I. Ассирийская империя

«Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасёт нас». Спасли ли боги народов каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Аркада? Где боги Сепарваима и Кны, Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (4 Царств 18:32-35)

Так гордо обращался через своих послов к иудейскому народу император Ассирии Сеннахириб. И с человеческой точки зрения он имел на это право. Ибо Ассирия тогда была могущественнейшим государством, перед которым склонялись все тогдашние цари и народы, боясь даже в мыслях восстать против ассирийского владыки. И поэтому гнев Сеннахириба был крайне велик, когда он узнал, что царь какой-то Иудеи, надеясь на своего Бога, отложился от царя ассирийского и не стал служить ему.

Последующие события истории хорошо известны: ассирийское войско чудесным образом было уничтожено, а сам великий император, бежав в свою столицу Ниневию, был умерщвлён там своими сыновьями — Ацрамелахом и Шарецером. Но мало кому могло прийти тогда в голову, что пройдет немного лет, и Ассирия начнет катастрофически клониться к упадку, а спустя еще немного времени, падет, причем падение ее будет так велико, что историки вплоть до середины XIX века будут смеяться над Библией, уверяя всех, что никогда никакой великой Ассирийской империи не существовало и что ее просто придумали древние иудеи, а ведь именно это пророчествовал иудейский пророк Наум. Но настанет середина XIX века, и историки изумятся, насколько точно и полно сбылись эти предсказания. На протяжении всей истории человечества враги христианства смеялись над его последователями, называя их глупыми, слабыми и тёмными людьми. Но всякий раз эти насмешники были посрамляемы, ощущая свое полное бессилие и ничтожество перед великой ИСТИНОЙ.

И поэтому сегодня не будем обращать внимание на насмешки окружающих нас людей, свидетельствуя своей жизнью о Боге. И тогда Господь поможет нам, как в свое время Он помог Езекии. Прежде чем мы непосредственно перейдём к рассмотрению пророчеств, для лучшего их понимания и значения бросим беглый взгляд на историю Ассирии и её народа.

Хронологическая схема истории Ассирии

Основатель государства — Ассур

Правители с 2100 (?) по 1432 г. до х. э.

 1. Тудийя
2. Адаму
3. Янги
4. Сахламу
5. Хархару
6. Мандару
7. Эмцу
8. Харцу
9. Дидану
10. Хану
11. Зуабу
12. Нуабу
13. Абазу
14. Белу
15. Азарах
16. Ушпиа
17. Апиашаль
18. Хале
19. Саману
20. Хайану
21. Илумер
22. Якмеси
23. Якмени
24. Язкурэль
25. Илакабкабуху
26. Амину
27. Сулили
28. Киккиа
29. Акиа
30. Пузур-Ашшур Первый
31. Шалимахум
32. Илушума
33. Эришум Первый
34. Икунум
35. Саргон Первый

 36. Пузур-Ашшур Второй
37. Нарам-Син
38. Эришум Второй
39. Шамши-Адад Первый
40. Ишме-Даган Первый
41. Мут-Ашкур
42. Риму
43. Асинум
44. Пузур-Син
45. Ашшур-Дугуль
46. Ашшур-Апла-Идин
47. Нацир-Син
48. Син-Намир
49. Ипки-Иштар
50. Адад-Цалулу
51. Адаси
52. Белубани
53. Либайа
54. Шарма-Адад Первый
55. Иптар-Син
56. Базайа
57. Луллайа
58. Кидин-Нинуа
59. Шарма-Адад Второй
60. Эришум Третий
61. Шамши-Адад Второй
62. Ишме-Даган Второй
63. Шамши-Адад Третий
64. Ашшур-Нерари Первый
65. Пузур-Апшур
66. Эллиль-Нацир Первый
67. Нурили
68. Ашшур-Шадуни
69. Ашшур-Раби Первый
70. Ашшур-Надин-Аххе Первый

 

71. Эллиль-Нацир Второй (1432-1427)

72. Ашшур-Нерари Второй (1426-1420)

73. Ашшур-Бел-Нишешу (1419-1411)

