12. Страшный суд и новая земля

Панорама Святого города

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

Над престолом возвышается крест, и, быстро сменяясь, проходят сцены искушения и падения Адама и последующие события великого плана спасения. Скромное рождение Спасителя; Его юность, прошедшая в послушании и простоте; Его крещение в Иордане, пост и искушение в пустыне; Его служение, открывшее людям самые ценные благословения Неба; дни, насыщенные делами любви и милосердия; ночи молитвы и бодрствования среди гор; заговоры, вызванные завистью, ненавистью и злобой в награду за Его благодеяния; таинственная, страшная мука в Гефсимании под сокрушающим бременем грехов всего мира; вот Он предан в руки кровожадной толпы; вот страшные события той ужасной ночи, когда Его, узника, не оказывающего сопротивления, оставленного самыми близкими учениками, грубо толкая, вели по улицам Иерусалима; Сын Божий, приведенный толпой со злорадным торжеством к Анне, судимый в первосвященническом дворце; в судилище Пилата, перед трусливым и жестоким Иродом, где Он был осмеян, поруган, мучим и осужден на смерть, — все это люди видят воочию.

И теперь трепещущей толпе открываются последние сцены — терпеливый Страдалец идет на Голгофу; Царь Неба висит на кресте; надменные священники и глумящаяся чернь издеваются над Его предсмертными муками; сверхъестественная тьма; содрогающаяся земля, грохот разламывающихся скал, отверстые могилы, ознаменовавшие момент смерти Искупителя мира.

Это страшное зрелище предстает во всей своей подлинности. Сатана, его ангелы и приверженцы не могут отвести глаз от этой картины. И каждый участник вспоминает сыгранную им роль. Ирод, по приказу которого были убиты невинные младенцы Вифлеема, чтобы таким путем погубить Царя Израильского; подлая Иродиада, на совести которой лежит кровь Иоанна Крестителя; слабовольный, приспосабливающийся к обстоятельствам Пилат; глумливые солдаты; священники, начальники и обезумевшая толпа, кричащая: «Кровь Его на нас и на детях наших», — все они сознают чудовищность своей вины. Напрасно они пытаются укрыться от Божественного величия Его лица, сияние которого превосходит славу солнца, в то время как искупленные бросают свои венцы к ногам Спасителя и восклицают: «Он умер за меня!» 1

Исторические личности, представленные на суде

«Мною клянусь… предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него» (Ис. 45:23, 24).

Среди сонма искупленных есть и апостолы Христа. Здесь мужественный Павел, пламенный Петр, любящий и любимый Иоанн и их прямодушные собратья и вместе с ними огромное множество мучеников, а за стенами находятся те, кто преследовал, заточал в темницу, убивал их, исполненные всевозможных пороков и мерзостей. Здесь Нерон — это жестокое и порочное чудовище. Он видит теперь радость и счастье тех, над кем некогда издевался и в чьих страшных мучениях находил сатанинское наслаждение. Его мать также здесь — она видит плоды своих трудов: ведь, унаследовав от нее определенные черты характера, находясь под ее влиянием и руководствуясь ее примером, ее сын совершил преступления, которые заставили содрогнуться мир 2.

Там… гордый, честолюбивый Наполеон, приближение которого заставляло трепетать царства 3.

Здесь папские служители и прелаты, которые мнили себя посланниками Христа, пытками, темницами, кострами делая все возможное, чтобы поработить совесть Его народа. Здесь высокомерные папы, которые мнили себя выше Бога и присвоили себе право изменять Закон Всевышнего. Эти так называемые отцы церкви должны будут дать отчет Господу, от Которого они так желали бы уклониться. Слишком поздно они убеждаются, что Всеведущий Бог — Ревнитель Своего Закона и что Он ни в коем случае не оправдывает виновного. Они видят теперь, что Христос на стороне страдальцев, и сознают всю силу Его слов: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Все нечестивые, обвиняемые в измене небесному правлению, теперь предстали перед судом Божьим. У них нет защитника; для них нет оправдания, и им выносится приговор вечной смерти 4.

Нечестивые признают Божью справедливость

«Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога»» (Рим. 14:10, 11).

Как зачарованные нечестивцы смотрят на воцарение Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного закона, заповеди, которые они отвергали и нарушали. Они слышат голоса искупленных, полные изумления, восторга и обожания, и когда чарующие звуки музыки доносятся и до толпы, стоящей за воротами города, все единогласно восклицают: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3) и, простершись ниц, поклоняются Князю жизни.

При виде славы и величия Христа сатана был словно поражен молнией. Тот, кто некогда был осеняющим херувимом, вспоминает, откуда он ниспал. Светлый серафим, «сын зари», как он изменился! Как он пал! Он навсегда исключен из совета, где когда-то пользовался уважением. Он видит, что теперь другой ангел стоит перед Отцом, осененный Его славой. Он видит, как могучий, с величественной осанкой ангел возлагает на голову Христа венец, и знает, что эта высокая честь могла принадлежать ему, Люциферу.

На память ему приходит обитель его невинности и чистоты… Оглядываясь на свое царство, плоды своих трудов, сатана видит только поражение и гибель…

Настанет время, когда его восстанию будет положен конец и обнаружатся намерения и сущность сатаны. Этот великий обманщик полностью разоблачает себя последней попыткой лишить Христа престола, уничтожить Его народ и завладеть градом Божьим. И все, объединившиеся с ним, видят полнейший провал своих замыслов… Все испытывают к нему отвращение.

Сатана видит, что его своеволие, выразившееся в восстании, сделало невозможным его пребывание на небе. Он упражнял свои силы в борьбе против Бога; чистота, мир и царящая на небе гармония были бы для него наивысшей мукой. Его обвинения против милосердия и справедливости Божьей теперь умолкают. Вызов, который он стремился бросить Иегове, полностью обратился против него самого. Теперь сатана склоняет голову и признает справедливость вынесенного ему приговора 5.

Божий характер оправдан

«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Все вопросы истины и заблуждения, бывшие предметом долгих споров, теперь становятся ясными. Взору всех сотворенных разумных существ открываются последствия восстания, результаты отвержения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит, к чему приводит правление сатаны и к чему — правление Божье. Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью оправданы. Все поймут, что во всех Своих действиях в этой великой борьбе Он преследовал цель вечного блага для Своего народа, а также для всех сотворенных Им миров. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои» (Пс. 144:10). История греха вечно будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Господом существ неотделимо от соблюдения Закона Божьего. Перед очевидностью великой борьбы вся Вселенная, и верные Богу, и мятежники, единодушно признает: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»

Всей Вселенной была ясно показана великая жертва, принесенная Отцом и Сыном ради человека. Пришел час, когда Христос занимает подобающее Ему по праву положение. Он прославлен превыше всех начальств, властей и всякого имени. Ради этой радости,— привести многих сыновей в славу — Он претерпел крест и пренебрег посрамлением. И хотя Он пережил непостижимые мучения и позор, Его радость и слава несравненно выше. Он смотрит на искупленных, на Свой образ, восстановленный в них, на каждое сердце, носящее совершенную печать Божества, на каждое лицо, уподобленное своему Царю. Он с удовлетворением видит в них плоды подвига, который совершила Его душа. Затем все праведные и нечестивые слышат Его слова: «Вот искупленные Моей Кровью! За них Я страдал, за них Я умер, чтобы они были вместе со Мной во веки и веки». И искупленные, стоящие у престола в белых одеждах, возносят хвалебный гимн: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12) 6.

