РазделXII Заключительные слова

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».

Сила для служения

В это опасное время Церковь нуждается в целой армии работников, которые, подобно Павлу, воспитали себя для полезного труда, имея святую ревность и богатый духовный опыт. Ей нужны освященные люди, способные на самопожертвование, — люди, которые не страшатся ответственности и испытаний; люди мужественные, в чьих сердцах живет Христос, «упование славы», и которые «проповедуют слово», потому что их уст коснулся священный огонь. Недостаток таких работников в деле Божьем и роковые заблуждения, подобно смертоносному яду, разлагают нравы и разрушают надежды большей части человечества (Деяния апостолов, с. 507).

Те, кто являются верными мужами в очах Божьих и потому записаны в небесные книги, — это люди, которые, подобно Даниилу, каждую черту характера оттачивают так, чтобы наилучшим образом представить Царство Божье миру, погрязшему в нечестии. Прогресс в знаниях важен, потому что, когда мы принимаемся за дело Божье, знание становится силой во благо. Миру нужны мыслящие, принципиальные, постоянно возрастающие в понимании и проницательности люди. Издательствам нужны специалисты, которых можно использовать наилучшим образом, чтобы у истины появились крылья и она поспешила бы к каждому

[506]

племени, языку и народу.

«Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, — повелевает нам Христос, — чтобы наполнился дом Мой» (Лк. 14:23). Повинуясь этому слову, мы обязаны идти к язычникам, находящимся рядом с нами, и к тем, кто далеко от нас. «Мытари и блудницы» должны услышать приглашение Спасителя. Благодаря доброте и долготерпению Его вестников приглашение становится собирающей силой, способной поднять опустившихся на самые глубины греха.

Христианские побуждения требуют, чтобы мы трудились, имея перед собой твердую цель, неугасимое желание и всё возрастающую настойчивость ради спасения тех душ, которых сатана стремится уничтожить. Ничто не может охладить искреннее, горячее желание, направленное на спасение погибающих.

Обратите внимание на то, что все Слово Божье, от начала до конца, пронизано духом Его неустанной любви, побуждающей всех прийти ко Христу. Мы должны использовать всякую возможность, в частной беседе и перед аудиторией, чтобы привлечь людей ко Спасителю, используя при этом каждый аргумент, любую вескую причину. Прилагая все наши силы, мы должны призвать их обратиться к Иисусу и принять Его жизнь, полную самоотречения и самопожертвования. Мы должны показать, что ожидаем радости в сердце Христа за них, используя каждый из Его даров для прославления Его имени (Служение исцеления, с. 164,165).

Наша работа признается Богом не на основании ее продолжительности, но благодаря нашей готовности и верности в этой работе. Истинное служение требует полной

[507]

отдачи нашего «я» Богу. Искренние и самоотверженные усилия в исполнении самых малых обязанностей более угодны Богу, чем даже огромная работа, но омраченная стремлением к самоугождению. Он хочет увидеть в нашем служении, насколько мы прониклись Духом Христа и насколько в нашей работе обнаруживается Его подобие. Он ценит не столько объем выполненной нами работы, сколько любовь и верность, которые мы проявляем, совершая ее.

Только тогда, когда искореняется себялюбие, когда исчезает стремление к превосходству, когда наше сердце переполняется благодарностью и любовь делает нашу жизнь благоухающей — только тогда Христос окончательно поселяется в нашей душе и мы признаемся как работники вместе с Богом (Наглядные уроки Христа, с. 402).

Из всех людей, живущих в мире, реформаторы обязаны быть самыми бескорыстными, самыми добрыми, самыми обходительными. В их жизни должна быть видна истинная добродетель бескорыстных деяний. Работник невежливый, нетерпимый к неведению или своенравию других, отличающийся опрометчивостью речи или действующий бездумно, может так закрыть двери сердец, что до них уже никогда больше не достучаться.

Как роса и тихие дожди изливаются на засыхающие растения, так и слова пусть мягко падают в сердца, когда вы пытаетесь вывести человека из заблуждения. Божий план таков, что прежде всего необходимо затронуть сердце. Мы призваны проповедовать истину с любовью, веря, что Он даст ей силу, чтобы преобразовать жизнь. Дух же Святой приложит к душе то слово, которое было произнесено с любовью.

