брюк для детей из одного семейства. Две швейные машинки строчили до поздней ночи. Мне кажется, я никогда еще не видела более счастливых тружениц, чем эти девушки прошлым вечером.

Мы собрали для этой семьи котомку с одеждой, и это, пожалуй, все, что мы могли сделать. Заботиться об этой бедной семье поручено сестре К., и она теперь раскраивает для них одежду из материала, который мы ей дали. Кроме них есть еще несколько бедствующих семей. А теперь мы получили еще один запрос — помочь им с зимней одеждой. И так продолжается с тех пор, как мы приехали в эту страну. Конечно, мы не сможем не откликнуться на этот призыв и соберем для них коробку с одеждой. Я пишу вам это лишь для того, чтобы вы знали, что мы окружены нищетой. Жена этого рыбака должна принять крещение в будущую субботу. Евангелие проповедуется бедным. Люди, живущие здесь, практически не имеют земных благ. — Письмо 113, 1897 г.

Помощь больным и обездоленным. — Больные взывают к нам о помощи, и мы идем к ним, чтобы оказать ее. Сестра Макэнтерфер, моя помощница и медсестра по специальности, отправляется за многие мили, чтобы прописать им лекарства и оказать медицинскую помощь. Она достигла удивительных успехов. В Куранбонге нет ни одного врача, но мы скоро построим здесь больницу или санаторий, где можно будет заботиться о больных. В прошлом мы приводили их к себе домой и ухаживали за ними, потому что не могли позволить людям страдать, не делая ничего ради облегчения их участи…

Мы не берем платы за свои услуги, но нам нужна больница, весьма недорогая и оборудованная всем необходимым для лечения больных.

Такова работа Христа, и она должна стать нашей работой. Мы хотим неотступно следовать по стопам Учителя. Нам встречаются здравомыслящие люди, которые некогда занимали хорошее положение, но их настигла нищета. Мы даем им работу и платим деньги, облегчая тем самым их положение. Именно так мы должны поступать, чтобы исцелить духовные и телесные болезни. Христос — Великий Целитель души и тела.

Он провозгласил: «Нищих всегда имеете с собою». О, как бы я желала делать больше, чем делаю сейчас! Я молюсь, чтобы Господь укрепил меня, чтобы я могла исполнить все, что Он повелел мне исполнить. Вчера мы отправили коробку с вещами очень бедной, но благоразумной и трудолюбивой семье. Их отец — замечательный мастер, весьма умелый в изготовлении повозок. Он берется за любую работу. Это уже третья коробка с одеждой, которую мы ему отправили. Под влиянием этой семьи многие души приходят к истине, и в Сидней уже направляется брат Старр, чтобы крестить несколько новообращенных.

Я очень хочу, чтобы эта работа развивалась. Мы будем терпеливо трудиться, а Господь Сам будет обличать и обращать людей. Ни в коем случае нельзя пренебрегать бедными. Ведь Христос тоже был беден. Он знал, что такое нужда и лишения. Я направляю каждый доллар своего дохода в это дело… Нам следует трудиться, пока день, ибо приходит ночь, когда никто не может делать. — Письмо 111, 1898 г.

Медицинская миссионерская работа в окрестностях Куранбонга. — Сестра Сара Макэнтерфер вместе с братом Джеймсом, моим фермером, только что отбыли к брату К., который живет в шести милях к югу. Он принял истину после нашего приезда в Куранбонг…

Нас достигла весть о том, что наш возлюбленный брат сражен брюшным тифом. Господин Прингл — единственный в нашем селении человек, который знает, как лечить людей без медикаментов, однако шесть недель назад его позвали ухаживать за господином Б., который тоже слег с тифом. Он не отходил от него ни днем, ни ночью, а недавно вернулся совершенно изможденный. Поэтому он едва ли сможет ухаживать за братом К.

