Раздел IV Необходимые качества

«Во всем являем себя, как служители Божий».

Посвященность

Чтобы стать хорошим служителем, мало иметь одни лишь познания, приобретенные из книг. Трудящийся на стезе спасения душ должен обладать такими качествами, как посвященность, честность, интеллигентность, трудолюбие, энергичность и тактичность. Обладая такими качествами, человек не может быть на второстепенных ролях; напротив, он будет оказывать мощное благотворное влияние.

Христос привел Свои стремления и желания в строгое соответствие с той миссией, которую Ему надлежало выполнить, — с миссией, назначенной Ему Небесами. На первом месте у Христа всегда стояла работа, выполнить которую Он пришел в мир. Когда в детстве мать Иисуса нашла Его в школе раввинов, она сказала: «Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». На это Иисус ответил — ив ответе Его содержится лейтмотив всех Его жизненных трудов: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:48, 49).

Слуги Христа должны демонстрировать ту же святость, ту же посвященность, ту же подчиненность требованиям Слова Божьего, что являл Иисус. Он оставил дом, где имел безопасность и покой. Он оставил ту славу, которую разделял вместе с Отцом еще до сотворения мира; Он оставил Свое высокое положение во Вселенной, став страдающим

[112]

и подверженным искушениям человеком. Он пошел один, чтобы сеять в слезах, поливать Своей Кровью семена жизни для падшего мира.

Слуги Христовы должны поступать подобным же образом. Когда Бог призвал Авраама-стать сеятелем истины. Он повелел: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). «И пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). Авраам понес свет Божий, чтобы имя Его жило на земле. Он оставил свою страну, свой дом, родных и все то, что связывало его с земной жизнью, и стал странником и пришельцем.

Подобным же образом и молившемуся в Иерусалимском храме Павлу было дано повеление: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). Поэтому те, кто призван объединиться со Христом, должны оставить все и последовать за Ним. Следует разорвать все старые связи, пересмотреть жизненные планы, оставить земные упования. В труде и слезах, в одиночестве и жертвами должно сеять семена.

Люди, посвятившие свое тело, душу и дух Богу, будут непрерывно укрепляться физически, умственно и духовно. В их распоряжении неисчерпаемые небесные источники. Христос дает им дыхание Своего Духа и жизнь от Своей жизни. Святой Дух наделяет сердце и разум таких людей Своей преизбыточной силой. Благодать Божья расширяет и умножает их способности, и всякое совершенство Божественной природы приходит к ним на помощь в работе по спасению людей. Трудясь вместе со Христом, служители обретают в Нем полноту и, будучи

[113]

по-человечески слабыми, обретают способность совершать дела Всемогущего.

Искупитель не примет разделенного служения. Ежедневно служитель Божий должен познавать смысл смирения. Ему необходимо исследовать Слово Божье, постигая его смысл и повинуясь его принципам. Таким образом можно достичь идеала христианского совершенства. Изо дня в день Бог трудится над сердцем служителя, совершенствуя его характер, чтобы ему устоять во время последнего испытания. Каждый день верующий осуществляет возвышенный опыт перед людьми и ангелами, демонстрируя, что способно сделать Евангелие для падших людей.

Когда Христос призвал Своих учеников последовать за Ним, Он не рисовал перед ними никаких радужных картин относительно будущего. Иисус не обещал им ни достатка, ни мирских почестей. Ученики и не рассуждали о том, что они должны получить от Него. Матфею, сидевшему на своем месте сбора податей. Спаситель сказал: «Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9). Оставляя свою службу, Матфей не требовал зарплаты, которая соответствовала бы его прежнему заработку, без колебаний, не задавая вопросов, он последовал за Иисусом. Для Матфея было вполне достаточно, что он имел возможность пребывать со Спасителем, слышать Его слова и совместно с Иисусом выполнять Его работу.

Так же обстояло дело и с учениками, призванными чуть раньше. Когда Иисус сказал Петру и его спутникам следовать за Ним, они немедленно оставили свои лодки и сети. У некоторых из учеников были близкие, о содержании которых они заботились. Однако, услышав приглашение Спасителя, они не колебались и не спрашивали, как им жить и как содержать семью. Ученики послушно откликнулись

[114]

на призвание. Когда впоследствии Иисус спросил их: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» И они отвечали: «Ни в чем» (Лк. 22:35).

Сегодня Спаситель призывает нас выполнять Его работу, подобно тому как Он призвал Матфея, Иоанна и Петра. Если сердца наши затронуты Его любовью, вопрос о вознаграждении никоим образом не окажется для нас самым важным. Мы без опасений доверимся Его заботе, радуясь тому, что являемся соработниками Христа. Сделав Бога своей твердыней, мы обретем ясное понимание своего долга. Наши устремления станут бескорыстными, жизнь обретет смысл в благородной цели, которая возвысит нас над низменными, эгоистическими побуждениями.

Многие из тех, кого Господь мог бы использовать, не расслышат Его голос среди других и не прислушаются к Нему. Родные и друзья, старые привычки и связи оказывают на них столь сильное влияние, что Бог в состоянии дать этим людям лишь самые малые наставления, может сообщить им лишь самую малую толику Своих намерений. Господь мог бы сделать для Своих слуг куда больше, если бы они всецело посвятили себя Ему, если бы служение Ему стало более значимым, чем узы родства и все земные связи.

Необходима глубокая посвященность

Время требует большей энергичности и большей посвященности. Я взываю к Богу: «Восстань и пошли вестников, исполненных чувства ответственности. Да будут это люди, которые распяли в своем сердце лежащий в основе всяческого греха дух самопоклонения! Да будут это люди, желающие посвятить себя без остатка служению Божьему! Пусть души их откроются для восприятия святости работы и ответственности своего призвания. Пусть будет чужда им сама мысль о том, чтобы служить Богу вполсилы, не прилагая при этом ни усердия, ни молитвы».

Герцогу Веллингтону однажды довелось присутствовать

[115]

на встрече, где христианские работники обсуждали возможности для успешной миссионерской работы среди язычников. Они попросили герцога высказать свое мнение относительно того, возможно ли добиться в этом деле успеха, соизмеримого с затратами. Старый солдат отвечал им так:

«Джентльмены! Где ваш боевой приказ? Не об успехе вам надобно было бы рассуждать. Если я верно понимаю ваш боевой приказ, то он звучит так: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари». Джентльмены, повинуйтесь своему боевому приказу».