74. Ашшур-Рим-Нишешу (1410-1403)

75. Ашшур-Надин-Аххе Второй (1402-1393)

76. Эриба-Адад Первый (1392-1366)

77. Ашшур-Убаллит Первый (1365-1330)

78. Эллиль-Нерари (1329-1320)

79. Арикденили (1319-1308)

80. Адад-Нерари Первый (1307-1275)

81. Салманассар Первый (1274-1245)

82. Тукульти-Нинурта Первый (1244-1208)

83. Ашшур-Надин-Апал (1207-1204)

84. Ашшур-Нерари Третий (1203-1198)

85. Эллиль-Кудурри-Уцур (1197-1193)

86. Нинурта-Апиль-Экур (1192-1180)

87. Ашшур-Дан Первый (1179-1134)

88. Нинурта-Тукульти-Ашшур (1134-1134)

89. Мутаккиль-Нуску (1134-1133)

90. Ашшур-Реш-Иши (1133-1116)

91. Тиглатпалассар Первый (1115-1075)

92. Ашаред-Апал-Экур (1075-1075)

93. Ашшур-Бел-Кала (1074-1057)

94. Эриба-Адад Второй (1056-1055)

95. Шамши-Адад Четвертый (1054-1051)

96. Ашшур-Нацир-Апал Первый (1050-1032)

97. Салманассар Второй (1031-1020)

98. Ашшур-Нерари Четвертый (1019-1014)

99. Ашшур-Раби Второй (1013-973)

100. Ашшур-Реш-Иши (972-968)

101. Тиглатпалассар Второй (967-935)

102. Ашшур-Дан Второй (934-912)

103. Адад-Нерари Второй (911-891)

104. Тукульти-Нинурта Второй (890-884)

105. Ашшур-Нацир-Апал Второй (883-859)

106. Салманассар Третий (858-824)

107. Шамши-Адад Пятый (823-811)

108. Адад-Нерари Третий (810-783)

109. Салманассар Четвертый (782-773)

110. Ашшур-Дан Третий (772-755)

111. Ашшур-Нерари Пятый (754-745)

112. Тиглатпалассар Третий (744-727)

113. Салманассар Пятый (726-722)

114. Саргон Второй (721-705)

115. Сеннахериб (704-681)

116. Асархаддон (680-669)

117. Ашшурбанипал (668-635)

118. Ашшур-Этель-Элани (634-624)

119. Син-Шуму-Лишир (?-?)

120. Син-Шар-Ишкун (?-612)

121. Ашшур-Убаллит Второй (611-609)

Краткий очерк истории Новоассирийского царства

В течение долгих десятилетий Ассирия находилась в полосе глубокого кризиса, пока на престол страны не вступил Ассурнасирпал. Новому царю удалось вернуть стране её былое могущество, стабилизировав её внутреннее положение и существенно расширив её границы. Он также прославился удачными походами в Армению, Финикию и Сирию [13, 16, 39].

Его преемник Салманассар II продолжал завоевательную политику своего предшественника. Так в одном из своих походов он разгромил объединённое войско 12 царей, в числе которых находился и израильский царь Ахав (его войско состояло из 10 тысяч пеших воинов и 260 военных колесниц) [17, 42].

