Как Петр относился к Иисусу

Пороть или не пороть — вот вопрос, который встает перед всеми родителями. Исследования показали, что не вид наказания имеет значение, а то, чтобы ребенок знал: он остается любимым и желанным, даже если его наказывают. Однако мой отец избирал порку как способ воспитания.

Когда мы были маленькими, он делал это легонько. Однажды, после того, как меня отшлепали, я подошел к маме с улыбкой на лице и сказал: «Мне даже не было больно!» В этом была моя грубейшая ошибка. Поскольку мама передала отцу мои слова, со следующего раза он делал свое дело как следует! Но самую большую порку я получил тогда, когда мой отец даже пальцем меня не тронул.

Наша семья отдыхала на острове посреди озера Галл, что в штате Мичиган. Мы с братом были там не первый раз и постоянно дрались. Это было наше любимое времяпрепровождение. Мы портили отдых себе и в особенности нашим родителям. Мой отец всеми способами пытался нас примирить. Он лишал нас десерта, оставлял без ужина, запирал на день в каюте, частенько порол нас. Ничего не помогало. Наконец настал момент, когда он позвал нас обоих к себе в каюту, видимо, пытаясь придумать еще какую-нибудь меру воздействия. Но, очевидно, вся его фантазия иссякла. И тогда я увидел, как на его глазах выступили слезы. Увидеть слезы на лице моего большого сильного отца было для меня чем-то новым. Я понял, что вызвал разочарование и сердечную боль у того, кто меня любил. И я не мог выдержать вида этих слез. Я бы выдержал любой вид наказания, но только не это. Вдруг я в действительности захотел измениться. Вот это и была самая крепкая порка из всех, которые я когда-нибудь получал!

Точно такой же урок получил в свое время Петр. Только что мы читали 26-ю главу Евангелия от Матфея — о переживаниях Иисуса в Гефсиманском саду. Ангел возвратился на небо, а Иисус велел Своим ученикам встать и идти. «И когда еще говорил. Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (ст. 47). «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его бежали» (ст. 55, 56).

Ученики, спавшие в саду, внезапно проснулись. Иуда же привел с собой толпу, договорившись поцелуем указать на Иисуса. Петр выхватил меч и отсек ухо рабу первосвященника. Когда Иисус кратко говорил с пришедшими, между Ним и толпой встал ангел, и на мгновение показалось, что планы первосвященников рухнули. Но ангел удалился, и ученики, клявшиеся Иисусу в верности, бежали в ночную тьму. Даже Петр, самый ревностный из учеников, искренне говоривший: «Если даже все оставят Тебя, то я никогда», — даже Петр оставил Его и бежал.

Затем толпа привела Его во дворец Каиафы. Там судьи пытались найти лжесвидетелей, выдвинувших бы против Него такие обвинения, на основании которых Иисуса можно было бы приговорить к смерти. Но лжесвидетели противоречили друг другу, и их обвинения не согласовывались. Иисус терпеливо ожидал, не проронив ни слова, пока наконец Каиафа не пришел в отчаяние. Он под клятвою повелел Иисусу сказать, является ли Он Сыном Божьим.

На этот раз Иисус нарушил молчание. Он ответил: «Я есмь». И тогда каждое ухо услышало Его признание, сделанное под клятвою перед первосвященником, а глаза всех увидели, как лицо Иисуса просияло небесным светом. Затем Иисус добавил то, о чем Каиафа и не спрашивал. Он сказал: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ст. 64).

Каиафа закричал: «Богохульство!» И толпа, поднявшись, начала бить, пинать Христа, плевать на Него. Та ночь в судилище Каиафы была ужасной. Они накрыли старой одеждой Его голову, били Его и спрашивали: «Если Ты пророк, почему бы Тебе не сказать» кто ударил Тебя?» Они плевали Ему в лицо. Так жестоко и так несправедливо, как поступили с Иисусом, не поступали ни с одним узником.