По природе мы эгоцентричны и своевольны. Но когда мы принимаем те уроки, которым Христос желает научить нас, мы становимся соучастниками Его природы и, следовательно, живем Его жизнью. Удивительный пример Христа, безграничная нежность, с которой Он воспринимал

[508]

чувства других, плакал с плачущими, радовался с веселящимися, должны оказывать глубокое влияние на всех, кто искренне следует за Ним. Добрыми словами и поступками они будут стремиться облегчить тяготы тех, кто изнемог в пути (Служение исцеления, с. 157, 158).

Нельзя считать хорошим образованием простую передачу знаний, потому что подлинное образование — это наделение той животворящей энергией, что передается от ума к уму и от души к душе. Только жизнь может породить жизнь. Какое же преимущество имели те, кто на протяжении трех лет ежедневно соприкасался с Божественной жизнью — Источником всякого животворящего импульса для благословения этого мира! Иоанн, любимый ученик, более всех покорился силе этой дивной жизни. Он говорил: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам», «и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (2 Ин. 1:2; Ин. 1:16).

Апостолы Господа не отличались ничем, что могло бы их прославить. Очевидно, что всем успехом своего служения они были обязаны только Ему. Жизнь этих людей, характеры, которые они в себе воспитали, и те великие дела, которые Господь совершил их руками, — свидетельство того, как много Господь может сделать для всех, кто готов учиться и повиноваться Ему (Желание веков, с. 250).

Славе предшествует смирение. Для того, чтобы заполнить высокое место перед людьми. Небо избирает того, кто,

[509]

подобно Иоанну Крестителю, добровольно смиряется пред Богом. Тот ученик, который более всего уподобляется ребенку, более плодотворно трудится для Бога. Небесные существа могут сотрудничать с тем, кто старается не себя возвысить, а спасать людей. Тот, кто испытывает глубокую нужду в Божественной помощи, будет молить об этом, и Святой Дух поможет ему увидеть Иисуса, укрепив и возвысив ею душу. После общения со Христом он будет трудиться ради тех, кто погибает в своих грехах. Он помазан на свою миссию; и он преуспевает там, где многие образованные и мудрые терпят поражение (Желание веков, с. 436).

Призывающий людей к покаянию должен общаться с Богом в молитвах. Ему надо прильнуть к Всесильному, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Дай мне силы завоевывать души для Христа».

Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12). Когда мы осознаем свою слабость, мы учимся полагаться на силу свыше. Ничто не может так сильно завладеть нашим сердцем, как постоянное сознание нашей ответственности перед Богом. Ничто не влияет так глубоко на наше поведение, как сознание всепрощающей любви Христа. Мы должны соприкоснуться с Богом — тогда мы исполнимся Его Святым Духом, Который побуждает нас служить нашим ближним. Тогда радуйтесь, что через Христа вы соединились с Богом, стали членами небесной семьи. Если вы будете смотреть ввысь, то будете постоянно ощущать слабости человеческие. Чем меньше вы будете

[510]

лелеять свое «я», тем отчетливее и полнее будете понимать совершенство своего Спасителя. Чем крепче вы соединитесь с Источником силы и света, тем больший свет будет дарован вам и тем большие силы будут даны вам для дела Божьего (Желание веков, с. 493).

Нет ничего более необходимого в нашей работе, чем практические результаты общения с Богом. Нашей повседневной жизнью мы должны показывать, что имеем мир и покой в Спасителе. Его мир в нашем сердце озарит лицо и придаст голосу убеждающую силу. Общение с Богом облагородит жизнь и характер. Люди поймут, как это было и с первыми учениками, что мы были с Иисусом. Единение с Христом придаст работнику такую силу, которую ничто не может дать, и он не вправе позволить себе лишиться этой силы.