Эта битва состоялась в 853 году до х. э. Следующий крупный военный поход Салманассара II состоялся в 841 году, результатом которого явился разгром Сирии и Израиля; царь последнего Ииуй принёс ему дань. Один из его ближайших преемников Ададнерарри, бывший по одной из версий мужем, а по другой — сыном знаменитой царицы Семирамиды, заставил признать верховенство Ассирии царей Сирии, Израиля, Мидии, Едома, Персии и ряда финикийских городов-государств [16]. При царе Тиглатпалессаре III (в Библии — Феглафелассаре) границы Ассирии достигают с запада Средиземного моря, а с востока — Персидского залива. По смерти Феглафелассара израильский царь Осия задумал вернуть себе полную независимость [36, 61]. Для этого он вступает в союз с Египтом. Однако преемник Феглафелассара Салманассар IV мощным ударом разбивает израильтян и подступает к Самарии. Вскоре после этого Салманассар IV внезапно умирает, и власть захватывает Саргон, не принадлежащий к царственному дому [16, 39, 42]. Новый правитель, казалось, вобрал в себя всю агрессивность предшествующих царей. Именно при нём Ассирия достигла апогея своего могущества. Свое правление он начинает с покорения Самарии и отведения в плен израильского народа, который отныне, как нация, перестает существовать [39, 35]. К концу своего правления он становится повелителем 45 народов и государств. Его преемник Сеннахириб был человеком в высшей степени одарённым, подающим надежды стать мудрым и добрым государем. Но, достигнув власти, Сеннахириб резко изменяется. В нем вспыхивает такой дикий и неукротимый нрав, что даже его близкие порой боялись приблизиться к нему [46, 69]. Завоевательные войны этого царя отличались дикой и бессмысленной жестокостью, приведшей к тому, что даже один слух об ассирийцах внушал ужас окружающим народам. И поэтому гнев и удивление Сеннахириба были крайне велики, когда он узнал, что царь маленькой Иудеи Езекия, бывший его данником, восстал против него. В кратчайшие сроки, собрав несметное войско, Сеннахириб вторгается в Иудею. Казалось, этому государству пришёл конец, и оно разделит горькую судьбу своего собрата Израильского царства, уничтоженного Ассирией менее 20 лет назад. Но глубокая вера в Бога Езекии и народа спасла страну. Удивительное и необъяснимое по сей день событие, подтвержденное как ассирийскими, так и греческими хрониками, произошло с войском Ассирии. В одну ночь почти всё войско умирает от какой-то непонятной болезни, а сам царь, став свидетелем своего и страны позора, бежит в Ниневию [16, 11, 17, 39, 42, 58]. В последующие за тем десять лет он ни разу не пытался отомстить за свой позор, осознав, что Бог Иудеи — это не боги Сепарваима или Арпада. Конец Сеннахириба был печален. Как мы уже упоминали, он был убит своими собственными сыновьями Адрамелахом и Шарецером [39, 58, 42, 61]. Последние были недовольны тем, что отец вопреки праву старшинства завещал престол своему младшему сыну Ассаргаддонну (в Библии Асардану). Однако убийство отца не принесло им престола. В разгоревшейся вслед за убийством Сеннахириба междоусобной войне они были разгромлены Ассарданом и вынуждены были бежать из страны [39]. Почти все правление нового царя представляет собой непрерывную цепь войн против Тира, Египта, Сидона, Кипра. После смерти царя на престол вступает его сын Ашшурбанипал. И если правление нового царя было удачным: разгром Эламского царства, подавление мятежа в Вавилоне, захват Египта, которым он владел с 671 по 660 год, сменяется периодом упадка, во время которого страну потрясают многочисленные восстания. Имя Ашшурбанипала также связано с тем, что по его приказу была создана огромнейшая библиотека, обнаруженная менее двух столетий назад и поведавшая нам о державе, о которой кроме Библии больше нигде не упоминалось [74, 46, 50, 39, 42, 13].

Некоторые места в Библии, относящиеся к Ассирии

1. Бытие 10:11 — основатель Ниневии Ассур.

2. 4 Царств 15:19-20 — Менаим израильский и Фул Ассирийский.

3. 4 Царств 15:28 — Факей и Феглафелассар.

4. 4 Царств 16:5-18 — Ахав и Феглафелассар.

5. 4 Царств 17:1-27 — разгром Израиля Ассирией.

6. 4 Царств 18, 19 — Езекия и Сеннахириб.

