Глава 21. Отчет Елены Уайт о Миннеаполисской конференции

Отчет, воссоздающий исторический фон

В этой главе представлен отчет, написанный Еленой Уайт спустя несколько недель после закрытия Генеральной Конференции 1888 года. Она мысленно возвращается к минувшим событиям и описывает их. Со временем собрания в Миннеаполисе получают должную оценку, и в этой связи отчет Елены Уайт представляется крайне существенным и значительным. Ниже лается краткий исторический обзор.

Сессия Генеральной Конференции в Миннеаполисе знаменательна своими библейскими исследованиями, спорами о законе в Послании к Галатам и о праведности Христовой, обретаемой верой.

Эта сессия, собравшая девяносто одного делегата, проходила с 17 октября по 4 ноября в Миннеаполисе, штат Миннесота, в недавно построенной адвентистской церкви. Согласно заведенной практике на ней также присутствовали многие адвентисты седьмого дня, которые не были делегатами. Заседаниям конференции предшествовали недельные курсы для служителей, которые проходили с 10 по 16 октября. Библейские исследования, начавшиеся на этих курсах, иногда продолжались на заседаниях Генеральной Конференции во время, отведенное для изучения Библии.

[157]

Елена Уайт присутствовала и принимала участие и в курсах, и в заседаниях, длившихся девятнадцать дней. Заседания проходили согласно установленному порядку и отличались конструктивностью. Делались доклады, и проводились собрания различных обществ, таких, как Общество субботней школы, Общество здорового образа жизни и воздержания и Миссионерское общество. Утверждались поля работы служителей, составлялись планы продвижения дела, избирались должностные лица и назначались комитеты.

Взвешенную оценку достижений и общего настроя дал У. К. Уайт, когда за два дня до закрытия конференции он написал письмо собрату-служителю, трудившемуся в Южных штатах:

«Мы стоим на пороге завершения еще одной сессии Генеральной Конференции. Через несколько дней делегаты разъедутся по своим полям и приступят к работе еще одного года.

Это была весьма интересная конференция, и хотя она не всегда проходила мирно и слаженно, ее, пожалуй, можно назвать самой благословенной из всех конференций, потому что на ней были обозначены многие важные принципы и были сделаны некоторые выводы, что весьма существенно, так как они способны повлиять на нашу будущую работу. Многие уезжают с этой конференции, будучи исполнены решимости изучать Библию, как никогда раньше, и это приведет к тому, что проповедь станет еще более ясной.

Как вы, несомненно, заметили в Бюллетне, были сделаны важные шаги в отношении наших зарубежных миссий и было положено доброе начало работы на Юге» (Письмо У. К. Уайта Смиту Шарпу, написано в Миннеаполисе, штат Миннесота, 2 ноября 1888 г.).

Следует упомянуть о том, что наряду с сообщением о достижениях пастор Уайт упоминал, что конференция «не всегда проходила мирно и слаженно». Эти слова относились к теологическим дискуссиям, сделавшим сессию 1888 года отличной от всех других сессий Генеральной Конференции в истории адвентизма.

[158]

Эти дискуссии начались во время недельных курсов для служителей, когда, согласно повестке, обсуждались такие темы, как десять царств, Божественность Христа, исцеление смертельной раны и оправдание по вере. Дискуссия о десяти царствах весьма затянулась и съела много времени. До некоторых запланированных тем очередь так и не дошла. Незадолго до завершения этих курсов пастор Э. Д. Ваггонер, помощник редактора «Знамений времени», начал проводить серию бесед, посвященных закону в Послании к Галатам, после чего он перешел к изложению своих понятий о христианской вере и праведности Христа. Все это происходило в первую неделю сессии Генеральной Конференции.

Эти беседы, в особенности те из них, что касались спорных вопросов относительно закона в Послании к Галатам, повлекли за собой сильную полемику. Запись этих дискуссий не производилась, но отрывочные заметки одного-двух делегатов, письменные упоминания Елены Уайт и воспоминания многих очевидцев передают горечь борьбы и пагубное влияние, вызванное противодействием некоторых видных руководителей Церкви.

В течение многих лет велись дискуссии по главным богословским темам еще до встречи в Миннеаполисе. В добавок к тому некоторые вынашивали в себе дух противления и неприятия предостерегающих и обличающих вестей Елены Уайт. Она своевременно подметила странную и враждебную позицию, которую заняли по отношению к ней некоторые ведущие служители.

По мере того как Э. Д. Ваггонер углублялся в изучение вопроса о законе в Послании к Галатам и темы спасения по вере, некоторыми участниками дискуссий овладевал дух противления. Это весьма тревожило Елену Уайт. Хотя она не была склонна соглашаться с пастором Ваггонером во всех деликатных вопросах, связанных с его представлениями о законе в Послании к Галатам, ее сердце было согрето его ясным изложением принципов оправдания по вере и праведности, обретаемой верой во Христа. Она выступала в Миннеаполисе двадцать раз, и на утренних собраниях для служителей она горячо призывала к непредубежденному изучению Библии. Сама она не говорила на тему о праведности по вере.

Реакция на акцентирование этой важной истины была неоднозначной. На сессии Генеральной Конференции 1893 года А. Т. Джоунс, говоря о принятии истин, представленных в Миннеаполисе, отмечал: «Я знаю, что некоторые на этой конференции приняли эти истины, другие же совершенно отвергли их. Вам это известно. Были и такие, кто занял промежуточную позицию и сохранил нейтралитет» (Бюллетень Генеральной Конференции, с. 185, 1893 г.).

[159]

Временами дебаты накалялись. Некоторые, опасаясь, что подобный акцент ослабит твердую позицию Церкви по вопросам о Законе Божьем и особенно о субботе, весьма противились вести о праведности по вере. Генеральной Конференцией не было принято никаких решений относительно этих и других вопросов, затронутых на библейских курсах.

В своем письме, написанном в последний день заседания конференции, (приводится в этом разделе) Елена Уайт отмечала: «Я по-прежнему сильна духом и верой», хотя ей пришлось выдержать «непостижимую борьбу». Более того, подводя итог, она выразила уверенность в том, что «встреча принесет большую пользу» (Письмо 82,1888 г.). Спустя несколько недель она написала отчет о прошедшей в Миннеаполисе сессии Генеральной Конференции. Большая часть этого отчета включена в данный раздел.

Через некоторое время после окончания- конференции возникла сильная оппозиция в Батл-Крике, штаб-квартире Церкви и местоположении трех ее главных учреждений. Елена Уайт часто отлучалась из Батл-Крика, выезжая на поля и неся весть церквам. Время от времени она сотрудничала с пасторами Джоунсом и Ваггонером, и все трое принимали участие в возвещении драгоценных истин Евангелия. Она участвовала в открытии важного и продуктивного собрания наших служителей, которое проходило в январе 1889 года в Южном Ланкастере, где многие получили «обильные благословения». Сообщение об этом помещено в данной главе.

Среди документов Е. Уайт есть запись ее убедительного обращения о главных принципах спасения по вере к участникам лагерного собрания, проходившего 11 мая 1889 года в Оттаве, штат Канзас. Эта запись и ее сообщение о результатах этого обращения появились в книге Е. Уайт «Вера и дела», с. 63-84.

Были одержаны победы в Чикаго и в Деневре, Колорадо, где на лагерном собрании, проходившем в сентябре 1889 года, она говорила работникам о необходимости иметь ясное представление о праведности по вере. Денверское обращение приводится в данном разделе.

