Как Иисус относился к боязливым

Вам доводилось чего-нибудь бояться? Когда вы были детьми, боялись ли вы блеска молнии и раскатов грома? Боялись ли вы ночью оставаться одни? Боялись ли вы старости, хирургической операции, потери работы? Боялись ли вы перемен, боялись ли заводить новых друзей или терять старых? Боялись ли вы, что не Попадете на небо и лишитесь вечной жизни?

Страх столь же стар, как и грех. Как видно из Книги Бытие, первое, что сделали Адам и Ева после того, как вкусили запретный плод, — поспешили скрыться. Бог стал искать их и сказал: «Адам, где ты? Почему ты скрылся?»

Адам ответил: «Я испугался».

Почему он испугался? Потому что совершил грех.

Последняя книга Библии, Откровение, весьма нелестно отзывается о страхе. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:7, 8). Какой пестрый перечень пороков сопутствует боязливым. В Писании порицается страх, ибо Бог уготовил для Своего народа нечто лучшее, чем страх.

В жизни Иисуса произошел интересный случай, который имеет прямое отношение к нашей теме. Это происшествие, связанное с бурей на Галилейском море. Оно описано в 4-й главе Евангелия от Марка: «Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону» (Мк. 4:35).

Обратите внимание, что предложение переплыть озеро в тот вечер исходило непосредственно от Иисуса. Ученики лишь подчинились Его повелению.

Иисус сказал: «Переправимся на ту сторону». «И они, отпустивши народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою, а Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк. 4:36—41). Вы бы, наверное, тоже испытали чувство благоговения, если бы такое случилось с вами. Но давайте возвратимся к событиям этой ночи и попытаемся представить себя их участника ми, вообразив, каким был предшествующий день.

А день был насыщен событиями. Иисус рассказывал людям много притч. Он исцелял больных, Он приносил утешение страждущим сердцам. Теперь Учитель устал и был очень голоден. Бог? Да. Голодный и уставший — может быть, уставший намного больше, чем все остальные! И вот они переплывают море в поисках спокойного места для отдыха.

Внезапно, как это часто бывает на море, с Гадаринских склонов яростно подул ветер и морская гладь вспенилась волнами. Завывающий ветер бешено швырял волны в борт лодки, грозя потопить ее. Чувствуя свою беспомощность перед грозной стихией, ученики потеряли всякую надежду на спасение, когда увидели, что лодка начинает наполняться водой.

Перепуганные, мечущиеся в поисках спасения, они забыли, что с ними в лодке был Иисус. Теперь, видя тщетность своих усилий и грозящую им гибель, они внезапно вспомнили, по Чьему повелению они вышли в море. В Иисусе была их единственная надежда. В отчаянии они закричали: «Господи! Господи!»

В повествовании об этом событии в Евангелии от Матфея сказано: «Господи! спаси нас». Ученики не сказали: «Господи, помоги нам». Между этими двумя выражениями существует большая разница. Если хотите, здесь поднимается вопрос о Божественной силе и человеческих возможностях. Где их взаимодействие? Оно было в том, что их собственные ресурсы истощились, и они поняли, что все, что им остается, это взывать ко Христу: «Господи, спаси нас». Он собирался сделать для них все.

Со своей стороны они сделали все возможное. Эти люди были выносливыми рыбаками, проводившими свою жизнь на берегу озера. Они знали Галилею, ее холмы, ветры и бури. Опытные рыбаки знали о коварных волнах и о том, как удержать лодку на плаву. Им было известно, как правильно распределять груз и как налегать на весла. Иисус же не был знатоком их дела — Он был плотником, а не рыбаком. Теперь Он был проповедником, и Его дело — нести людям истину и исцелять больных. Работая без устали весь день, Иисус теперь крепко спал. Теперь они должны были взять все в свои руки. Теперь настало время действовать им.

Но в конечном счете они обнаружили, что не способны справиться со стихией. Они пытались сделать все, что было в их силах, но тщетно. Наконец они обратились к Иисусу с мольбой: «Господи, спаси нас: мы погибаем!»