Пророчества об Ассирии и её столице Ниневии

По смерти Ашшурбанипала и нескольких лет последующей за тем смуты на престол вступает Синшариушкун (Сарданапал). Имя этого правителя стало синонимом утончённого разврата и растления. Вся жизнь этого монарха протекала в нескончаемых диких оргиях, пирах и охотах. Вскоре по своем восшествии на престол он издаёт указ, в котором обещает огромное вознаграждение тому, кто придумает для него новое развлечение. Ассирийский двор в то время становится вторым Содомом. Но моральному разложению был подвергнут не только царский двор, но и в целом население страны. Этому во многом способствовала религия ассирийцев, включающая более 4000 богов, поклонение каждому из которых сопровождалось развратными обрядами, противоречащими самой природе человека [39, 20, 56, 58]. Однако все они объяснялись утонченной философией. В стране в то время уже не существовало понятий о совести, морали, законности. Главное — чтобы все приносило удовольствие и веселье. А между тем поводов для веселья становилось все меньше. Одна за одной от Ассирии отпадали провинции, превращаясь в самостоятельные царства. В 625 году до х. э. наместник Вавилонии Набополассар провозглашает себя царем, а свою провинцию Нововавилонским царством [35]. Годом позже его примеру следует Киаксар, наместник Мидии, провозгласив независимость своих владений. Попытки Сарданапала подавить мятежников не только заканчиваются полным провалом, но и явились толчком к сближению между Киаксаром и Набополассаром, которые между собой заключают союз против Ассирии [13, 39, 3, 40, 32].

И вот теперь настал час исполнения Божьих пророчеств, произнесённых пророками Наумом и Софонией за несколько десятилетий до описываемых событий. Произнесенными ещё тогда, когда Ассирия была великой империей.

Библейские пророчества

Книга пророка Наума

1 глава

8 стих: «…но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию».

10 стих: «…ибо сплетшиеся между собой как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома».

14 стих: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем».

15 стих: «…он совсем уничтожен».

2 глава

5 стих: «он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем: поспешают на стены города, но осада уже устроена»

6 стих: «Речные ворота отворятся и дворец разрушится».

9 стих: «Расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца запасам всякой драгоценной утвари».

13 стих: «Вот я — на тебя, говорит Господь Саваоф, и сожгу в дыму колесницы твои и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышен голос послов твоих».

3 глава

11 стих: «Так и ты опьянеешь и скроешься, так и ты будешь искать защиты от неприятеля».

12 стих: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами, если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть».

13 стих: «Вот и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои».

15 стих: «…там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч».

17 стих: «Князья твои — как саранча и военачальники твои — как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, — и не узнаешь места, где они были».

19 стих: «Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все услышавшие весть о тебе будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?»

Книга пророка Софонии

2 глава

13 стих: «и прострет Он руку Свою на север — и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня».

Выводы из пророчеств

1. Разрушение города при помощи наводнения (Наум 1:8, 2:6).

2. Город будет находиться в состоянии опьянения (Наум 1:10, 3:11).

3. Как нация, ассирийцы навсегда исчезнут (Наум 1:14, 15).

4. Паника в ассирийском войске, внезапность нападения врагов (Наум 2:9).

5. Разрушение дворца (Наум 2:6).

6. Разграбление города (Наум 2:9).

7. Безуспешные попытки Ассирии искать помощи у соседних держав (Наум 3:11).

8. Быстрое взятие города (Наум 3:12).

9. Город будет сожжен (Наум 2:13, 3:15).

10. Князья и военачальники покинут ассирийского царя в критический момент (Наум 3:17).

11. Радость соседних государств падению Ассирии (Наум 3:19).

12. Ниневия будет обращена в развалины (Софония 2:13).

13. Ниневия станет сухим местом, пустыней (Софония 2:13).