Но в эту ночь Иисус испытал еще более, глубокое страдание. Мы остановимся нашем, потому что оно связано с одним из Его ближайших последователей.

Когда толпа взяла Иисуса» ученики -кинулись от Него прочь через сад куда подальше но по крайней мере, двое из них возвратились и на расстоянии последовали, за толпой до самого дворца Каиафы. Это были Петр и Иоанн. Однако они не могли долго оставаться в отдалении от Учителя. Когда же вошли ;во двор,. .Иоанн расположился по возможности ближе к Иисусу, а Петр, присоединился к толпе у костра, стараясь согреться и пытаясь притворяться, будто он не знаком с Ними. Это знакомая история. Но иногда мы не останавливаемся достаточно подробно на тех шагах, какими Петр постепенно пришел к отречению от. своего Господа.

Первый шаг был сделан, когда Иисус попытался предостеречь Петра об опасности. Иисус сказал: «Все, вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано «поражу пастыря» и рассеются овцы стада»».

На это Петр сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».

Иисус сказал: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Петр настаивал: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26:31—34). Он был уверен в себе. Он чувствовал себя сильным. Петр был уверен, что у него достаточно силы воли и стойкости, чтобы выбрать правильное решение и все перенести. Он считал себя человеком, обладающим самодисциплиной, на которого Иисус может положиться, но не понимал, какая грозит ему опасность. Самоуверенность — это первый шаг к отречению от Господа, который делает человек.

Его вторым шагом к отречению была уступка искушению поспать вместо того, чтобы молиться. Легко сделать этот шаг, когда чувствуешь в себе самодовольство. Зачем молиться, когда можно поспать? Зачем нужна высшая сила, если у тебя самого есть сила и крепость? Мне бы хотелось предположить, что одна из основных причин» объясняющая, почему большинство христиан не проводят много времени в молитве, состоит в том, что они часто не чувствуют необходимости в помощи от Бога. Они сами прекрасно справляются со всем. Они предпочитают лишний час поспать утром, чем посвятить время общению со Христом, ибо они не чувствуют большой необходимости в молитве. А это ведет к следующему шагу:

Третий шаг Петра заключается в том, что он начал сражаться сам. Он думая что достаточно велик, чтобы одолеть врага своей силой; Он выступил против целой толпы с одним мечом. Но все, что ему удалось» — отсечь одно ухо, прячем даже не особенно важнее, за исключением разве того, что оно принадлежало рабу первосвященника!

Когда мы разрываем связи с источником силы, забываем, что не можем сражаться с врагами сами. Мы забываем, что только Бог может вести битвы за нас. Только Он имеет достаточную силу, А когда мы начинаем размахивать своими мечами, неизбежно следует поражение и постыднее бегство.

Четвертым шагом, предпринятым Петром в эту ночь, была попытка спасти самого себя. Иисус не стая с ним рядом и не помог ему сразиться с врагами так, как того хотел Петр. Поэтому он побежал, решив, что если у Иисуса недостаточно силы спасти его, то он спасет себя сам. И Петр нырнул в темноту.

Пятым шагом Петра было следование за Иисусом издали. Его доверию ко Христу был нанесен удар. Он не был готов полностью и окончательно порвать со Христом, но теперь он стал осторожен. Петр не хотел подходить достаточно близко и сознательно сохранял расстояние между собой и Иисусом. Поэтому он следовал за Иисусом издали.

Но ночь была холодной. Ночь всегда становится холодной, когда мы оказываемся далеко от Иисуса. Вы когда-нибудь убеждались в этом ? Итак, Петр сделал шестой шаг от Христа в поисках тепла и удобства там, где мир находит их. Он присоединился к группе людей у костра, пытаясь согреться. Но ему было как-то неуютно в этом окружении, приведшем его к следующему, седьмому шагу — лжесвидетельству. Петр ре вписывался в эту толпу. Когда остальная чернь смеялась, глядя на издевательства над Иисусом, Петру хотелось плакать. Но это могло привлечь к нему внимание, а люди не должны заметить» что, фактически он чужой среди них. Поэтому Петр заставлял себя смеяться громче всех. Когда озверевшая толпа начала посылать Христу проклятия, и насмешки, это стало раздражать Петра. Он продолжал играть свою роль, но игра не удалась, вот почему некоторое время спустя на него, обратили внимание.