Мы должны жить двойственной жизнью: размышлять и действовать, тихо молиться и упорно трудиться. Сила, полученная от общения с Богом, объединенная с искренними усилиями по подготовке к умственной деятельности и заботой о других, подготавливает нас к исполнению ежедневных обязанностей и сохраняет наш дух в покое при любых обстоятельствах, какими бы трудными они ни были (Служение исцеления, с. 512).

Для посвященного труженика есть чудесное утешение в том, что даже Христос в продолжение Своей земной жизни просил Отца о свежем притоке благодати, в которой Он нуждался; после общения с Богом Он шел укреплять и благословлять других.

[511]

Посмотрите на Сына Божьего, склонившегося в молитве к Отцу! Хотя Он — Сын Божий, Он укрепляет Свою веру молитвой и, общаясь с Небом, приобретает силу для сопротивления злу и служения людей. Как Старший Брат рода человеческого Он знает нужды тех, кто, хотя и немощен и живет в мире греха и искушений, все-таки желает служить Ему. Он знает, что вестники, которых Он посылает, — слабые, заблуждающиеся люди; но всем, кто всецело посвящает себя служению Ему, Он обещает помощь свыше. Весь Его путь подтверждает, что искреннее и настойчивое обращение к Богу с верой, ведущей к полной зависимости от Бога и самоотверженному служению делу Евангелия, обеспечит людям помощь Святого Духа в борьбе с грехом.

Всякий работник, следующий примеру Христа, будет готов принять и использовать силу, которую Бог обещал Своей Церкви для соблюдения жатвы земли. День за днем, когда глашатаи Евангелия преклоняют колени перед Господом и обновляют свои обеты перед Ним, Он дарует им присутствие Своего Духа с Его возрождающей, освящающей силой. Приступая к выполнению ежедневных обязанностей, они имеют уверенность в том, что невидимое посредничество Святого Духа поможет им стать «соработниками у Бога» (1 Кор. 3:9). — Деяния апостолов, с. 56.

[512]

Награда служения

«Когда делаешь обед или ужин, — сказал Христос, — не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:12-14).

Этими словами Христос проводит разграничение между мирским своекорыстием этого мира и бескорыстным служением, пример которого Он оставил в Своей собственной жизни. За такое служение Он не предлагает мирских наград или общественного признания. «Ибо воздается тебе, — говорит Он, — в воскресение праведных». Тогда-то и проявятся результаты каждой жизни, и каждый пожнет то, что посеял.

Для любого работника Божьего такая мысль должна быть стимулом и ободрением. В этой жизни наша работа для Бога кажется почти бесплодной. Наши усилия, направленные на добро, могут быть искренними и упорными, тем не менее мы можем так и не увидеть результатов. Нам может казаться, что усилия потрачены напрасно. Но Спаситель уверяет нас в том, что наша работа отмечена на небесах и что воздаяние не замедлит. Апостол Павел, находясь под влиянием Святого Духа, написал: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9). А в словах псалмопевца читаем: «С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои» (Пс. 125:6).

[513]

Хотя великая окончательная награда будет дана только по пришествии Христа, чистосердечное служение Богу уже в этой жизни приносит вознаграждение. Работнику предстоит встретить на своем пути препятствия, сопротивление и горькие разочарования, разбивающие сердце. Он может и не увидеть плодов своего упорного труда. Но перед лицом всего этого служитель находит в своей работе блаженное воздаяние. Все, предающие себя Богу для бескорыстного служения человечеству, сотрудничают с Господом славы. Эта мысль облегчает всякий труд, она укрепляет волю, поднимает дух, чтобы мужественно встретить все, что бы ни случилось. Трудясь с бескорыстным сердцем, облагороженным соучастием в Христовых страданиях, соучаствуя в Его сострадании, такие работники помогают усилиться потоку Его радости и принести честь и хвалу Его превознесенному имени. Общаясь с Богом, Христом и святыми ангелами, они окружены небесной атмосферой, дающей здоровье телу, силу — уму и радость — душе.