Продолжим наше повествование и посмотрим, сбылись ли столь точно и полно пророчества, изложенные выше. В 612 году до х. э. объединенное мидо-вавилонское войско вторглось на территорию, исконно принадлежавшую Ассирии, и начало быстрое продвижение к Ниневии [16, 15, 58, 35, 39, 42, 61]. В этот критический момент Сарданапал вместо того, чтобы организовать достойный отпор, ограничился лишь тем, что вывел войско за пределы города, не переставая там пьянствовать и веселиться. Подобное настроение царя передалось и войску, которое вскоре вообще перестало походить на организованную армию. Об этой ситуации в ассирийском войске стало известно у союзников, которые без особого труда внезапно нанесли ассирийцам страшное поражение, преследуя их до стен города. Однако, когда вавилоняне и мидийцы увидели Ниневию, они поняли, что на быструю победу рассчитывать не приходится. Ибо Ниневия, являющаяся после Вавилона вторым городом тогдашнего мира, была первоклассной крепостью. Стены города были 30 метров в высоту, 15 метров в толщину, их окружал ров шириной 15 метров [46, 74, 16]. В те далёкие времена осады городов длились многими и многими годами и поэтому осада Ниневии могла растянуться на 10—15 лет. Однако Божье пророчество вопреки всему этому говорило, что город будет взят быстро. Вскоре после того, как союзники осадили город, начались страшные проливные дожди. Ассирийцы, защищенные от дождей крышами города, со злорадством поглядывали на мокнущих мидян и вавилонян. С каждым днем положение союзников ухудшалось. И в этот момент, когда, казалось, что Ниневия может быть спасена, в одну из ночей предводители войска союзников получают известие о том, что из-за дождей река, омывающая город, вышла из берегов и снесла огромную часть крепостной стены (пророчество 1) [20, 56, 58, 28] [См. также: Глисон Арчер «Комментарий на Ветхий Завет», и работы Д. Баджера и Д. Майсингера, посвященные взятию Ниневии]. Получив это известие, мидо-вавилоняне начинают штурм города. Защитники же Ниневии, не ожидая нападения, продолжали пьянствовать и веселиться (пророчество 2) [11, 20, 58, 16, 39, 42, 28]. Увидев же на стенах города врагов, их охватила страшная паника, и они предались бегству. Квартал за кварталом, улицу за улицей занимали союзники, нещадно истребляя защитников (пророчество 8). А в это самое время во дворце шел пир, перешедший вскоре в дикую оргию. И в этот момент от вбежавшего воина сановники страны и царь узнают, что город взят. Еще минуту назад боготворившие своего владыку и пресмыкающиеся перед ним вельможи бегут от него, как от зачумленного, стараясь спасти свою жизнь (пророчество 10) [20, 11, 16, 39]. Сарданапал, свято веривший в несокрушимость Ниневии, а также в помощь своих союзников (последние, бывшие долгое время данниками Ассирии, а теперь ставшие независимыми царствами, либо отказали царю, либо, как Египет, не успели прийти на помощь (пророчество 7) [39, 42, 11, 58], теперь понимает, что все кончено, и вместе с семьей спускается в кладовые дворца, где, заперев двери, сжигает себя вместе с сокровищами. Последние были единственным, что ассирийский владыка действительно любил. Взяв город, союзники предали его своему войску на разграбление. Когда же было взято все, что можно было взять (пророчество 6) [35, 16, 17, 28, 58], город был сожжен (пророчество 9) [11, 16, 17, 39, 58], а Ниневия обращена в развалины (пророчества 5, 12) [11, 15, 16, 17, 35, 39, 42, 58], и скоро, спустя всего несколько лет, превратилась в пустыню, что даже местные жители не могли указать, где именно стоял этот громадный город (пророчество 13) [46, 74, 39]. Весть о падении Ассирии была с радостью встречена соседними народами, и особенно Иудеей (пророчество 11) [36, 16]. С падением Ассирии сами ассирийцы были истреблены, обращены в рабство, а частью смешались с близживущими народами. В результате этого, по прошествии совсем небольшого времени, как нация и народ, ассирийцы полностью перестали существовать, а затем и само их имя было забыто более чем на две тысячи лет (пророчество 3) [46, 74]. Итак, все 13 пророчеств точно исполнились. Необходимо сказать, что союзник Сарданапала египетский фараон Нехо, соединясь с преемником ассирийского царя — Ашшур-уббалитом, попытался восстановить Ассирию, но поражение в 609 году, а главное, в 605 году под Кархемышем привело к его полнейшему разгрому от вавилонян и отказу от попытки восстановить Ассирию. История Ассирии является хорошим уроком для нас, жителей XX века, ибо перед вторым пришествием Христа мир находится в таком же духовном упадке, как и древняя Ассирия, и сегодня никто не ожидает пришествия Христа подобно тому, как древние ассирийцы не ожидали штурма города. Во времена пророка Ионы Ассирия и её народ покаялись, однако затем вновь возвратились к прежним грехам, что и стало причиной их гибели. Так учтем же сегодня мы горький опыт Ассирии, придём ко Христу, покаявшись в своих грехах [10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 58, 20, 28, 35, 39, 40, 42, 46, 56, 69, 74, 61].

