12. Разыскивают ли вас за убийство?

ДВЕСТИ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД один неверующий профессор сказал: «Человеческая жизнь не более важна для вселенной, чем жизнь устрицы».

В наши дни в языческих странах человеческая жизнь и в самом деле не представляет какой-то особой ценности; и только в странах христианских, где влияние Евангелия изменило воззрения большинства людей, к человеческой жизни относятся с большим вниманием и уважением. Еще не так давно в некоторых уголках земли человеческая жизнь почти ни во что не ценилась. За несколько безделушек или, в крайнем случае, за несколько монет людей покупали и продавали, обращали в рабство и даже съедали. В наши дни на тех же самых островах человеческую жизнь нельзя купить и за миллион долларов. Почему все смогло так резко измениться? Это произошло только благодаря вестникам Евангелия, побывавшим на тех островах, и теперь там ценность человека как личности рассматривается в ином свете.

Бог желает запечатлеть в сознании всех людей неприкосновенность личности. Псалмопевец говорит, что мы «дивно устроены» (Пс. 138:14). Только один Бог способен правильно оценить человеческую жизнь.

На горящей вершине горы Синай Бог передал Моисею Свои Десять Заповедей праведности, начертанные Его собственным перстом на каменных скрижалях. Шестая заповедь имеет непосредственное отношение к этому принципу неприкосновенности личности и священного дара жизни. «Не убей» (Исх. 20:13).

На первый взгляд нам может показаться, что данная заповедь является излишней в порядочном обществе, и в особенности в пределах влияния христианской церкви. Но, как однажды заметил один известный проповедник, существует «много убийств, которые не лишают человека жизни». Для того чтобы еще глубже понять значение шестой заповеди, давайте обратимся к учению Иисуса. Святой Дух говорит; «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1, 2). Давайте убедимся в том, что Бог говорил к нам в Сыне относительно шестой заповеди.

Упоминает ли Христос шестую заповедь? Ссылаясь на эту самую заповедь, Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21, 22).

В этих словах Спаситель раскрывает еще одну разновидность убийства, причисляя вполне определенный тип людей к нарушителям этой заповеди: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно». Один из переводов Библии (Revised Version) опускает слово «напрасно». В то время как многие переводы Библии содержат это слово, все же, по мнению авторитетных богословов, Иисус не ставил такое условие.

Теперь нам стало достаточно ясно, что Христос причисляет гнев к разряду нарушений шестой заповеди. Почему? Потому что гнев порождает убийство. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства»,— сказал Спаситель в Мф. 15:19. Гнев, взлелеянный в сердце, может в конце концов привести к лишению человека жизни. Такое случилось с Каином, первым убийцей.

Писание свидетельствует о том, как происходило убийство Авеля: «Каин сильно огорчился» (Быт. 4:5). Как раз с этого и началось убийство — с ненависти в сердце Каина по отношению к своему брату Авелю. По всей видимости, прошло не больше нескольких часов до того, как Каин оказался в поле наедине со своим братом. К чему привела ненависть в его сердце, как только представился удобный случай? Событие этим не заканчивается: «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).

В этом случае внутренняя ненависть и внешнее ее проявление — убийство — находились одно рядом с другим. Каин нарушил шестую заповедь, когда он в первый раз потворствовал злобе, поселившейся в его сердце. Потенциально он уже в тот миг был убийцей.

Иоанн, возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа, весьма хорошо записал учение Христа, где отражается доктрина Учителя о шестой заповеди, когда Он ясно заявил по этому поводу: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (2 Ин. 3:15). Верно замечено, что когда месть только назревает, тогда зло еще не проявило себя до конца. Иногда даже неожиданный порыв гнева может привести к непреднамеренному убийству. В любом случае убийца виновен перед Богом за лишение человека священного дара жизни.

Моисей, получивший закон от Бога и передавший его людям, проливает еще больший свет на шестую заповедь, когда говорит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19:18). В данном случае Моисей, находясь под влиянием Духа Божьего, причисляет людей, имеющих дух мести и злобы, к нарушителям шестой заповеди.

Самоубийство является другой разновидностью нарушения этой заповеди. Некоторые скептики соглашаются с тем, что самоубийство является оправданной мерой, освобождающей от бед и трудностей. Среди японцев харакири, или самоуничтожение, рассматривается как достойный метод сохранить свое лицо, и такой подход к делу распространен среди всех слоев японского общества. Бог говорит: «Не убей»; и кто лишает сам себя жизни, не менее виновен в грехе, чем тот, кто убивает другого человека.

Продолжая разговор о самоуничтожении, мы можем спросить, имеет ли значение, какой метод при этом используется? Может быть, человек, принимающий яд, менее виновен, чем тот, кто собирается покончить жизнь с помощью пули? Может быть, человек будет менее виновен, если он, избрав для себя якобы оправдывающий путь плохого обращения с самим собой, медленно умирает в течение нескольких дней или недель, перед тем, как совершить окончательное «самоубийство»? На самом деле» метод или его продолжительность не играют никакой роли в определении вины человека перед своей жизнью.

Если это так серьезно, тогда как быть с теми, кто сознательно сокращает годы своей жизни путем постоянного употребления алкоголя и приема наркотиков или потворствуя другим привычкам, которые признаны учеными и медиками как средства, сокращающие продолжительность жизни? Если я злоупотребляю своим телом путем употребления средств, которые вредят моему здоровью и тем самым укорачивают мою жизнь, буду ли я менее виновен перед Богом, чем тот человек, который лишает себя жизни в один момент? В ответ на это апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

У нас есть ответственность перед Богом заботиться о своем теле, которое дал нам Спаситель. Кое-кто полагает, что мы можем жить своей собственной жизнью, относясь к нашему телу, как нам того хочется, и иметь ответственность только перед самими собой. Апостол Павел опровергает такое мнение в 1 Кор. 3:16, 17. Далее он заявляет о нашей ответственности перед Богом содержать наши тела в чистоте, ничем не оскверняя их: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:19, 20).

На основании вышеизложенного становится ясно, что мы ответственны перед Богом за заботу о наших телах, купленных дорогою ценою — кровью нашего Спасителя. Невоздержанный образ жизни влечет за собой нарушение шестой заповеди. Насколько много всего важного включает эта заповедь, чем может показаться нам при поверхностном ее изучении!