Никогда не оставалась незамеченной душа, обратившаяся к Господу с мольбой о помощи. Иисус встал, поднял руки, которыми творил дела милости, и сказал бушующему морю: «Умолкни, перестань» (Мк. 4:39). Ветер стихает, исчезают громадные волны. Тучи рассеиваются, и небо вновь сияет звездами. Лодка покачивается на тихой воде. Обращаясь к Своим ученикам, Иисус с печалью спрашивает: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (ст. 40).

А как бы повели себя вы при подобных обстоятельствах, если бы имели веру? Если, к примеру, на шоссе ваш автомобиль вот-вот столкнется с мчащейся навстречу машиной, что вы делаете? Расслабляетесь и улыбаетесь? Даете свободу ведущим колесам вашего автомобиля? Любуетесь открывшимся пейзажем?

Может быть, уместно вспомнить моравских миссионеров, которые плыли на корабле вместе с Джоном Уэсли. Он плыл в Америку обращать индейцев, но в конце пути сказал, расстроенный: «Я плыву в Америку обращать индейцев, но кто обратит меня?»

В Атлантическом океане разыгралась свирепая буря. Казалось, что корабль погружается на дно океана. Но моравские братья не испугались.

Джон Уэсли был поражен. Он спросил их, почему они были так спокойны. Они ответили: «Мы не боимся умереть».

То, что вы веруете, вовсе не гарантирует, что вы не можете оказаться на тонущем корабле, на дне моря. Или что вас не сожгут на костре, подобно Гусу и Иерониму. Вера не означает, что, заболев, вы обязательно исцелитесь от рака. Но люди, имеющие веру, не боятся смерти.

И еще. Люди, имеющие веру, не смотрят на Бога как на Того, к Кому следует обращаться лишь тогда, когда нет другого выхода. При любом выпавшем на их долю испытании они устремляются помыслами к Богу так же естественно, как цветок поворачивается к солнцу.

Как-то двое друзей разговаривали об их общем знакомом, который был серьезно болен. Один из них говорил о том, что были использованы различные способы лечения, приглашались известные доктора, но все оказалось безрезультатным. И под конец он сказал: «Я думаю, единственное, что остается, — это молиться».

После чего его собеседник удивленно спросил: «Неужели это поможет?»

Человек, имеющий веру, никогда не забывает, что Иисус находится на борту, он обращается к Нему в любой критической ситуации.

Итак, вера учеников была недостаточно крепкой. Иисус подметил это, но все равно спас их. И это добрая весть. Он спас их несмотря на слабость их веры.

Сегодня у нас достаточно поводов для опасений. Мы боимся за наше здоровье, за наших детей, за наши дома и земли. Нас тревожит то, что другие люди могут плохо подумать о нас. Бедный человек боится нужды, богатый опасается разорения. Мы боимся за Церковь, за будущее, за наше собственное спасение.

Чтобы избавиться от страхов, одного лишь присутствия Иисуса на борту недостаточно, как это было в случае с Его учениками. Хотя Иисус и был на борту, они забыли о Нем, как только начался шторм и стали вздыматься волны. Такое возможна и сегодня. Мы можем пребывать в общении со Христом, но еще не подчинить себя всецело Его воле. Ученики имели тесное общение с Иисусом. Они ходили вместе с Ним, беседовали, вместе молились и трудились. Ученики были очень близки с Иисусом, но порой становилось очевидно, что, несмотря на их тесную связь с Ним, они еще не доверились Ему полностью.

Однако Иисус оставался с ними. Он проявлял к ним терпение и побуждал их доверять Ему. И настало время, когда те же самые боязливые ученики уже не страшились ни котла с кипящим маслом, ни меча, ни пламени, ни распятия вниз головой, потому что они усвоили уроки веры и доверия, которые Иисус старался преподать им.

Любовь Христа изгоняет страх и изменяет все. В Библии сказано, что «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). У вас может тут же возникнуть вопрос: кто же имеет совершенную любовь? Если мы не имеем ее, то как нам избежать страха? Но речь идет не о нашей совершенной любви. Только Христос имеет такую любовь. И Его совершенная любовь изгоняет страх.

Думаю, многие родители играли со своими детьми, подбрасывая их в воздух, когда им было два-три года. Мне нравилось подбрасывать своих малышей вверх и наблюдать, как они хохочут или улыбаются, причем без тени страха, ибо знают, что папа любит их и обязательно поймает.