Все, кто посвящает свое тело, душу и дух служению Богу, будут постоянно получать новое излитие физических, умственных и духовных сил. Неистощимые запасы неба всегда к их услугам. Христос дает им дыхание Своего собственного духа, жизнь Своей собственной жизни. Святой Дух прилагает всю Свою энергию, чтобы совершить работу в сердце и в разуме.

«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет». «Ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»». «Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь

[514]

вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:8-11).

Многочисленны обетования Божьи для тех, кто служит обездоленным Его. Он говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его». «Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину» (Пс. 40:2-4; 36:2). «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет». «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его». «Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч. 3:9, 10; 11:24; 19:17; 11:25).

Хотя плод работы Божьих тружеников в большинстве своем не виден в этой жизни, они имеют верное обетование об окончательном успехе. Христос как Искупитель мира постоянно смотрел в лицо явной неудаче. Казалось, что Он делает не так много, как Ему хотелось бы, в возвышении и спасении душ. Сатанинские силы постоянно чинили препятствия на Его пути. Но Христос не разочаровывался. Задолго до Своего явления в этот мир Он уже видел результат

[515]

Своей миссии. Спаситель знал, что в борьбе со злом истина в конце концов восторжествует, и ученикам Своим Он сказал: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Жизнь учеников Христа должна быть такой, как у Него, то есть серией непрерывных побед, не такой, какой мы видим ее здесь, но как в великом завтра.

Все, кто трудится на благо других, работают в союзе с небесными ангелами. Они постоянно пребывают в их обществе, пользуются их постоянным служением. Ангелы света и силы всегда рядом, для того чтобы защитить, утешить, исцелить, наставить, вдохновить нас. Наивысшее образование, истиннейшая культура, наиболее возвышенное служение, доступное людям в этом мире, принадлежат им.

Часто наш милосердный Отец ободряет Своих детей и укрепляет их веру, позволяя им уже здесь увидеть свидетельство силы Его благодати над сердцами и жизнью тех, ради кого они трудятся. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего

[516]

Я послал его. Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55:8-13).

В преобразовании характера, изгнании недобрых мыслей, развитии возвышенных даров Святого Духа Божьего мы видим исполнение обетования: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт». Мы увидим, что пустыня жизни «возрадуется… и расцветет как нарцисс» (Ис. 35:1).

Христос с радостью берет с виду безнадежный материал — тех, чье достоинство сатана унизил и через кого он насаждал грех, — и делает их подданными Своей благодати. Иисус с радостью освобождает их от страданий и от гнева, который должен пасть на непослушных. Он делает Своих детей орудиями в свершении Его дела, и в успешной работе, даже в этой жизни, они находят драгоценное воздаяние.

Но даже это несравнимо с той радостью, которую они будут испытывать в великий день последнего явления. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (см. 1 Кор. 13:12).

Награда работников Христовых — войти в радость Его. Та радость, которой ожидает со страстным желанием Сам Христос, представлена в Его просьбе к Своему Отцу: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17:24).

Ангелы готовы были принять Иисуса, после того как Он

[517]

вознесся на небо по воскресении Своем. Воинство небесное жаждало вновь повстречать своего любимого Полководца, возвратившегося к ним из темницы смерти. С радостью бросились они Ему навстречу, как только Он вошел в небесные ворота. Но Он остановил их. Сердце Его осталось с одинокими, скорбящими учениками, которых Он оставил на Елеонской горе. Оно все еще было на земле с Его борющимися детьми, которым предстояло сражение с разрушителем душ. «Отче, — говорит Он, — которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною».

Искупленные Христовы являются Его жемчужинами, Его драгоценными и особыми сокровищами. Они будут подобны «камням в венце», «надежда призвания Его, и… богатство славного наследия Его для святых» (Зах. 9:16; Еф. 1:18). На них «Он будет смотреть с довольством» (Ис. 53:11).

И не возрадуются ли и ученики Его, когда также увидят плоды своего труда? Апостол Павел, обращаясь к новообращенным в Фессалонике, говорит: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость» (2 Фес. 2:19, 20). И призывает филиппийских братьев быть «неукоризненными и чистыми», сиять, «как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» (Флп. 2:15, 16). В книгах небесных отмечается каждое побуждение Святого Духа, приводящее людей к благочестию и Богу, и в день Господень

[518]

каждый, отдавший себя на служение Святому Духу в качестве Его орудия, получит разрешение увидеть то, что было совершено в его жизни.