[160]

На сессии Генеральной Конференции 1889 года, которая проходила через год после встречи в Миннеаполисе, она писала:

«У нас сейчас проходят замечательные собрания. На них нет того духа, который был в Миннеаполисе. Все едины. Присутствует множество делегатов. На утренних собраниях, начинающихся в пять часов, присутствует достаточно людей, и собрания проходят очень хорошо. Все свидетельства, которые мне довелось услышать, поднимают дух. Люди говорят, что прошедший год оказался лучшим в их жизни; свет, исходящий от Слова Божьего, был ясным и определенным: оправдание по вере, Христос — наша Праведность. Эти опыты очень интересны» (Рукопись 10, 1889 г. См.: Избранные вести, т. 1, с. 361).

3 февраля 1890 года, выступая перед служителями, собравшимися в Батл-Крике на служительские курсы, она проанализировала опыт своей миссионерской работы за 1889 год. Ее слова достойны того, чтобы их процитировать:

«Мы объездили множество мест и побывали на многих собраниях, где я стояла плечом к плечу с теми, кто, как мне было известно, был Его посланниками и нес весть для Его народа.

Весть, возвещаемая мной, не расходилась с той вестью, которую несли они. Что же мы видели?

Мы наблюдали большой интерес, вызванный нашей вестью. Повсюду, где мы трудились, — многие знают, как тяжело нам приходилось — мы посвящали работе целые недели, как например в Чикаго, разъезжая с утра до вечера, чтобы запечатлеть эти истины в сознании братьев.

Дьявол работает весь год, чтобы уничтожить эти понятия — все до одного. Неимоверные усилия требуются для того, чтобы разрушить старые предубеждения людей. Люди считают, что следует полагаться на свою праведность, на свои дела, они продолжают смотреть на себя и не принимают праведности Христовой, не привносят ее в свою жизнь и в свои характеры. Мы трудились там неделю… Прошла неделя, наступил перелом, и сила Божья, подобно приливной волне, прокатилась над собранием. Говорю вам, что это было сделано для того, чтобы освободить людей и указать им на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира.

[161]

И в Южном Ланкастере Дух Божий могущественно проявил Себя. Некоторые из присутствующих здесь были на том собрании. Бог явил Свою славу, и все студенты колледжа пришли к его дверям с покаянием. Дух Божий работал там.

Это повторялось на каждом месте. Повсюду, где мы бывали, мы видели проявление Духа Божьего.

Может быть, вы думаете, что я буду молчать, подобно десяти прокаженным, что я не стану возвышать свой голос, воспевая праведность Божью, хваля и прославляя Его? Я стараюсь донести это до вас, чтобы вы увидели то, что видела я; но, как видно, я попусту трачу слова, и как долго это будет продолжаться? Долго ли еще люди, на которых держится эта работа, будут восставать против Бога? Долго ли еще люди, находящиеся здесь, будут поддерживать их в этом? Оставьте этот путь, братья. Уберите свою руку с ковчега Божьего, и пусть Дух Божий придет к вам и проявит Свою могущественную силу» (Рукопись 9, 1890г.).

Обратите внимание на мысль, содержащуюся в только что процитированном заключительном абзаце. Хотя весть о спасении по вере была отвергнута одними на Генеральной Конференции в Миннеаполисе и принята другими в последующее время, противодействие быстро росло и исходило от тех, кто стоял во главе дела. По сообщению Елены Уайт, члены Церкви на полях воспринимали истину совершенно иначе. Упорное сопротивление, оказываемое «некоторыми» (см.: Свидетельства для проповедников, с. 363) в самой штаб-квартире Церкви, сильно сдерживало работу, которая по замыслу Господа должна была быть выполнена.

По поводу этого Елена Уайт писала в конце 1890 года: «Мнения и предрассудки, преобладавшие в Миннеаполисе, не исчезли каким бы то ни было образом. Посеянные там в некоторых сердцах семена готовы взойти в их жизни и принести соответствующие плоды» (Свидетельства для проповедников, с. 467).

[162]

В связи с этим она писала: «Кто-то не делает различия между чистым золотом и мишурой, сущностью и тенью» (там же). Она также добавляет: «Истинную религию, единственную библейскую религию, которая учит прощению лишь через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая защищает праведность через веру в Сына Божьего, именно эту религию унижают, подвергают нападкам, насмешкам и отвержению» там же, с. 468).

В своей книге «От кризиса к победе» пастор А. В. Олсон подробно излагает историю и приводит факты постепенного улучшения обстановки спустя пять-шесть лет после Миннеапольской конференции.

Как бы то ни было, произошла досадная задержка развития дела Божьего. Елена Уайт понимала это и время от времени указывала на это, главным образом в случайных высказываниях. И лее же она никогда не намекала и не заявляла, что руководство Церкви официально отвергло драгоценную весть, провозглашенную на Генеральной Конференции. Наоборот, в своем письме от 19 декабря 1892 года, адресованном «Дорогим братьям из Генеральной Конференции», она торжественно заявила:

«Оглядываясь на нашу прошлую историю, на каждый пройденный нами до настоящего времени шаг, я могу сказать: Слава Богу! Когда я вижу, что Бог для нас совершил, то исполняюсь изумления и доверия к Христу как нашему Вождю. Нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас.

Сейчас мы — сильный народ, если возлагаем свое упование на Господа, ибо мы имеем дело с великими истинами Божьего Слова. У нас есть все, за что можно быть благодарными Ему» (Бюллетень Генеральной Конференции, 1893, с. 24. См.: Очерки жизни, с. 196; Свидетельства для проповедников, с. 31).

Кроме того, в 1907 году она писала: «Церковь должна стать более деятельной и расширить сферу своего влияния… Несмотря на то, что затевались жаркие споры в попытке показать нашу самобытность, все же мы как библейские христиане должны всегда пребывать на твердом основании» (Письмо 170, 1907 г. Избранные вести, т. 2, с. 396, 397).

[163]

Драгоценные обетования и мрачные картины

С верой я осмелилась пересечь Скалистые горы, чтобы присутствовать на сессии Генеральной Конференции, проходившей в Миннеаполисе…

В Миннеаполисе мы встретились с большой делегацией служителей. Уже в самом начале собрания я почувствовала дух, угнетавший меня. Произносившиеся там речи не давали людям пищу, в которой они так нуждались. Они увидели мрачную и унылую сторону картины, что осталось в их памяти. Подобное не могло принести людям ни света, ни духовной свободы, а лишь одно разочарование.

В субботу днем [13 октября 1888 г.] я почувствовала сильное влияние Духа Божьего, призывающего обратить внимание присутствующих на Божью любовь, явленную Его народу. Не следует сосредотачиваться на спорных вопросах нашей веры. В Слове Божьем, как в саду, наполненном розами, лилиями и гвоздиками, мы можем либо с верой собирать драгоценные Божьи обетования, принимая их в свои сердца, обретая мужество и радость в Боге, либо видеть только шипы и колючки, сильно ранить себя и оплакивать свою тяжелую участь.

Богу не угодно, чтобы в памяти Его народа оставались мрачные и мучительные картины. Он хочет, чтобы каждая душа собирала розы, лилии и гвоздики, запоминая лишь драгоценные обетования Божьи, растущие в саду Божьем повсюду. Он хочет, чтобы мы жили ими, были восприимчивыми, приняли их во всем их обилии и говорили о радости, ожидающей нас. Он хочет, чтобы мы жили в этом мире, и все же были не от мира, чтобы наши стремления были направлены на непреходящие вещи. Он хочет, чтобы мы говорили о том, что Он приготовил для любящих Его. Это займет наши умы, пробудит наши чаяния и ожидания и укрепит наши души так, что мы сможем перенести конфликты и испытания в этой жизни. Если мы будем жить таким образом, Господь поддержит нашу веру и упование. Он отодвинет завесу и позволит нам взглянуть на наследие святых.