Грех и грешники уничтожены

«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).

Хотя сатана и был вынужден признать справедливость Бога и верховную власть Христа, сущность его остается неизменной. Дух возмущения, подобно могущественному потоку, снова овладевает им. Исполненный ярости, он решает не сдаваться в великой борьбе. Настал момент последней отчаянной схватки с Небесным Царем. Он бросается в гущу своих подданных, старается воодушевить их своей яростью и убедить немедленно вступить в бой. Но из всех несметных полчищ, вовлеченных им в восстание, никто больше не признает его верховной власти* Его владычеству пришел конец. Нечестивые исполнены той же самой ненависти к Богу, что и сатана, но они видят, что дело их безнадежно и они не могут превозмочь Иегову. Воспламенившись гневом против сатаны и его сообщников, с демоническим бешенством они набрасываются на них.

Господь говорит: «Так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу». «Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней… Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор… Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя… ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:6—8, 16—19)…

Огонь падает с неба от Бога. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие извлекается. Из всех бездн выходит поедающее пламя. Даже скалы — и те горят. Пришел день, пылающий как печь. Стихии, земля и все дела на ней расплавляются от пылающего огня 7.

Единственное напоминание о грехе

«Гак праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику» (Притч. 11:31).

Нечестивые получают свое возмездие на земле (Притч. 11:31). Они будут, «как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1). Одни уничтожаются мгновенно, а другие будут мучиться много дней. Все будут наказаны сообразно делам своим. Грехи праведных возложены на сатану, и поэтому он должен страдать не только за свое противление, но и за все грехи, к которым подстрекал народ Божий. Он будет наказан гораздо строже прельщенных им. После того, как будут уничтожены все обольщенные им, он все еще будет жить и страдать. В очищающем огне нечестивые будут окончательно уничтожены — корень и ветви; сатана — корень, а его последователи — ветви 8.

Сатана и все, кто присоединился к нему в восстании, будут устранены… Тогда «не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его», и «будут, как бы их не было» (Пс. 36:10; Авд. 16) 9.

В то время как земля охвачена огнем Божьего мщения, праведники находятся в безопасности во Святом городе. Над участвовавшими в первом воскресении вторая смерть не имеет власти (Откр. 20:6). Если для нечестивых Бог — огонь поедающий, то для Своего народа Он — солнце и щит (Пс. 83:12) 10.

Огонь, истребивший нечестивых, очищает и землю. Удален всякий след проклятия. Вечно пылающий ад не будет напоминать искупленным о страшных последствиях греха.

Навеки останется только одно: следы распятия на теле нашего Искупителя…

Все, утраченное грехом, возвращается… Исполняется первоначальное намерение Бога, какое Он имел при сотворении земли, — она становится вечным жилищем искупленных. «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс. 36:29) 11.

Мы принадлежим к царской семье

«Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Может ли какое-нибудь земное преимущество сравниться с честью быть сыновьями Божьими, детьми Небесного Царя, членами царской семьи?.. Знатные здесь на земле — всего лишь люди. Они умирают и возвращаются в прах; их слава и честь не приносят вечной радости. Но честь, даруемая Богом, непреходяща. Быть наследниками Божьими, сонаследниками Христа значит иметь право на неисследимые богатства — сокровища столь ценные, что в сравнении с ними золото, серебро, драгоценные камни этой земли — ничто12.

Общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом облагораживает, возвышает, приобщает к радости неизреченной и преславной. Пища, одежда, общественное положение, богатство сами по себе имеют ценность; но связь с Богом и причастность к Его Божественной природе — вообще бесценны. Наша жизнь должна быть сокрыта со Христом в Боге, и хотя «еще не открылось, что будем», «когда явится Христос, жизнь наша», мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Царственное достоинство христианского характера будет сиять как солнце, и лучи света от лица Христа будут отражаться на тех, кто очистил себя подобно Ему. Даже если мы пожертвуем всем, чем владеем, будь то сама жизнь, — это невысокая цена за преимущество стать сыновьями и дочерями Божьими 13.

Когда Иоанн, будучи еще смертным, взирал на славу Божью, он упал замертво. Он не смог перенести ее сияния. Но когда дети Божьи облекутся в бессмертие, они «увидят Его как Он есть». Они будут стоять перед престолом, принятые в Возлюбленном. Все их грехи изглажены, все беззакония омыты. Теперь они способны смотреть на немеркнущую славу престола Божьего. Они были сопричастниками Христа в Его страданиях, они были соработниками с Ним в деле искупления, и они будут радоваться с Ним, видя спасенные души в Царстве Божьем, чтобы славить Бога всю вечность 14.

Занятия, приносящие радость

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

Небеса — это место увлекательных свершений; все же для утомленных и обремененных, для тех, кто подвизался добрым подвигом веры, они будут и местом чудесного отдыха, ибо спасенным будет дана свежесть и энергия вечной юности, а борьбы против греха и сатаны больше не будет. Для этих энергичных тружеников состояние вечной праздности было бы невыносимым 15.

Жители Едема должны были ухаживать за садом, «возделывать и охранять его». Их занятия были не утомительны, но приятны и укрепляющи. Бог предназначил труд быть благословением для человека, дающим пищу уму, укрепляющим тело и развивающим способности. До грехопадения Адам находил наивысшее удовольствие в труде, физическом и умственном…

Хотя труд порой приносит усталость и страдания, те, кто смотрит на труд как на проклятие, глубоко заблуждаются. Богатые люди часто с презрением относятся к трудящимся, но такое отношение к труду резко противоречит Божьему замыслу при сотворении человека. Но что стоит богатство даже самых состоятельных людей по сравнению с наследием, полученным Адамом? И все же Адам не должен был проводить время в праздности. Наш Творец прекрасно понимал, что необходимо для счастья человека, и поэтому дал ему возможность работать. Только тот, кто трудится, постигает истинную радость жизни 16.

На небе постоянно трудятся. «Отец Мой доныне делает, — сказал Христос, — и Я делаю». Ошибка предполагать, что после окончательного торжества, живя в обителях, приготовленных для нас, мы ничего не будем делать, но погрузимся в состояние блаженной праздности17.

Бог определил трудиться всем. Вьючное животное больше отвечает цели своего творения, чем праздный человек. Бог — постоянный Труженик. Ангелы тоже труженики: они служат для людей на земле. Те, кто ожидает, что на небе царит бездействие, будут разочарованы, потому что на небесах нет места для лености и праздности. Но утомленным и обремененным обещан покой. После всех своих трудов верный слуга войдет в радость своего Господа 18.

Новое небо и новая земля

«Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:11—13).

Ноги нечестивых никогда не осквернят землю, сотворенную заново. С неба от Бога сойдет огонь и уничтожит их — сожжет корень и ветви. Сатана является корнем, а.его последователи — ветвями 19.

