51. Воспитание в труде

Полезный физический труд является составной частью великого Плана Спасения. Великий Учитель, находившийся в столпе облачном, давал наставления Израилю в том, чтобы молодые люди были научены какому-нибудь полезному ремеслу. Поэтому все иудеи как богатые, так и бедные, обыкновенно учили своих сыновей и дочерей полезному делу. В таком случае при неблагоприятных обстоятельствах они были способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Наряду с высоким искусством они должны были постигать простой труд, изучать какое-нибудь ремесло. Это было необходимой составной частью воспитания.

Всестороннее образование

В наше время, как и во дни Израиля, каждый молодой человек должен научиться исполнять обязанности, встречающиеся в повседневной жизни. Каждый должен приобретать знание какой-либо специальности, посредством которой он мог бы в случае нужды добывать средства на пропитание. Это необходимо не только как ограждение против превратностей, но и как средство физического, умственного и морального воспитания. Если даже вам и не придётся обращаться к физическому труду как к средству существования, всё равно вы должны уметь работать физически. Без физических упражнений ни один человек не может иметь правильного телосложения и крепкого здоровья. Регулярный и хорошо продуманный физический труд существенно необходим для формирования ясного ума и благородного характера.

[178]

Учащиеся, которые приобрели теоретические знания, но не умеют применять их в деле, не могут рассматривать своё воспитание всесторонним. Способности, которые можно посвятить любому полезному делу, часто находятся в бездействии. Образование не сводится только к использованию умственных способностей. Для каждого молодого человека необходимы также физические упражнения в полезных делах, являющиеся составной частью его общего воспитания. Если этого нет, это значит, что в его воспитании — пробел.

Разнообразная физическая тренировка, поддерживающая организм в здоровом состоянии, способствует всестороннему воспитанию личности. Каждый учащийся должен ежедневно посвящать часть свободного времени активному физическому труду. Таким образом молодые люди научатся прилежанию и самостоятельности, которые будут для них ограждением против многих пороков, проистекающих вследствие безделья. И всё это находится в полном согласии с основной целью воспитания, потому что развивая в себе работоспособность, прилежание и нравственную чистоту, мы приходим в соприкосновение с нашим Творцом.

Плоды полезного труда

Наибольшей пользы нельзя достигнуть путём упражнения ради упражнений. Пребывание на свежем воздухе, равно как и физическая тренировка, дают некоторую пользу. Но если ту же энергию вложить в полезный труд, польза будет больше, потому что мы испытываем чувство удовлетворения от сознания хорошо выполненного дела.

[179]

Учащиеся, выпускники наших школ, должны иметь трудовые навыки, чтобы, когда они вступят в самостоятельную жизнь, могли применить на практике полученные знания. Прилежный физический труд также необходим, как и прилежное учение. Игры не обязательны; для всесторонне развитого в физическом и в умственном отношении человека они не представляют необходимости. Если бы время, отданное физическим упражнениям, ведущим, при неумеренности, в конечном итоге к истощению, было использовано в христианском труде, то оно имело бы на себе благословение Божье.

Умение правильно трудиться, полученное при сочетании физического труда с умственным, приносит с собой радость от сознания того, что наш труд тренирует наш ум и тело для наилучшего выполнения работы, порученной нам Господом в этом мире. Чем лучше молодые люди будут исполнять свои обязанности в жизни, тем полнее будет их радость в служении другим. Человек, научившийся полезному труду, имеет более обширные горизонты познания. Его воспитанный и дисциплинированный ум делает его способным приносить благословения другим людям.

Я не нахожу случая в жизни Христа, где бы Он отдавал Своё время играм и развлечениям. Он был великим Учителем как для временной, так и для вечной жизни, но мы не находим ни одного случая, где Он рекомендует Своим ученикам заниматься тренировками и физическими упражнениями…

Учитесь готовить пищу

Как юноши, так и девушки должны научиться правильно готовить пищу, обходясь без мяса.

[180]

Их не нужно поощрять к приготовлению блюд, состоящих из мяса, потому что это скорее ведёт к египетской тьме и невежеству, чем к чистоте и реформе здоровья.

Искусству готовить пищу должны в особенности научиться женщины. Что ещё в воспитании девушки может быть выше этого? В каких бы условиях она ни находилась, она должна уметь применять приобретённые знания…

На миссионерском поле

Знание всех сторон практической жизни поможет нашим молодым людям после окончания школы в их работе на зарубежных полях. Им не будет нужды обращаться к народу, которому они идут проповедовать, чтобы для них готовили пищу, засевали поля и строили жилища. Кроме того, их влияние на отсталых и невежественных людей будет тем большим, чем лучше они будут обучать их прогрессивным методам труда с наилучшими результатами. Чтобы поддерживать труд таких миссионеров, требуется меньше средств, потому что они используют свои физические возможности в соединении со своими умственными занятиями. Их вклад особенно неоценим там, где с денежными средствами дело обстоит туго. Своим примером они показывают, что миссионеры способны научить других полезному труду. И куда бы они ни отправились, практические знания, приобретённые ими в труде, сделают их полезными людьми. СРУС. 307-314.

[181]