Глава VIII. Бережливость и самоотречение

Бережливость в расходовании средств — прекрасная отрасль христианского знания. Данный вопрос недостаточно тщательно изучается теми, кто занимает ответственные должности в наших учреждениях. Деньги — это прекрасный дар от Бога. Когда они попадают в руки Его детей, то превращаются в хлеб для голодных, питье для жаждущих и одежду для нагих, защищают угнетаемых и восстанавливают здоровье больных. Деньги не следует транжирить или тратить без надобности ради удовлетворения собственной гордости или тщеславия.

Чтобы удовлетворять реальные запросы людей, необходимо руководствоваться твердыми религиозными принципами. Когда христиане соприкасаются со светскими людьми, они не должны подражать неосвященным, стремясь ничем не отличаться от них. Разница между теми и другими должна быть заметной и явной. Они служат двум разным господам. Одни стараются идти путем смиренного послушания Божьим требованиям — путем простоты, скромности и кротости, подражая своему Эталону, Иисусу Христу. Другие являют собой прямую противоположность. Они служат миру, стремясь не отставать от его модных веяний, тратят много денег на одежду и удовлетворение своего аппетита. Это именно та область, в которой Христос поручает сотрудникам санатория конкретную работу. Мы не должны стирать грань между нами и светскими людьми, опускаясь до их уровня с той возвышенной тропы, которую Господь проложил для Своих искупленных. Но очарование христианской жизни, принципы, которым мы следуем в повседневной работе, подчиняя свои вкусы и страсти просвещенному рассудку, просто и со вкусом одеваясь и сохраняя свою речь в чистоте и святости, будут светом, освещающим путь людей, отягощенных неправильными и вредными привычками.

Есть слабые и суетные люди, не имеющие глубины мышления и силы принципа; они настолько неразумны, что позволяют поклонникам моды влиять на их образ жизни и уводить их от простоты Евангелия. Если люди мира сего видят, что исповедующие на словах новую жизнь тем не менее при первом

[572]

удобном случае потворствуют аппетиту и одеваются по обычаям мира, то рабы прихотей еще больше утверждаются в своих вредных привычках. Они приходят к выводу, что в конце концов они не так уж сильно заблуждаются, и что им необязательно производить большие перемены в жизни. Детям Божьим необходимо твердо отстаивать и поддерживать принципы правды и стараться исправить вредные привычки тех, кто поклоняется в капище моды, разрушить чары, которыми сатана околдовал этих бедных людей. Светские люди должны увидеть разительный контраст между собственной расточительностью и простотой реформаторов, подражающих Христу.

Секрет жизненного успеха — в добросовестном отношении к малому. Бог так же тщательно трудится над созданием простого листа, маленького цветка, ничтожной былинки, как и над созданием целой планеты. Сильный, красивый и уравновешенный характер складывается из добросовестного выполнения каждой обязанности. Всем братьям и сестрам нужно научиться быть верными как в малых, так и в больших делах. Их труд не выдержит Божественной проверки, если они не будут добросовестно, прилежно и бережно относиться к малому.

Всем сотрудникам наших учреждений нужно ревниво оберегать Божье имущество, чтобы ничего не пропадало, даже если данный вопрос не входит в их компетенцию. Каждый может внести свой вклад в экономию ресурсов. Всем следует выполнять свою работу не ради людской похвалы, но чтобы она выдержала испытующий взгляд Бога.

Однажды Христос дал Своим ученикам урок бережливости, достойный самого внимательного изучения. Он сотворил чудо, накормив тысячи голодных людей, слушавших Его проповедь; однако после того как все насытились. Он не позволил выбросить оставшееся. Тот, Который мог в случае необходимости накормить огромное множество народа Своей Божественной силой, велел ученикам собрать остатки, дабы ничего не пропало. Этот урок был дан не только для живших во дни Христа, но и для нашей пользы. Сын Божий заботится о земных нуждах. Он не пренебрег тем, что осталось после

[573]

совместной трапезы, хотя мог устроить такой же пир в любое время. Сотрудники наших учреждений поступят хорошо, если усвоят этот урок: «Соберите оставшееся, чтобы ничего не пропало». Это долг каждого, но пример обязаны подать руководители.

Люди, которые охотно откликаются на призыв жертвовать на дело Божье, а также помогать страждущим и нуждающимся, никогда не будут недобросовестно, небрежно, халатно вести свои дела. Они всегда внимательно следят за тем, чтобы их расходы не превышали доходов. Они экономят из принципа и считают это своим долгом, ибо в противном случае они не смогут жертвовать.

Некоторые работники, подобно сынам Израилевым, дают волю извращенному аппетиту и старым вредным привычкам. Как и древние израильтяне, они хотят есть египетский лук и чеснок. Всем сотрудникам наших учреждений следует строго придерживаться законов жизни и здоровья и своим примером не давать повода окружающим лелеять вредные привычки.