Братья мои. Господь грядет, и следует приложить все свои силы для завершения возложенной на нас работы. Я призываю вас всецело отдать себя работе. Христос отдал Свое время. Свою душу. Свои силы, чтобы трудиться ради блага и благословения человечества. Все дни Свои проводил Иисус в трудах, а все ночи — в молитвах, чтобы подготовить Себя к встрече с врагом и укрепиться для помощи людям, которые приходили к Нему в поисках облегчения. Подобно тому как живой ручей можно проследить по полосе произрастающей близ него зелени, Христа можно увидеть в тех милосердных деяниях, которыми обозначен каждый шаг Его пути. Где бы ни появлялся Иисус, Он дарил здоровье, и счастье расцветало там, где Он проходил. С такою простотой излагал Христос слова жизни, что понять их мог даже ребенок. Молодежь воспринимала Его дух служения и стремилась подражать Его благотворному примеру, помогая нуждавшимся в помощи. Слепой и глухой ликовали в Его присутствии. Слова Иисуса, обращенные к невежественным и грешным людям, раскрывали перед ними источник жизни. Спаситель щедро и непрерывно расточал Свои благословения. Это были богатства, собранные от вечности и данные во Христе, как дар Отца человеку.

[116]

Труженики для Бога должны иметь столь глубокую уверенность в том, что более не принадлежат себе, как будто

они получили запечатление. Им необходимо быть окропленными Кровью жертвы Христовой, и тогда, в духе полной посвященности, они примут решение, что по благодати Христовой они представят свои тела в живую жертву. Но как мало среди нас таких, кто воспринимает спасение грешников так же, как его рассматривает Небо и вся Вселенная, — как план, который от вечности Бог имеет в Своем замысле! Как мало среди нас таких, кто сердцем своим близок к Искупителю в этой серьезнейшей завершающей работе! Мы видим лишь крохи того сострадания, которое должно проявляться к погибающим душам. Столь многих необходимо предостеречь, но как мало тех, кто достаточно близок к Богу, чтобы стать всем или ничем, лишь бы видеть, как приобретаются души для Христа!

Перед тем как уйти, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:9). Елисей не просил для себя земных почестей или места среди великих мира сего. Он просил Духа, Которым наделен был человек, которого Бог намеревался почтить, вознесши живым на небеса. Елисей знал, что ничто иное не позволит ему в полной мере выполнить ту работу, которая от него потребуется.

Служители Евангелия, если бы подобный вопрос был задан вам, как бы вы ответили? В чем заключается величайшее желание вашего сердца, когда вы участвуете в служении Богу?

[117]

Тактичность

Работа по приобретению душ требует величайшего такта и мудрости. Спаситель никогда не скрывал истину, но изрекал ее всегда с любовью. В Своем общении с другими Иисус проявлял величайший такт. Он всегда был добрым и понимающим. От Христа никто не слышал грубости, никогда Он не произносил без нужды резких слов, никогда не ранил понапрасну чувствительную душу. Искупитель не порицал человеческую слабость. Христос бесстрашно обличал лицемерие, неверие и беззаконие, но слезы были в Его голосе, когда Он изрекал самые гневные Свои упреки. Правда в Его устах никогда не выглядела жестокой. Его голос всегда был исполнен глубокой нежности к человечеству. Каждая душа имела в Его глазах огромную ценность. Он держал Себя с Божественным достоинством; однако склонялся в самом нежном сострадании и сочувствии перед каждым членом Божьей семьи. В каждом Христос видел человека, в спасении которого заключалась Его миссия.

Рассудительность Павла

Служитель не должен исходить из того, что неверующим следует всякий раз говорить всю правду. Тщательно обдумав, служителю нужно решить, когда говорить, что говорить и о чем умолчать. Это вовсе не обман. Именно таким методом работал Павел. «Ибо, будучи свободен от всех, — писал он коринфянам, — я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть

[118]

подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (2 Кор. 9:19-22).

Павел стремился подойти к евреям таким образом, чтобы не пробудить в них подозрительности. Он никогда не говорил им сразу о том, что евреи должны уверовать в Иисуса Назорея. Нет, Павел начинал с пророчеств, повествовавших о Христе, Его миссии и Его работе. Шаг за шагом апостол вел вперед своих слушателей, демонстрируя важность почитания Закона Божьего. Он воздавал должное уважение церемониальному закону, показывая, что именно Христос установил еврейский уклад жизни и систему жертвоприношений. Далее Павел подводил своих собеседников к Первому пришествию Искупителя и показывал, что в жизни и смерти Христа нашло свое исполнение все то, что символизировал ритуал системы жертвоприношений.

К язычникам Павел подходил иначе. Он возвышал Христа, а затем излагал обязательные требования Закона. Апостол показывал, как свет, отраженный крестом Голгофы, придал значимость и славу всему еврейскому укладу жизни.

То есть в своей работе Павел использовал различные подходы, приспосабливаясь к конкретным обстоятельствам. Его терпеливый труд увенчался огромным успехом. И все же многих обратить так и не удалось. И сегодня есть люди, которых обратить не удастся, независимо оттого, как именно предлагать им истину. Служителю Божьему необходимо глубоко изучить наилучшие методы, чтобы не вызывать у людей чувства протеста или недоверия. Именно с этой задачей некоторым и не удается справиться. Следуя своим природным побуждениям, эти служители заперли двери, через которые — используй они другие методы в своей работе — им удалось бы найти доступ к сердцам — а через

[119]

них и к другим сердцам.

Работники Божьи должны быть людьми разносторонними, то есть они должны обладать широтой характера. Нельзя, чтобы это были люди ограниченные, использующие один-единственный подход к своей работе, не способные понять, что изложение истины, которую они предлагают, должно меняться в зависимости от того, что представляют собой те люди, среди которых они трудятся, и от конкретной ситуации.

От служителя требуется огромная деликатность, когда он сталкивается с отчужденностью, резкостью и противодействием. Более, чем кто-либо другой, он нуждается в мудрости, которая «во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Как роса и капли тихого дождя неслышно оседают на листья увядающего растения, так слова служителя должны ненавязчиво падать в сердца, когда он провозглашает истину. Ему надлежит приобретать людей, но не отталкивать их. Необходимо проявлять находчивость в ситуациях, которые не учтены никакими правилами.

Многие души сбились на неверный путь и были, таким образом, утрачены для дела Божьего из-за неумения и недостаточной мудрости служителя. В свою очередь, такт и рассудительность стократно повышают полезность работы служителя. Сказав верные слова своевременно и в должном духе, он завоюет сердце того, кому стремится помочь.

В новых полях

Если вы трудитесь в новом поле, не думайте, что ваш долг состоит в том, чтобы сразу заявить людям: «Мы — адвентисты седьмого дня. Мы верим в то, что суббота есть седьмой день. Мы не признаем бессмертия души». Этими словами вы, скорее всего, возведете мощную преграду между собой и теми, кого стремитесь достичь. Старайтесь

[120]

говорить с ними о тех положениях вероучения, по которым у вас нет разногласий. Побеседуйте о необходимости благочестия в повседневной жизни. Представьте своим собеседникам доказательства того, что вы желающий мира христианин и любите их. Пусть люди увидят, что вы человек совести. Таким образом вы завоюете их доверие. А тогда уже у вас будет достаточно времени для того, чтобы порассуждать о вероучении. Следует завоевать сердце, подготовить душу, а затем уже сеять семена, представляя в любви истину, какова она есть в Иисусе.