[164]

Когда я говорила о благости, любви, нежном сочувствии нашего Небесного Отца, я чувствовала, как Дух Божий покоился на мне, и не только на мне, но и на всем нашем народе. Свет, свобода и благословение дошли до слушателей, и они сердечно откликнулись на сказанные слова. Дружеская встреча, которая состоялась вслед за этим, стала доказательством того, что Слово нашло приют в сердцах слушателей. Многие засвидетельствовали, что этот день стал самым счастливым днем в их жизни, и это было поистине драгоценное время, так как мы чувствовали присутствие Господа Иисуса в собрании, и это было для нас благословением. Я знала, что особое проявление Духа Божьего было дано с определенной целью, чтобы рассеять сомнения и уничтожить неверие, которое закралось в сердца и умы людей касательно сестры Уайт и работы, которую Господь поручил ей выполнить.

Многие воспрянули духом, но не все. Это было время, когда многие души получили подкрепление, но некоторые лишили себя его. Увидев, что сестра Уайт отвергает все их представления и поддерживает заявления и постановления, принятые в ходе голосования на этой конференции, они умалили значение этих свидетельств. Повторилась судьба слов, сказанных Христом в назаретской синагоге. Их сердец [слушателей в Назарете] коснулся Дух Божий. Они слышали, как Бог говорил к ним через Своего Сына. Они сознавали и чувствовали Божественное влияние Духа Божьего, и все засвидетельствовали о словах благодати, исходивших из Его уст. Но среди них был сатана со своим неверием, и они допустили, чтобы возникли вопросы, появились сомнения и неверие. Дух Божий был заглушен. В своем безумии они сбросили бы Христа с обрыва, если бы Бог не защитил Его от их гнева. Когда сатана начинает контролировать разум, он делает глупцами и бесами тех, кто имел прекрасную репутацию. Предубеждение, гордость и упрямство — вот ужасные качества, позволяющие врагу обрести власть над человеческим умом.

[165]

Елена Уайт совещается с некоторыми из руководителей. Я получила длинное послание от пастора Батлера, которое я внимательно прочитала. Меня удивило его содержание. Я не знала, что мне делать с этим письмом, но поскольку те же самые настроения наблюдались в среде моих братьев-служителей, я собрала некоторых из них в верхнюю комнату и зачитала им это письмо. Никто из них, казалось, не был удивлен его содержанием, некоторые заявили, что они знали о таких мыслях пастора Батлера, так как и раньше они слышали от него подобное.

Тогда я объяснила им многие вещи. Я наметила путь, который, как я знала, был правильным и достойным того, чтобы все братья следовали им, приводя в качестве доказательства тексты из Писания. Я понимала, что находившиеся передо мной люди не все видели в правильном свете, поэтому я многое изложила им. В своих заявлениях я сформулировала верные принципы, согласно которым следовало поступать, но я боялась, что мои слова не тронут их. Они восприняли сказанное по-своему, и свет, который, как я сказала им, был дан мне, был для них все равно, что пустой звук.

Призывы на утренних собраниях. Меня весьма тревожило положение вещей. Я обращалась с искренними воззваниями к своим братьям и сестрам во время утренних собраний и говорила, что мы должны сделать их благодатным временем и сообща исследовать Писания в смирении сердец. Я говорила, что им не следует тратить столько времени на разговоры о том, что им мало известно.

Все должны учиться в школе Христа. Иисус приглашает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Если бы мы день за днем учились смирению и кротости сердца, то атмосфера этого собрания была бы совершенно иной.

[166]

По некоторым вопросам взгляды расходятся, но является ли это поводом для обид? Должны ли зависть, злые намерения и помыслы, подозрительность, ненависть и ревность воцариться в сердце? Все это есть зло, и только зло. Наша надежда только в Боге. Давайте проводить больше времени в молитве, в правильном исследовании Писания — старайтесь чему-то научиться, будьте готовы исправиться и признать свое заблуждение, увидев истину. Если Иисус пребудет среди нас и наши сердца будут смягчены Его любовью, то эта конференция станет одной из лучших конференций, на которых мы когда-либо присутствовали.

Напряженная и ответственная встреча. Предстояло сделать много дел. Работа расширялась. Открывались новые миссии, и создавались новые церкви. Повсюду должно было царить согласие, чтобы все могли советоваться друг с другом, как братья, по поводу работы на огромной ниве. Ожидалось, что все будут посвящение трудиться на разных участках одного общего дела и беспристрастно обсуждать, как наилучшим образом исполнить работу Божью. Если когда-либо и наступало время, когда мы как конференция нуждались в особой благодати и просвещении Духа Божьего, то это было на этой встрече. Было видно, что низменная сила уже побуждает власти вносить изменения в Конституцию и законы нашей страны, что ущемит свободу совести всех тех, кто соблюдает библейскую субботу, ясно обозначенную в четвертой заповеди как седьмой день.

Пришло время, когда каждый человек должен исполнить свой долг с полной отдачей сил, чтобы отстоять и защитить Закон Божий перед нашим народом и миром, используя все свои способности и доверенные ему таланты. Многие ослеплены, обмануты людьми, которые называют себя служителями Евангелия. По их вине многие будут считать, что они совершают доброе дело для Бога, исполняя на самом деле работу сатаны.

[167]

Стратегия сатаны, нацеленная на разделение. Сатана держит сейчас совет со своими приспешниками о том, как заставить адвентистов седьмого дня замолчать. Если бы он только мог занять их внимание и отвлечь их силы, чтобы ослабить и разделить их, то его планы исполнились бы.

Сатана добился определенного успеха в своем деле. Существует разногласие во мнениях и разделение. Процветают зависть и лукавые подозрения. Произносится множество неосвященных речей, намеков и замечаний. Умы тех, кто должен стать душой дела и быть готовым к тому, чтобы сразиться за Бога, в это же самое время заняты маловажными вопросами. Из-за того, что чьи-то идеи не совпадают с их собственными представлениями по всем доктринальным вопросам, пусть даже незначительного характера, первостепенный вопрос национальной религиозной свободы, обсуждающийся так часто сегодня, упускается многими из виду.

Сатана стремится сделать все по-своему, но Господь находит людей и вручает им священную весть, чтобы через них донести ее до Своего народа, пробудить людей сильных и приготовить их к сражению, к дню Божьего приготовления. Сатана старается свести на нет влияние этой вести, и когда бы люди ни пытались изо всех сил остановить действия и усилия сатаны, всегда имело место разделение. Совсем не этого хочет Господь.

Закон в Послании к Галатам — спорный вопрос. На этом собрании вопрос закона в Послании к Галатам был предложен служителям на рассмотрение. Этот вопрос уже обсуждался на конференции три года назад.

Мы знаем, что если все будут подходить к Писанию с сердцами, подвластными и руководимыми влиянием Духа Божьего, тогда Писание будет изучаться со спокойным умом, свободным от предубеждений и высокомерия. Свет от Господа просияет над Его Словом, и истина будет открыта. Но нужно молиться, прилагать настойчивые усилия и иметь большое терпение, чтобы исполнилась молитва Христа и Его ученики стали едины, как един Он с Отцом. Ревностная, искренняя молитва будет услышана, и Господь ответит на нее. Дух Святой оживит умственные способности, и мы узрим все лицом к лицу. «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130).

