8 Богохульство в повседневной жизни

НЕ ПРОИЗНОСИ имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Как печально сегодня признаться, что неуважение к Богу и Его Сыну Иисусу Христу широко распространено и проявляется повсюду! По всей видимости, никакая из Десяти Заповедей не нарушается людьми так сознательно и настолько вопиющим образом; чем та, которая призывает человека уважать святое имя Божье. Кажется, что в наши дни большинство людей уже не могут даже коротко побеседовать, не богохульствуя. Повсюду — в автобусе, в метро, на улицах, в офисах можно услышать, как драгоценное Божье имя употребляется напрасно без всякой на то причины или основания. Даже среди так называемых христиан можно наблюдать полное неуважение, проявляемое к святому имени Бога.

Слово «почтенно» употребляется в Библии только один раз; оно используется псалмопевцем в связи с описанием Божьего имени: «Свято и почтенно имя Господа» (Пс. 110:9; новый пер.).

Когда небесные ангелы произносят это святое имя, они закрывают лицо свое в почтении к Богу, Творцу всей вселенной. Нам стало известно, что израильтяне так сохраняли завет о священстве Божьего имени, что упоминали о нем в крайнем случае однажды в год — в день искупления, и произносил имя Бога первосвященник, когда совершал свое ежегодное служение во Святом святых скинии. Насколько сильно отличается нынешнее отношение людей к священному имени Бога!

Теперь давайте обратим внимание на то, какими путями может быть нарушена эта заповедь. Уже при чтении ее нам непосредственно становится известно о Божьем недовольстве, когда проявляется неуважительное отношение к употреблению Его святого имени. Словам богохульства, ругательствам, а также пошлым разговорам не должно находиться места в жизни того, кто заявляет о своей принадлежности ко Христу. Бог вполне определенно наказывает тех, кто «исповедуют Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде» (Ис. 48:1).

«Но, — скажете вы в ответ, — у меня горячий темперамент, унаследованный от моего отца, и прежде чем осознать свою ошибку, я уже нарушаю обещание. Я не думаю, что Бог осудит меня за это, поскольку я ничего не сказал преднамеренно!»

Предположим, что я украл бумажник у какого-то человека, а он тут же поймал меня. «Да, — говорю я, — я взял ваш бумажник, но сделал это совершенно непреднамеренно!»

Бог смотрит на нас одинаково, если мы богохульствуем или крадем. Иаков ясно говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становиться виновен во всем» (Иак. 2:10).

Если мы произносим имя Господа напрасно, мы тем самым согрешаем; Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, говорит, что грех есть нарушение Десяти Заповедей! И если я правильно понимаю Священное Писание, последствие греха — любого греха — есть смерть, вечная смерть. Прочитайте Рим. 6:23. Откройте Библию и посмотрите, умалчивается ли в ней этот факт?

Поэтому сдержанность немаловажна для нас и мы не можем с легкостью махнуть рукой и беспечно сказать: «На самом деле все это было несерьезно». Бог говорит: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Обычно если мужчина еще не совсем пал морально, он обязательно проявит уважение к женскому достоинству и воздержится от ругательства в присутствии дамы. Как это прекрасно, когда мужчина собирает в себе все мужество и воздерживается от ругательства, но как печально замечать, что человек проявляет больше уважения к себе подобным сотворенным существам, чем к своему Творцу! И в наши дни не только одни мужчины виновны в нарушении этой заповеди. На самом деле ужасно вдвойне, что многие жены и матери, сестры и дочери, живущие в век мирского распутства, произносят святое имя Божье напрасно!

Однажды я получил письмо, автор которого заявлял, что одним из его самых плохих и досаждающих грехов является богохульство; он хотел узнать, была ли у него какая-нибудь возможность одержать над ним победу. В действительности для нас существует единственный способ победить эту вредную привычку. Есть только одна возможность стать победителем этого греха. Павел говорит нам: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (2 Кор. 15:57).

И вновь в своем послании к Филиппинцам он пишет; «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13).

«Во Христе» — вот где победа! Когда мы ежедневно ревностно ходатайствуем о просимом, тогда победа обязательно придет и не умедлит.

Однажды одного отъявленного богохульника в Шотландии спросили, как он сумел обуздать свой злой язык. Этот человек ответил: «Да, сегодня двадцатое число месяца. В это утро с семи до восьми утра я просил Бога о помощи. Он даровал ее мне. Поэтому напротив двадцатого числа этого месяца я сделал пометку. С восьми до девяти часов он сохранил меня согласно моей просьбы. С девяти до десяти Он помог мне опять сдержаться, и я воздал ему славу и поставил еще одну пометку. По мере того как я продолжаю делать подобные пометки, я молюсь: «О Господи, помоги мне; помоги отразить греховную атаку еще на один час».