Бог непременно поможет тем, кто желает почерпнуть у Него мудрости. Не следует ждать, пока представятся возможности; нам следует искать возможностей; нам следует всегда пребывать в готовности объяснить, на чем основана та надежда, которой мы живем. Если сердце служителя всегда вознесено в молитве, то Бог поможет ему сказать верные слова в нужное время.

В своем стремлении исправить или изменить других людей следует очень внимательно относиться к своим словам. Они могут стать запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Порицая или наставляя, многие наши служители излишествуют в резких и жестких выражениях, прибегая к словам, которые никак не могут исцелить раненную душу. Подобные неудачные выражения раздражают дух, зачастую подталкивая заблуждающихся к мятежу

Каждому, кто утверждает принципы истины, необходимо получить небесный елей любви. При любых обстоятельствах упрек следует высказывать в духе любви. Тогда наши слова будут преображать человека, но не ожесточать его. Христос Своим Святым Духом наделит вас силой и властью. Это Его работа.

[121]

Дар братолюбия

Те, кто трудится для Христа, должны быть людьми честными и надежными, твердыми, как скала, в убеждениях и в то же время добрыми и братолюбивыми. Братолюбие — один из даров Духа. Иметь дело с умами людскими — величайшая работа, когда-либо возлагавшаяся на человека. Тот, кто стремится найти доступ к сердцам, должен следовать наставлению Писания: «(Будьте)… сострадательны, братолюбивы» (2 Петр. 3:8). Любовь сделает то, чего невозможно добиться какими бы то ни было аргументами. Однако одно-единственное проявление раздражения, один лишь грубый ответ, отсутствие христианской вежливости и братолюбия в какой-то мелочи могут привести к утрате как друзей, так и влияния.

Христианскому работнику необходимо стремиться быть таким. Каким был на земле Христос. Он — наш Пример не только в Своей незапятнанной чистоте, но и в Своем терпении, мягкости и обаятельности. Его жизнь дает нам пример истинного братолюбия. Для нуждающихся и угнетенных у Христа всегда находились добрый взгляд и слово утешения. Его присутствие создавало в доме атмосферу чистоты. Жизнь Иисуса воздействовала на общество, подобно тому как дрожжи действуют на тесто. Чистый и неоскверненный, Он ходил среди бездумных, грубых, бесчувственных; среди мытарей, неправедных самарян, воинов-язычников, неотесанных землевладельцев и пестрой толпы. И везде Он говорил слова сочувствия и утешения. Когда Спаситель видел усталых, вынужденных нести тяжкие бремена людей, Он разделял эти бремена с ними, повторяя для них те уроки любви Божьей, Его доброты и благости, которые Он усвоил из природы. Иисус стремился вдохнуть надежду в души самых грубых и, казалось, потерянных людей. Он наделял этих несчастных уверенностью в том, что они могут обрести такой характер, который будет со всей

[122]

очевидностью свидетельствовать, что они являются детьми Божьими.

Религия Иисуса смягчает все жесткое и грубое в характере. Она умеряет грубость и резкость манер. Она побуждает человека быть любезным в словах и привлекательным в поведении. Нам следует учиться у Христа тому, как соединять чистоту и честность в высшем смысле с жизнерадостностью. Добрый и братолюбивый христианин — это наиболее могущественный довод, который можно привести в пользу христианства.

Добрые слова подобны росе и благодатному дождю для души. Согласно Писанию, благодать излилась в уста Иисуса, чтобы Он мог «словом подкреплять изнемогающего» (Ис. 50:4). И Господь наставляет нас: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию», «дабы оно доставляло благодать слушающим» (Кол. 4:6; Еф. 4:29).

Некоторые из тех, с кем вам приходится общаться, могут оказаться людьми грубыми и нелюбезными, однако это не причина для того, чтобы стали менее любезны и вы сами. Тот, кто желает сохранить самоуважение, должен следить за тем, чтобы не ранить чувство самоуважения в других. Это правило следует неуклонно соблюдать в общении с самыми скучными и самыми неуклюжими личностями. Вам неизвестно, каковы планы Божьи относительно этих, казалось бы, совершенно бесперспективных людей. В прошлом бывало так, что столь же малопривлекательным или бесперспективным людям Он поручал выполнение великой работы. Воздействуя на сердце. Его Дух доводил до максимального совершенства все способности характера. Господь усмотрел в этих грубых, необработанных камнях драгоценный материал, который выдержит бурю, жару и давление.

[123]

Бог видит иначе, нежели человек. Он не судит по внешнему виду, но исследует сердце и судит праведно.

Господь Иисус требует, чтобы мы признавали права каждого человека. Следует принимать во внимание как социальные права людей, так и их права как христиан. Ко всем следует относиться тактично и деликатно, поскольку все — дети Божьи.

Христианство облагораживает человека. Христос вежливо относился даже к тем, кто преследовал Его. Тот же дух должны являть и Его истинные последователи. Посмотрите на Павла, когда он представал перед правителями. Его речь перед Агриппой дает нам пример подлинной учтивости, равно как и убеждающего красноречия. Евангелие поощряет не официальную вежливость, столь обычную для мира, но любезность, проистекающую от истинной доброты сердца.

Самое тщательное соблюдение внешних норм поведения неспособно гарантировать от проявлений раздражения, резких суждений и неуместных высказываний. Истинная учтивость не может проявиться в характере до тех пор, пока человеком правит эгоизм. В сердце должна воцариться любовь. В основе действий серьезного христианина лежит глубочайшая любовь к Господу. Из корней его любви ко Христу произрастает бескорыстный интерес к своим братьям. Любовь наделяет человека благодатью, культурой и привлекательностью манер. Она освещает его лицо и смиряет голос; она очищает и возвышает все естество человека.

[124]

Правила приличия

К тем, кто прикасается к священному, обращено серьезнейшее наставление: «Очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Ис. 52:77). Те, кто облечен доверием и честью от Господа; те, кому дано особое служение, должны проявлять величайшую осмотрительность в своих словах и поступках. Это должны быть люди посвященные, способные своими праведными делами, чистотой и истинными словами поднять своих собратьев на более высокий уровень. Это люди, которых не может вывести из равновесия мимолетное искушение, а величайшая их цель заключается в том, чтобы собирать души для Христа.

Особые искушения сатаны направлены против служения. Он знает, что служители — это всего лишь люди и сами по себе они не обладают ни благодатью, ни святостью; что сокровища Евангелия помещены в земные сосуды, которые одна лишь Божественная сила способна сделать сосудами возвышенного назначения. Ему известно, что Бог предназначил служителям быть могущественным орудием спасения людей и что они могут преуспеть в этой работе лишь в том случае, если позволят Вечному Отцу править в их жизни. А поэтому сатана со всем своим изощренным коварством стремится ввести их в грех, зная, что положение этих работников делает грех в них еще более греховным, ибо, совершая грех, они сами становятся служителями зла.