Тот же самый огонь, посланный Богом, который уничтожил нечестивых, очистил всю землю. Разрушенные, стоящие в руинах горы расплавлены пылающим огнем, то же произошло с атмосферой, все нивы уничтожены. Затем перед нами открылось наше славное и прекрасное наследие, и мы наследовали всю землю, сотворенную заново 20.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). Огонь, истребивший нечестивых, очищает землю. Удален всякий след проклятия. Вечно пылающий ад не будет напоминать искупленным о страшных последствиях греха 21

Море разлучает друзей. Оно разделяет нас с теми, кого мы любим. Наши связи затрудняет широкий, необъятный океан. На новой земле больше не будет моря, там не будет «галер с веслами». В прошлом многие, любившие Бога и служившие Ему, приковывались цепями к галерам и были вынуждены выполнять приказы жестоких, бесчувственных людей. Господь глядел на их страдания с сочувствием и состраданием. Благодарение Богу — на земле, сотворенной заново, не будет больше ни бурных течений, ни поглощающего в пучину океана, ни беспокойных, ропщущих волн 22.

Пусть все прекрасное в нашем земном доме напоминает нам о кристальной реке и зеленых полях, колышащихся деревьях и живых источниках, сияющем городе и одетых в белую одежду певцах, о нашем небесном доме — мире красоты, который не может изобразить ни один художник и описать ни один смертный язык. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 23.

Смерти не будет уже — никогда!

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Когда мы войдем в Царство Божье, чтобы проводить там вечность, наши испытания, трудности, скорби покажутся нам ничтожными 24.

В доме искупленных не будет ни слез, ни погребальных процессий, ни признаков печали. «Ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис. 33:24). В течение всей вечности огромный поток счастья будет течь и углубляться…

Посмотрим самым серьезным образом на благословенное будущее. Проникнем верою сквозь все темные тучи и посмотрим на Того, Кто умер за грехи мира. Он открыл ворота рая всем, принявшим Его и поверившим в Него. Он дает им силу стать сыновьями и дочерями Божьими. Пусть же огорчения, которые так тяжко ранят нас, станут для нас поучительными уроками того, как двигаться к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе. Ободримся мыслью, что Господь скоро придет. Пусть эта надежда радует наши сердца…

Мы направляемся домой. Возлюбивший нас и отдавший ради нас Свою жизнь построил нам город. Новый Иерусалим — наше место покоя. В городе Божьем не будет печали. Там никогда не раздадутся стоны, плач по сокрушенным надеждам и похороненной любви. Скоро одежды скорби сменятся на свадебные одеяния. Скоро мы будем свидетелями коронации нашего Царя. Те, чья жизнь сокрыта со Христом, те, кто на этой земле подвизался добрым подвигом веры, будут сиять во славе Искупителя в Божьем Царстве.

Еще немного, и мы увидим Того, в Ком сосредоточены наши чаяния на вечную жизнь. И в Его присутствии все испытания и страдания этой жизни покажутся ничтожными… Взирайте, взирайте ввысь, и пусть ваша вера постоянно возрастает. Пусть эта вера ведет вас по узкому пути, который пролегает через ворота Божьего города в великий запредельный мир, в необозримое славное будущее, которое ожидает искупленных 25.

Наследие спасенных

«Народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис. 32:18).

В .Библии наследие спасенных названо «отечеством» (Евр. 11:14—16). Там Небесный Пастырь водит Своих овец к источникам живой воды. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат благу народов. Там текут вечные потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы, и горы Божьи вздымают свои вершины. И там в мирных долинах, на берегах живых потоков народ Божий — эти усталые скитальцы и путники — наконец обретет свою родину…26.

Там «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс». «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт». «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком… и малое дитя будет водить их». «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей», — говорит Господь (Ис. 35:1; 55:13; 11:6, 9)26. Там человек вновь обретет утраченное положение владыки природы, и низшие творения вновь признают его власть; свирепые животные станут кроткими, а робкие — доверчивыми 27.

На небе не может быть боли, там не будет больше ни слез, ни похоронных процессий, ни горестных рыданий. «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). «И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Откр. 21:4; Ис. 33:24) 28.

Там будут условия, в которых жили прародители в Едеме, жизнь в саду и на полях. «И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:21, 22) 29.

Едемский сад восстановлен

«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).

Едемский сад еще долго оставался на земле после того, как человек был изгнан из его пределов. Падший человеческий род мог еще долгое время взирать на святую родину, доступ к которой охранялся ангелами. У райских ворот, охраняемых херувимами, открывалась слава Божья. Туда ходили на поклонение Адам и его сыновья. Здесь они возобновили свой обет послушания тому Закону, нарушение которого привело к изгнанию из Едема. Когда беззаконие охватило всю землю и обреченные на гибель должны были погибнуть в водах потопа, рука, насадившая Едем, забрала его с земли. Но когда Творец воссоздаст «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), рай снова будет возвращен, только в еще большей славе, чем прежде.

И тогда те, кто соблюдал заповеди Божьи, будут на протяжении всех бесконечных веков дышать воздухом бессмертия под деревом жизни. Для жителей непадших миров тад блаженства будет образцом совершенной творческой деятельности Божьей, незапятнанной проклятием греха, — образцом того, чем должна была стать земля, если бы человек осуществил чудесные замыслы Творца 30.

Адаму вновь возвращается его первоначальное владычество. Безгранично счастливый, он любуется деревьями, которые когда-то восхищали его, — теми самыми деревьями, плоды которых он собирал еще в блаженные дни своей непорочности. Он смотрит на виноградные лозы, за которыми когда-то ухаживал; он видит те же цветы, о которых с радостью заботился. Он понимает реальность происходящего, он видит, что это — в самом деле восстановленный Едем 31.

Снова получив право на дерево жизни в давно утерянном Едеме, искупленные будут расти (см. Мал. 4:2) и развиваться до полноты совершенства и славы, которые человек имел в начале. Последние оставшиеся следы проклятия и греха сотрутся, и верные во Христе однажды явятся «в красоте нашего Господа», уподобившись разумом, душой и телом своему Господу. О, чудесное искупление, о котором так много рассуждали, так долго на него уповали; с такой радостной надеждой ожидали, но так до конца и не понимали 32.

Слава вечного мира

«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Не. 15:11).

Мне была открыта слава вечного мира. Я хочу сказать вам, что за небеса стоит бороться. Стоит посвятить всю свою жизнь тому, чтобы удостоиться общения с искупленными, со святыми ангелами и с Иисусом, Искупителем мира. Если бы мы могли лишь раз взглянуть на небесный город, то никогда не захотели бы жить на земле снова. На земле есть живописные места, и я наслаждаюсь прекрасными ландшафтами. Любуясь ими, я думаю о Творце. Но я знаю, что если я люблю Бога и соблюдаю Его заповеди, то на небесах меня ждет несравненно более величественная и вечная слава 33.

Земля, очищенная огнем, будет намного прекраснее. Вечнозеленые травы никогда не увянут. Там цветут розы, лилии и все виды цветов. Они никогда не поблекнут, не увянут, не потеряют своей красоты и благоухания.