Моавитское и Аммонитянское царства

«Так как ты надеялся на твои дела на сокровища твои, то и ты будешь взят, и Хамос пойдёт в плен, вместе со своими священниками и своими князьями» (Иеремия 48:7)

Так обращался Бог через своего пророка к моавитскому народу. Так сегодня Бог обращается и к современному человеку, предупреждая нас, что если мы как в жизни, так и в деле спасения будем полагаться на себя, свои дела или богатства, то нас постигнет то же, что и эти древние царства.

Подобно Ассирии, существование Моава и Аммона на протяжении сотен лет отвергалось, а места в Библии, повествующие о них, как и сама Библия, назывались сказкой. Но теперь, выросшие как бы из небытия веков, эти два народа также свидетельствуют о верности Библии не только как исторической, но и пророческой книги.

Краткий очерк о моавитском и аммонитянском народе, об их верованиях

Если мы с вами откроем книгу Бытие на 19 главе, мы прочтем историю о падении Содома и Гоморры. Мы также прочтем о том, что из жителей города уцелел лишь Лот и две его дочери. Последние, находясь под впечатлением случившегося и подумав, что людей на земле не осталось, и боясь пресечения рода — совершили страшный грех. Напоив своего отца вином, «…сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая дочь сына, и нарекла ему имя: Моав, он отец моавитян доныне. И младшая также родила сына и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец аммонитян доныне» (Бытие, 19:36-38). Этот грех, лежащий у истоков истории этих народов, не только не стал последним, но, напротив, открыл целую плеяду преступлений, приведших к печальному концу. Прошли века, и на историческую сцену вышли два государства — Моав и Аммон. Первоначально они являли собой типичные протогосударственные образования, во главе которых хотя и стоял царь, но власть в большей степени принадлежала племенным старейшинам. Однако, со временем, царская власть окрепла, и страны, избавившись благодаря этому от внутренних усобиц, переходят к активной внешней политике. Ограбление соседних народов стало главной статьей дохода этих государств [39]. Одним из главных объектов их агрессии становится еврейское государство, несмотря на то, что древние евреи поначалу избегали воевать с этими народами, как с родственными, получив соответствующий наказ от Бога (Второзаконие 2:19). В 1283 году до х. э. Моав был разгромлен египетским фараоном Рамзесом II. Однако спустя совсем немного времени, Моав, обретя вновь независимость, продолжает свою агрессивную политику. В XIV в. до х. э. моавитский царь Еглон завоевывает израильтян, нещадно эксплуатируя их в течении 18 лет, пока иудей Аод не убивает его, возвратив Израилю независимость (Судей 3:12-30). Другой старинный враг иудеев — царство Аммон — было разгромлено одним из преемников Аода судьей Иеффаем (Суд. 11) [36]. Несмотря на эти страшные поражения Аммон и Моав быстро возрождались, в основном благодаря тому, что израильтяне, изгнав их со своей земли, прекращали преследование. Особо усилилось аммонитское царство при царе Наасе I (около 1067 года до х. э.). Победоносные войны против заиорданских племен и других близлежащих народов, а главным образом неимоверная жестокость, с которой Наас обращался с побежденными, привело к тому, что его имя стало внушать ужас. В самом начале правления Саула, Наас вторгается в Израиль и подступает к Иавису Галаадскому, предъявив его жителям ультиматум. Лишь быстрые и решительные действия Саула приносят городу избавление, а Наасу полный разгром (1 Царств, II) [36]. Начавшееся потепление отношений между Израилем и Аммоном при Давиде и Наасе II было грубо нарушено сыном Нааса II — Анноном. Последовавшая затем война заканчивается полным разгромом Аммона, который надолго сходит с исторической арены (I Паралипоменон 19, 20:1—3). Войдя при Давиде в подчинение Иудее, аммонитяне стремились использовать каждую возможность, чтобы вернуть себе независимость. Так при восстании Авессалома, Равва, столица Аммона, деятельно поддержала мятежника. По смерти же Соломона Аммон вновь обрел независимость [36]. Лишь при иудейском царе Иосафате (918-894) аммонитяне и моавитяне в союзе с едомлянами осмеливаются пойти на Израиль. Но этот союз не был долговечным. Еще до битвы с иудеями они ссорятся между собой до такой степени, что, вступив в бой, истребляют друг друга (2 Пар. 20:22). Вслед за этим Иосафат в союзе с израильским царем Иорамом выступает против моавитян. Царь последних Меса, потерпев несколько поражений, решил задобрить своего бога и принес ему во всесожжение своего сына, наследника престола. Это так поразило евреев, что они отступили от Моава (4 Царств 3:27). Здесь стоит бросить беглый взгляд на особенности религиозного культа моавитян. Их религия имела то общее, что роднит все языческие культы, то есть многобожие, человеческие жертвоприношения (см. главу «Филистимлянская держава»), дикие оргии, храмовая проституция и т. д. Однако культ бога Малхома в некоторой степени имел особенности: статуя этого бога представляла собой металлический истукан, держащий перед собой протянутые руки. На эти руки клался ребенок, именно ребенок, ибо, согласно поверью, Малхом приносил в жертву своих детей, затем ребенка закрепляли, у основания статуи разводился огонь, сжигающий жертву. Причем, данное действо длилось иногда часами. К 6 веку до х. э. моральное разложение этих народов достигло своего предела, жертвенники Малхому, Хамосу, Ваалу, Астарте все время плавали в человеческой крови, и чаша Божьего терпения была преисполнена. Божьи пророки предрекли суд над этими народами [11, 16, 17, 20, 56, 74, 42, 39].