Призванные Богом к служению должны засвидетельствовать свою пригодность к служению в этом святом деле. Господь повелел: «Сами будьте святы во всех поступках» (2 Петр. 7.’75). «Будь образцом для верных», пишет Павел, «вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно;

[125]

ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (2 Тим. 4:12,16). «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (2 Петр. 4:7).

Вопрос чистоты и правильности манер — один из тех, которым необходимо уделить внимание. Нам следует оберегаться от грехов нашего развращенного века. Посланникам Христа не к лицу опускаться до пустой болтовни, до фамильярности с женщиной — будь она замужняя или одинокая. Им следует держаться в соответствии со своим положением — с приличествующим достоинством. Но в то же время служители могут быть общительными, любезными и добрыми в общении с людьми. Им необходимо воздерживаться от всего, имеющего привкус банальности и фамильярности. Это запретная территория, ступать на которую небезопасно. Каждое слово, каждое действие должно быть направлено к тому, чтобы возвышать, облагораживать и очищать. Грешно относиться к этим вопросам легкомысленно.

Павел призывал Тимофея размышлять о чистом и возвышенном, чтобы успех его был очевиден всем. В том же совете весьма нуждаются и работники нынешнего времени. Я настойчиво напоминаю нашим работникам о необходимости быть чистыми в любом своем действии и помышлении. Каждый из нас несет личную ответственность перед Богом, каждый имеет личную работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Это борьба за то, чтобы сделать мир лучше. Воспитывая в себе общительность, мы должны это делать не просто для удовольствия, но преследуя более высокие цели.

Разве не достаточно вокруг нас примеров, подтверждающих необходимость в подобной осторожности? Повсюду мы видим людей, потерпевших крушение, разрушенные семейные алтари, лежащие в руинах дома. Налицо странное пренебрежение принципами, снижены нравственные

[126]

мерила, а земля быстро превращается в Содом. Быстро распространяется образ жизни, который побудил Бога обрушить Свой суд на допотопный мир и уничтожить огнем Содом. Мы приближаемся к концу, когда земля будет очищена огнем.

Так пусть же те, в чьи руки Бог поместил свет истины, удаляются от всякого нечестия. Пусть они идут тропою честности, избегая всякой страсти и привычки, которая способна каким-либо образом затмить работу Божью или запятнать ее святость. Работа служителя состоит в том, чтобы сопротивляться возникающим у него на пути искушениям, возвыситься над принижающими разум побуждениями. Бдительностью и молитвой служитель способен обратить свои слабости в силу. Через благодать Христову человек может обрести нравственную стойкость, силу воли и непоколебимость устремлений. В этой благодати — сила, позволяющая ему возвыситься над прельстительными, ослепляющими искушениями сатаны и стать верным посвященным христианином.

Служителям надлежит показывать достойный пример

Служители должны подавать молодежи достойный пример — такой, который соответствует их святому призванию. Они должны помогать молодым работникам быть откровенными, скромными и в то же время исполненными достоинства во всем, что они делают. День за днем опытные служители сеют семя, которое прорастет и принесет плоды. Работники должны удаляться от всякой грубости, от всего незначительного, ни на минуту не забывая о том, что они учителя; что — хотят они этого или нет — их слова и действия несут для тех, с кем они общаются, запах либо живительный, либо смертоносный.

Необходимы дисциплина духа и чистота сердца и помыслов. Нравственная чистота зависит от правильного

[127]

мышления и правильных действий. Злые помыслы разрушают душу, надлежащий же контроль за своими мыслями готовит разум к гармоничному труду для Господа. Каждая мысль должна быть приведена в послушание Христу.

Учителя истины должны быть людьми умудренными, тщательно взвешивающими свои слова и поступки. Это люди, которые своевременно дадут пищу стаду Божьему; люди, которые никогда не допустят ни малейшего понижения стандартов жизни; люди, обладающие верой, движимой любовью, и очищающие душу от всяких плотских помыслов и желаний. Обладающие таким характером работники не станут смешиваться с миром; не станут они рабами людей или сатанинских искушений. Они будут мужественны и тверды. Они обратят свои лица к Солнцу праведности и, возвысившись над всем низменным, войдут в атмосферу, свободную от духовной и нравственной нечистоты.

Живущий по принципам библейской религии не будет испытывать нехватки нравственной силы. Под облагораживающим влиянием Святого Духа его вкусы и наклонности становятся чистыми и святыми. Ничего не имеет такой силы над привязанностями; ничто так не затрагивает самых глубинных побуждений; ничто не оказывает столь могущественного воздействия на жизнь и не придает такой твердости и надежности характеру, как религия Христа. Она ведет верующего все выше и выше, вдохновляя его благородными целями, придавая возвышенность его характеру и наделяя достоинством во всех делах.

Какими средствами может молодой человек подавить дурные наклонности и развить в себе все то благородное и

[128]

доброе, что есть в его характере? Вот совет, которому ему надлежит следовать: «Едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (2 Кор. 10:31). Вот принцип, который должен лежать в основе всякого побуждения, помысла и действия. Недостойные страсти должны быть распяты. Они будут громко требовать поблажек слабостям, но Бог поместил в человеческое сердце высокие цели и желания, и их нельзя снижать. Лишь отказываясь предать себя во власть разуму и совести, мы опускаемся вниз. Павел провозглашал: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13).

Если вы приблизились к Иисусу и стремитесь украсить свой труд для Господа упорядоченной жизнью и богоугодными разговорами, необходимо запретить своим стопам вступать на запретные пути. Если вы будете бодрствовать, непрестанно бодрствовать и молиться; если всегда будете поступать так, будто находитесь в присутствии Божьем, вы устоите перед искушением и можете твердо надеяться на то, что до конца сохраните себя чистым, незапятнанным и неоскверненным. Если с начала до конца вы будете тверды в своих убеждениях, то Бог утвердит ваши пути. И то, чему положила начало благодать, увенчается славой в Царстве нашего Бога. Плоды Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, благость, вера, кротость, воздержание; против них нет закона. Если в нас будет пребывать Христос, мы распнем плоть с ее искушениями и похотями.

[129]

Общественные отношения

Зачастую та польза, которую могут принести молодые служители — как женатые, так и холостые, — сводится на нет интересом, который проявляют по отношению к ним молодые женщины. Некоторые женщины не осознают того, что на них смотрят другие люди и что их поведение может повредить работе того служителя, которому они уделяют повышенное внимание. Было бы куда лучше для этих женщин и куда лучше для служителя, если бы они строго придерживались правил приличия. Несоблюдение этих правил ставит служителя в неприятное положение и приводит к тому, что другие люди воспринимают его в неверном свете.