Сара и брат Джеймс отправились к нему, чтобы выяснить его состояние. Если его можно будет перевезти, они должны доставить его поближе к нам, даже если придется нести его на носилках. Мы не можем допустить, чтобы он умер, оставив жену и детей на милость тех, кто пожелает ее оказать…

21 марта. Сара только что возвратилась с хорошими новостями: брату К. уже лучше. У него был кризис, но господин Прингл, все-таки сумевший его посетить, нашел его в совершенно ином состоянии, чем господина Б. Брат К. — приверженец санитарной реформы, поэтому когда он получил интенсивное лечение, жар сразу же спал. Он очень ослаб, но не прикован к постели и может сам одеваться. Он жизнерадостен и счастлив в Господе. Сара говорит, что кукурузы, которую он выращивает, будет вполне достаточно, чтобы поддержать его семью. У них есть ручная мельница, которой они перемалывают зерна в тонкую муку. Из нее они пекут хлеб, потому что у них нет денег на пшеничную муку. Мы пошлем им немного такой муки. Мы уже делали это неоднократно. Мы просто учим людей, чтобы они могли помочь сами себе.

Брат К. такой человек, что не станет жить за чужой счет. Однако человек, купивший у него лодку, ничего ему не заплатил, потому как платить ему нечем. У. Уайт увидел его нужду и занял для него восемь фунтов у местного кузнеца, чтобы дать ему возможность начать новое дело. И все очень рады и поражены тем, как у него все задалось. Он расчистил и засеял сахарной и кормовой кукурузой около двенадцати акров. Сахарную кукурузу они будут употреблять сами, а кормовую продадут. Выращенные овощи помогают им держаться на плаву. Детишки работают с отцом как настоящие маленькие фермеры. Они такие усердные и полные рвения, что просто удивительно, когда смотришь, как радуются они возможности потрудиться. Им почти не с кем общаться, кроме членов собственной семьи, но это для них самая лучшая школа. — Письмо 48, 1899 г.

На первом месте — нуждающиеся члены церкви. — Есть семьи, утратившие социальное положение, которое они занимали по два десятка лет. Взять хотя бы одну многодетную семью, которой я помогаю платить за школу. И таких случаев, нуждающихся в нашем внимании, довольно много. Неимущие, которым мы помогаем, все люди замечательные. У них большие семьи, но они бедняки Господни. Один из них некогда мастерил повозки, был краснодеревщиком и мастером по ремонту колес. Он весьма драгоценен в очах Бога-Сердцеведца. Мы снабжаем эту семью одеждой вот уже три года. Мы перевезли их в Куранбонг в надежде найти для них кров на эту зиму. Я пустила их пожить в моем шатре, а они возвели над ним железную крышу и прожили там в общей сложности около года. Это семейство пользуется всеобщей любовью. Мы должны помогать им. На их попечении еще и престарелые отец и мать. На территории учебного заведения живут еще три малоимущих семьи. О если бы только мы смогли найти средства на строительство недорогого деревянного домика для каждой из них, как бы они обрадовались! Я вкладываю в это служение вспомоществования каждый свободный пенни. Но конечно мне не все равно, кому помогать — бедняку, страдающему за Господа, хранящего Его заповеди и потому лишившегося своего положения, или богохульнику, попирающему ногами Закон Божий. И Господь тоже видит эту разницу. Нам необходимо сделать этих людей Божьими соработниками. — Письмо 45, 1900 г.

«Мы помогли всем, кому только можно». — В Австралии мы прилагали все силы для работы в этом направлении. Мы разместились в Куранбонге, и там, где люди вынуждены посылать за двадцать пять миль за ближайшим доктором и платить ему по двадцать пять долларов за визит, мы помогали больным и страдающим всем, чем могли. Видя, что мы разбираемся в болезнях, люди приносили к нам своих страдальцев, и мы ухаживали за ними. Таким образом мы полностью изжили всякое предубеждение по отношению к нам, бытовавшее в том месте…

Медицинская миссионерская работа — это работа первопроходцев. Ее необходимо увязывать с евангельским служением. Это Евангелие, воплощенная в делах. Я очень сожалею, что наши люди не воспринимают эту работу достаточно серьезно…

Все небеса заинтересованы в деле облегчения человеческих страданий. Сатана прилагает все силы к тому, чтобы обрести полную власть над душами и телами людей. Он хочет приковать их к колесах своей колесницы. У меня сжимается сердце, когда я смотрю на наши церкви, которые должны вкладывать душу и сердце в медицинское миссионерское служение. — Бюллетень Генеральной Конференции, 12 апреля 1901 г.