На этом борьба не заканчивается. Для некоторых ежечасное или же ежесекундное сражение продолжается до тех пор, пока лукавому ничего не остается, кроме бегства, но во Христе победа над самым необузданным языком может прийти и обязательно придет! Корень проблемы богохульства кроется непосредственно в самом источнике — нашем сердце! Если наше сердце было преобразовано и мы не поддельно, а по-настоящему обратились к Богу, тогда наши уста не выйдут из-под Его контроля и нас навсегда оставит привычка злоречия.

Одного известного евангелиста однажды спросили, как он перестал ругаться. Его ответ сильно поразил вопрошавшего: «Я никогда не переставал!»

«Как? — удивился его знакомый. — Вы же не имеете в виду, что вы все еще произносите ругательства?»

«О нет, — ответил евангелист, — но я никогда не прекращал ругаться. Все это произошло без моего вмешательства. Когда я полностью отдал свое сердце Христу, тогда Он позаботился обо всем остальном».

Конечно, кроме того существует и так называемое «безобидное ругательство». Вы знаете, что вам совсем нет нужды произносить «клятву моряка», чтобы быть виновным перед Богом в нарушении третьей заповеди. Нет, тысячи из вас, хороших членов церкви, предпочли бы полностью лишиться языка, чем произносить имя Божье напрасно. Но я удивляюсь, что во многих случаях, когда, быть может, вы и не виновны — по незнанию — имя Божье произносится напрасно.

Вам когда-нибудь приходилось, еще находясь в молитвенном доме, шептать другу: «О, Боже, насколько сегодня было неинтересное служение!» или высказать нечто подобное? Используя на первый взгляд совсем безобидное «О, Боже», разве вы при этом не осознаете, что используете имя Божье под воздействием ваших чувств? Словарь русского языка С. Ожегова дает определение слову «боже»: «Междометие, выражающее удивление, восторг, негодование».

Скорее всего, вы часто повторяете такие выражения, как «ей-богу», «ради Бога» и т. д. Разве вам не известно, что эти высказывания есть не что иное, как употребление всуе Божьего святого имени? Если мы откроем сокращенный словарь Уинстона, то обнаружим, что подобные определения «являются утонченным искажением Божьего имени». Тысячи людей, которые никогда бы и не подумали использовать Божье имя напрасно, на самом деле часто употребляют эти слова-заменители, не осознавая, что они делают. Бог прощает нам грехи неведения; но после того, как мы познаем Его волю, мы не можем надеяться на прощение на суде Божьем до тех пор, пока не прекратим совершать непотребные поступки. Иаков об этом пишет: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Иисус напоминает нам третью заповедь, изложив ее в Новом Завете: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его… Но да будет ваше слово: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34, 35, 37).

Даже в обществе не принято пользоваться жаргоном или употреблять ругательные слова, потому что это является явным свидетельством плохих манер. Если человек говорит именно так, значит он безграмотен, плохо знает родной язык, и потому словарь его изрядно пестрит различными жаргонными выражениями и ругательными словами; они используются им якобы для речевых связок в разговоре. Давайте-ка мы, будучи людьми, ищущими глубокий опыт в общении с Богом, будем избегать таких слов.

Теперь мы подошли к третьему варианту нарушения третьей заповеди в духовном плане. Сегодня тысячи исповедующих Христа в своей повседневной жизни часто всуе упоминают имя Господа.

Одну из самых развязных форм богохульства можно встретить в жизни людей, которые стали «христианами» только по названию, но которое продолжают жить во грехе, позоря святое имя Христа. Вне всякого сомнения, такие люди не раз произносили имя Господа напрасно! Церкви Христовой написано в следующих словах: «Нарекут имя Ему: «Господь — оправдание наше!»» (Иер. 33:16).

Это имя носит каждый последователь Христа. Оно является наследством, врученным дитяти Божьему. Фамилия идет от отца и распространяется на всех членов семьи. Пророк Иеремия во время глубокого переживания и скорби молился, используя следующие слова: «Твое имя наречено над нами; не оставляй нас» (Иер. 14:9).

Когда мы, называя себя христианами, берем небесную фамилию, тогда нашей святой обязанностью становится поддерживать высокую честь Его святого имени. Если мы порочим Бога, не живя в гармонии с высокими принципами учения Священного Писания, тогда мы употребляем напрасно святое имя, и «Господь не оставит без наказания того, кто произносит Его имя напрасно».