Удивительным будет открытие, когда перед взором предстанут лучи святого влияния вместе с драгоценными результатами. Какую благодарность испытают те души, которые встретят нас на небесах, поняв тот сочувственный, любящий интерес, который был проявлен для их спасения! Богу и Агнцу будет воздана всякая хвала, честь и слава за наше искупление. Но слава Божья не потеряет ничего, если будет выражена благодарность тем, кого Он использовал для спасения душ, обреченных на погибель.

Искупленные встретятся и узнают тех, чье внимание они привлекли к превознесенному Спасителю. Какую радостную беседу будут они иметь с этими душами! «Я был грешником, скажет один из них, — без Бога и без будущего, а вы пришли ко мне и привлекли мое внимание к драгоценному Спасителю как к моей единственной надежде. И я поверил в Него. Я покаялся в своих грехах и теперь восседаю вместе с Его святыми на небесах во Христе Иисусе». Другой скажет: «Я был язычником в языческой стране. Вы оставили своих друзей и уютный дом и приехали, чтобы научить меня, как найти Иисуса и верить в Него как в единого истинного Бога. Я оставил своих идолов и поклонялся Богу, и теперь вижу Его лицом к лицу. Я спасен, навсегда спасен, чтобы вечно созерцать Того, Которого люблю. Тогда я видел Его только глазами веры, но теперь вижу Его Таким, Какой Он есть. Теперь я могу выразить свою благодарность за Его искупительную милость к Тому, Кто возлюбил меня и омыл меня от грехов Своей собственной Кровью».

Иные выразят свою благодарность тем, кто накормил голодных и одел нагих. «Когда разочарование связало мою

[519]

душу неверием. Господь послал мне вас, — скажут они, — чтобы вы произнесли слова надежды и утешения. Вы удовлетворили мои физические нужды и открыли мне Слово Божье, пробудив во мне мои нужды духовные. Вы отнеслись ко мне как к брату. Вы сочувствовали мне в моих печалях и восстановили мою пораженную и израненную душу, и я смог ухватиться за руку Христа, которую Он протянул, чтобы спасти меня. Видя мое невежество, вы терпеливо учили меня, что у меня есть Отец Небесный, Который заботится обо мне. Вы читали мне драгоценные обетования Божьего Слова. Вы зажгли во мне веру в то, что Он спасет меня. Сердце мое смягчилось, подчинилось, сдалось, когда я осознал ту жертву, которую Христос принес за меня. Я изголодался по хлебу жизни, и истина стала сокровищем моей души. И вот я здесь, спасенный, навечно спасенный, чтобы всегда жить в Его присутствии и восхвалять Того, Кто отдал Свою жизнь за меня».

Какая это будет радость, когда искупленные встретятся вместе и будут приветствовать тех, кто ради них нес тяжкое бремя! И те, кто прожил жизнь не в самоугождении, но был благословением тем обездоленным, которые имели так мало этих благословений, — как возрадуются их сердца в удовлетворении! Тогда они поймут смысл обетования: «И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:14).

«То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:14). — Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 305-312.

[520]

Для дополнительного изучения

Сила для служения

«Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 443, 444.

«Свидетельства для Церкви», т. 9, с. 28, 29, 40, 141—143.

«Воспитание», с. 51—70.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 249—251, 416, 417.

«Служение исцеления», с. 58. 139—160, 503—516.

«Наглядные уроки Христа», с. 36 —43, 336, 337.

«Деяния апостолов», с. 205, 241, 242, 464, 465, 478, 484, 514 — 528, 539—556, 564 — 567.

«Советы», с. 409, 410. 509. 510,513.

Награда сложения

«Воспитание», с. 305—309.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 223—225, 312, 328—332, 369 — 371, 623, 624, 827. 828.

«Наглядные уроки Христа», с. 58 — 61,397—404.

«Деяния апостолов», с. 601. 602.