2. Божье мерило правды и заблуждения

ОДНАЖДЫ Я БЕСЕДОВАЛ со знакомым индийским юристом в одном из самых больших городов Индии — Бомбее. После нескольких минут интересного разговора он неожиданно обратился ко мне и с полной уверенностью сказал: «Мистер Пирсон, в вашей Библии есть особое место, оно приковывает мое внимание и вызывает во мне восхищение».

«Это интересно, — ответил я, испытывая счастье от того, что наша беседа приняла такой неожиданный оборот. — Могу ли я спросить, мистер Дессай, какой раздел заинтересовал вас больше всего?»

«Это небольшая часть Библии — Закон Божий, или Десять Заповедей», — уверенно заявил он, и, не дожидаясь объяснения с моей стороны, продолжил: «Как законоведа меня, конечно, интересуют все юридические законы. Исследования в этой области приносят мне настоящее наслаждение, и я провел немало времени, аналитически сравнивая и рассматривая десять различных разделов ваших заповедей».

«Так что же, мистер Дессай, — спросил я его, — вы думаете об этом важном документе после столь тщательного исследования?»

«Я считаю его самым величайшим юридическим документом, когда-либо написанным за всю историю мира, — ответил он. — Меня удивляет тот факт, что каждый хороший закон, существующий в наши дни, берет свое начало из одного или нескольких разделов Десятисловного Закона. Если бы сегодня все люди во всем мире могли жить согласно этим десяти предписаниям, каким прекрасным местом для жительства стала бы ваша планета: без зависти, ненависти, злых мыслей или непристойных разговоров; да ведь это было бы просто идеально!»

Однажды, девятнадцать столетий тому назад, другой законник подошел к Иисусу с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). В Своем ответе Спаситель обратил внимание молодого законника на саму суть закона, от которой мой индийский друг пришел в восторг. «В законе что написано? — спросил Иисус, — как читаешь?» (стих 26).

«Что написано в законе?» В глубине этого вопроса лежит полный ответ — богатство вечной истины для всех людей во все века.

С того самого момента, когда Бог создал первого человека и поместил его вместе с Евой в Едемском саду, возникла необходимость в руководстве их взаимоотношениями. Как должен Адам, сотворенное существо, относиться к Богу, Создателю, и к прекрасному творению, к окружающей среде, с которой повсюду соприкасался первый человек? Потом, по мере роста численности первой семьи и распространения ее по земле в соответствии с Божьим наставлением и замыслом, стало вполне очевидно, что такое увеличение численности населения вызовет необходимость в создании правил, обусловливающих их отношение к Небесному Отцу и их взаимоотношения между собой.

Для того чтобы человеческий род мог поддерживать хотя бы какое-то подобие спокойствия, благополучия и счастья, нужен был закон, защищающий права и благоденствие человека, необходимо было конкретное мерило правды и заблуждения, согласно которому великий Судья вселенной мог бы оценить поведение жителей земли.

Для удовлетворения этой нужды Господь небес дал десять предписаний праведности — Десять Заповедей. Этот закон — нечто большее, чем простые правила внешнего поведения. Его предписания являются кодексом нравственности во все времена. В нем можно найти основное мерило праведности, установленное Творцом всего человечества на протяжении всех веков. Никакое доброе побуждение в человеке не может проявиться без воздействия одной из Его Десяти Заповедей.

Однажды к Иисусу пришел молодой законник с вопросом первостепенной важности. «Учитель Благий, — спросил он, — что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

Ответ Спасителя заключал в себе нестареющую и незыблемую истину, она настолько же актуальна для нас сегодня, как и в тот день, когда ее произнес Христос: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (стих 17).

После чего Иисус вполне определенно указал на закон, на который ссылался: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради» и т.д. Если кто пожелает узнать, что это за закон, пусть не сомневается, ибо только Десять Заповедей включают указанные предписания. Иисус прямо заявляет, что закон является мерилом, по которому мы должны соизмерять свою жизнь, если, конечно, мы надеемся и стремимся приготовиться к вечности.

Наши прародители были уверены, что Десять Заповедей представляют собой критерий правды и заблуждения; однако в наши дни многие считают эти принципы слишком стесняющими современное благополучие. Их место заняли более подходящие нормы, удовлетворяющие запросы отдельной личности.

Не так давно я прочитал в одном журнале статью, в которой редактор изложил следующую точку зрения: «У каждого человека есть его собственные заповеди, его закон поведения, его собственное понятие о грехе. По этому личному определению греха должен быть осужден человек в настоящей жизни. И у меня есть то, что вы называете «духовным предчувствием», а именно: когда придет время для Всемогущего сделать окончательный итог записанных дел, главным критерием будет тот же самый закон, изложенный каждым человеком».

Однако когда Иисус послал своих учеников, Он поручил им «идти… и проповедывать всем народам… уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:18, 19).

По всей видимости, во всем Священном Писании нет другого, еще более важного заключения о принципах человеческого руководства в жизни, и только один великий проповедник древности наиболее точно подвел итог главной обязанности верующего человека в следующих словах: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13, 14).

Как раз в этом отрывке Бог, вдохновивший Соломона написать эти слова, исключает само понятие индивидуальных законов, поскольку на протяжении всей жизни любого человека его действия соизмеряются только Божьей нормой праведности и греха, изложенной в Его законе — Десяти Заповедях. «В этом все для человека», — заявляет Екклесиаст. Заповеди станут мерилом на грядущем суде, где раз и навсегда решится вечная участь каждого человека, ибо только через них можно узнать, каковы обязанности человека перед Богом и перед людьми.

В этой связи псалмопевец говорит: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс. 118:6). Мы не постыдимся в тот миг, когда наши имена будут оглашены на суде, если благодаря силе, которой Спаситель снабжает нас каждый день, мы с почтением относились ко всем заповедям, этой Божьей норме праведности и греха.

Все доктрины должны согласовываться с законом

Пророк Евангелия указывает на заповеди как на критерий праведности и греха не только нравственного поведения, но также и духовной жизни. Исаия предлагает Божий стандарт для проверки или измерения достоверности любой религиозной доктрины. Он пишет: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Всякая доктрина, не согласующаяся с Божьим великим мерилом истины, не должна иметь место в жизни сына или дочери света. Такая доктрина утверждает, будто Бог не обладает духовным светом!

Говоря о Божьих заповедях, псалмопевец ссылается на них как на стандарт праведности и называет их — «справедливые повеления» (Пс. 118:128). Он также признает: «Повелениями Твоими я вразумлен» (стих 104). Давид с большой уверенностью говорит о Божьем законе как о совершенном и верном (Пс. 18: 8. 9), истинном (Пс. 118:142), праведном (Яс. 118:172).

Апостол Павел в своем свидетельстве добавляет вескость закону и заявляет об этом так: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:12, 14).