Глава 34. Верность Богу во время гонений

(Деяния святых Апостолов 5:12—42)

С великой силой апостолы продолжали свое служение милосердия, исцеляя больных и успешно проповедуя истину о распятом и воскресшем Спасителе. Множество людей принимали крещение и присоединялись к Церкви, но из тех, чье сердце и разум не примирились с уверовавшими во Христа, никто не осмеливался изменить свою жизнь. Толпы народа стекались в Иерусалим, люди приносили больных и одержимых нечистыми духами. Многих страждущих клали на мостовую, когда мимо проходили Петр и Иоанн, чтобы их тени упали на больных и исцелили от болезней. И в самом деле, сила воскресшего Спасителя исходила от апостолов, и они творили чудеса и знамения. Соответственно ежедневно увеличивалось и число уверовавших во Христа.

[256]

Происходящее весьма беспокоило священников и правителей, особенно тех из них, кто принадлежал к саддукеям. Они понимали, что если позволить апостолам проповедовать о воскресшем Спасителе и совершать чудеса Его именем, то их, саддукеев, учение о том, что нет воскресения мертвых, будет всеми отвергнуто и их секта вскоре лишится приверженцев. Фарисеи, в свою очередь, видели, что проповедь о Христе и о Его воскресении наносит удар по иудейским обрядам, убеждая людей, что жертвоприношения потеряли всякий смысл. До этого все попытки подавить это новое учение потерпели неудачу; и теперь саддукеи и фарисеи твердо решили положить конец волнениям среди народа.

Ангел освобождает узников

Апостолов снова арестовали и бросили в темницу. Для суда над ними созвали синедрион. Помимо постоянных членов были приглашены многие ученые. Вместе они обсуждали, что делать с этими возмутителями спокойствия. «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушавши, вошли утром в храм и учили».

[257]

Когда апостолы появились среди верующих и рассказали, как ангел провел их прямо среди солдат, стерегущих темницу, повелев им возобновить прерванное священниками и правителями свидетельство, братья были несказанно изумлены и обрадованы.

Тем временем священники и правители, собравшиеся на совет, решили обвинить апостолов в мятеже и убийстве Анании и Сапфиры (см. Деян. 5:1—11), а также в заговоре против священников и приговорить их к смертной казни. Они надеялись, что это разъярит толпу, которая, взяв дело в свои руки, поступит с учениками так же, как с Иисусом. Синедрион знал, что многие, не принявшие учения Христа, устали от произвола иудейских властей и жаждали перемен, поэтому священники боялись, что, если эти недовольные примут истины, проповедуемые апостолами, и признают Иисуса Мессией, гнев всего народа обратится против них, религиозных вождей, и они вынуждены будут ответить за убийство Христа. Было решено принять эффективные меры, чтобы не допустить этого. Наконец они послали за узниками, находившимися, как все думали, в темнице. Велико же было их изумление, когда им доложили, что двери темницы тщательно заперты, стража на своих местах, но узников нигде нет.

Вскоре поступило сообщение: «Вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ». Несмотря на то, что апостолы чудом освободились из тюрьмы, они все же не были спасены от судебного разбирательства и наказания. Христос сказал, когда был с ними: «Смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища» (Мк. 13:9). Послав ангела, чтобы освободить их, Бог дал им понять, что Он заботится о них и пребывает с ними. Теперь им предстояло пострадать за Иисуса, о Котором они проповедовали. Все увиденное и услышанное произвело на людей такое впечатление, что священники и правители поняли — настроить народ против апостолов будет невозможно.

[258]

Второй суд

«Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями; приведши же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить об имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека». Теперь им вовсе не хотелось нести вину за убийство Иисуса, как тогда, когда они вместе с толпой нечестивых кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших».

Петр и другие апостолы защищались так же, как и в первый раз: «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Ангел, посланный от Бога, освободил их из темницы и повелел им учить в храме. Следуя его указанию, они поступали по велению свыше, и веление это они будут и дальше исполнять, чего бы это им ни стоило. Петр продолжал: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему».

Дух Святой сошел на апостолов, обвиняемые превратились в обвинителей, возложив ответственность за убийство Христа на священников и начальников, бывших членами синедриона. При этом иудеи пришли в такую ярость, что решили без дальнейшего суда и без разрешения римских властей предать узников смерти. Виновные в Крови Христа теперь жаждали запятнать свои руки кровью Его апостолов. Однако в синедрионе был один высокопоставленный и образованный человек, чей ясный ум увидел, что насилие, замышляемое священниками, приведет к ужасным последствиям. Бог избрал его из среды синедриона, чтобы остановить насилие и произвол священников и правителей.

[259]

Гамалиил, фарисей и ученый, человек безупречной репутации, будучи крайне вежлив, прежде чем обратиться к присутствующим в защиту обвиняемых, попросил, чтобы их вывели из зала суда. Затем он спокойно заговорил с большой предусмотрительностью: «Мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать: ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли; после него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались; и ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Священники не могли не признать резонности его доводов и вынуждены были согласиться с ним. Они весьма неохотно отпустили учеников, наказав их прежде розгами и запретив им под страхом смерти проповедовать об Иисусе. «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие; и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе».

Мнимое могущество преследователей апостолов поколебалось, когда они увидели свою неспособность одержать верх над этими Христовыми свидетелями, имевшими веру и мужество обратить свой позор в славу, а планы своих врагов — в радость за своего Господа, Который прежде них претерпел унижения и мучения. Итак, эти смелые ученики продолжали проповедовать людям истину о Христе и перед всем народом, и тайно, в домах людей, по просьбе хозяев, не осмеливавшихся еще открыто исповедовать свою веру из-за страха перед иудеями.

[260]