Пророчества о Моаве и Аммоне, их исполнение

Книга пророка Иеремии

49 глава

2 стих: «Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь».

3 стих: «Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай, кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по городам, ибо Малхом пойдет в плен, вместе со священниками и князьями своими».

6 стих: «Но после того я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь».

Книга пророка Иеремии

48 глава

46 стих: «Горе тебе, Моав, погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои в пленение».

47 стих: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь».

Книга пророка Иезекииля

25 глава

4 стих: «За то вот Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».

5 стих: «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец».

7 стих: «За то вот Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя из числа народов и изглажу тебя из числа земель, сокрушу тебя и узнаешь, что Я Господь».

10 стих: «Для сынов востока и отдам его в наследие им вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов».

Книга Софонии

2 глава

9 стих: «Посему, живу Я! Говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие».

Выводы из пророчеств

1. Равва будет грудою развалин (Иер. 49:2).

2. Она будет сожжена во время битвы (Иер. 49:2, Амос 1:14).

3. Царь и военачальники страны пойдут в плен (Иер. 49:3, Амос 1:15).

4. Равва будет стойлом для верблюдов, а сыны аммонитян будут пастухами (Иез. 25:5)

5. Аммонитяне будут истребляемы разными народами и, в конце концов, как отдельная единая нация, исчезнут (Иез. 25:7).

6. Аммоном завладеют сыны востока, которые там поселятся (Иез. 25:4)

7. Моавом завладеют сыны востока (Иез. 25:10).

8. Моавитяне будут взяты в плен (Иер. 48:46)

9. В последнее время плен Моава и Аммона окончится (Иер. 48:47, 49:6).

10. Земли Моава и Аммона превратятся в пустыню (Соф. 2:9).