Лев, которого мы вынуждены сильно бояться здесь, будет лежать вместе с ягненком, и всюду на новой земле царит мир и согласие. Деревья на новой земле — стройные и величественные, без малейшего недостатка.

Головы святых украсят венцы славы, в их руках — золотые арфы. Они заиграют на золотых арфах, запоют об искупительной любви и посвятят свою музыку Богу. Их прежние испытания и страдания в этом мире забудутся и покажутся незначительными среди славы новой земли 34.

Пусть все прекрасное в нашем земном доме напоминает нам о кристальной реке и зеленых полях, колышащихся деревьях и живых источниках, сияющем городе и одетых в белую одежду певцах, о нашем небесном доме — мире красоты, который не может изобразить ни один художник и описать ни один смертный язык 35.

Каким бы ни был в вашем воображении дом спасенных, помните — он более прекрасный, чем может нарисовать самое богатое воображение 36.

Человеческий язык не способен описать награду искупленных. Она станет понятной только тем, кто увидит ее 37.

В доме в Новом Иерусалиме

«А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Ис. 65:18).

Там Новый Иерусалим, столица прославленной новой земли, «венец славы в руке Господа, царская диадема — на длани Бога твоего». «Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному». «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою». Господь говорит: «И будут радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем»…

В граде Божьем «не будет ночи». Там никто не будет нуждаться в отдыхе или жаждать его. Исполнение воли Божьей и прославление Его имени не вызовет усталости. Мы всегда будем ощущать свежесть бесконечного утра. «И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22:5). Солнечные лучи заменит приятное мягкое сияние, во много раз превосходящее полуденный блеск светила. Слава Бога и Агнца немеркнущим светом наполняет Святой город. Искупленные ходят в славе вечного дня, хотя она исходит не от солнца.

«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Откр. 21:22). Народ Божий получит преимущество открытого, свободного общения с Отцом и Сыном. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12). Мы видим образ Божий, отраженный, как в зеркале, в творениях природы и в Его отношениях с людьми, но тогда мы увидим Его лицом к лицу, между нами не будет промежуточной завесы. Мы будем стоять в Его присутствии и видеть славу Его лица 38.

Там мы познаем подобно тому, как мы познаны. Там любовь и участие, которые Бог утвердил в душе, найдут свое наивысшее и прекраснейшее выражение. В будущем мы испытаем и чистое общение со святыми существами, и гармонию общения с блаженными ангелами, а также верными всех веков, и священные узы, которые соединяют вместе «всю семью на небесах и на земле» 39.

Нетленное наследие

«Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:12).

Выкуп был оплачен, теперь все могут идти к Богу и смиренной жизнью достичь вечности. Как же печально, что люди отворачиваются от нетленного наследия и живут для удовлетворения гордости, эгоизма, бахвальства… теряя благословение, которое они могли бы иметь в этой жизни и жизни грядущей. А они могли бы попасть на небеса и свободно, как равные, общаться со Христом, небесными ангелами, а также с приближенными Господа. Однако, как бы невероятно это ни звучало, они отвернулись от небесной славы.

Творец всех миров сказал, что тех, кто поверит в Его Единородного Сына как своего личного Спасителя, Он будет любить так же, как Он любит собственного Сына. Даже в настоящее время Его дивная благодать явлена нам в удивительной мере. Бог даровал .людям Христа — Свет и Величие небес, а вместе с Ним — все сокровища небес. Как ни велики Его обещания, касающиеся грядущего, Он также ниспосылает нам царственные дары уже в этой жизни, и Он хотел бы, чтобы, будучи подданными Его благодати, мы радовались всему, что облагородит, возвысит, расширит наше сердце. Он хочет, чтобы мы были достойны небесных обителей.

Но сатана борется за души людей… Он не желает, чтобы мы хоть мельком увидели будущую вечную славу, приготовленную будущим обитателям небес, или ощутили предвкушение небесного счастья…

Принимающие Христа как своего личного Спасителя имеют обещания для теперешней жизни и для жизни грядущей… Самый слабый ученик Христа может стать обитателем небес, наследником Божьим, обладателем нетленного, неувядаемого наследия. О, если бы каждый человек избрал небесный дар, стал наследником Божьим, обладателем нетленного наследия, то есть был бы неподвластен никакому разрушению, и это наследие называется вечность! О, изберите не этот земной мир, а лучшее наследие! Прокладывайте, настойчиво прокладывайте свой путь к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе 40.

Торжество Церкви

«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий» (Откр. 15:2).

Сейчас Церковь — борец. Сейчас мы стоим лицом к лицу с миром, находящимся во тьме, почти полностью погрязшим в идолопоклонстве. Но наступит день, когда битва будет выиграна, победа будет одержана. Воля Божья исполнится на земле, как она исполняется на небе. Спасенные народы не будут знать иного закона, кроме небесного. Все люди станут счастливой, дружной семьей, облеченные в одежды хвалы и благодарения — одеяния Христовой праведности. Вся природа в ее потрясающем великолепии воздаст Богу дань хвалы и любви. Мир будет купаться в небесном свете. Свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет в семь раз ярче, чем сейчас. Годы потекут в радости. Над всем этим утренние звезды будут петь хором и сыны Божьи восклицать от радости, когда Бог и Христос провозгласят: «Не будет больше греха и смерти».

Встаньте на пороге вечности и послушайте милостивое приглашение, обращенное к тем, кто в этой жизни сотрудничал с Христом, считая привилегией и честью пострадать ради Него. Вместе с ангелами они бросают свои венцы к ногам Искупителя, восклицая: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение… Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:12, 13).

Там искупленные приветствуют тех, кто указал им на вознесшегося Спасителя. Они объединяются в хвале Тому, Кто умер, чтобы люди могли иметь жизнь, соответствующую жизни Божьей. Борьба окончена. Все скорби и раздоры позади. Песни победы наполняют небеса, когда искупленные становятся вокруг престола Божьего. Все присоединяются к восклицанию: «Достоин Агнец закланный и искупивший нас Богу!» 41

Неожиданное вознаграждение

«Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6:8).

В этой жизни часто наше служение Богу кажется почти бесплодным. Мы серьезно и настойчиво можем стремиться делать добро, но нам не дано видеть результаты наших усилий. Что-то нам может казаться напрасным. Но Спаситель уверяет нас, что наше служение отмечено на небе и что награда будет непременно 42.

Бедная вдова, бросившая две лепты в сокровищницу Господа, придавала этому мало значения. Ее пример самоотречения повлиял на тысячи сердец в каждой стране и во все века. Он принес в сокровищницу Божью дары от знатных и простых, богатых и бедных. Он помог поддерживать миссии, учреждать больницы, кормить голодных, одевать нагих, исцелять больных и проповедовать Евангелие бедным. Множество получило благословение благодаря ее бескорыстному поступку. И в день Божий ей дано будет увидеть многочисленные плоды, которые он принес. То же произошло и с драгоценным даром, который Мария принесла Спасителю. Воспоминание о разбитом алавастровом сосуде вдохновило многих на служение любви! И как она обрадуется, когда увидит все это! 43

«Истинно говорю вам, — заявил Христос, — где .ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала». Глядя в будущее, Спаситель с уверенностью говорил о Своем Евангелии, что оно будет проповедано всему миру. И до тех пор, пока будет распространяться Благая весть, будет распространяться благоухание и дар Марии, на сердца людей будет снисходить благословение ее искреннего движения души. Царства будут возникать и распадаться, имена монархов и завоевателей исчезнут из памяти людской, но посту: пок этой женщины будет увековечен на страницах священной истории. И до тех пор пока не услышим весть «времени уже не будет» (Откр. 10:6), этот разбитый алавастровый сосуд будет повествовать о необычайней любви Бога к падшему человечеству 44.