[168]

Оправдание и праведность Христова. Пастор Э. Д. Ваггонер использовал дарованное ему преимущество, чтобы ясно обрисовать и представить свои взгляды на вопрос оправдания верой и соотношения Христовой праведности с законом. Это был не новый, а старый свет, просиявший на своем месте — в вести третьего ангела… Каково содержание этой вести? Иоанн видит людей. Он говорит: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Этих людей Иоанн видит как раз перед тем, как пред ним предстает Сын Человеческий; «на голове его золотой венец, и в руке его острый серп» (ст. 14).

Вере в Иисуса не придается значения, к ней относятся с безразличием и равнодушием. Она не занимает того видного положения, в котором она была представлена Иоанну. Вера во Христа — единственная надежда для грешника — упущена из виду; она отсутствует не только в произносящихся речах, но и в религиозном опыте многих людей, утверждающих, что они верят в трехангельскую весть.

Истины, возвещаемые Еленой Уайт с 1844 года. На собрании я говорила о том, что со страниц Писания льется драгоценный свет — весть о праведности Христовой в соотношении с законом и что весть эта должна непрестанно возвещаться грешнику, поскольку является его единственной надеждой на спасение. Этот свет не был новым для меня, потому он открывался мне свыше в течение последних сорока четырех лет, и я устно и письменно возвещала его нашему народу в свидетельствах Его Духа. Но лишь немногие откликнулись на эти свидетельства. Слишком мало было сказано и написано по этому важному вопросу. Рассуждения некоторых можно справедливо сравнить с жертвой Каина, потому что в них нет Христа.

[169]

Тайна благочестия. Образец, с которым соизмеряется характер, — это закон Царя. Закон выявляет грех. Законом грех познается. Но грешника постоянно влечет к Иисусу благодаря удивительному проявлению Его любви, вследствие которой Он смирил Себя даже до того, что умер позорной смертью на кресте. Какая тема для исследования! Ангелы страстно желают проникнуть в эту удивительную тайну. Никаких сил человеческого ума не хватит для того, чтобы постичь до конца, как падший, обманутый сатаной человек и занявший его сторону, может быть преображен в образ Сына Бога бесконечного; понять, что человек уподобится Ему, что, благодаря Христовой праведности, вмененной человеку, Бог будет любить его — падшего, но искупленного — подобно тому, как Он любит Своего Сына. Подтверждение этому вы найдете в живых словах пророчества.

Это тайна благочестия. Все это настолько значительно, что должно занимать каждый разговор, быть запечатлено в памяти, звучать из человеческих уст, служить ориентиром для каждого человека, испытавшего и вкусившего, как благ Господь, быть средоточием для ума и основой каждой речи. Предлагаются сухие теории, которые не могут напитать драгоценные души, жаждущие Хлеба жизни. Это не то проповедование, которое требуется от нас и которое угодно Богу, потому что оно лишено духа Христова, Людям нужно открывать Божественность Христа. Он — Ангел, стоящий на солнце. В Нем нет никакой тьмы. Наделенный Божественными свойствами, облеченный Божественной славой и в подобии безграничного Бога, Он должен быть превознесен перед людьми. Когда это произойдет, человеческие заслуги померкнут. Чем больше они будут смотреть на Него, чем прилежнее будут изучаться Его жизнь, Его уроки, совершенство Его характера, тем более греховным и мерзким покажется им грех.

Взирая на Христа, человек восхищается Им, и его все больше влечет к Нему, он все больше пленяется Им и страстно желает уподобиться Иисусу, пока он, наконец, не преобразится в Его образ и не приобретет ум Христов. Подобно Еноху, он ходит пред Богом. Мысли о Христе наполняют его разум. Он — его лучший Друг…

[170]

Познавайте Иисуса, наш Пример. «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Познавайте Христа. Познавайте Его характер, черту за чертой. Он — наш Пример, Которому мы должны следовать в своей жизни и развитии характера, иначе мы не сумеем изобразить Иисуса, но представим миру подделку. Не подражайте никому из людей, потому что люди несовершенны в своих наклонностях, речи, манерах и характерах. Вот Человек Иисус Христос. Вы должны лично познакомиться с Ним как со своим Спасителем, прежде чем вы увидите в Нем Образец и пример для подражания.

Апостол Павел говорит: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет»… Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1:16-19).

Благодарность Богу за то, что Его Дух волнует умы. Мы благодарны Богу за то, что Его Дух коснулся умов людей, помогая увидеть Христа в живых истинах и представить Его миру не только на словах. Они вняли требованиям Писания, согласно которым каждый, называющий себя последователем Христа, обязан идти по Его следам, исполнившись Его Духом, представляя миру Иисуса Христа, пришедшего на нашу землю, чтобы явить Отца.

Представляя Христа, мы представляем Бога нашему миру. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Давайте спросим себя: отражаем ли мы в Церкви и перед миром характер Иисуса Христа? Нам нужно гораздо глубже изучать Писания. Праведность Христа, соотнесенная с законом, ясно открывает Бога в Его истинном характере и показывает, что закон свят, праведен и добр, что он поистине прекрасен, когда люди видят его в истинном свете.

[171]

Если бы все наши братья-служители совместно изучали Библию, имея Дух Христов, уважение друг к другу и истинную христианскую вежливость, то Господь был бы их Наставником. Но Господь не может воздействовать на умы, находящиеся во власти сатаны. Все, что не согласовывается с их человеческими суждениями, представляется им в темных и мрачных красках…

Состояние большинства беспокоило Елену Уайт. В ходе собрания я чувствовала необходимость явить Иисуса и Его любовь своим братьям, ибо на лицо были все признаки того, что большинство не имеют Духа Христова. Я была спокойна и размышляла о Боге, но с болью наблюдала, как иной дух овладевал нашими братьями-служителями и его влияние распространялось на все собрание. Я знала, что многие были совершенно слепы, не способны различить Духа Божьего и понять, что включает в себя истинный христианский опыт. Мысль о том, что этим людям было доверено пасти стадо Божье, причиняла боль. У них отсутствовала истинная вера, и руки их были опущены, потому что они не возносили их к Небу в искренней молитве!

Некоторые не чувствовали потребности молиться. Они ограничивались своим собственным суждением и не понимали, что враг всего доброго руководил их мыслями. Они напоминали солдат, которые шли воевать без оружия и военного снаряжения. Стоит ли удивляться, что их разговоры были бездуховными, что сердца их были закрыты для воды живой и что небесный свет не мог пробиться сквозь густую пелену равнодушия и греховности?

На сон уходило всего несколько часов. Я писала по утрам, часто вставая и в два, и в три часа ночи, и радовалась тому, что пишу о том, что было открыто мне. Мое сердце сжималось от боли, когда я видела, какой дух руководил некоторыми нашими братьями-служителями, и этот дух, как выяснилось, был заразительным. Ходило множество разговоров.

[172]

Провозглашение истины, которую она поддерживала. Когда я заявила своим братьям, что впервые слышу о взглядах пастора Э. Д. Ваггонера, то некоторые не поверили мне. Я сказала, что еще раньше слышала драгоценные истины и поддержала их всем своим сердцем, ведь кто, как не Дух Божий, запечатлел в моем уме эти великие и славные истины о праведности Христовой и совершенной жертве, принесенной ради человека? Когда Господь поручил моим братьям возвещать эту весть, то я испытала невыразимую благодарность к Богу, ибо знаю, что весть эта предназначена для нашего времени.

Трехангельская весть — это провозглашение заповедей Божьих и веры в Иисуса Христа. Заповеди Божьи были провозглашены, но вера в Иисуса Христа была упущена в проповеди адвентистов седьмого дня, хотя и не уступает им по значению, ибо закон и Евангелие идут рука об руку. Я не могу найти слов, чтобы выразить эту тему во всей ее полноте.