Елена Уайт проявляла сострадание к людям на протяжении всей своей жизни

Переживания о вдове президента Маккинли. — Я не могу спать после двух часов ночи. Я часто просыпаюсь около часа после полуночи, потому что мое сердце переполнено нежным сочувствием к овдовевшей супруге президента Маккинли. Один берется, другой оставляется. Сильный муж, на поддержку и любовь которого она всегда могла положиться, теперь не с ней. Когда он был еще в добром здравии и выполнял свои обязанности на посту президента, ему была протянута как будто дружественная рука, которую президент Маккинли был всегда готов пожать. Эта рука оказалась рукой Иуды, в которой был пистолет. Он выстрелил и убил президента. В жизнь, исполненную радости и покоя, ворвались скорбь и печаль, горе и страдание. Как он мог совершить столь ужасное убийство?

Мое сердце разрывается от сочувствия к тем, кто понес утрату. Я повторяю снова и снова: как же несовершенен человеческий язык! Тысячи людей стараются подыскать слова, способные утешить разбитое сердце, но они не понимают, насколько тщетны слова для скорбящей. Они не могут утешить женщину, которая в немощи своей всегда находила сопереживание в сердце своего мужа, исполненного нежности, заботы и любви. Сильная рука, на которую могла опереться страдалица, более не простерта.

Я не хочу, чтобы наша сестра меньше сожалела о своем верном супруге и меньше любила его, но я желаю, чтобы она обратила свой взор на своего лучшего Друга, Чью любовь она ощущала на себе всю свою жизнь. Я хотела бы прочесть для нее слова из Книги пророка Исаии 61:1—3: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». — Дневник, 1901 г.

Служение престарелым ветеранам войны.— Когда-то у меня в Батл-Крике были вырезки и несколько целых изданий «Субботних чтений». Пожалуйста, попросите брата Амадона разыскать эти материалы и выслать их мне…

Мы можем с огромной пользой использовать эти малоформатные «Субботние чтения» и прочие материалы для служения в детских домах и во многих других местах, где эти книжицы будут оценены по достоинству. Мы можем использовать некоторые из них в доме ветеранов в Юнтвилле, где живут многие сотни престарелых воинов на попечении государства. Мы не оставляем этих людей без внимания. Сотрудники нашего санатория и члены церкви в Сент-Хелен посещают их каждую вторую субботу, поют христианские песни и беседуют с этими людьми. Им очень интересны эти посещения, им нравится все, что наши люди делают для них.

Мы присылаем этим воинам газеты, а также передали в их библиотеку мои труды — «Наглядные уроки Христа» и более объемные книги. Многие из этих людей отличаются большим здравомыслием. Наши братья и сестры трудятся на этом поприще, и мы надеемся сделать для этих воинов гораздо больше того, что уже сделано. Иногда мы обращаемся к ним со словом — с короткой, целенаправленной проповедью из Священного Писания, и они слушают ее с неизменным интересом. Христианские песнопения, краткая молитва, добрая беседа — вот, пожалуй, что больше всего нужно этим пожилым людям. Они говорят: «Никто и никогда не делал для нас ничего подобного!»

Нам очень хотелось бы, чтобы у этих ветеранов всегда были наши книги и газеты. Пожалуйста, помогите нам в этой работе, соберите для них побольше нашей литературы — книг и газет, содержащих библейскую истину. — Письмо 96, 1903 г.

Письмо к осиротевшим детям

Сан-Хосе, Калифорния

29 июня 1905 года

Дорогие дети!

Я должна написать вам несколько строк. Мы весьма сожалеем, что не можем оказаться рядом с вами, чтобы плакать вместе и преклонить колени в молитве. Взыщет ли каждый из вас Господа и станет ли служить Ему? Вы можете стать великим благословением для своей матери, ни чем не огорчая ее сердце. Господь Иисус примет вас, если вы отдадите Ему свои сердца. Сделайте все возможное, чтобы облегчить бремена и заботы вашей матери.

Господь пообещал быть Отцом для сирот. Если вы предадите свои сердца Ему, Он даст вам силу быть сыновьями и дочерьми Божьими. Если старшие дети станут помогать матери, беря на себя как можно больше забот, с добротой обращаясь с младшим детьми и научая их не доставлять матери тревог, Господь обильно благословит их.

Отдайте ваши сердца любящему Спасителю и делайте только то, что благоугодно пред очами Его. Старайтесь не огорчать вашу мать. Помните, что Господь любит вас и что каждый из вас может стать членом Его семьи. Если вы будете верными Ему здесь, то когда Он явится на облаках небесных, вы встретитесь со своим отцом и снова станете единой семьей.

С любовью,

Елена Г. Уайт

— Письмо 165, 1905 г.