Каждое побуждение Святого Духа, которое вело людей к доброте и Богу, отмечено в небесных книгах, и в день Божий всякому, ставшему орудием для действия Святого Духа, будет позволено увидеть результаты его жизни 45.

Занятия на новой земле

«И будут строить доты и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:21, 22).

Неправильно было бы предполагать, что после окончательного торжества, живя в обителях, приготовленных для нас, мы ничего не будем делать, но погрузимся в состояние блаженной праздности 46.

На обновленной земле искупленные будут проводить время в таких занятиях и удовольствиях, которые до грехопадения доставляли столько радости Адаму и Еве. Для них Едемская жизнь будет везде — ив саду, и на полях. «И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть, плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:21, 22) 47.

Там я видела великолепнейшие дома, словно сделанные из серебра, они опирались на четыре колонны, украшенные чудесными на вид драгоценными камнями. В них должны поселиться святые. В каждом была золотая полочка. Я видела, как многие святые входили в дом, снимали свои сияющие венцы и клали их на полку, а затем шли в поле около дома и трудились на земле, но не так, как мы трудимся сейчас; нет, нет. Вокруг их голов сиял свет славы, и они постоянно славословили Бога 48.

Станут развиваться все способности, умножится каждый талант. Приобретенные знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты, претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; и после этого откроются новые вершины, которые следует покорить; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты, требующие приложения сил, ума, души и тела 49.

Несравненная музыка

«И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10).

Там будет музыка и пение — такая музыка и такое пение, каких ни один смертный не слышал и не постигал, кроме как в видениях Божьих.

«И певцы, и играющие на инструментах будут там». «Они возвысят голос свой, они будут воспевать величие Господа». «Господь утешит Сион… и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселье будет в нем, славословие и песнопение» 50.

Мне был показан порядок, совершенный порядок небес, и я восхитилась, услышав там совершенную музыку. После того как видение закончилось, пение здесь, на земле, показалось мне грубым и нестройным. Я видела группы ангелов, выстроившихся в форме квадрата. Каждый держал золотую арфу. К арфам были прикреплены приспособления для настройки или изменения тональности. Их пальцы не бегали по струнам небрежно, но аккуратно касались разных струн, чтобы производить разные звуки. Ангел, который был ведущим, всегда первым касался струны и задавал тон, а затем все единодушно исполняли великолепную, совершенную музыку небес. Ее невозможно описать. Это небесная, Божественная мелодия, причем каждое лицо исполнителя сияет христоподобием и неизреченной славой 51.

Какова же будет песнь, когда встретятся искупленные с Господом!.. Все небеса наполнятся прекрасной музыкой и гимнами славословия Агнцу. Спасенные, навечно спасенные, наконец в царстве славы! Жизнь, соизмеримая с жизнью Бога, — вот их награда 52.

Человеческий язык слишком беден, чтобы описать славу небес. Когда передо мной возникают эти сцены, я теряюсь в изумлении. Очарованная превосходящим всякое воображение великолепием и потрясающей славой, я откладываю перо и восклицаю: «О, какая любовь! Какая дивная любовь!» Самый возвышенный язык не в состоянии описать славу небес и несравненные глубины любви Спасителя 53.

Наивысшее достоинство нашего Спасителя

«Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:6).

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). Огонь, истребивший нечестивых, очищает и землю. Удален всякий след проклятия…

Навеки останется только одно: следы распятия на теле нашего Искупителя. Раны на Его окровавленном челе, на боку, руках и ногах будут единственным напоминанием о жестокости греха. Взирая на славу Христа, пророк говорит: «От руки Его лучи; и здесь тайник Его силы!» (Авв. 3:4). Его пронзенный бок, откуда текла алая струя, примирившая человека с Богом, — это слава Спасителя, здесь «тайник Его силы». «Сильный, чтобы спасать» через жертву искупления, Он может произвести суд над теми, кто отверг милость Божью. И знаки Его унижения — это Его наивысшее достоинство, и в течение бесконечных веков Голгофские раны будут прославлять Его и проповедовать о Его силе 54.

Крест Христа станет предметом изучения и славословия искупленных на протяжении всей вечности. В прославленном Христе они будут видеть Христа распятого. Никогда не забудется, как Тот, Чья творческая сила сотворила и животворит несметные миры в необъятной Вселенной, — Возлюбленный Божий, Величие Неба, Которому с любовью поклоняются херувимы и серафимы, — смирил Себя, чтобы возвысить падшего человека; как Он понес на Себе всю вину и позор греха; как Отец скрыл от Него Свое лицо, пока скорбь погибшего мира не сокрушила Его и не лишила Его жизни на Голгофском кресте. Создатель всех миров, Вершитель всех судеб сложил с Себя славу и смирил Себя из любви к человеку — это будет постоянно вызывать изумление и восхищение всей Вселенной. Взирая на своего Искупителя, на вечную славу Отца, исходящую от Его лица, на престол, который пребудет вовеки веков, и зная, что Его Царство бесконечно, все искупленные народы выразят свои чувства в восторженном пении: «Достоин, достоин Агнец, Который был заклан и искупил нас Богу Своей драгоценной Кровью!» 55

Школа будущего

«Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр. 21:3).

Между образованием, которое получал человек в Едеме в самом начале, и образованием, ожидающим его в будущем, пролегла вся история этого мира — история человеческого преступления и страдания, Божественной жертвы и победы над смертью и грехом. Школа будущего не повторит в точности школу Едема. Дерево познания добра и зла больше не представляет опасности для искушения. Там не будет искусителя и возможности делать зло. Каждый искупленный прошел через испытание, и больше никто и никогда не окажется чувствительным к силе зла… Человек, восстановленный для жизни в присутствии Бога, будет снова, как и в начале, получать познание от Бога 56.

Наша жизнь здесь, на земле, является подготовительным этапом к вечной жизни. Образование, начатое в этой жизни, не окончится здесь же, оно будет продолжаться вечность — постоянно прогрессируя, не имея предела 57.

Каждый верный принцип, каждая истина, усвоенные в земной школе, найдут замечательное продолжение в небесной школе. Подобно тому как Христос ходил и беседовал со Своими учениками во время Своего служения на этой земле, Он будет учить нас и в вышней школе, ведя к реке воды живой и открывая нам истины, которые в этой жизни должны были оставаться скрытыми тайнами из-за ограниченности человеческого ума, сильно омраченного грехом 58.