Но решение этой проблемы лежит на самих служителях. Служитель должен дать понять, что подобное внимание ему неприятно. Если он будет придерживаться той линии поведения, которая угодна Богу, его не будут беспокоить долго. Служитель должен удаляться от всего, что грозит злом; и когда молодые женщины проявляют излишнюю общительность, обязанность служителя — дать им понять, что ему это не доставляет удовольствия. Навязчивому вниманию следует тут же давать отпор, — не боясь при этом показаться грубым, — чтобы уберечь дело Божье от упреков. Молодые женщины, принявшие истину и обратившиеся к Богу, выслушают упреки и исправятся.

Шутки, остроты и мирские разговоры принадлежат миру. Христиане, имеющие мир Божий в своих сердцах, пребывают в радости и счастье, не опускаясь до легкомыслия или привольностей. Бдительность и молитва дает им мир и покой, возвышающие их над всеми излишествами.

Тайна благочестия, открытая разуму служителя Христа,

[130]

будет возвышать его над всеми земными и чувственными удовольствиями. Он станет причастником Божеского естества, избежав той испорченности, которую приносит в мир похоть. Близкое общение его души с Богом сделает служителя способным познавать Божью волю и откроет перед ним сокровища тех практических советов, которые он может предложить людям. Эти советы вызовут не легкомысленное веселье и не усмешки, но настроят разум на серьезный лад, затронут сердце и пробудят нравственные чувства к восприятию тех священных требований, которые предъявляет Бог к чувствам и к жизни. Те, кто трудится в слове и учении, должны быть людьми Божьими, чистыми в сердце и жизни (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 241).

Молодые люди изъявляют желание принять участие в работе Божьей, но некоторые из них имеют весьма смутное представление о святости и ответственности этой работы. Они имеют совершенно незначительный опыт веры и почти не испытывают ревностного душевного стремления к Духу Божьему, которое всегда вознаграждается. Некоторые люди, которые обладают определенными способностями и могли бы занять важные посты, не знают, какой дух движет ими. Они веселятся с такой же естественностью, как стекает вниз по склону вода. Они болтают о пустяках и ухаживают за девушками, почти ежедневно при этом слушая о серьезнейших, пробуждающих душу истинах. Умом эти люди религиозны, но сердца их не освящены теми истинами, которые они слышат. Такие работники не смогут повести других к Источнику живой воды, пока не напьются из этого потока сами.

[131]

Сейчас не время для легкомыслия, мирской суеты или увлечения пустяками. Скоро опустится занавес над сценой земной истории. Тем, чьи умы заняты беспорядочными мыслями, необходимо измениться. Апостол Петр говорит: «Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано; «будьте святы, потому что Я свят»» (2 Петр. 1:13-16).

Беспорядочные мысли следует собрать и сосредоточить на Боге. Сами размышления должны быть в согласии с волей Божьей. Не следует хвалить или ожидать похвалы, поскольку это будет способствовать укреплению самоуверенности, вместо того чтобы крепить смирение; это способствует не очищению, но испорченности. Люди, действительно подготовленные и полагающие, что имеют свою роль в работе Божьей, ощущают на себе бремя святости работы, подобно повозке под тяжестью снопов. Ныне настало время для того, чтобы приложить все усилия для преодоления естественных чувств плотского сердца (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 473, 474).

Когда служитель, несущий миру серьезную весть предостережения, отвечает на гостеприимную любезность со стороны друзей и братьев и пренебрегает своими обязанностями пастыря стада, проявляя легкомыслие своим примером и манерами, участвуя в пустых разговорах в кругу молодежи, в шутках, остротах и пересказе юмористических анекдотов, имеющих своей целью вызвать смех, он

[132]

недостоин быть служителем Евангелия, и этому человеку необходимо обратиться, прежде чем можно будет доверить ему попечение об овцах и агнцах. Если служители пренебрегают теми обязанностями, которые возложены на верного пастора, они этим свидетельствуют, что сами не освящены теми истинами, которые предлагают другим, и нельзя их оставлять работниками в винограднике Господа, пока они не проникнутся высоким смыслом святости работы служителя (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 233).

Служитель Христа должен быть человеком молитвы, человеком благочестия; будучи жизнерадостным, он не должен опускаться до грубости, шутовства или фривольности. Дух фривольности уместен для профессии клоунов и театральных комиков, но совершенно не сообразуется с достоинством человека, избравшего стоять между живыми и мертвыми, будучи устами Божьими.

Тайна благочестия, открытая разуму служителя Христа, будет возвышать его над всеми земными и чувственными удовольствиями. Он станет причастником Божеского естества, избежав той испорченности, которую приносит в мир похоть. Близкое общение его души с Богом сделает служителя способным познавать волю Божью и откроет перед ним сокровища тех практических советов, которые он может предложить людям. Эти советы вызовут не легкомысленное веселье и не усмешки, но настроят разум на серьезный лад, затронут сердце и пробудят нравственные чувства к восприятию тех священных требований, которые предъявляет Бог к чувствам и к жизни. Те, кто трудится в слове и вероучении, должны быть людьми Божьими, чистыми в сердце и в жизни.

[133]

Решительность и быстрота

Сегодня нужны люди независимые и ревностные, но не как воск податливые. Те, кто желает работать на всем готовом, выполнять определенный объем работы и иметь определенную зарплату; кто не изъявляет готовности приспосабливаться или учиться — это не те люди, которых Бог призывает трудиться в Его деле. Тот, кто не в состоянии адаптировать свои способности — если возникает такая необходимость — практически к любому месту, не может считаться работником для нашего времени. Людей, которым Бог вверил Свою работу, никак не назовешь безвольными или слабохарактерными, не имеющими ни мускулов, ни нравственной силы характера…

Есть люди, которые льстят себе, говоря, что могли бы свершить нечто великое и доброе, будь обстоятельства несколько иными. В то же время они не используют те способности, которыми уже располагают, для того чтобы трудиться там, куда поместило их Провидение… Независимость личности и сила личности — вот качества, в которых мы нуждаемся сейчас. Индивидуальный характер следует формировать, очищать, возвышать, но его нельзя ломать…

Дело Божье требует людей, способных быстро уяснить ситуацию и действовать быстро, в должное время и энергично. Вы немногого добьетесь, тратя время на то, чтобы измерить каждое осложнение и взвесить каждую трудность, встречающуюся у вас на пути. Препятствия и сложности будут возникать перед вами за каждым поворотом, и вам необходимо иметь твердое намерение преодолевать их, а иначе они победят вас.

Иногда в уме возникает равновесие между разнообразными путями и намерениями, между различными методами действий, относящихся к работе Божьей. Именно в этот

[134]

момент возникает необходимость в умении все точно взвешивать. И если что-то содействует нашей цели, сделать это необходимо в самый подходящий для этого момент. Нужно замечать малейшее нарушение в равновесии и тут же определять, в чем дело. Долгие задержки утомляют ангелов. Даже более извинительно время от времени принимать неверные решения, чем непрерывно пребывать в колеблющейся позиции — медлить, склоняясь то в одну сторону, то в другую. Из подобной нерешительности и сомнений возникает больше осложнений и неприятностей, чем из слишком поспешного продвижения вперед.