Именно неверность в малом постепенно и незаметно уводит душу от Бога. Согрешив один раз и вкусив запретный плод, Адам и Ева открыли те шлюзы, через которые на мир устремились потоки горя и несчастья. Кто-то может считать нарушение этих принципов мелочью, но мы видим, что даже одно нарушение имеет далеко идущие последствия. У небесных ангелов более широкое и возвышенное поле деятельности, чем у нас, но в отношении них справедливы те же принципы, что и в отношении нас.

Нельзя сказать, что скупость заставляет соответствующих руководителей обличать существующие пороки и требовать от всех сотрудников справедливости, бережливости и самоотречения. Оберегать интересы наших учреждений в данных вопросах — не значит терять необходимое достоинство. Люди, которые сами верны в мелочах, естественно, требуют того же и от окружающих. Во всех своих делах управляющим следует руководствоваться безусловной честностью и порядочностью и требовать этого от всех, кто работает под их руководством.

От честных и принципиальных людей не нужно запирать что-либо на ключ, за ними не нужно следить и их

[574]

необязательно контролировать. Они будут честно и достойно вести себя в любое время: и когда они остаются одни и ни один человеческий глаз их не видит, и когда они трудятся в коллективе. Они не запятнают свои души, и у них не будет никаких видов корысти или любостяжания. Они презирают низкие поступки. Хотя никто другой, возможно, и не узнает об их проступке, они сами будут это знать и потеряют уважение к себе. Неверные в малом, не выполняющие добросовестно своих обязанностей, не исправятся даже в том случае, если будут введены строгие правила, штрафы и взыскания за бесчестные проступки. Мало кто имеет нравственную выдержку, чтобы сопротивляться искушению, особенно в том, что касается аппетита;

немногие способны на самоотречение в данном вопросе. Для некоторых слишком сильное и непреодолимое искушение видеть, как кто-то трапезничает в третий раз; им кажется, что они голодны, хотя чувство голода вызывают не реальные физиологические потребности, а игра воображениями возникает оно в разуме человека, не укрепившего себя твердыми принципами и не приучившего себя к самоотречению. Никогда нельзя ослаблять и разрушать ограду самообладания и воздержания. Апостол Павел пишет язычникам: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться несовершенным» (2 Кор. 9:27).

Люди, не побеждающие в малом, не имеют нравственной силы, чтобы сопротивляться более сильным искушениям. Все, кто старается сделать честность главным принципом своих повседневных дел, должны стоять на страже и бороться с завистью, дабы не пожелать чье-то серебро, золото или одежду. Если они довольствуются удобной одеждой и хорошей едой, то им будет несложно удерживать сердце и руки от осквернения сребролюбием и нечестностью.

Привычки, сформировавшиеся в детстве и юности, более, чем какая-либо врожденная особенность, влияют на умственное развитие людей, делая их либо великими, либо ущербными и неполноценными, потому что самые выдающиеся дарования могут быть извращены и ослаблены вредными привычками. Характер в основном закладывается в юные годы. Правильные, добродетельные привычки, сформировавшиеся в юности, обычно сопровождают человека на протяжении всей жизни. В большинстве случаев чтущие Бога и стоящие за правду усвоили этот урок в юные годы, когда мир еще не успел

[575]

наложить на их души свою греховную печать. Мужчины и женщины зрелого возраста, как правило, невосприимчивы к новым впечатлениям и напоминают в этом отношении твердый гранит; но молодежь впечатлительна, и в юном возрасте легко можно сформировать добрый характер.

Сотрудники наших учреждений во многих отношениях имеют наилучшие возможности для развития правильных навыков. Никто не останется недосягаемым для искушения, ибо в характере каждого человека есть слабые стороны, на которые враг будет давить. Исповедующим имя Христа не следует, подобно самоправедному фарисею, с удовольствием перечислять собственные добрые дела, но всем нужно чувствовать необходимость поддерживать нравственность на высоком уровне посредством постоянного бодрствования. Верующим во Христа необходимо, подобно верным часовым, охранять крепость своей души и не допускать даже мысли, что можно хотя бы на мгновение ослабить бдительность. Их единственная безопасность в искренних молитвах и живой вере.

Люди, которые начинают вести себя небрежно и не следят за собой, запутываются в паутине греха раньше, чем успевают осознать это, и уже не могут выбраться из нее своими усилиями. Всем необходимо твердо взять себе за правило быть правдивым и честным в любой ситуации и с любым человеком. Независимо от того, богат человек или беден, есть у него друзья или ему приходится сражаться в одиночку, что бы ни случилось, он должен в силе Божьей принять решение, что никто и никогда не заставит его совершить ни одного даже незначительного неправильного поступка. Всем следует понять, что благополучие учреждений, созданных Богом в нашей среде, в какой-то степени зависит от каждого из нас в отдельности.

[576]