Все будет открыто: и история возникновения греха, и пагубная ложь в ее нечестивых проявлениях, и истина, вступившая в единоборство с заблуждением и победившая его. Приподнимется завеса, разделявшая видимый и невидимый мир, и откроются чудесные вещи59.

Станут развиваться все способности, умножится каждый талант. Приобретенные знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты, претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; и после этого откроются новые вершины, которые следует покорить; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты, требующие приложения сил, ума, души и тела 60.

Христос будет нашим Учителем

«Народ Мой узнает имя Мое… узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!»» (Ис. 52:6).

Человек, восстановленный для жизни в присутствии Бога, будет снова, как и в начале, получать познание от Бога 61.

У нас нет ни малейшего понятия о том, что именно будет открыто нам. Со Христом мы будем гулять вдоль потоков живых вод. Он раскроет нам красоту и славу природы. Он откроет, Кем Он является для нас и кем мы — для Него. Истину, которую мы не можем постичь сейчас из-за ограниченности нашего ума, мы уразумеем в будущем 62.

В мире грядущем Христос поведет искупленных к реке жизни и будет учить их замечательным урокам истины. Он раскроет перед ними тайны природы. Они увидят, что рукой Господа содержится мир. Они оценят искусство, проявленное великим Художником в окраске полевых цветов; они узнают намерения милостивого Отца, посылающего каждый луч света, и вместе с ангелами искупленные воспоют в песнях благодарственную хвалу за великую Божью любовь к неблагодарному миру 63.

Там перед исследователем откроются необъятные горизонты и неизреченные богатства… Все будет открыто: и история возникновения греха, и пагубная ложь в ее нечестивых проявлениях, и истина, не уклонившаяся со своих прямых путей, вступившая в единоборство с заблуждением и победившая его. Приподнимется завеса, разделявшая видимый и невидимый мир, и откроются чудесные вещи 64.

С невыразимым восторгом дети Земли приобщатся к радости и мудрости непадших существ. Те поделятся с ними сокровищами своих знаний и мудрости, приобретенными в течение многих веков созерцания дел Божьих. И уходящие в вечность годы будут продолжать преподносить более славные откровения. Во веки и веки Бог будет ниспосылать Свои дары, которые «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20) 65.

Здесь нам следует получить такое воспитание, которое сделает нас способными жить с Богом в течение бесконечных веков. Воспитание, начатое здесь, будет совершенствоваться на небе. Мы только перейдем на более высокую ступень познания 66.

Наше обучение в грядущих веках

«Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:7).

Наука спасения есть наука всех наук; это наука, которую изучают ангелы и все разумные существа непадших миров; это наука, поглощающая внимание нашего Господа и Спасителя; это наука, которая занимает мысли Безграничного, — «о которой от вечных времен умолчано», — наука, которая будет предметом изучения Божьих искупленных все бесконечные века. Это самая возвышенная наука, которую только может постигать человек. Как ничто другое, она оживит ум и возвысит душу…

Тема искупления — это тема, в которую желают проникнуть ангелы; она будет наукой и песнью искупленных все бесконечные века. Разве эта тема не достойна тщательного изучения и глубокого размышления теперь?..

Изучение воплощения Христа, Его искупительной жертвы и посреднического служения будет занимать мысли прилежного исследователя столько, сколько длится время; и, глядя на небеса с их бесконечной чередой лет, он воскликнет: «Велика тайна благочестия!»

В вечности мы будем изучать то, что было бы открыто нашему разуму, прими мы просвещение, которое предлагалось нам здесь. Тема спасения будет занимать сердца и мысли искупленных все бесконечные века. Они поймут истины, которые Христос желал открыть Своим ученикам, но которые те из-за недостатка веры не могли постичь. Во веки и веки будут открываться новые грани совершенства и славы Христа. В течение бесконечных веков верный Домоправитель будет извлекать из Своей сокровищницы новое и старое 67.

Если бы мы могли достичь^ полного понимания Бога и Его истины, не было бы смысла в дальнейшем раскрытии истины, дальнейшем познании и дальнейшем развитии… Благодарение Богу — это не так. Поскольку Бог безграничен и в Нем сокрыты все сокровища мудрости, мы можем всю вечность постигать, изучать и никогда не исчерпать богатств Его мудрости, Его благости и Его силы 68.

Неисчерпаемая тема

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу… во что желают проникнуть Ангелы» (1Петр. 1:10-12).

В этой жизни мы только начинаем понимать чудесный план искупления. Своим ограниченным умом мы можем попытаться осознать позор и славу, жизнь и смерть, справедливость и милость, которые встретились на кресте, и тем не менее, даже максимально напрягаясь, не постигнем их полного значения. Грандиозность искупительной любви мы представляем себе весьма смутно. План искупления не будет полностью постигнут спасенными и тогда, когда они прозреют и познают многое, но на протяжении всей вечности их изумленному и восхищенному взору будут постоянно открываться все новые истины. Хотя скорби, болезни и искушения окончились и причина их удалена навсегда, все же народ Божий всегда будет иметь ясное представление о цене своего спасения…

Тайна креста объясняет и все другие тайны. В свете, струящемся с Голгофы, свойства Господа, которые раньше наполняли нас страхом и трепетом, предстают во всей своей красоте и привлекательности. Милость, сочувствие и отеческая любовь естественно сливаются со святостью, правосудием и силой. Взирая на величие Его трона, высокого и превознесенного, мы видим, как милостиво проявляется сущность Господа, и тогда нам наконец-то откроется подлинное значение этих бесценных слов: «ОТЧЕ НАШ».

Все увидят, что Тот, Кто безграничен в Своей мудрости, не мог спасти нас иначе, как пожертвовав Своим Сыном. Наградой за эту жертву будет радость видеть землю населенной счастливыми и бессмертными существами. Результатом борьбы нашего Спасителя с силами тьмы станет радость, дарованная искупленным для вечной славы Бога. Ценность каждой души настолько велика, что Отцу не кажется чрезмерной внесенная за нее плата, и Сам Христос «с довольством» взирает на плоды Своей великой жертвы 69.

Всю вечность сонм искупленных будет славить Господа 70.

Вселенная — поле для изучения

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103:24).

В этом мире мы можем только начать познавать Божьи дела и пути; изучение будет продолжаться всю вечность. Бог предоставил человеку темы для размышления, которые приведут в действие все способности его ума. Мы можем видеть проявления Творца в вышних небесах и здесь, на земле, и испытывать признательность и благодарность. Каждый наш нерв и каждое наше чувство отзовется на проявления Божьей любви в Его замечательных делах 71.

Когда завеса, скрывающая наше видение, удалится и нашему взору предстанет мир красоты, о котором теперь, глядя в микроскоп, мы имеем лишь смутное представление, когда мы увидим славу небес, теперь изучаемую через телескоп; когда губительное влияние греха исчезнет и вся земля явится в «красоте нашего Господа Бога» — какое поле для изучения откроется перед нами! Там ученый будет читать записи о творении и не обнаружит следов закона зла. Он будет слушать музыку голосов природы и не услышит печальных, трагических нот. Во всем творении он проследит один почерк — во всей необъятной Вселенной все несет на себе имя Божье, и ни на земле, ни на море, ни на небесах нет ни единого напоминания о зле 72.

