31. Закон в Послании к Галатам

Меня просят высказать мое мнение о законе в Послании к Галатам. Какой закон является детоводителем ко Христу? Я отвечаю: оба — и церемониальный закон, и нравственный кодекс Десяти Заповедей.

Христос был основанием всей еврейской богослужебной системы. Смерть Авеля стала следствием отказа Каина принять Божий план в школе послушания, дабы обрести спасение кровью Христа Иисуса, прообразом которой служили жертвоприношения. Каин отказался от пролития крови, символизировавшей кровь Христа, изливаемую ради мира. Весь обряд жертвоприношений был подготовлен Богом, и основанием всей этой системы стал Христос. Это — начало работы Закона как детоводителя, приводящего грешного человека к осознанию Христа как Основания всей еврейской богослужебной системы.

Все, совершавшие служение во святилище, постоянно получали уроки о заступничестве Христа за род человеческий. Предназначение этого служения заключалось в том, чтобы вызвать в каждом человеческом сердце любовь к Закону Божьему, являющемуся законом Его Царства Жертвоприношения должны были стать наглядным уроком о любви Бога, явленной во Христе — страдающей, умирающей Жертве, взявшей на Себя грех, в котором был повинен человек, в Невинном, ставшем грехом за нас.

[234]

Размышляя о великом спасении, мы видим в нем работу Христа. Не только обещанный дар Духа, но также и сущность и характер этой жертвы должны пробуждать в наших сердцах возвышенные и священные мысли о Законе Божьем, возлагающем определенные обязанности на каждого человека. Когда прародители нарушили этот Закон в малом — вкусили запретный плод, это навлекло на человека и землю тяжкие последствия непокорности святому Закону Божьему. Сущность плана спасения должна заставлять людей опасаться малейшего проявления непокорности по отношению к требованиям Божьим.

Необходимо ясно понимать, что есть грех, и избегать любых попыток преступить границу, отделяющую покорность от неповиновения.

Бог желает, чтобы каждое Его творение понимало великую работу вечного Сына Божьего, отдавшего Свою жизнь ради спасения мира. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Eгo» (l Ин. 3:1).

Когда человек видит в Христе воплощение вечной и бескорыстной любви и милосердия, в сердце грешника пробуждается благодарность и стремление следовать туда, куда призывает его Христос (Рукопись 87,1900 г.).

Особое значение нравственного закона

«Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3,24). В этих словах Святой Дух через апостола говорит прежде всего о моральном законе. Закон открывает нам, что есть грех, и тем самым заставляет нас ощутить нужду во Христе, побуждает нас искать у Него прощения и мира в покаянии перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа.

[235]

Нежелание отказаться от предвзятых мнений и принять истину в значительной мере лежит в основании сопротивления, проявившегося в Миннеаполисе против вести Господа, которую несли братья Ваггонер и Джонс. Вызвав это сопротивление, сатана серьезно воспрепятствовал излитию на наш народ той особой силы Святого Духа, которой Бог жаждал наделить его. Враг помешал проповедникам нести истину столь же действенно, как провозглашали ее апостолы после дня Пятидесятницы. Свет, который должен был озарить всю землю своей славой, был отвергнут, и в результате неправильных действий наших братьев мир в большой степени был лишен этого света.

Десятословный Закон не должен восприниматься только как запретительный; в нем прежде всего нужно видеть Божью милость. Его запреты служат верной гарантией счастья в послушании. Обретенный во Христе, он производит в нас чистоту характера, которая будет радовать нас всю вечность. Для повинующегося Закону он служит защитной стеной. Мы видим в нем благость Бога, Который, открывая людям непреложные принципы праведности, стремится оградить их от пороков, являющихся следствием нарушения Закона.

Мы не должны считать, что Бог только и ждет удобного момента, чтобы наказать человека за его грех. Грешник сам навлекает на себя наказание. Его собственные действия порождают цепь обстоятельств, приводящую к определенным результатам. Каждый акт нарушения Закона обращается против грешника, производит в нем изменение характера, так что в следующий раз ему согрешить уже легче. Выбирая грех, люди отделяют себя от Бога, отрезают себя от источника благословений и пожинают погибель и смерть.

Закон есть выражение Божьих мыслей. Когда мы обретаем его во Христе, он становится нашей мыслью. Он поднимает нас над силами естественных желаний и наклонностей? над искушениями, ведущими ко греху. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165).

В неправедности нет мира; нечестивый находится в состоянии войны с Богом. Тот же, кто обретает праведность Закона во Христе, пребывает в согласии с небесами. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11) (Письмо 96, 1896 г.).

[236]