«Вера в Иисуса». О ней говорят, но не знают, что это. Что же такое вера в Иисуса, которая неотделима от трехангельской вести? Иисус понес наши грехи, чтобы простить нам их, став нашим Спасителем. С Ним поступили так, как того заслужили мы. Он пришел в наш мир и взял на Себя наши грехи, чтобы мы могли принять Его праведность. И вера в могущество Христа спасти нас навечно, целиком и полностью — это и есть вера в Иисуса.

[173]

Только кровь на дверных косяках гарантировала израильтянам безопасность. Бог сказал: «И увижу кровь и пройду мимо вас» (Исх. 12:13). Все другие средства были бесполезны. Только кровь на дверных косяках могла преградить путь ангелу смерти. Спасение для грешника — лишь в крови Иисуса Христа, которая очищает нас от всякого греха. Человек с большим интеллектом может обладать обширными знаниями, он может предаваться богословским размышлениям, он может быть великим и достойным уважения, считаться кладезем информации, но если он не имеет спасительных знаний о распятом вместо него Христе и не полагается с верой на праведность Христову, то он — погибший человек. Христос «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Слова «Спасенные кровью Иисуса Христа» будут нашей единственной надеждой в течение этого времени и нашей песнью в вечности.

Сражаясь против предрассудков и ложных обвинений. Когда я ясно излагала свою веру, находились многие, кто не понимал меня и говорил: сестра Уайт изменилась, сестра Уайт попала под влияние своего сына У. К. Уайта и пастора А. Т. Джоунса. Не удивительно, что подобные заявления, исходящие от тех, кто знает меня не первый год, кто вырос с трехангельской вестью и пользуется почетом и доверием нашего народа, оказывают свое влияние.

Я стала объектом замечаний и критики, но никто из наших братьев не пришел ко мне, не пытался расспросить меня или выслушать мои доводы. Мы упорно пытались собрать на неофициальную встречу в свободной комнате всех наших братьев-служителей и объединиться в общей молитве, но так и не достигли в этом успеха, за исключением двух, трех случаев. Они предпочли расходиться по своим комнатам, заводить свои разговоры и молиться наедине. Казалось, что не было никакой возможности сломать их устоявшиеся предрассудки, устранить недоразумения, возникшие в отношении меня, моего сына, Э. Д. Ваггонера и А. Т. Джоунса.

[174]

Тогда я решила поступить иначе. Встав рано утром, я письменно изложила вопрос, который собиралась представить братьям, тем самым исключив возможность ложных обвинений. Несколько братьев, занимающих ответственные посты, присутствовали на этой встрече, и я глубоко сожалела, что на этом собрании не было остальных, потому что некоторые из пришедших увидели вещи в ином свете, и гораздо большее число извлекли бы пользу, если бы воспользовались случаем выслушать то, что я хотела сказать. Но они не знали этого и не были вразумлены моими объяснениями и ясным «Так говорит Господь», которые я приводила собравшимся.

В это время мне задавали вопросы. «Сестра Уайт, как по-вашему, есть ли у Господа новый свет для нас как для Его народа?» Я ответила: «Безусловно. Я не только считаю, что это так, но и могу это разумно объяснить. Я знаю, что нам открыты драгоценные истины как народу, который должен устоять в день Божий».

Елена Уайт поощряет непредвзятое исследование. Потом меня спросили, не считаю ли я, что вопрос прояснился после того, как брат Ваггонер изложил свою точку зрения на закон в Послании к Галатам. Я ответила: «Вовсе нет. Нам нужно исследовать этот вопрос всесторонне». Но при этом я отметила, что на собраниях царил безрассудный дух. Я настаивала на том, чтобы они проходили в христианском духе, подобно тому собранию, когда пастор Ваггонер излагал свои взгляды, и возражала против обсуждения подобных вопросов в споре. Их нужно обсуждать в христианском духе, потому что нельзя оказывать давление на тех братьев, чье мнение расходится с остальными. Поскольку пастор Э. Д. Ваггонер проявил христианское благородство, то и они должны вести себя так же, честно делясь своими соображениями…

Вопрос закона в Послании к Галатам не является жизненно важным. Прозвучало замечание: «Если наш взгляд на Послание к Галатам ошибочен, то у нас нет трехангельской вести, наша позиция несостоятельна; от нашей веры ничего не остается».

[175]

Я сказала: «Братья, это как раз то, о чем я пыталась с вами поговорить. Это заявление ошибочно, потому что является нелепым и преувеличенным. Поскольку оно сделано в связи с обсуждением этой темы, то я считаю своим долгом прояснить этот вопрос для всех собравшихся и, независимо от того, будут ли меня слушать или нет, сказать, что это неверное заявление. Данный вопрос не является вопросом первостепенной важности и не заслуживает такого внимания. Чрезвычайная важность и значимость этой темы преувеличены, и по вине тех, кто имеет неверные представления и извращенные понятия, на наших собраниях царит нехристоподобный дух, которому нет места в среде братьев ни при каких обстоятельствах. Дух фарисейства господствует в нас, и против него я буду возвышать свой голос повсюду»…

Я видела недостаток проницательности и здравого суждения. Я часто наблюдала пагубные последствия этого. Разногласия стали очевидны как для верующих, так и для неверующих. Все это произвело на меня такое впечатление, что мои братья сильно изменились. Такое положение дел было показано мне в образах и символах еще во время моего пребывания в Европе, но после я получила объяснение, чтобы иметь возможность оценивать состояние наших церквей и братьев-служителей…

Я вернулась в свою комнату, спрашивая себя, что мне лучше всего предпринять. Той ночью я долго молилась, размышляя о законе в Послании к Галатам. Только в этом была загвоздка. На все, что находилось в согласии с «Так говорит Господь», моя душа отвечала: аминь и аминь. Но дух, который руководил нашими братьями, так отличался от духа Иисуса, был так несхож с духом, который все должны проявлять друг к другу, что это наполняло мою душу болью.

На следующем утреннем собрании для служителей я изложила своим братьям то, о чем не могла умолчать. Соль потеряла свою силу, очищенное золото потускнело. Духовная тьма окутала людей, и поведение многих свидетельствовало о том, что им управляла низменная сила, так как они не были просвещены Духом Божьим.

[176]

Какие записи были сделаны ангелом, фиксирующим историю! Закваска сделала свою коварную работу и заквасила почти все тесто. Я знала, что мне была дана весть предостережения и обличения для моих братьев. Я испытывала душевные муки. Донести все это им было для меня гораздо мучительнее, чем для них выслушать это. По благодати Христовой я обрела непреодолимую силу Божью, чтобы предстать с вестью перед своими братьями-служителями во имя Господа, надеясь и молясь, чтобы Господь отверз очи слепых. Я была укреплена и произнесла речь, которую застенографировал мой секретарь (Рукопись 254, 1888г.).

Миннеаполис — испытательный полигон. Господь испытал и проверил Свой народ, которому был доверен великий свет, чтобы выяснить, будут ли они ходить в нем или отвернутся от него под влиянием искушения. Мало кто способен различить дух, скрывающийся в нем, до тех пор, пока не наступят такие обстоятельства, в которых он непременно проявит себя. Многие руководствуются сердцем, но даже они не замечают, как лелеют в себе гордость и предвзятость, и своими словами и поступками сопротивляются свету и истине. Наши братья, занимающие ответственные посты на службе и в деле Божьем, должны быть тесно связаны с Источником всякого света и без труда различать свет и тьму…

Праведность по вере не устраняет закон. Признание Христа нашим единственным источником силы, весть о Его бесподобной любви, выраженной в том, что Он взял на Себя вину за грехи людей, и о Его праведности, вмененной человеку, никоим образом не устраняют закон и не умаляют его достоинство. Напротив, все это придает закону подлинный смысл и возвеличивает его. Это возможно только во свете Голгофского креста. По достоинству оценить роль закона в великом плане спасения возможно лишь во свете, исходящем от распятого и воскресшего Спасителя. Различить это можно только духовным зрением. И сознание того, что Христос — наша праведность, вселяет в сердце пламенную веру, надежду и радость. Эта радость доступна лишь тем, кто любит Иисуса и соблюдает Его слова, которые есть слова Божьи.