Искупленные будут путешествовать от одного мира к другому, большую часть своего времени посвятив исследованию тайн искупления. И на протяжении всей вечности эта тема будет постоянно открываться их уму. Невозможно даже представить себе преимущества тех, кто победил Кровью Агнца и словом своего свидетельства 73.

Для изучения детям Божьим откроются все сокровища Вселенной. С невыразимым восторгом дети Земли приобщатся к радости и мудрости непадших существ. Те поделятся с ними сокровищами своих знаний и мудрости, приобретенными в течение многих веков созерцания дел Божьих. И уходящие в вечность годы будут открывать все более славные откровения. Во веки и веки Бог будет ниспосылать Свои дары, которые «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» 74

Будут посещаться новые миры

«Так говорит Господь… Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45:11, 12).

Видимо, многие считают, что Божью Вселенную составляют только этот мир и небесные обители. Но это не так 75.

У Бога мириады миров, и все они послушны Его Закону. Эти миры движимы желанием прославлять Творца. Когда обитатели этих миров видят, какая великая цена уплачена за искупление человека, они наполняются изумлением 76.

Господь показал мне другие миры. Мне были даны крылья, и ангел сопроводил меня из города к яркому, сияющему месту. Это место украшала живая зелень травы, а птицы пели свою мелодичную песнь. Тамошние жители были разного роста; они имели благородную, величественную, привлекательную осанку. В них отражался образ Иисуса, и их лица сияли святой радостью, выражая свободу и счастье.

Я спросила одного из них, почему они выглядели намного привлекательней жителей Земли. Ответ был таким: «Мы жили в строгом повиновении заповедям Божьим и не пали через непослушание, подобно жителям Земли». Затем я увидела два дерева, одно из них очень походило на дерево жизни в городе. Хороши были плоды обоих деревьев, но есть можно было только с одного дерева. Тамошние жители могли бы есть плоды с обоих деревьев, но это было запрещено. Затем сопровождавший меня ангел сказал: «Никто в этом месте не вкусил от запрещенного дерева; но если бы они съели, то пали бы».

Затем я попала в мир, где было семь лун. Там я увидела доброго старину Еноха… Я спросила его, сюда ли он был переселен с земли. Он сказал: «Нет, я живу в городе и прибыл сюда, чтобы посетить это место». Казалось, он чувствовал себя там как дома.

Я просила сопровождавшего меня ангела позволить мне остаться в этом месте. Мысль о возвращении в наш темный мир была для меня непереносимой. Тогда ангел сказал: «Ты должна возвратиться, и если останешься верной, то вместе с 144 тысячами будешь иметь преимущество посещать все миры и видеть дела рук Божьих» 77.

Рассуждения относительно новой земли

«Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25).

В наше время есть люди, которые считают, что на новой земле будут заключаться браки и рождаться дети, но верующие в Писания не могут принять этой точки зрения. Учение о том, что на новой земле будут рождаться дети, не входит в «вернейшее пророческое слово». Христос выражается достаточно ясно, так что непонимание исключено. Людям следует навсегда уяснить вопрос о браках и рождениях на новой земле. Ни те, кто воскреснет из мертвых, ни те, кто будет переселен, не увидев смерти, не будут жениться или выходить замуж. Они будут, как ангелы Божьи, члены царской семьи.

Мне бы хотелось сказать тем, кто держится точки зрения, противоположной этому ясному высказыванию Христа: в таких вопросах молчание красноречивее всего. Вынашивать предположения и теории в вопросах, которые Бог не открыл нам в Своем Слове, есть признак самонадеянности. Нам не следует заниматься умствованиями относительно нашего будущего состояния…

«Проповедуй слово, настой во время и не во время». Не кладите в основание дерево, сено и солому — ваши собственные догадки и предположения, которые не могут принести пользы никому.

Христос не скрыл истин, существенно важных для нашего спасения. Открытое принадлежит нам и детям нашим, но нам не позволено строить догадки относительно того, что для нас закрыто 78.

Мне было показано, что выдумки на духовную тему увлекают многих… Всем, вынашивающим эти несвятые мысли, я хочу сказать: остановитесь, ради Христа остановитесь, не делайте дальше ни шагу. Вы вступили на запретную территорию 79.

Господь предусмотрел все для нашего счастья в будущей жизни. Но Он не открыл нам Свои планы, а мы не должны строить свои догадки относительно их. Условия будущей жизни мы не должны измерять условиями этой жизни 80.

Христово Царство любви

«Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» (Дан. 7:27).

Правление Христова Царства непохоже на земное правление. Оно обусловлено сущностью тех, кто составляет Его Царство… Его двор — это место, где правит святая любовь. И службы, и все устроение пропитаны атмосферой милосердия. Его слуги должны проявлять милость, доброту, уподобиться Христу во всем своем служении…

Только сила Христа может преобразовать сердце и ум, и это преобразование должны испытать все, кто разделит с Ним новую жизнь в Царстве Божьем… Чтобы правильно служить Ему, мы должны родиться от Божественного Духа. Это очистит сердце, обновит мысли и даст нам новую способность познавать и любить Бога. Мы будем доброохотно повиноваться всем Его заповедям. Вот что значит воистину поклоняться Богу 81.

«Глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов… Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас… И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис. 33:20—24).

«А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю, — увещевает Господь, — ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля… И будут строить домы и жить ъ них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих… они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:18-25) 82.

Суббота в будущем

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца, в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22, 23).

В начале, окончив дело Творения на земле, Отец и Сын покоились в субботу. Сотворив «небо и землю и все воинство их» (Быт. 2:1), Творец и все небесные существа радовались, созерцая эту славную картину и «восклицали от радости» (Иов 38:7)… Когда же наступит время «совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:21), суббота Творения, день, в который Иисус покоился в гробнице Иосифа, по-прежнему будет днем отдыха и радости. Небеса и земля сольются в ликовании, и тогда «из субботы в субботу» (Ис. 66:23) спасенные народы будут радостно поклоняться Богу и Агнцу 83.

Спасенные народы не будут знать другого закона, кроме Закона Неба. Все станут жить единой счастливой семьей, облеченной в одежды хвалы и признательности. Глядя на эту картину, утренние звезды будут петь, сыны Божьи — ликовать от радости…

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь». «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие». «Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами». «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для Остатка народа Своего» 84.

И до тех пор, пока существуют небо и земля, суббота будет знамением силы Творца. И когда Едемский сад вновь расцветет на земле, святой день Божьего покоя будет почитаться всеми живущими под солнцем. «Из субботы в субботу» жители славной новой земли будут «приходить… пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23) 85.

Вечная безопасность

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (Зах. 14:9).

Великий план искупления увенчается полным возвращением земле Божественного благоволения. Bсe, что было потеряно из-за греховной жизни, будет восстановлено. Не только человек, но и земля будет искуплена, чтобы стать вечным наследием послушных. В течение шести тысяч лет сатана боролся за обладание землей. Теперь осуществится первоначальное намерение Божье, которое Он имел при ее творении. «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков» (Дан. 7:18).

