Глава 62. Поощряйте экономию

«Соберите оставшиеся куски». — Христос однажды преподал Своим ученикам урок бережливости, который заслуживает серьезного внимания. Он сотворил чудо, чтобы накормить толпу голодных людей, внимавших Его учению; однако после того, как все поели и утолили свой голод. Он не позволил им выбросить остатки. Тот, Кто мог накормить великое множество людей в их нужде с помощью Своей Божественной силы, заставил Своих учеников собрать остатки, чтобы ничего не пропало. Этот урок был преподан и для тех, которые жили во времена Христа, и для нас. Сын Божий заботится о нуждах временной жизни. Он Tie пренебрег остатками трапезы, хотя мог бы устроить такую же трапезу везде, где только пожелал бы (1).

Уроки Иисуса Христа должны претворяться во всех аспектах практической жизни. Бережливость должна проявляться во всем. Собирайте остатки, чтобы ничего не пропало. Существует религия, которая не трогает сердце и поэтому превращается лишь в словесную форму. Она не осуществляется в практической жизни. Религиозный долг и высочайшее человеческое благоразумие в деловых вопросах должны быть связаны между собой (2).

Учитесь у Христа самоотречению. — Чтобы изведать разочарования, испытания и беды, которые свалились на род человеческий, Христос постиг величайшее горе и унижение. Он прошел путь, которым призывает идти Своих последователей. Он говорит им: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Но те, которые называют себя христианами, не всегда склонны к самоотречению, как того требует Спаситель. Они не желают ограничивать свою волю и желания, чтобы осталось больше для Господа. Говорят: «Вкусы моей семьи требуют больших затрат, и это дорого обходится». Это говорит о том, что им нужно учиться урокам бережливости, преподанным жизнью Христа…

Все испытывают искушение удовлетворить эгоистичные, сумасбродные желания, но будем помнить, что Господь жизни и славы пришел в этот мир, чтобы научить людей уроку самоотречения (3).

Те, кто не живет для себя, не будут тратить свои деньги ради удовлетворения мнимых желаний и приобретения удобств, но будут помнить, что они являются последователями Христа и что есть другие люди, которые нуждаются в пище и одежде (4).

Экономить, чтобы помогать делу Божьему. — Многое можно сказать молодым людям об их преимуществе помогать делу Божьему посредством изучения уроков бережливости и самоотречения. Многие считают, что могут позволить себе то или другое удовольствие, и чтобы осуществить свое желание, приучаются жить на широкую ногу, тратя на прихоти весь свой заработок. Бог хочет, чтобы мы поступали более достойно в этом отношении. Мы согрешаем против себя, если удовлетворяем только потребность в еде, питье и одежде. Бог имеет нечто более возвышенное, нежели то, что перед нами. Когда мы пожелаем оставить свои эгоистичные намерения и посвятим силы сердца и ума на служение делу Божьему, то небесные посредники будут сотрудничать с нами, делая нас благословением для людей.

Трудолюбивый и бережливый юноша, даже если он и беден, может отложить немного денег для дела Божьего (5).

Когда приходит искушение делать ненужные расходы. — Когда вы искушены тратить деньги на безделушки, вспомните о самоотречении и самопожертвовании, которые проявил Христос, чтобы спасти падших людей. Наших детей следует учить проявлять самоотречение и самообладание. Причина того, почему так много служителей сознают, что им тяжело вести финансовые дела, состоит в том, что они не ограничивают свои вкусы, стремления и наклонности. Причина того, почему так много людей становятся банкротами или бессовестно присваивают чужие средства, состоит в том, что они стремятся удовлетворить расточительные вкусы своих жен и детей. С каким старанием отцы и матери должны учить бережливости своих детей с помощью наставлений и собственного примера (6).

Я хочу, чтобы все поняли, что растрачивание Божьих средств на воображаемые нужды является тяжким грехом. Расходование денег, которое кажется незначительным, может породить цепь обстоятельств, которые скажутся на вечной участи. Когда судьи сядут и раскроют книги, то вам будут представлены ваши потери — добро, которое вы могли сделать благодаря собранным крохам, и крупные суммы денег, полностью растраченные на эгоистичные цели (7).

Сберегайте мелочь. — Не тратьте свою мелочь на приобретение ненужных вещей. Вы можете считать, что эти мелкие суммы — пустяк, но эта многочисленная мелочь обернется большой суммой. Если мы можем, то должны молиться о средствах, растрачиваемых на ненужные вещи, на одежду и эгоистичные потворства. Каждая рука может оказать помощь бедным. И Бог обязал нас облегчать страдания людей всеми возможными путями.

Господь хочет иметь такой народ, который проявлял бы заботу о других. Он хочет, чтобы люди учились быть бережливыми во всем и ничего не тратили попусту (8).

Сумма, ежедневно растрачиваемая на ненужные вещи с мыслью: «Это всего лишь пять центов», «это только десятицентовик», кажется маленькой; но умножьте эту мелочь на количество дней в году, а затем на количество лет, и цифры окажутся почти невероятными (9).

Не следуйте примеру модных соседей. — Не слишком хорошо изображать из себя богача или кого бы то ни было, если мы на самом деле — скромные последователи кроткого и смиренного Спасителя. Мы не должны расстраиваться, если соседи строят и обставляют свои дома так, как нам не пристало. Как смотрит Иисус на наши эгоистичные заботы, на потворство аппетиту и желание угодить гостям и удовлетворить наши греховные склонности! Стремиться к показному или позволять делать это детям под нашим руководством — опасная западня (10).

Личный опыт из детства г-жи Уайт. — Когда мне было только двенадцать лет, я узнала, что такое бережливость. Мы вместе с моей сестрой изучали ремесло, и хотя зарабатывали только двадцать пять центов в день, могли отложить немного из этой суммы, чтобы пожертвовать это на миссионерские цели. Мы постепенно собирали средства, и однажды у нас набралось тридцать долларов. И когда к нам пришла весть о скором пришествии Господа, где вместе с призывом к людям было сказано о нужде в средствах, то мы сочли за преимущество передать эти тридцать долларов отцу, прося его купить на них трактаты и памфлеты, чтобы послать весть тем, которые находились во тьме…

На деньги, которые мы зарабатывали своим ремеслом, мы с сестрой обеспечивали себя одеждой. Мы отдавали свои деньги матери, говоря: «Купи что-нибудь на них, чтобы после того, как заплатишь за одежду, осталось что-нибудь, что можно было бы передать на миссионерскую работу». И она так и делала, поддерживая в нас миссионерский дух (11).

Принципиальная экономность на практике. — Те, кто готов откликнуться на призыв жертвовать средства для поддержания дела Божьего и помощи страдающим и нуждающимся, не являются людьми, проявляющими небрежность, неряшливость и несобранность в управлении своими делами. Они всегда следят за тем, чтобы их расходы не превышали доходов. Они принципиально бережливы и сознают, что их обязанность — экономить средства, чтобы у них было, что дать (12).

1. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 572, 573.

2. Рукопись 31, 1897.

3. Письмо 4а, 1902.

4. Ревью энд Геральд, 21 августа 1894.

5. Руководство для молодежи, 10 сентября 1907.

6. Письмо 11, 1888.

7. Ревью энд Геральд, 11 августа 1891.

8. Письмо 21, 1898.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.

10. Письмо 8, 1889.

11. Руководство для молодежи, 10 сентября 1907.

12. Свидетельства для церкви, т. 4. с. 573.