11. Этими народами будут владеть евреи (Соф. 2:9). Кроме этих пророчеств, Моаву и Аммону полностью посвящены 15 и 16 главы книги пророка Исайи, а также в книге пророка Амоса 1:13-14, 2:1-3.

Посмотрим, как же эти пророчества исполнились в истории.

Исполнение пророчеств

В 590-х годах до х. э. на территорию Палестины вторгаются несметные полчища вавилонян, руководимые молодым и талантливым царем Навуходоносором [39]. Убедившись, что по одиночке с вавилонянами не совладать, правители Моава и Аммона вступают в 594 г. до х. э. в союз с Иудеей, Едомом, Тиром и Сидоном против Вавилона. К союзу вскоре присоединился и Египет. По-видимому узнав о заключенном союзе, Навуходоносор огнем и мечом проходит по землям Моава и Аммона, обращая их города в развалины, а людей в рабство. Разгромив и спалив огнем Равву, в ходе ожесточенной битвы он уводит правителей Аммона и Моава в плен, а вместе с ними и значительное число жителей (пророчества 1, 2, 3, 8) [11, 16, 39, 42]. Оставшиеся в живых моавитяне и аммонитяне частью остаются на разоренной земле в качестве пастухов, а частью бегут в аравийскую пустыню. Так были разгромлены эти два древние царства.

Шли века, на место Вавилона пришла Мидо-Персия, затем империя Александра Македонского, которая распадается на четыре огромные части в результате битвы при Ипсе в 301 году до х. э., причем территория бывших Моава и Аммона вскоре оказывается под владычеством Селевкидов [12]. При царе Антиохе IV Эпифане в Иудее вспыхивают освободительная Маккавейская война, в результате которой Иудея вновь становится независимым государством во главе с династией Хасмонеев (160-37). Именно при Хасмонеях евреи захватывают территории Моава и Аммона (пророчество 11) [36, 16, 39]. Владела этими землями и династия Ирода, пришедшая на смену Хасмонеям. После этого хозяином этих земель становится Древний Рим, затем Византийская империя, затем арабы, потом турки. Последние, бывшие на протяжении многих веков хозяевами этих земель и создавшие огромную империю, с 1840 года лишились внешней политики и вступили в полосу глубокого кризиса, который разрешился в 1918 году крушением Османской империи. Одним из государств, образовавшихся в результате её распада, стала Иордания (1921 год), во главе с эмиром «сыном востока» Абдаллахом [15]. Если мы сегодня взглянем на карту этой страны, то увидим, что ее границы почти точно повторяют контуры двух древних царств Моава и Аммона. Новый правитель, желая показать, что его власть является преемственной, на месте древней Раввы строит город Аман (Амон) и называет его в честь древнего царства. По его приказу возводятся из небытия разрушенные сотни лет назад моавитские и аммонитские города, ставшие сегодня крупными центрами (пророчество 6) [10, 9] [См. политическую карту Палестины и исторические карты этой земли]. И далёкие потомки древних народов, уже омусульманенные, возвращаются на землю своих предков (пророчества 7, 9). Гонимые и истребляемые разными народами на протяжении долгих веков, они наконец вышли из плена и обрели свою родину, пусть даже с другими народами, родину, которая сейчас деятельно восстанавливается после тысячелетнего сна. И последнее. Если мы сегодня взглянем на географическую карту этих земель в VII веке до х. э., то мы увидим огромное количество рек и озер на этой земле; сегодня же эта земля представляет собой пустыню с остатками редких и полувысохших рек. Так сбылось и самое маловероятное пророчество, над которым смеялись на протяжении веков (пророчество 10) [10, 9] [См. географическую карту Палестины]. Пророчество о возвращении из плена имеет еще и духовный смысл. В книге пророка Исайи во II главе говорится о том, что в последнее время к Истине обратятся многие языческие народы, приняв Христа. И действительно сегодня принимают крещение тысячи арабов, в числе которых есть потомки древних народов. И сегодня Христос призывает людей выйти из духовного плена и получить из Его рук воду жизни [11, 10, 15, 16, 17, 20, 39, 42].