[177]

Если бы мои братья пребывали в свете, тогда слова, которые Господь передал им через меня, нашли бы отклик в сердцах тех, ради кого я трудилась. Поскольку я видела, что люди не разделяют моего желания достичь согласия, а их сердца закрыты предубеждениями и неверием, то я решила, что для меня будет лучше оставить их. Я решила уехать из Миннеаполиса в начале недели…

Я хотела поразмышлять, помолиться, чтобы знать, как мы должны работать, чтобы представить людям вопрос о грехе и искуплении во свете Библии. Они весьма нуждались в этом наставлении, чтобы нести свет другим и иметь благословенное преимущество быть соработниками Божьими, помогая собрать и вернуть домой овец Его паствы. Какую силу мы должны иметь от Бога, чтобы холодные сердца, знакомые лишь с законнической религией, могли увидеть то лучшее, что было предусмотрено для них, — Христа и Его праведность! Жизнеутверждающая весть нужна для того, чтобы вдохнуть жизнь в сухие кости (Рукопись 24,1888 г.).

Оценка событий, данная Еленой Уайт в день закрытия

(Написано для членов ее семьи 4 ноября 1888 года)

Наша встреча (Миннеаполисская сессия Генеральной Конференции) завершена. В последнюю субботу я выступила с заключительным словом. Впервые создалось впечатление, что собрание проходит в надлежащей атмосфере. Я призвала людей выйти вперед для молитвы, несмотря на то, что все места были заняты. Немало людей вышло вперед. Господь дал мне духа молитвы, и Его благословение почило на мне. В то утро я не выходила из собрания. Это была самая напряженная встреча для Вилли, и я должна была следить за каждым пунктом, чтобы не было внесено никаких изменений и не принято никаких резолюций, которые могли бы повредить будущей работе.

[178]

Я выступала около двадцати раз, откровенно высказываясь по всем вопросам. Мы верим, что эти встречи принесут большую пользу. Мы не знаем, что ждет нас в будущем, но мы убеждены, что Иисус стоит у руля и что мы не потерпим крушения. Мое бесстрашие и вера вполне проявили себя. Я не утратила эти качества, несмотря на то, что мы пережили самую тяжелую и непостижимую борьбу, которая когда-либо разгоралась среди нашего народа. Я не смогу описать ее, даже если напишу об этом множество страниц. Поэтому я не стану браться за это.

Пастор Олсен назначен президентом Генеральной Конференции, а брат Ден Джоунс из Канзаса — его помощником. Пастор Хаскелл будет исполнять обязанности президента, пока брат Олсен не приедет из Европы. Я не могу ничего сказать относительно будущего, но мы собираемся остаться недели на четыре в Батл-Крике, чтобы издать свидетельство, потому что это дело не терпит промедления. Тогда мы увидим, как пойдут дела в этом большом центре нашей работы. Мы намерены делать все возможное в страхе Божьем, чтобы помочь нашему народу в этой критической ситуации.

Больной человек руководит комитетом Генеральной Конференции, и служители являются тенью пастора Батлера и повсюду вторят ему. Это будет продолжаться до тех пор, пока он не поправится и не направит дело Божье в нужное русло. Зависть, греховная подозрительность и ревность действуют подобно закваске, которая квасит все тесто…

Сегодня, в воскресенье, я не присутствовала на собрании, но у меня намечено много встреч. Я благодарна Богу, давшему мне силу, свободу и власть Своего Духа, чтобы я возвещала мое свидетельство, хотя оно и вызвало меньший отклик в сердцах, чем все то, что я произнесла раньше. Как видно, сатана имеет силу, чтобы в значительной мере препятствовать моей работе, но мне страшно подумать, что было бы на этих собраниях, если бы нас здесь не было. Бог действовал определенным образом, чтобы не допустить проникновения этого духа в собрание, используя Свою руководящую силу. Но мы ничуть не обескуражены. Мы уповаем на Господа Бога Израилева. Истина восторжествует, и это будет и наша победа.

[179]

Мы думаем о всех домашних и были бы рады быть вместе с вами, но наши желания мало что значат. Господь — наш Вождь, пусть Он направит наш путь. Мы последуем туда, куда Он повеет нас (Письмо 82, 1888 г.).

Две выдержки из Миннеаполисских проповедей

Теперь постараемся осветить такой вопрос: как достичь успеха в духовной жизни? Мы слышим множество отговорок: я не могy выполнять то или другое.

Почему, по-вашему, это происходит? Считаете ли вы, что все дело в неполноте жертвы, принесенной за падший род на Голгофе, в недостатке благодати и силы, из-за чего мы не в силах избавиться от своих врожденных недостатков и склонностей? Или, быть может, виной тому — отсутствие рядом с нами живого Спасителя?

А может быть таким образом вы упрекаете Бога? Ведь это, скажете вы, был грех Адама. Я не виновен в нем, скажете вы, и не должен нести ответственность за вину и падение Адама. Теперь я унаследовал все эти склонности, и нечего меня винить, если я поступаю согласно им. Но кто же тогда виноват? Бог?

Почему Бог позволил сатане получить власть над человеческой природой? Эти обвинения направлены против Небесного Бога, и Он даст вам возможность, если вы того пожелаете, в конечном итоге предъявить Ему свои обвинения. Но когда вы предстанете на Его суде, вам будут предъявлены Его обвинения (Рукопись 8, суббота, 20 октября 1888 г.).

[180]

Если бы Бог мог изменить Свой Закон, чтобы он отвечал возможностям падшего человека, то Христу не нужно было бы приходить в этот мир. По той причине, что Закон непреложен и неизменен, Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Который умер за падший род. Но разве для того Спаситель взял на Себя вину людей и наделил нас Своей праведностью, чтобы мы продолжали нарушать заповеди Иеговы? Нет и еще раз нет! Христос пришел в наш мир потому, что человек не мог своими силами соблюдать закон. Он пришел для того, чтобы дать ему силу для исполнения заповедей закона. И грешник, раскаявшийся в своих проступках, может прийти к Богу и сказать: «О, Отец, я молю о прощении, прибегая к заслугам распятого и воскресшего Спасителя». Бог принимает всех, кто приходит к Нему во имя Иисуса (Рукопись 16, воскресенье, 21 октября 1888 г.).

Через три месяца после Миннеаполисской сессии

Когда мы прикладываем все силы. Никогда не поздно благодарить Бога за возможность исправления ошибок. Христос взирает на дух, и, когда Он видит нас несущими наше бремя с верой, Его совершенная святость искупает наши пороки и недостатки. Когда мы делаем все от нас зависящее, Он становится нашей праведностью. Для того чтобы мы могли стать светом миру, нам необходим каждый луч, который посылает нам Бог (Письмо 22,1889г. См.: Избранные вести, т. I.e.368).