Мне было показано, что наиболее яркие победы и самые страшные поражения происходили за считанные минуты. Бог требует от нас быстроты в действиях. Задержки, сомнения, колебания и нерешительность зачастую отдают все преимущества врагу…

Расчет по времени может многое склонить в пользу истины. Часто победы утрачиваются из-за медлительности. В нашем деле будут кризисы. Быстрые и решительные действия, в правильно выбранное время, позволят добиться славных триумфов, медлительность же и небрежность приведут к огромным поражениям и фактически к бесчестью для Бога. Быстро проведенный в критический момент маневр зачастую обезоруживает врага, приводит его в растерянность и уныние, поскольку он рассчитывал на то, что будет иметь достаточно времени для разработки планов и действий…

В грозный час опасности, безусловно, необходима величайшая быстрота. Можно прекрасно разработать каждый план для достижения определенных результатов, но малейшее промедление может привести к возникновению совершенно иной ситуации, и те великие результаты, которых можно было достичь, оказываются потерянными из-за неспособности быстро предвидеть и незамедлительно действовать.

[135]

Многого можно добиться, тренируя разум преодолевать леность. Бывают времена, когда необходимы осторожность и великая осмотрительность, а поспешность будет неразумна. Но даже в такой ситуации многое можно потерять из-за излишней медлительности. До какого-то момента осторожность необходима; однако в определенных обстоятельствах медлительность и нерешительность приводили к результатам куда более катастрофичным, чем та неудача, которая явилась бы следствием поспешности (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 496-498).

Есть люди, которые какое-то время способны успешно бороться со своим эгоистичным стремлением к удовольствиям и легкости. Они искренни и энергичны, однако их утомляют продолжительное усилие, ежедневное умерщвление своего «я» и отсутствие порядка. Праздность притягивает, а ежедневное умерщвление своего «я» отталкивает; и эти люди закрывают свои сонные глаза и поддаются власти искушения, вместо того чтобы сопротивляться ей.

Обозначенное в Слове Божьем направление не оставляет места для компромисса со злом. Сын Божий явился в этот мир, чтобы всех привлечь к Себе. Он пришел не за тем, чтобы убаюкать мир, но чтобы указать на тот узкий путь, по которому надлежит пройти всем, кто в конце концов достигнет ворот города Божьего. Его дети должны следовать тем путем, который указал Он, жертвуя удобствами и эгоистичной снисходительностью к себе. Они должны вести непрестанную битву с собой, каких бы это ни потребовало страданий и труда.

[136]

Сбор плодов — сон

Во сне, данном мне 29 сентября 1886 года, я шла вместе со множеством людей, которые искали ягоды. Там было много молодых мужчин и женщин, помогавших собирать плоды. Мы были как бы в городе, ибо свободного пространства было немного. Но вокруг города простирались открытые поля, прекрасные рощицы и ухоженные сады. За нами следовала большая повозка, нагруженная провизией для нас.

Вскоре повозка остановилась. Идущие рассыпались по всем направлениям в поисках ягод. Повсюду вокруг повозки были высокие и низкие кусты, осыпанные крупной, прекрасной черникой. Но собиравшие искали ягоды слишком далеко, чтобы видеть ее. Я начала собирать плоды поблизости, но очень осторожно, чтобы не набрать зеленых ягод, которые так перемешались со спелыми, что из каждой грозди мне удавалось взять лишь одну-две ягоды.

Некоторые из прекрасных крупных ягод уже упали на землю и были наполовину уничтожены червями и насекомыми. «О, — подумала я, — если бы удалось прийти в это поле раньше, все драгоценные ягоды удалось бы спасти! Но сейчас уже слишком поздно. Однако я все равно подберу эти ягоды с земли и посмотрю, нельзя ли ими воспользоваться. Даже если вся ягода испорчена, я смогу, по крайней мере, показать братьям, что они могли бы найти, если бы не пришли так поздно».

Именно в это время двое или трое из нашей группы медленно подошли к тому месту, где я стояла. Они разговаривали и, казалось, были всецело поглощены беседой. Увидев меня, они сказали: «Мы посмотрели везде и ничего не нашли». Они с изумлением посмотрели на собранные мною

[137]

ягоды. Я сказала: «С этих кустов можно собрать еще». Они начали собирать, затем остановились, сказав: «То, что мы собираем ягоды здесь, несправедливо; ты нашла это место, и ягоды твои». Но я ответила: «Это все равно. Собирайте в любом месте, где сможете что-нибудь найти. Это поле Божье, и это Его ягоды. Ваше преимущество состоит в том, чтобы собрать их».

Но вскоре я опять оказалась одна. Время от времени от повозки доносился смех и разговоры. Я окликнула находившихся там: «Что вы делаете?» Они ответили: «Мы не нашли ягод. Мы устали и проголодались, и подумали, что лучше пойти к повозке и пообедать. Мы отдохнем и пойдем вновь».

«Но, — сказала я, — вы еще ничего не собрали. Вы съедаете все, что мы взяли с собой, ничего не собрав. Я не могу есть сейчас; здесь слишком много ягод, которые нужно собрать. Вы не нашли их, потому что не были достаточно внимательны. Они не с внешней части куста; чтобы увидеть ягоды, нужно их искать. Да, горстями их не соберешь. Но если внимательно смотреть среди зеленых ягод, то можно найти совершенно спелые».

Мое маленькое ведро вскоре наполнилось ягодами, и я отнесла их к повозке. Я сказала: «Это самые лучшие плоды, какие только мне доводилось собирать. И я собрала их поблизости, пока вы изнуряли себя, безуспешно разыскивая плоды вдалеке».

Тогда все подошли, чтобы рассмотреть мои плоды. Собравшиеся сказали: «Это ягоды с высоких кустов, они твердые и хорошие. Мы не думали, что с высоких кустов можно что-нибудь собрать, поэтому искали только на низких кустах и нашли совсем немного».

[138]

Тогда я сказала: «Не возражаете, если вы займетесь этими плодами, а затем пойдете со мной, и мы поищем еще ягод на высоких кустах?» Но они ничего не подготовили, чтобы позаботиться о принесенных мной ягодах. Посуды и мешков было в изобилии, но все они были использованы для хранения пищи. Я устала ждать и наконец спросила: «Разве вы пришли не для того, чтобы собирать ягоды? Тогда почему же вы не подготовились к тому, чтобы принять их?»

Кто-то ответил мне: «Сестра Уайт, в сущности, мы не ожидали, что найдем ягоды там, где так много домов и ходит столько людей. Но поскольку ты так хотела собирать ягоды, мы решили пойти с тобой».