«От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне» (Пс. 112:3). «В тот день будет Господь един и имя Его едино». «И Господь будет Царем над всею землею» (Зах. 14:9). «…Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс, 110:7, 8). Священные заповеди, которые сатана возненавидел и пытался уничтожить, будут возвеличены во всей безгрешной Вселенной 86.

Искупительное служение Христа оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена. Восстание никогда больше не повторится. Грех отныне никогда не нарушит гармонию Вселенной. В вечности все будут защищены от падения. Самоотверженная любовь Христа соединила жителей земли и небес с Творцом нерушимыми узами…

Где когда-то умножался грех, там стала изобиловать Божья благодать. Земля, которую сатана пока еще считает своей вотчиной, будет не только отнята у него, но и возвеличена. Наш маленький мир, над которым тяготело проклятие греха и который является единственным темным пятном в славном Божьем мироздании, получит особый статус среди прочих цивилизаций. Именно здесь, на нашей планете, где Сын Божий жил Среди людей, где Он, Царь славы, страдал и умер, — именно здесь Господь, сотворив все заново, поставит Свою скинию. «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». И бесконечные века искупленные будут ходить в свете Божьем и славить Его за неизреченный дар: «Еммануил… с нами Бог» 87.

Что вечность готовит для искупленных

«Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90:16).

Перед искупленным народом Божьим откроются для изучения все сокровища Вселенной. Освобожденные от уз смерти, они направят полет неутомимой мысли к далеким мирам, которые глубоко скорбели при виде человеческого горя и радостными гимнами приветствовали спасение каждой души. С невыразимым восторгом дети Земли приобщатся к радости и мудрости непадших существ. Те поделятся с ними сокровищами своих знаний и мудрости, приобретенными в течение многих веков созерцания дел Божьих. Незамутненным взором они будут созерцать славу творения — солнц, звезд и небесных систем, вращающихся в установленном порядке вокруг престола Божьего. На всем творении, от самого малого до самого великого, начертано имя Творца, и все открывает в себе богатства Его силы.

И уходящие в вечность годы будут открывать все более глубокие и славные истины о Боге и Христе. И по мере умножения познания будут увеличиваться любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им. И когда Иисус откроет перед ними богатства искупления и удивительные достижения великой борьбы с сатаной, сердца искупленных воспламенит еще большая любовь, и с еще большим восторгом они заиграют на золотых арфах, и несметное количество голосов присоединится к могучему хору славословия.

«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).

Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. Все бесчисленные творения исполнены согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей системы мироздания — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: «Бог есть Любовь» 88.

1. The Great Controversy, p. 666, 667 («Великая борьба»)

2. The Great Controversy, p. 667, 668 («Великая борьба»)

3. Early Writings, p. 293

4. The Great Controversy, p. 668 («Великая борьба»)

5. The Great Controversy, p. 668-670 («Великая борьба»)

6. The Great Controversy, p. 670, 671 («Великая борьба»)

7. The Great Controversy, p. 671, 672 («Великая борьба»)

8. The Great Controversy, p. 673 («Великая борьба»)

9. The Desire of Ages, p. 763 («Христос — надежда мира»)

10.The Story of Redemption, p. 429

11. The Great Controversy, p. 674 («Великая борьба»)

12. Review and Herald, June 10, 1884

13. Testimonies for the Church, vol.4, p. 357

14. Testimonies for the Church, vol.9, p. 285

15. The Great Controversy, p. 354 («Великая борьба»)

16. Patriarchs and Prophets, p. 50 («Патриархи и пророки»)

17. Review and Herald, May 17, 1898

18. Counsels to Parents, Teachers and Students, p. 280

19. Early Writings, p. 52

20. Early Writings, p. 54

21. The Great Controversy, p. 674 («Великая борьба»)

22. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 988

23. Review and Herald, July 11, 1882

24. The Faith I live by, p. 371

25. Testimonies for the Church, vol.9, p. 286-288

26. The Great Controversy, p. 675, 676 («Великая борьба»)

27. Education, p. 304 («Воспитание»)

28. The Great Controversy, p. 676 («Великая борьба»)

29. Education, p. 303, 304 («Воспитание»)

30. Patriarchs and Prophets, p. 62 («Патриархи и пророки»)

31. The Great Controversy, p. 648 («Великая борьба»)

32. The Great Controversy, p. 645 («Великая борьба»)

33. The Faith I live by, p. 364

34. The Youth’s Instructor, Oct. 1852

35. My Life Today, p. 175

36. Steps to Christ, p. 86 («Путь ко Христу»)

37. The Story of Redemption, p. 430, 431

38. The Great Controversy, p. 676, 677 («Великая борьба»)

39. Education, p. 306 («Воспитание»)

40. Foundations of Christian Education, p. 234, 235

41. The Ministry of Healing, p. 504-507

42. Testimonies for the Church, vol.6, p. 305

43. Testimonies for the Church, vol.6, p. 310

44. The Desire of Ages, p. 563 («Христос — надежда мира»)

45. Testimonies for the Church, vol.6, p. 310

46. Review and Herald, May 17, 1898

47. Prophets and Kings, p. 730, 731 («Пророки и цари»)

48. Early Writings, p. 18

49. The Great Controversy, p. 677 («Великая борьба»)

50. Education, p. 307 («Воспитание»)

51. Testimonies for the Church, vol.1, p. 146

52. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 982

53. Early Writings, p. 289

54. The Great Controversy, p. 674 («Великая борьба»)

55. The Great Controversy, p. 651, 652 («Великая борьба»)

56. Education, p. 301, 302 («Воспитание»)

57. The Ministry of Healing, p. 466

58. Counsels to Parents, Teachers and Students, p. 208, 209

59. Education, p. 304 («Воспитание»)

60. The Great Controversy, p. 677 («Великая борьба»)

61. Education, p. 302 («Воспитание»)

62. Signs of the Times, p.162 ,

63. My Life Today, p. 361

64. Education, p. 304 («Воспитание»)

65. Education, p. 307 («Воспитание»)

66. My Life Today, p. 361

67. My Life Today, p. 360

68. Signs of the Times, April 25, 1906

69. The Great Controversy, p. 651, 652 («Великая борьба»)

70. The Spirit of Prophecy.vol. 3, p. 261

71. Testimonies for the Church, vol.4, p. 581

72. Education, p. 303 («Воспитание»)

73. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 990

74. Education, p. 307 («Воспитание»)

75. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 990

76. Review and Herald, Sept. 25, 1900

77. Early Writings, p. 39, 40

78. Welfare Ministry, p. 99, 100

79. Welfare Ministry, p. 101

80. Welfare Ministry, p. 100

81. In Heavenly Places, p. 372

82. In Heavenly Places, p. 372

83. The Desire of Ages, p. 769, 770 («Христос — надежда мира»)

84. Prophets and Kings, p. 732, 733 («Пророки и цари»)

85. The Desire of Ages, p. 283 («Христос — надежда мира»)

86. Patriarchs and Prophets, p. 342 («Патриархи и пророки»)

87. The Desire of Ages, p. 26 («Христос — надежда мира»)

88. The Great Controversy, p. 677, 678 («Великая борьба»)