Принятие на полях вести о праведности по вере

Серия особых встреч началась в Южном Ланкастере в пятницу, 11 января [1889 г.] Мы были рады видеть, что церковь переполнена людьми, желающими получить благословения от этих встреч… Присутствовали делегаты от штатов Мэн, Коннектикут, Массачусетс и других штатов. Мы понимали, что нам предстоит серьезно поработать, чтобы привести дела в порядок, и что одними человеческими усилиями, без Божьей помощи, здесь не обойдешься. Наши сердца возносились в искренней молитве к Богу, чтобы Он помог нам…

Мы чувствовали груз ответственности за тех, кто нес весть истины другим, опасаясь, как бы они не закрыли свои сердца для драгоценных лучей небесного света, который Бог посылал им. Иисус ликовал, когда Его вести, содержащие истину, находили отклик в сердцах Его последователей…

[181]

В субботу днем многие сердца были тронуты, и многие души были напитаны небесным хлебом. После выступления мы замечательно провели вместе время. Господь был с нами, и под Его влиянием люди осознавали свою огромную нужду в Его благодати и любви. Мы чувствовали необходимость представлять Христа как Спасителя, Который не далеко от нас, а совсем рядом. Когда Дух Божий начинает работать над сердцами людей, то результатом этого является исповедание греха и устранение последствий беззакония. В течение всех встреч люди стремились приблизиться к Богу, и плодом этого стало то, что люди каялись и исповедовали друг перед другом свои грехи…

Были многие, даже из числа служителей, кто увидел истину, какова она есть в Иисусе, в таком свете, в каком она прежде им никогда не открывалась. Они увидели во Христе Спасителя, прощающего грехи, и приняли истину, освящающую душу. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)…

Многие придерживаются искаженных взглядов. Есть много людей, считающих, что они должны сами хорошо потрудиться, прежде чем прийти к Иисусу за Его спасением. Они, по-видимому, считают, что Иисус придет к ним в самом завершении их борьбы и поможет им, сделав последний штрих в их работе, которая заняла всю жизнь. Им, по-видимому, трудно понять, что Христос — совершенный Спаситель, Который может спасать всех, приходящих через Него к Богу. Они теряют из виду тот факт, что Христос Сам есть «Путь и Истина и Жизнь». Когда мы будем лично полагаться на Христа со всей твердостью веры, сознавая, что лишь сила Его крови может очистить нас от всякого греха, тогда мы обретем мир, веря в то, что Бог силен исполнить обещанное…

[182]

Проповедование самой вести. По мере того как наши братья и сестры распахивали свои сердца для света, они стали лучше понимать, что же такое вера. Господь был весьма милостив; Он был готов укрепить Свой народ. Собрания продолжались еще неделю сверх запланированного времени. Занятия в колледже были приостановлены, и все искренне стремились познать Господа. Пастор Джоунс приехал из Бостона и ревностно трудился для людей, выступая по два, а иногда и по три раза в день. Паства Божья получала пищу, которая насыщала душу. Та самая весть, которую Господь тогда посылал людям, звучала на выступлениях и беседах. Встречи проходили с раннего утра до позднего вечера, и результаты были весьма удовлетворительными.

И на учащихся, и на учителей нисходили обильные Божьи благословения. Едва ли не каждое сердце испытывало глубокое влияние Духа Божьего. Все присутствовавшие на собраниях свидетельствовали, что они приобрели опыт, которого прежде у них не было. Они радовались, что Христос простил им их грехи. Их сердца исполнялись благодарностью и хвалой к Богу. Сладостный мир воцарялся в их душах. Они любили всех и сознавали, что покоятся в любви Божьей.

Я никогда не видела, чтобы дело возрождения совершалось с такой силой, не давая при этом места чрезмерному возбуждению.

Многие засвидетельствовали, что когда испытующие истины были представлены им, то во свете закона они осознали себя его нарушителями. Они полагались на свою праведность. Но теперь она предстала перед ними как запачканная одежда по сравнению с праведностью Христа, которая одна лишь угодна Богу.

Хотя они не были явными нарушителями, все же они осознали, что в сердцах их царили испорченность и упадок. Они водрузили других богов на место Небесного Отца. Они старались держаться от греха, но полагались при этом на свои силы. Мы должны прийти к Иисусу такими, какие мы есть, исповедать :вои грехи и доверить свои беспомощные души нашему сострадательному Искупителю (Ревью энд Геральд, 5 марта 1889 г.).

[183]

Необходимо правильно понимать вопрос о праведности по вере

По просьбе служителей я зашла в их палатку и поделилась с ими своими наблюдениями. Мы говорили о том, как наилучшим образом наставить людей в этой истине в условиях местной церкви.

По-видимому, многие люди не имеют достаточного представления о том, что такое вера. Многие жалуются мне, будучи охвачены отчаянием и унынием. Я спрашивала их:

«Обращены ли ваши взоры к Иисусу? Взираете ли вы на Того, Кто есть Солнце правды? Вы должны доходчиво разъяснять церквам вопрос о вере и абсолютной зависимости от праведности Христа. В своих беседах и молитвах вы так редко упоминаете о Христе, о Его безграничной любви, о Его великой жертве, принесенной ради нас, что сатане нетрудно исказить те понятия, которые мы имеем и должны иметь об Иисусе Христе. Нам надо меньше обращаться за духовной помощью к людям, но стремиться быть гораздо ближе ко Христу, нашему Искупителю. Мы можем осмысленно размышлять о небесных свойствах Иисуса Христа, мы можем говорить и петь о Его любви и милосердии, мы можем позволить Ему быть нашим личным Спасителем. И тогда мы будем едины со Христом. Мы будем любить то, что возлюбил Христос, и ненавидеть грех, который ненавидел Он. Об этом нужно рассуждать, об этом нужно говорить людям».

Я обращаюсь к служителям. Ведите людей шаг за шагом, полагаясь на силу Христа, пока они посредством живой веры не увидят Его таким, каков Он есть во всей Своей полноте: прощающий грехи Спаситель, Искупитель всех наших преступлений. Созерцая, мы преображаемся в Его подобие. Это истина для настоящего времени. Мы говорим о законе, и это правильно. Но мы лишь время от времени возвышаем Христа как прощающего грехи Спасителя.

[184]

Мы всегда должны помнить о нашем Спасителе, прощающем прегрешения. Мы должны открывать Его людям в истинном свете как Того, Кто пришел к погибающим, чтобы возвеличить и прославить закон и при этом оправдать грешника, дабы он мог всецело полагаться на спасающую благодать распятого и воскресшего Христа. Эти вопросы почти не разъясняются.

Спасительная весть, весть третьего ангела, должна быть проповедана миру. И заповеди Божьи, и вера в Иисуса в равной степени важны и должны быть проповеданы с одинаковой силой и настойчивостью. Но чаще можно услышать первую часть вести, нежели вторую. Вера в Иисуса не занимает в сердцах людей должного места. Мы должны говорить о ней, мы должны жить ею, мы должны молиться о ней и учить людей воплощать эту веру в их личной жизни. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

Проповеди нужно посвящать Христу. В сухих и лишенных духа Христа проповедях редко упоминается Иисус. Сердце проповедника не покорено и не смягчено любовью Христа. Его слова — не больше чем сухая теория и не производят особого впечатления. Говорящий не имеет Божественного помазания, и как же он может тронуть сердца людей? Нам нужно покаяться и обратиться — именно нам, проповедникам. Иисус должен быть возвышен пред людьми, и к ним должен быть обращен призыв: «Смотри и живи».

Почему мы умалчиваем о Христовой праведности и Его любви к миру? Почему мы не даем людям то, что может возродить их к новой жизни? Апостол Павел, исполненный радости и любви, заявляет: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

[185]

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной… дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца» (Флп. 2:5-11).

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле. видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:14-17).

Эта великая небесная тема в значительной степени упускается в беседах, потому что образ Христа не запечатлен в сознании людей. И сатана делает все для того, чтобы Христос не был предметом размышлений и поклонения. Имя Христа, столь величественное и значимое, должно быть у всех на устах.