Я отвечала: «Такой работы я не понимаю. Я тотчас же отправляюсь к кустам вновь. День уже кончается, скоро наступит ночь, когда мы не сможем собирать плоды». Одни пошли со мной, другие остались у повозки, чтобы поесть.

В одном месте собралась небольшая группа людей, которые с интересом что-то обсуждали. Я подошла поближе и обнаружила, что внимание собравшихся привлек младенец на руках у женщины. Я сказала: «У вас осталось совсем немного времени, и лучше бы поработать, пока еще есть возможность».

Многие следили за юношей и девушкой, которые наперегонки бежали к повозке. Когда молодые люди добежали до нее, они так запыхались, что сели, чтобы отдохнуть. Другие прилегли на траву отдохнуть.

Так проходил день, и сделать удалось очень немного. Наконец я сказала: «Братья, вы называете это неудачной вылазкой. Если вы так же работаете, то отсутствие успеха

[139]

меня не удивляет. Успех или неудача зависят от того, как вы беретесь за работу. Вот, здесь лежат ягоды, потому что я нашла их. Одни из вас тщетно обследовали низкие кусты; другие нашли немного ягод, но высокие кусты просто пропускали, потому что не ожидали найти на них ягод. Вы видите, что собранные мной плоды крупные и спелые. Пройдет еще немного времени, и поспеют остальные ягоды, и мы сможем пройти по кустам вновь. Именно так меня учили собирать ягоды. Если бы вы искали поблизости от повозки, вы бы тоже нашли ягоды.

Сегодняшний урок дан тем, кто только учится выполнять эту работу, чтобы они усвоили его. Господь поместил эти плодоносящие кусты прямо в центре густонаселенных мест, и Он ожидает, что вы найдете ягоды. Но вы в целом были слишком поглощены едой и развлечениями. Вы поехали в поле без искренней решимости найти плоды.

Поэтому вам следует трудиться с большим рвением и энергией и имея перед собой совершенно иные задачи, а иначе труды ваши так и не увенчаются успехом. Работая как следует, вы научите молодых работников тому, что еда и развлечения суть вещи малозначимые. Понадобилось много труда для того, чтобы доставить сюда повозку с припасами, но вы больше думали о припасах, чем о плодах, которые необходимо привезти домой как результат ваших трудов. Следует проявлять усердие — вначале собирать ягоды, которые ближе к вам, а затем искать подальше. Затем можно вернуться и вновь осмотреть все поблизости, и тогда вы добьетесь успеха».

[140]

Качества, необходимые для служения

Сочувствие

Бог желает, чтобы Его работников объединяло чувство общего сострадания, чистой привязанности. Именно атмосфера христианской любви, окружающая душу верующего, делает его запахом живительным на жизнь и позволяет Богу благословить его труды. Христианство не воздвигает каких-либо преград, отделяющих человека от его собратьев, но привязывает людей к Богу и друг к другу.

Обратите внимание на то, с какой нежностью и состраданием относится Господь к сотворенным Им существам. Он любит Свое заблудшее дитя и умоляет его вернуться. Отец обнимает покаявшегося сына Своею рукою; покрывает его лохмотья Своими одеждами; надевает на палец сына перстень в знак принадлежности его к царскому роду. Но все же как много еще людей, которые взирают на блудного сына не только с безразличием, но и с презрением! Подобно фарисею из Писания, они говорят: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11). Но как, по вашему мнению, смотрит Бог на того, кто претендует быть соработником у Христа, в то время как его душа, борющаяся с захлестывающими ее искушениями, подобна старшему брату из притчи — упрямая, самонадеянная, эгоистичная?

Сколь же мало походим мы на Христа в том, что должно было бы соединять нас с Ним прочнейшими узами — в сострадании к порочным, угнетаемым чувством вины, страдающим душам, мертвым по преступлениям и грехам! Бесчеловечность по отношению к людям — наш самый вели-

[141]

кий грех. Многие полагают, будто они олицетворяют справедливость Божью, оказавшись совершенно неспособными представить Его нежность и Его великую любовь. Зачастую люди, к которым они относятся с наибольшей суровостью и жестокостью, находятся под натиском искушения. Сатана стремится завоевать эти души, и резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и подталкивают их к тому, что они падут жертвами искусителя…

Нам нужно больше проявлять христианского сострадания — не просто симпатии к тем, кто представляется нам безупречным, но сочувствия к бедным, страдающим, борющимся душам, которых зачастую одолевает чувство вины, к согрешающим и раскаивающимся, искушаемым и впавшим в уныние. Мы призваны идти к нашим собратьям, исполненные, подобно нашему милостивому Первосвященнику, понимания их немощи (Служение исцеления, с. 163, 164).

Честность

Для нашего времени необходимы люди испытанного мужества и непоколебимой честности, люди, которые не убоятся поднять свой голос за справедливость. Обращаясь к каждому работнику, я говорю следующее. Честность должна характеризовать каждый ваш поступок, какие бы обязанности вы ни выполняли. Все десятины, все средства, доверенные вам для выполнения особых задач, должны незамедлительно передаваться по назначению. Нельзя использовать направленные на дело Божье средства для личных нужд, посчитав, что их можно возместить позднее. Господь запрещает это. Это искушение, исходящее от того, кто творит зло и одно лишь зло. Служитель, получающий средства для казны Господа, должен выдать жертвующему письменную расписку на эту сумму с указанием даты. Затем, не дожидаясь, пока собственные финансовые проблемы введут вас в искушение использовать эти средства на себя, следует поместить эти деньги туда, откуда по мере надобности ими можно будет воспользоваться.

Единение со Христом

[142]

Живая связь с Пастыреначальником позволит служителю стать живым представителем Христа и истинным светом для мира. Важно иметь понимание всех пунктов нашего вероучения, но еще важнее, чтобы служитель был освящен той истиной, которую он представляет.

Работник, осознающий значение единения со Христом, испытывает все возрастающее желание уяснить смысл служения Богу. Способность его к этому также непрестанно возрастает. Ширятся познания служителя, поскольку возрастание в благодати означает появление все больших способностей к пониманию Писания. Такой служитель будет истинным соработником с Богом. Он понимает, что является лишь орудием в руках Господа. Служителю приходится переносить испытания. Но, не пройдя такого рода проверки, он никогда не осознает, насколько ему недостает мудрости и опыта. Однако если работник ищет Господа в смирении и с доверием, то каждое испытание будет ему во благо. Иногда кажется, будто его постигла неудача. Однако вполне вероятно, что подобная кажущаяся неудача есть всего лишь избранный Богом способ обеспечить истинный рост работника, позволив ему лучше познать себя и обрести более твердое доверие к Небесам. Служитель может совершать ошибки, но при этом он учится не повторять их. Он учится более уверенно противодействовать злу, а другие получают пользу от его примера.