И тогда Петр делает последний шаг к полному отречению от Господа. Когда человек отошел от Иисуса и нашел тепло и приют в мире, а кто-то спросил: «Не один ли ты из них? он отвечает: Нет!» Вот как это происходит. Когда, наконец становится тепло от костра, а люди указывают пальцем на Петра, он делает последний отступнический шаг и начинает клясться и божиться, что никогда не знал Иисуса.

Точно в этот миг Иисус повернулся и взглянул на Петра. Иисус повернулся с того места» где Его били, пинали и унижали, Иисус в терновом венце, со стекающими по лицу струйками крови повернулся и взглянул на Петра. Взгляды бывают разные, Когда Иисус посмотрел на Петра, это не был взгляд гнева и отвращения, но взгляд жалости и любви к Своему бедному ученику.

В тот момент мы, пожалуй, не назвали бы Петра учеником Иисуса. Он и сам отрицал это. Но Иисус знал, что Петр все еще принадлежал Ему. Петр не был лицемером. Он имел в виду именно то, что говорил, когда сказал о своей готовности умереть за Иисуса. Но Петр был слаб. Он постепенно удалился от Иисуса, от полного доверия Ему. Петр даже не заметил, как это произошло. Дьявол ведь всегда действует скрытно. Он не заставляет нас делать один гигантский скачок вниз. Сатана знает, что мы увидим опасность и сразу позовем на помощь Иисуса. Поэтому враг уводит нас мало-помалу, крошечными шагами, которые на первый взгляд кажутся невинными, отчего мы не сразу начинаем осознавать, что нуждаемся в Иисусе.

Иисус поглядел на Петра с любовью, разочарованием и печалью. Если Иисус когда-либо и нуждался в друге, так это теперь. Если Он когда-либо и нуждался в ком-то, кто даст Ему знать, что он еще с Ним, что он еще на Его стороне, так именно в тот ужасный час. Вот почему в ту ночь сердце Иисуса испытало величайшее страдание, ибо Его ближайшие друзья отреклись от Него.

Когда Петр встретился взглядом с Иисусом, волна воспоминаний нахлынула на него. Он вспомнил призыв у моря, когда Иисус сказал: «Я сделаю вас ловцами людей». Он вспомнил ночь на озере, когда он чуть не утонул из«за своей самонадеянности, но Иисус спас его. Он вспомнил, как Иисус пришел к нему на помощь в стычке по поводу храмовой пошлины. Он вспомнил, как всего несколько часов тому назад Иисус омыл ему ноги, терпеливо объясняя ошибочность его протеста. Петр вспомнил, как Иисус сказал ему: «Петр! Сатана просил посеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе. Я молился о тебе. Я молился о тебе» (см. Лк. 22:31, 32).

И когда Петр увидел бледное страдающее лицо Иисуса, Его дрожащие уста, стекающие капли крови, то не смог этого выдержать. Петр бросился бежать. Он выбежал со двора и помчался по темным улицам Иерусалима. Он добежал до Золотых ворот, спустился вниз по холму и пересек поток Кедрон. Он взбежал на другую сторону Гефсиманского сада и едва ли не ощупью пробрался до того места, где в эту ночь Иисус молился, плакал и где падали капли Его крови. Петр упал лицом вниз и желал только одного — умереть. Он знал, что из всех страданий, которые Иисус перенес в эту ночь, он причинил Ему самое большое. И мысль эта поразила Петра в самое сердце.