«Которой [Церкви] сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:25-29).

Такова работа служителей Христовых. Поскольку она не была выполнена в необходимой мере, поскольку Христос и Его характер, Его слова и дела не были представлены людям во всей полноте, то религиозное состояние церквей свидетельствует против своих наставников. Церкви находятся на грани вымирания, потому что в них Христос почти не проповедуется. Они не имеют духовной жизни и опыта духовного познания.

[186]

Боязнь вести о праведности по вере. Наши учителя не приобщились на живом опыте к Источнику их жизни и силы. И когда Господь посылает служителей проповедовать людям весть для настоящего времени — весть, содержащую не новую истину, но ту же самую, которой учили Христос и Павел, — то она кажется им странной доктриной. Они начинают предупреждать людей, которым грозит духовная смерть по причине того, что они не возвысили перед собой Христа: «Не торопитесь. Лучше подождите и не связывайтесь с этим делом до тех пор, пока не узнаете о нем больше». И служители по-прежнему проповедуют те же самые безжизненные теории, в то время как людям нужна свежая манна.

Характер Христа абсолютно совершенен, и Он должен быть возвышен и явственно представлен, потому что Он есть сила, могущество, освящение и праведность для всех верующих в Него. Люди, зараженные фарисейским духом, считают, что если они придерживаются старых, привычных теорий и отвергают весть, посланную Богом Своему народу, то находятся в благоприятном и безопасном положении. Так думали фарисеи в древние времена, и их пример должен предостерегать служителей от самодовольства.

Возвещать вдохновенные темы Евангелия. Мы нуждаемся в силе, которая могла бы сойти на нас сейчас и пробудить в нас усердие и искреннюю веру. И тогда, крещенные Святым Духом, мы будем в сердце иметь Христа, упование славы. Тогда мы покажем всем, что наша вера и любовь сосредоточены на Христе. Мы будем говорить о Христе, мы будем молиться Христу и о Христе, мы будем возносить Его святое имя и представлять людям Его чудеса, Его самоотречение и самопожертвование, Его страдания и распятие, Его воскресение и триумфальное вознесение. Эти вдохновенные евангельские темы способны в каждом сердце пробу- пел дить любовь и рвение. Вот сокровища премудрости и ведения, источник, который никогда не иссякнет. Чем сильнее вы будете стремиться к такому опыту, тем значимей станет ваша жизнь.

[187]

Живая вода течет из этого источника, но запасы ее не истощаются. Служители Евангелия не лишатся силы, если они всегда будут держать в уме Господа и посвящать свое время постижению Его несравненного характера. Если они усвоят это, то не будет отступничества, не придется никого отлучать от Церкви за своеволие, которое порочит дело Божье и выставляет Иисуса в неприглядном свете. Силы каждого служителя Евангелия должны быть направлены на то, чтобы наставить членов церкви принять верой Христа как своего личного Спасителя, вверить Ему свою жизнь и сделать Его своим образцом, чтобы они могли учиться у Иисуса, верить в Иисуса и превозносить Иисуса. Служитель должен сосредоточивать свое внимание на характере Христа, размышлять об истине и тайнах искупления, уделяя особое внимание посреднической работе Христа, которая происходит в это время.

Больше размышляйте о воплощении и искуплении. Если Христос есть все во всем для каждого из нас, то почему в церквах так мало говорится о Его воплощении и искупительной жертве? Почему сердца и уста не хвалят Искупителя? Ведь именно этим будут заняты искупленные в вечности.

Мы должны иметь живую связь с Богом, чтобы рассказывать об Иисусе. Тогда мы сможем на своем личном примере показать, какое место должен занимать Христос в нашей жизни и вере. Мы приняли Христа, и с Божественной убежденностью мы можем поведать о силе, пребывающей в нас, Христос должен привлекать людей к Себе. Необходимо подчеркивать, что только Он может даровать спасение.

Настоящие ученики, сидящие у ног Христа, откроют для себя драгоценные истины, изреченные нашим Спасителем, поймут их значение и по достоинству оценят их. И чем больше они будут смирять себя и учиться у Него, тем лучше они будут понимать чудесные истины Его закона, ибо Христос откроет им их ясно и убедительно.

[188]

Доктрина о милости и спасении через Иисуса Христа является тайной для многих, чьи имена записаны в церковных книгах. Если бы Христос был на земле и мог обратиться к Своему народу, то Он упрекнул бы их за нерадивость в познании. Он сказал бы медлительным и непонятливым: «Я оставил вам спасительные истины, но вы ими не дорожите».

О, какую оценку получили бы тогда служители, которые проповедуют народу и Церквам по примеру Христа: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45)! Я говорю вам в страхе Божьем, что до сих пор библейские истины, связанные с великим планом искупления, понимаются недостаточно ясно. Истина будет постоянно раскрываться, распространяться и набирать вес, ибо она Божественна, как и ее Автор.

Как Иисус учил людей. Иисус не толковал скрупулезно доктрины и не произносил длинных речей. Напротив, Он говорил короткими фразами, сея драгоценные семена небесных истин, подобно жемчужинам, которые должны быть собраны старательным тружеником. Доктрины о вере и благодати излагались везде, где Он учил. Почему сегодня служители не дают общинам такую пищу, которая могла бы сделать их духовно сильными и здоровыми? Это помогло бы им приобрести навык послушания Слову Божьему. Почему же служители не стараются укреплять то, что так обветшало?

Прежде чем оставить Своих учеников, Христос позаботился о том, чтобы даровать им величайшее утешение. Он обещал послать им Святого Духа — Утешителя, чтобы Тот подкрепил их человеческие силы. Есть ли еще обетование, которое бы проявлялось и исполнялось в церквах так плохо, как обетование о Святом Духе? Когда пренебрегают этим благословением, от которого зависят все другие благословения, то это неизбежно приводит к духовному голоду. Это обличение относится к тем, кто проповедует народу. Церковь должна воспрянуть и не довольствоваться малым.

[189]

Наша нужда в Святом Духе. О, почему члены наших церквей пренебрегают теми благодатными возможностями, что были дарованы им? Они не сознают своей нужды в животворном влиянии Духа Божьего. Церковь может сказать, подобно Марии: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20:13).

Служители, проповедующие истину для настоящего времени, признают обличающую и преобразующую роль Духа Божьего, и это находит свое отражение в проповеди Слова, но они не понимают, что без Его влияния невозможно приобретение глубоких, практических знаний. Недостаток благодати и слабое воздействие Божественной истины на их сердца мешают им усвоить духовные вопросы и открыть общинам глаза на их насущную нужду. Так они постепенно слабеют, останавливаются в духовном росте, потому что в основе их служения лежит законническая религия. Сила благодати Божьей не является для них живой силой, настоятельной потребностью, неизменным принципом.

О, если бы все могли осознать это и принять весть, данную нам Богом! Он посылает Своих слуг нести людям истину, которая возносит крест, и потому упускается из виду и часто оказывается погребенной под хламом формальности. Ее следует вызволить оттуда и поместить в рамку истины для настоящего времени. Ее притязания должны быть признаны справедливыми, и на должна занять свое место в трехангельской вести.

Пусть служители Христовы назначат пост, объявят торжественное собрание и взыщут Бога, пока не найдут Его. Призывайте Его, склонившись у подножия Голгофского креста. Оставьте всякую гордость и как пастыри церкви плачьте между притвором и жертвенником: «Пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание. Соверши через нас Твою волю, но не отними Твоего Святого Духа от нас, народа Твоего». Молитесь же, молитесь об излитии Духа Божьего! (Рукопись 27, 1889г.).

[190]