Однажды мы начали игру на стуле для пианино. Мой сын карабкался на стул и прыгал ко мне в руки. Это продолжалось, пока я не выдохся. Я сказал: «Хватит. Довольно».

«Еще раз, папа. Еще раз».

Наконец, пытаясь закончить игру, я отошел, полагая, что он понял меня.

Но он даже не обратил внимания. В тот момент, когда он вскарабкался на стул и прыгнул, я был в другом конце комнаты, и он больно ударился. Я чувствовал себя ужасно! Ничто не может сравниться с любовью и доверием маленького ребенка.

Иисус сказал ученикам: «Если не обратитесь и не будете как дети…» (Мф. 18:3). Он приглашает и нас возложить на Него все наши заботы, ибо Он печется о нас (1 Петр. 5:7). Но есть, одно большое различие: Христос никогда не устает, Он всегда с нами. Господь обещал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Но никто не сможет полностью предаться в руки Иисуса, пока не осознает всю силу Его любви и не поймет, сколь тщетны людские усилия без Его поддержки.

Обратите внимание на то, что делал Иисус во время бури. Он спал в лодке. Он не боялся. Мы бываем искушены думать, что Он не боялся потому, что был Богом. Поэт говорит, что Христос — Бог, и «никакие воды не могут поглотить корабль, на котором Он находится. Он — Владыка океана, земли и небес» (М. А. Бакер).

Но есть нечто такое, чего не следует упускать из виду, — то, как Иисус жил на этой земле. Когда Он проснулся и увидел бушующее море, в Его душе царил полный покой. Ни словом, ни взглядом не показал Он и тени страха, потому что страха в Его сердце не было. Он не боялся не потому, что владел всемогущей силой. Христос был абсолютно спокоен не оттого, что был «Владыкой океана, земли и небес». Этой силой Он не пользовался. Христос сказал: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:30). Он доверял силе Своего Отца. Иисус покоился в вере. Он верил в Божью любовь и заботу. И сила слова, которая смирила бурю, была силой Бога свыше, а не силой Бога внутри Него.

Если бы ученики полностью доверились Ему, они оставались бы спокойными. Их страх во время опасности стал доказательством неверия. Стараясь спасти себя, они забыли об Иисусе, и только лишь убедившись в тщетности своих усилий, ученики обратились за помощью ко Христу, и Он спас их.

Обратите внимание, насколько символично само укрощение бури. Рассмотрим его применительно ко спасению: как часто мы беспокоимся о том, будем ли мы спасены. И все это отвлекает наше внимание от Иисуса, нашего единственного источника силы. Мы приглашены вручить наши души Богу и довериться Ему (см. 1 Петр. 4:19). Он никогда не оставит нас, если мы приняли Его как нашу надежду и наше спасение. Мы можем оставить Его, но Он никогда не оставит нас.

А как обстоит дело с нашей христианской жизнью? Некоторые принимают жертву Христа на кресте; но когда они читают в Откр. 3:5: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни», то готовы впасть в отчаяние. Они говорят: я никогда не достигну этого, я никогда не смогу быть победителем. Я падаю и терплю поражение слишком часто и безо всякой борьбы.

Как часто мы переживаем то же, что и первые ученики Христа! Когда нас одолевают бури искушений, когда свирепо сверкают молнии и волны готовы поглотить нас, мы боремся с бурей в одиночку, забывая, что у нас есть Всесильный Помощник. Мы полагаемся на свои силы, пока не теряем надежду и не оказываемся на краю гибели. Тогда мы вспоминаем Иисуса, и, если мы воззовем к Нему с мольбой о помощи, наши просьбы будут услышаны. Хотя Спаситель с грустью укоряет нас за неверие и самонадеянность, Он никогда не отказывает нам в помощи, в которой мы нуждаемся.

Христиане должны остерегаться только одного: нам не следует полагаться лишь на свои собственные силы. Мы должны бояться вырвать нашу руку из руки Христа или пытаться идти христианским путем в одиночестве.

Но пока мы полагаемся на Христа, как Он полагался на Своего Отца здесь, на земле, мы в безопасности. У нас нет причин бояться, пока мы доверяем Его совершенной любви.