После памятной ночи в саду Петр совершенно изменился. Он прошел через кризис всей своей жизни. Любовь и прощение Иисуса дали ему надежду, и после этого он всегда мог уверенно и ясно нести добрую весть о том, что Иисус желал сделать даже для слабейшего из Его детей.

В ту ночь еще один из учеников желал умереть, и ему это удалось. Его звали Иуда. Иуда, наверное, был самым умным из двенадцати. Он понимал учение Иисуса о Его царстве. Он планировал учредить такое царство, но понимаемое по-своему, и отказался от своей мысли только после последней отчаянной попытки заставить Иисуса действовать по собственному плану. Когда Иисус накормил множество народа, Иуда старался заставить Его установить Его царство земною силой. Теперь он пытался вновь подтолкнуть Иисуса на трон. Боролись ли вы когда-нибудь в вашей жизни за то, чтобы посадить Иисуса на престол?

Иуда задумал искусный заговор. Фактически изменник стоил дороже тех тридцати сребреников, которые получил от иудейских старейшин. Его действительной целью было заставить Иисуса учредить земное царство в сесть на престоле. Он думая, что, предав Иисуса в руки религиозных вождей, он заставит Его совершить чудо ради Своего спасения, и тогда царство Иисуса как нового Мессии будет установлено. Иуда был уверен, что из уважения к его умной стратегии Иисус назначит его главным министром.

Все шло хорошо до того момента, когда в саду Иуда поцелуем предал Господа. Тогда он сказал священникам и правителям: «Держите Его». Он был абсолютно уверен что Иисус поставит Своих врагов на колени, освободит Себя и Своих учеников и займет израильский трон.

Но вместо этого Луда увидел, как Иисуса повели, словно агнца, на заклание. Он видел связанные руки Иисуса и то, как над Ним вздевались в судилище Каиафы, которое было пародией на правосудие, но никак не правосудием. И когда суд близился к концу, Иуду начал терзать страх, что он продал Иисуса на смерть.

Затем наступил один из самых драматических моментов суда над Иисусом. Иуда больше не мог выдержать. В книге «Христос — надежда мира» описывается такая сцена: «Внезапно в зале раздался хриплый голос, заставивший затрепетать все сердца: Он не виновен, пощади Его, Каиафа!

Высокорослый Иуда протискивался через испуганную толпу. Его лицо было бледным и измученным, крупные капли пота выступили на лбу. Бросившись к судейскому престолу, он швырнул к ногам священника те монеты, которые ему заплатили за предательство Господа, и схватил Каиафу за край одежды, умоляя освободить Иисуса, уверяя, что Он не совершил ничего достойного смерти…

«Согрешил я, — снова закричал Иуда, — предав кровь невинную»» (с. враг. 721, 722}.

Затем он росился к ногам Иисуса, умоляя Его спасти Себя. Но все, что Иисус ответил, было: «На сей час Я и пришел в этот мир».

Вы знаете конец истории об Иуде. Позднее по пути на Голгофу суетливая толпа задержалась у подножия дерева, где лежало изуродованное тело Иуды. Оно было разорвано веревкой, на которой он повесился.

После исповедания Иуды перед собравшимися суд Каиафы закончился очень быстро. Признавшись в предательстве Иисуса, Иуда выставил первосвященника в неприглядном свете, и Каиафа поспешил избавиться от недоуменных взглядов и замешательства.

Наступило раннее утро, и все намеченное синедрионом должно было быстро привестись в исполнение: то была пятница — начало Пасхи, и возбуждение толпы; достаточно сильное до сих пор, постепенно спадало. Первосвященники знали, что если Они отложат дело до окончания субботы, у них будет мала шансов осуществить свой план. Вот почему суд над Иисусом перед высшими религиозными вождями Божьего избранного народа быстро подошел к концу. Священники к служители Его храма рассмотрели Его дело и осудили Его. Теперь они объявили Его достойным смерти. Дивитесь» небеса, и изумляйся земля!