Смирение

Смирение, кротость должны стать неотъемлемыми качествами служителя Божьего. Чем большим опытом обладает человек в делах Божьих, тем больше он удаляется от гордыни и самовозвеличения. Имея возвышенное понимание славы Божьей, такие работники осознают, что даже самое низкое место в Его служении является слишком высокой честью для них.

[143]

Когда Моисей спустился с горы, после того как провел сорок дней в общении с Богом, он не осознавал того, что лицо его сияет светом, вселявшим ужас в видевших его.

Павел имел весьма скромное мнение о своем прогрессе в христианской жизни. Он называет себя величайшим из грешников. И повторяет: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился» (Флп. 3:12). Господь, однако, весьма благоволил к Павлу.

Наш Спаситель объявил Иоанна Крестителя величайшим из пророков. Однако когда Иоанна спросили, не он ли Христос, тот ответил, что недостоин даже развязать ремень на обуви Господа. Когда же ученики Иоанна пришли к нему с жалобой на то, что все люди обращаются к новому Учителю, он напомнил, что является лишь предтечей Того, Кто идет за ним.

Сегодня мы нуждаемся в работниках, имеющих тот же дух. Самонадеянных и удовлетворенных собой лучше было бы оградить от работы Божьей. Наш Господь призывает работников, которые ощущают собственную нужду в искупительной Крови Христовой и приступают к работе не с желанием прославиться или с самодовольством, но с полной уверенностью веры и осознанием того, что они всегда будут нуждаться в помощи Христа, для того чтобы знать, как воздействовать на умы других людей.

Рвение

Сейчас необходимо величайшее рвение. Время истекает быстро, и нужны люди, которые бы трудились так, как трудился Христос. Недостаточно жить тихой жизнью, исполненной молитвы. Уединенные размышления не удовлетворят нужду миру. Религия в нашей жизни не должна нести только лишь субъективное воздействие. Нам необходимо бодрствовать, стать энергичными и ревностными христианами, исполненными желания передавать истину другим.

Люди должны услышать весть о спасении через веру во

[144]

Христа. И эту весть необходимо нести им ревностно и усердно. Следует искать души, молиться за них и трудиться для них. Нужно возносить жаркие и искренние молитвы. Нашим пресным и безжизненным молитвам должны прийти на смену ревностные и настойчивые мольбы.

Постоянство

Многие из претендующих на благочестие имеют несовершенный и односторонний характер. Такие люди показывают, что как ученики в школе Христа они плохо усвоили Его уроки. Одни научились подражать Христу в кротости, не проявляя при этом Его усердия в совершении добрых дел. Другие активны и энергичны, но хвастливы; они так и не научились смирению. Есть и такие, которые исключили Христа из своей работы. У них могут быть приятные манеры; они могут выказывать сочувствие по отношению к своим собратьям; но сердца их не обращены ко Спасителю, и они не постигли языка Небес. Эти люди не молятся так, как молился Христос; они не оценивают души Его мерками; они не научились преодолевать трудности в своих усилиях по спасению душ. Бывает, что, не постигнув преображающей силы благодати, люди становятся эгоистичными, критичными и грубыми. Другие же уступчивы и гибки, они готовы склониться в любую сторону, лишь бы угодить своим собратьям.

Сколь бы ревностно ни проповедовал служитель истину, но если своей повседневной жизнью он не свидетельствует о ее освящающей силе, произнесенные им слова не произведут никакого результата. Непостоянство курса ожесточает сердце, сужает разум работника и помещает камни преткновения на пути тех, ради кого он трудится.

[145]

Повседневная жизнь

Служитель должен быть свободен от всех ненужных временных затруднений, чтобы иметь возможность всецело отдать себя своему священному призванию. Проводя много времени в молитве, работник должен привести себя в согласие с волей Божьей, чтобы его жизнь являла плоды истинного самоконтроля. Его речь должна быть правильной; никакие жаргонные фразы или легковесные высказывания не должны срываться с его языка. Одежда служителя должна соответствовать характеру той работы, которую он выполняет. Служители и учителя должны стремиться к достижению того стандарта, который установлен в Писании. Они не должны пренебрегать мелочами, которые зачастую кажутся неуместными. Пренебрежение малым часто ведет к пренебрежению более важными обязанностями.

Работники в Господнем винограднике для своего ободрения имеют перед собой пример добра на все века. У них есть также любовь Божья, служение ангелов, сочувствие Иисуса и надежда на приобретение душ для правды. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12:3).

[146]

Для дополнительного изучения

Посвященность

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 262, 263. 343—346, 516, 521, 522, 628, 629.

«Свидетельства для Церкви», т 3, с 301. 500.

«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 118—125, 144, 145, 213—221. 543, 544

«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 573—580.

«Свидетельства для Церкви», т 8, с. 28, 29. 47.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 250, 251, 827.

«Деяния апостолов», с. 469—484, 519—523,557—567.

«Советы», с. 522, 523

Тактичность

«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 67. 68.

«Служение исцеления», с 156—159.

«Наглядные уроки Христа», с. 336—339.

«Деяния апостолов». с. 241, 456—460.

Дар братолюбия

«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 422.

«Свидетельства для Церкви», т. 4. с 262,400.

«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 31.

«Воспитание», с 55. 56. 240—242.

«Служение исцеления», с 156—159.

«Наглядные уроки Христа», с. 102, 336—339.

«Деяния апостолов», с. 402—405.

Правида приличия

«Свидетельства для Церкви», т. 1, с. 380, 445—447

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 300—307. 548, 549.

«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 137—148, 591, 603.

«Патриархи и пророки», с. 575—580.

«Совета», с. 256—258

Общественные отношения

«Свидетельства для Церкви», т. 3, с 228, 238, 241

Качества, необходимые для служения

Сочувствие

«Свидетельства для Церкви», т. 7, с. 50.

«Свидетельства для Церкви», т. 9, с 30—32, 222.

«Служение исцеления», с. 156—158.

«Наглядные уроки Христа», с. 385—388.

«Деяния апостолов», с. 516.

Честность

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 518, 519.

«Свидетельства для Церкви», т 4. с 353.

Единение со Христом

«Свидетельства для Церкви», т. 6, с 467

«Желание веков» (Христос — надежда мира), с. 666—680

Смирение

«Свидетельства для Церкви», т. 3. с 287

«Свидетельства для Церкви», т 4. с 340

«Свидетельства для Церкви», т. 7, с 17.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с 135,246,432—442.

«Наглядные уроки Христа», с. 158—163, 363. 364, 402, 404.

Рвение

«Свидетельства для Церкви», т 4, с 396.

«Свидетельства для Церкви», т 6. с 14—22, 417—420, 479—482

«Свидетельства для Церкви», т. 7, с. 9—33

«Свидетельства для Церкви», т 8. с. 9—23

«Наглядные уроки Христа», с 390—404

Повседневная жизнь

«Свидетельства для Церкви», т 2, с. 750

«Свидетельства для Церкви», т. 9, с. 21.

[147]